А.И. Покрышкин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 P-39 "Аэрокобра " Александра Ивановича Покрышкина

13 ноября 1985 года в Москве умер легендарный лётчик-ас, трижды герой Советского Союза, маршал авиации Александр Иванович Покрышкин.

Александр Иванович Покрышкин родился 13 июня 1913 года в Новониколаевске (ныне — Новосибирск) в семье фабричного рабочего.

Несмотря на то, что семья имела ограниченный достаток, и район был не самый благополучный, Покрышкин с детства много времени уделял учёбе.
Увлёкся авиацией в 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов. После этого мечта стать лётчиком никогда не покидала его. В 1928 году после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930 году, несмотря на протесты отца, он покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев.

                                           

                                                                                       учащийся ФЗУ

Саша Покрышкин выбрал профессию слесарь-лекальщик. Учился хорошо. На втором году обучения приказом директора его назначают помощником мастера производственного обучения. Во внеурочное время усиленно занимается спортом, посещает кружки – рационализаторов и авиамоделистов. Дело в том, что в 1925 году, когда Саше было 12 лет, он впервые увидел самолет. На борту самолета была надпись – «Сибревком». Самолет летал по городам Сибири с целью привлечения молодежи в авиацию. Саша, в числе многих, примчался на аэродром, протиснулся сквозь толпу, дотронулся до самолета. Его поразил запах самолета и особенно понравился летчик-богатырь в кожаной куртке, роговых очках и крагах-перчатках. Тогда и зародилась у него мечта о небе. В 1932 году Покрышкин получает специальность слесаря-лекальщика, аттестат об окончании ФЗУ и направляется в инструментальный цех №59 Сибкомбайнстроя, где он проработал около 9 месяцев. Следующая ступень в претворении в жизнь мечты – попасть в авиационное училище и стать летчиком. Ему повезло. В 1932 году в Новосибирск пришла разнарядка – три места для поступления в Пермское военно-авиационное училище, готовившее техников по обслуживанию самолетов.

Его мечта, казалось, вот-вот осуществится. К несчастью, профиль училища был внезапно изменён, и учиться пришлось на авиационных механиков. На официальные запросы о переводе на лётное отделение приходил стандартный ответ «Советская авиация нуждается в техниках». Выпустившись в 1933 году из Пермской военно-технической школы (ул. Орджоникидзе, дом 12, на пересечении с Комсомольским проспектом), он быстро рос в должности. В декабре 1934 года стал старшим авиационным механиком 74-й пехотной дивизии. Он оставался в этой должности до ноября 1938 года. Во время этого периода стала выявляться его творческая натура: он предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.
В конце концов, Покрышкин добился своего, обманув начальство: во время отпуска зимой 1938 года он прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней. Это автоматически делало его годным к поступлению в лётную школу.

                                   

Даже не упаковав чемодан, он сел на поезд. Выпустился с высшими оценками в 1939 году и в звании старшего лейтенанта был распределён в 55 истребительный полк  20-й смешанной авиационной дивизии, штаб которой стоял в столице Молдавии Кишиневе. Там и встретил Александр Иванович Покрышкин первый день войны

В июне 1941 года этот полк был дислоцирован в Молдавии, у самой границы, и аэродром, на котором базировался полк, где служил Покрышкин, подвергся бомбардировке в первые же часы войны. Однако самолёты были надёжно замаскированы и от бомбардировок потерь не понесли. Наоборот, дежурное звено находилось в воздухе и сбило несколько Хеншелей, два Юнкерса и один Месершмитт. Понес потери и 55-й полк: погибли лётчики Семен Яковлевич Овчинников и Александр Матвеевич Суров.
В первом же боевом вылете Покрышкин подбил советский самолёт – лёгкий бомбардировщик  СУ-2  211-го бомбардировочного авиаполка.

 

                                                                                                    СУ-2

 Повреждённый бомбардировщик совершил вынужденную посадку. Его пилот не пострадал, но штурман был ранен и вскоре умер. А первого июля над Прутом Покрышкин сбил первого немца – его жертвой стал истребитель Ме-109.

 

                                                                                        Ме-109

Причём это был не рядовой лётчик, а ведущий группы из пяти самолётов. Ведомый Покрышкина из-за проблем с мотором из боя вышел, и Покрышкин сражался один против пяти истребителей. Однако после потери ведущего немцы прекратили бой и улетели за Прут.
В следующем бою Покрышкин и сам оказался близок к гибели: сбив два Hs-126, он попал под огонь наземных сил противника.

 

                                                                                              Hs-126

 Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, срикошетила от левой стороны кабины и оцарапала подбородок, залив кровью приборную доску .

                          

                                                                               декабрь 1941 года

В декабре 1941 Покрышкин, управляя МиГ-3, взлетел, несмотря на грязь и дождь после того, как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков фон Клейста, который был остановлен перед городом Шахты и затем был потерян советской разведкой. После того как он, несмотря на кончавшееся топливо и тяжёлые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию, Покрышкин был награждён Орденом Ленина.

                                           МиГ-3, на котором летал Покрышкин в начале войны

Вскоре после этого случая полк пересадили на Як-1.

 

                                                                                     Як-1

Самолёты были бэушные – соседний полк убывал на завод за новыми самолётами, а старые передавал 55-му полку. Покрышкин одержал на Яке  7 побед: 2 Ju-88, один Ме-110 и 4 Ме-109.

В самом начале зимы 1943 года его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип американского истребителя Р-39 “ Аэрокобра “.

 

                                                             Р-39 “ Аэрокобра “

1 – винт Кёртисс постоянного числа оборотов. 2 – броня редуктора мотора. 3 – пушка Испано Ml калибра 20-мм, 4 и 5– пулеметы Кольт-Браунинг калибра 12,7 мм, 6 – приборная панель, 7– переднее пуленепробиваемое стекло. 7а – броневая плита. 8– сиденье для пилота. 9 – противокапотажный шпангоут. 10 – двигатель Эллисон. 11 и 12 – всасывающий патрубок карбюратора. 13 – расширительный бачок, 14 – триммер руля направления. 15 – радиопередатчик. 16 – радиоприёмник.  17 – ракетница. 18 – маслобак. 19 – радиатор. 20 – червяк механизма уборки шасси. 21 – щитки. 22 – триммер элерона. 23 – матерчатая обшивка элерона. 24 – убираемая посадочная фара. 25 – трубка Пито. 26 – пневматики высокого давления. 27 – крыльевые пулемёты Кольт-Браунинг. 28 – шпиндель червячного колеса. 29 – отсек крыла. 30 – нервюра. 31 – отсеки бензобаков. 32 – тоннель для охлаждения радиаторной жидкости. 32а – тоннель для охлаждения масла из маслорадиатора. 33 – лонжерон центроплана. 34 – место для носового колеса. 35 – складываюийся подкос передней стойки. 36 – створки носового колеса. 37 – ось вращения носового колеса. 38 – амортизационная стойка носового колеса. 39 – траверса. 40 – демпфер «шимми».

Во время тренировок Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным советской военной авиационной доктрины.

                                                     

                                                                                       Н.В. Исаев

Командир сфабриковал дело против Покрышкина в полевом суде, обвинив его в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам. Однако высшая инстанция оправдала его.

В январе 1943 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943. Во время первого же своего вылета на новом самолёте Покрышкин сбил Me-109. На следующий день, 9 апреля, он смог подтвердить ещё два из семи сбитых им самолётов.

Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109.

 

                                                                               Bf-109

Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943, звание майора ему было присвоено в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943 года.

В этот период Покрышкин вновь проявил свои задатки изобретателя: однажды после жаркого боя, в котором он бил три немецких самолёта, ас вызвал на стоянку инженера и попросил его провести еще одно усовершенствование – соединить управление всем оружием «Кобры» на одну гашетку. В следующем бою фашистский самолет, напоровшись на мощный залп, сразу же развалился в воздухе. Вскоре такие доработки были проведены и на других «Кобрах».

Кубанское воздушное сражение – самое напряженное и ожесточенное во всей Второй мировой войне.

 

Именно весной 1943 года на Кубани взошла звезда одного из самых доблестных воинов в истории Руси. Здесь 30-летний капитан Александр Иванович Покрышкин, встретивший войну безвестным командиром звена, стал прославленным асом.

 

                                                            В отпуске со своей семьёй

На сравнительно узком участке фронта были сосредоточены сотни самолетов с обеих сторон. Установилась ясная погода, и в небе, по воспоминаниям многочисленных очевидцев, шла «настоящая рубка». Немцы направили на Кубань свои лучшие эскадры, в том числе известную 52-ю, где воевали их самые результативные асы – «эксперты».

 

                           Вальтер Крупински ( 197 побед )  Эрих Хартман - лучший ас Люфтваффе ( 352 победы )

Но на этот раз коса нашла на камень. Гвардия «сталинских соколов» переломила ход битвы в небе войны. Как сообщает вышедшая в Германии книга «История воздушной войны. 1910–1970»: «Советские летчики, воевавшие на Кубани, завоевали мировую известность. Во главе их стоял Александр Покрышкин».

 

Он открывал огонь не по устаревшим инструкциям: «С 200 метров пусть стреляют слабаки».

 

После математически точно рассчитанных мощнейших ударов в упор, с 50-100 метров, по мотору и кабине разваливались на части «мессершмитты», превращались в огненный шар разрыва загруженные бомбами Юнкерсы  Ju-88.

 

                                                                                     Ju-88

Первым сокрушительную силу «соколиных ударов» Покрышкина оценил противник. Немцы – и это единственный случай – сразу поднимали тревогу при обнаружении Покрышкин в небе. Он вызывал у них настоящий страх. О разработанной Покрышкиным тактике истребителей докладывалось лично рейхсмаршалу Герингу. За летчиком, умевшим сбивать в одном бою по три-четыре самолета, была организована охота, оставшаяся безуспешной. «Не однажды доводилось нам слышать по радио, – пишет Герой Советского Союза летчик-штурмовик А. А. Тимофеева-Егорова, – «Внимание! Внимание! В воздухе Покрышкин!» Открытым текстом радировали предостережение немецкие посты наблюдения, и фашистские асы без промедления покидали жаркое кубанское небо.

 

В феврале 1944 Покрышкин получил повышение и предложение небоевой работы – управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и остался в своём старом полку в прежнем звании. Однако, он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта, применяя разработанные и проверенные им схемы воздушных боёв.

 

 

 

 

                  

 

В июне 1944 Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й Гвардейской авиадивизией. 19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

 Список известных побед Гвардии полковника А. И. Покрышкина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п

Д а т а

Сбитые
самолёты

Место воздушного боя
( одержанной победы )

Свои
самолёты

1

26.06.1941 г.

1  Ме-109

Яссы - Стефанешты

МиГ-3, И-16, Як-1,

Р-39 "Аэрокобра".

2

03.07.1941 г.

1  PZL-24

Страшены

3

05.07.1941 г.

1  Hs-126  ( в паре - 1 / 2 )

юж. Бельцы

4

09.07.1942 г.

1  Ме-109

Берестовая

5

02.08.1942 г.

1  Ме-110  ( в группе - 2 / 5 )

Ново - Михайловская

6

09.04.1943 г.

1  Ме-109

Крымская - Абинская

7

12.04.1943 г.

1  Ме-109

вост. Троицкая

8

2  Ме-109

вост. Абинская

9

15.04.1943 г.

1  Ме-109

Гостогаевский - Семенцовский

10

16.04.1943 г.

1  Ме-109

юж. Холмская

11

20.04.1943 г.

1  Ме-109

юго - зап. Цемесская бухта

12

21.04.1943 г.

1  Ме-109

Цемесская бухта

13

24.04.1943 г.

1  Ме-109

юж. свх. Мысхако

14

30.04.1943 г.

1  Ме-109

вост. Ахтырская

15

04.05.1943 г.

2  Ju-87

Нижнебаканская

16

1  Ме-109

юж. Семенцовский

17

05.05.1943 г.

1  Ме-109

юж. Нижнебаканская

18

06.05.1943 г.

1  Ме-109

юж. Нижнебаканская

19

08.05.1943 г.

1  Ju-87

зап. Нижнебаканская

20

1  Ме-109

Молдаванское

21

14.05.1943 г.

1  Ju-87

зап. Нижнебаканская

22

29.05.1943 г.

1  Ju-88

Варениковская

23

31.05.1943 г.

1  Ме-109

Крымская

24

14.06.1943 г.

1  Ме-109

сев. Колобатка

25

1  Ме-109

сев. - зап. Славянская

26

22.07.1943 г.

1  Ме-109

юго - зап. Киевское

27

23.07.1943 г.

1  Ме-109

Калиновский-1

28

17.08.1943 г.

1  Ju-88

Краматорская - Балбасовка

29

22.08.1943 г.

1  Ме-109

Успенская

30

23.08.1943 г.

1  Ju-87

сев. - зап. Артемовка

31

19.09.1943 г.

1  Ju-88

вост. Терпение

32

21.09.1943 г.

2  Ju-87

сев. - вост. Большой Токмак

33

1  Ju-88

сев. Большой Токмак

34

1  Ju-88

юго - зап. Мелочанск

35

07.10.1943 г.

1  Ju-88

зап. окр. Тамбовка

36

05.11.1943 г.

1  Ju-52

упал в Чёрное море

37

06.11.1943 г.

1  Ju-52

упал в Чёрное море

38

19.11.1943 г.

1  Ju-52

юж. Тендеровская коса

39

28.11.1943 г.

1  Ju-87

вост. о. Русский

40

16.12.1943 г.

1  "Шторх"

юго - зап. Калиновка

41

16.07.1944 г.

1  Ju-87

зап. Тобулев

42

1  Ju-87

зап. Сушно

   Всего сбитых самолётов - 46 + 6  [ 43 + 3 ];  боевых вылетов - более 650;  воздушных боёв - около 140.

Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 – в группе.

Последнего фашистского лётчика он сбил в небе над Прагой в мае 1945 года.

После войны Покрышкина стали обходить при повышении в звании.

 

                                                                            на Параде Победы

 Лишь в августе 1953 он получил звание генерал-майора. Однако он никогда не занимал высших постов в авиации. 

                     

                                                                   с женой после войны

Самым высоким был пост главы ДОСААФ. Покрышкин снова подвергся остракизму за свою честность и прямоту. Несмотря на сильное давление, он отказался прославлять Брежнева и его роль в битве за Кубань.

 

                                                     А.И. Покрышкин,  Г.К. Жуков,  И.Н. Кожедуб

Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 в Москве в возрасте 72 лет от тяжелой болезни.

      

                                                        могила А.И. Покрышкина         

 В Новосибирске установлены бюст и памятник, есть станция метрополитена  «имени Маршала Покрышкина».

 

Памятник Герою открыт в городе Краснодаре, а на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. 

                               

 Так же мемориальные доски установлены в Москве, Киеве и Новосибирске. Именем Покрышкина названы улицы в Москве, Новосибирске, Иркутске, Краснодаре, Ангарске и других городах. Имя Героя носит Новосибирский учебный авиационный центр.

                            “ Аэрокобра “ Александра Ивановича Покрышкина