А.И. Покрышкин
P-39 "Аэрокобра " Александра Ивановича Покрышкина
13 ноября 1985 года в Москве умер легендарный лётчик-ас, трижды герой Советского Союза, маршал авиации Александр Иванович Покрышкин.
Александр Иванович Покрышкин родился 13 июня 1913 года в Новониколаевске (ныне — Новосибирск) в семье фабричного рабочего.
Несмотря на то, что семья имела ограниченный достаток, и район был не самый благополучный, Покрышкин с детства много времени уделял учёбе.
Увлёкся авиацией в 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов. После этого мечта стать лётчиком никогда не покидала его. В 1928 году после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930 году, несмотря на протесты отца, он покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев.
учащийся ФЗУ
Саша Покрышкин выбрал профессию слесарь-лекальщик. Учился хорошо. На втором году обучения приказом директора его назначают помощником мастера производственного обучения. Во внеурочное время усиленно занимается спортом, посещает кружки – рационализаторов и авиамоделистов. Дело в том, что в 1925 году, когда Саше было 12 лет, он впервые увидел самолет. На борту самолета была надпись – «Сибревком». Самолет летал по городам Сибири с целью привлечения молодежи в авиацию. Саша, в числе многих, примчался на аэродром, протиснулся сквозь толпу, дотронулся до самолета. Его поразил запах самолета и особенно понравился летчик-богатырь в кожаной куртке, роговых очках и крагах-перчатках. Тогда и зародилась у него мечта о небе. В 1932 году Покрышкин получает специальность слесаря-лекальщика, аттестат об окончании ФЗУ и направляется в инструментальный цех №59 Сибкомбайнстроя, где он проработал около 9 месяцев. Следующая ступень в претворении в жизнь мечты – попасть в авиационное училище и стать летчиком. Ему повезло. В 1932 году в Новосибирск пришла разнарядка – три места для поступления в Пермское военно-авиационное училище, готовившее техников по обслуживанию самолетов.
Его мечта, казалось, вот-вот осуществится. К несчастью, профиль училища был внезапно изменён, и учиться пришлось на авиационных механиков. На официальные запросы о переводе на лётное отделение приходил стандартный ответ «Советская авиация нуждается в техниках». Выпустившись в 1933 году из Пермской военно-технической школы (ул. Орджоникидзе, дом 12, на пересечении с Комсомольским проспектом), он быстро рос в должности. В декабре 1934 года стал старшим авиационным механиком 74-й пехотной дивизии. Он оставался в этой должности до ноября 1938 года. Во время этого периода стала выявляться его творческая натура: он предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.
В конце концов, Покрышкин добился своего, обманув начальство: во время отпуска зимой 1938 года он прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней. Это автоматически делало его годным к поступлению в лётную школу.
Даже не упаковав чемодан, он сел на поезд. Выпустился с высшими оценками в 1939 году и в звании старшего лейтенанта был распределён в 55 истребительный полк 20-й смешанной авиационной дивизии, штаб которой стоял в столице Молдавии Кишиневе. Там и встретил Александр Иванович Покрышкин первый день войны
В июне 1941 года этот полк был дислоцирован в Молдавии, у самой границы, и аэродром, на котором базировался полк, где служил Покрышкин, подвергся бомбардировке в первые же часы войны. Однако самолёты были надёжно замаскированы и от бомбардировок потерь не понесли. Наоборот, дежурное звено находилось в воздухе и сбило несколько Хеншелей, два Юнкерса и один Месершмитт. Понес потери и 55-й полк: погибли лётчики Семен Яковлевич Овчинников и Александр Матвеевич Суров.
В первом же боевом вылете Покрышкин подбил советский самолёт – лёгкий бомбардировщик СУ-2 211-го бомбардировочного авиаполка.
СУ-2
Повреждённый бомбардировщик совершил вынужденную посадку. Его пилот не пострадал, но штурман был ранен и вскоре умер. А первого июля над Прутом Покрышкин сбил первого немца – его жертвой стал истребитель Ме-109.
Ме-109
Причём это был не рядовой лётчик, а ведущий группы из пяти самолётов. Ведомый Покрышкина из-за проблем с мотором из боя вышел, и Покрышкин сражался один против пяти истребителей. Однако после потери ведущего немцы прекратили бой и улетели за Прут.
В следующем бою Покрышкин и сам оказался близок к гибели: сбив два Hs-126, он попал под огонь наземных сил противника.
Hs-126
Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, срикошетила от левой стороны кабины и оцарапала подбородок, залив кровью приборную доску .
декабрь 1941 года
В декабре 1941 Покрышкин, управляя МиГ-3, взлетел, несмотря на грязь и дождь после того, как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков фон Клейста, который был остановлен перед городом Шахты и затем был потерян советской разведкой. После того как он, несмотря на кончавшееся топливо и тяжёлые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию, Покрышкин был награждён Орденом Ленина.
МиГ-3, на котором летал Покрышкин в начале войны
Вскоре после этого случая полк пересадили на Як-1.
Як-1
Самолёты были бэушные – соседний полк убывал на завод за новыми самолётами, а старые передавал 55-му полку. Покрышкин одержал на Яке 7 побед: 2 Ju-88, один Ме-110 и 4 Ме-109.
В самом начале зимы 1943 года его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип американского истребителя Р-39 “ Аэрокобра “.
Р-39 “ Аэрокобра “
1 – винт Кёртисс постоянного числа оборотов. 2 – броня редуктора мотора. 3 – пушка Испано Ml калибра 20-мм, 4 и 5– пулеметы Кольт-Браунинг калибра 12,7 мм, 6 – приборная панель, 7– переднее пуленепробиваемое стекло. 7а – броневая плита. 8– сиденье для пилота. 9 – противокапотажный шпангоут. 10 – двигатель Эллисон. 11 и 12 – всасывающий патрубок карбюратора. 13 – расширительный бачок, 14 – триммер руля направления. 15 – радиопередатчик. 16 – радиоприёмник. 17 – ракетница. 18 – маслобак. 19 – радиатор. 20 – червяк механизма уборки шасси. 21 – щитки. 22 – триммер элерона. 23 – матерчатая обшивка элерона. 24 – убираемая посадочная фара. 25 – трубка Пито. 26 – пневматики высокого давления. 27 – крыльевые пулемёты Кольт-Браунинг. 28 – шпиндель червячного колеса. 29 – отсек крыла. 30 – нервюра. 31 – отсеки бензобаков. 32 – тоннель для охлаждения радиаторной жидкости. 32а – тоннель для охлаждения масла из маслорадиатора. 33 – лонжерон центроплана. 34 – место для носового колеса. 35 – складываюийся подкос передней стойки. 36 – створки носового колеса. 37 – ось вращения носового колеса. 38 – амортизационная стойка носового колеса. 39 – траверса. 40 – демпфер «шимми».
Во время тренировок Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным советской военной авиационной доктрины.
Н.В. Исаев
Командир сфабриковал дело против Покрышкина в полевом суде, обвинив его в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам. Однако высшая инстанция оправдала его.
В январе 1943 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943. Во время первого же своего вылета на новом самолёте Покрышкин сбил Me-109. На следующий день, 9 апреля, он смог подтвердить ещё два из семи сбитых им самолётов.
Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109.
Bf-109
Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943, звание майора ему было присвоено в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943 года.
В этот период Покрышкин вновь проявил свои задатки изобретателя: однажды после жаркого боя, в котором он бил три немецких самолёта, ас вызвал на стоянку инженера и попросил его провести еще одно усовершенствование – соединить управление всем оружием «Кобры» на одну гашетку. В следующем бою фашистский самолет, напоровшись на мощный залп, сразу же развалился в воздухе. Вскоре такие доработки были проведены и на других «Кобрах».
Кубанское воздушное сражение – самое напряженное и ожесточенное во всей Второй мировой войне.
Именно весной 1943 года на Кубани взошла звезда одного из самых доблестных воинов в истории Руси. Здесь 30-летний капитан Александр Иванович Покрышкин, встретивший войну безвестным командиром звена, стал прославленным асом.
В отпуске со своей семьёй
На сравнительно узком участке фронта были сосредоточены сотни самолетов с обеих сторон. Установилась ясная погода, и в небе, по воспоминаниям многочисленных очевидцев, шла «настоящая рубка». Немцы направили на Кубань свои лучшие эскадры, в том числе известную 52-ю, где воевали их самые результативные асы – «эксперты».
Вальтер Крупински ( 197 побед ) Эрих Хартман - лучший ас Люфтваффе ( 352 победы )
Но на этот раз коса нашла на камень. Гвардия «сталинских соколов» переломила ход битвы в небе войны. Как сообщает вышедшая в Германии книга «История воздушной войны. 1910–1970»: «Советские летчики, воевавшие на Кубани, завоевали мировую известность. Во главе их стоял Александр Покрышкин».
Он открывал огонь не по устаревшим инструкциям: «С 200 метров пусть стреляют слабаки».
После математически точно рассчитанных мощнейших ударов в упор, с 50-100 метров, по мотору и кабине разваливались на части «мессершмитты», превращались в огненный шар разрыва загруженные бомбами Юнкерсы Ju-88.
Ju-88
Первым сокрушительную силу «соколиных ударов» Покрышкина оценил противник. Немцы – и это единственный случай – сразу поднимали тревогу при обнаружении Покрышкин в небе. Он вызывал у них настоящий страх. О разработанной Покрышкиным тактике истребителей докладывалось лично рейхсмаршалу Герингу. За летчиком, умевшим сбивать в одном бою по три-четыре самолета, была организована охота, оставшаяся безуспешной. «Не однажды доводилось нам слышать по радио, – пишет Герой Советского Союза летчик-штурмовик А. А. Тимофеева-Егорова, – «Внимание! Внимание! В воздухе Покрышкин!» Открытым текстом радировали предостережение немецкие посты наблюдения, и фашистские асы без промедления покидали жаркое кубанское небо.
В феврале 1944 Покрышкин получил повышение и предложение небоевой работы – управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и остался в своём старом полку в прежнем звании. Однако, он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта, применяя разработанные и проверенные им схемы воздушных боёв.
В июне 1944 Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й Гвардейской авиадивизией. 19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.
Список известных побед Гвардии полковника А. И. Покрышкина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )
№ |
Д а т а |
Сбитые |
Место воздушного боя |
Свои |
1 |
26.06.1941 г. |
1 Ме-109 |
Яссы - Стефанешты |
МиГ-3, И-16, Як-1, Р-39 "Аэрокобра". |
2 |
03.07.1941 г. |
1 PZL-24 |
Страшены |
|
3 |
05.07.1941 г. |
1 Hs-126 ( в паре - 1 / 2 ) |
юж. Бельцы |
|
4 |
09.07.1942 г. |
1 Ме-109 |
Берестовая |
|
5 |
02.08.1942 г. |
1 Ме-110 ( в группе - 2 / 5 ) |
Ново - Михайловская |
|
6 |
09.04.1943 г. |
1 Ме-109 |
Крымская - Абинская |
|
7 |
12.04.1943 г. |
1 Ме-109 |
вост. Троицкая |
|
8 |
2 Ме-109 |
вост. Абинская |
||
9 |
15.04.1943 г. |
1 Ме-109 |
Гостогаевский - Семенцовский |
|
10 |
16.04.1943 г. |
1 Ме-109 |
юж. Холмская |
|
11 |
20.04.1943 г. |
1 Ме-109 |
юго - зап. Цемесская бухта |
|
12 |
21.04.1943 г. |
1 Ме-109 |
Цемесская бухта |
|
13 |
24.04.1943 г. |
1 Ме-109 |
юж. свх. Мысхако |
|
14 |
30.04.1943 г. |
1 Ме-109 |
вост. Ахтырская |
|
15 |
04.05.1943 г. |
2 Ju-87 |
Нижнебаканская |
|
16 |
1 Ме-109 |
юж. Семенцовский |
||
17 |
05.05.1943 г. |
1 Ме-109 |
юж. Нижнебаканская |
|
18 |
06.05.1943 г. |
1 Ме-109 |
юж. Нижнебаканская |
|
19 |
08.05.1943 г. |
1 Ju-87 |
зап. Нижнебаканская |
|
20 |
1 Ме-109 |
Молдаванское |
||
21 |
14.05.1943 г. |
1 Ju-87 |
зап. Нижнебаканская |
|
22 |
29.05.1943 г. |
1 Ju-88 |
Варениковская |
|
23 |
31.05.1943 г. |
1 Ме-109 |
Крымская |
|
24 |
14.06.1943 г. |
1 Ме-109 |
сев. Колобатка |
|
25 |
1 Ме-109 |
сев. - зап. Славянская |
||
26 |
22.07.1943 г. |
1 Ме-109 |
юго - зап. Киевское |
|
27 |
23.07.1943 г. |
1 Ме-109 |
Калиновский-1 |
|
28 |
17.08.1943 г. |
1 Ju-88 |
Краматорская - Балбасовка |
|
29 |
22.08.1943 г. |
1 Ме-109 |
Успенская |
|
30 |
23.08.1943 г. |
1 Ju-87 |
сев. - зап. Артемовка |
|
31 |
19.09.1943 г. |
1 Ju-88 |
вост. Терпение |
|
32 |
21.09.1943 г. |
2 Ju-87 |
сев. - вост. Большой Токмак |
|
33 |
1 Ju-88 |
сев. Большой Токмак |
||
34 |
1 Ju-88 |
юго - зап. Мелочанск |
||
35 |
07.10.1943 г. |
1 Ju-88 |
зап. окр. Тамбовка |
|
36 |
05.11.1943 г. |
1 Ju-52 |
упал в Чёрное море |
|
37 |
06.11.1943 г. |
1 Ju-52 |
упал в Чёрное море |
|
38 |
19.11.1943 г. |
1 Ju-52 |
юж. Тендеровская коса |
|
39 |
28.11.1943 г. |
1 Ju-87 |
вост. о. Русский |
|
40 |
16.12.1943 г. |
1 "Шторх" |
юго - зап. Калиновка |
|
41 |
16.07.1944 г. |
1 Ju-87 |
зап. Тобулев |
|
42 |
1 Ju-87 |
зап. Сушно |
||
Всего сбитых самолётов - 46 + 6 [ 43 + 3 ]; боевых вылетов - более 650; воздушных боёв - около 140. |
Последнего фашистского лётчика он сбил в небе над Прагой в мае 1945 года.
После войны Покрышкина стали обходить при повышении в звании.
на Параде Победы
Лишь в августе 1953 он получил звание генерал-майора. Однако он никогда не занимал высших постов в авиации.
с женой после войны
Самым высоким был пост главы ДОСААФ. Покрышкин снова подвергся остракизму за свою честность и прямоту. Несмотря на сильное давление, он отказался прославлять Брежнева и его роль в битве за Кубань.
А.И. Покрышкин, Г.К. Жуков, И.Н. Кожедуб
Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 в Москве в возрасте 72 лет от тяжелой болезни.
могила А.И. Покрышкина
В Новосибирске установлены бюст и памятник, есть станция метрополитена «имени Маршала Покрышкина».
Памятник Герою открыт в городе Краснодаре, а на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
Так же мемориальные доски установлены в Москве, Киеве и Новосибирске. Именем Покрышкина названы улицы в Москве, Новосибирске, Иркутске, Краснодаре, Ангарске и других городах. Имя Героя носит Новосибирский учебный авиационный центр.
“ Аэрокобра “ Александра Ивановича Покрышкина