Борьба с крылатыми ракетами

 

 

 

                         Крылатые ракеты: можно ли с ними бороться?

 

 

                                                                                    AGM-84H

 

                                                                КР  Х- 90 “ Коала “ ( Россия )

Противовоздушная оборона сегодня является одним из компонентов военной безопасности любого государства, одной из форм защиты его суверенитета и национальной независимости. Альтернативы ей, пока существуют средства воздушно-космического нападения (СВКН), нет. Это обусловлено резким ростом их боевых возможностей и того значения, которое они имеют при подготовке и ведении военных действий различной интенсивности.

Из современного арсенала СВКН крылатые ракеты (КР) являются одним из наиболее "молодых" и перспективных средств вооруженной борьбы. Особо пристальное внимание им стали уделять после их массированного и неоднократного применения в боевых действиях против Ирака (1991 г.) и на Балканах (1999 г.).

Одна из основных причин создания крылатых ракет - стремление повысить эффективность поражения целей при одновременном сокращении потерь пилотируемой авиации. Опыт боевого применения показал, что при 5% потерях самолетов интенсивность их применения снижается, тактика их действий, как правило, изменяется, а более высокий уровень потерь резко снижает морально-психологическое состояние летчиков и, соответственно, эффективность поражения назначенных целей. При этом неоднократно отмечались случаи неприцельного сброса бортового оружия и отказа от выполнения поставленных боевых задач.

Первые образцы КР в целях повышения надежности поражения выбранной цели оснащались ядерным зарядом. Однако изменение взглядов на применение оружия массового поражения и использование современных технологий привели к созданию нового поколения крылатых ракет. Использование бортовых систем коррекции траектории полета, спутниковой навигации и мощная боевая часть вывели их в разряд обычного высокоточного оружия. Наибольшее развитие и применение в боевых действиях получили крылатые ракеты воздушного (КРВБ) и морского (КРМБ) базирования.

Наименование

Стартовая

масса, кг

Боевая часть,

масса, кг

Дальность стрельбы,

км

Скорость

полета,

м/с

Система

наведения

Точность

стрельбы

(КВО), м

тип

Крылатые ракеты морского базирования

"Томагавк"

BGM-109В(бл.III)

до 1500

450

около

1500

200-290

инерц.+корреляционная+ "Навстар"

до 10

кассетная

"Томагавк"

BGM-109С(бл.III)

до 1600

450

около

1500

200-290

инерц.+корреляционная+ "Диджисмек"

до 10

полубронеб.

"Томагавк"

BGM-109С(бл.II)

до 1600

450

до

1300

200-240

инерц.+корреляционная+ "Диджисмек"

до 10

фугасная

"Томагавк"

BGM-109D

1200

450

1300-1500

200-240

то же, (мод.3 приемник "Навстар")

до 10

кассетная

SLAM ER

AGM-84H

до 650

до 230

до 200

250-280

комбинированная

до 3

бронебойная

Крылатые ракеты воздушного базирования

AGM-86С

CALCM

 

около 1350

около 1500

200-250

инерц.+корреляционная+ "Навстар"

35

фугасная

 

                                                                                 AGM-86D

 

                                                                              BGM-109D

Большая дальность полета, высокая точность наведения, "100% упорство" при выполнении задачи в совокупности с особенностями полета обеспечивают современным КР высокую вероятность поражения выбранной цели. Они стали эффективным оружием первого удара, позволяющим сократить общее количество пилотируемой авиации и значительно снизить ее потери, особенно в начальный период военных действий. Это подтверждает и рост масштаба их боевого применения.

Так, в 1991 г. для поражения важных целей Ирака (ЗРК, пункты управления, аэродромы и др.) было использовано около 300 КРМБ типа "Томагавк", из них более 100 - в первые сутки войны в Персидском заливе. Спустя четыре года в операции "Лиса в пустыне" было применено уже более 420 КР, из них около 90 ракет воздушного базирования. А еще через четыре года в операции "Союзническая сила" (1999 г.) на Балканах было использовано около 870 крылатых ракет (792 КРМБ и 78 КРВБ), из них только по объектам в Косово – до 375 КРМБ.

Возможность массированного применения и высокая боевая эффективность КР оказывают значительное влияние на развитие традиционных форм и способов вооруженной борьбы и применения СВКН. Эта тенденция наиболее ярко проявилась в начальный период военных действий на Балканах. Для достижения внезапности, морально-психологического воздействия и поражения первоочередных целей одиночными и малыми группами КР были нанесены одновременные удары по значительному числу югославских объектов на большой площади. В составе массированных воздушных ударов, особенно первых, был эшелон крылатых ракет. Он действовал перед эшелоном подавления ПВО и поражал важные цели военно-государственного значения. Крылатые ракеты морского и воздушного базирования, в совокупности с космическими средствами разведки и наведения, стали основой боевых разведывательно-ударных систем.

 

                                                                старт “ Томагавка “ с крейсера

Ударами КР с началом войны можно подорвать военный и экономический потенциал противника, дезорганизовать управление страной и ее вооруженными силами, довести до паники войска и население. После проведения операций, в основе которых массированное применение КР, может не потребоваться завоевания территории противника для достижения конечных целей войны. В связи с этим некоторые специалисты и аналитики военную операцию НАТО в Югославии рассматривают как экспериментальную ударную воздушно-космическо-морскую операцию – прообраз операций будущего.

В настоящее время, с учетом результатов боевого применения, модернизируются существующие и создаются новые крылатые ракеты с целью повышения точности наведения и эффективности воздействия КР по объектам удара, обеспечения возможности их автономного, всепогодного и круглосуточного применения. Предполагается, что перспективные КР нового поколения будут иметь гиперзвуковые скорости полета и смогут поражать мобильные наземные цели. При стартовой массе в 1000-1400 кг и скорости полета не менее М-8 дальность стрельбы такой КР будет превышать 1400 км.

Таким образом, борьба с крылатыми ракетами стала важной военной проблемой современности, одним из основных показателей эффективности противовоздушной обороны войск и объектов любого уровня и государства.

 

                                                              схема массированного удара КР

 

                                                                             профиль полёта  КР

Крылатые ракеты, как и другие воздушные цели, имеют ряд характерных особенностей. Возможность полета на высотах 60-100 м в режиме огибания рельефа местности, низкий уровень теплового излучения и малая (0,1-1 м.кв.) эффективная отражающая поверхность (ЭОП), а также полет к цели по запрограммированному маршруту значительно затрудняют своевременное обнаружение и обстрел КР средствами разведки и поражения противовоздушной обороны. Вместе с тем, дозвуковая скорость полета, отсутствие адекватной реакции на действия радиолокационных и огневых средств ПВО, зависимость точности наведения от эффективности работы навигационных систем, использование малых высот полета для преодоления зон ПВО, низкая живучесть даже при поражении КР огнем из стрелкового оружия наоборот способствуют организации борьбы с ними в полете. 

Известно, что развитие средств нападения опережает, как правило, развитие средств защиты и, одновременно, стимулирует этот процесс. Поэтому эффективность средств и способов борьбы с КР в настоящее время не полностью отвечает предъявляемым к ним требованиям. По мнению некоторых западных аналитиков, эта тенденция носит устойчивый и долговременный характер. Так ли это на самом деле, можно ли вообще и как бороться с крылатыми ракетами в современных условиях?

Существует два полярных мнения по этому поводу.

 

                                                                 подводный старт  КР

Сторонники первого утверждают, что борьба с крылатыми ракетами в воздухе не имеет перспективы. Это обосновывается тем, что носители КР действуют вне досягаемости зенитных средств, использование ВВС для их поражения за пределами зон обнаружения средств воздушной разведки затруднительно, а уничтожение самих ракет после пуска маловероятно с учетом их размеров и сложной траектории полета к объектам удара. По их взглядам наиболее реальным путем борьбы с КР является нанесение превентивных ударов по местам базирования их носителей. Устойчивость этого мнения объясняется еще одной, широко не освещаемой причиной. Формирование имиджа КР как неуязвимого и высокоэффективного оружия весьма выгодно его производителям и тем, кто им владеет. Мнение о возможности борьбы с ними не соответствует политике тех, кто рассматривает крылатые ракеты как инструмент политического давления на "непокорные режимы". 

По мнению их оппонентов, которых значительно больше, возможность ведения борьбы с КР вполне реальна. В пользу этого говорит следующее.

Первое. Отставание возможностей средств защиты по борьбе с КР не так велико, как об этом говорят. Это подтверждается ростом числа сбитых ракет в прошедших вооруженных конфликтах.

Второе. Крылатые ракеты и их носители имеют ряд недостатков. Основные из них - действие по программе, не обеспечивающей уклонение от огня средств ПВО, отсутствие реакции на облучение радиолокационными средствами, невысокая скорость полета, пролет через зоны поражения средств ПВО при нанесении удара по конкретным объектам и другие.

Третье и главное. Борьба с крылатыми ракетами должна осуществляться на всех этапах их применения и включать - поражение носителей до выхода их на рубеж пуска КР, обнаружение и уничтожение ракет в полете, активное использование новых и нетрадиционных способов борьбы с ними.

Для борьбы с носителями КР могут привлекаться силы и средства ВВС, ВМФ, а также ракетные войска в пределах их досягаемости.

 

                                                                                Ту-95МС  и  Ту-160

 

 

Значительными возможностями по поражению носителей КР при нахождении их на земле и в море обладает ударная авиация. Оснащенная бортовым высокоточным оружием (ВТО) большой дальности она способна с высокой эффективностью поражать самолеты-носители на аэродромах, корабли и подводные лодки в море, а также КР наземного базирования в районах их сосредоточения. Кроме того, использование ВТО позволяет ей наносить эффективные удары по целям без входа в зоны поражения средств ПВО противника и снизить потери своей авиации. Имея значительную боевую нагрузку, они могут действовать в широком диапазоне высот на значительную дальность. Возможность применения различных вариантов мощного высокоточного бортового оружия делает их грозным средством борьбы с носителями КР воздушного и морского базирования. 

Российские самолеты, способные вести борьбу с носителями и КР в полете

Тип

самолета

Практическая дальность, км

Практический потолок, м

Скорость,

макс./у земли, км/ч

Боевая нагрузка,

кг

Самолеты-бомбардировщики

Ту-22М3

Ту-95МС

Ту-160

5000

10500

14000

14500

10500

18000

2300/1000

830/.

2000/1000

24000

21000

45000

Многоцелевые самолеты

МиГ-29УБТ

Су-30МК

Су-32

2200

3000

4000

17500

17300

15000

2230/1500

2120/1350

1900/1400

4000

8000

8000

Истребители

МиГ-29СМТ

МиГ-31

Су-30МКИ

Су-35

2200

2150

3000

3300

18000

20600

17500

17200

2450/1500

3000/1500

2120/1400

2500/1400

ВТО и неуправляемое бортовое оружие

 

                                                                                     Ту-22М3

 

 

ЛТХ:

 

 

Модификация

  Ту-22М3

Размах крыльев, м

 

  максимальный (65 град)

  34.28

  минимальный (20 град)

  23.30

Длина, м

  41.46

Высота, м

  11.05

Площадь крыла, м2

 

  максимальная (65 град)

  183.57

  минимальная (20 град)

  175.80

Масса, кг

 

  пустого

  78000

  нормальная взлетная

  112000

  максимальная взлетная

  126000

Масса топлива, кг

  53550

Тип двигателя

  2 ДТРДФ НК-25

Тяга, кгс

 

  бесфорсажная

  2 х 14500

  форсажная

  2 х 25000

Максимальная скорость, км/ч

 

  на высоте

  2300

  у земли

  1050

Крейсерская скорость, км/ч

  930

Практическая дальность, км

  7000

Боевой радиус действий, км

 

  на сверхзвуковой скорости

  1500-1850

  на дозвуковой скорости у земли

  1500-1650

  на дозвуковой скорости по смешанному профилю

  2410

Практический потолок, м

  13300

Экипаж, чел

  4

Вооружение:

 одна 23-мм пушка ГШ-23Л
 боевая нагрузка - 24000 кг (максимальная) и
 12000 кг (нормальная)
 1-3 УР типа Х-22М
 10 аэробаллистических ракет Х-15

 

 

                                                                  Су-35

ЛТХ:

 

 

Модификация

  Су-35

Размер крыла, м

  14.70

Длина самолета, м

  22.18

Высота самолета, м

  6.35

Площадь крыла, м2

  62.00

Масса

 

  пустого самолета

  18400

  нормальная взлетная

  25700

  максимальная взлетная

  34000

Тип двигателя

  2 ТРДДФ АЛ-31ФМ.

Максимальная тяга, кгс

  2 х 12800

Максимальная скорость, км/ч:

 

  у земли

  1400

  на большой высоте

  2440

Практический потолок, м

  18000

Практическая дальность, км:

 

  без ПТБ

  4000

  с дозаправкой в полете

  6500

Макс. эксплуатационная перегрузка

  10,0

Экипаж, чел

  1

Вооружение:

  30-мм пушка ГШ-301 (150 патронов).
 Боевая нагрузка - 8000 кг на 12 узлах подвески:
 Возможна подвеска 8 УРВВ - Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77), а также малой дальности и ближнего боя (Р-73, Р-73М, Р-60М)
 и 6 УРВП С-25ЛД, Х-29Л и Т, Х-59М, Х-31А и П,  а так же бомб - КАБ-500Кр, ФАБ-500, -250, ОФАБ-100 и  НАР С-8, С-13, С-25

 

Уничтожение носителей до пуска КР по целям могут осуществлять самолеты истребительной авиации. Решить эту задачу с достаточной эффективностью способны самолеты типа МиГ-29СМТ, МиГ-31, Су-30МКИ и Су-35, оснащенные современным бортовым радиоэлектронным оборудованием и вооружением, обеспечивающем поражение носителей КР на большой дальности во всем диапазоне высот их действий.

 

                                                                                  ТТД “ Яхонт “

Разработчик
Дальность стрельбы,км
- по комбинированной траектории
- по низковысотной траектории
Высота полета, м
- на маршевом участке траектории
- на низковысотной траектории
- у цели
Скорость полета,м/c
- на высоте 15км
- на низковысотной траектории
Длина ракеты, мм (корабельная)
Длина ракеты, мм (авиационная)
Длина ТПК, мм (авиационная)
Размах крыльев, мм
Стартовый вес, кг (авиационная)
Стартовый вес, кг (корабельная)
Вес в ТПК, кг
Боевая часть
Тип
Вес, кг
Головка самонаведения
-дальность действия, км
-угол захвата цели, ╕
-время готовности, мин
-масса, кг
Боеготовность комплекса к пуску, мин
Время межрегламентных проверок, год
Гарантийный срок эксплуатации, год

НПО Машиностроения

300
120

14000-15000
10-15
5-15

750 (2,6М)
2,0М
8000
6100
8900
1700
2500
3000
3900

проникающая
200-250

до 80
+/-45
2
89
4
3

 
На приморских направлениях в борьбе с надводными и подводными носителями КР могут быть использованы силы и средства военно-морского флота – морская авиация, противокорабельные ракеты (ПКР) и ракетные комплексы берегового базирования. Так, российские ПКР "Москит" и "Яхонт", имеющие сверхзвуковую скорость полета (до 750 м/с) и мощную боевую часть массой 300 и 200 кг, способны поражать надводные морские цели на дальности до 120 и 300 км соответственно.

Однако полностью предотвратить пуск КР по целям путем уничтожения их носителей в настоящее время невозможно. Это обусловлено, в первую очередь, высокой маневренностью последних, возможностью пуска ракет с большой дальности и разных направлений.

Поэтому следующим этапом борьбы с КР, несмотря на все сложности, является борьба с ними в полете. Совместными усилиями зенитных средств и истребительной авиации они могут уничтожаться в воздухе. Это подтверждается опытом учений и результатами борьбы с КР в ходе боевых действий в зоне Персидского залива и на Балканах.

Тот же опыт боевых действий в Ираке и на Балканах показал, что одной из главных причин низкой эффективности борьбы с КР является несвоевременное обнаружение и оповещение о них огневых средств ПВО. При достаточном наличии в составе системы ПВО обороняющихся сторон современных средств разведки воздушных целей и их огневого поражения результаты борьбы с КР были бы другими.

 

                                           Радиолокационный комплекс “ Барьер-Е “

        

Так, современные российские радиолокационные станции "Каста-2Е1" (51У6), "Каста-2Е2" (39Н6Е) и модернизированная РЛС типа П-19 на базе 51У6 способны обнаруживать летящие на высоте 100 м КР на дальности от 32 до 58 км. А радиолокационный комплекс обнаружения низколетящих целей "Барьер-Е", использующий новый метод локации воздушного пространства ("на просвет"), по эффективности разведки и распознавания низколетящих целей, в том числе и КР, не имеет аналогов в мире. Высокими возможностями по обнаружению КР на малых высотах обладает унифицированный ряд твердотельных РЛС с фазированными антенными решетками. При высокой помехозащищенности они способны обеспечить надежное обнаружение КР и своевременную выдачу данных целеуказания для борьбы с ними средствам поражения.

Для своевременного обнаружения КР могут использоваться и другие способы их разведки в полете. По опыту боевых действий, радиолокационную разведку целесообразно дублировать системой постов визуального наблюдения с современными мобильными средствами связи. С этой же целью могут создаваться полосы предупреждения из специализированных маловысотных РЛС, сейсмоакустических датчиков, а также сообщения радиолюбителей, агентурные данные и косвенные признаки применения противником крылатых ракет.

Основную тяжесть борьбы с КР в воздухе будут нести наземные (корабельные) средства ПВО. В принципе, достаточно эффективную борьбу с крылатыми ракетами, после их обнаружения, могут вести все современные российские зенитные комплексы. Их высокие боевые возможности неоднократно подтверждались результатами практических стрельб по мишеням-аналогам различных типов СВКН, в т.ч. и КР, как в ходе многочисленных учений, так и международных выставок вооружений.

Основные

характеристики

Отечественные средства ПВО

ЗРС

С-300В

ЗРК

"Бук-М1-2"

ЗРС

"Тор-М1"

ЗРК

"Стрела-10М3"

ЗРПК "Панцирь-С1"

ЗПРК "Тунгуска"

ПЗРК "Игла

Терминология США, НАТО

SA-12,

Gladiator

SA-11,

Gadfly

SA-15,

Guntlet

SA-13,

Gopher

 

SA-19,

Grissom

SA-14

Gimlet

Зона поражения, км:

   по дальности

   по высоте

5-100

0,025-30

3-45

0,005-25

1,5-12

0,01-6

0,5-5,2

0,01-2,5

0,2-18

0-10

0-8

0-3,5

0,5-5,2

0,01-2,5

Р поражения целей:

   аэродинамических

   КР

0,7-0,9

0,5-0,7

0,8-0,95

0,4-0,6

0,45-0,8

0,5-0,9

0,3-0,6

.

0,7-0,9

0,7-0,9

0,4-0,86

.

0,45-0,6

.

Время развертывания, мин

до 5

5/5

3-5

до 3

до 5/5

до 5/5

12-14

Время реакции, с

21

6

6-10

7

5-6

8-10

6

 

                                                                                ЗРС  С-300В

 

                        Тактико-технические характеристики

Наименование

С-300В

С-300ВМ

Зона поражения аэродинамических целей, км
            - по дальности
            - по высоте

до 100
0.025-30

до 200
0.025-30

Зона поражения баллистических целей, км
            - по дальности
            - по высоте

до 40
1-25

до 40
1-30

Максимальная скорость поражаемых целей, м/c

3000

4500

Поражение баллистических ракет, стартующих с расстояния, км

1100

2500

Число целей, одновременно обстреливаемых дивизионом

24

24

Число ЗУР, одновременно наводимых дивизионом

48

48

Темп стрельбы с одной ПУ, c

1.5

1.5

Время подготовки ЗУР к пуску, c

15

7.5

Время перевода системы из дежурного режима в боевой, c

40

40

Боекомплект ЗУР дивизиона

96-192

144

Вероятность поражения цели типа
            - БР "Lance" одной ЗУР 9М83
            - "самолет" одной ЗУР 9М83
            - головной части ракеты "Pershing" одной ЗУР 9М82
            - ракеты SRAM одной ЗУР 9М82

0.5-0.65
0.7-0.9
0.4-0.6
0.5-0.7

-
-
-

 

                                                                          Бук М1-2     

                                             Тактико-технические характеристики

Зона поражения, км:
                       - по дальности
                       - по высоте
                       - по параметру

до 45
до 25
до 25

Длина ракеты ,мм

5500

Диаметр корпуса ракеты,мм

400

Размах крыльев,мм

860

Стартовая масса ракеты 9М317, кг

710-720

Масса боевой части, кг

50-70

Максимальная располагаемая перегрузка

24g

Максимальная скорость поражаемых целей, м/c

1200

Время развертывания(свертывания), мин

5

Число ЗУР на боевой машине

4

 Из указанных зенитных средств наиболее высокими возможностями по уничтожению КР в воздухе обладают ЗРС типа С-300 и "Тор", ЗРК "Бук" и зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) "Панцирь-С1". В составе смешанных группировок средств ПВО они способны с высокой эффективностью осуществлять зонально-объектовое прикрытие войск и важных объектов военно-государственного значения от ударов КР различного базирования.

 

                                                                                     ЗРК  “ Тор “

 

                                                                                          Тор -М2

 ХАРАКТЕРИСТИКИ Тор-М2

Максимальная горизонтальная дальность поражения, км

12

Минимальная горизонтальная дальность поражения, м:
            - на высоте 10м
            - на высоте более 100м

1500
не более 1000

Количество одновременно обрабатываемых целей

48

Количество одновременно сопровождаемых трасс целей с их ранжированием по степени опасности

10

Количество одновременно обстреливаемых целей

4

Количество одновременно наводимых ракет

8

Максимальная скорость движения поражаемых целей, м/c

700

Перегрузка маневра цели

10g

Боекомплект ЗУР на БМ, шт.

8 в двух ЗРМ

Время заряжания БМ, мин.

18

Время развертывания БМ из походного положения в боевое, мин.

3

Скорость движения БМ, км/ч:
            - по шоссейным дорогам
            - по грунтовым дорогам

до 80
до 30

Запас хода по топливу, км (при двухчасовой работе аппаратуры)

500

Максимальная масса БМ, т

30

Расчет БМ, чел.

3

Климатические условия эксплуатации:
            - температура, °С
            - влажность при температуре +35°С, %
            - высота над уровнем моря, м
            - скорость ветра, м/с

±50
98
до 3000
до 30

 

 

                                                         ЗРПК  “ Панцирь С1 “

 

                                Тактико-технические характеристики “ Панцирь-С1 “

Радиолокационная станция обнаружения целей дм-диапазона:

* зона обзора по азимуту и углу места 360х60 град.
* дальность обнаружения воздушных целей до 36 км
* измерение азимута, дальности, угла места, скорости автоматическое.

РЛ станция сопровождения цели мм- диапазона с ФАР:

* зона обзора по азимуту и углу места 45х45 градусов
* дальность обнаружения воздушных целей до 28 км

Оптико-электронная система сопровождения воздушных и наземных целей:

* автозахват на сопровождение до 18 км  * поле зрения 1,8х2,7 град.

Зенитная управляемая ракета 57Э6-Е:

* длина, мм 3.200  * калибр, мм 90/76 (бикалиберная)
* масса в контейнере / без контейнера, кг 94 / 74,5   масса боевой части, кг 16
* дальность поражения целей, м 1200-20000  * высота поражения целей, м 15-15000 м
* максимальная скорость поражаемой цели, м /c 1000  * скорость ЗУР макс., м/с 1300
* боезапас, ед. 8 — 12

Пушка (2 х 2А38М):

* калибр пушки, мм 30  * суммарный темп стрельбы, выстр/мин. 5000
* начальная скорость снаряда, м/с. 960  * дальность поражения целей, м 200-4000
* боезапас, патроны 1400  * высота поражения целей, м 0-3000

Время развертывания (свертывания) комплекса 5 мин.

* Экипаж БМ 3 чел.   * Масса боевой машины 20 т   * Время реакции, с. 4-6                    

 

                                                                                  ЗРПК  “ Тунгуска-М “

                                       Основные характеристики:

 

«Тунгуска»

«Тунгуска-М»

«Тунгуска-М1»

Дальность обнаружения СОЦ, км

до 18

до 18

до 18

Скорость обзора пространства СОЦ, град./с

360

360

360

Дальность сопровождения ССЦ, км

до 16

до 16

до 16

Максимальная скорость поражаемых целей, м/с

до 500

до 500

до 500

Зона поражения для пушечного вооружения, км:

 

 

 

по высоте

0-3

0-3

0-3

по дальности

0,2-4

0,2-4

0,2-4

Зона поражения для ракетного вооружения, км:

 

 

 

по высоте

0,015-3,5

0,015-3,5

0,015-3,5

по дальности

2,5-8

2,5-8

2,5-10

Время реакции, с

8-10

8-10

8-10

Количество, тип и калибр зенитных автоматов

2хА38х30 мм

2хА38х30 мм

2хА38х30 мм

Суммарный темп стрельбы, выстр./мин.

до 500

до 500

до 500

Масса ракеты в контейнере, кг

57

57

57

Стартовая масса ракеты, кг

41,6

41,6

42

Боекомплект, шт.:

 

 

 

зенитные управляемые ракеты

8

8

8

30-мм патроны

1900

1900

1904

Масса полностью снаряженной ЗСУ, т

до 34

до 34

до 34

Скорость движения ЗСУ, км/ч:

 

 

 

по шоссе

до 65

до 65

до 65

по грунтовой дороге

до 40

до 40

до 40

по бездорожью

до 15

до 15

до 15

Дорожный просвет (клиренс), мм:

 

 

 

номинальный

450

450

450

минимальный

100

100

100

максимальный

580

580

580

Запас хода по топливу и маслу по шоссе с учетом двухчасовой работы газотурбинного двигателя, км

500

500

500

Дальность приема и передачи телекодовой информации, км:

 

 

 

в движении

до 10

до 10

до 10

на месте

до 15

до 15

до 15

 

 

                                                                 ЗРК “ Стрела-10М3 “

                                                   Основные характеристики:

 

«Стрела-10СВ»

«Стрела-10М»

«Стрела-10М2»

«Стрела-1-М3»

Типы поражаемых целей

Самолеты, вертолеты

Самолеты, вертолеты

Самолеты, вертолеты

Самолеты, вертолеты

Зона поражения, км:

 

 

 

 

по дальности

0,8-5

0,8-5

0,8-5

0,8-5

по высоте

0,025-3,5

0,025-3,5

0,025-3,5

0,01-3,5

Скорость обстреливаемых целей, м/с (навстречу/вдогон)

415/310

415/310

415/310

415/310

Вероятность поражения одной ЗУР самолета ТА

0,1-0,5

0,1-0,5

0,3-0,6

0,3-0,6

Количество ЗУР на БМ, шт.

8 из них 4 на ПУ

8 из них 4 на ПУ

8 из них 4 на ПУ

8 из них 4 на ПУ

Время реакции, с

6,5

8,5

6,5

7-10

Стрела-10М3» размещается на многоцелевом гусеничном транспортере-тягаче МТЛБ. Боевая машина может перевозиться самолетом Ан-12Б и вертолетом    Ми-26. Комплекс способен самостоятельно преодолевать водные преграды вплавь со скоростью 5-6 км/ч., Масса боевой машины составляет 12 т, максимальная скорость движения по шоссе 60 км/ч, запас хода до 500 км», - добавили в ведомстве.

ЗРК может вести огонь как с места, так и в движении. Время развертывания комплекса в боевое положение — 3 минуты.

Высокомобильные ЗПРК "Тунгуска", ЗРК "Стрела-10М3" и ПЗРК "Игла" имеют устойчивые к радиоэлектронным помехам ракеты и являются средствами ПВО ближнего действия. С учетом своих характеристик, они предназначены для непосредственного прикрытия войск от ударов низколетящих целей на месте и в движении. Исходя из возможностей и предназначения ЗРК "Стрела-10М3" и ПЗРК "Игла" могут обстреливать КР в условиях их визуальной видимости, как правило, вдогон. ЗПРК "Тунгуска", оснащенный РЛС, способен поражать КР ракетным вооружением на встречных и догонных курсах в условиях их визуальной видимости, а артиллерийским – в любых погодно-климатических условиях днем и ночью. С учетом многочисленности этих зенитных средств в войсках, общая результативность их применения для борьбы с КР может быть сравнима с результативностью применения ЗРК малой, средней и большой дальности действия.

 

                                                                            МИГ-31

 

 

 Модификации :

 

 

 Е-155МП

 опытный самолет, прототип истребителя МиГ-31.

 МиГ-31

 серийный истребитель-перехватчик.

 МиГ-31Б

 серийный истребитель-перехватчик с системой дозаправки в воздухе.

 МиГ-31БМ

 истребитель противодействия РЛС.

 МиГ-31Д

 одноместный самолет с противоспутниковой ракетой.

 МиГ-31М

 усовершенствованный истребитель-перехватчик с новыми БРЭО, двигателем и вооружением

 МиГ-31Ф(Э)

 многоцелевой фронтовой истребитель.

 МиГ-31Э

 дальний истребитель-перехватчик

 

 ЛТХ:

 

 

Модификация

  МиГ-31

Размах крыла, м.

  13.46

Длина самолета, м

  22.69

Высота самолета, м

  5.15

Площадь крыла, м2

  61.60

Масса, кг:

 

  пустого самолета

  21820

  нормальная взлетная

  41000

  максимальная взлетная

  46200

Тип двигателя

  2 ТРДДФ Д-30Ф-6

Максимальная тяга, кН

 

  бесфорсажная

  2 х 91.00

  форсажная

  2 х 152.00

Максимальная скорость, км/ч:

 

  на высоте 17500 м

  3000 (М=2.82)

  на малой высоте

  1500

Практическая дальность, км:

 

  без ПТБ

  2150

  с ПТБ

  3300

Боевой радиус действия, км

 

  при полете к на сверхзвуковой скорости

  720

  при полете на дозвуковой скорости

  1200

  при полете с дозвуковой скоростью с ПТБ

  1400

  при полете с М=1 одной дозаправкой

  2000

Продолжительность барражирования, ч

 

  с дозаправкой в воздухе

  6

  без дозаправки

  3.5

Практический потолок, м

  20600

Макс. эксплуатационная перегрузка

  5

Экипаж, чел

  2

Вооружение:

  одна 23-мм пушка ГШ-6-23М (260 патронов)
  боевая нагрузка - 3000 кг
  4 УР большой дальности Р-33
  2 УР средней дальности Р-40Т и
  4 УР малой дальности Р-60, Р-60М

 
Для уничтожения КР в полете, особенно за пределами зон поражения средств ПВО, могут быть использованы самолеты истребительной авиации, способные вести борьбу с ними. Сегодня наиболее высокими возможностями по их уничтожению в воздухе обладают истребители типа МиГ-29, МиГ-31, Су-27 и Су-35. Оснащенные современными авиационными средствами поражения они способны с вероятностью 0,6-0,9 (в зависимости от условий обстановки и применяемого оружия) уничтожать КР на встречных и догонных курсах в любых условиях дня и ночи. При этом они могут действовать из положения "дежурство в воздухе" или осуществлять самостоятельный поиск с предварительным выводом в район возможного полета КР или без него.

С целью повышения эффективности борьбы с КР, кроме огневого противодействия, следует широко использовать средства радиоэлектронной борьбы. Целесообразность их применения обусловлена возможностью постановки помех бортовым радиоэлектронным средствам и системам, обеспечивающих точное определение высоты полета и наведение ракет на цель. При нарушении нормального функционирования этих систем происходит накопление ошибок, в результате которых происходит значительное отклонение ракеты от цели или ее столкновение с земной (водной) поверхностью.

Весьма эффективным способом борьбы с КР является проведение комплекса специальных мероприятий. Это изменение видимых очертаний местности в районах коррекции траектории полета КР и контуров вероятных объектов поражения, их маскировка с помощью аэрозолей, инженерного оборудования и окраски, создание ложных позиций с натурными макетами техники и другие.

 

                                                   макет боевой техники

 

Своевременное их осуществление позволяет значительно снизить возможность определения точных координат объекта удара, противодействует системам наведения КР на цель и заметно снижает общую результативность их применения. Как показал опыт боевых действий в Персидском заливе и на Балканах, в результате оборудования ложных позиций и объектов, маневра и других  мероприятий результативность ударов СВКН, в том числе и КР, снизилась на 25-50% и более. Это подтверждается сравнением первоначально объявленных результатов с результатами, уточненными по окончанию боевых действий.

С учетом обстановки и имеющихся возможностей для противодействия крылатым ракетам могут использоваться и нетрадиционные средства и способы борьбы с ними. Так, в горной местности маршрут полета КР может проходить по ущельям, ниже уровня окружающей местности. В этих условиях для борьбы с ними могут использоваться минно-взрывные заграждения, которые приводятся в действие акустическими и тепловыми датчиками-взрывателями, размещенными на вероятных маршрутах полета ракет.

 

Простым и достаточно эффективным пассивным средством борьбы с КР является использование легких сетей, напоминающих рыболовные. Они могут устанавливаться на вероятных направлениях и высотах полета ракет стационарно или подниматься в нужное время по сигналам специальных датчиков с началом боевых действий. Место установки сетей следует выбирать с учетом тактики применения КР - вблизи возможных объектов ударов или на удалении от них, в районах возможной коррекции маршрутов их полета. Этот способ борьбы с КР, по данным ряда СМИ, впервые был использован при ведении боевых действий в Югославии (1999 г.) и подтвердил реальность его применения.

В завершение необходимо отметить следующее.

Несомненно то, что крылатые ракеты являются грозным современным средством воздушно-космического нападения, с которым в настоящее время достаточно сложно бороться. Однако Отсутствие противодействия КР может обернуться для объектов их ударов значительными потерями. Борьба с КР отличается значительной сложностью, но, несмотря на это, при комплексном использовании всех средств и способов борьбы, проблема борьбы с ними может быть решена.
 

                                                                                      Анатолий Соколов