Борьба с крылатыми ракетами
Крылатые ракеты: можно ли с ними бороться?
AGM-84H
КР Х- 90 “ Коала “ ( Россия )
Противовоздушная оборона сегодня является одним из компонентов военной безопасности любого государства, одной из форм защиты его суверенитета и национальной независимости. Альтернативы ей, пока существуют средства воздушно-космического нападения (СВКН), нет. Это обусловлено резким ростом их боевых возможностей и того значения, которое они имеют при подготовке и ведении военных действий различной интенсивности.
Из современного арсенала СВКН крылатые ракеты (КР) являются одним из наиболее "молодых" и перспективных средств вооруженной борьбы. Особо пристальное внимание им стали уделять после их массированного и неоднократного применения в боевых действиях против Ирака (1991 г.) и на Балканах (1999 г.).
Одна из основных причин создания крылатых ракет - стремление повысить эффективность поражения целей при одновременном сокращении потерь пилотируемой авиации. Опыт боевого применения показал, что при 5% потерях самолетов интенсивность их применения снижается, тактика их действий, как правило, изменяется, а более высокий уровень потерь резко снижает морально-психологическое состояние летчиков и, соответственно, эффективность поражения назначенных целей. При этом неоднократно отмечались случаи неприцельного сброса бортового оружия и отказа от выполнения поставленных боевых задач.
Первые образцы КР в целях повышения надежности поражения выбранной цели оснащались ядерным зарядом. Однако изменение взглядов на применение оружия массового поражения и использование современных технологий привели к созданию нового поколения крылатых ракет. Использование бортовых систем коррекции траектории полета, спутниковой навигации и мощная боевая часть вывели их в разряд обычного высокоточного оружия. Наибольшее развитие и применение в боевых действиях получили крылатые ракеты воздушного (КРВБ) и морского (КРМБ) базирования.
Наименование |
Стартовая масса, кг |
Боевая часть, масса, кг |
Дальность стрельбы, км |
Скорость полета, м/с |
Система наведения |
Точность стрельбы (КВО), м |
тип |
||||||
Крылатые ракеты морского базирования |
||||||
"Томагавк" BGM-109В(бл.III) |
до 1500 |
450 |
около 1500 |
200-290 |
инерц.+корреляционная+ "Навстар" |
до 10 |
кассетная |
||||||
"Томагавк" BGM-109С(бл.III) |
до 1600 |
450 |
около 1500 |
200-290 |
инерц.+корреляционная+ "Диджисмек" |
до 10 |
полубронеб. |
||||||
"Томагавк" BGM-109С(бл.II) |
до 1600 |
450 |
до 1300 |
200-240 |
инерц.+корреляционная+ "Диджисмек" |
до 10 |
фугасная |
||||||
"Томагавк" BGM-109D |
1200 |
450 |
1300-1500 |
200-240 |
то же, (мод.3 приемник "Навстар") |
до 10 |
кассетная |
||||||
SLAM ER AGM-84H |
до 650 |
до 230 |
до 200 |
250-280 |
комбинированная |
до 3 |
бронебойная |
||||||
Крылатые ракеты воздушного базирования |
||||||
AGM-86С CALCM |
|
около 1350 |
около 1500 |
200-250 |
инерц.+корреляционная+ "Навстар" |
35 |
фугасная |
AGM-86D
BGM-109D
Большая дальность полета, высокая точность наведения, "100% упорство" при выполнении задачи в совокупности с особенностями полета обеспечивают современным КР высокую вероятность поражения выбранной цели. Они стали эффективным оружием первого удара, позволяющим сократить общее количество пилотируемой авиации и значительно снизить ее потери, особенно в начальный период военных действий. Это подтверждает и рост масштаба их боевого применения.
Так, в 1991 г. для поражения важных целей Ирака (ЗРК, пункты управления, аэродромы и др.) было использовано около 300 КРМБ типа "Томагавк", из них более 100 - в первые сутки войны в Персидском заливе. Спустя четыре года в операции "Лиса в пустыне" было применено уже более 420 КР, из них около 90 ракет воздушного базирования. А еще через четыре года в операции "Союзническая сила" (1999 г.) на Балканах было использовано около 870 крылатых ракет (792 КРМБ и 78 КРВБ), из них только по объектам в Косово – до 375 КРМБ.
Возможность массированного применения и высокая боевая эффективность КР оказывают значительное влияние на развитие традиционных форм и способов вооруженной борьбы и применения СВКН. Эта тенденция наиболее ярко проявилась в начальный период военных действий на Балканах. Для достижения внезапности, морально-психологического воздействия и поражения первоочередных целей одиночными и малыми группами КР были нанесены одновременные удары по значительному числу югославских объектов на большой площади. В составе массированных воздушных ударов, особенно первых, был эшелон крылатых ракет. Он действовал перед эшелоном подавления ПВО и поражал важные цели военно-государственного значения. Крылатые ракеты морского и воздушного базирования, в совокупности с космическими средствами разведки и наведения, стали основой боевых разведывательно-ударных систем.
старт “ Томагавка “ с крейсера
Ударами КР с началом войны можно подорвать военный и экономический потенциал противника, дезорганизовать управление страной и ее вооруженными силами, довести до паники войска и население. После проведения операций, в основе которых массированное применение КР, может не потребоваться завоевания территории противника для достижения конечных целей войны. В связи с этим некоторые специалисты и аналитики военную операцию НАТО в Югославии рассматривают как экспериментальную ударную воздушно-космическо-морскую операцию – прообраз операций будущего.
В настоящее время, с учетом результатов боевого применения, модернизируются существующие и создаются новые крылатые ракеты с целью повышения точности наведения и эффективности воздействия КР по объектам удара, обеспечения возможности их автономного, всепогодного и круглосуточного применения. Предполагается, что перспективные КР нового поколения будут иметь гиперзвуковые скорости полета и смогут поражать мобильные наземные цели. При стартовой массе в 1000-1400 кг и скорости полета не менее М-8 дальность стрельбы такой КР будет превышать 1400 км.
Таким образом, борьба с крылатыми ракетами стала важной военной проблемой современности, одним из основных показателей эффективности противовоздушной обороны войск и объектов любого уровня и государства.
схема массированного удара КР
профиль полёта КР
Крылатые ракеты, как и другие воздушные цели, имеют ряд характерных особенностей. Возможность полета на высотах 60-100 м в режиме огибания рельефа местности, низкий уровень теплового излучения и малая (0,1-1 м.кв.) эффективная отражающая поверхность (ЭОП), а также полет к цели по запрограммированному маршруту значительно затрудняют своевременное обнаружение и обстрел КР средствами разведки и поражения противовоздушной обороны. Вместе с тем, дозвуковая скорость полета, отсутствие адекватной реакции на действия радиолокационных и огневых средств ПВО, зависимость точности наведения от эффективности работы навигационных систем, использование малых высот полета для преодоления зон ПВО, низкая живучесть даже при поражении КР огнем из стрелкового оружия наоборот способствуют организации борьбы с ними в полете.
Известно, что развитие средств нападения опережает, как правило, развитие средств защиты и, одновременно, стимулирует этот процесс. Поэтому эффективность средств и способов борьбы с КР в настоящее время не полностью отвечает предъявляемым к ним требованиям. По мнению некоторых западных аналитиков, эта тенденция носит устойчивый и долговременный характер. Так ли это на самом деле, можно ли вообще и как бороться с крылатыми ракетами в современных условиях?
Существует два полярных мнения по этому поводу.
подводный старт КР
Сторонники первого утверждают, что борьба с крылатыми ракетами в воздухе не имеет перспективы. Это обосновывается тем, что носители КР действуют вне досягаемости зенитных средств, использование ВВС для их поражения за пределами зон обнаружения средств воздушной разведки затруднительно, а уничтожение самих ракет после пуска маловероятно с учетом их размеров и сложной траектории полета к объектам удара. По их взглядам наиболее реальным путем борьбы с КР является нанесение превентивных ударов по местам базирования их носителей. Устойчивость этого мнения объясняется еще одной, широко не освещаемой причиной. Формирование имиджа КР как неуязвимого и высокоэффективного оружия весьма выгодно его производителям и тем, кто им владеет. Мнение о возможности борьбы с ними не соответствует политике тех, кто рассматривает крылатые ракеты как инструмент политического давления на "непокорные режимы".
По мнению их оппонентов, которых значительно больше, возможность ведения борьбы с КР вполне реальна. В пользу этого говорит следующее.
Первое. Отставание возможностей средств защиты по борьбе с КР не так велико, как об этом говорят. Это подтверждается ростом числа сбитых ракет в прошедших вооруженных конфликтах.
Второе. Крылатые ракеты и их носители имеют ряд недостатков. Основные из них - действие по программе, не обеспечивающей уклонение от огня средств ПВО, отсутствие реакции на облучение радиолокационными средствами, невысокая скорость полета, пролет через зоны поражения средств ПВО при нанесении удара по конкретным объектам и другие.
Третье и главное. Борьба с крылатыми ракетами должна осуществляться на всех этапах их применения и включать - поражение носителей до выхода их на рубеж пуска КР, обнаружение и уничтожение ракет в полете, активное использование новых и нетрадиционных способов борьбы с ними.
Для борьбы с носителями КР могут привлекаться силы и средства ВВС, ВМФ, а также ракетные войска в пределах их досягаемости.
Ту-95МС и Ту-160
Значительными возможностями по поражению носителей КР при нахождении их на земле и в море обладает ударная авиация. Оснащенная бортовым высокоточным оружием (ВТО) большой дальности она способна с высокой эффективностью поражать самолеты-носители на аэродромах, корабли и подводные лодки в море, а также КР наземного базирования в районах их сосредоточения. Кроме того, использование ВТО позволяет ей наносить эффективные удары по целям без входа в зоны поражения средств ПВО противника и снизить потери своей авиации. Имея значительную боевую нагрузку, они могут действовать в широком диапазоне высот на значительную дальность. Возможность применения различных вариантов мощного высокоточного бортового оружия делает их грозным средством борьбы с носителями КР воздушного и морского базирования.
Российские самолеты, способные вести борьбу с носителями и КР в полете
Тип самолета |
Практическая дальность, км |
Практический потолок, м |
Скорость, макс./у земли, км/ч |
Боевая нагрузка, кг |
Самолеты-бомбардировщики |
||||
Ту-22М3 Ту-95МС Ту-160 |
5000 10500 14000 |
14500 10500 18000 |
2300/1000 830/. 2000/1000 |
24000 21000 45000 |
Многоцелевые самолеты |
||||
МиГ-29УБТ Су-30МК Су-32 |
2200 3000 4000 |
17500 17300 15000 |
2230/1500 2120/1350 1900/1400 |
4000 8000 8000 |
Истребители |
||||
МиГ-29СМТ МиГ-31 Су-30МКИ Су-35 |
2200 2150 3000 3300 |
18000 20600 17500 17200 |
2450/1500 3000/1500 2120/1400 2500/1400 |
ВТО и неуправляемое бортовое оружие |
Ту-22М3
ЛТХ: |
|
Модификация |
Ту-22М3 |
Размах крыльев, м |
|
максимальный (65 град) |
34.28 |
минимальный (20 град) |
23.30 |
Длина, м |
41.46 |
Высота, м |
11.05 |
Площадь крыла, м2 |
|
максимальная (65 град) |
183.57 |
минимальная (20 град) |
175.80 |
Масса, кг |
|
пустого |
78000 |
нормальная взлетная |
112000 |
максимальная взлетная |
126000 |
Масса топлива, кг |
53550 |
Тип двигателя |
2 ДТРДФ НК-25 |
Тяга, кгс |
|
бесфорсажная |
2 х 14500 |
форсажная |
2 х 25000 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
2300 |
у земли |
1050 |
Крейсерская скорость, км/ч |
930 |
Практическая дальность, км |
7000 |
Боевой радиус действий, км |
|
на сверхзвуковой скорости |
1500-1850 |
на дозвуковой скорости у земли |
1500-1650 |
на дозвуковой скорости по смешанному профилю |
2410 |
Практический потолок, м |
13300 |
Экипаж, чел |
4 |
Вооружение: |
одна 23-мм пушка ГШ-23Л |
Су-35
ЛТХ: |
|
Модификация |
Су-35 |
Размер крыла, м |
14.70 |
Длина самолета, м |
22.18 |
Высота самолета, м |
6.35 |
Площадь крыла, м2 |
62.00 |
Масса |
|
пустого самолета |
18400 |
нормальная взлетная |
25700 |
максимальная взлетная |
34000 |
Тип двигателя |
2 ТРДДФ АЛ-31ФМ. |
Максимальная тяга, кгс |
2 х 12800 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
у земли |
1400 |
на большой высоте |
2440 |
Практический потолок, м |
18000 |
Практическая дальность, км: |
|
без ПТБ |
4000 |
с дозаправкой в полете |
6500 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
10,0 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
30-мм пушка ГШ-301 (150 патронов). |
Уничтожение носителей до пуска КР по целям могут осуществлять самолеты истребительной авиации. Решить эту задачу с достаточной эффективностью способны самолеты типа МиГ-29СМТ, МиГ-31, Су-30МКИ и Су-35, оснащенные современным бортовым радиоэлектронным оборудованием и вооружением, обеспечивающем поражение носителей КР на большой дальности во всем диапазоне высот их действий.
ТТД “ Яхонт “
Разработчик |
НПО Машиностроения 300 14000-15000 750 (2,6М) проникающая до 80 |
Однако полностью предотвратить пуск КР по целям путем уничтожения их носителей в настоящее время невозможно. Это обусловлено, в первую очередь, высокой маневренностью последних, возможностью пуска ракет с большой дальности и разных направлений.
Поэтому следующим этапом борьбы с КР, несмотря на все сложности, является борьба с ними в полете. Совместными усилиями зенитных средств и истребительной авиации они могут уничтожаться в воздухе. Это подтверждается опытом учений и результатами борьбы с КР в ходе боевых действий в зоне Персидского залива и на Балканах.
Тот же опыт боевых действий в Ираке и на Балканах показал, что одной из главных причин низкой эффективности борьбы с КР является несвоевременное обнаружение и оповещение о них огневых средств ПВО. При достаточном наличии в составе системы ПВО обороняющихся сторон современных средств разведки воздушных целей и их огневого поражения результаты борьбы с КР были бы другими.
Радиолокационный комплекс “ Барьер-Е “
Так, современные российские радиолокационные станции "Каста-2Е1" (51У6), "Каста-2Е2" (39Н6Е) и модернизированная РЛС типа П-19 на базе 51У6 способны обнаруживать летящие на высоте 100 м КР на дальности от 32 до 58 км. А радиолокационный комплекс обнаружения низколетящих целей "Барьер-Е", использующий новый метод локации воздушного пространства ("на просвет"), по эффективности разведки и распознавания низколетящих целей, в том числе и КР, не имеет аналогов в мире. Высокими возможностями по обнаружению КР на малых высотах обладает унифицированный ряд твердотельных РЛС с фазированными антенными решетками. При высокой помехозащищенности они способны обеспечить надежное обнаружение КР и своевременную выдачу данных целеуказания для борьбы с ними средствам поражения.
Для своевременного обнаружения КР могут использоваться и другие способы их разведки в полете. По опыту боевых действий, радиолокационную разведку целесообразно дублировать системой постов визуального наблюдения с современными мобильными средствами связи. С этой же целью могут создаваться полосы предупреждения из специализированных маловысотных РЛС, сейсмоакустических датчиков, а также сообщения радиолюбителей, агентурные данные и косвенные признаки применения противником крылатых ракет.
Основную тяжесть борьбы с КР в воздухе будут нести наземные (корабельные) средства ПВО. В принципе, достаточно эффективную борьбу с крылатыми ракетами, после их обнаружения, могут вести все современные российские зенитные комплексы. Их высокие боевые возможности неоднократно подтверждались результатами практических стрельб по мишеням-аналогам различных типов СВКН, в т.ч. и КР, как в ходе многочисленных учений, так и международных выставок вооружений.
Основные характеристики |
Отечественные средства ПВО |
||||||
ЗРС С-300В |
ЗРК "Бук-М1-2" |
ЗРС "Тор-М1" |
ЗРК "Стрела-10М3" |
ЗРПК "Панцирь-С1" |
ЗПРК "Тунгуска" |
ПЗРК "Игла |
|
Терминология США, НАТО |
SA-12, Gladiator |
SA-11, Gadfly |
SA-15, Guntlet |
SA-13, Gopher |
|
SA-19, Grissom |
SA-14 Gimlet |
Зона поражения, км: по дальности по высоте |
5-100 0,025-30 |
3-45 0,005-25 |
1,5-12 0,01-6 |
0,5-5,2 0,01-2,5 |
0,2-18 0-10 |
0-8 0-3,5 |
0,5-5,2 0,01-2,5 |
Р поражения целей: аэродинамических КР |
0,7-0,9 0,5-0,7 |
0,8-0,95 0,4-0,6 |
0,45-0,8 0,5-0,9 |
0,3-0,6 . |
0,7-0,9 0,7-0,9 |
0,4-0,86 . |
0,45-0,6 . |
Время развертывания, мин |
до 5 |
5/5 |
3-5 |
до 3 |
до 5/5 |
до 5/5 |
12-14 |
Время реакции, с |
21 |
6 |
6-10 |
7 |
5-6 |
8-10 |
6 |
ЗРС С-300В
Тактико-технические характеристики
Наименование |
С-300В |
С-300ВМ |
Зона поражения аэродинамических целей, км |
до 100 |
до 200 |
Зона поражения баллистических целей, км |
до 40 |
до 40 |
Максимальная скорость поражаемых целей, м/c |
3000 |
4500 |
Поражение баллистических ракет, стартующих с расстояния, км |
1100 |
2500 |
Число целей, одновременно обстреливаемых дивизионом |
24 |
24 |
Число ЗУР, одновременно наводимых дивизионом |
48 |
48 |
Темп стрельбы с одной ПУ, c |
1.5 |
1.5 |
Время подготовки ЗУР к пуску, c |
15 |
7.5 |
Время перевода системы из дежурного режима в боевой, c |
40 |
40 |
Боекомплект ЗУР дивизиона |
96-192 |
144 |
Вероятность поражения цели типа |
0.5-0.65 |
- |
Бук М1-2
Тактико-технические характеристики
Зона поражения, км: |
до 45 |
Длина ракеты ,мм |
5500 |
Диаметр корпуса ракеты,мм |
400 |
Размах крыльев,мм |
860 |
Стартовая масса ракеты 9М317, кг |
710-720 |
Масса боевой части, кг |
50-70 |
Максимальная располагаемая перегрузка |
24g |
Максимальная скорость поражаемых целей, м/c |
1200 |
Время развертывания(свертывания), мин |
5 |
Число ЗУР на боевой машине |
4 |
Из указанных зенитных средств наиболее высокими возможностями по уничтожению КР в воздухе обладают ЗРС типа С-300 и "Тор", ЗРК "Бук" и зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) "Панцирь-С1". В составе смешанных группировок средств ПВО они способны с высокой эффективностью осуществлять зонально-объектовое прикрытие войск и важных объектов военно-государственного значения от ударов КР различного базирования.
ЗРК “ Тор “
Тор -М2
ХАРАКТЕРИСТИКИ Тор-М2
Максимальная горизонтальная дальность поражения, км |
12 |
Минимальная горизонтальная дальность поражения, м: |
1500 |
Количество одновременно обрабатываемых целей |
48 |
Количество одновременно сопровождаемых трасс целей с их ранжированием по степени опасности |
10 |
Количество одновременно обстреливаемых целей |
4 |
Количество одновременно наводимых ракет |
8 |
Максимальная скорость движения поражаемых целей, м/c |
700 |
Перегрузка маневра цели |
10g |
Боекомплект ЗУР на БМ, шт. |
8 в двух ЗРМ |
Время заряжания БМ, мин. |
18 |
Время развертывания БМ из походного положения в боевое, мин. |
3 |
Скорость движения БМ, км/ч: |
до 80 |
Запас хода по топливу, км (при двухчасовой работе аппаратуры) |
500 |
Максимальная масса БМ, т |
30 |
Расчет БМ, чел. |
3 |
Климатические условия эксплуатации: |
±50 |
ЗРПК “ Панцирь С1 “
Тактико-технические характеристики “ Панцирь-С1 “
Радиолокационная станция обнаружения целей дм-диапазона:
* зона обзора по азимуту и углу места 360х60 град.
* дальность обнаружения воздушных целей до 36 км
* измерение азимута, дальности, угла места, скорости автоматическое.
РЛ станция сопровождения цели мм- диапазона с ФАР:
* зона обзора по азимуту и углу места 45х45 градусов
* дальность обнаружения воздушных целей до 28 км
Оптико-электронная система сопровождения воздушных и наземных целей:
* автозахват на сопровождение до 18 км * поле зрения 1,8х2,7 град.
Зенитная управляемая ракета 57Э6-Е:
* длина, мм 3.200 * калибр, мм 90/76 (бикалиберная)
* масса в контейнере / без контейнера, кг 94 / 74,5 масса боевой части, кг 16
* дальность поражения целей, м 1200-20000 * высота поражения целей, м 15-15000 м
* максимальная скорость поражаемой цели, м /c 1000 * скорость ЗУР макс., м/с 1300
* боезапас, ед. 8 — 12
Пушка (2 х 2А38М):
* калибр пушки, мм 30 * суммарный темп стрельбы, выстр/мин. 5000
* начальная скорость снаряда, м/с. 960 * дальность поражения целей, м 200-4000
* боезапас, патроны 1400 * высота поражения целей, м 0-3000
Время развертывания (свертывания) комплекса 5 мин.
* Экипаж БМ 3 чел. * Масса боевой машины 20 т * Время реакции, с. 4-6
ЗРПК “ Тунгуска-М “
Основные характеристики:
|
«Тунгуска» |
«Тунгуска-М» |
«Тунгуска-М1» |
Дальность обнаружения СОЦ, км |
до 18 |
до 18 |
до 18 |
Скорость обзора пространства СОЦ, град./с |
360 |
360 |
360 |
Дальность сопровождения ССЦ, км |
до 16 |
до 16 |
до 16 |
Максимальная скорость поражаемых целей, м/с |
до 500 |
до 500 |
до 500 |
Зона поражения для пушечного вооружения, км: |
|
|
|
по высоте |
0-3 |
0-3 |
0-3 |
по дальности |
0,2-4 |
0,2-4 |
0,2-4 |
Зона поражения для ракетного вооружения, км: |
|
|
|
по высоте |
0,015-3,5 |
0,015-3,5 |
0,015-3,5 |
по дальности |
2,5-8 |
2,5-8 |
2,5-10 |
Время реакции, с |
8-10 |
8-10 |
8-10 |
Количество, тип и калибр зенитных автоматов |
2хА38х30 мм |
2хА38х30 мм |
2хА38х30 мм |
Суммарный темп стрельбы, выстр./мин. |
до 500 |
до 500 |
до 500 |
Масса ракеты в контейнере, кг |
57 |
57 |
57 |
Стартовая масса ракеты, кг |
41,6 |
41,6 |
42 |
Боекомплект, шт.: |
|
|
|
зенитные управляемые ракеты |
8 |
8 |
8 |
30-мм патроны |
1900 |
1900 |
1904 |
Масса полностью снаряженной ЗСУ, т |
до 34 |
до 34 |
до 34 |
Скорость движения ЗСУ, км/ч: |
|
|
|
по шоссе |
до 65 |
до 65 |
до 65 |
по грунтовой дороге |
до 40 |
до 40 |
до 40 |
по бездорожью |
до 15 |
до 15 |
до 15 |
Дорожный просвет (клиренс), мм: |
|
|
|
номинальный |
450 |
450 |
450 |
минимальный |
100 |
100 |
100 |
максимальный |
580 |
580 |
580 |
Запас хода по топливу и маслу по шоссе с учетом двухчасовой работы газотурбинного двигателя, км |
500 |
500 |
500 |
Дальность приема и передачи телекодовой информации, км: |
|
|
|
в движении |
до 10 |
до 10 |
до 10 |
на месте |
до 15 |
до 15 |
до 15 |
ЗРК “ Стрела-10М3 “
Основные характеристики:
|
«Стрела-10СВ» |
«Стрела-10М» |
«Стрела-10М2» |
«Стрела-1-М3» |
Типы поражаемых целей |
Самолеты, вертолеты |
Самолеты, вертолеты |
Самолеты, вертолеты |
Самолеты, вертолеты |
Зона поражения, км: |
|
|
|
|
по дальности |
0,8-5 |
0,8-5 |
0,8-5 |
0,8-5 |
по высоте |
0,025-3,5 |
0,025-3,5 |
0,025-3,5 |
0,01-3,5 |
Скорость обстреливаемых целей, м/с (навстречу/вдогон) |
415/310 |
415/310 |
415/310 |
415/310 |
Вероятность поражения одной ЗУР самолета ТА |
0,1-0,5 |
0,1-0,5 |
0,3-0,6 |
0,3-0,6 |
Количество ЗУР на БМ, шт. |
8 из них 4 на ПУ |
8 из них 4 на ПУ |
8 из них 4 на ПУ |
8 из них 4 на ПУ |
Время реакции, с |
6,5 |
8,5 |
6,5 |
7-10 |
Стрела-10М3» размещается на многоцелевом гусеничном транспортере-тягаче МТЛБ. Боевая машина может перевозиться самолетом Ан-12Б и вертолетом Ми-26. Комплекс способен самостоятельно преодолевать водные преграды вплавь со скоростью 5-6 км/ч., Масса боевой машины составляет 12 т, максимальная скорость движения по шоссе 60 км/ч, запас хода до 500 км», - добавили в ведомстве.
ЗРК может вести огонь как с места, так и в движении. Время развертывания комплекса в боевое положение — 3 минуты.
Высокомобильные ЗПРК "Тунгуска", ЗРК "Стрела-10М3" и ПЗРК "Игла" имеют устойчивые к радиоэлектронным помехам ракеты и являются средствами ПВО ближнего действия. С учетом своих характеристик, они предназначены для непосредственного прикрытия войск от ударов низколетящих целей на месте и в движении. Исходя из возможностей и предназначения ЗРК "Стрела-10М3" и ПЗРК "Игла" могут обстреливать КР в условиях их визуальной видимости, как правило, вдогон. ЗПРК "Тунгуска", оснащенный РЛС, способен поражать КР ракетным вооружением на встречных и догонных курсах в условиях их визуальной видимости, а артиллерийским – в любых погодно-климатических условиях днем и ночью. С учетом многочисленности этих зенитных средств в войсках, общая результативность их применения для борьбы с КР может быть сравнима с результативностью применения ЗРК малой, средней и большой дальности действия.
МИГ-31
Модификации : |
|
Е-155МП |
опытный самолет, прототип истребителя МиГ-31. |
МиГ-31 |
серийный истребитель-перехватчик. |
МиГ-31Б |
серийный истребитель-перехватчик с системой дозаправки в воздухе. |
МиГ-31БМ |
истребитель противодействия РЛС. |
МиГ-31Д |
одноместный самолет с противоспутниковой ракетой. |
МиГ-31М |
усовершенствованный истребитель-перехватчик с новыми БРЭО, двигателем и вооружением |
МиГ-31Ф(Э) |
многоцелевой фронтовой истребитель. |
МиГ-31Э |
дальний истребитель-перехватчик |
ЛТХ: |
|
Модификация |
МиГ-31 |
Размах крыла, м. |
13.46 |
Длина самолета, м |
22.69 |
Высота самолета, м |
5.15 |
Площадь крыла, м2 |
61.60 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
21820 |
нормальная взлетная |
41000 |
максимальная взлетная |
46200 |
Тип двигателя |
2 ТРДДФ Д-30Ф-6 |
Максимальная тяга, кН |
|
бесфорсажная |
2 х 91.00 |
форсажная |
2 х 152.00 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
на высоте 17500 м |
3000 (М=2.82) |
на малой высоте |
1500 |
Практическая дальность, км: |
|
без ПТБ |
2150 |
с ПТБ |
3300 |
Боевой радиус действия, км |
|
при полете к на сверхзвуковой скорости |
720 |
при полете на дозвуковой скорости |
1200 |
при полете с дозвуковой скоростью с ПТБ |
1400 |
при полете с М=1 одной дозаправкой |
2000 |
Продолжительность барражирования, ч |
|
с дозаправкой в воздухе |
6 |
без дозаправки |
3.5 |
Практический потолок, м |
20600 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
5 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
одна 23-мм пушка ГШ-6-23М (260 патронов) |
С целью повышения эффективности борьбы с КР, кроме огневого противодействия, следует широко использовать средства радиоэлектронной борьбы. Целесообразность их применения обусловлена возможностью постановки помех бортовым радиоэлектронным средствам и системам, обеспечивающих точное определение высоты полета и наведение ракет на цель. При нарушении нормального функционирования этих систем происходит накопление ошибок, в результате которых происходит значительное отклонение ракеты от цели или ее столкновение с земной (водной) поверхностью.
Весьма эффективным способом борьбы с КР является проведение комплекса специальных мероприятий. Это изменение видимых очертаний местности в районах коррекции траектории полета КР и контуров вероятных объектов поражения, их маскировка с помощью аэрозолей, инженерного оборудования и окраски, создание ложных позиций с натурными макетами техники и другие.
макет боевой техники
Своевременное их осуществление позволяет значительно снизить возможность определения точных координат объекта удара, противодействует системам наведения КР на цель и заметно снижает общую результативность их применения. Как показал опыт боевых действий в Персидском заливе и на Балканах, в результате оборудования ложных позиций и объектов, маневра и других мероприятий результативность ударов СВКН, в том числе и КР, снизилась на 25-50% и более. Это подтверждается сравнением первоначально объявленных результатов с результатами, уточненными по окончанию боевых действий.
С учетом обстановки и имеющихся возможностей для противодействия крылатым ракетам могут использоваться и нетрадиционные средства и способы борьбы с ними. Так, в горной местности маршрут полета КР может проходить по ущельям, ниже уровня окружающей местности. В этих условиях для борьбы с ними могут использоваться минно-взрывные заграждения, которые приводятся в действие акустическими и тепловыми датчиками-взрывателями, размещенными на вероятных маршрутах полета ракет.
Простым и достаточно эффективным пассивным средством борьбы с КР является использование легких сетей, напоминающих рыболовные. Они могут устанавливаться на вероятных направлениях и высотах полета ракет стационарно или подниматься в нужное время по сигналам специальных датчиков с началом боевых действий. Место установки сетей следует выбирать с учетом тактики применения КР - вблизи возможных объектов ударов или на удалении от них, в районах возможной коррекции маршрутов их полета. Этот способ борьбы с КР, по данным ряда СМИ, впервые был использован при ведении боевых действий в Югославии (1999 г.) и подтвердил реальность его применения.
В завершение необходимо отметить следующее.
Несомненно то, что крылатые ракеты являются грозным современным средством воздушно-космического нападения, с которым в настоящее время достаточно сложно бороться. Однако Отсутствие противодействия КР может обернуться для объектов их ударов значительными потерями. Борьба с КР отличается значительной сложностью, но, несмотря на это, при комплексном использовании всех средств и способов борьбы, проблема борьбы с ними может быть решена.
Анатолий Соколов