КА-52 " Аллигатор "

                                 

                                

 

 

                                        КА-52 “ Аллигатор “

Идея уве­ли­че­ния эки­па­жа вер­то­ле­та до двух че­ло­век рас­смат­ри­ва­лась еще в се­ре­ди­не 80-х гг. То­гда ОКБ про­ра­ба­ты­ва­ло про­ект двух­ме­ст­но­го ва­ри­ан­та В-80 с рас­по­ло­же­ни­ем ка­бин по схе­ме «тан­дем», од­на­ко от не­го ре­ше­но бы­ло от­ка­зать­ся еще до эта­па по­строй­ки опыт­но­го об­раз­ца: «од­но­ме­ст­ность» ка­мов­ской ма­ши­ны бы­ла од­ним из прин­ци­пи­аль­ных по­ло­же­ний ее кон­цеп­ции, сфор­му­ли­ро­ван­ным еще в 1977 г., а позд­нее объ­ек­тив­но до­ка­зав­шим свое пра­во на су­ще­ст­во­ва­ние, не­смот­ря на ак­тив­ное не­при­ятие оп­по­нен­та­ми. Для то­го что­бы по­нять, по­че­му соз­да­те­ли «Чер­ной аку­лы» вновь ре­ши­ли вер­нуть­ся к двух­ме­ст­ной ма­ши­не, те­перь, прав­да, уже в со­вер­шен­но но­вом ка­че­ст­ве, не­об­хо­ди­мо об­ра­тить­ся к со­бы­ти­ям не­дав­не­го про­шло­го.

Еще в 1984 г., ко­гда пол­ным хо­дом шли срав­ни­тель­ные ис­пы­та­ния В-80 и Ми-28,

 

                                                                                           МИ-28

УВЗ им. Н.И. Ка­мо­ва вы­сту­пил с пред­ло­же­ни­ем о соз­да­нии спе­циа­ли­зи­ро­ван­но­го вер­то­лет­но­го оп­ти­ко-элек­трон­но­го и ра­дио­ло­ка­ци­он­но­го ком­плек­са, пред­на­зна­чен­но­го для ве­де­ния раз­вед­ки на по­ле боя, вы­да­чи це­ле­ука­за­ния и обес­пе­че­ния груп­по­вых дей­ст­вий бое­вых вер­то­ле­то­в-ш­тур­мо­ви­ков. Но­си­те­лем та­ко­го ком­плек­са дол­жен был стать но­вый вер­то­лет В-60, ко­то­рый про­ек­ти­ро­вал­ся так­же в мно­го­це­ле­вом, транс­порт­ном и ко­ра­бель­ном ва­ри­ан­тах. По­доб­ный ком­плекс был при­зван по­вы­сить эф­фек­тив­ность при­ме­не­ния групп бое­вых вер­то­ле­тов, став для них сво­его ро­да воз­душ­ным ко­манд­ным пунк­том.

К со­жа­ле­нию, из­вест­ные со­бы­тия в эко­но­ми­ке стра­ны на ру­бе­же 80-х и 90-х и в по­сле­дую­щие го­ды зна­чи­тель­но за­тор­мо­зи­ли про­грам­му раз­ра­бот­ки но­во­го вер­то­ле­та.

                           

                                                                                  Николай Ильич Камов

В свя­зи с этим Ге­не­раль­ный кон­ст­рук­тор ВНТК им. Н.И. Ка­мо­ва при­ни­ма­ет ре­ше­ние о пе­ре­не­се­нии ком­плек­са раз­вед­ки и це­ле­ука­за­ния на мо­ди­фи­ка­цию за­пу­щен­но­го в се­рий­ное про­из­вод­ст­во бое­во­го Ка-50, ко­то­рая, с уче­том со­хра­не­ния на ней сис­те­мы воо­ру­же­ния, мог­ла бы ис­поль­зо­вать­ся не толь­ко как «ко­ман­дир­ский» вер­то­лет, но и как штур­мо­вик, спо­соб­ный вес­ти са­мо­стоя­тель­ные бое­вые дей­ст­вия, в ча­ст­но­сти но­чью и в ог­ра­ни­чен­но слож­ных ме­тео­ус­ло­ви­ях.

 

                                                                          КА-50 “ Чёрная акула “

Для управ­ле­ния ком­плек­сом оп­ти­ко-элек­трон­но­го и ра­дио­ло­ка­ци­он­но­го раз­ве­ды­ва­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния вер­то­ле­ту по­тре­бо­вал­ся вто­рой член эки­па­жа. Од­на­ко и здесь ка­мов­цы «по­шли сво­им пу­тем», по­са­див пи­ло­тов ря­дом, а не друг за дру­гом, как при­ня­то на боль­шин­ст­ве ар­мей­ских бое­вых вер­то­ле­тов в ми­ре. По­доб­ное ре­ше­ние, ра­зу­ме­ет­ся, не бы­ло про­дик­то­ва­но же­ла­ни­ем «вы­де­лить­ся», а пре­сле­до­ва­ло оп­ре­де­лен­ные це­ли. В ча­ст­но­сти, был уч­тен опыт кол­лег из са­мо­ле­то­строи­тель­но­го ОКБ Су­хо­го, спро­ек­ти­ро­вав­ших ка­би­ны фрон­то­вых бом­бар­ди­ров­щи­ков Су-24 и Су-34 по ана­ло­гич­но­му прин­ци­пу. Раз­ме­ще­ние двух чле­нов эки­па­жа ря­дом, как сви­де­тель­ст­во­вал опыт ис­пы­та­ний и экс­плуа­та­ции Су-24, зна­чи­тель­но об­лег­ча­ло взаи­мо­дей­ст­вие пи­ло­тов при вы­пол­не­нии бое­во­го за­да­ния, осо­бен­но в слож­ных ме­тео­ус­ло­ви­ях и при по­ле­те на пре­дель­но ма­лых вы­со­тах. Кро­ме то­го, ис­клю­ча­лась не­об­хо­ди­мость дуб­ли­ро­ва­ния ря­да при­бо­ров и ор­га­нов управ­ле­ния.

 

Пер­вый ва­ри­ант двух­ме­ст­ной раз­ве­ды­ва­тель­но-у­дар­ной мо­ди­фи­ка­ции Ка-50, пред­став­лен­ный в сен­тяб­ре 1994 г. ма­кет­ной ко­мис­сии, был вы­пол­нен с мак­си­маль­но воз­мож­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем аг­ре­га­тов и де­та­лей се­рий­ной ма­ши­ны. Так, ос­тек­ле­ние ка­би­ны со­би­ра­лось из го­то­вых эле­мен­тов, при­ме­няе­мых на Ка-50. Ши­ро­кая ка­би­на с уг­ло­ва­ты­ми очер­та­ния­ми ухуд­ша­ла об­те­кае­мость вер­то­ле­та и не спо­соб­ст­во­ва­ла сни­же­нию его ра­дио­ло­ка­ци­он­ной за­мет­но­сти. Ви­дев­шие пол­но­раз­мер­ный ма­кет фю­зе­ля­жа Ка-52 на МАКС-95 с со­жа­ле­ни­ем кон­ста­ти­ро­ва­ли, что вер­то­лет ут­ра­тил бы­лое «изя­ще­ст­во» «Чер­ной аку­лы». Оп­ре­де­лен­ные за­ме­ча­ния вы­ска­за­ла и ма­кет­ная ко­мис­сия, ре­ко­мен­до­вав­шая пе­ре­де­лать пе­ред­нюю часть фю­зе­ля­жа двух­ме­ст­но­го вер­то­ле­та, ос­на­стив ка­би­ну но­вым ос­тек­ле­ни­ем. По­доб­ная ком­по­нов­ка бы­ла вы­пол­не­на к се­ре­ди­не 1996 г., ко­гда в опыт­ном про­из­вод­ст­ве фир­мы «Ка­мов» на­ча­лось из­го­тов­ле­ние пер­во­го об­раз­ца Ка-52. Для это­го ре­ше­но бы­ло пе­ре­обо­ру­до­вать се­рий­ный Ка-50 (11-й лет­ный эк­зем­п­ляр), но­сив­ший ра­нее бор­то­вой но­мер 021 и «вы­ста­воч­ный» но­мер Н317 и имев­ший чер­ную ок­ра­ску с эмб­ле­мой Black Shark.

 

 У «Аку­лы» бы­ла де­мон­ти­ро­ва­на пе­ред­няя часть фю­зе­ля­жа до 18-го шпан­го­ута, вме­сто ко­то­рой в ста­пе­ле на­ча­лась сбор­ка и при­сты­ков­ка но­вой, вы­пол­нен­ной по чер­те­жам Ка-52. Ра­бо­ты бы­ли за­вер­ше­ны к но­яб­рю 1996 г., од­но­вре­мен­но ма­ши­ну ос­на­сти­ли опыт­ным ком­плек­том обо­ру­до­ва­ния с час­тич­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем им­порт­ных эле­мен­тов. В та­ком ви­де вер­то­лет, ок­ра­шен­ный в чер­ный цвет и по­лу­чив­ший но­вый бор­то­вой но­мер 061, и пред­стал пе­ред жур­на­ли­ста­ми.

Се­рий­ное про­из­вод­ст­во Ка-52 на­ча­лось в кон­це 2008 го­да.

 

 

 

Ка-52 - двух­ме­ст­ная мо­ди­фи­ка­ция се­рий­но­го удар­но­го вер­то­ле­та Ка-50. От­ли­ча­ет­ся от пред­ше­ст­вен­ни­ка но­вой но­со­вой ча­стью с двух­ме­ст­ной ка­би­ной и бор­то­вым ком­плек­сом обо­ру­до­ва­ния но­во­го по­ко­ле­ния.

Ка-52 пред­на­зна­чен для ог­не­вой под­держ­ки на­зем­ных войск, унич­то­же­ния ма­ло­раз­мер­ных под­виж­ных бро­ни­ро­ван­ных и не­бро­ни­ро­ван­ных це­лей, по­ра­же­ния жи­вой си­лы и борь­бы с ма­ло­ско­ро­ст­ны­ми воз­душ­ны­ми це­ля­ми. Ка-52 при­зван су­ще­ст­вен­но по­вы­сить эф­фек­тив­ность груп­по­вых дей­ст­вий бое­вых вер­то­ле­тов, что дос­ти­га­ет­ся за счет ап­па­ра­тур­но­го об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей в ре­аль­ном мас­шта­бе вре­ме­ни и не­пре­рыв­но­сти ко­манд­но­го управ­ле­ния в хо­де бое­вой опе­ра­ции.

На Ка-52 ус­та­нов­лен мно­го­функ­цио­наль­ный ком­плекс пя­то­го по­ко­ле­ния «Аргумент-2000», ко­то­рый яв­ля­ет­ся ба­зо­вым ком­плек­сом для се­мей­ст­ва ап­па­ра­тов мар­ки «Ка» раз­лич­но­го на­зна­че­ния. «Аргумент-2000» от­ли­ча­ет­ся от сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков от­кры­той ар­хи­тек­ту­рой по­строе­ния. К чис­лу уни­фи­ци­ро­ван­ных час­тей ком­плек­са от­но­сят­ся БЦВМ «Багет-53», пи­ло­таж­но-на­ви­га­ци­он­ный ком­плекс ПНК-37ДМ, об­зор­но-пи­ло­таж­ная сис­те­ма круг­ло­су­точ­но­го дей­ст­вия ТОЭС-520, бор­то­вой ком­плекс свя­зи БКС-50, ком­плекс обо­ро­ны и дру­гие. Вся не­об­хо­ди­мая ин­фор­ма­ция в ка­би­не вы­во­дит­ся на мно­го­функ­цио­наль­ные цвет­ные ин­ди­ка­то­ры и на­шлем­ные ин­ди­ка­то­ры лет­чи­ков. Управ­ле­ние бор­то­вым обо­ру­до­ва­ни­ем у ка­ж­до­го пи­ло­та со­сре­до­то­че­но на мно­го­функ­цио­наль­ном пуль­те и на ру­ко­ят­ках ры­ча­гов управ­ле­ния вер­то­ле­том.

В со­став ком­плек­са «Аргумент-2000» в ка­че­ст­ве под­ком­плек­са вхо­дит двух­ка­наль­ная РЛС «Арбалет-52». Ка­нал РЛС с но­со­вой ан­тен­ной и боль­шой апер­ту­рой слу­жит для по­ис­ка и ата­ки це­лей на уда­ле­нии 15-20 км, а так­же для вы­пол­не­ния низ­ко­вы­сот­но­го по­ле­та в слож­ных по­год­ных ус­ло­ви­ях. Дру­гой ка­нал РЛС с над­вту­лоч­ной ан­тен­ной и мень­шей апер­ту­рой обес­пе­чи­ва­ет кру­го­вой об­зор в ин­те­ре­сах про­ти­во­ра­кет­ной обо­ро­ны вер­то­ле­та и об­ще­го кон­тро­ля воз­душ­ной об­ста­нов­ки.

 

Пи­ло­ти­ро­ва­ние Ка-52 днем и но­чью осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с ис­поль­зо­ва­ни­ем об­зор­но-по­ис­ко­вой сис­те­мы (ОПС). Ос­но­ву ОПС со­став­ля­ют ТОЭС-520, ша­ро­об­раз­ная го­лов­ка ко­то­рой раз­ме­ще­на сле­ва под но­со­вой ча­стью ка­би­ны эки­па­жа, и на­шлем­ная сис­те­ма це­ле­ука­за­ния и ин­ди­ка­ции (НСЦИ). ТО­ЭС име­ет те­п­ло­ви­зи­он­ный и низ­ко­уров­не­вый те­ле­ви­зи­он­ный ка­на­лы, а НСЦИ - на­шлем­ные мик­ро­дис­плеи. С их по­мо­щью пи­ло­ты мо­гут круг­ло­су­точ­но осу­ще­ст­в­лять об­зор ме­ст­но­сти, об­на­ру­жи­вать пре­пят­ст­вия и ори­ен­ти­ры, про­из­во­дить по­сад­ку на не­обо­ру­до­ван­ные и не­ос­ве­щен­ные пло­щад­ки. Для вы­пол­не­ния низ­ко­вы­сот­но­го по­ле­та в слож­ных по­год­ных ус­ло­ви­ях на­ря­ду с ТО­ЭС ис­поль­зу­ет­ся ка­нал РЛС под­ком­плек­са «Арбалет-52». Управ­ле­ние го­лов­кой ТО­ЭС про­из­во­дит­ся ав­то­ма­ти­че­ски от сиг­на­лов дат­чи­ков по­зи­цио­ни­ро­ва­ния, от­сле­жи­ваю­щих по­ло­же­ния шле­ма пи­ло­та.

 

По­иск и ата­ку це­ли пи­лот про­из­во­дит с ис­поль­зо­ва­ни­ем по­ис­ко­во-при­цель­ной сис­те­мы (ППС). ППС вклю­ча­ет мно­го­ка­наль­ную сис­те­му круг­ло­су­точ­но­го дей­ст­вия ГОЭС-451, ша­ро­вая го­лов­ка ко­то­рой рас­по­ло­же­на свер­ху на ка­би­не эки­па­жа. В ней на ста­би­ли­зи­ро­ван­ной плат­фор­ме раз­ме­ще­ны те­ле­ви­зи­он­ный, те­п­ло­ви­зи­он­ный ка­на­лы, ла­зер­ный даль­но­ме­р-це­ле­ука­за­тель, об­на­ру­жи­тель ла­зер­но­го пят­на под­све­та це­ли и ла­зер­ная сис­те­ма на­ве­де­ния в цель ПТУР. Для об­на­ру­же­ния и ата­ки це­ли в слож­ных по­год­ных ус­ло­ви­ях ГО­ЭС со­пря­же­на с ка­на­лом РЛС под­ком­плек­са «Арбалет-52». Изо­бра­же­ние це­ли и ок­ру­жаю­щей ме­ст­но­сти ин­ди­ци­ру­ет­ся на мно­го­функ­цио­наль­ных цвет­ных дис­пле­ях на при­бор­ной дос­ке и дуб­ли­ру­ет­ся на на­шлем­ных мик­ро­дис­пле­ях НСЦИ. Управ­ле­ние го­лов­кой ГО­ЭС по­доб­но управ­ле­нию ТОЭС-520. Не­об­хо­ди­мая пи­ло­таж­ная и при­цель­ная ин­фор­ма­ция вы­во­дит­ся так­же на ин­ди­ка­тор на ло­бо­вом стек­ле.

От­кры­тая ар­хи­тек­ту­ра ком­плек­са «Аргумент-2000» вер­то­ле­та Ка-52 ба­зи­ру­ет­ся на ин­тег­ри­ро­ван­ной вы­чис­ли­тель­ной сис­те­ме вы­со­ко­го бы­ст­ро­дей­ст­вия и боль­шо­го объ­е­ма па­мя­ти, ис­поль­зу­ет муль­ти­п­лекс­ные гос­ти­ро­ван­ные ка­на­лы об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей и про­грамм­но-ма­те­ма­ти­че­ское об­нов­ляе­мое обес­пе­че­ние. Это по­зво­ля­ет ус­пеш­но при­ме­нять раз­лич­ные ви­ды стрел­ко­во-пу­шеч­но­го, ра­кет­но­го управ­ляе­мо­го и не­управ­ляе­мо­го воо­ру­же­ния.

Ка-52 на 85% уни­фи­ци­ро­ван с се­рий­ным Ка-50. От не­го вер­то­лет унас­ле­до­вал не­су­щую сис­те­му, кры­ло, опе­ре­ние, шас­си. Кон­ст­рук­ция сред­ней и хво­сто­вой час­тей фю­зе­ля­жа так­же не пре­тер­пе­ла из­ме­не­ний. Глав­ное от­ли­чие - но­вая пе­ред­няя часть с двух­ме­ст­ной ка­би­ной. Пи­ло­ты раз­ме­ща­ют­ся ря­дом на ка­та­пуль­ти­руе­мых крес­лах К-37-800, та­ких же, как на Ка-50. В ка­би­ну эки­паж по­па­да­ет че­рез от­ки­ды­ваю­щие­ся вверх створ­ки фо­на­ря. Ры­ча­ги управ­ле­ния вер­то­ле­том есть как на ле­вом мес­те, так и на пра­вом. При­бор­ное обо­ру­до­ва­ние ка­би­ны ста­ло но­вым: боль­шую часть тра­ди­ци­он­ных элек­тро­ме­ха­ни­че­ских ука­за­те­лей за­ме­ни­ли че­ты­ре жид­кок­ри­стал­ли­че­ских дис­плея. На Ка-52 ус­та­нов­ле­ны мо­дер­ни­зи­ро­ван­ные дви­га­те­ли ВК-2500.

 

                                                  КА-52 в противолодочном испонении

Со­хра­нив всю но­менк­ла­ту­ру воо­ру­же­ния од­но­ме­ст­но­го вер­то­ле­та (под­виж­ная пу­шеч­ная ус­та­нов­ка с пуш­кой 2А42 ка­либ­ра 30 мм и бое­ком­плек­том 460 па­тро­нов,

 

                                                                                        пушка 2А42

 ПТУР «Вихрь» с ла­зер­ной сис­те­мой на­ве­де­ния, бло­ки НАР ка­либ­ра 80 мм, авиа­бом­бы, пу­шеч­ные кон­тей­не­ры и дру­гое ору­жие об­щей мас­сой до 2000 кг),

 

Ка-52 мо­жет до­пол­ни­тель­но при­ни­мать на борт управ­ляе­мые ра­ке­ты клас­са «воз­ду­х-воз­дух» ближ­не­го боя Р-73 и «Иг­ла-В», управ­ляе­мые ра­ке­ты клас­са «воз­ду­х-по­верх­ность» Х-25МЛ.

 

Ра­ке­ты Р-73 с все­ра­курс­ной пас­сив­ной те­п­ло­вой го­лов­кой са­мо­на­ве­де­ния, раз­ра­бо­тан­ные в ГосМКБ «Вым­пел», име­ют стар­то­вую мас­су 105 кг, стерж­не­вую бое­вую часть мас­сой 7,4 кг и обес­пе­чи­ва­ют по­ра­же­ние воз­душ­ных це­лей, ма­нев­ри­рую­щих на вы­со­тах от 20 м с пе­ре­груз­кой до 12 и ско­ро­стью до 2500 км/ч, на даль­но­сти от 700 м до 11 км. Ра­ке­ты «Иг­ла-В», соз­дан­ные в ко­ло­мен­ском КБ ма­ши­но­строе­ния на ба­зе ЗУР пе­ре­нос­но­го зе­нит­но­го ра­кет­но­го ком­плек­са су­хо­пут­ных войск «Игла-1», име­ют все­ра­курс­ную двух­цвет­ную те­п­ло­вую го­лов­ку са­мо­на­ве­де­ния; мас­са ра­ке­ты 10,7 кг, бое­вой час­ти - 1,27 кг, вы­со­та по­ра­жае­мых це­лей от 10 до 3500 м, ско­рость от 0 (вер­то­лет на ви­се­нии) до 1440 км/ч, пе­ре­груз­ка до 5-6, даль­ность пус­ка от 800 до 5200 м. Х-25МЛ пред­на­зна­че­на для по­ра­же­ния ма­ло­раз­мер­ных под­виж­ных и не­под­виж­ных на­зем­ных (над­вод­ных) це­лей: РЛС и пус­ко­вых ус­та­но­вок ком­плек­сов ЗУР, са­мо­ле­тов на от­кры­тых сто­ян­ках и в лег­ких ук­ры­ти­ях, лег­ких мос­тов и пе­ре­прав, ма­ло­тон­наж­ных су­дов, же­лез­но­до­рож­ных эше­ло­нов и дру­гих це­лей. Ра­ке­та име­ет по­лу­ак­тив­ную ла­зер­ную сис­те­му са­мо­на­ве­де­ния.

Бла­го­да­ря ус­та­нов­ке дви­га­те­лей ВК-2500 лет­ные ха­рак­те­ри­сти­ки вер­то­лё­та, не­смот­ря на воз­рос­шую мас­су, прак­ти­че­ски не из­ме­ни­лись, по сравнению с Ка-50.  

 

Общие данные

Экипаж, чел

2

Масса, кг:

 

максимальная взлётная

10800

нормальная взлётная

10400

Скорость, км/ч:

 

максимальная

310

крейсерская

250

непревышаемая (на пикировании)

350

Максимальная вертикальная перегрузка

3

Потолок, м:

 

практический

3600

статический

5500

Дальность действия, км

520

Размеры планера, м:

 

длина

14,2

ширина

7,3

высота

4,9

Диаметр несущих винтов, м

14,5

База шасси, м

4,92

Колея шасси, м

3,67

Основное вооружение

30-мм пушка 2А42, ПТУР «Вихрь»

Дополнительное вооружение

блоки НУРС, пушечные контейнеры, ракеты «воздух-воздух» Р-73 и «Игла-В», ракеты Х-25МЛ

 

 

Двигатель ВК-2500

Мощность, л.с.:

 

чрезвычайный режим

2700

взлётный режим

2400

крейсерский режим

1750

Удельный расход топлива, г/л.с.·ч

210

Размеры, мм:

 

длина

2055

ширина

660

высота

728

Сухая масса, кг

300