БМР-3М " Вепрь "

 

 

 

 

 

Бронированная машина разминирования БМР-3М

В 1997 г. на ОАО «НПК „Уралвагонзавод"» на базе танка Т-90 был создан и испытан опытный образец бронированной машины разминирования БМР-3М ("Объект 197"). В 2001 г. она была продемонстрирована на Международной выставке технических средств обороны и защиты "УРАЛ ДЕФЕНС ЭКСПО-2001".

Первый прообраз этой машины появился в 1985-1986 гг. В 482-м конструкторско-технологическом центре в Киеве на базе самоходно-артиллерийской установки СУ-122 была разработана бронированная машина разминирования БМР-1. Опытные образцы машин изготовили на ремонтном заводе Минобороны. БМР-1 представляла собой специальную гусеничную машину, на которой устанавливалось навесное оборудование – минный трал, пулеметное вооружение и усиленная броневая защита под обитаемым отделением. Масса машины без навесного оборудования составляла 36,5 т. В состав экипажа БМР-1 входили три человека. На крыше броневой рубки устанавливалась пулеметная башенка со спаренной установкой 14,5-мм пулемета КПВТ и 7,62-мм пулемета ПКТ, заимствованная у БТР-60. В боекомплект входили 600 патронов к КПВТ и 200 патронов к ПКТ. Броневая защита машины была сохранена на уровне базовой машины за исключением усиления днища боевого отделения, дополнительного экрана вокруг пулеметной башенки и навески запасных траков на бортах и лобовом листе рубки. Машина оснащалась системами УА ППО и ТДА. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование практически без изменений были заимствованы у базовой машины. Запас хода по шоссе без установленного навесного оборудования достигал 250-300 км, средняя скорость по шоссе составляла 30-35 км/ч.

Одновременно с БМР-1 в 482-м конструкторско-технологическом центре в Киеве на базе танка Т-54Б была разработана бронированная машина разминирования БМР-2. БМР-2 имела то же предназначение, что и БМР-1, но отличалась от нее конструкцией броневого корпуса, установкой вооружения и специального оборудования. Опытные образцы машин были изготовлены на ремонтном заводе Министерства обороны. Масса БМР-2 без навесного оборудования составляла 36,6 т.

 

В состав экипажа машины входили пять человек. На командирской башенке монтировалась автономная закрытая зенитно-пулеметная установка дистанционного управления с 12,7-мм пулеметом НСВ (боекомплект составлял 600 патронов). Для постановки дымовых завес устанавливались 12 дымовых гранатометов системы 902А. В качества тралящего навесного оборудования использовался колейный минный трал КМТ-9 «Парнас» с электромагнитной приставкой «Пайщик».

 

Ширина колей траления составляла 2x800 мм, скорость траления –12 км/ч, масса трала с комплектом ЗИП – 6100 кг (без ножевых секций). Время монтажа трала силами экипажа – до 3,5 ч, время отцепки – 0,3 ч. Для монтажа катковых секций трала на машине устанавливалась разборная кран-стрела с ручным приводом. Помимо прямого назначения БМР-2 очень часто использовалась в качестве тягача для эвакуации поврежденной и застрявшей техники. Особенностью машины является установка дистанционно-управляемой пулеметной установки, аналогичной тем, что стоят на танках Т-64, Т-80УД и Т-90.

Путем модернизации БМР-2, которая показала высокую эффективность при разминировании в условиях боевых действий в республике Афганистан, на базе танка Т-72А была создана БМР-3 "КОРТ-Б", ее выпуском занимался 103-й бронетанковый ремонтный завод. Масса БМР-3 "КОРТ-Б" без тралящего оборудодования составила 40,3 т, экипаж - 5 человек. Вооружение представлено пулеметом НСВТ-12,7, а также 5-ю автоматами Калашникова и одним сигнальным пистолетом. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть были заимствованы у Т-72А. Для монтажа катковых секций трала на БМР-3 "КОРТ-Б", также как и на БМР-2, устанавливалась разборная кран-стрела с ручным приводом.

В ходе дальнейшей модернизации, суть которой заключалась в замене базы на шасси танка Т-90 и улучшении условий обитаемости экипажа, была создана БМР-3М.

 

 На ней был установлен комплекс динимаческой защиты "Контакт-5", было уделено особое внимание противоминной защите днища, оно лишилось ячеистой структуры и стало равнопрочным.

                               

                                                                            пакет динамической защиты

Боевая машина разминирования БМР-3М предназначена для проделывания проходов в минных полях для танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров и иных машин, имеющих ширину гусениц (колес) и межгусеничное (межколесное) расстояние примерно равное танковому, под обстрелом противника.

 

Машина обеспечивает траление мин в грунте и в снегу, приведение к несрабатыванию мин с радиовзрывателями, обезвреживание видимых, лежащих на поверхности, мин. БРМ-3М имеет повышенную противоминную стойкость, мощное бронирование и навесную динамическую защиту, обеспечивающие машине защиту от огня противотанковых средств. В минных полях, состоящих из противогусеничных мин нажимного действия, машина проделывает колейный проход. Ширина каждой колеи 80-87 см., ширина межколейной непротраливаемой полосы 162 см. В минных полях, состоящих из противоднищевых мин с контактными взрывателями, машина проделывает сплошной проход шириной 3,2 метра; в полях, состоящих из противоднищевых мин с магнитными взрывателями сплошной проход шириной 6-7 метров.

Рубка с командирской башенкой сварная из броневых листов, оснащена люками и смотровыми приборами. Противоминная защита выполнена в виде многослойных конструкционных преград из специальной стали с наполнением, которые располагаются внутри и снаружи днища по всей площади обитаемого отделения, каркаса и распорок между бортами, днищем и крышей рубки. Такая защита обеспечивает живучесть экипажа при подрыве мины ТМ-62 "МС" по центру корпуса.

Экипаж машины 2 человека (командир и механик-водитель). На период работы на минном поле экипаж машины пополняется 3 саперами, для размещения которых и их оснащения в боевом отделении машины, имеются места.

 

В состав оборудования БМР-3М входят:

При использовании имеющегося комплекта оборудования для подводного вождения, машина способна преодолевать водные преграды по дну шириной 1500 и глубиной 8 м при скорости течения до 3 м/с.

Вооружение машины включает:

Вспомогательное оснащение включает танковую радиостанцию Р-123М, танковое переговорное устройство ТПУ, радиометр-рентгенометр и химический анализатор ГО-27, бесподсветочные приборы ночного видения 1ПН-63М (2 шт.). Использование в конструкции БМР-3М систем и агрегатов танка Т-90 снимает многие проблемы по снабжению запасными частями и обеспечивает машине высокую надежность.

Актуальность задачи проводки и сопровождения войсковых колонн в ходе маневренных действий потребовала создания на базе БМР-3М новой бронированной машины разминирования – БМР-3МА ("Объект 197А"), вобравшей в себя все лучшее, что создано в области средств траления. В 2006 г. начались ее гос. испытания, в случае успешного завершения которых, машину планируется представить к принятию на вооружение.

 

По силовой установке и шасси БМР-3МА унифицировали с танком Т-90А, оснащённым многотопливным дизелем В-92С2 мощностью 1000 л.с. На машине установлены тралы сплошного траления, разработанные ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» в рамках ОКР «Тротуар», также в штатной комплектации появился кондиционер.

Тактико-техническая характеристика

 

Общая масса (с тралом), т

43,5 (51)

Экипаж, чел.

2 + 3 сапера

Длина (с тралом с ЭМТ), м

6,92 (10,73)

Ширина по гусеницам (с тралом), м

3,38 (3,95)

Высота, м

2,96

Клиренс, мм

374

Двигатель, марка и мощность

В-84МС, 840 л.с.

Максимальная скорость, км/ч

60

Скорость траления, км/ч

12

Запас хода по шоссе с 2-мя доп. баками (2х200), км

540

Удельный расход топлива, гр./кВт.ч

247

Максимальная угол подъема (с тралом), град.

30 (до 20)

Максимальная угол крена (с тралом), град.

25 (до 15)

Ширина преодолеваемого рва (с тралом), м

2,6-2,8 (до 2,5)

Глубина преодолеваемой водной преграды, м

до 8

Ширина преодолеваемой водной преграды, м

до 1500

 

 

Общая масса (с тралом), т

43,5 (51)

Экипаж, чел.

2 + 3 сапера

Длина (с тралом с ЭМТ), м

6,92 (10,73)

Ширина по гусеницам (с тралом), м

3,38 (3,95)

Высота, м

2,96

Клиренс, мм

374

Двигатель, марка и мощность

В-84МС, 840 л.с.

Максимальная скорость, км/ч

60

Скорость траления, км/ч

12

Запас хода по шоссе с 2-мя доп. баками (2х200), км

540

Удельный расход топлива, гр./кВт.ч

247

Максимальная угол подъема (с тралом), град.

30 (до 20)

Максимальная угол крена (с тралом), град.

25 (до 15)

Ширина преодолеваемого рва (с тралом), м

2,6-2,8 (до 2,5)

Глубина преодолеваемой водной преграды, м

до 8

Ширина преодолеваемой водной преграды, м

до 1500