М.Н. Ефимов

 

 

 

 

Михаил Ефимов и его первый полёт на аэроплане

21 марта 1910 года в Одессе в воздух поднялся первый русский авиатор Михаил Ефимов. Его аэроплан Фарман-4 взлетел с одесского ипподрома. 

Михаи́л Ники́форович Ефи́мов (13 ноября 1881, д. Дуброва Владимирской волости Смоленского уезда Смоленской губернии (сегодня — д. Аполье, Смоленский район Смоленской области) — 11 августа 1919, Одесса) — первый русский авиатор, известный спортсмен начала XX века.

                               

                                                                                   М.Н. Ефимов

       Биография

В Одессу Михаил Ефимов приехал в десятилетнем возрасте вместе с семьей. Отец Михаила, Никифор Ефимов, в Одессе устроился работать слесарем, его сыновья — Владимир, Михаил и Тимофей — пошли учиться в Одесское железнодорожное техническое училище. Все братья впоследствии стали известными авиаторами своего времени.

Еще во время учёбы Михаил увлекся велоспортом, неоднократно завоевывал призы.

Работал электриком на телеграфе.

В 1907 году приобрел мотоцикл марки «Пежо». В 1908 и 1909 годах становился чемпионом России по мотоциклетному спорту.

 

                                                          мотоцикл “ Пежо “ 1906 года

 В 1909 году совершил первый в Одессе полёт на планере. В 1909 году при финансовой поддержке барона Ксидиас уезжает во Францию для обучения и получения диплома пилота (впрочем, по условиям договора Ефимов должен был три года отрабатывать вложенные в обучение средства, на кабальных условиях). 25 декабря 1909 года Михаил Ефимов совершает свой первый самостоятельный полёт на аэроплане. Вскоре после сдачи экзамена  установил рекорд по продолжительности полёта с пассажиром (предыдущий рекорд принадлежал Орвиллу Райту).

                   

                                                                              Орвилл Райт

По возвращении в Одессу смог расторгнуть контракт с бароном Ксидиасом за счёт средств, взятых в долг у Анри Фармана.

                     

                                                                                   Анри Фарман                            

Михаил Никифорович Ефимов по профессии был электриком, по призванию - «сыном неба». Лучший ученик Анри Фармана, обладающий одним из великих даров – «чувством неба», Михаил Ефимов безупречно сдал 21 января 1910 года пилотский экзамен. Фарман сразу же поручил ему обучение пилотажу французских офицеров. 15 февраля 1910 года аэроклуб Франции вручил Михаилу Никифоровичу диплом пилота-авиатора номер 31.

А уже 21 марта 1910 года Михаил Никифорович совершил в Одессе публичные полеты. Это были первые в России полеты на аэроплане русского авиатора. 

 

 

Почти вся Одесса собиралась в те дни на ипподроме – с раннего утра переполненные конки привозили туда публику. Усилий пятисот городовых едва хватало для сдерживания толпы. За год до этого полёт там же, в Одессе, первый полёт собирался совершить начальник парка одесского аэроклуба Ван-дер-Шкруф, но его аэроплан "Антуанетт" – точно такой же, как тот, что первым перелетел Ла-Манш – попал при взлёте колесом в канаву и потерпел аварию.

 

Французский аэроклуб пригласил Ефимова принять участие в международных состязаниях в Ницце. Выступая на «Фармане» в Ницце, Михаилу Никифоровичу удалось завоевать первое место, а в Вероне – второе. Его соперниками на этих состязаниях были такие видные летчики, как Юбер Латам, Луи Полан, Гео Шаве. Во время авиационной недели в Будапеште братья Вуазен уговорили Ефимова испытать их необычной конструкции биплан, у которого основные силовые элементы несущих плоскостей и ферм были выполнены из стальных труб.

                                  

                                                                               Габриэль Вуазен

 Аппарат был уже облетан младшим из братьев – Шарлем. Но первый же полет Михаила Никифоровича был неудачным. Произошла тяжелая авария. При ударе о землю пилота выбросило из гондолы. Михаил Никифорович получил серьезные травмы.

          

 Едва оправившись от аварии летчик участвует в новых состязаниях. Его ждут новые победы. М.Н. Ефимов получает приз за планирование с высоты 1000 м. на соревнованиях в Руане завоевал приз за подъем наибольшего груза на «Фармане», а в Реймсе получил приз за скорость и продолжительность полета с пассажиром на новом самолете «соллер».

 

Ефимов работал по контракту в фирме «Фарман». Ему приходилось испытывать новые аэропланы, обучать французских офицеров полетам на «милитере». Вернувшись в Россию, Михаил Никифорович занял первое место по совокупности полетов и завоевал призы за высоту и продолжительность полета, полеты при ветре, точность спуска, три приза военного ведомства за подъем наибольшего груза и приз морского ведомства за наилучший планируемый спуск. Здесь же летчик совершил первые в России ночные полеты.

                          

Ефимов был в числе первых летчиков мира, осуществивших такие эволюции, как виражи и спирали, пикирование и планирование с выключенным двигателем. Он же первым продемонстрировал их в России, но, к сожалению, многие авиаторы еще продолжительное время придерживались "осторожных" маневров: разворачивались почти без крена и шли на посадку не планируя, а "контактируя" — периодически выключая и включая мотор.
Это часто приводило к авариям и даже катастрофам.
"Без твердого знания искусства эволюционирования в воздухе авиатор и аэроплан, всегда в опасности,— говорил летчик.— Необходимо уметь планировать с высоты с остановленным мотором и делать крутые виражи, что очень важно при случайных осложнениях во время полетов."

                  

По приглашению профессора Жуковского Ефимов совершил ряд полетов в Москве, имевших огромный успех. По приглашению великого князя Александра Михайловича Ефимов выехал во вновь организуемую школу авиации в Севастополе для работы старшим инструктором.

 

 Летчик продолжал заниматься изобретательной деятельностью, задумав построить аэроплан своей конструкции, неоднократно советовался с профессором Жуковским, работал над вопросами боевого применения авиации, принимал участие в военных маневрах, в авиационных состязаниях.

С апреля 1915 года Михаил Никифорович находился в действующей армии в качестве летчика-охотника (добровольца) 32 авиационного отряда. Здесь он выполнял смелые рейды по неприятельским тылам, дерзко и успешно бомбил и фотографировал позиции противника.

На Румынском фронте он воевал на самолете "Ньюпор-11". На этом истребителе летчик выполнил десятки боевых вылетов и одержал ряд побед.

 

                                                  “ Ньюпор –11 “ в бою с немецким “ Фоккером “

 Осенью 1915 года после нескольких ходатайств руководства севастопольской школы Михаила Никифоровича откомандировали в Севастополь. М.Н. Ефимов продолжая заниматься изобретательной деятельностью, предлагает идею создания двухмоторного бронированного самолета. Это был самолет поля боя – штурмовик.

4 марта 1916 года летчик переехал в Киев для разработки проекта аппарата своей конструкции. Великий князь затребовал чертежи. Их дальнейшая судьба неизвестна. В начале 1917 года Михаил Никифорович был переведен в Севастопольскую гидроавиацию флагманским летчиком бригады. В марте 1917 года Михаил Никифорович был избран в матросский комитет. А после Октябрьской революции ревком назначил его флагманским летчиком при комиссариате гидроавиации. Во время гражданской войны в августе 1919 года Михаил Никифорович попал в плен к белогвардейцам и был расстрелян. Ему шел 38 год.

 

                                                            памятник М.Н. Ефимову в Одессе

 

                                                          памятник М.Н. Ефимову в Киеве