Первопроходцы ИП-6

 

                                                                       Первопроходцы ИП-6

В.В. Порошков  Измерительный пункт № 6

В 1873 году в этих краях, (тогда еще это был Тургайский уезд) родился Амангельды Удербайулы (Иманов) - руководитель народного восстания 1916 года против царизма и активный участник установления Советской власти в Казахстане. Позднее его имя стали носить 12 населенных пунктов Казахстана, а в 1956 году его малая родина стала еще и пунктом дислокации ИП-6 полигона "Тайга".

 

                                                                             ИП-6  из космоса
 
ИП-6 был самым большим трассовым ИПом, имеющим почти весь набор телеметрических и внешнетраекторных средств. Ниже приводится полный набор сооружений и средств, а также список офицерского состава ИП-6 по воспоминаниям и документам полковника Н.Н. Осьминина, служившего на этом ИПе в те годы.

                 Сооружения и техника ИП-1 в 1956-1957гг. г. (схема составлена Н.Н. Осьмининым)

1 - техническое здание №1 (ПП СЕВ), 2 - техническое здание №2 для станций РТС-5, но использовавшееся как казарма, 3 - техздание КТ-50, 4 - агрегатная для передвижных электростанций ПП СЕВ и «Трал», 5 - площадка для размещения 6-ти станций «Трал», 6 - площадка для размещения 4-х станций РТС-5, 7 - гараж для размещения 6-ти автомобилей и ремонтной мастерской, 8 - дизельная электростанция на 300 кВт, 9 - клуб-столовая на 100 посадочных мест, 10 - казарма на 100 коек, 11 - четырехквартирный сборно-щитовой домик для размещения санчасти и общежития, 12 - два сборно-щитовых домика для семей офицеров, 13 - дощатый склад ОВС и ПФС, 14 - одноквартирный сборно-щитовой домик-штаб, 15 - баня на 20 человек, 16 - хлебопекарня с суточной выпечкой хлеба 100 кг, 17 - два водоема для технической и питьевой воды до 10 кубических метров, 18 - обвалованное овощехранилище, 19 - склад ГСМ на 100 т. горючего, 20 - двухаппарельная позиция станции «Иртыш», 21 - калибровочная дорога для станции «Иртыш», 22 - позиция радиостанции Р-102, 23 - позиция радиостанции РАФ КВ-5, 24 - позиция авиационной радиостанции РАС-УКВ, 25 - позиция ремонтной машины ПАРМ, 26 - ВПП посадочной площадки ИПа для приема самолетов ЛИ-2, 27 - направленная приемная антенна ПП СЕВ, 28 - дровяной склад, 29 -  РЛС «Бинокль».

         

                                               позиция станции “ Иртыш “ (из космоса)

          

                                                                   аппаратная РЛС “ Бинокль “

 

                                                                                  КТ-50

   

                                                                              станция “ Трал “

    

                                                                           аппаратная “ Трал “

 

                                                                        аппаратная Р-102М-2
Все здания (кроме КТ-50, гаража и дизельной) были типовыми сборно-щитовыми и соединялись между собой системой кабелей связи и энергопитания. Территория ИПа ограждена колючей проволокой. В 200 м от нее оборудована ВПП для приема самолетов ЛИ-2. Таким образом, трассовый ИП отличался от аналогичного пристартового более развитой системой сооружений, обеспечивающей автономное существование ИПа. Его хозяйственное отделение имело: 2 тягача АТТ, 3 автомобиля ГАЗ-63, автомобиль ЗИС-150, автомобиль ГАЗ-69 легковой, автомобиль ГАЗ-69 пикап, водообмывочную машину ЗИЛ-151 для подвоза питьевой воды, трактор С-80. Вся эта техника была необходима для подвоза грузов (от топлива до продовольствия) на расстояние 140 км от ближайшей железнодорожной станции Державинская.
 
Штатная структура ИПа включала командование, лабораторию траекторных средств измерений, лабораторию телеметрических средств измерения медленноменяющихся параметров, лабораторию телеметрических средств измерений быстроменяющихся параметров, группу спецсвязи и СЕВ, хозяйственное отделение. Всего на ИПе было 38 офицеров, 5 сержантов и 86 солдат.

         

На ИП-6 в то время служили следующие офицеры: подполковник В.Д. Ветласенин, майор А.Д. Разводов, капитан В.С. Кадыков, капитан м/с И.М. Коновалов, инж/капитаны Н.М. Житенко, Л.Е. Исаев, А.Г. Скрыльник, ст. инж/лейтенанты Г.Д. Лескин, В.А. Лунькин, И.М. Сизов, инж/лейтенанты И.И. Васильев, В.Г. Медников, В.Е. Логунов, Н.Н. Осьминин, Ю.Б. Савенков, Ю.В. Сентюрин, Ю.Н. Устенко, Ю.А. Чупахин, мл. инж/лейтенанты А.С. Лычков, Б.И. Тарасов, Б.В. Тихомиров, ст. техн/лейтенант Н.В. Барладин, техн/лейтенанты В.В. Батраков, Ю.П. Деянов, В. А. Ефимов, А.А. Карельский, В.П. Коношенков, В.Н. Кузнецов, В.А. Морякин, А.М. Найко, К.С. Петров, Г.И. Потапов, В.Г. Швалёв, Е.М. Шмелёв, лейтенанты В. Короп, И.П. Костров, Н.П. Мельников, В.В. Сован, Р. Сушин.

 

   Офицеры-холостяки ( слева направо ) : В.Н. Кузнецов,  В.М. Гущин,  Ю.П. Деянов,  В.А. Морякин,  С.Н. Музыка,

                                                                                  А.М. Носко,  И.П. Костров,  Н.П. Коношенков