PQ-17

 

 

                               Очередной союзный конвой PQ-17

               Немецкая операция «Ход конем» 01-06 июля 1942 года

 14 мая 1942 года в период немецкой операции «Фредерикус» под Харьковым Э. Редер в интересах недопущения прохождения последующих арктических конвоев предоставил Гитлеру несколько вариантов совместной атаки силами авиации, подводных лодок и надводных кораблей ближайшего по срокам конвоя PQ-17. 15 июня план операции был утвержден окончательно и получил кодовое обозначение «Ход конем».

 

                                

                                                            Эрих Иохан Альберт Редер

По плану операции «Ход конем» линкору «Тирпиц» и ТКР«Адмирал Хиппер», которые составили ядро «Боевой группы 1″ (БГ1) под командованием генерал-адмирала О. Шнеевинда, была поставлена задача по уничтожению крупных сил прикрытия конвоя.

 

                                                                                       линкор Тирпиц

Главные силы «Боевой группы 2″ (БГ2) под командованием вице-адмирала О. Куммеца – ТКР «Лютцов» и «Адмирал Шеер» — должны были уничтожить легкие силы охранения конвоя и транспорта.

                         

                                                                         Оскар Куммец

 

Задействованным в операции 5-й, 6-й и 8-й флотилиям эсминцев отводилась «классическая роль» прикрытия своих тяжелых кораблей, уничтожения легких сил охранения конвоя и транспортов.
В это время на Восточном фронте немцы реализовывали операцию «Блау» — рвались к Волге и на Кавказ. Обстановка на сухопутном фронте была критичной. Приводим ниже отрывок из приказа Сталина № 227 от 28 июля 1942 года.
«…У нас стало намного меньше территории. Стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. У нас уже нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем… отступать. Формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов, до двухсот человек в каждом, поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизий расстреливать на месте паникеров и трусов.
Иосиф Сталин»
PQ-17 был один из самых ценных конвоев, которые когда-либо отправлялись по морю.
Конвой состоял из 35 транспортов, включая 22 американских, 8 британских, 2 панамских, 1 голландский и 2 советских танкера («Донбасс» и «Азербайджан»).

С конвоем шли три британских спасательных судна (переоборудованные пассажирские суда) «Зафаран», «Замалек», «Рэтлин» и эскадренный танкер для заправки эскортных кораблей (первоначально это был RFA «Grey Ranger», но из-за его повреждения он был заменён на RFA «Aldersdale» из соединения «Q»). В некоторых источниках упоминается, что с конвоем был запланирован выход 36-го транспорта «Вест Готомска», но из Рейкьявика он не выходил, по всей видимости из-за проблем с двигателем.
Конвой вез 297 самолетов, 594 танков, 4246 грузовиков и тягачей, а также авиационный бензин и другие материалы массой 156 492 тонны. Стоимость груза составляла около 700 млн долларов в ценах 1942 года. Этих грузов могло хватить для обеспечения армии численностью 55 000 человек

.

Эскорт конвоя под командованием капитана 1 ранга Джека Брума (флаг на эсминце «Кеппель») состоял из 6-ти эсминцев, 4-х корветов, 2-х кораблей ПВО, 3-х тральщиков и 4-х вооруженных траулеров — кораблей ПЛО  (19 вымпелов).
В ближнем прикрытии (флагман контр-адмирал Гамильтон) находились четыре крейсера: английские «Лондон», «Норфолк», американские «Вичита» и «Тускалуза» и три эсминца.

                                

                                                                           контр-адмирал Гамильтон

 

 

 

 

Дальнее прикрытие осуществлял английский флот метрополии (флагман адмирал сэр Джон Тови), состоявший из английского линкора «Дьюк оф Йорк»«, американского линкора «Вашингтон», авианосца “Викториес” , двух крейсеров и четырнадцать эсминцев.

 

 

 

                                                                      адмирал сэр Джон Тови

 

 

 

Для блокирования выхода в море германских надводных кораблей в предполагаемых местах вдоль побережья Северной Норвегии  были развёрнуты две завесы подводных лодок.

 

 Ближе к берегу у выходов из фиордов располагались позиции четырёх советских подводных лодок (К-2, К-21, К-22 и Щ-403), чуть мористее располагались ещё девять подводных лодок — восемь британских и одна французская.

 

                                                           К-21                     

Основные характеристики

Тип корабля

Подводный крейсер

 

Обозначение проекта

серия XIV, тип «К — Крейсерская»

 

Скорость (надводная)

22,5 узла

 

Скорость (подводная)

10,2 узла

Рабочая глубина погружения

80 м

Предельная глубина погружения

100 м

Автономность плавания

 

50 суток,
7 500 км при 10,3 узлах

 ,
176 км подводная на 3 узлах

Экипаж

67 человек, в том числе
10 офицеров

 

Стоимость

18 млн рублей

 

Размеры

Водоизмещение

  надводное

1 490 т

Водоизмещение подводное

2 104 т

Длина наибольшая (по КВЛ

 )

97,7 м

Ширина корпуса наиб.

7,4 м

Средняя осадка (по КВЛ)

4,04 м

Силовая установка

Дизель-электрическая,
2 дизеля

  9ДКР , 2×4 200 л.с.
дизель-генератор  38К8 , 800 л.с.
2 электродвигателя  ПГ11 , 2×1 200 л.с.

Вооружение

Артиллерия

2×100-мм/51 Б-24ПЛ

 
2×45-мм/46 21-К 
2 × 7,62-мм пулемёта

Торпедно-
минное вооружение

6 носовых 533-мм ТА

 
4 кормовых 533-мм ТА ,
24 торпеды 
20 мин заграждения

 5 июля 1 к ним присоединились 2 британские подлодки из состава эскорта конвоя PQ-17, а 6 июля советская Щ-422.

 

Итого на выходе германских надводных кораблей из предполагаемых фьордов  Норвегии было развернуто 16 ПЛ (5 советских, 10 британских и 1 французская). К сожалению, в открытой литературе нет сведений кто и как управлял этими ПЛ. Видимо, они действовали сугубо автономно по информации, которая к ним поступала из национальных центров управления.
1 июля 1942 года Люфтваффе (немецкий самолет-разведчик «Кондор»)  заметил конвой PQ-17 к востоку от острова Ян Майен, а затем конвой обнаружила немецкая подлодка U-456, стоявшая в длинном ряду патрулирующих ПЛ, по предполагаемому курсу движения конвоя. С этого момента немецкие подлодки и самолеты не теряли его из вида.  Операция «Ход конем» началась.
Немцы выжидали с нападением. Прошло более 24 часов, прежде чем они предприняли атаку из семи торпедоносцев «Хейнкель Хе-115″.

 

 

                                                                                     He-115

  Тактико-технические характеристики Не.115C-1

  • Тип - трехместный многоцелевой гидросамолет и торпедоносец
  • Двигатели - два BMW-132К; 9-цилиндровые воздушного охлаждения, взлетной мощностью 960 лс и 830 лс на высоте 850 м
  • Вооружение:
    • 1*15 мм MG-151 неподвижно вперед
    • 2*7,9 мм MG-15 - в носовой установке (525 патронов) и на задней турели (1500 патронов)
    • 2*7,9 мм МG-17 - по одному в хвосте каждой мотогондолы
    • одна торпеда LTF-5 или LTF-6b, или 1*920 кг мина LMB-III, или 2*500 кг LMA, или 3*250 кг бомбы в отсеке + 2*250 кг под крылом
  • Максимальная скорость: 290 км/ч у воды  300 км/ч на 1000 м
  • 290 км/ч на 2000 м
  • 285 км/ч на 2000 м
  • Крейсерская скорость: 270 км/ч у воды   280 км/ч на 1000 м
  • 3000 м - 22,3 мин
  • Дальность полета: нормальная - 2500 км   максимальная на 3000 м - 2800 км
  • Время подъема на высоту: 1000 м - 5,1 мин   2000 м - 11,4 мин
  • площадь крыла - 86,8 кв.м
  • Потолок - 3200 м
  • Вес: пустой - 6880 кг   взлетный - 10 690 кг
  • Размеры: размах крыла - 22,3 м  длина - 17,3 м   высота - 6,3 м

Они появились с юго-востока 2 июля в 18-30. Все торпеды прошли мимо, а один из самолетов был сбит.
02.07.42 В 20-00 , когда неудачливые «Хейнкели» возвращались на базу в Bodo (Буде), БГ1 шла вдоль берегов фьорда Тронхейм, направляясь в открытое море.
03.07.42 утром БГ1 прошла вверх по Вест — фьорду к стоянке в Гимсе около Нарвика. Однако три из четырех эсминцев БГ1 («Ганс Лоди», «Карл Хорстер» и «Теодор Ридель»), проходя друг за другом через узкие части пролива, наткнулись на не обозначенную на карте подводную скалу. Остальные корабли подошли к месту встречи и бросили якорь. Оставшемуся эсминцу «Фридрих Ин» было приказано заправиться топливом и быть готовыми к вечеру к выходу в море.
БГ2 вышла из Нарвика около 01-00 04.07.42. и направилась в Альтен фьорд. Продвигаясь в густом тумане узким проливом, «Лютцов» тоже наскочил на скалу и не смог далее принимать участия, в операции. ТКР «Адмирал Шеер» и эсминцы в 10-00 бросили якорь в Альтен фьорде.
05.07.42 в 10-30 БГ1 присоединилась к БГ2 в Альтен фьорде. Теперь Шнеевинду (флагману объединенному немецкому отряду боевых кораблей) оставалось только держать корабли в состоянии боевой готовности и ждать приказа о выступлении для атаки конвоя PQ-17 (его давал лично Гитлер).

 

                                                                                           PQ-17

…Тем временем тяжело нагруженный конвой шел по зеркально чистому и спокойному морю, что делало практически невозможным нападение на него со стороны подводных лодок противника. Ранним утром 4 июля слышно было, как работают моторы самолетов, летящих в низких облаках, но лишь один из них прорвался сквозь облачность, спикировал с выключенными моторами и удачно торпедировал грузовое судно «Кристофер Ньюпорт», которое дало резкий крен на борт. Экипаж был снят, а судно пришлось затопить. Остальное время дня конвой продолжал уверенно двигаться на северо-восток.
05.07.42 к середине утра примерно в тоже время, когда немецкая эскадра объединилась в Альтен фьорде, конвой находился прямо на север от Нордкапа, уже к востоку от Медвежьего острова. Боевой дух команд конвоя был высоким, и он ещё более возрос, когда утром на горизонте впереди конвоя показалась группа крейсеров ближней поддержки адмирала Гамильтона, которая до этого шла за пределами видимости. Ранее Гамильтон направил капитану крейсера «Вичита» Хиллу поздравления по случаю дня Независимости Америки. Хилл ответил: «День независимости всегда сопровождается фейерверками. Надеюсь, что мы не разочаруем и на этот раз». По мере того, как шло время, становилось понятно, что фейерверк не за горами.
05.07.42 начиная с 15-00 радисты конвоя почти постоянно ловили сигналы подлодок и самолетов, которые следили за конвоем. В 16-45 капитан 1 ранга Брум сигнализировал своему эскорту на скорости подойти к конвою, чтобы обеспечить поддержку в случае нападения с воздуха. Через несколько минут эскорт поднял флаг «Q» — внимание, воздушная атака.  Самолетами первой волны нападения были торпедоносцы «Хейнкели» Хе-115 немецкого берегового командования, но они не смогли начать атаку. В течение двух часов они кружились над конвоем, пытаясь прорваться сквозь завесу заградительного огня, но каждый раз ураганный огонь кораблей эскорта заставлял их вернуться назад. В конце концов, многие из них просто сбросили торпеды за пределами эффективной досягаемости и улетели на базу. Затем между 19-00 и 20-00 наступила пауза, когда команды смогли что-то поесть и выпить, а в 20-15 появилась вторая волна атакующих. Она состояла из нескольких бомбардировщиков Ю-88, которых быстро отогнали точным зенитным огнем.

 

                                                                                          Ji-88

Тактико-технические характеристики Ju-88A-1 (Ju-88P): Год принятия на вооружение - 1939 (1943) Размах крыла - 18,40 (20,0) м Длина - 14,35 (14,85) м Высота - 5,30 (4,80) м Площадь крыла - 52,50 (54,50) кв.м Масса, кг - пустого самолета - 7700 (8290) - нормальная взлетная - 10400 (13800) Тип двигателя - 2 ПД "Юнкерс" Jumo-211B-1 или G-1 (ПД ВMW-801D-2) Мощность - 2 х 1200 (2 х 1730) л.с. Максимальная скорость, км/ч - у земли - 363 - на высоте - 450 (650) Крейсерская скорость - 350 (525) км/ч Практическая дальность - 1690 км Максимальная скороподъемность - 552 м/мин Практический потолок - 9800 (11600) м Экипаж - 4 (3) чел

Вооружение Ju-88A: 1 7.9-мм пулемет МG-15 вперед и 2 МG-15 назад в задней части кабины и в нижней гондоле (позже ставились два боковых МG-15); максимальная бомбовая нагрузка состояла из 28х50кг бомб в двух бомбоотсеках и 4х100кг бомб под центропланом или 10х50кг бомб в отсеке и 4х250кг или 2х500кг бомб под центропланом

Вооружение Ju-88P: 1 13-мм пулемет МG-131 с 250 патронами в задней части кабины; внутренняя подвеска 14х65кг бомб или 2 500-1000кг бомб на внешней подвеске.

 Затем появились двадцать пять торпедоносцев «Хе-115″, которые взлетели с аэродрома в Бардюфосс. Они разбились на две группы, одна зашла с правого фланга впереди конвоя, а другая с правой кормовой части. Атака на головную часть была в основном отражена американским эсминцем «Уенрайт», который незадолго до того вышел из рядов сопровождения отряда Гамильтона, чтобы заправиться топливом от танкера конвоя. Он устремился на скорости в 32 узла к месту боевого построения «Хейнкелей» и встретил их в двух милях от конвоя плотным зенитным огнем. Один из самолетов был сбит, и ни одна из торпед не достигла цели. Атака на замыкающую часть конвоя была более успешной. Несмотря на завесу огня, нескольким самолетам удалось выйти на атакующие позиции и сбросить, по крайней мере, двадцать торпед. Некоторых из них расстреляли огнем из стрелкового оружия ещё до подхода к цели, но три нанесли удары по советскому танкеру «Азербайджан» и торговым судам «Наварино» и «Уильям Купер». Один из «Хейнкелей» был сбит. Пожар на танкере — смертельно опасен; экипаж оставил корабль, но вскоре огонь утих, не затронув танки горючего. Команда вернулась на борт и «Азербайджан» позже присоединился к конвою, и, в конце концов, достиг порта назначения; два других торпедированных корабля были потеряны. Во время атак — и тем более во все время напряженных часов ожидания нападения, — боевой дух экипажей конвоя оставался удивительно высоким. Теперь, когда противника отбили, все почувствовали гордость и удовлетворение. Конвой и эскорт вместе смогли добиться чего-то существенного, и потом оставалось всего 800 миль до конца путешествия, а опасность дальнейших атак уменьшалась с каждым проходящим  часом.

 

И затем как гром с ясного неба свалилась «бомба», а точнее три «бомбы» из Адмиралтейства в Лондоне.
Первая датировалась временем 05.07.42 в 21-11

"Немедленно. Крейсерам на скорости отходить на запад. "

Во второй в 21-23

"Немедленно». Ввиду угрозы со стороны надводных судов противника конвою рассредоточиться и следовать к русским портам. "

И, наконец, третья в 21-36

" "Немедленно. Конвою рассредоточиться."

Что привело к такому необычному решению, которое по своему характеру приговаривало к смерти сотни моряков грузовых кораблей конвоя? Пока точного ответа на этот вопрос нет. Есть предположения, которые сходятся в одном, что это было грубым просчетом, вызванным  досадным  истолкованием  данных  «Ультра».

Северный флот в обеспечение проводки конвоя PQ-17 сосредоточил на аэродромах 149 своих истребителей + 32 получено в оперативное подчинение от армейской авиации , 35  своих бомбардировщиков + 34 армейских и 27 разведывательных самолетов. С момента выхода конвоя советская авиация в направлении аэродромов и баз противника в Северной Норвегии совершила 46 разведывательных и 178 бомбардировочных самолетовылетов. План прикрытия конвоя в зоне ответственности от меридиана острова Медвежий по курсу конвоя на восток предусматривал производство разведки и противолодочной обороны средствами авиации. Всего за период движения конвоя, а потом и одиночных транспортов после его рассредоточения советской авиацией было совершено 304 самолетовылета. К сожалению,  в открытой литературе  сообщений о  результатах этих самолетовылетов не обнаружено.
Значительные мероприятия выполнены силами Беломорской флотилии по обеспечению безопасной проводки конвоя в горле Белого моря, фарватеров Двинского залива и реки северная Двина. Однако вернемся к немецкой стороне.
05.07.42 в 06-55 самолет-разведчик Люфтваффе, наконец, смог заметить флот метрополии, включая авианосец «Викториес», в 200 милях к северо-западу от Медвежьего острова. Флот шел курсом на юго-запад и на момент обнаружения находился примерно в 800 милях от того места, где немецкие корабли собирались напасть на конвой. Перехватить немецкую эскадру, выходящую на короткую стремительную операцию, он уже просто не успевал.  Теперь нападение стало просто неизбежным. В 09-00 было объявлено состояние часовой готовности, и в 11-00 полной готовности. В 11-30 с благословения Гитлера, Шнеевинду поступил приказ — выступать. При этом приказ сопровождался ограничительной телеграммой:

«Короткая операция с частичным успехом более важна, чем полная победа, рассчитанная на длительное время. Немедленно доложите в случае обнаружения самолетов противника. Не колеблясь, прерывайте операцию, если она покажется сомнительной. Ни в коем случае не допускайте успеха противника против ядра флота»

. Однако к тому времени, когда Шнеевинд получил приказ на выступление, он, предвидя его приход, уже шел всем отрядом в открытое море.

 Сообщения об успехах подлодок и самолетов против конвоя поступали в течение двадцати четырех часов, но офицеры и матросы «Тирпица» надеялись, что и им что-то останется на поживу. Шнеевинд надеялся подойти к конвою незамеченным, то это ему не удалось. Вот как об этом говорят англичане: «Через два часа после его отхода от берега его обнаружил капитан Лунин на русской подлодке К-21, который выпустил по Тирпицу две торпеды, ошибочно отметив попадание.  Через час отряд был замечен патрулирующим из Мурманска английским самолетом, и ещё через два часа английской подлодкой Р-54.» Эти доклады были перехвачены немецкой наблюдательной службой слежения и породили большое волнение в Киле и Берлине.
Вот как изложено это в советских источниках: «5 июля, получив данные об отходе британских сил прикрытия и рассредоточении конвоя, «Тирпиц», крейсера «Адмирал Хиппер» и «Адмирал Шеер», семь эсминцев и два миноносца вышли в море. Однако участвовать в разработанной операции им не пришлось. Германская эскадра была обнаружена и атакована советской подводной лодкой «К-21″ (капитан 2 ранга Н. А. Лунин).

 

                                                            Н.А. Лунин у перископа “ К-21 “ 

Позднее германские корабли, продолжавшие движение на перехват конвоя, обнаруживались летающей лодкой «Каталина» 210-й эскадрильи английских ВВС и английской подводной лодкой «Аншейкн» (капитан-лейтенант Уэстмакотт). Германская радиоразведка перехватила донесения советской подводной лодки и английского самолета-разведчика. Кроме того, англичане ввели в действие систему радиопомех и нарушили связь РВ германской эскадры с командованием в Северной Норвегии и Штабом руководства войной на море в Киле. Скрытность выхода германских кораблей на перехват конвоя «PQ-17″ была утеряна».
Английские источники обобщают дальнейшее развитие событий примерно так: «Принимая во внимание поступавшие целый день информации от подлодок и авиации о потоплении одного за другим кораблей конвоя, и о том, что конвой как единица прекратил свое существование, Редер решил, что операция уже не оправдывает возможного риска. В 21-00 он передал по радио командующему флотом единственное слово «Прекратить».
Это наверняка именно так и было. Надо только обратить внимание, что впервые в крупных масштабах и с большой эффективностью было использовано техническое новшество: постановка радиопомех. Почти во всем, тщательно разведанном заранее диапазоне частот, в котором осуществлялась оперативная радиосвязь между надводными кораблями и береговым командованием, передатчики, расположенные на севере Англии, произвели выдачу специальных сигналов. Немецкий ОБК в радиодиапазоне «оглох» и береговое командование просто не могло не прийти в крайнюю озабоченность. Все возможные опасения получали самую благоприятную почву для роста. И не оставляет ощущение, что самым главным фактором стало то, что Редер не знал, как на самом деле обстоят дела с ОБК и насколько опасны повреждения, полученные «Тирпицем» во время Лунинской торпедной атаки. Радиосообщение с К-21 было перехвачено и расшифровано; у Редера, в отличие от некоторых английских исследователей, не было оснований сомневаться в истинности сообщений советской подлодки. Не случайно же через несколько дней гестапо отыскало в оккупированном Ростове-на-Дону старика-отца Лунина и публично казнило его! ОБК молчал — обязан был молчать! — а Лунинское донесение было в эфире и вскоре о нем знали слишком многие. Более сильной причины, чем опасения о том, что катастрофа уже началась, а высшее руководство не принимает мер, которые вполне можно принять, придумать трудно. Поэтому последовал приказ

«Прекратить.»

И ОБК повернул с востока на запад и возвратился в Альтен-фьорд в ранние часы 6-го июля 1942 года в сохранности.
Сразу же, возможно даже не сговариваясь, по очереди адмирал Кюмметц, капитан «Хиппера» Мейзель и командующий эсминцами капитан 3-го ранга Вец поднялись на палубу «Тирпица» с предложением, чтобы небольшой отряд, состоящий, скажем из быстроходных эсминцев вместе с «Хиппером» или без него вернулся в Баренцево море с тем, чтобы «разобраться» с тем, что ещё осталось от конвоя. Но предложение было отвергнуто, и в 18-00 немецкие корабли направились в Нарвик, за исключением Тирпица, на котором производили срочные, но достаточно долгие ремонтные работы — устранялись последствия некоего инцидента, который не нашел отражения в судовом журнале и в радиодонесениях.

 

 

Чем могли защищаться лишенные эскорта суда конвоя? Все суда конвоя были оборудованы аэростатами заграждения. На палубах судов в общей сложности были установлены 33 орудия калибром от 40 до 102-мм, 33 20-мм автомата «Эрликон» и более 207 различных пулеметов и поэтому суда давали отпор Люфтваффе. Если бы конвой продолжал движение вместе с эскортом, то эффективность действия немецких ПЛ, торпедоносцев и бомбардировщиков была бы резко снижена. Однако отдельно идущие тихоходные суда конвоя явились удобными мишенями особенно для подводных лодок, как на тренировочном полигоне.

                     

                                            командующий подводным флотом  Карл Дениц

 Например, ПЛ U-255 потопила 4 транспорта конвоя (капитан — лейтенант Рейнхард Рехе награжден Рыцарским Железным крестом).

 

                                                                                   ТТД  “ U-255 “

               

Все 11 немецких ПЛ потопили 16 транспортов; 57 торпедоносцев, 115 бомбардировщиков (202 самолетовылета) потопили 7 транспортов и 1 спасательное судно, при этом суда конвоя сбили 6 самолетов.
Итого потоплено 23 судна с так необходимым для отступающей Красной Армии  грузом. Вместе с судами конвоя погибло 153 человека.

Со стороны СФ потребовались энергичные и обширные мероприятия по поиску и оказанию помощи транспортам. С 6 по 12 июля только с одного аэродрома восточной части Кольского полуострова было произведено 329 самолето-вылетов для прикрытия судов и их поиска . Эсминцы “Гремящий”, “Грозный”, “Сокрушительный”, “Куйбышев” и “Урицкий” производили поиск и эскортирование отдельно следующих транспортов.

 

                                                                           эсминец “ Гремящий “

    

 

                                                                      эсминец “ Грозный “

Для этих целей были посланы также тральщики и спасательные суда. Но все эти меры уже не могли исправить положения. 28 июля в Архангельск пришёл последний транспорт конвоя РQ-17 – “Уинстон Сэйлем”.

Вот как описывает прибытие в Архангельск остальных судов конвоя PQ-17 С.Молодняков в Интернете «1 глава книги Новоземельцы» (novozemelecmsk.ru/text-file/003%201glava.htm) — «… Рассыпавшиеся, оставленные без защиты транспортные суда конвоя, преследуемые немецкими подводными лодками и самолетами, самостоятельно прорвались в Белое море и к Новой Земле. Вот примерная печальная хронология, самостоятельного следования судов. Американский транспорт «Беллингхем» и советский транспорт «Донбасс», спасший по пути 51 американсканских моряков с торпедированного судна «Даниель Морган», 9 июля самостоятельно прибыли в Архангельск. Одиннадцати советским и иностранным транспортам конвоя РQ-17, прорвавшимся самостоятельно к берегам Новой Земли была оказана гарнизоном и жителями Новоземельской ВМБ возможная помощь. Истребители ПE-3, базирующиеся на аэродроме Рогачева, участвовали в поиске и прикрытии судов. Помощь, экипажам транспортов оказывали два гидросамолета, базировавшиеся в Малых Кармакулах . Одним из них командовал известный полярник летчик, Герой Советского Союза И.П.Мазурук. Кроме того командованием базы на поиски уцелевших судов и спасшихся с потопленных судов людей были посланы зверобойный бот «Мурманец», минный заградитель «Мурман», тральщик «ТЩ-38″ (командир капитан-лейтенант А. И. Стрельбицкий).

 

С 7 июля к Новой Земле начали подходить, поврежденные суда. Подошла первая основная часть уцелевших прорвавшихся транспортов. В губе Литке (южнее Малых Кармакул в том же заливе Моллера) сел на мель американский транспорт «Уинстон Сейлем», экипаж судна вывел из строя артиллерийские орудия, затопил артиллерийский погреб и съехал на берег. В бухту Малые Кармакулы, зашел английский транспорт «Эмпайр Тайп», в заливе Русская Гавань укрылся тяжело поврежденный советский транспорт «Азербайджан»,
В пролив Маточкин Шар под прикрытие береговой артиллерийской батареи военно-морской базы зашли пять союзных транспортов и 11 небольших английских кораблей. В это время к Новой Земле подошел советский пароход «Рошаль», который доставил продовольствие и грузы для жителей становищ и полярных станций архипелага. Шестого июля «Рошаль» встал на якорь у поселка Лагерное в проливе Маточкин Шар. На следующий день 7 июля экипаж судна был свидетелем прихода уцелевшей части конвоя PQ-17.
Опытному гидрографу и ледовому капитану, офицеру штаба Беломорской флотилии капитану 2 ранга И.Ф. Котцову командование Северного флота поручило руководство конвоем советских и английских боевых кораблей. Этот конвой должен был организовать и обеспечить переход оставшихся на Новой Земле транспортов в Архангельск. Вместе с И.Ф.Котцовым к берегам Новой Земли вышли на судах командир конвоя PQ-17 Дж. Даудинг и переводчик штаба Беломорской военной флотилии А.Б Каминский. Губа Белушья была назначена местом сбора всех судов.

 

После проведения инструктажа командиров кораблей охранения и капитанов судов, 7 июля 1942 года группа, собранных кораблей и судов, в составе: два корабля ПВО, три корвета, три тральщика, три вооруженных траулера, одно спасательное судно и четыре транспорта вышли из пролива Маточкин Шар и взяли курс на Архангельск. На пути следования 9 июля кораблями этой группы были обнаружены шлюпки с людьми, двух погибших американских транспортов. 10 июля, на переходе морем в порт Архангельск, группа кораблей и судов была атакована немецкой авиацией. В налете участвовало около 40 немецких бомбардировщиков, в результате были сильно повреждены два транспорта, их экипажи были сняты, а транспорты затоплены. Одиннадцатого июля транспорты «Оуши Фридом» и «Самуэль Чейз» и корабли охранения благополучно прибыли в Архангельск.

 

9 июля в пролив Маточкин Шар зашли еще три поврежденных американских транспорта в сопровождении английского вооруженного траулера «Айшир».19 июля в базу Белушья Губа, где находилось судно «Рошаль», зашли три английских корвета «Лотос», «Поппи» и «Ла Мпоне» с руководителями конвоя на борту. Английское командование, в губе Литке проследило ход ведущихся работ по съемке с мели судна «Уинстона Сейлема». Затем суда зашли в Большие Кармакулы, где находился транспорт «Эмпайр Тайд», на нем, кроме экипажа, находились 130 человек, доставленных мотоботом «Мурманец» из заливов и губ Новой Земли. Это были оставшиеся в живых экипажи потопленных транспортов. Руководство конвоя на судах направилось в пролив Маточкин Шар, где находились четыре иностранных транспорта, английский траулер «Айршир» и советский танкер Азербайджан», минный заградитель «Мурман» и тральщик ТЩ-38.
20 июля суда вышли из становища Маточкин Шар и двинулись вдоль побережья архипелага на юг, прошли остров Колгуев и оттуда без потерь благополучно дошли до Архангельска.
22 июля последние корабли союзного конвоя «PQ-17», начали уходить из-под защиты сил, базирующихся в районах Новой Земли. Это была группа, состоявшая из советского и американского транспортов, в охранении четырех советских тральщиков вышедших из губы Литке. Транспорта в охранении тральщиков зашли в Белушью Губу, забрали находившихся там людей и после перехода благополучно 28 июля 1942 года прибыли в порт Архангельск.
И все же 12 прибывших в Архангельск  транспортов (среди них единственных два советских «Донбасс» и «Азербайджан») доставили в Архангельск: танков 164, самолетов 87, автомобилей 896,  а также авиационный бензин и другие материалы массой 57176 тонн.
В открытой литературе имеются несколько отличные данные о потерях союзников и Германии.
Потери союзников: Из 35 транспортов до Архангельска добрались только 11. 2 судна вернулись в Исландию. 22 транспорта общим тоннажом более 142 тысяч тонн были потоплены немецкими подводными лодками и авиацией. На дно ушли 210 самолётов, 430 танков, 3350 автомобилей и 99 316 тонн других генеральных грузов. Кроме того, танкер «Азербайджан», повреждённый торпедой, потерял через пробоину часть груза льняного масла, а большая часть груза «Уинстона Сэйлема» была выброшена за борт на Новой Земле.Помимо транспортов были также потоплены спасательное судно «Зафаран» и эскадренный танкер «Альдерсдейл». Таким образом, общее количество потерь PQ-17 составило 24 судна. Потери экипажей судов составили 153 человека. Из них только 7 погибли до момента роспуска конвоя.
Потери Германии: За время проведении операции против конвоя PQ-17 кригсмарине не имело потерь среди надводных кораблей и подводных лодок. Со 2-го по 10-е июля подлодками были израсходованы 72 торпеды, из которых цель поразили 27. Всего субмаринами было потоплено 16 судов конвоя, часть которых до того уже были повреждены самолётами. Для атак конвоя PQ-17 самолётами люфтваффе было осуществлено 202 самолётовылета: гидросамолётами-торпедоносцами He-115 было совершено 29 вылетов, торпедоносцами He-111 — 43 и пикирующими бомбардировщиками Ju-88 — 130 вылетов.

 

                                                         He-111

 

Торпедоносцами сброшена 61 торпеда и повреждено четыре судна. Всего же самолётами было потоплено 8 судов, ещё 8 были повреждены, а затем добиты подлодками. Ещё три повреждённых судна смогли дойти до Архангельска. За это время в операциях, так или иначе связанных с PQ-17, люфтваффе было потеряно 11 самолётов (сбиты или разбились при посадке и списаны). Отнесение этих потерь на счёт PQ-17 в различных источниках рассматривается по разному, поэтому и число потерянных люфтваффе машин варьируется в них от пяти до одиннадцати.