Арктический конвой

 

Арктические конвои 1941-1945 гг.

Июнь 1941г. Начало Великой Отечественной войны Советский Союз терпел одно поражение за другим и нуждался в помощи. И такая помощь пришла быстро и эффективно. Уже в июле и в августе 1941г. правительства СССР и Великобритании заключили соглашения о совместных действиях и взаимной помощи в войне против гитлеровской Германии и о товарообороте.

В начале войны поставки или главным образом из Великобритании. И тогда, когда Британия сама во многом остро нуждалась! Почти всё, что поступало, в СССР с Британских островов попадало туда из США согласно закону о ленд-лизе.

Ленд-лиз – это система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров странам – союзникам по антигитлеровской коалиции в годы 2-й мировой войны 1939-1945гг. Закон о ленд-лизе был утвержден Конгрессом США 11 марта 1941г. Закон предоставлял президенту США полномочия передавать, обменивать, сдавать в аренду, взаймы, или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если её оборона против агрессии жизненно важна для обороны США. Страны, получавшие помощь по ленд-лизу, в которых предусматривалось, что материалы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежат после её окончания никакой оплате. Оставшиеся после войны материалы, пригодные для гражданского потребления, должны быть оплачены полностью или частично на основе долгосрочных кредитов, а военные материалы США могли затребовать обратно.

28 октября 1941г. Ф. Рузвельт подписал билль о распространении закона о ленд-лизе на Советский Союз. А еще раньше, 1 октября был подписан Первый Протокол о снабжении Советского Союза до конца 1942г.

 

                                                                  Франклин Делано Рузвельт

Существенной была и материальная помощь оказанная по Первому Протоколу. Эти поставки смогли восполнить 40% потерь Красной Армии в самолетах, 30% в танках.

Ленд-лизовские поставки серьезно поддержали советскую оборонную промышленность. В то время, когда значительная её часть находилась либо «на колесах», либо на этапе освоения мощностей. Союзнические поставки позволили заполнить «бреши» в производстве и стать связующим звеном в разорванных хозяйственных связях.

Американские и английские автомобили повысили мобильность Красной Армии, а ленд-лизовское продовольствие обеспечило боеспособность более 5 миллионов солдат в течение всего периода действия Первого Протокола. Значительная часть оружия была использована для создания резервных соединений, которые оставались неприкосновенными даже в критические моменты Московского сражения. Ставка придерживала их для нанесения самого главного удара.

Как только стало очевидным, что вскоре в Советский Союз начнут поступать грузы из Великобритании и США, сразу встал вопрос о маршрутах их доставки. Самый близкий и безопасный путь из Америки в СССР летом и осенью 1941г. пролегал через Тихий океан. Но, во-первых, из 5 крупнейших советских тихоокеанских портов только Владивосток имел железнодорожное сообщение с фронтом, во-вторых, грузы из Приморья на недели застревали на Транссибирской Магистрали. Тем не менее, «тихоокеанский маршрут» функционировал всю войну и по нему в Советский Союз доставили 47% импортных грузов.

Другой маршрут пролегал через Персидский залив и Иран. Но он смог начать функционировать только в середине 1942г. Впоследствии, когда решили все технические и организационные проблемы, этот маршрут принял на себя 23,8 % всех поставок союзников. Однако это было потом, а помощь требовалась уже осенью 1941г.

 

 

 

 

Самым целесообразным являлся третий маршрут – через Норвежское и Баренцево моря в Архангельск и Мурманск. Несмотря на то, что суда преодолевали этот путь за 10-14 суток, и близость северных портов к центру страны и фронту, у этого маршрута имелись существенные недостатки. Незамерзающий порт Мурманск находился всего в нескольких десятках километров от линии фронта и поэтому подвергался непрерывным ударам с воздуха. Архангельск, сравнительно удаленный от линии фронта, на несколько месяцев в году становился недоступным для судов из-за замерзания Белого моря.

 

Сам маршрут от Британских островов Кольского полуострова проходил вдоль оккупированного Норвежского побережья, где находились германские базы ВВС и ВМС, и такими образом на всем своем протяжении находился пол непрерывным воздействием сил флота и авиации противника.

Тем не менее в решающий для нашей страны период 1941-1942гг. северное направление оказывалось наиболее эффективным.

В последующее время арктические конвои доставляли преимущественно боевую технику и грузы, нуждавшиеся в срочной доставке на фронт.

Конвой – это группа торговых или вспомогательных судов или тех и других, сведенных для совместного перехода морем под охраной военных кораблей – кораблей охранения. Под термином «корабли охранения» подразумеваются все военные корабли (линкоры, авианосцы, крейсера и корабли эскорта), выделенные для охраны транспортов от атак противника. Понятие «корабли эскорта» включает в себя такие корабли, как эскадренные миноносцы, фрегаты, корветы и другие малые корабли. Оборудованные такими средствами обнаружения и имеющие такое вооружение, которое дает им возможность вести эффективную борьбу с подводными лодками. На линейные корабли, авианосцы и крейсера, входящие в состав сил ближнего и дальнего прикрытия конвоя, возлагаются задачи борьбы с надводными военными кораблями (рейдерами) и авиацией противника.

Конвоируемые суда выстраивались короткими кильватерными колоннами, идущими широким фронтом и постоянно меняющими курс. Этим облегчалось управление, и создавались сложные условия для атак подводных лодок противника.

 

Конвойная тактика возникла ёще в эпоху Великих географических открытий, когда корабли перевозящие богатую колониальную добычу объединялись в эскадры для защиты от пиратов. События Первой мировой войны совершенно неожиданно возродили данный прием, теперь – для противодействия подводным лодкам.

К началу Великой Отечественной войны был накоплен определенный опыт проводки трансатлантических конвоев, сложилась определенная система охранения. Таким образом, арктические конвои, идущие в Россию, формировались с учётом сложившейся практики и являлись неотъемлемой частью системы союзных конвоев.

Доставка грузов осуществлялась в основном английскими и американскими судами, охранение и прикрытие конвоев возлагались на английский флот. Иногда в этом принимали участие корабли ВМФ США. В прикрытии союзных конвоев широко использовались силы Северного флота. В его задачи входила защита внешней коммуникации между меридианом 200 восточной долготы (острова Медвежий-Тромсе) и портами Мурманск и Архангельск. Этот восточный участок пути проходил в непосредственной близости к германским базам и аэродромом в Северной Норвегии и поэтому был наиболее опасным.

 

Принципиальная схема проводки Северным флотом союзных конвоев, направлявшихся в Мурманск и Архангельск, сводилась к следующему. С получением сведений о выходе союзного конвоя из Аглии или Исландии штаб флота приступал к развертыванию выделенных сил. Первой вылетала разведывательная авиация с задачей обеспечить конвой разведданными и гидрометеорологическими сведениями. Воздушная разведка велась в двух направлениях: вдоль северного побережья Норвегии и в сторону моря до острова Медвежий включительно. Полученные данные о передвижении сил флота противника и дислокации его авиации, о состоянии погоды и границах льда на трассе передавались через военную миссию союзников английскому адмиралтейству, которое на основании этих сведений окончательно определяло маршрут движения конвоя. Одновременно бомбардировщики и штурмовики СФ совместно с армейской авиацией наносили удары по вражеским аэродромам Северной Норвегии и Финляндии. На подходах к базам противника развертывались подводные лодки, которые должны были своевременно сообщать о выходе фашистских надводных кораблей в море и наносить по ним удары.

С прибытием конвоя к западным границам операционной зоны СФ для усиления противолодочной и противоздушной обороны транспортов высылалось подкрепление эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей и тральщиков. С воздуха их прикрывала морская авиация: до 10 самолетов в светлое время суток непрерывно барражировали над конвоем. Одновременно на аэродромах находились в повышенной готовности ударные группы советских истребителей. На подходах к Кольскому заливу и горлу Белого моря усиливалась дозорная служба, противолодочные корабли и самолёты вели поиск фашистских ПЛ. В местах, где была высокая минная опасность, производилось контрольное траление фарватеров и поиск плавающих мин организовывалось и соответствующее навигационное обеспечение перехода конвоев, а в зимних условиях – проводка транспортов за ледоколами в Белое море.

 

Судя по всей сложности организации и по напряженности задействования всех сил флота проводку каждого союзного конвоя можно сравнить с полномасштабной операцией на сухопутном фронте.

Союзные конвои формировались в Шотландии в бухте Лох-Ю, затем они следовали к Исландии, где в районе Рейкьявика эскортные корабли пополняли запасы топлива, далее каждый конвой шел на восток настолько севернее Норвегии, насколько позволяла кромка льда. Южнее конвоя (между конвоем и норвежским берегом) развертывался отряд ближнего прикрытия, состоящих из крупных кораблей.

Первый конвой из Англии в СССР вышел 21 августа 1941г. Он состоял из 6 английских и 1 советского транспорта в охранении 2 эсминцев и 7 тральщиков. Вначале первый конвой получил наименование по названию операции по его проводке – «Дервиш». Но впоследствии, когда конвоям. Идущим в Советский Союз присвоили литерное обозначение РQ , тот первый в документах стал именоваться PQ-О.

Грузовые суда, тоннажем свыше 1 900 тонн:

№ п/п

Название судна
русское

Название судна
английское

Тип судна

Страна флага

№ в
ордере (CR)

Тоннаж
(брт)

Год закладки

Груз

1

«Альчиба»

SS Alchiba

грузовое судно

Flag of the Netherlands.svg Нидерланды

23

4427

1920

Стратегический груз

2

«Олдерсдейл»

RFA Aldersdale (X34)

флотский танкер

Naval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

--

8402

1937

Топливо

3

«Ланкастриан Принс»

SS Lancastrian Prince

грузовое судно

Civil Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

12

1914

1940

Стратегический груз

4

«Ланстефан Кэстл»

SS Llanstephan Castle

грузовое судно

Civil Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

21

11348

1914

Стратегический груз

5

«Нью Вестминстер Сити»

SS New Westminster City

грузовое судно

Civil Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

11

4747

1929

Стратегический груз

6

«Трехата»

SS Trehata

грузовое судно

Civil Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

13

4817

1928

Стратегический груз

7

«Эшен»

SS Esneh

грузовое судно

Civil Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

22

1931

1919

Стратегический груз

Эскорт

Список судов охранения конвоя «Дервиш»

№ п/п

Тип

Номер вымпела

Название судна
английское

Название судна
русское

Страна флага

Капитан

Дополнительная информация

1

Тяжёлый крейсер типа «Лондон»

39

HMS Devonshire (1927)

ЕВК «Девоншир»

Naval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

 

С 23 по 26 августа в составе сил дальнего прикрытия, под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера

2

Тяжёлый крейсер типа «Кент»

55

HMS Suffolk (1926)

ЕВК «Саффолк»

Naval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

 

С 24 по 26 августа в составе сил дальнего прикрытия, под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера

3

Эсминец типа «I»

D02

HMS Inglefield (1936)

ЕВК «Инглфилд»

Naval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

 

В составе сил дальнего прикрытия с 24 августа 1941 года.

4

Эсминец типа «I»

D11

HMS Impulsive (1937)

ЕВК «Импалсив»

Naval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

 

 

5

Эсминец типа «E»

H27

HMS Electra (1934)

ЕВК «Электра»

Naval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

 

 

6

Эсминец типа «E»

H08

HMS Eclipse (1933)

ЕВК «Эклипс»

Naval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

 

Сопровождал конвой с 25 августа 1941 года.

7

Эсминец типа «E»

H17

HMS Escapade (1934)

ЕВК «Эскападе»

Naval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

 

Сопровождал конвой со 24 августа 1941 года.

8

Корвет типа «Шекспир»

T167

HMT Hamlet (1940)

ЕВК «Гамлет»

Naval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

 

 

9

Корвет типа «Шекспир»

T138

HMT Macbeth (1940)

ЕВК «Макбет»

Naval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

 

 

10

Корвет типа «Шекспир»

T05

HMT Ophelia (1940)

ЕВК «Офелия»

Naval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

 

 

11

Тральщик типа «Хальсион»

J42

HMS Halcyon (1933)

ЕВК «Хальсион»

Naval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

 

 

12

Тральщик типа «Хальсион»

J71

HMS Harrier (1934)

ЕВК «Хариер»

Naval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

 

 

13

Тральщик типа «Хальсион»

J86

HMS Salamander (1936)

ЕВК «Саламандер»

Naval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

 

 

14

Авианосец

I49

HMS Argus (1917)

ЕВК «Аргус»

Naval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

 

26 августа вышел и Рейкьявика.

15

Авианосец

R38

HMS Victorious (1939)

ЕВК «Викториес»

Naval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

 

В составе сил дальнего прикрытия

16

Флотский танкер

X34

RFA Aldersdale (1937)

«Олдерсдейл»

Naval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания

 

В ордере грузовых судов конвоя

Отправившийся вместе с конвоем авианосец «Аргус» нёс 24 истребителя «Харрикейн Mk IIB» из 151-го истребительного авиакрыла Королевских ВВС, в ходе операции под кодовым названием «Стрендж»7 сентября 1941 года приземлившихся на аэродроме Ваенга-1, расположенного недалеко от Мурманска.

                           

                                                              контр-адмирал Фредерик Уэйк-Уокер

 

                                                                              авианосец “ Аргус “

Водоизмещение 14550 (15775) тонн; размеры 172,2 х 20,7 х 6,4 метров. Мощность четырехвальной энергоустановки 21000 л.с: 4 турбины, 12 котлов; скорость 20 узлов. Запас нефти 2500 т. Бронирование: защита погребов 51 мм.
Вооружение: 16 самолетов; 2—102-мм орудия, 4—102-мм зенитки.
Экипаж 495 человек.
Состав авиагруппы на январь 1920 г.: 4 истребителя «Кэмел», 8 разведчиков «1 1/2 Страттер», 2 разведчика «Уолрус», 2 гидросамолета «Фэйри».
На июнь 1942 г.: 4 истребителя «Фулмар», 4 торпедоносца «Суордфиш».

          

 

                                                            тяжёлый крейсер “ Саффолк “

                

Это обозначение возникло совершенно случайно и являлось инициалами британского офицера, ведавшего в то время в оперативном управлении адмиралтейства планированием конвойных операций в Советский Союз – Питера Квилина (Peter Quelyn). Обратные конвои обозначались QP. С декабря 1942г. конвои обозначались соответственно YW и RA.

31 августа 1941г. конвой «Дервиш» без потерь прибыл в Архангельск и стал реальным воплощением британско-советского военного сотрудничества. Дело в том, что на причалы Архангельского порта, наряду вместе с грузовиками, минами, бомбами, каучуком, шерстью выгрузили большие деревянные ящики, в которых находились британские истребители «Харрикейн».

                                                Арктические конвои

1941

В СССР

 

Из СССР

 

«Дервиш»

отправился из Исландии 21 августа 1941; прибыл в Архангельск 31 августа

QP-1

отправился из Архангельска 28 сентября 1941; прибыл в Скапа Флоу 10 октября 

PQ-1

отправился из Исландии 29 сентября; прибыл в Архангельск 11 октября

QP-2

отправился из Архангельска 3 ноября; прибыл в Kirkwall (Оркнейские острова) 17 ноября

PQ-2

отправился из Ливерпуля 13 октября; прибыл в Архангельск 30 октября

QP-3

отправился из Архангельска 27 ноября; рассеян в пути, прибыл 3 декабря

PQ-3

отправился из Исландии 9 ноября; прибыл в Архангельск 22 ноября

QP-4

отправился из Архангельска 29 декабря; рассеян в пути, прибыл 9 января 1942

PQ-4

отправился из Исландии 17 ноября; прибыл в Архангельск 28 ноября

 

 

PQ-5

отправился из Исландии 27 ноября; прибыл в Архангельск 13 декабря

 

 

PQ-6

отправился из Исландии 8 декабря; прибыл в Мурманск 20 декабря

 

 

1942

в СССР

 

из СССР

 

PQ-7a

отправился из Исландии 26 декабря; прибыл в Мурманск 12 января

QP-5

отправился из Мурманска 13 января; рассеян в пути, прибыл 19 января

PQ-7b

отправился из Исландии 31 декабря; прибыл в Мурманск 11 января

QP-6

отправился из Мурманска 24 января; рассеян в пути, прибыл 28 января

PQ-8

отправился из Исландии 8 января; прибыл в Архангельск 17 января

QP-7

отправился из Мурманска 12 февраля; рассеян в пути, прибыл 15 февраля

Объединенный PQ-9  и PQ-10

отправился Исландии 1 февраля; прибыл в Мурманск 10 февраля

QP-8

отправился из Мурманска 1 марта; прибыл в Рейкьявик 11 марта

PQ-11

отправился из Шотландии 14 февраля; прибыл в Мурманск 22 февраля

QP-9

отправился из Кольского залива 21 марта; прибыл в Рейкьявик 3 апреля

PQ-12

отправился из Рейкьявик Марта1; прибыл в Мурманск 1 марта

QP-10

отправился из Кольского залива 10 апреля; прибыл в Рейкьявик 21 апреля

PQ-13

отправился из Шотландии; прибыл в Мурманск 31 марта

QP-11

отправился из Мурманска 28 апреля; прибыл в Рейкьявик 7 мая

PQ-14

отправился из Шотландии 26 марта; прибыл в Мурманск 19 апреля

QP-12

отправился из Кольского залива 21 мая; прибыл в Рейкьявик 29 мая

PQ-15

отправился из Шотландии 10 апреля; прибыл в Мурманск 5 мая

QP-13

отправился из Архангельск 26 июня; прибыл в Рейкьявик 7 июля

PQ-16

отправился из Рейкьявик 21 мая; прибыл в Мурманск 30 мая

QP-14

отправился из Архангельска 13 сентября; прибыл в Шотландию 26 сентября

PQ-17

отправился из Рейкьявик 27 июня; рассеян в пути, прибыл 4 июля

QP-15

отправился из Кольского залива 17 ноября; прибыл в Шотландию 30 ноября

PQ-18

отправился из Шотландии 2 сентября; прибыл в Архангельск 21 сентября: первый конвой в сопровождении авианосца

RA-51

отправился из Кольского залива 30 декабря; прибыл в Шотландию 11 января 1943

JW-51A

отправился из Ливерпуля 15 декабря; прибыл в Кольский залив 25 декабря

 

 

JW-51B

отправился из Ливерпуля 22 декабря; прибыл в Кольский залив 4 января 1943: см.

 

 

FB

независимые суда без эскорта

 

 

1943

в СССР

 

из СССР

 

JW-52

отправился из Ливерпуля 17 января; прибыл в Кольский залив 27 января

RA-52

отправился из Кольского залива 29 января; прибыл в Шотландию 9 февраля

JW-53

отправился из Ливерпуля 15 февраля; прибыл в Кольский залив 27 февраля

RA-53

отправился из Кольского залива 1 марта; прибыл в Шотландию 14 марта

JW-54A

отправился из Ливерпуля 15 ноября; прибыл в Кольский залив 24 ноября

RA-54A

отправился из Кольского залива 1 ноября; прибыл в Шотландию 14 ноября

JW-54B

отправился из Ливерпуля 22 ноября; прибыл в Архангельск 3 декабря

RA-54B

отправился из Архангельска 26 ноября; прибыл в Шотландию 9 декабря

JW-55A

отправился из Ливерпуля 12 декабря 1943; прибыл в Архангельск 22 декабря

RA-55A

отправился из Кольского залива 22 декабря; прибыл в Шотландию 1 января 1944

JW-55B

отправился из Ливерпуля 20 декабря; прибыл в Архангельск 30 декабря:

RA-55B

отправился из Кольского залива 31 декабря; прибыл в Шотландию 8 января 1944

1944

в СССР

 

из СССР

 

JW-56A

отправился из Ливерпуля 12 января; прибыл в Архангельск 28 января

RA-56

отправился из Кольского залива 3 февраля; прибыл в Шотландию 11 февраля

JW-56B

отправился из Ливерпуля 22 января; прибыл в Кольский залив 1 февраля

RA-57

отправился из Кольского залива 2 марта; прибыл в Шотландию 10 марта

JW-57

отправился из Ливерпуля 20 февраля; прибыл в Кольский залив 28 февраля

RA-58

отправился из Кольского залива 7 апреля; прибыл в Шотландию 14 апреля

JW-58

отправился из Ливерпуля 27 марта; прибыл в Кольский залив 4 апреля

RA-59

отправился из Кольского залива 28 апреля; прибыл в Шотландию 6 мая

JW-59

отправился из Ливерпуля 15 августа; прибыл в Кольский залив 25 августа

RA-59A

отправился из Кольского залива 28 августа; прибыл в Шотландию 5 сентября

JW-60

отправился из Ливерпуля 15 сентября; прибыл в Кольский залив 23 сентября

RA-60

отправился из Кольского залива 28 сентября; прибыл в Шотландию 5 октября

JW-61

отправился из Ливерпуля 20 октября; прибыл в Кольский залив 28 октября

RA-61

отправился из Кольского залива 2 ноября; прибыл в Шотландию 9 ноября

JW-61A

отправился из Ливерпуля 31 октября; прибыл в Мурманск 6 ноября

RA-61A

отправился из Кольского залива 11 ноября; прибыл в Шотландию 17 ноября

JW-62

отправился из Шотландии 29 ноября; прибыл в Кольский залив 7 ноября

RA-62

отправился из Кольского залива 10 декабря; прибыл в Шотландию 19 декабря

JW-63

отправился из Шотландии 30 декабря; прибыл в Кольский залив 8 января 1945

 

 

1945

В СССР

 

Из СССР

 

JW-64

отправился из Шотландии 3 февраля; прибыл в Кольский залив 15 февраля

RA-63

отправился из Кольского залива 11 января; прибыл в Шотландию 21 января

JW-65

отправился из Шотландии 11 марта; прибыл в Кольский залив 21 марта; был дважды торпедирован (повреждён U-968 , потоплен U-995 ) транспорт «Томас Дональдсон ». 

RA-64

отправился из Кольского залива 17 февраля; прибыл в Шотландию 28 февраля

JW-66

отправился из Шотландии 16 апреля; прибыл в Кольский залив 25 апреля

RA-65

отправился из Кольского залива 23 марта; прибыл в Шотландию 1 апреля

JW-67

отправился из Шотландии 12 мая; прибыл в Кольский залив 20 мая

RA-66

отправился из Кольского залива 29 апреля; прибыл в Шотландию 8 мая

 

 

RA-67

отправился из Кольского залива 23 мая; прибыл в Шотландию 30 мая

До конца 1941г. было проведено в обоих направлениях ещё 10 конвоев. Сложившаяся в 1941г. на внешних коммуникациях обстановка не вызывала беспокойства за судьбу внешних конвоев.

Германский план «Барбаросса» планировал разгром Советского Союза скоротечной компании в основном силами сухопутных войск и авиации. Поэтому германский ВМФ также не рассматривал Заполярья как район возможного приложения своих усилий. Немцы не предпринимали никаких мер по нарушению внешних коммуникаций и потерь в конвоях не было.

1942г. для Полярных конвоев был во многом не похож на предыдущий, ощущалось всё возрастающее воздействие противника…

Поскольку Гитлер не верил, что немецкий флот может достичь решающих целей войны на Западе против Англии, он решил использовать ядро крупных надводных кораблей, значительные силы подводного флота и авиации для достижения победы на Востоке. Для того, что прервать морские сообщения между Советским Союзом и Англией, а также, чтобы предотвратить возможную высадку десанта в Северную Норвегию.

В январе-феврале 1942г. в район Тронхейма были перебазированы линейный корабль «Тирпиц», тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Хиппер», легкий крейсер «Кёльн», 5 эсминцев и 14 подводных лодок. Для обеспечения этих кораблей, а также для защиты своих коммуникаций немцы сосредоточили здесь значительное число тральщиков, старожевых кораблей, катеров и различных вспомогательных судов. Численность 5-го воздушного флота Германии, базировавшиюся в Норвегии и Финляндии, к весне 1942 года увеличилась до 500 самолетов. С апреля 1942г. немецкая авиация приступила к массированным налетам на Мурманск.

Первое судно на трассе Полярных конвоев было потеряно 7 января 1942г. Им оказался английский пароход «Вазиристан», шедший в составе конвоя РQ–7.

Первая крупная акция гитлеровцев против союзных конвоев была проведена в марте 1942г. (Кодовое наименование «Шпортпалас»). На перехват конвоя QP-8 вышли линкор «Тирпиц» в охранении 3 эсминцев и подводных лодок. В результате этой операции был потоплен отставший от конвоя транспорт «Ижора».

 

Если до этого времени СФ обеспечивал движение внешних конвоев в порядке повседневной боевоевой деятельности, то начиная со следующего конвоя (РQ–13) для обеспечения двух очередных конвоев (приходящего в СССР и уходящего в Англию) СФ стал проводить операцию, в которых участвовали почти все силы флота: эсминцы и старожевые корабли усиливали непосредственное охранение конвоя; авиация наносила бомбовые удары по аэродромам и базам; прикрывала конвои при приближении их на расстоянии 150-200 миль к берегу и осуществляла противоздушную оборону баз и стоянок судов; тральщики, сторожевые корабли и катера поддерживали прибрежные районы и рейды в безопасности от мин и подводных лодок. Все эти силы развертывались на восточном участке маршрута движения конвоев протяженностью до 1000 миль.

Но обстановка усложнялась и из 75 судов 4 конвоев, вышедших из Великобритании, Исландии и Советского Союза в апреле было потоплено 9: QР-10 – 4 судна, РQ-14 – 1 судно, РQ-15 – 3 судна. Конвой РQ-13, пришедший в Мурманск 30 марта, потерял 5 судов.

30 апреля подводной лодкой был торпедирован английский крейсер “Эдинбург”.

 

 

                                                                         гибель “ Эдинбурга “

      

 Судьба этого корабля вызывает особый интерес. Поскольку в его бомбовом погребе находились 93 ящика с 465 слитками золота общей массой свыше 5т. Золото предназначалось союзникам для оплаты военных поставок по ленд-лизу. 2 мая английские тральщики экипаж сняли. А крейсер затопили. Командующий СФ контр-адмирал А.Г. Головко считал, что крейсер можно было буксировать в Кольский залив.

                      

                                                                Арсений Григорьевич Головко      

В то время советских моряков удивляло расточительное отношение союзников к поврежденным судам. Если поврежденное судно не могло следовать в составе конвоя, то специально выделенные эскортные корабли снимали экипаж, а судно топили (“добивали”). Инструкция адмиралтейства предписывала английским морякам поступать подобным образом, исходя из того, что для англичан ещё в 1 мировую войну было труднее сформировать и обучить экипаж, чем заново построить судно.

В целом обеспечение конвоев от ударов крупных подводных сил было достаточно надежным, однако воздушное прикрытие оказалось слабым.

К лету 1942г. морской путь севернее Нордкапа стал более опасным. Англичане не хотели рисковать своими судами. Чтобы улучшить положение английского флота, США выделили оперативное соединение флота в составе 2 линкоров, 2 крейсеров, и 6 эсминцев. Оно усилило флот Великобритании обеспечивающий движение конвоев между Англией и Советским Союзом.

Потери на северных трассах служили поводом для задержки отправки важнейших в те критические для СССР дни военных грузов. Перед выходом конвоя РQ-16 первый морской лорд Адмиралтейства Д. Паунд уже без стеснения заявлял: “Эти конвои в Россию становятся постоянно висящим на нашей шее камнем.”

                        

                                                                                    Дадли Паунд

В конце мая 1942г. на переходе из Исландии в Сов. Союз находился конвой РQ- 16. В течение 6 дней он подвергался непрерывным атакам самолетов и подводных лодок. Теплоход “Старый большевик”, следует на Родину в составе этого конвоя, перевозил в трюмах взрывчатые вещества. 27 мая после попадания бомбы на судне начался сильный пожар, который удалось ликвидировать лишь через 8 часов. Справившись с огнем, “Старый большевик” догнал конвой и занял в нем свое место. По прибытии в порт старший английский офицер, командовавший силами охранения, заявил советскому командованию: “Разрешите передать Вам моё личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями экипажа теплохода “Старый большевик”.

 

28 мая к конвою присоеденились эсминцы “Грозный”, “Сокрушительный” и “Валериан Куйбышев”. В зоне СФ конвой потерь не имел.

30 мая в воздушном бою над конвоем, сбив три Ю-88, погиб один из прославленных летчиков ВОВ командир авиаполка Герой Советского Союза подполковник Б.Ф. Сафонов.

 

                                                         Б.Ф. Сафонов у своего “ Харрикейна “

В целом обстановка вокруг северных конвоев. включая РQ-16, летом 1942г. может быть определена как кризисная.

Разрабатывая планы летнего наступления на Востоке в 1942г. Главное военное командование Германии ставило флоту на Севере задачу срыва англо-американской помощи СССР. К выходу очередного конвоя немецко-фашисткое командование разработало крупнейшую за 2 мировую войну противоконвойную операцию. 15 июня 1942г. план операции, получивший название “Ход конем” (“Рёссельшпрунг”) был утвержден окончательно.

Своеобразным водоразделом, самым глубоким кризисом Полярных конвоев стал РQ-17, ставший самым трагическим конвоем 2-й мировой войны. Тайна трагедии РQ-17 так и не раскрыта до конца.

Подробно о конвое PQ-17 читайте на сайте : Для продвинутых – Сражения – PQ-17

После катастрофы с конвоем РQ-17 британское правительство отказалось направлять в Советский Союз конвои. Лишь под давлением советского правительства в начале сентября из Исландии в Советский Союз вышел конвой РQ-18. В его составе было 40 судов. Конвой обеспечивало более 50 кораблей охранения. Впервые в охранение был включен конвойный авианосец с 15 самолетами на борту, которые при налете вражеской авиации нанесли противнику значительный урон. Условия перехода конвоя РQ-18 во многом были схожи с предыдущим, но на этот раз корабли экскорта и все силы обеспечения союзников приняли бой. Конвой атаковали 17 подводных лодок и более 330 самолетов.

 

17 и 18 сентября к конвою присоеденились советские эсминцы “Гремящий”, “Сокрушительный”, “Куйбышев”. “Урицкий”. Всего из состава конвоя РQ-18 немецкой авиации удалось потопить 10 транспортов. Подводным лодкам – 3 транспорта. В зоне Северного флота потоплен лишь 1 транспорт. Фашистский флот и авиация получили должный отпор – были потоплены 4 лодки и сбит 41 самолет.

В результате боев при переходе конвоев РQ-18 и QР-14 потери с обеих сторон были велики, но всем стало ясно, что при сильном охранении и достаточных мерах обеспечения немцы не смогут прервать на Севере пути сообщения между Советским Союзом и Англией.

Однако союзники опять отказались посылать конвои до наступления полярной ночи.

В октябре-ноябре 1942г. по предложению советского командования была испытана система движения одиночных транспортов (“движение по капле”). Плавание одиночных судов союзники считали малоэффективным, и в дальнейшем от него отказались.

С наступлением полярной ночи, зимней штормовой погоды возобновилось движение конвоев в Советский союз. Первый конвой в середине декабря прошел незамеченным противником. Второй был атакован двумя тяжелыми крейсерами и 6 эсминцами. К транспортам они не пробились. Обе стороны потеряли по эсминцу, а потерь в транспортах не было.

Узнав об этой неудаче надводного флота, Гитлер пришел в ярость и потребовал сдать большие корабли на слом, а их орудия использовать для береговой обороны. Гросс-адмирала Редера сменил адмирал Дениц. Этим эпизодом завершился крах германской военно-морской теории о нарушении коммуникаций с помощью крупных надводных кораблей.

Особое значение для обороны страны приобрел Северный морской путь, обеспечивающий связь между Заполярьем и Дальнем Востоком.

 

Он имеет наибольшую протяженность: расстояние от Архангельска до пролива Вилькицкого составляет 1600 миль. По этой коммуникации в годы войны перевозилось стратегическое сырье, промышленное оборудование, военные грузы и продовольствие, осуществлялся перевод боевых кораблей с Тихоокеанского на Северный морской театр.

Значительные народохозяйственные и военные перевозки осуществлялись также в пределах Белого моря.

Перевозками на Севере ведал начальник Главсевморпути И.Д. Папанин, являвшийся уполномоченным Государственного Комитета обороны.

                    

                                                                Иван Дмитриевич Папанин

Ими в известной мере занимался и Военный совет Северного флота. Однако четкого разграничения функций между ними в этой области не было, и этой порой приводило к несогласованным действиям, затруднявшим решение Северным флотом задач по обеспечению перевозок в Арктике.

Немало трудностей возникло также в связи с большой протяженностью коммуникаций, слабым оборудованием театра, сложностью гидрологического режима северных морей и суровыми климатическими условиями Заполярья. К тому же заметно сказывалось отсутствие опыта использования разнородных сил флота в условиях Арктики.

Обозначение конвоев на внутренних коммуникациях состояло из двух букв, указывающих начальную и конечную точку маршрута. Например:

АБ – Арктика – Белое море;
БК – Белое море – Кольский залив;
БИ – Белое море – р.Иоканьга;
ИК – р.Иоканьга – Кольский залив;
БД – Белое море – о.Диксон;
БН – Белое море – о.Новая Земля;
ДВ – о.Диксон – Дальний восток;
ББ- Белое море – Баренцево море.

Первый арктический конвой в составе семи транспортов вышел из Архангельска 10 июля 1941г. Транспорты следовали под охраной СКР№ 22, который сопровождал их до острова Колгуев, где начинался лёд. Дальше на восток они пошли самостоятельно без охранения.

 

5 августа 1941г. в охранении двух сторожевых кораблей и тральщика из Архангельска в Арктику было проведено 9 транспортов, 2 ледокольных парохода и 2 мотобота. Это был самый крупный конвой. В последующем в начале и по окончанию арктической навигации силами Северного флота и Беломорской военной флотилии проводились так называемые конвойные операции по вводу и выводу в Арктику и из Арктики ледоколов. Первая такая операция была проведена с 18 октября по 27 декабря 1941г. В конвоировании судов принимали участие эсминцы «Урицкий» и « Валериан Куйбышев», семь сторожевых кораблей и десять тральщиков.

                                                                            эсминец “ Урицкий “

         

За время проведения конвойной операции этими силами в Архангельск было проведено 34 транспорта, 5 ледокольных судов, 2 вспомогательных судна и 6 мотоботов.

В связи с предстоящим прибытием с Тихоокеанского флота для усиления Северного флота экспедиции особого назначения в составе лидера «Баку» и эсминцем «Разумный» и «Разъяренный», немецкое командование решило нанести удар по нашим арктическим коммуникациям и портам.

 

                                                                             лидер “ Баку “

         

 В операции, получившей кодовое название « Вундерланд» («Страна чудес»), приняли участие тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» и пять подводных лодок 16 августа 1942г. «Адмирал Шеер» вышел из Нарвика.

 

                                                                          “ Адмирал Шеер “

 

 Обогнув с севера Новую Землю, рейдер проник в Карское море. На борту крейсера имелся гидросамолет «Арадо», совершивший с 19 по 24 августа 11 разведывательных полетов. 24 августа немецкий гидросамолет был обнаружен нашими полярниками с острова Рейберга, однако их донесение не получило должной оценки ни в штабе флота, ни в штабе БВФ. В этот же день немецкая подводная лодка на подходах к Диксону потопила транспорт «Куйбышев». Судно погибло со всем экипажем. В ночь на 25 августа во время очередного разведывательного полета немецкий самолет разбился. Для «Адмирала Шеера» это была тяжелая утрата. Днем с крейсера обнаружили советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков», который шел на Северную Землю с имуществом для полярников. Фашистский корабль поднял американский флаг и потребовал сообщить ледовую обстановку в проливе Вилькицкого и место нахождения конвоя. Но командир «Александра Сибирякова» распознал крейсер и открытым текстом передал радиограмму на Диксон о встрече с немецким рейдером. Неравный бой длился около 20 минут.

 

                                                                              бой “ А. Сибирякова “

После гибели «Александра Сибирякова» «Адмирал Шеер» предпринял попытку пройти в пролив Вилькицкого, где в это время находился следовавший с Дальнего Востока конвой, но из-за тяжелой ледовой обстановки от этого плана немцы отказались и взяли курс к порту Диксон. Но, не рискуя продолжать рейдерство в Карском море. 29 августа «Адмирал Шеер» покинул район и 30 августа вернулся в Нарвик.

 

В арктическую навигацию 1944г. объем перевозок увеличился. В Карском море движение судов стало более оживленным. С началом навигации в Арктику было переведено две трети всех кораблей БВФ. Вместе с конвоями в составе их охранения приходили и другие корабли, увеличивая общее количество кораблей на период движения конвоев.

В отличие от 1943г. когда к востоку от Диксона допускалось плавание одиночных судов без охранения в 1944г. плавание судов в Карском море проводилось только в конвоях. Для обеспечения перехода судов с наиболее ценными грузами и конвоев организовывались в каждом случае отдельные операции. На время проведения операции БВФ значительно усиливалась эсминцами, тральщиками и самолетами Северного флота.

В октябре-ноябре 1944г. была проведена операция по выводу ледоколов из Арктики (АБ-15), необходимых для обеспечения плавания в Белом море. В Карском море в охранении 4 ледоколов находилось 12 боевых кораблей. На переходе они одиннадцать раз обнаруживали и атаковали вражеские подводные лодки.

От Карских Ворот число кораблей увеличилось до 21. Охранение состояло из внешнего и внутреннего кольца. Конвой совершил переход без потерь.

 

Да, внутренние конвои были гораздо безопаснее чем внешние. Но и здесь случались страшные трагедии. Свидетельство этому и гибель «Александра Сибирякова», о которой говорилось ранее, и гибель транспорта «Марина Раскова» в августе 1944г. немецкая ПЛ И-365, используя новое оружие, атаковала конвой БД-5 и последовательно потопила транспорт «Марина Раскова» и тральщики Т-114 и Т-118. В результате катастрофы погиб один из крупнейших грузовых пароходов Северного государственного морского пароходства (9083 брт), два новых ТЩ, 2978 пассажиров, членов экипажа парохода и военных моряков и 6600 тонн ценнейшего груза.

В целом противнику не удалось добиться удовлетворительных результатов в Арктике. Из многих десятков судов, проведенных по арктической коммуникации в 1944г. был потоплен только один транспорт. Но после этого случая число кораблей охранения была такой, что подводные лодки не рисковали прорываться к транспортам. БВФ совместно с кораблями СФ успешно решила задачу по защите арктических морских сообщений.

За годы войны силами Северного флота было перевезено более 1 млн. человек и свыше 1,6 млн.тонн грузов. В том числе 88 самолетов, 380 танков, 13566 автомобилей. Около 4000 орудий и т.д.

 

Подсчитано, что на внутренних морских коммуникациях в 1471 конвое силами Северного флота было переведено 2568 транспортов и 3617 военных кораблей. Без корабельного охранения суда совершили более 600 рейсов.

1943г. стал переломным в войне. Для Вермахта он характеризовался вынужденным переходом от активного наступления к стратегической обороне. Стратегическая инициатива переходит в руки союзников, которые удерживают её до конца войны.

В январе и феврале 1943г. на Севере прошло несколько конвоев с сильным охранением.

С февраля по ноябрь 1943г. в советские порты не пришло ни одного конвоя – слишком велик был ещё синдром РQ-17. И это при том, что за всю зиму Полярные конвои, шедшие в Советский союз не потеряли ни одного транспорта. Правда, обратные конвои потеряли 6 судов, потопленных подводными лодками. Но это 6 из 83 транспортов.

Борьба за завоевание господства в воздухе к концу 1943г. закончилась полной победой военно-воздушных сил Северного флота.

Условия действий для немецких подводных лодок стали намного сложнее и в связи с увеличением числа противолодочных самолетов и кораблей, вооруженных гидроакустическими приборами. Самыми надёжными кораблями для охранения конвоев, и в частности, для борьбы с подводными лодками, были эскадренные миноносцы. После перехода Севморпутем из состава Тихоокеанского флота лидера “Баку” и эсминцев “Разумный” и “Разъяренный” в составе СФ была сформирована бригада миноносцев (первый командир – капитан 1 ранга П.И.Колчин). Все корабли вскоре были оборудованы новой гидроакустической аппаратурой и успешно вели борьбу с подводными лодками.

В конце декабря 1943г. немецкий линкор “Шарнхорст” пытался атаковать конвой YW- 55 В. 26 декабря он встретился с отрядом прикрытия конвоя, в составе которого был английский линкор «Дьюк оф Йорк». В результате боя «Шарнхорст» был потоплен.

 

                                                                    линкор " Шарнхорст "

  

В распоряжении немецкого командования в Северной Норвегии оставался один крупный корабль - поврежденный «Тирпиц». В ноябре 1944г. он был потоплен английской авиацией.

 

Таким образом, опасность на Севере для конвоев со стороны надводных кораблей резко уменьшилась. Однако, если удары германской авиации ослабевали, то этого нельзя сказать о подводных лодках, количество которых в норвежских базах колебалось от 18 до 40. Они по-прежнему несли огромную опасность для Полярных конвоев вплоть до последней недели войны в Европе.

С февраля 1944г. английское адмиралтейство возвратилось к формированию крупных конвоев в СССР из 30-49 транспортов с одним – тремя эскортными авианосцами в охранении. В обороне конвоев вырос удельный вес кораблей и катеров флота вели предварительный поиск. В системе ПЛО значительно возросла роль флотской авиации.

С помощь союзников наращивался корабельный состав флота. В течение года флот получил по ленд-лизу 21 большой охотник, 44 торпедных катера, 31 сторожевой катер. По ленд-лизу от США Советский Союз получил 34 тральщика типа «АМ». Оснащенные акустическими и электромагнитными тралами, а также гидроакустической станцией, вооруженные реактивным бомбометом «Хеджехог», они качественно изменили тральные силы СФ.

В соответствии с решениями Тегеранской конференции в счет будущего раздела итальянского флота, в августе 1944г. советские экипажи привели на СФ старые боевые корабли союзников. Линкор «Архангельск» («Ройял Соверен»), 9 эсминцев типа «Жаркий» (типа «Ричмонд»), 4 подводные лодки типа «Урсула» («В») – от Великобритании, крейсер «Мурманск» («Милуоки») – от США. Приемка этих кораблей происходила в Англии в предместье Ньюкастла (Саутишльд).

 

                                                                       линкор “ Архангельск “

       

 

                                                                          крейсер “Мурманск “

 

В первой половине 1944г. противник 7 раз пытался воздествовать на внешние коммуникации, но без особых успехов. До 5 мая в обе стороны прошло 8 конвоев из 275 транспортов. Потери составили всего 4 транспорта и два эсминца. Гитлеровцы не смогли нанести союзным конвоям больших потерь. За весь год им удалось потопить 6 транспортов и 3 корабля охранения. Сами же они потеряли 13 подводных лодок.

Внешние конвои продолжали движение между английскими и советскими портами до 28 мая 1945г. Завершающая фаза кампании характеризуется возросшей активностью подводных лодок противника. Они стали действовать в районах, где уклонение от них было практически невозможно – на подходах к Кольскому заливу и прилегающих к нему районах.

 

При переходе союзных конвоев число подводных лодок в этих районах увеличивалось до 10-12. Все они прошли модернизацию и были снабжены устройством «Шнорхель», обеспечивающим работу дизелей и зарядку аккумуляторных батарей на перископной глубине, имели более совершенные радиолокационные и гидроакустические станции и получили на вооружение самонаводящиеся акустические торпеды.

Все это вынуждало командование Северного флота выделять дополнительные силы ПЛО по маршруту движения конвоев. Всего для обеспечения безопасности внешних конвоев корабли флота в 1945г. выходили в море 108 раз, противолодочная авиация совершила 607 самолётовылетов. При проводке внешних конвоев союзники потеряли 5 транспортов и 5 кораблей охранения. Эсминец «Деятельный» СФ 16 января был торпедирован подводной лодкой противника.

В 1945г. из Англии в северные порты СССР прибыло 5 конвоев в составе 136 транспортов и 90 кораблей охранения; обратно отправилось столько же конвоев (141 транспорт и 89 кораблей охранения

 

В начале 1943г. в США был подписан второй протокол о союзных поставках. Импортные оружие и материалы, доставленные в СССР согласно этого Протокола, сыграли весьма важную роль в создании коренного перелома в Великой Отечественной войне. Поставленных по Вашингтонскому Протоколу самолетов вполне хватило, чтобы заменить потери советской авиации во всех основных сражениях этого периода импортного производства был каждый десятый танк действующей армии.

 

Особое значение в номенклатуре поставок 2-го протокола имело радиооборудование и средства связи. Исходя из норм комплектования дивизий в военных условиях, поставленных радиостанций было достаточно для оснащения 150, а полевых телефонных аппаратов, поставленных СССР в 1942–43гг. позволили советскому оружию не только обрести «зрение», но и сделать отечественной радиоэлектронике, по оценке советских специалистов, «скачок величиною в 10 лет».

Заметной была и союзническая помощь СССР в области судостроения и мореплавания. 16 тральщиков. 9 больших и малых охотников за подводными лодками, торпедные катера и десантные баржи. Кроме того. в 1943г. США передали СССР 32 сухогруза и 8 танкеров.

 

                                                                            тип “ Либерти “

На 1944-45гг пришелся основной объем помощи союзников для СССР: 3/5 всех грузов военного времени. Кораблей и самолетов, переданных по последним Протоколам, хватило бы для того, чтобы полностью восполнить потери в ходе всех стратегических операций, проведенных советскими Вооруженными силами в конце войны. Каждая вторая бронемашина была импортного производства. Благодаря союзным поставкам, по сути, были созданы ещё два флота, равные по составу Северному и Тихоокеанскому. Высоким качеством отличались средства связи и спецаппаратура. Поэтому они занимали в советских заявках особое место. Радиостанциями и телефонными аппаратами, поставленными в СССР в 1944-45гг, можно было оснастить от 300 до 500 дивизий. Свыше 80% радиолокационной аппаратуры в войсках и на флоте также были англо-американского производства.

Не будем забывать, что почти половина всего ввезённого в СССР оружия была доставлена северными конвоями. Переход инициативы к союзным флотам, увеличение поставок в конце войны обусловили возрастание и роли северного маршрута. В 1944-45гг по нему было доставлено 22% всех грузов. В абсолютном выражении это составило 2,2 млн.тонн, т.е. больше, чем было завезено этим путем в период действия первых двух протоколов.

В ходе конвойных операций на завершающем этапе войны союзные флоты окончательно закрепили своё главенствующее положение в Арктике. В последних боях за конвои германские ВМС лишились 24 подводных лодки и самого крупного линкора «Тирпиц». Союзники не досчитались 13 торговых судов и 9 боевых кораблей. Сопоставление потерь, вместе с тем, свидетельствует о сохранявшемся высоком накале боев даже на последнем этапе войны. Из всех маршрутов северный продолжал оставаться самым опасным. Лишь с конца мая суда стали ходить по нему без прикрытия».

 

За годы войны арктическими водами в Советский Союз прошло 40 конвоев в составе 811 судов. Из них 58 транспортов погибли на переходе и 33 вернулись в порты отправления. В обратном направлении из Советского Союза в порты Великобритании и Исландии в составе 35 конвоев ушло 715 судов, из которых 29 погибли на переходе, а 8 – вернулись. Таким образом, в обоих направлениях за годы войны в Полярных конвоях весь маршрут прошли 1398 судов, потери составили 87 судов. 69 из которых пришлись на самый трагический 1942г. А за сухими цифрами потерь стоят сотни жизней моряков; и советских и иностранных.

При этом ещё труднее оценить моральный фактор ленд-лиза. Как можно оценить помощь соседа, когда в твоем доме несчастье?

А самое главное, разве можно забывать тех моряков, которые рискуя своей жизнью, а у каждого она только одна, доставляли нам эту помощь? Даже если бы они привезли нам всего один танк или самолет! Низкий им поклон и слова огромной благодарности!