Г.Я. Седов

       

                             «Он умирал, сжимая компас верный...».

                           Георгий Седов, сын азовского рыбака

Среди знаменитых русских мореплавателей гидрограф и полярный исследователь Георгий Яковлевич Седов (1877—1914) как-то менее заметен, что ли. Что тому виной, отчего по-разному складывается посмертная слава героев-первопроходцев — Бог весть. Может, потому, что ушел из жизни он весьма молодым человеком, на рубеже тридцати семи лет.  

 

                                                                        Георгий Яковлевич Седов

Его, хоть отчасти и авантюрный, но высокий и красивый, амбициозный замысел покорить Северный полюс и утвердить на нем первенство России воодушевил к 1912 г. многих. К сожалению, он не смог осуществиться. 

 

                                                                            Земля и родня

Георгий Седов родился 23 апреля (5 мая) 1877 г. в семье азовского рыбака, на хуторе Кривая Коса (Область Войска Донского, ныне посёлок Седово в Новоазовском районе Донецкой области).

 

В семье было четверо сыновей: Михаил, Иван, Василий и Георгий, а также пятеро дочерей: Меланья, Авдотья, Екатерина, Мария и Анна. Отец, Яков Евтеевич Седов, был родом из Полтавской губернии и занимался ловлей рыбы и пилкой леса. Когда он уходил в запой, порой надолго исчезая, пропивал имущество и семья Седовых жила впроголодь, потому с семилетнего возраста маленький Ерка был вынужден рыбачить, ходить на поденщину в поле. Совсем худо стало жить после того, как отец ушёл из семьи на три года. Мать, Наталья Степановна, нанялась на подёнщину…

До четырнадцати лет Георгий был неграмотен, но когда вернулся отец, юноша закончил за два года все три класса церковноприходской школы и убежал из дома.

В 1894 году Седов добрался до Таганрога, а оттуда пароходом — до Ростова-на-Дону. Инспектор мореходных классов поставил ему условие, что примет его на учёбу, если Георгий проплавает три месяца на торговом судне. Юноша устроился работать матросом на пароходе «Труд» капитана Н. П. Муссури и плавал на нём лето и начало осени по Азовскому и Чёрному морям. В последний месяц капитан перевёл его на мостик рулевым. 13 ноября Георгий Седов поступил в «Мореходные классы» имени графа Коцебу в Ростове-на-Дону, после чего написал об этом письмо родителям. Родители, узнав о поступлении, изменили своё мнение и с тех пор поддерживали сына, а он, в свою очередь, высылал им сэкономленные деньги. Во втором полугодии юношу за отличные успехи в учёбе освободили от платы за обучение, затем перевели во второй класс без экзаменов и досрочно отпустили на каникулы. Летом 1895 года Седов работал на пароходе «Труд» рулевым, а следующую навигацию — вторым помощником капитана.

После трёх лет обучения в мореходных классах Седов в 1899 году получил диплом штурмана каботажного плавания и устроился работать шкипером на небольшой сухогруз. 14 марта 1899 года в Поти он сдал экзамен и получил диплом штурмана дальнего плавания, после чего был назначен на пароход «Султан».

                                                                                  диплом штурмана дальнего плавания

 В одном из плаваний хозяин судна поставил его капитаном и предложил направить судно на камни, чтобы получить за него страховую премию. Георгий Яковлевич отказался и привёл в Новороссийский порт доверенное ему судно в целости. После этого молодой капитан получил расчёт и остался без работы. Он не нашёл работы, кроме того, хотел заниматься морской наукой и экспедиционной деятельностью, для чего нужно было перейти в военный флот.

Седов поступил вольноопределяющимся в военно-морской флот и прибыл в Севастополь, был зачислен в учебную команду и назначен штурманом на учебное судно «Березань».

               

                                                           “ Березань

 В 1901 году, добившись звания прапорщика запаса, Георгий Яковлевич жил в Петербурге, где экстерном сдал экзамены за курс морского корпуса и был произведён в поручики запаса.

         

Готовиться к сдаче экзамена в морской корпус Седову помогал инспектор мореходных классов контр-адмирал Александр Кириллович Дриженко, который прислал бывшему ученику программу Морского корпуса и литературу, а также снабдил его рекомендательным письмом к брату — Ф. К. Дриженко.

            

                                                       Фёдор Кириллович Дриженко

В 1901 году Седов явился с рекомендательным письмом к Ф. К. Дриженко. Н. В. Пинегин вспоминал: Учёный принял Седова ласково и даже заставил поселиться у себя, пока не удастся поступить на службу. Дриженко и друг его гидрограф Варнек помогли преодолеть препятствия, возникшие при хлопотах о разрешении крестьянскому сыну держать экзамен за курс Морского корпуса. Рассказывал Седов, что его друзья и покровители добились сначала какого-то предварительного испытания… Официальный экзамен сдал блестяще и был произведён в чин поручика по Адмиралтейству… По совету Дриженко Седов поступил на службу в Главное гидрографическое управление.

Биографы утверждают, что еще в 1903 г. он впервые задумался о достижении Северного полюса, когда познакомился в Архангельске с участниками американской полюсной экспедиции Циглера—Фиала.

 

                                                                      экспедиция Циглера

Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. Г. Седов командовал миноноской №48, несшей сторожевую вахту в Амурском заливе. А в 1906 г. стал помощником лоцмейстера Николаевской-на-Амуре крепости.

В 1908—1910 гг. Седов работал в экспедиции Каспийского моря, затем проводил на Колыме обследование устья реки, а на Новой Земле картографировал Крестовую Губу.

Летом 1910 г., перед экспедицией на Новую Землю, Георгий Седов женился на племяннице генерала В. З. Май-Маевского, балерине Императорского Мариинского театра Вере Валерьяновне Май-Маевской.

 

                                                                           свадьба Г.Я. Седова

                      

Супруга мореплавателя вспоминала, что, вернувшись с Новой Земли, Седов был одержим идеей полюсной экспедиции. Но снова был направлен на Каспий. И лишь 9 (22) марта 1912 г. он подал докладную записку начальнику Главного гидрографического управления генерал-лейтенанту А. И. Вилькицкому: «Горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись еще во времена Ломоносова и не угасли до сих пор. Амундсен желает во что бы то ни стало оставить честь открытия за Норвегией и Северного полюса. Он хочет идти в 1913 г., а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг...»

                     

                                                                    Андрей Ипполитович Вилькицкий

                                   «Снова медведем ревёт пурга…»

Седов был дерзновенен и патриотичен. В 1912 г. он выступил с идеей Первой русской экспедиции к Северному полюсу. И хотя к этому времени на Северном Полюсе уже побывали американцы Фредерик Кук (1908) и Роберт Пири (1909), газеты восторженно приняли идею первой русской экспедиции к Северному полюсу.

 

                                                                          Фредерик Альберт Кук

                                                                             Роберт Эдвин Пири

Седова поддержали начальник Главного гидрографического управления А. И. Вилькицкий, морской министр России И. К. Григорович. К плану экспедиции с пониманием отнесся Государь Николай II. Седову был предоставлен двухлетний отпуск с сохранением содержания, из капитанов по Адмиралтейству он был переведен во флот с чином старшего лейтенанта.

          

                                                                                    Г.Я. Седов

Однако его дерзкий прожект, вроде бы адресованный грядущему в 1913 г. 300-летию Дома Романовых, был обоснованно и основательно подвергнут критике со стороны специальной комиссии при Гидрографическом управлении. Арктический зимний опыт Седова был низок, опыта перемещения по дрейфующим льдам у него не было.

                             План экспедиции и её финансирование

Изначально экспедиция предполагала государственное финансирование.

Рассмотрев представленный Седовым план достижения Северного полюса, комиссия Главного Гидрографического управления его отвергла из-за его абсолютной фантастичности и нереальности, и в выделении средств отказала, хотя в комиссию входили многие специалисты, очень благожелательно настроенные по отношению к Г. Я. Седову (например, А. И. Варнек) и даже откровенно покровительствующий ему Ф. К. Дриженко.

Запрос на выделение 50 тысяч рублей, направленный в Государственную Думу по инициативе «Русской национальной партии», также получил отказ.

При поддержке Ф. К. Дриженко Седову был предоставлен по службе отпуск на два года с сохранением содержания.

Седов, при активной поддержке газеты «Новое время» и её совладельца М. А. Суворина, организовал сбор добровольных пожертвований на нужды экспедиции.

          

                                                                    Михаил Алексеевич Суворин

             

Многочисленные публикации в «Новом времени» вызвали в России большой общественный резонанс. Частный взнос — в размере 10 тысяч рублей — сделал также император Николай II. Суворин выдал экспедиции деньги в кредит.

                                                         Подготовка экспедиции

На собранные средства 23 июля 1912 года Седов арендовал у зверопромышленника В. Е. Дикина старую парусно-паровую шхуну «Святой великомученик Фока», бывший норвежский зверопромысловый барк «Гейзер» (норв. Geyser) 1870 года постройки, ранее принадлежавший «Мурманской научно-промысловой экспедиции».

  

 Из-за спешки судно не удалось полностью отремонтировать, и экипаж беспокоила течь. «Святой великомученик Фока» был оборудован радиостанцией, однако Седову не удалось нанять радиста, из-за чего аппаратура оказалась бесполезной и была оставлена в Архангельске.

19 августа 1912 года выяснилось, что грузоподъёмность «Фоки» не позволяет взять все необходимые экспедиции припасы. В результате после частичной разгрузки на берегу были оставлены часть продовольствия, топлива, питьевой воды и снаряжения (в том числе, примусы).

24 августа 1912 года капитан Дикин, помощник капитана, штурман, механик, помощник механика и боцман «Святого великомученика Фоки» отказались выходить в море с Седовым из-за плохой подготовки к плаванию, и уволились с судна. Седову пришлось срочно набирать новую команду.

Участник экспедиции В. Ю. Визе писал:

Многое из заказанного снаряжения не было готово в срок… Наспех была набрана команда, профессиональных моряков в ней было мало. Наспех было закуплено продовольствие, причём архангельские купцы воспользовались спешкой и подсунули недоброкачественные продукты. Наспех в Архангельске были закуплены по сильно завышенной цене собаки — простые дворняжки. К счастью, вовремя подоспела свора прекрасных ездовых собак, заблаговременно закупленных в Западной Сибири.

 

Перед выходом экспедиции некоторые участники её указывали Седову на неуместность включения солонины в список основных пищевых продуктов экспедиции. Но Седов был упрямый человек и от солонины не отказался, сославшись на то, что в военном флоте и гидрографических экспедициях всегда употребляли солонину.

                                                    Состав экспедиции

Окончательный офицерский состав экспедиции был таков:

·     Г. Я. Седов — руководитель экспедиции

·     Николай Петрович Захаров — капитан шхуны.

·     Николай Максимович Сахаров — штурман.

·     Янис Зандерс (в некоторых публикациях его латышское имя русифицируется как Иван Андреевич Зандер) и Мартиньш Зандерс (Мартын Андреевич Зандер) — первый механик и второй механик, родные братья.

·     Владимир Юльевич Визе и Михаил Алексеевич Павлов — научный штат экспедиции, недавние выпускники Петербургского университета (сокурсники и к тому же однокашники по гимназии).

·     П. Г. Кушаков — ветеринарный врач, выполнявший также обязанности судового врача.

·     Николай Васильевич Пинегин — художник и фотограф, кинодокументалист.

 

                                                                          члены экспедиции

Седов вынужден был подготовить уточненный план экспедиции — с более взвешенным учетом грузоподъемности, рассчитанным на 60 собак. Груз был уменьшен с 3,25 до 2,18 пуда на одну собаку (около 38 килограммов). Но и дневной рацион собаки пришлось снизить с 1 до 0,6 фунта (приблизительно до 250 граммов). Специалисты отмечали, что и в новом плане Седова были явно авантюрные цифры. Весь поход к полюсу и обратно по вновь подготовленному плану должен был продолжаться 172 дня — то есть почти полугодие!

Седов говорил: «Кому же, как не нам, привыкшим к работе на морозе, заселившим Север, дойти и до полюса? И я говорю: полюс будет завоеван русскими...»

Комиссия, опиравшаяся в суждениях на прагматизм, в общем-то, резонно отвергла планы Седова. И даже когда сам Император пожаловал на экспедицию 10 тысяч рублей, правительство отказалось выделить деньги.

С трудом и спешно зафрахтованное в конце июля 1912 г. у зверопромышленника В. Е. Дикина судно - старая парусно-паровая шхуна «Святой великомученик Фока» (бывший норвежский зверопромысловый барк «Гейзер» (Geyser) 1870 г. постройки) -  26 августа было переведено из Соломбальской гавани к Соборной пристани Архангельска, и на следующий день, после торжественных проводов и молебна, экспедиция отправилась в путь.

 

 

                                                  на борту “ Святого Фоки “ перед отплытием

 

                                                                     проводы экспедиции

  По плану «Св. Фока» должен был доставить отряд Седова на Землю Франца-Иосифа и вернуться в Архангельск. Однако из-за позднего выхода выполнить план не удалось. Судно было затерто льдами у северо-западного побережья Новой Земли.

После выхода из Архангельска Г. Я. Седов переименовал «Святого великомученика Фоку» в «Михаила Суворина».

 

 

                                                                  “ Святой Фока “ во льдах

   

Нелегкой оказалась эта вынужденная зимовка: теплой одеждой был обеспечен только полюсный отряд, из-за спешки не хватало многих необходимейших «мелочей». 

Прояснился также извечный «русский фактор», аналогичный тому, что развалил все поставки фронту в русско-японской войне, — воровство, обман, подлог. Не имеющие совестных границ купцы обманули Седова, поставив экспедиции гнилые продукты — солонину и треску, фактически обрекая экспедицию на гибель.

Однако воистину несгибаемый духом Седов — человек с победоносным именем Георгий, невзирая на все  сложившиеся против него обстоятельства, тем не менее не оставил намерения в перспективе отправиться на собаках к Северному полюсу с Новой Земли. Вместе с боцманом А. И. Инютиным он прошел с картографической съемкой новоземельского побережья около семисот километров, обморозил пальцы на ногах, похудев при этом на 15 килограммов.

«На обратном пути жизнь наша была трудна, больше — мучительна, ужасна…», — писал он жене.

 21 июня 1913 года капитан Захаров и четыре члена экипажа (плотник М. Карзин и заболевшие цингой второй механик М. Зандерс, матросы В. Катарин и И. Томиссар) были отправлены в Крестовую губу, чтобы передать материалы экспедиции и почту в Архангельск. В письме к «Комитету для снаряжения экспедиций к Северному полюсу и по исследованию русских полярных стран» содержалась просьба выслать к Земле Франца-Иосифа судно с углём и собаками.

 

Группа Захарова на шлюпке, сначала волоком по снегу и льду, а затем на вёслах преодолела более 450 километров и, миновав бухту Крестовая губа, достигла Маточкина Шара (советский биограф Седова Б. А. Лыкошин полагал, что «типичный представитель царской офицерской элиты» Захаров «умышленно удлинил морской путь на шлюпке, чтобы потом выказать себя героем» и «преднамеренно срывал сроки»). Оттуда рейсовым пароходом добралась до Архангельска.

Из журнала «Искры» от 20 октября 1913 года:

Отправившуюся в прошлом году к северному полюсу экспедицию лейтенанта Г. Я. Седова считали погибшей и уже готовились снарядить новую экспедицию для её розысков, как вдруг из её состава недавно вернулись больными пять человек вместе с пом. капитана П. Н. Захаровым, который привез от Седова его доклад Географическому обществу с фотографическими снимками. П. Н. Захаров заявил, что все участники экспедиции живы и здоровы. Он оставил экспедицию Седова 9 июня у Панкратьевых островов. Известный исследователь полярных стран Нансен выразил на днях свое мнение, что русское общество обязано позаботиться о судьбе экспедиции и с открытием навигации послать Седову вспомогательное судно с запасом провизии.

Группа Захарова достигла Архангельска в полном составе, но здоровье матроса Катарина уже было подорвано, и он вскоре умер во время лечения в Ялте[21]. Из-за позднего прибытия группы Захарова и отсутствия денег в кассе комитета помощь экспедиции не была выслана.

В 1913 году был открыт и назван Г. Я. Седовым мыс Дриженко (в честь Ф. К. Дриженко) у северной оконечности Новой Земли, в Баренцевом море.

            

На судне кончался уголь. Седов надеялся, что еще летом 1913 г. Комитет для снаряжения экспедиций к Северному полюсу и по исследованию русских полярных стран сумеет обеспечить доставку угля и других припасов на Землю Франца-Иосифа.

Между тем, когда «Св. Фока», лишенный радиосвязи, в 1912 г. не вернулся на материк, в России сразу прозвучали призывы об организации спасательной экспедиции. 

                                           «Лёд сам решит задачу»

Должно быть, вдохновленный этой мыслью Нансена, некогда его поразившей, Седов пребывал в решимости во что бы то ни стало продолжить плавание к берегам Земли Франца-Иосифа и оттуда идти к полюсу. Но прошло лето, а судно все еще пребывало в ледяном плену. Следует заметить, что Седов к тому моменту переименовал судно в «Михаила Суворина», в честь редактора газеты «Новое время». Возможно, идеолог экспедиции в тайне рассчитывал, что смена названия изменит и судьбу корабля.

 

Когда в сентябре 1913 г. подул восточный ветер, и судно вместе со льдами было отнесено от берега. Офицеры, измученные болезнями, голоданием, тяжелыми погодными условиями и воистину бесперспективностью, сразу объявили ультиматум, почти бунт, призвав Седова повернуть назад.  

Но начальник экспедиции отказался и несколько дней практически не сходил с капитанского мостика.  

                           

Г.Я. Седов на капитанском мостике «Св. Фоки»

Лавировали в тяжелых льдах, жгли в топке бревна, доски, старые ящики. И все-таки пробились. «Больших трудов стоило старому дряхлому судну добраться до этих широт, тем более что на пути встретилось нам столько льду, сколько ни одна экспедиция, кажется, не встречала...» На вторую зимовку судно встало в бухте Тихой на острове Гукера.

 

                                                                          бухта Тихая

Надвигалась полярная ночь. Условия жизни были на этот раз крайне тяжелыми. Помещения едва отапливались, в каютах лежал лед, и одеяла по утрам нередко примерзали к переборкам. Многие продукты уже кончились.  

Свежего мяса добыть удавалось редко. Пришла очередь и полутухлой солонины.

И если первая зимовка прошла относительно благополучно, то в бухте Тихой болели почти все. Георгий Яковлевич и сам иногда по целым дням не выходил из каюты. «Совсем разбиты ноги ревматизмом, — день за днем читаем мы в его дневнике. — Я по-прежнему слаб, кашляю отчаянно... Испытываю какое-то болезненное состояние... Опять ноги простудил, опять голени болят...»

Несмотря на болезнь, несмотря на то, что еще первой зимой большинство ездовых собак погибло, Седов продолжал подготовку к полюсному походу. Пожалуй, никто, за исключением самого Седова, уже не верил, что есть шансы на успех. Выход к Полюсу был назначен на 2 (15) февраля 1914 г.

С Седовым отправились к Полюсу два матроса — Григорий Васильевич Линник и Александр Матвеевич Пустошный, каюр. 

                    

                                                                    А.М. Пустошный и Г.В. Линник

                        

Георгий Яковлевич Седов

 

2 февраля 1914 года больной Седов вместе с матросами Г. И. Линником и А. И. Пустошным на трёх собачьих упряжках (имея всего 20 собак) вышли из бухты Тихой к полюсу. Визе, Пинегин и Павлов проводили группу Седова до мыса Маркхема.

По ходу движения прогрессировала болезнь Георгия Яковлевича, через неделю он не смог идти и приказал привязать себя к нартам, но продолжать поход. 20 февраля 1914 года, на восемнадцатый день похода, Георгий Яковлевич скончался среди льдов возле острова Рудольфа. Его спутники похоронили тело на острове Рудольфа — обернули в два парусиновых мешка, сделали крест из лыж и положили в могилу флаг, который Седов намеревался установить на Северном полюсе. Затем они направились в обратный путь. Одна из собак — Фрам — осталась у могилы. Линник с Пустошным не смогли её поймать и оставили небольшой запас еды, в надежде, что пёс их догонит, но Фрам не вернулся.

                           Альтернативная версия смерти и погребения Г. Я. Седова

Геннадий Попов, заведующий музеем истории Арктического Морского Института им. В. И. Воронина, в 2010 году предложил альтернативную версию захоронения тела Георгия Седова, ссылаясь на слова Ксении Петровны Гемп, отец которой, Петр Герардович Минейко, был знаком с Седовым и оказывал посильную помощь при подготовке последней экспедиции.

Суть версии: вскоре после возвращения шхуны «Святой великомученик Фока» в Архангельск в их квартиру пришли матросы Г. Линник и А. Пустошный, сопровождавшие Г. Я. Седова. Линник и Пустошный рассказали, что они вынуждены были пойти на крайнюю меру — расчленив тело покойного начальника экспедиции, они стали скармливать его собакам, которые смогли дотащить траурную упряжку до мыса Аук острова Рудольфа. Чтобы в дальнейшем как-то оправдаться перед людьми за содеянное, матросы соорудили подобие захоронения из собранных камней, но часть их разбросали поблизости — в надежде на то, что все это в дальнейшем даст повод тем, кто обнаружит место «захоронения» Г. Я. Седова, свалить всю вину на белых медведей. Время показало, что так все и произошло в конце 1920-х годов.

                                               Возвращение экспедиции

1 марта 1914 года от цинги умер первый механик Я. Зандерс. Похоронен на берегу бухты Тихой.

6 марта 1914 года Линник и Пустошный, едва не заблудившись, с трудом вернулись на своё судно.

На обратном пути, 20 июля 1914 года, экипаж «Михаила Суворина» на старой базе Джексона на мысе Флора (остров Нортбрук, Земля Франца-Иосифа) случайно обнаружил и спас двух единственных выживших членов экспедиции Г. Л. Брусилова: штурмана В. И. Альбанова и матроса А. Э. Конрада.

 

На пути на юг «Михаил Суворин» испытывал жестокую нехватку топлива для паровой машины. Экипажу пришлось порубить на дрова мебель, палубные надстройки и даже переборки судна. Судно добралось до рыбацкого становища Рында на Мурмане 15 августа 1914 года в полуразрушенном состоянии. Дальнейший путь в Архангельск члены экспедиции проделали на рейсовом пассажирском пароходе «Император Николай II» — за счёт капитана парохода, поскольку ни у кого из полярников не было денег. По возвращении в Архангельск матросы Линник и Пустошный подозревались в убийстве Седова, но после расследования их отпустили.

 

23 августа 1914 года в Спасо-Преображенском всей гвардии соборе была отслужена панихида по скончавшемуся Г. Я. Седову, на которой присутствовали в числе собравшихся его вдова В. В. Седова и генерал-лейтенант Ф. К. Дриженко.

                    Последние дневниковые записи Седова

Воскресенье, 2 февраля. В 10 ч. отслужили обедню. Прочли мои приказы, говорили речи… Я, доктор и многие другие прослезились.

Вторник, 4 февраля. Сегодня беру в палатку на ночь 4 собаки: «Куцого», «Мальчика», «Пирата» и «Пана». Все время дует ветер, буквально обжигает лицо, того и смотри отморозит щеки. Морозу 36°. Собакам в морду ветер тоже очень чувствителен; несмотря на работу, все-таки они мерзнут в пути, а на стоянке и говорить нечего.

Суббота, 15 февраля. Я ужасно разбит болезнью. Сильнейший бронхит, болит горло и опухли ноги. Лежу все время в мешке, настоящий мученик.

А эта запись, сделанная, как мы теперь понимаем, незадолго до кончины, пронзительна своим обращением к солнцу:

Воскресенье, 16 февраля. Болен я адски и никуда не гожусь. Сегодня опять мне будут растирать спиртом ноги. Питаюсь только одним компотом и водой, другого ничего душа не принимает. Конечно, съел бы яичко, сметанки, жареного цыпленка, даже чашку кислой капусты. Но где все это? Увидели выше гор впервые милое, родное солнце. Ах, как оно красиво и хорошо! При виде его в нас весь мир перевернулся. Привет тебе, чудеснейшее чудо природы! Посвети нашим близким на родине, как мы ютимся в палатке, как больные, удрученные, под 82 °C широты.

В свете трагедии не оставит читателя равнодушным и последнее письмо полярного героя к жене, Вере Май-Маевской: «Дорогая, милая Веруся! …В случае моей смерти хлопочи о себе в Морском ведомстве. Твой образок и некоторые мои вещи тебе передадут… Итак. Прощай, родная, крепко целую,— любящий твой Георгий».

                   

 Поиск экспедиции Седова

К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции: Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски. Главным гидрографическим управлением были организованы несколько поисковых экспедиций.

        

                                       Георгий Львович Брусилов

 

                 шхуна “ Святая Анна “ – корабль Г.Л. Брусилова

 

             

                                   Владимир Александрович Русанов

 

                                “ Геркулес “ В.А. Русанова

В западной спасательной экспедиции под руководством капитана 1-го ранга Исхака Ислямова участвовали четыре судна: барк «Эклипс», пароход «Печора», паровые шхуны «Герта» и «Андромеда». «Эклипс» под командованием Свердрупа должен был пройти на восток Северо-Восточным проходом, а остальные суда — осмотреть район Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.

«Андромеда» под командованием Г. И. Поспелова исследовала место первой зимовки «Святого Фоки», которое было известно из отчёта Н. П. Захарова, но обнаружила там лишь каирн с запиской Седова от 22 августа 1913 года о намерении продолжать движение на север.

Для поисков экспедиции Седова впервые в мировой истории использовалась полярная авиация: лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте «Фарман МФ-11» исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 км.

                                 

             

                                                                       Ян Нагурский

 

 

 «Герта» под командованием Ислямова на своём пути к острову Нортбрук разминулась с возвращавшимся в это же время в Архангельск «Святым Фокой», но обнаружила записку, оставленную на базе Джексона. Ислямов объявил о принадлежности Земли Франца-Иосифа России.

«Эклипсу», в свою очередь, потребовалась помощь во время зимовки 1914—1915 годов у северо-западного побережья полуострова Таймыр. Эвакуацию части моряков с «Эклипса» произвела сухопутная экспедиция на оленях под руководством Н. А. Бегичева.

Освободившись от льдов, «Эклипс» достиг острова Уединения и осенью 1915 года поднял на нём российский флаг.

   В память о первопроходце

Сегодня Седово — посёлок городского типа в Новоазовском районе Донецкой области на Кривой Косе, расположенный в 58 км от известной станции Мариуполь. Поселок был основан в 1750 г. и до 1940 г. назывался Кривая Коса. Советская власть, в увековечение памяти знаменитого уроженца этого поселка (ныне его население не более 2500 человек), дала ему имя Седова.

 

Возьмем в помощь цитату из статьи черкасщанки Елены Буевич «От Кривой косы до Северного полюса»: «Маленький, по южному суховатый, весь в приземистых низкорослых акациях, поселочек Седово в сентябре кажется почти заснувшим. По широкой, пыльной дороге еще почти летний ветерок гоняет примету бурного отдыхательного сезона – какую-нибудь конфетную обертку. Вдоль трассы – прозрачные, обезжизненные костяки металлических конструкций. Совсем недавно здесь были натянуты тенты, в кафешках играла музыка, румянились шашлыки, и в обед толпы пляжников с детьми и надувными кругами подмышкой заглядывали сюда в поисках общепитовских благ.

Теперь в Седово спокойно, пусто и немного грустно. Но путешественнику, попавшему в поселок осенью, как, впрочем, и где бы то ни было на земле, есть что посмотреть.

Например, задуманный в виде корабля местный музей над морем. По сути — он лучший изо всех памятник подвигу первопроходца Арктики, легендарному Георгию Яковлевичу Седову. Да-да, это в честь него переименован донецкий хутор Кривая Коса. Здесь, в 1877 г. и родился знаменитый Седов, тогда просто Жорка «Седый».

Нынешний исторический музей Седова невелик, но наполнен. Как скрупулезно и с какой любовью собирались по миру здешние экспонаты! Например, часть обшивки и подковки корабля «Святой мученик Фока», который увез экспедицию к Полюсу, или совковая лопата, найденная на месте гибели Седова на острове Рудольфа.

   

 

Исторический музей Г.Я. Седова на его родине в поселке Седово

А предметы, которыми пользовались в семье Седовых! Проживала она в небольшом мазаном домишке под камышовой крышей (макет свидетельствует): вот сеть для ловли рыбы, посуда, а немного дальше под стеклом — потемневшая от времени детская азбука тех далеких лет. Есть здесь карта полярной экспедиции Седова на Северный Полюс, копии счетов о добровольных пожертвованиях для приобретения собак и продовольствия — экспедицию собирала вся Россия».  

Ныне именем Седова названы архипелаг и остров, мыс и пик, пролив, два залива, две бухты... Справочники сообщают, что в честь Георгия Седова названы посёлок Седово, гидрографический ледокол «Георгий Седов», ледокольный пароход «Георгий Седов» и барк «Седов», Ростовское-на-Дону ордена «Знак Почёта» Мореходное училище, ледник и мыс на острове Гукера (архипелаг Земля Франца-Иосифа), остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде, два залива и пик на Новой Земле, а также улицы в Днепропетровске, Запорожье, Мурманске, Казани, Киеве, Липецке, Москве, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Севастополе, Северодвинске, Туле, Камышине, Седово, Новоазовске, проспект в Екатеринбурге.

Георгий Седов стал одним из прототипов Ивана Татаринова в знаменитом романе «Два капитана» писателя Вениамина Каверина. Во время работы над романом Каверин консультировался у Николая Пинегина, двоюродного брата Седова, по вопросам географии и узнал от него много сведений из биографии первопроходца, которые и вошли в роман.

Снят и художественный историко-биографический фильм «Георгий Седов» (сценарий С. Нагорного, режиссёр Б. Григорьев, в главной роли И. Ледогоров; киностудия имени Горького, 1974 г.). Именем Седова называли и называют корабли.

Получается, что полярный исследователь Седов, осеняющий своим именем и духом сегодняшние российские полярные экспедиции, и ныне продолжает свое устремление на Север и пребывание там. В историю полярных путешествий вошел длившийся 812 суток дрейф гидрографического ледокола «Георгий Седов», пересекшего Северный Ледовитый океан. 

                                 

 

памятник в Ростове на Дону

«Русский народ должен принести на это национальное, святое дело небольшие деньги, а я приношу свою жизнь», — писал Седов.

В 2003 г. на могилу исследователя была привезена земля от места его отчего дома. Так «невидимой связью объединил Георгий Седов астрономический полюс Земли и свой родной поселок».

 

                                                                                                                                         Роман ОЛЕЧКО