Освоение СЛО часть 2

               Освоение Северного Ледовитого океана .   Часть II

 

 

Сразу же после окончания второй мировой войны начались исследовательские работы в Полярном бассейне и арктических морях.

В 1945 году летчик полярной авиации М. А. Титлов совершил полет к Северному полюсу и доказал возможность осуществления ледовых авиаразведок на большой площади в короткий срок, имеющих первостепенное значение для составления долгосрочных ледовых прогнозов. Начиная с этого периода в Полярном бассейне и арктических морях стали проводиться систематические круглогодичные ледовые авиаразведки.

В 1946 году летчиком И. С. Котовым был обнаружен крупный ледяной остров, размером примерно 30X25 км, а в 1948 году другой ледяной остров заметил летчик И. П. Мазурук. Размеры этого острова, состоящего из льда материкового происхождения, достигали 32x28 км. Третий ледяной остров, правда, значительно меньший по размерам, наблюдал летчик В. М. Перов в 1950 году. Все три ледяных острова находились в восточной части Полярного бассейна.

Сотрудники Арктического научно-исследовательского института на основе дрейфа ледяных островов изучали перемещение основных масс льда в Центральной Арктике.

В 1948 году Советский Союз приступил к планомерному изучению Центральной Арктики. В высокоширотных воздушных экспедициях стали принимать участие десятки самолетов, так называемые «летающие лаборатории», которые зачастую садились на лед и, кроме ледовых разведок, производили различные гидрологические работы. Позднее стали работать несколько отрядов, одновременно высаженные на лед в разных районах Полярного бассейна, так называемые «прыгающие отряды». Это позволило самолетам без возвращения на базу перелетать из одного района в другой для продолжения гидрологических исследований.

Начальники дрейфующих станций «СП-5», «СП-1», «СП-3» и «СП-2»
Начальники дрейфующих станций «СП-5», «СП-1», «СП-3» и «СП-2»

Ледовые отряды, работая в 1946 - 1949 годах только в весенний и летний периоды, не могли получить общую картину метеорологических и гидрологических процессов, происходящих в Полярном бассейне. Поэтому было решено возобновить работу дрейфующих станций, успешно начатую в 1937 году станцией «СП-1». В связи с этим весной 1950 года, кроме подвижных научных отрядов, к северу от о. Врангеля на льду была организована дрейфующая станция «СП-2» под руководством М. М. Сомова.

                               

                                                                   Михаил Михайлович Сомов

Находясь в центре области относительной недоступности, научно-исследовательская станция осуществила комплексное исследование по широкой программе, продрейфовав 376 дней.

 

                                                               на дрейфующей станции “ СП-2 “

В 1954 году были организованы две дрейфующие станции - «СП-3» и «СП-4». Научными работами на «СП-3» руководил А. Ф. Трешников, а на «СП-4» - Е. И. Толстиков. Только на эти две дрейфующие станции полярные летчики доставили около 15 вагонов грузов.

                            

                                                                 Алексей Фёдорович Трешников

                            

                                                                  Евгений Иванович Толстиков

  С 1954 года по настоящее время в Центральной Арктике беспрерывно несут вахту одновременно две дрейфующие станции, выполняя широкий комплекс научных исследований.

Экспедиционные работы, проведенные в 1948-1954 годах, позволили на батиметрической карте Полярного бассейна сделать значительные уточнения и четко провести очертания хребта Ломоносова, который простирается через весь океан, от Новосибирских островов почти к Северному полюсу и далее к материковому склону Северной Америки, в район о. Элсмир и Гренландии. Установлено, что наиболее высокую вершину хребта Ломоносова покрывает слой воды в 954 м, а седловину - слой воды в 1500 - 1600 м. Протяженность хребта около 1800 км, что очень близко к протяженности Уральского хребта.

Лагерь дрейфующей станции
Лагерь дрейфующей станции

Широко поставленные магнитные наблюдения в центральных районах Северного Ледовитого океана дали возможность советским исследователям подтвердить здесь наличие существенных особенностей геомагнитного поля и окончательно установить отсутствие так называемого «второго магнитного полюса», существование которого предполагалось ранее. Результаты магнитных наблюдений показали, что предполагаемое местонахождение второго магнитного полюса оказалось центром большой магнитной аномалии, распространяющейся узкой полосой на огромной площади через весь Северный Ледовитый окан. Магнитные меридианы, сгущаясь в районе полуострова Таймыр, далее к северо-востоку собираются в своеобразный узкий пучок почти параллельных линий, идущих к магнитному полюсу, расположенному в Канадском архипелаге.

По предположению В. В. Шулейкина, этот замечательный «жгут» магнитных меридианов, составляющий некоторый угол с подводным хребтом Ломоносова, вероятно, создается какими-то системами электрических токов, направленных под прямым углом к «жгуту».

В 1955 году была открыта новая станция «СП-5», руководимая Н. А. Волковым. За год дрейфа станции наблюдалось 111 разломов ледяного поля, в связи с чем к концу дрейфа оно уменьшилось почти в 100 раз.

В 1956 году научные работы, начатые на станции «СП-5» еще в апреле 1955 года, продолжила смена полярников под руководством А. Л. Соколова. В 1956 году вблизи о. Врангеля была вновь организована дрейфующая станция «СП-6» под начальством К/ А. Сычева. В этом же году станция «СП-4» завершила свою работу. За три года она продрейфовала в океане около 6800 км. Дрейф ее прошел в 10 - 12 км от Северного полюса. За весь период дрейфа станции «СП-4» на ней трижды происходила смена научных работников. Руководителями «СП-4» после Е. И. Толстикова были П. А. Гордиенко, а затем

В 1957 году на «СП-6» научный коллектив работников был заменен новым. Научную работу на этот раз возглавил B. М. Дриацкий. Дрейф станции «СП-6» представил исключительный интерес в изучении Арктики. Плавучий ледяной остров овальной формы, площадью 9x13 км и толщиной 8 - 12 м, на котором расположилась станция «СП-6», начал свой дрейф в 1956 году на востоке, в 1000 км от о. Врангеля, За период дрейфа ледяной остров пересек весь Северный Ледовитый океан.

Данные наблюдений показали, что скорость дрейфа ледяного острова нисколько не отличается от скорости дрейфа паковых льдов и в среднем равна 2500 км в год, несмотря на огромные размеры и большую толщину этого ледяного массива. Дрейф «СП-6» прошел по районам Северного Ледовитого океана, где ранее были открыты земли, затем бесследно исчезнувшие. Это еще раз подтвердило предположение многих ученых о том, что-«легендарные земли» и в том числе «Земля Санникова», по всей вероятности, были такими же дрейфующими в океане ледяными островами, как и ледяной остров, на котором располагалась станция «СП-6». Дрейф «СП-6» закончился в 1959 году в районе, находящемся на расстоянии примерно 230 км к северо-западу от о. Шпицберген. За трехлетний период станция «СП-6» преодолела огромное расстояние, неоднократно пересекая пути дрейфов норвежского судна «Фрам» и советского ледокольного парохода «Седов».

Собранные на станции «СП-6» материалы наблюдений по* климату, рельефу и грунту дна, течениям, по изучению магнетизма и ионосферы не только значительно пополнили существующие знания о природе Арктики, но и дали много нового в этой области. Третий, завершающий работу станции, состав, возглавил С. Т. Серлапов.

В 1957 году вблизи полюса относительной недоступности, примерно в районе, где закончился дрейф станции «СП-2», была: открыта еще одна станция «СП-7», начальником которой стал В. А. Ведерников.

Карта расположения ДАРМС. 1 - для наблюдений за погодой и дрейфом льдов, 2 - для наблюдений только за дрейфом льдов
Карта расположения ДАРМС. 1 - для наблюдений за погодой и дрейфом льдов, 2 - для наблюдений только за дрейфом льдов

Кроме научно-исследовательских дрейфующих станций-своеобразных обсерваторий, выполняющих широкий комплекс-исследований рельефа дна Центрального Полярного бассейна, дрейфа льдов, особенностей распространения в океане атлантических и тихоокеанских вод, теплообмена между гидросферой и атмосферой, на плавучих льдах бассейна уже в течение многих лет устанавливаются дрейфующие автоматические радиометеорологические станции (ДАРМС) конструкции Ю. К. Алексеева. Впервые установка ДАРМС была произведена в 1948 году. Станции сообщают по радио на берег данные о скорости и направлении ветра, температуре воздуха и атмосферном давлении, а также о дрейфе льдов. Ежегодно во льдах Северного Ледовитого океана его окраинных морей устанавливается до 25 - 30 автоматических радиометеорологических станций. Все проводимые наблюдения позволяют в значительной степени расширить знания о природе Центрального Полярного бассейна и, что особенно важно, дают необходимый материал для оперативной работы по обслуживанию прогнозами погоды судов, следующих по трассе Северного морского пути.

  

                                                                      установка  ДАРМС

 

Кроме того, огромные и разносторонние исследования в морях Арктического бассейна и на его побережье проводятся Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом, Гидрографическим управлением Главсевморпути, полярными обсерваториями, расположенными в Баренцбурге, бухтах Тихой и Певек, на о. Диксон, а также береговыми и островными полярными метеорологическими станциями.

К наиболее крупным океанографическим экспедициям в Арктический бассейн, выполненным в послевоенный период, необходимо отнести экспедиции 1955 - 1957 годов в малоизученные районы Гренландского моря и районы, расположенные между архипелагами Земля Франца-Иосифа и Шпицберген. В 1955 году на ледорезе «Литке» работала экспедиция под руководством Л Л. Балакшина. Судну удалось сквозь льды дойти до широты 83°2Г, на которой расположен район, не посещавшийся еще ни одним свободно плавающим судном. В последующем 1956 году экспедиция на дизель-электроходе «Обь», начальником которой был также Л. Л. Балакшин, а научным руководителем профессор Я. Я. Гаккель, провела работы в районе порога Нансена и получила новые ценные материалы о рельефе и геологии дна, гидрологических и биологических условиях этого малоизученного района. В рейсе на д/э «Обь» приняли участие скандинавские ученые.

 

                                                                                “ Обь “

Профессор Я. Я. Гаккель
Профессор Я. Я. Гаккель

В 1957 году исследования района порога Нансена продолжались на дизель-электроходе «Лена» под руководством Балакшина.

 

                                                                                           " Лена "

Большое научное и практическое значение имела экспедиция в юго-западную часть Карского моря на трех кораблях - ледорезе «Литке», шхунах «Актюбинск» и «Буй». В навигацию 1956 года экспедиция, руководимая Г. А. Баскаковым, установив на огромной площади Карского моря 15 буйковых станций с самопишущими приборами для измерения скорости и направления течений, произвела съемку течений этого моря. Кроме того, экспедицией были выполнены интересные работы по наблюдению над колебанием уровня в открытом море при помощи мареографов.

В 1957 году исследования течений Карского моря были продолжены. Ими была охвачена в основном северо-восточная часть этого моря.

Советские исследования тихоокеанского сектора Северного Ледовитого океана начались в 1959 году, когда на дрейфующей льдине в 600 км к северо-востоку от о. Врангеля советские ученые впервые водрузили флаг Родины. Отсюда начался дрейф станции «СП-8», возглавляемой В. М. Рогачевым. Это была первая комсомольская научно-исследовательская станция в районе Центрального Полярного бассейна. В 1960 году пришла новая смена зимовщиков «СП-8». Работами на льдине стал руководить Н. И. Блинов. В этом же году к северо-востоку от Новосибирских островов была создана новая дрейфующая станция «СП-9». Она должна была работать одновременно со станцией «СП-8». Научным руководителем станции «СП-9» был назначен В. А. Шамонтьев.

В начале 1961 года обе станции продолжали свой дрейф в восточном секторе Арктики. За два года льдина, на которой находились полярные исследователи «СП-8», продрейфовала по зигзагообразной линии на север и северо-восток свыше 4600 км (по прямой 915 км). Станция «СП-9» в течение года продрейфовала в северо-восточном направлении около 2300 км (по прямой 800 км). Дрейф «девятки» проходил в зоне сильнейшего торошения, и полярникам в течение всего года приходилось вести тяжелую и изнурительную ледовую дуэль. Станция была окружена сплошным месивом ощетинившегося торосами льда.


Атомоход «Ленин»

Наиболее тяжелым периодом для зимовщиков явился март 1961 года, когда наступившее потепление резко усилило подвижку льда и на льдину, площадь которой за год дрейфа уменьшилась в 80 раз, 27 марта двинулся грозный вал мощных торосов. Четыре рейса на небольшом самолете АН-2, установленном на лыжи, совершил молодой летчик Е. Макарцев на терпящую бедствие льдину. За эти рейсы ему удалось вывезти не только весь личный состав, но и значительную часть научного оборудования.

Смена научного персонала дрейфующей станции «СП-8» была выполнена очередной воздушной высокоширотной научной экспедицией «Север-13» под руководством известного полярника П. А. Гордиенко. Кроме того, эта экспедиция произвела океанографические исследования, а также выполнила наблюдения над дрейфующими льдами на стыке вод арктических морей и Северного Ледовитого океана. Экспедиция установила на льду в заранее намеченных точках свыше 10 ДАРМС, передающих в эфир необходимые данные о погоде. Береговые радиостанции принимают четкие сигналы ДАРМС из Центральной Арктики, а затем передают их синоптикам и океанографам. Первым они крайне необходимы для составления прогноза, вторым - для изучения дрейфа льдов.

Ледокол «Ленинград»
Ледокол «Ленинград»

Ледокол «Петр Пахтусов»
Ледокол «Петр Пахтусов»

Новая смена зимовщиков станций «СП-8» и «СП-9», приняв вахту от своих предшественников, продолжила научные исследования. Начальником станции «СП-8» стал Ю. Б. Константинов, а станции «СП-9» - И. П. Романов.

В послевоенные годы Советский Союз приступил к строительству мощного ледокольного флота, предназначенного в основном для обслуживания трассы Северного морского пути. Созданы мощные ледокольные суда - атомоход «Ленин», ледоколы «Москва», «Ленинград», «Киев», «Капитан Белоусов», «Капитан Воронин».

 

                                                                                   " Москва "

В конце 1967 и начале 1968 годов, в строй советского ледокольного флота вступили два новых ледокола, построенные на Ленинградском адмиралтейском заводе. Водоизмещение каждого нового судна 3200 тонн, длина 70 м, мощность двигателей 5400 л. с. Судам, принадлежащим Гидрографическому предприятию Министерства морского флота СССР, присвоены имена известных полярных исследователей П. К. Пахтусова и Г. Я. Седова.

Таким образом, новый ледокол «Георгий Седов» пришел на смену тому легендарному ледокольному пароходу «Георгий Седов», который провел более полувека во льдах Арктического бассейна. Он совершил поход в высокие широты, спасая участников полета на дирижабле «Италия», выполнил многочисленные рейсы с научными целями, результаты которых обогатили науку новыми в то время уникальными данными по гидрометеорологии арктических морей, в основном Баренцева и Гренландского.

Создание новых мощных ледокольных судов в нашей стране позволило на самом трудном в мире морском пути, каким является Северный морской путь, не только увеличить продолжительность навигации, но и проложить высокоширотные трассы. Поздней осенью 1961 года по Северному морскому пути совершил проводку каравана транспортных судов ледокол-атомоход «Ленин». Затем экспедиция, работающая на нем, расставила в заданных точках радиовехи и дрейфующие автоматические радиометеорологические станции.

Взяв курс на север, атомоход «Ленин», прошел по меридиану, на котором расположен о. Врангеля, и севернее этого острова нашел ледяное поле, где высадил участников новой дрейфующей станции и выгрузил все необходимое оборудование, имущество, приборы и аппаратуру для ее устройства. Так, впервые в истории изучения Арктики 17 октября 1961 года была доставлена в ее высоких широтах на льдину новая дрейфующая станция «СП-10» не с самолета, а с корабля.

Этой операцией была доказана возможность свободного плавания мощного ледокола в высоких широтах Арктики в позднее осеннее время в условиях устойчивого ледообразования и полярной ночи. За два с половиной года своего существования «СП-10» прошла сложным извилистым путем около 5000 км и к началу 1964 года оказалась в районе Северного полюса. В апреле 1964 года станция была эвакуирована со льда на самолете, так как, по всей вероятности, ее дальнейший дрейф должен был бы иметь общее направление в сторону Атлантического океана примерно по пути, уже ранее обследованному «СП-1».

Карта маршрутов дрейфующих станций 'СП-1' -  'СП-15'
Карта маршрутов дрейфующих станций 'СП-1' - 'СП-15'

Весной 1961 года станция «СП-8», продолжая дрейфовать, пересекла район Полюса недоступности, а в марте 1962 года уже находилась примерно в 400 км от этого района. Дрейф станции имел ярко выраженное направление на Канадский Арктический архипелаг. Находясь на расстоянии более чем 2200 км от ближайшего побережья Азии, «СП-8» была закрыта, а вместо нее в 1962 году организована новая станция «СП-11», которая, продрейфовав год, передала свою вахту зимовщикам «СП-12».

Объем научных наблюдений на дрейфующих станциях с каждым годом становится все более обширным, а работы все более разнообразными. Дрейфуя в Центральной Арктике, станции производят все наблюдения, необходимые для обеспечения судоходства по Северному морскому пути и в первую очередь по метеорологии, аэрологии, актинометрии, океанографии, дрейфу и вращению льдины, состоянию ионосферы и прохождению коротких радиоволн. Значительно был увеличен объем работ на станции «СП-13», которая начала свой дрейф в мае 1964 года.

Районы основных работ 'летающих морских обсерваторий'
Районы основных работ 'летающих морских обсерваторий'

Здесь, кроме обычных, стандартных наблюдений, под руководством начальника станции, сотрудника ледоисследовательской лаборатории Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Ю. Л. Назинцева велись большие ледовые исследования. С помощью структурного анализа определяли возраст льда, подвергался ли он разрушению, периоды таяния и другие вопросы, связанные с режимом льдов. Кроме того, изучалась физика взаимодействия верхнего слоя океана и льда, позволяющая вывести новые закономерности, выявить тепловой режим ледяного покрова, изменения его пластических и других свойств. Полученный материал наблюдений важен для навигации в арктических морях и ледового прогнозирования.

В 1966 году необычно рано начала свою работу очередная воздушная высокоширотная экспедиция «Север-18». Такое раннее начало работ связано с возникшей необходимостью закрыть дрейфующую станцию «СП-14» и организовать вместо нее станцию «СП-15». Дрейфуя в районе островов Де-Лонга, станция «СП-14» неоднократно подвергалась беспрерывным сжатиям, в результате которых размер льдины уменьшился до 200 м в поперечнике. Станция была окружена высокими грядами торосов, за которыми на несколько километров простирались перетертые льды с большими разводьями. Благодаря самоотверженной и четкой работе молодого летчика Ю. Добротворцева операция по эвакуации зимовщиков вертолетом со льдины прошла успешно, несмотря на очень тяжелую обстановку.

 

                                                              восход Солнца на Северном Полюсе

Весной 1966 года была организована новая дрейфующая станция «СП-15», начальником которой был назначен молодой ученый В. В. Панов. Помимо отмеченной оперативной работы, связанной с эвакуацией станций и организацией новых дрейфующих станций, экспедиция «Север-18» расставила на льдах Северного Ледовитого океана свыше 20 дрейфующих автоматических радиометеорологических станций и в 50 пунктах выполнила комплекс океанографических исследований.

В конце апреля 1967 года состоялась торжественная церемония спуска Государственного флага СССР на дрейфующей станции «СП-13». За три года дрейфа станция прошла около 2000 км. Материалы исследований, полученные учеными за период дрейфа станции, особенно ценны, так как начиная с середины ноября 1966 года в течение четырех месяцев дрейф станции проходил в непосредственной близости от Северного полюса. До дрейфа «СП-13» еще ни одна советская станция не находилась в зимнее время так долго в районе Северного полюса.

Льдина, на которой располагалась станция «СП-13», неоднократно подвергалась сильным сжатиям и расколам. Борясь со стихией - пургой, суровыми морозами - в условиях полярной ночи советским исследователям приходилось спасать оборудование, материалы наблюдений, во время расколов льдины переносить на новые места жилые домики, снаряжение, продовольствие, чтобы не допустить перерыва в научных работах. Несмотря на трудности, отважные полярники выполнили большие работы по аэрометеорологии, океанографии, геофизике и изучению льда.

Также нелегко пришлось дрейфовать и коллективу станции «СП-15» - первой из всех советских «кочующих» научных станций, маршрут дрейфа которой совпал с маршрутом знаменитой папанинской станции «СП-1», которая прошла огромное расстояние, продрейфовав всего лишь в 2 км от Северного полюса. В начале февраля 1968 года станция стала дрейфовать в районе, расположенном по 8-му меридиану з.д., в направлении Гренландии.

В декабре 1966 года была организована высокоширотная экспедиция «Север-19». Ее участники впервые совершили трудные полеты в период глубокой полярной ночи через Карское и Баренцево моря к Северному полюсу в район, где в это время находилась станция «СП-15». В конце марта 1968 года с помощью высокоширотной экспедиции «Север-20» началась эвакуация научного персонала дрейфующей станции «СП-15», которая завершила 2-летний цикл исследований.

Таблица. СОВЕТСКИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ДРЕЙФУЮЩИЕ СТАНЦИИ «СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС»
Таблица. СОВЕТСКИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ДРЕЙФУЮЩИЕ СТАНЦИИ «СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС»

Весной 1968 года в Северном Ледовитом океане были созданы две новые дрейфующие научные станции - «СП-16» и «СП-17». Научный состав станции «СП-16», руководимый Ю. Б. Константиновым, приступил к работам на льдине, дрейфовавшей в районе, находящемся севернее о. Врангеля.

Программа исследований, проводимых станцией «СП-16», состояла из широкого комплекса геофизических, океанографических, метеорологических, актинометрических наблюдений и изучения высоких слоев атмосферы (до 30 км и более). Станция «СП-16» была оснащена совершенной аппаратурой, имелась дизельная электростанция, трактор и разнообразное лагерное снаряжение, необходимое для выполнения научных работ.

Дрейфующая научная станция «СП-17» расположилась севернее Новосибирских островов, примерно там, где 75 лет назад начинался дрейф знаменитого «Фрама» - судна норвежского исследователя Фритьофа Нансена.

                            

                                                                        Фритьоф Нансен

 

                                                                                      “ Фрам “

 Результаты наблюдений на станции «СП-17», дрейф которой, как предполагается, должен совпасть с дрейфом «Фрама», представляет, безусловно, большой интерес, так как позволяет сопоставить данные наблюдений, проведенных советскими учеными и экспедицией на «Фраме». Это даст возможность сделать важные выводы об изменении природных условий Арктического бассейна за период, прошедший со времени плавания «Фрама», т. е. за 75 лет.

Научные исследования ДАНИИ в Центральном Арктическом бассейне поражают своим размахом и многообразием. Высокоширотные экспедиции дрейфующих станций «Северный полюс», прошедшие с начала открытия «СП-1» в общей сложности около 40 тыс. км, дрейфующие автоматические радиометеорологические станции, многочисленные морские экспедиции на исследовательских кораблях, ежегодно работающие в навигационный период в арктических морях и, наконец, гидрографические базы, радиометцентры Диксон, Тикси, Певек и широко разветвленная сеть полярных гидрометеорологических станций собирают материал научных наблюдений. Обработка, анализ и обобщения наблюдений позволили расширить объем знаний о природе Центральной Арктики, о процессах, происходящих в океане и атмосфере.

Важнейшие географические открытия в Арктике за годы Советской власти
Важнейшие географические открытия в Арктике за годы Советской власти

Многие отважные исследователи - ученые и моряки, пытаясь решить эти задачи, погибли в белых пустынях Арктики и Антарктики. Сильные духом, полные стремления открыть и познать новое, они не страшились опасностей. Это о них говорил Фритьоф Нансен: «Кто хочет видеть гений человечества в его благороднейшей борьбе с суеверием и мраком, тот пусть прочтет о людях, которые с развевающимися флагами стремились в неведомые края. Человеческий дух не успокоится до тех пор, пока и в этих странах не станет доступна каждая пядь земли, пока не останется здесь ни одной неразрешенной задачи».