" Звезда Старинова "

                                     Звезда по имени “ Илья Старинов “

 

                                                                                                                       Девиз  И.Г. Старинова

           

                                                                              Илья Григорьевич Старинов

2 августа 1900 года родился человек-легенда 20 века – Илья Григорьевич Старинов . С 1902 года его семья, состоявшая из восьми человек, жила в железнодорожной будке.

 

  

Однажды ночью мальчик проснулся от грохотов взрывов. Оказалось, что его отец обнаружил лопнувший рельс и, не надеясь на машиниста паровоза, положил на рельсы петарды. Они-то и задержали состав. Этот случай надолго поразил мальчишеское воображение.

Учился Илья Григорьевич в четырехлетней школе в Завидово, куда ездил каждый день на поезде, вставая в 5 часов утра. Как-то году в 1908 его, ученика приходской школы, отправили в дальнюю поездку по школьным делам со священником. Шел Великий пост. В вагоне священник развернул сверток и стал есть котлеты. Мальчик возмутился, а при возвращении из поездки прилюдно осудил действия священника. “Бузотера” отчислили из школы. С 12 лет Илья Григорьевич уже работал сторожем на торфяной машине.

Еще до революции он попал в Тверь и устроился работать на одну из фабрик. В октябре 1917 года вместе со своими фабричными дружками он вступил в боевую группу, созданную Тверским городским Советом рабочих и солдатских депутатов. Этой группе было поручено задерживать воинские эшелоны, следовавшие в Петроград. Оружие группа не имела, но смогла задержать несколько составов с солдатами, заваливая железнодорожные пути бревнами и выводя из строя семафоры. В 1918 году умерла мать Ильи Григорьевича - “когда я был в Твери”.

Во время Гражданской войны Илья Старинов участвовал в боях против Деникина и Врангеля. В 1919 году попал в плен, бежал. Вновь воевал, был ранен.

После окончания Гражданской войны Илья Старинов окончил с отличием Воронежскую школу военно-железнодорожных техников и был направлен в Киев, в 4-й Краснознаменный Коростенский железнодорожный полк начальником подрывной команды. Уже в ту пору молодой командир впервые задумался над созданием портативной мины для подрыва вражеских эшелонов. Как практик, он понимал что мины должны быть простыми, удобными, надежными, а взрыватели к ним - безотказными.

Вблизи городов и сел находилось много неразорвавшихся снарядов. Старинов использовал каждый случай, чтобы исследовать устройство взрывателей. Первые опыты по выплавлению взрывчатки из снарядов и бомб дали пложительные результаты.

В 1923-1924 годах Старинов неоднократно привлекался в качестве эксперта при расследовании диверсий на железных дорогах. В эти же годы им была изобретена мина-сюрприз, которая позволяла предохранять малые мосты от диверсантов. Одной такой ловушки было достаточно, чтобы оглушить человека, но не убить его.

Летом 1924 года командир роты Старинов участвовал в строительстве железной дороги Орша-Лепель. Редкое умение - и взрывать, и строить одновременно. Обычно люди этой профессии умеют только выводить из строя объекты противника.

В 1929 году Старинов занимался подготовкой диверсантов-подпольщиков, которые в случае войны и оккупации части советской территории должны были развернуть в тылу врага диверсионную деятельность

В январе 1930 года молодого офицера направили в распоряжение 4-го управления Генерального штаба РККА - готовить диверсантов. Являясь "мирным населением", они должны были в случае войны нанести удары по дорогам и коммуникациям противника, действуя на оккупированной территории.

Звезда по имени "Илья Старинов"

И.Г. Старинов

Взявшись за новое дело, Старинов организовал мастерскую-лабораторию, в которой вместе со своими товарищами разработал образцы мин, наиболее удобных для применения в ходе партизанской войны. В этой секретной лаборатории родились так называемые "угольные мины", с успехом применявшиеся в годы Великой Отечественной войны автоматические мины.

                                

 Под руководством Старинова был сконструирован "колесный замыкатель", впоследствии окрещенный в Испании миной "рапидо" (быстрый). Придумывались и отрабатывались способы подрыва автомашин и поездов минами, управляемыми по проводам и с помощью бечевки.

Звезда по имени "Илья Старинов"

 

И.Г Старинов ( сидит третий слева )
В начале 30-х годов оборона СССР на западных рубежах зиждилась во многом на партизанских формированиях. Предполагалось, что войска противника, перейдя государственную границу и углубившись на советскую территорию до сотни километров, выйдут на укрепленные районы и увязнут в позиционной войне. В это время в тылу разгорится партизанская война. Через некоторое время, лишившись свежего пополнения, подвоза боеприпасов и продовольствия, войска неприятеля вынуждены будут отступать. Вместе с противником отойдут и партизаны, продолжая осуществлять диверсии в его тылу. В случае необходимости они перейдут Государственную границу СССР.

Звезда по имени "Илья Старинов"

Это была очень хорошо продуманная система, рассчитанная как на оборону, так и на наступление. Базы создавались и вне территории Советского Союза. Готовились маневренные партизанские формирования, способные действовать на территории противника. Вся эта система была уничтожена после 1937 года по решению политического руководства страны.

Три месяца Старинов пробыл в качестве начальника пограничного пункта в Тирасполе. Затем в 1933 году его перевели в Разведывательное управление РККА, где он работал в отделе Мирры Сахновской и преподавал в школе Кароля Сверчевского. Мировой революции требовались проверенные кадры, и Илья Григорьевич подготовил две группы китайских подрывников. Технику диверсионного дела он демонстрировал руководителям компартий зарубежных стран, в том числе А. Марти, В. Пику и П. Тольятти.

В августе 1933 года Старинов поступил на 2-й курс эксплуатационного факультета Военно-транспортной академии РККА. Параллельно с учебой он участвовал в подготовке минно-взрывных средств, предназначенных для длительного хранения. Организовывал тайные склады на скрытых партизанских базах. Страна готовилась к обороне. Однако в 1935 году подготовка к партизанской войне была неожиданно свернута.

4 мая 1935 года Старинов был на приеме выпускников военных академий в Кремле и, затаив дыхание, слушал речь Сталина со знаменитыми словами ".кадры решают все". Большинство тех, кто присутствовал на этом приеме, были позднее репрессированы.

Звезда по имени "Илья Старинов"

 К.Е. Ворошилов и И.Г. Старинов
Старинов избежал этой участи. Его наградили именными часами и назначили заместителем военного коменданта участка, управление которого помещалось в здании Московского вокзала в Ленинграде. Свертывание подготовки к партизанской войне Илья Григорьевич считает величайшей ошибкой советского руководства: "Немецкая армия была бы разбита минимум на год раньше, с меньшими потерями с нашей стороны, если бы партизанское движение было организовано правильно и заранее".

Казалось, судьба загнала кадрового диверсанта в железнодорожный тупик. Но началась гражданская война в Испании. По распоряжению "Старика" (псевдоним руководителя Разведывательного управления РККА Яна Берзиня) он получил назначение советником и инструктором в разведывательную группу капитана Доминго Унгрии, выросшую к концу 1937 года в 14-й партизанский корпус.

За время испанской командировки подопечные "Родольфо" (псевдоним Старинова) совершили около двухсот диверсий и засад, в результате которых минимальные потери противника составили более двух тысяч человек. Самой громкой операцией было уничтожение в феврале 1937 года под Кордовой составов со штабом итальянской авиадивизии.

 
В лунную ночь Старинов и его испанские товарищи покинули базу под Адамусом и направились к железнодорожному узлу Кордова. В нескольких километрах от города партизаны взяли в плен двух молодых солдат франкистской армии, которые согласились помочь и удачно вывели группу к железнодорожному участку у поворота, где путь проходил по обрыву. Под наружный рельс полотна диверсанты установили две мины и, заложив все имевшиеся запасы взрывчатки, дождались появления поезда.

На следующий день вся Испания говорила о крушении поезда с итальянскими солдатами и офицерами, в результате которого в живых не осталось никого. На базу партизан стали прибывать корреспонденты прогрессивных газет мира, в том числе Эрнест Хемингуэй.

         

                                                                   Эрнест Миллер Хемингуэй

Все они хотели лично познакомиться с отличившимися диверсантами.
Об Илье Григорьевиче писали Константин Симонов и Михаил Кольцов. Существует версия, что в романе "По ком звонит колокол" (1940) Э. Хемингуэй использовал в значительной мере фрагменты из боевой и организационной деятельности старшего советника командующего Южным фронтом Республиканской армии Испании И.Г. Старинова.
В феврале 1937 года партизаны пустили под откос эшелон с марокканской кавалерией. Из тридцати вагонов не уцелело ни одного. Франкисты были взбешены. На охрану железной дороги они поставили несколько батальонов, непрерывно вели поиски инженерных мин. По совету Старинова, бойцы Доминго Унгрии стали часто менять районы нападения и перешли главным образом на "колесные замыкатели".

Пропустив "бдительный" патруль, диверсанты выходили к дороге за одну-две минуты до подхода поезда, устанавливали "колесный замыкатель", и составы валились по расписанию. Так, например, был взорван поезд с боеприпасами для франкистов под Монторо в конце марта 1937 года.
По словам И.Г. Старинова, "немецкие и итальянские саперы пытались изучить нашу технику, но мы постоянно ставили их перед новыми и новыми загадками. То устраивали сюрпризы, то снабжали мины взрывателями, исключавшими возможность их извлечения, то применяли магнитные мины неизвестной конструкции. Об установке наших мин противник узнавал, как правило, только тогда, когда они отправляли под откос его эшелоны".
В конце ноября 1937 года Старинов выехал в Советский Союз. Его боевые дела в Испании были лучшим отчетом о проделанной работе, но в Москве выяснилось, что почти все его соратники и знакомые оказались "врагами народа". Офицер, который готовил документа на представление "Вольфа" к званию Герой Советского Союза, был расстрелян по сфабрикованному обвинению. Старинова вызвали в НКВД и предложили дать "чистосердечные показания" по поводу подготовки им диверсантов и создания тайных складов и баз для свержения советской власти.
От неминуемого ареста его спас маршал К.Е.Ворошилов, который лично переговорил с наркомом внутренних дел Ежовым. 17 февраля 1938 года Старинову присвоили звание полковника, а 20 марта, т.е. спустя три месяца после возвращения из Испании, назначили начальником Центрального научно-испытательного железнодорожного полигона РККА. Это был целый город в лесу с большим хозяйством. Появилась возможность обобщить полученный опыт.

Летом 1939 года в "хозяйство Старинова" привезли какого-то авиационного конструктора. Фамилии его никто не знал. Вагон с арестованным подали на ветку за полигоном. К этому времени на небольшой лесной поляне сотрудники НКВД поставили палатки, окружив их высоким двойным забором из колючей проволоки. Лишь в 1943 году, встретившись с конструктором замечательного пикирующего бомбардировщика В.М.Петляковым, Старинов узнал, кого он принимал на полигоне.

Звезда по имени "Илья Старинов"

В качестве начальника группы Старинов участвовал в Финской кампании. Финские партизаны не жалели мин. Они были повсюду: на дорогах и мостах, в покинутых домах и на железнодорожных путях. Смерть таилась под снегом, среди куч хвороста или небрежно брошенных на обочине дорог досок и даже под трупами убитых солдат.

Старинов столкнулся с неизвестной ему металлической противотанковой миной, которая, впрочем, взрывалась иногда и под тяжестью человеческого тела. Чтобы добраться до ее начинки, пришлось пойти на смертельный риск - "выварить" мину. Когда вода нагрелась до 80 градусов, Илья Григорьевич осторожно снял взрыватель. После этого началась разборка и изучение "вываренной" мины. А к вечеру штабная машинистка перепечатала первую инструкцию по обезвреживанию финских мин.

Где-то на подступах к линии Маннергейма финский снайпер, подстерегший группу советских минеров, всадил две пули в правую руку отважного офицера.
В мае 40-го Старинова выписали из госпиталя со справкой об инвалидности. Рука висела плетью, так как пулями были перебиты нервы и кости. Показав справку начальству, Илья Григорьевич попросил оставить его в армии. И его оставили, несмотря на временную недееспособность.
С первых дней Великой Отечественной войны Старинов доказывал военному руководству, какое важное, непрерывно возрастающее значение имеет минирование железных дорог в тылу германских войск. Диверсии на коммуникациях врага потребуют гораздо меньше сил и средств, чем бомбардировка железнодорожных узлов и воинских эшелонов. Противнику не хватит сил для надежной охраны даже самых важных железных и автомобильных дорог.
Поддержку Старинов нашел у первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии, члена Военного совета Западного фронта Пантелеймона Пономаренко.

                      

                                                        Пантейлемон Кондратьевич Пономаренко

Тот сразу загорелся идеей наладить производство мин прямо в прифронтовой полосе с последующим их применением во вражеском тылу. Приказом наркома обороны был создан оперативно-учебный центр Западного фронта.
В первых числах октября 1941 года Старинов выехал в Харьков, где его оперативной группе предстояло обеспечить минное заграждение на участках Юго-Западного фронта и подготовить к взрыву ряд важных объектов города. Среди них - дом № 17 по улице Дзержинского. Этот особняк, выстроенный в начале 30-х для Генерального секретаря ЦК Компартии Украины Станислава Косиора, занимали некоторые руководители партии и правительства. После прихода немцев в этом доме обосновался начальник фашистского гарнизона генерал-лейтенант Георг фон Браун.

                     

                                                                    Георг фон Браун
10 ноября советская разведка доставила в штаб Юго-Западного фронта копию приказа № 98/41, изданного командованием одной из немецких частей. В документе сообщалось, что при наступлении "доблестных войск фюрера" на Харьков обнаружены в большом количестве инженерные мины советского производства. Русские, говорилось в документе, пытались прятать мины на глубине до двух с половиной метров. Однако "неумелая постановка мин и неумелая их маскировка позволили опытным саперам рейха обойтись без миноискателей".
Копию этого приказа Старинову доставили с сопроводительной запиской: "Эти легко обезвреженные мины устанавливались под руководством полковника И.Г. Старинова".
Старинов объяснил, что фашисты извлекли не радиомину, а "блесну". В 3 часа 15 минут 14 ноября последовал первый радиосигнал. В дальнейшем на разных волнах и разными шифрами прозвучали еще несколько сигналов. Самолет-разведчик сфотографировал интересующие Военный совет районы Харькова. Снимки подтвердили, что, по меньшей мере, часть радиомин взорвалась с большим эффектом. Судьба же дома № 17 по улице Дзержинского стала известна еще до освобождения Харькова. Ее сообщил Старинову попавший в плен немецкий капитан Карл Гейден, занимавшийся непосредственно разминированием "дома Хрущева".
Генерал фон Браун вполне резонно побоялся въехать в город и, дожидаясь разминирования, поселился в плохоньком домишке на окраине Харькова. Саперы тщательно обследовали подходящие здания. Естественно, внимание их привлек шикарный особняк на улице Дзержинского, в котором до самого последнего момента жил Н.С. Хрущев.
В подвале, среди груды угля, саперы обнаружили едва приметный проводок. К вечеру следующего дня они извлекли огромную мину, насыщенную различными дублирующими и подстраховывающими друг друга взрывателями и замыкателями. Капитан Гейден немедленно поехал на окраину города и доложил об "удаче". А потом был чудовищной силы взрыв. От особняка осталась огромная воронка.

 

28 ноября 1941 года Старинов назначается заместителем начальника Штаба инженерных войск Красной Армии. Одновременно он является начальником отдела минных заграждений. В этом качестве Илья Григорьевич руководит работами по созданию минных полей на пути рвущегося к Москве врага. На отдельных участках противник понес ощутимые потери. Его движение к столице было приостановлено, что позволило в итоге выиграть драгоценное время, необходимое для переброски на московское направление свежих сибирских дивизий.
В самые сложные, драматические моменты Старинов не оставлял мысли о "малой войне". Пробить стену чиновничьего непонимания ему помог П. Пономаренко, направивший Сталину письмо, в котором говорилось о необходимости создания органов руководства партизанским движением, а также содержалось предложение (со ссылкой на авторитетное мнение полковника Старинова) о производстве инженерных мин и подготовке квалифицированных кадров диверсантов.
Сталин принял Пономаренко и имел с ним двухчасовую беседу, в результате которой было решено создать Центральный штаб партизанского движения. В январе 1942 года Сталин отменил это решение.

Звезда по имени "Илья Старинов"

В мае 42-го решением начальника Генштаба Старинов был направлен на Калининский фронт командиром Отдельной инженерной бригады специального назначения. Ее бойцы, в том числе испанцы-республиканцы, которых взял с собой Старинов, действовали на коммуникациях противника, нанеся ему большой урон в живой силе и технике.
Опыт подсказывал Старинову, что отдельные группы не могут переломить ситуацию. Требуются регулярные подразделения специального назначения, способные осуществлять массовые, планируемые из одного центра операции на вражеских коммуникациях. Действовать они должны вместе с партизанами.
Свои соображения Старинов изложил в письме И.В. Сталину. Его предложение получило одобрение Ворошилова, Калинина и Маленкова. Казалось, вопрос решен. Но, вернувшись в очередной раз с фронта, Старинов узнал о своем назначении... в Центральный штаб партизанского движения, помощником начальника штаба "по диверсии". Ворошилов, а именно он стал руководителем партизанского движения, решил взять энергичного полковника к себе.
В марте 43-го Старинов становится заместителем начальника Украинского штаба партизанского движения. Трижды забрасывается в тыл врага - и, как всегда, успешно. При его непосредственном участии начинается широкомасштабная "война на рельсах". В отличие от Центрального штаба партизанского движения, развернувшего "рельсовую войну", на Украине решили уничтожать с помощью мин вражеские поезда, а не сами рельсы, в которых немцы недостатка не испытывали. Подобная "независимость" сформировала у П. Пономаренко определенное отношение к Старинову, сделавшее аса диверсии "вечным полковником".
Май 44-го. По решению командования Старинов "ставит" диверсионное дело в польском партизанском штабе. Будучи заместителем начальника штаба, он не только занимается теорией, но и сам участвует в боевых операциях.
В августе того же года Старинов отправляется на Балканы, где возглавляет штаб советской военной миссии при главкоме Народно-освободительной армии Югославии. Удивительно, что впоследствии его не обвинили в шпионаже в пользу "фашистской клики Тито-Ранковича" и не расстреляли как "югославского шпиона и диверсанта". Ведь он находился в постоянном личном контакте с будущим президентом СФРЮ.
Воевать Илья Григорьевич закончил на Рейне.
Статистика всегда суха, даже если это статистика организованных диверсий. Но послужной список полковника Старинова способен поразить любого военного специалиста.

Звезда по имени "Илья Старинов"

За четыре года Старинов организовал подрыв 256 средних и малых мостов. Его мины пустили под откос более двенадцати тысяч военных эшелонов. Особенно широко применялись ПМС - поездная мина Старинова (мгновенного и замедленного действия) и АС - автомобильная мина Старинова.
В качестве преподавателя Старинов подготовил свыше двух тысяч специалистов и командиров. Если бы в Книгу рекордов Гиннесса заносили подобные результаты, то он, несомненно, оказался бы вне всякой конкуренции. Его ученики демонстрировали диверсионное мастерство по всему миру.
После войны Старинов реанимировал железнодорожную сеть страны: был заместителем начальника Управления восстановительных работ по войскам.
С 1956 года - в отставке. В 1958-1962 годах Старинов являлся старшим научным сотрудником отдела истории Великой Отечественной войны ИМЛ при ЦК КПСС. В 1963-1973 годах преподавал в учебных заведениях КГБ СССР. Профессор И.Г. Старинов написал более полутора сотен монографий.

                           

Получив информацию о зреющем "кремлевском" заговоре, Илья Григорьевич постарался предупредить о нем Н.С. Хрущева через его дочь Раду, но тот отказался верить "нелепым домыслам". Несомненно, активность ветерана-диверсанта не осталась незамеченной, став еще одной причиной, по которой все попытки представить его к званию Героя Советского Союза натыкались на глухую стену.

             
Награды... Они говорят сами за себя: два ордена Ленина, пять орденов Красного Знамени, ордена Октябрьской Революции, Отечественной войны II степени и Дружбы народов. А вот Звезду Героя этот исключительной смелости и инженерной одаренности человек, видимо, "не заслужил".
И.Г. Старинов является автором нескольких книг, в том числе документального романа "Под покровом ночи". Рукопись этого увлекательного произведения была подготовлена к печати в середине 60-х годов. Но роман по разным причинам (в том числе из-за цензуры) так и не дошел до читателей. Только в 1997 году он вышел в свет и получил восторженные отклики.

Ему принадлежат также книги: "Мины ждут своего часа" (1963), "Пройди незримым", Москва (1968), "Над пропастью" (США, 1995), "Записки диверсанта" (1997), "Мины замедленного действия", (1999).
Развал Советского Союза Старинов воспринял как свою личную беду. Он считал, что в отмечаемый 12 июня "День независимости России" нужно выходить с черными флагами, ибо это день независимости от здравого смысла и многовековой истории страны, которую он и его товарищи отстояли в смертельной схватке с фашизмом.
"Дедушка русского спецназа" самым внимательным образом следил за событиями на Северном Кавказе. По мнению профессионального диверсанта, отряды Хаттаба и Басаева необходимо было заманить в ловушку на специально подготовленные объекты в Дагестане и, используя радиомины, взорвать, как это было проделано в Харькове с генералом фон Брауном.

30 июня 1998 года президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров направил президенту Б.Н. Ельцину письмо, в котором поставил вопрос о награждении старейшего спецназовца страны Звездой Героя России. В ответ - молчание, тишина.

Звезда по имени "Илья Старинов"

В канун столетия "дедушки русского спецназа" письмо с аналогичным содержанием было направлено президенту России В.В. Путину.
За свою жизнь Старинов никогда не курил и, по собственному признанию, "напивался только два раза". Но секрет своего долголетия он видит в другом - в постоянном труде на благо России.

 

                                                                   Илья Григорьевич Старинов
Как уже говорилось, трижды Старинова представляли к званию Героя Советского Союза, пять раз - к генеральскому чину. Несколько раз ему грозил расстрел. Он избежал и того, и другого, и третьего, и побил все воинские рекорды, нося полковничьи погоны 61 год. Зато в созвездии Льва сверкает звезда "Илья Старинов".

Звезда по имени "Илья Старинов"

могила И.Г. Старинова
 

 

Противотранспортная партизанская мина
с замыкателем КЗ

ptpmb-1.jpg (8506 bytes)ptpmb-2.jpg (6319 bytes)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мина предназначена для выведения из строя железнодорожного подвижного состава способом взрывного  разрушения рельс с последующим крушением движущихся по рельсам локомотивов и вагонов.

Эта мина была разработана в 1942 году полковником И.Г. Стариновым и предназначалась для  использования партизанскими отрядами и специальными саперными группами Красной Армии  для совершения диверсий на железной дороге.
Номенклатурного обозначения мина не получила, т.к. в табели снабжения войск включена не была и изготавливалась из комплектующих непосредственно в партизанских отрядах.

Мину отличает  простота конструкции, требующая для своего изготовления лишь 40-50см. изолированного провода и обычной плоской батарейки для карманного фонарика напряжением 3.7 вольт (КБС-Л-0,50 или КБС-Х-0,50)  Из промышленных материалов для этой мины требуется только взрывчатка  и электродетонатор. 

Конструктивно мина представляет собой   одну или несколько тротиловых шашек, в одну из которых вставлен электродетонатор. Один провод электродетонатора припаивается к   одному их контактов батарейки, а второй прикручивается к двойному изолированному проводу от домашней электропроводки. Второй провод также припаивается к другому контакту батарейки. свободные концы провода защищаются на 1-2см. и покрываются каждый отдельно   легко разрушаемой изоляцией ( воск, садовый вар, смола). Это и есть замыкатель колесный КЗ.

Мина доставляется в месту диверсии в собранном виде, но заряд доставляется отдельно. При установке мины заряд укладывается под рельс, либо привязывается с стойке рельса. Батарейка обычно привязывается к заряду, либо укладывается рядом. Концы провода укладываются на головку рельса.

При наезжании колеса поезда на концы провода происходит разрушение изоляции и они перемыкаются между собой через рельс или непосредственно. Под воздействием тока батарейки электродетонатор взрывается, вызывая взрыв заряда мины.

На рисунке слева показан вариант размещения мины с зарядом массой 1 кг. под рельсом. Замыкатель КЗ выведен на головку рельса и подсунут под бечевки, удерживающие мину в нужном положении

Масса заряда определяется, исходя из наличия взрывчатых веществ. Минимальный заряд составляет 200 грамм (малая тротиловая шашка). В этом случае при установке мины следует обращать внимание на то, чтобы мина не оказалась над шпалой. Иначе из-за того, что пробитое в стойке отверстие будет недостаточно велико (около 9х4.5 см.) и несущая способность рельса будет ослаблена мало,   переламывание  рельса под вагоном может не произойти.
Оптимальным зарядом при закреплении его у стойки следует считать заряд массой 600 грамм (1 большая и 1 малая шашка). В этом случае стойка рельса пробивается полностью ( отверстие размером 10х7.5см.) что обеспечивает переламывание рельса во всех случаях.
Если мина укладывается под рельс, то оптимальный заряд 1 кг. (четыре больших и две малых шашки). Это обеспечивает разрушение нижней части рельса и частично стойки. Под действием поездной нагрузки рельс переламывается и происходит сход состава с дороги.

Тактико-технические характеристики противотранспортной партизанской мины с замыкателем КЗ

Тип мины

противотранспортная противопоездная

Корпус

не имеет

Масса

0.3-5.4 кг.

Маса заряда ВВ (тротил)

0.2-5.3 кг.

Размеры

определяются массой и формой заряда.

Тип датчика цели

нажимной  электроконтактный

Чувствительность датчика цели

не определялась

Температурный диапазон применения

-5 - +40 град.

Неизвлекаемость.

нет

Необезвреживаемость

нет

Самоликвидация/самонейтрализация

нет

Время боевой работы

не определялось

Мина по своей надежности и конструкции небезупречна. Она не может применяться при отрицательных температурах из-за замерзания батарейки, в сырых местах, во время дождя и даже ночью до выпадения росы  из-за того, что происходит слишком большая утечка тока по причине промокания изоляции и повышенного саморазряда батареи при попадании на нее влаги. Кроме того, в партизанских отрядах   редко где имелись возможности для паяльных работ. Да и батарейки в военное время были очень большим дефицитом, особенно для партизан. Несколько повышало надежность мины использование 5-вольтовой батареи СБС, которая, однако, была значительно более крупная по размерам. В ход шли любые доступные источники тока, пайку заменяли скручиванием проводов.

 

 

Инженерные боеприпасы

Красная  Армия

Противотранспортная  мина АС

as-1.jpg (15482 bytes)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

as-2.jpg (18629 bytes)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Более известна под названием "Автомобильная   мина Старинова (АС)". Была предложена полковником И.Г.Стариновым и принята на вооружение инженерных войск РККА осенью 1941 года.  По окончании войны снята с вооружения и больше не производилась и не использовалась. Все неиспользованные экземпляры уничтожены.

Предназначена для   выведения из строя  автотранспорта и гужевого транспорта противника (автомобили, мотоциклы, конные повозки) движущегося по автодорогам. Может также использоваться в качестве мины-ловушки натяжного или обрывного действия.

Мина натяжного/обрывного   действия  фугасная.

Взрыв мины происходит, когда транспортное средство зацепится за натянутую поперек дороги на высоте 10-15 см. бечевку и натянет, либо оборвет ее.

Мина устанавливается на обочине дороги на грунт или в грунт и маскируется. Однако крайне незначительный заряд мины ( всего 400 гр. тротила) заставляет считать эту мину  в большей степени взрывным устройством. Для выведения из строя движущегося автотранспорта мину требуется усиливать зарядом ВВ массой не менее 5-15 кг. Как мина-ловушка  против личного состава может использоваться и без дополнительного заряда ВВ.

Конструктивно, представляет собой деревянный ящик (1) с откидной на шарнире   крышкой(2). Внутри ящика размещены- тротиловая 400-граммовая шашка (3) с электродетонатором (4), гальваническая батарея СБС(5); элементы электровзрывной цепи -  колодка штепсельная (6), колодка предохранительного замыкателя (7), колодка боевого замыкателя (8) и комплект проводов.

as-3.jpg (16324 bytes)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В предохранительном положении электровзрывная цепь мины разомкнута в двух местах - в колодке предохранительного замыкателя и в колодке боевого замыкателя.  Оба замыкателя в общем то одинаковы по конструкции и представляют собой механизмы похожие на механизм обыкновенной мышеловки.

Предохранительный замыкатель (7) имеет подвижный контакт (подпружиненную рамку) и один неподвижный контакт в виде металлической полоски. прикрепленной к основанию колодки. Замыкатель в разомкнутом положении удерживается за счет того, что привязанная к петле рамки толстая нитка (9) проходит сквозь отверстие в боковой стенке мины и привязана к фитилю (10), уложенному в наружную нишу (12) на боковой стенке мины. Эта нитка удерживает рамку в приподнятом положении.

Для приведения мины в боевое положение необходимо повернуть заслонку (13) ниши, подпалить фитиль и вновь закрыть заслонку. Фитиль тлеет со скоростью  1 см. в 1-3 минуты. Когда фитиль догорит до нитки, то пережигает ее. Рамка предохранительного контакта поворачивается под действием пружины и замыкает контакты. С этого момента электровзрывная цепь мины разомкнута только в колодке боевого контакта. Мина в боевом положении.

Рамка боевого контакта (8) удерживается в приподнятом положении за счет шпагата (11), привязанного к ней и проходящего сквозь прорезь в передней стенке мины и уходящего к наружному колышку, который устанавливается на противоположной обочине дороги.

При установке мины провода от электродетонатора заизолированы и ни к чему не присоединяются. В штепсельный разъем на верхней плоскости колодки вставляются провода контрольной лампочки. Предохранительный контакт должен быть уже в разомкнутом положении. К рамке боевого контакта привязывается шпагат. Лампочка должна гореть. Потянуть шпагат. Лампочка гаснет. При дальнейшем натяжении шпагата лампочка вновь загорается. Закрепив шпагат в натянутом положении так, чтобы лампочка не горела, ее  провода извлекают из разъема и на это место вставляют провода электродетонатора. Крышка закрывается и мина маскируется.

as-4.jpg (8038 bytes)Взрыв мины происходит при натяжении или обрыве шпагата, который одним концом привязан к колышку  по другую сторону дороги, другим за кольцо на рамке боевого замыкателя. При натяжении шпагата рамка, преодолевая сопротивление пружины поворачивается до соприкосновения в контактом на вертикальной стенке колодки. А при обрывании шпагата, рамка под действием пружины опускается и соприкасается со своим нижним контактом. Разумеется, до этого предохранительный контакт уже должен быть замкнут.

Мина согласно инструкции обезвреживанию и извлечению не подлежит. Вместе с тем ее обезвреживание не представляет особых затруднений. Достаточно открыть крышку мины и выдернуть провода электродетонатора из штепсельного разъема. Затем вытащить электродетонатор из шашки. Дальнейшие действия с миной совершенно безопасны. Следует считаться с тем, что под мину АС может быть установлена мина-ловушка МС-2.

При установке на срок более 5 суток следует предусматривать защиту мины от сырости и проникновения в нее грунтовой или дождевой   воды вкладыванием в резиновый мешок,  обертыванием ее брезентом, обмазыванием гудроном, смолой. В зимнее время следует предусматривать   утепление  мины. С наличием утеплителя батарея  работоспособна до температуры до -20 градусов, без утеплителя до -10 градусов. 

Тактико-технические характеристики мины АС

Тип мины

противотранспортная  натяжного/обрывного действия, мина-ловушка

Корпус

дерево

Масса

2 кг.

Маса заряда ВВ (тротил)

400г.

Длина

17 см.

Ширина

12см.

Высота

7.5 см.

Усилие срабатывания натяжного датчика цели

1.5-2 кг.

Длина натяжного датчика цели

по ширине дороги

Применяемый взрыватель

электродетонатор с натяжным/обрывным   электроконтактом

Время замедления...

5-15 мин.

Температурный диапазон применения

-10 - +30 град.

Извлекаемость

считается неизвлекаемой до самонейтрализации

Обезвреживаемость

считается необезвреживаемой до самонейтрализации

Cамоликвидация/самонейтрализация

нет/ по истощению источников питания (12-18 месяцев)

Время боевой работы

9-18 месяцев

Мина поставляется в войска неокончательно снаряженной. Шашка располагается на штатном месте, электродетонатор, батарея  отдельно в своей штатной укупорке.

К работе с миной допускается лишь специально обученный личный состав. Решение на установку мины может принимать только офицер инженерных войск с обязательной фиксацией места установки мины, составлением формуляра на каждую установленную мину и контролем доведения   формуляра по инстанции до начальника инженерной службы  армии или фронта включительно. До оставления минерами  места установки мины она должна находится под охраной или наблюдением сапера во избежание несчастных случаев.   Эксплуатация в зимнее время по температурах ниже -10-15 градусов нежелательна из-за замерзания батареи питания.

Мина  АС может быть окрашена в темно-зеленый цвет или только покрыта слоем олифы. Встречались мины неокрашенные. Маркировка на мину не наносится.

Сведений по укупорке мин и изготовленному количеству не имеется.

 

 

Инженерные боеприпасы

Красная Армия

Объектная мина Ф-10

radiomina-f-10-4.jpg (19734 bytes)

 

 

 

 

 

 

 

Объектная радиоуправляемая мина  Ф-10 предназначена  для взрывания особо важных объектов, решение на разрушение которых не может быть принято в обычном порядке ни в момент оставления данной местности своими войсками, ни позднее,  и которые подлежат уничтожению только при наступлении особых обстоятельств.

На снимке слева показан блок управления (слева), он же Apparat F10 и дешифратор (Apparat A). Последний извлечен из коробки и выложен перед ней. Правее аккумулятор. Между собой они соединены кабелем питания.

Снимок из национального финского национального музея  связи (Valtakunnallinen Viestimuseo) в Риихимёке (Riihimaeki). Этот экземпляр был обнаружен в порту Выборга  в августе 1941 года просто брошенным нашими минерами. Снимок предоставил Jouko Kuisma.

От автора. Проще говоря, этими минами минируются такие объекты, которые вообще нежелательно уничтожать ну хотя бы в силу того, что в случае скорого  возвращения  это   создаст тогда больше проблем своим войскам нежели теперь противнику. Т.е. командование желает иметь возможность уничтожить объект только в том случае и тогда, если это явно целесообразно.

Такими объектами могут быть   крупные мосты на шоссе, грунтовых дорогах, железной дороге, виадуки, проезды под путепроводами там, где объезд невозможен или крайне затруднен, тоннели, дамбы, гидротехнические сооружения, железнодорожные узлы, насосные станции, нефтебазы, на аэродромах   пункты управления полетами, ангары, ремонтные мастерские, емкости с горючим , электрические силовые агрегаты крупных электростанций (водяные и паровые турбины, генераторы), промышленных объектов, шахтные сооружения, узлы радио и телеграфной связи, общественные здания, которые пригодны к размещению штабов и учреждений армии противника, к использованию в качестве казарм.

Конструктивно мина представляет собой некий блок управления ( Apparat F10), способный принимать и обрабатывать получаемые радиосигналы и выдавать электроимпульс, способный взорвать до трех электродетонаторов, а с использованием специального промежуточного блока-разветвителя (Apparat BIS) до 36 электродетонаторов. Масса заряда взрывчатки зависит от размеров и характера уничтожаемого объекта и может составлять от  нескольких десятков килограмм до нескольких тонн ( по опыту применения).

От автора. Самое главное в минно-подрывном деле это иметь возможность заставить сработать хотя бы один электродетонатор. А его можно вставить в заряд любой массы, вплоть до нескольких тонн.

Блок управления может располагаться вместе с зарядом (зарядами) или на удалении до 50 метров, причем на каждый из трех зарядов идет отдельная электровзрывная линия.

   

Aппарат Ф-10 (Apparat F10) вместе с дешифратором сигналов (аппарат А (Apparat A)) и батареей питания  упакованы в в ящик размером 40х38х28 см. и весом 35 кг., который в свою очередь помещается в резиновый мешок). Этот ящик устанавливается внутри объекта там, где это удобно обычно, на глубине до 2.5 метров.
На расстоянии от 0 до 40 метров от ящика размещается  проводная антенна длиной не менее 30 метров. Ее размещение и направление диктуется условиями прохождения радиоволн, но в общем случае она может быть закопана в землю на глубину до  120см., или помещена в воду на глубину до 50см. или вмурована в кирпичную стену на глубину до 6см. Антенна соединяется с аппаратом F 10 фидером (волноводом) длиной до 40 метров.

Из аппарата F-10 выходят три двухжильных кабеля электровзрывной цепи. Они могут иметь длину до 50 метров. Желательно, чтобы длина всех трех электровзрывной цепи была примерно одинакова, чтобы избежать большой разницы в электросопротивлениях ветвей. К концам кабелей присоединяются электродетонаторы, вставленные в заряды ВВ.

Если подключается аппарат БИС (BIS), то  может использоваться только один кабель из трех. Его устройство неизвестно, но можно предположить, что он имеет собственный достаточно мощный источник электропитания и реле, управляемое аппаратом Ф-10.

Для питания радиосхемы мины (аппараты Ф-10 и A) требуется рабочее напряжение 12 вольт и анодное напряжение (накал анодов радиоламп)   не менее 95 вольт. Это значительно ограничивает время боевой работы мины.
В режиме постоянного рабочего накала радиоламп время боевой работы составляет всего 4 суток. Поэтому, в состав мины введен часовой механизм, который обеспечивает  только периодичное подключение накала. Если устанавливается   режим 2.5 ( две с половиной минуты накал включен, две с половиной  накал выключен) то срок боевой работы мины возрастает до 20 дней.
Если устанавливается  режим 5 (5 минут накал включен, 5 накал выключен) то срок боевой работы мины возрастает до 40 дней. Это верхний предел срока боевой работы мины.

Однако, если мина работает в режиме постоянного накала, то радиосигнал на взрыв должен подаваться продолжительностью в 1 минуту, в режиме 2.5-  6 минут, а в режиме 5 -10 минут. Кроме того, в тех целях экономии электропитания и сам приемник   включается через каждые 5-6 минут всего на 12-15 секунд. Этим режимом управляет второй часовой механизм, который подзаводится от этой же батареи электропитания каждые 3-4 минуты.

Кроме того, мина может  иметь устройство самоликвидации с помощью взрывателя замедленного действия  ЭХВ (до 120 сут), часового десятисуточного замыкателя, часового тридцатипятисуточного замыкателя,  часового взрывателя ЧМВ-16 (до 16 суток), часового взрывателя ЧМВ-60 (до 60 суток),

Звуки работы часовых механизмов являются значительным демаскирующим признаком мины. Так, невооруженным ухом можно различить тиканье часов мины, размещенной в земле с расстояния 5-10 см от земли , размещенной в кирпичной кладке с 20-30см. Щелчки  подзавода часов соответственно с 15-30см. и 60-90см. Если использовать немецкий аппарат  прослушивания фирмы Elektro-Akustik, то тиканье часов улавливается с расстояния от 2.5 до 6 метров, а щелчки подзавода с расстояния 6-8 метров.

Кроме ящика с исполнительными устройствами (аппараты Ф-10 и A) и питанием, и аппарата БИС  в комплект мины входят два аппарата, подключаемые  к  управляющей взрывом радиостанции . Это аппараты "Woswol" и "Salma". С помощью аппарата "Woswol" радиопередатчик согласовывается точно на волну устройства Ф-10. Аппарат "Salma" служит для усиления сигналов, генерируемых  блоком У, который находится с ним в общем  ящике. Эти два аппарата не могут использоваться для взрывания нескольких мин поскольку они точно настроены на конкретный экземпляр мины и перенастраиваться не могут.

Тактико-технические характеристики мины Ф-10

Тип мины

объектная фугасная радиоуправляемая

Корпус

металл

Масса ящика с исполнительными устройствами

35 кг.

Масса зарядов ВВ

определяется задачами уничтожения объекта

Длина ящика с исполнительными устройствами

40 см.

Ширина ящика с исполнительными устройствами

38 см.

Высота  ящика с исполнительными устройствами

28 см.

Дальность радиоуправления взрывом

до 600 км.

Длины радиоволн

25-120м.

Взрыватели неизвлекаемости

ЭХВ, ЧДЗ-10, ЧДЗ-35, ЧМВ-16, ЧМВ-60

Температурный диапазон применения

-10 --+40 град.

Время боевой работы

4-40 суток

Самоликвидация/самонейтрализация

да/нет

Извлекаемость

да/нет

Обезвреживаемость

да/нет

 

В качестве радиопередатчика управления взрывом могут использоваться советские военные радиостанции дивизионного, radiomina-f-10-3.jpg (6430 bytes)корпусного или армейского звена. По немецким данным это радиостанции Waggon (дальность связи до 500 км), RAF (дальность связи до 300 км), RUS (дальность связи до 150 км), Z-A (дальность связи до 120 км).  По советским данным  на 22 июня 1941 года Красная Армия  располагала радиостанциями оперативного звена РАТ выходной мощностью 1 квт. и дальностью связи до 600 км, РАО-КВ  выходной мощностью 400-500 ватт и дальностью связи до 300 км, РСБ-Ф выходной мощностью 40-50 ватт и дальностью связи до30 км. Все три радиостанции работали в диапазоне 25-120 метров, т.е. короткие и средние волны. Кроме того, могли использоваться и широковещательные радиостанции.
По немецким данным, в которых они ссылаются на советскую инструкцию, для управления взрывом могли использоваться частоты 1094.1-1000, 1000-922.8, 922.8-887.7, 857.5-800, 750-706.7, 667-631.3, 631.3-600, 568-545, 545-521.8, 521.8-500, 480-462.1, 428,6-413.8, 444,4-428.6, 500-480, 706-667, 800-750, 268, 245, 172 и 130 килогерц.

Надежность мин Ф-10 очевидно была недостаточной, поскольку на один объект рекомендовалось устанавливать два-три аппарата Ф-10.