" Звезда Старинова "
Звезда по имени “ Илья Старинов “
Девиз И.Г. Старинова
Илья Григорьевич Старинов 2 августа 1900 года родился человек-легенда 20 века – Илья Григорьевич Старинов . С 1902 года его семья, состоявшая из восьми человек, жила в железнодорожной будке.
Однажды ночью мальчик проснулся от грохотов взрывов. Оказалось, что его отец обнаружил лопнувший рельс и, не надеясь на машиниста паровоза, положил на рельсы петарды. Они-то и задержали состав. Этот случай надолго поразил мальчишеское воображение. Учился Илья Григорьевич в четырехлетней школе в Завидово, куда ездил каждый день на поезде, вставая в 5 часов утра. Как-то году в 1908 его, ученика приходской школы, отправили в дальнюю поездку по школьным делам со священником. Шел Великий пост. В вагоне священник развернул сверток и стал есть котлеты. Мальчик возмутился, а при возвращении из поездки прилюдно осудил действия священника. “Бузотера” отчислили из школы. С 12 лет Илья Григорьевич уже работал сторожем на торфяной машине. Еще до революции он попал в Тверь и устроился работать на одну из фабрик. В октябре 1917 года вместе со своими фабричными дружками он вступил в боевую группу, созданную Тверским городским Советом рабочих и солдатских депутатов. Этой группе было поручено задерживать воинские эшелоны, следовавшие в Петроград. Оружие группа не имела, но смогла задержать несколько составов с солдатами, заваливая железнодорожные пути бревнами и выводя из строя семафоры. В 1918 году умерла мать Ильи Григорьевича - “когда я был в Твери”. Во время Гражданской войны Илья Старинов участвовал в боях против Деникина и Врангеля. В 1919 году попал в плен, бежал. Вновь воевал, был ранен. После окончания Гражданской войны Илья Старинов окончил с отличием Воронежскую школу военно-железнодорожных техников и был направлен в Киев, в 4-й Краснознаменный Коростенский железнодорожный полк начальником подрывной команды. Уже в ту пору молодой командир впервые задумался над созданием портативной мины для подрыва вражеских эшелонов. Как практик, он понимал что мины должны быть простыми, удобными, надежными, а взрыватели к ним - безотказными. Вблизи городов и сел находилось много неразорвавшихся снарядов. Старинов использовал каждый случай, чтобы исследовать устройство взрывателей. Первые опыты по выплавлению взрывчатки из снарядов и бомб дали пложительные результаты. В 1923-1924 годах Старинов неоднократно привлекался в качестве эксперта при расследовании диверсий на железных дорогах. В эти же годы им была изобретена мина-сюрприз, которая позволяла предохранять малые мосты от диверсантов. Одной такой ловушки было достаточно, чтобы оглушить человека, но не убить его. Летом 1924 года командир роты Старинов участвовал в строительстве железной дороги Орша-Лепель. Редкое умение - и взрывать, и строить одновременно. Обычно люди этой профессии умеют только выводить из строя объекты противника. В 1929 году Старинов занимался подготовкой диверсантов-подпольщиков, которые в случае войны и оккупации части советской территории должны были развернуть в тылу врага диверсионную деятельность В январе 1930 года молодого офицера направили в распоряжение 4-го управления Генерального штаба РККА - готовить диверсантов. Являясь "мирным населением", они должны были в случае войны нанести удары по дорогам и коммуникациям противника, действуя на оккупированной территории. И.Г. Старинов Взявшись за новое дело, Старинов организовал мастерскую-лабораторию, в которой вместе со своими товарищами разработал образцы мин, наиболее удобных для применения в ходе партизанской войны. В этой секретной лаборатории родились так называемые "угольные мины", с успехом применявшиеся в годы Великой Отечественной войны автоматические мины.
Под руководством Старинова был сконструирован "колесный замыкатель", впоследствии окрещенный в Испании миной "рапидо" (быстрый). Придумывались и отрабатывались способы подрыва автомашин и поездов минами, управляемыми по проводам и с помощью бечевки.
И.Г Старинов ( сидит третий слева ) Это была очень хорошо продуманная система, рассчитанная как на оборону, так и на наступление. Базы создавались и вне территории Советского Союза. Готовились маневренные партизанские формирования, способные действовать на территории противника. Вся эта система была уничтожена после 1937 года по решению политического руководства страны. Три месяца Старинов пробыл в качестве начальника пограничного пункта в Тирасполе. Затем в 1933 году его перевели в Разведывательное управление РККА, где он работал в отделе Мирры Сахновской и преподавал в школе Кароля Сверчевского. Мировой революции требовались проверенные кадры, и Илья Григорьевич подготовил две группы китайских подрывников. Технику диверсионного дела он демонстрировал руководителям компартий зарубежных стран, в том числе А. Марти, В. Пику и П. Тольятти. В августе 1933 года Старинов поступил на 2-й курс эксплуатационного факультета Военно-транспортной академии РККА. Параллельно с учебой он участвовал в подготовке минно-взрывных средств, предназначенных для длительного хранения. Организовывал тайные склады на скрытых партизанских базах. Страна готовилась к обороне. Однако в 1935 году подготовка к партизанской войне была неожиданно свернута. 4 мая 1935 года Старинов был на приеме выпускников военных академий в Кремле и, затаив дыхание, слушал речь Сталина со знаменитыми словами ".кадры решают все". Большинство тех, кто присутствовал на этом приеме, были позднее репрессированы. К.Е. Ворошилов и И.Г. Старинов Казалось, судьба загнала кадрового диверсанта в железнодорожный тупик. Но началась гражданская война в Испании. По распоряжению "Старика" (псевдоним руководителя Разведывательного управления РККА Яна Берзиня) он получил назначение советником и инструктором в разведывательную группу капитана Доминго Унгрии, выросшую к концу 1937 года в 14-й партизанский корпус. За время испанской командировки подопечные "Родольфо" (псевдоним Старинова) совершили около двухсот диверсий и засад, в результате которых минимальные потери противника составили более двух тысяч человек. Самой громкой операцией было уничтожение в феврале 1937 года под Кордовой составов со штабом итальянской авиадивизии. На следующий день вся Испания говорила о крушении поезда с итальянскими солдатами и офицерами, в результате которого в живых не осталось никого. На базу партизан стали прибывать корреспонденты прогрессивных газет мира, в том числе Эрнест Хемингуэй.
Эрнест Миллер Хемингуэй Все они хотели лично познакомиться с отличившимися диверсантами. Пропустив "бдительный" патруль, диверсанты выходили к дороге за одну-две минуты до подхода поезда, устанавливали "колесный замыкатель", и составы валились по расписанию. Так, например, был взорван поезд с боеприпасами для франкистов под Монторо в конце марта 1937 года. Летом 1939 года в "хозяйство Старинова" привезли какого-то авиационного конструктора. Фамилии его никто не знал. Вагон с арестованным подали на ветку за полигоном. К этому времени на небольшой лесной поляне сотрудники НКВД поставили палатки, окружив их высоким двойным забором из колючей проволоки. Лишь в 1943 году, встретившись с конструктором замечательного пикирующего бомбардировщика В.М.Петляковым, Старинов узнал, кого он принимал на полигоне. В качестве начальника группы Старинов участвовал в Финской кампании. Финские партизаны не жалели мин. Они были повсюду: на дорогах и мостах, в покинутых домах и на железнодорожных путях. Смерть таилась под снегом, среди куч хвороста или небрежно брошенных на обочине дорог досок и даже под трупами убитых солдат. Старинов столкнулся с неизвестной ему металлической противотанковой миной, которая, впрочем, взрывалась иногда и под тяжестью человеческого тела. Чтобы добраться до ее начинки, пришлось пойти на смертельный риск - "выварить" мину. Когда вода нагрелась до 80 градусов, Илья Григорьевич осторожно снял взрыватель. После этого началась разборка и изучение "вываренной" мины. А к вечеру штабная машинистка перепечатала первую инструкцию по обезвреживанию финских мин. Где-то на подступах к линии Маннергейма финский снайпер, подстерегший группу советских минеров, всадил две пули в правую руку отважного офицера.
Пантейлемон Кондратьевич Пономаренко Тот сразу загорелся идеей наладить производство мин прямо в прифронтовой полосе с последующим их применением во вражеском тылу. Приказом наркома обороны был создан оперативно-учебный центр Западного фронта.
Георг фон Браун
28 ноября 1941 года Старинов назначается заместителем начальника Штаба инженерных войск Красной Армии. Одновременно он является начальником отдела минных заграждений. В этом качестве Илья Григорьевич руководит работами по созданию минных полей на пути рвущегося к Москве врага. На отдельных участках противник понес ощутимые потери. Его движение к столице было приостановлено, что позволило в итоге выиграть драгоценное время, необходимое для переброски на московское направление свежих сибирских дивизий.
В мае 42-го решением начальника Генштаба Старинов был направлен на Калининский фронт командиром Отдельной инженерной бригады специального назначения. Ее бойцы, в том числе испанцы-республиканцы, которых взял с собой Старинов, действовали на коммуникациях противника, нанеся ему большой урон в живой силе и технике. За четыре года Старинов организовал подрыв 256 средних и малых мостов. Его мины пустили под откос более двенадцати тысяч военных эшелонов. Особенно широко применялись ПМС - поездная мина Старинова (мгновенного и замедленного действия) и АС - автомобильная мина Старинова.
Получив информацию о зреющем "кремлевском" заговоре, Илья Григорьевич постарался предупредить о нем Н.С. Хрущева через его дочь Раду, но тот отказался верить "нелепым домыслам". Несомненно, активность ветерана-диверсанта не осталась незамеченной, став еще одной причиной, по которой все попытки представить его к званию Героя Советского Союза натыкались на глухую стену. Ему принадлежат также книги: "Мины ждут своего часа" (1963), "Пройди незримым", Москва (1968), "Над пропастью" (США, 1995), "Записки диверсанта" (1997), "Мины замедленного действия", (1999). 30 июня 1998 года президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров направил президенту Б.Н. Ельцину письмо, в котором поставил вопрос о награждении старейшего спецназовца страны Звездой Героя России. В ответ - молчание, тишина. В канун столетия "дедушки русского спецназа" письмо с аналогичным содержанием было направлено президенту России В.В. Путину.
Илья Григорьевич Старинов могила И.Г. Старинова |
Противотранспортная партизанская мина
с замыкателем КЗ
Мина предназначена для выведения из строя железнодорожного подвижного состава способом взрывного разрушения рельс с последующим крушением движущихся по рельсам локомотивов и вагонов.
Эта мина была разработана в 1942 году полковником И.Г. Стариновым и предназначалась для использования партизанскими отрядами и специальными саперными группами Красной Армии для совершения диверсий на железной дороге.
Номенклатурного обозначения мина не получила, т.к. в табели снабжения войск включена не была и изготавливалась из комплектующих непосредственно в партизанских отрядах.
Мину отличает простота конструкции, требующая для своего изготовления лишь 40-50см. изолированного провода и обычной плоской батарейки для карманного фонарика напряжением 3.7 вольт (КБС-Л-0,50 или КБС-Х-0,50) Из промышленных материалов для этой мины требуется только взрывчатка и электродетонатор.
Конструктивно мина представляет собой одну или несколько тротиловых шашек, в одну из которых вставлен электродетонатор. Один провод электродетонатора припаивается к одному их контактов батарейки, а второй прикручивается к двойному изолированному проводу от домашней электропроводки. Второй провод также припаивается к другому контакту батарейки. свободные концы провода защищаются на 1-2см. и покрываются каждый отдельно легко разрушаемой изоляцией ( воск, садовый вар, смола). Это и есть замыкатель колесный КЗ.
Мина доставляется в месту диверсии в собранном виде, но заряд доставляется отдельно. При установке мины заряд укладывается под рельс, либо привязывается с стойке рельса. Батарейка обычно привязывается к заряду, либо укладывается рядом. Концы провода укладываются на головку рельса.
При наезжании колеса поезда на концы провода происходит разрушение изоляции и они перемыкаются между собой через рельс или непосредственно. Под воздействием тока батарейки электродетонатор взрывается, вызывая взрыв заряда мины.
На рисунке слева показан вариант размещения мины с зарядом массой 1 кг. под рельсом. Замыкатель КЗ выведен на головку рельса и подсунут под бечевки, удерживающие мину в нужном положении
Масса заряда определяется, исходя из наличия взрывчатых веществ. Минимальный заряд составляет 200 грамм (малая тротиловая шашка). В этом случае при установке мины следует обращать внимание на то, чтобы мина не оказалась над шпалой. Иначе из-за того, что пробитое в стойке отверстие будет недостаточно велико (около 9х4.5 см.) и несущая способность рельса будет ослаблена мало, переламывание рельса под вагоном может не произойти.
Оптимальным зарядом при закреплении его у стойки следует считать заряд массой 600 грамм (1 большая и 1 малая шашка). В этом случае стойка рельса пробивается полностью ( отверстие размером 10х7.5см.) что обеспечивает переламывание рельса во всех случаях.
Если мина укладывается под рельс, то оптимальный заряд 1 кг. (четыре больших и две малых шашки). Это обеспечивает разрушение нижней части рельса и частично стойки. Под действием поездной нагрузки рельс переламывается и происходит сход состава с дороги.
Тактико-технические характеристики противотранспортной партизанской мины с замыкателем КЗ
Тип мины |
противотранспортная противопоездная |
Корпус |
не имеет |
Масса |
0.3-5.4 кг. |
Маса заряда ВВ (тротил) |
0.2-5.3 кг. |
Размеры |
определяются массой и формой заряда. |
Тип датчика цели |
нажимной электроконтактный |
Чувствительность датчика цели |
не определялась |
Температурный диапазон применения |
-5 - +40 град. |
Неизвлекаемость. |
нет |
Необезвреживаемость |
нет |
Самоликвидация/самонейтрализация |
нет |
Время боевой работы |
не определялось |
Мина по своей надежности и конструкции небезупречна. Она не может применяться при отрицательных температурах из-за замерзания батарейки, в сырых местах, во время дождя и даже ночью до выпадения росы из-за того, что происходит слишком большая утечка тока по причине промокания изоляции и повышенного саморазряда батареи при попадании на нее влаги. Кроме того, в партизанских отрядах редко где имелись возможности для паяльных работ. Да и батарейки в военное время были очень большим дефицитом, особенно для партизан. Несколько повышало надежность мины использование 5-вольтовой батареи СБС, которая, однако, была значительно более крупная по размерам. В ход шли любые доступные источники тока, пайку заменяли скручиванием проводов.
Инженерные боеприпасы
Красная Армия
Противотранспортная мина АС
Более известна под названием "Автомобильная мина Старинова (АС)". Была предложена полковником И.Г.Стариновым и принята на вооружение инженерных войск РККА осенью 1941 года. По окончании войны снята с вооружения и больше не производилась и не использовалась. Все неиспользованные экземпляры уничтожены.
Предназначена для выведения из строя автотранспорта и гужевого транспорта противника (автомобили, мотоциклы, конные повозки) движущегося по автодорогам. Может также использоваться в качестве мины-ловушки натяжного или обрывного действия.
Мина натяжного/обрывного действия фугасная.
Взрыв мины происходит, когда транспортное средство зацепится за натянутую поперек дороги на высоте 10-15 см. бечевку и натянет, либо оборвет ее.
Мина устанавливается на обочине дороги на грунт или в грунт и маскируется. Однако крайне незначительный заряд мины ( всего 400 гр. тротила) заставляет считать эту мину в большей степени взрывным устройством. Для выведения из строя движущегося автотранспорта мину требуется усиливать зарядом ВВ массой не менее 5-15 кг. Как мина-ловушка против личного состава может использоваться и без дополнительного заряда ВВ.
Конструктивно, представляет собой деревянный ящик (1) с откидной на шарнире крышкой(2). Внутри ящика размещены- тротиловая 400-граммовая шашка (3) с электродетонатором (4), гальваническая батарея СБС(5); элементы электровзрывной цепи - колодка штепсельная (6), колодка предохранительного замыкателя (7), колодка боевого замыкателя (8) и комплект проводов.
В предохранительном положении электровзрывная цепь мины разомкнута в двух местах - в колодке предохранительного замыкателя и в колодке боевого замыкателя. Оба замыкателя в общем то одинаковы по конструкции и представляют собой механизмы похожие на механизм обыкновенной мышеловки.
Предохранительный замыкатель (7) имеет подвижный контакт (подпружиненную рамку) и один неподвижный контакт в виде металлической полоски. прикрепленной к основанию колодки. Замыкатель в разомкнутом положении удерживается за счет того, что привязанная к петле рамки толстая нитка (9) проходит сквозь отверстие в боковой стенке мины и привязана к фитилю (10), уложенному в наружную нишу (12) на боковой стенке мины. Эта нитка удерживает рамку в приподнятом положении.
Для приведения мины в боевое положение необходимо повернуть заслонку (13) ниши, подпалить фитиль и вновь закрыть заслонку. Фитиль тлеет со скоростью 1 см. в 1-3 минуты. Когда фитиль догорит до нитки, то пережигает ее. Рамка предохранительного контакта поворачивается под действием пружины и замыкает контакты. С этого момента электровзрывная цепь мины разомкнута только в колодке боевого контакта. Мина в боевом положении.
Рамка боевого контакта (8) удерживается в приподнятом положении за счет шпагата (11), привязанного к ней и проходящего сквозь прорезь в передней стенке мины и уходящего к наружному колышку, который устанавливается на противоположной обочине дороги.
При установке мины провода от электродетонатора заизолированы и ни к чему не присоединяются. В штепсельный разъем на верхней плоскости колодки вставляются провода контрольной лампочки. Предохранительный контакт должен быть уже в разомкнутом положении. К рамке боевого контакта привязывается шпагат. Лампочка должна гореть. Потянуть шпагат. Лампочка гаснет. При дальнейшем натяжении шпагата лампочка вновь загорается. Закрепив шпагат в натянутом положении так, чтобы лампочка не горела, ее провода извлекают из разъема и на это место вставляют провода электродетонатора. Крышка закрывается и мина маскируется.
Взрыв мины происходит при натяжении или обрыве шпагата, который одним концом привязан к колышку по другую сторону дороги, другим за кольцо на рамке боевого замыкателя. При натяжении шпагата рамка, преодолевая сопротивление пружины поворачивается до соприкосновения в контактом на вертикальной стенке колодки. А при обрывании шпагата, рамка под действием пружины опускается и соприкасается со своим нижним контактом. Разумеется, до этого предохранительный контакт уже должен быть замкнут.
Мина согласно инструкции обезвреживанию и извлечению не подлежит. Вместе с тем ее обезвреживание не представляет особых затруднений. Достаточно открыть крышку мины и выдернуть провода электродетонатора из штепсельного разъема. Затем вытащить электродетонатор из шашки. Дальнейшие действия с миной совершенно безопасны. Следует считаться с тем, что под мину АС может быть установлена мина-ловушка МС-2.
При установке на срок более 5 суток следует предусматривать защиту мины от сырости и проникновения в нее грунтовой или дождевой воды вкладыванием в резиновый мешок, обертыванием ее брезентом, обмазыванием гудроном, смолой. В зимнее время следует предусматривать утепление мины. С наличием утеплителя батарея работоспособна до температуры до -20 градусов, без утеплителя до -10 градусов.
Тактико-технические характеристики мины АС
Тип мины |
противотранспортная натяжного/обрывного действия, мина-ловушка |
Корпус |
дерево |
Масса |
2 кг. |
Маса заряда ВВ (тротил) |
400г. |
Длина |
17 см. |
Ширина |
12см. |
Высота |
7.5 см. |
Усилие срабатывания натяжного датчика цели |
1.5-2 кг. |
Длина натяжного датчика цели |
по ширине дороги |
Применяемый взрыватель |
электродетонатор с натяжным/обрывным электроконтактом |
Время замедления... |
5-15 мин. |
Температурный диапазон применения |
-10 - +30 град. |
Извлекаемость |
считается неизвлекаемой до самонейтрализации |
Обезвреживаемость |
считается необезвреживаемой до самонейтрализации |
Cамоликвидация/самонейтрализация |
нет/ по истощению источников питания (12-18 месяцев) |
Время боевой работы |
9-18 месяцев |
Мина поставляется в войска неокончательно снаряженной. Шашка располагается на штатном месте, электродетонатор, батарея отдельно в своей штатной укупорке.
К работе с миной допускается лишь специально обученный личный состав. Решение на установку мины может принимать только офицер инженерных войск с обязательной фиксацией места установки мины, составлением формуляра на каждую установленную мину и контролем доведения формуляра по инстанции до начальника инженерной службы армии или фронта включительно. До оставления минерами места установки мины она должна находится под охраной или наблюдением сапера во избежание несчастных случаев. Эксплуатация в зимнее время по температурах ниже -10-15 градусов нежелательна из-за замерзания батареи питания.
Мина АС может быть окрашена в темно-зеленый цвет или только покрыта слоем олифы. Встречались мины неокрашенные. Маркировка на мину не наносится.
Сведений по укупорке мин и изготовленному количеству не имеется.
Инженерные боеприпасы
Красная Армия
Объектная мина Ф-10
Объектная радиоуправляемая мина Ф-10 предназначена для взрывания особо важных объектов, решение на разрушение которых не может быть принято в обычном порядке ни в момент оставления данной местности своими войсками, ни позднее, и которые подлежат уничтожению только при наступлении особых обстоятельств.
На снимке слева показан блок управления (слева), он же Apparat F10 и дешифратор (Apparat A). Последний извлечен из коробки и выложен перед ней. Правее аккумулятор. Между собой они соединены кабелем питания.
Снимок из национального финского национального музея связи (Valtakunnallinen Viestimuseo) в Риихимёке (Riihimaeki). Этот экземпляр был обнаружен в порту Выборга в августе 1941 года просто брошенным нашими минерами. Снимок предоставил Jouko Kuisma.
От автора. Проще говоря, этими минами минируются такие объекты, которые вообще нежелательно уничтожать ну хотя бы в силу того, что в случае скорого возвращения это создаст тогда больше проблем своим войскам нежели теперь противнику. Т.е. командование желает иметь возможность уничтожить объект только в том случае и тогда, если это явно целесообразно.
Такими объектами могут быть крупные мосты на шоссе, грунтовых дорогах, железной дороге, виадуки, проезды под путепроводами там, где объезд невозможен или крайне затруднен, тоннели, дамбы, гидротехнические сооружения, железнодорожные узлы, насосные станции, нефтебазы, на аэродромах пункты управления полетами, ангары, ремонтные мастерские, емкости с горючим , электрические силовые агрегаты крупных электростанций (водяные и паровые турбины, генераторы), промышленных объектов, шахтные сооружения, узлы радио и телеграфной связи, общественные здания, которые пригодны к размещению штабов и учреждений армии противника, к использованию в качестве казарм.
Конструктивно мина представляет собой некий блок управления ( Apparat F10), способный принимать и обрабатывать получаемые радиосигналы и выдавать электроимпульс, способный взорвать до трех электродетонаторов, а с использованием специального промежуточного блока-разветвителя (Apparat BIS) до 36 электродетонаторов. Масса заряда взрывчатки зависит от размеров и характера уничтожаемого объекта и может составлять от нескольких десятков килограмм до нескольких тонн ( по опыту применения).
От автора. Самое главное в минно-подрывном деле это иметь возможность заставить сработать хотя бы один электродетонатор. А его можно вставить в заряд любой массы, вплоть до нескольких тонн.
Блок управления может располагаться вместе с зарядом (зарядами) или на удалении до 50 метров, причем на каждый из трех зарядов идет отдельная электровзрывная линия.
Aппарат Ф-10 (Apparat F10) вместе с дешифратором сигналов (аппарат А (Apparat A)) и батареей питания упакованы в в ящик размером 40х38х28 см. и весом 35 кг., который в свою очередь помещается в резиновый мешок). Этот ящик устанавливается внутри объекта там, где это удобно обычно, на глубине до 2.5 метров.
На расстоянии от 0 до 40 метров от ящика размещается проводная антенна длиной не менее 30 метров. Ее размещение и направление диктуется условиями прохождения радиоволн, но в общем случае она может быть закопана в землю на глубину до 120см., или помещена в воду на глубину до 50см. или вмурована в кирпичную стену на глубину до 6см. Антенна соединяется с аппаратом F 10 фидером (волноводом) длиной до 40 метров.
Из аппарата F-10 выходят три двухжильных кабеля электровзрывной цепи. Они могут иметь длину до 50 метров. Желательно, чтобы длина всех трех электровзрывной цепи была примерно одинакова, чтобы избежать большой разницы в электросопротивлениях ветвей. К концам кабелей присоединяются электродетонаторы, вставленные в заряды ВВ.
Если подключается аппарат БИС (BIS), то может использоваться только один кабель из трех. Его устройство неизвестно, но можно предположить, что он имеет собственный достаточно мощный источник электропитания и реле, управляемое аппаратом Ф-10.
Для питания радиосхемы мины (аппараты Ф-10 и A) требуется рабочее напряжение 12 вольт и анодное напряжение (накал анодов радиоламп) не менее 95 вольт. Это значительно ограничивает время боевой работы мины.
В режиме постоянного рабочего накала радиоламп время боевой работы составляет всего 4 суток. Поэтому, в состав мины введен часовой механизм, который обеспечивает только периодичное подключение накала. Если устанавливается режим 2.5 ( две с половиной минуты накал включен, две с половиной накал выключен) то срок боевой работы мины возрастает до 20 дней.
Если устанавливается режим 5 (5 минут накал включен, 5 накал выключен) то срок боевой работы мины возрастает до 40 дней. Это верхний предел срока боевой работы мины.
Однако, если мина работает в режиме постоянного накала, то радиосигнал на взрыв должен подаваться продолжительностью в 1 минуту, в режиме 2.5- 6 минут, а в режиме 5 -10 минут. Кроме того, в тех целях экономии электропитания и сам приемник включается через каждые 5-6 минут всего на 12-15 секунд. Этим режимом управляет второй часовой механизм, который подзаводится от этой же батареи электропитания каждые 3-4 минуты.
Кроме того, мина может иметь устройство самоликвидации с помощью взрывателя замедленного действия ЭХВ (до 120 сут), часового десятисуточного замыкателя, часового тридцатипятисуточного замыкателя, часового взрывателя ЧМВ-16 (до 16 суток), часового взрывателя ЧМВ-60 (до 60 суток),
Звуки работы часовых механизмов являются значительным демаскирующим признаком мины. Так, невооруженным ухом можно различить тиканье часов мины, размещенной в земле с расстояния 5-10 см от земли , размещенной в кирпичной кладке с 20-30см. Щелчки подзавода часов соответственно с 15-30см. и 60-90см. Если использовать немецкий аппарат прослушивания фирмы Elektro-Akustik, то тиканье часов улавливается с расстояния от 2.5 до 6 метров, а щелчки подзавода с расстояния 6-8 метров.
Кроме ящика с исполнительными устройствами (аппараты Ф-10 и A) и питанием, и аппарата БИС в комплект мины входят два аппарата, подключаемые к управляющей взрывом радиостанции . Это аппараты "Woswol" и "Salma". С помощью аппарата "Woswol" радиопередатчик согласовывается точно на волну устройства Ф-10. Аппарат "Salma" служит для усиления сигналов, генерируемых блоком У, который находится с ним в общем ящике. Эти два аппарата не могут использоваться для взрывания нескольких мин поскольку они точно настроены на конкретный экземпляр мины и перенастраиваться не могут.
Тактико-технические характеристики мины Ф-10
Тип мины |
объектная фугасная радиоуправляемая |
Корпус |
металл |
Масса ящика с исполнительными устройствами |
35 кг. |
Масса зарядов ВВ |
определяется задачами уничтожения объекта |
Длина ящика с исполнительными устройствами |
40 см. |
Ширина ящика с исполнительными устройствами |
38 см. |
Высота ящика с исполнительными устройствами |
28 см. |
Дальность радиоуправления взрывом |
до 600 км. |
Длины радиоволн |
25-120м. |
Взрыватели неизвлекаемости |
ЭХВ, ЧДЗ-10, ЧДЗ-35, ЧМВ-16, ЧМВ-60 |
Температурный диапазон применения |
-10 --+40 град. |
Время боевой работы |
4-40 суток |
Самоликвидация/самонейтрализация |
да/нет |
Извлекаемость |
да/нет |
Обезвреживаемость |
да/нет |
В качестве радиопередатчика управления взрывом могут использоваться советские военные радиостанции дивизионного, корпусного или армейского звена. По немецким данным это радиостанции Waggon (дальность связи до 500 км), RAF (дальность связи до 300 км), RUS (дальность связи до 150 км), Z-A (дальность связи до 120 км). По советским данным на 22 июня 1941 года Красная Армия располагала радиостанциями оперативного звена РАТ выходной мощностью 1 квт. и дальностью связи до 600 км, РАО-КВ выходной мощностью 400-500 ватт и дальностью связи до 300 км, РСБ-Ф выходной мощностью 40-50 ватт и дальностью связи до30 км. Все три радиостанции работали в диапазоне 25-120 метров, т.е. короткие и средние волны. Кроме того, могли использоваться и широковещательные радиостанции.
По немецким данным, в которых они ссылаются на советскую инструкцию, для управления взрывом могли использоваться частоты 1094.1-1000, 1000-922.8, 922.8-887.7, 857.5-800, 750-706.7, 667-631.3, 631.3-600, 568-545, 545-521.8, 521.8-500, 480-462.1, 428,6-413.8, 444,4-428.6, 500-480, 706-667, 800-750, 268, 245, 172 и 130 килогерц.
Надежность мин Ф-10 очевидно была недостаточной, поскольку на один объект рекомендовалось устанавливать два-три аппарата Ф-10.