Бомбардировщики Италии 1-й МВ
Ca.3
Многомоторные бомбардировщики Первой Мировой: Италия
После того как Игорь Сикорский наглядно доказал возможность постройки крупного многомоторного самолёта и его эффективность в качестве бомбардировщика, военные всех воюющих сторон захотели заполучить самолёт подобного класса. Многомоторные бомбардировщики дальнего (конечно по меркам Первой Мировой войны) действия появились в воздушных флотах практически всех воюющих государств. Первыми такие самолёты создали итальянцы, а точнее авиаконструктор Джани Капрони…
Джани Капрони
В 1911 году в Капрони основал фирму «Сочета пер ло Свилуппо дель’Авиационе ин Италия — Капрони» и приступил к разработке больших самолётов. Первым из них стал Са.30 (заводское обозначение). Как и все последующие самолёты Капрони времён Первой Мировой войны он был построен по схеме двухфюзеляжного биплана с центральной гондолой, одним толкающим и двумя тянущими винтами. На Са.30 двигатели размещались в центральной гондоле а тянущие винты, расположенные на фюзеляжах, приводились посредством ременных передач. В следующих моделях конструктор отказался от ненадёжных передач, и двигатели толкающих винтов “переехали” на переднюю часть фюзеляжей.
Модель Са.31 под армейским обозначением Са.1 поступила на вооружение итальянских ВВС. Было выпущено 8 машин.
Ca.1
Са.32 (армейское обозначение Са.2) с более мощными моторами Фиат-А10, мощностью по 100 л.с., был выпущен серией 164 машины. А Са.33 (Са.3) стал самым массовым бомбардировщиком в итальянской армии. На протяжении войны в войска поступили 269 самолётов. Кроме бомбардировщика существовали варианты торпедоносца, гидросамолёта, самолёта транспортного и санитарного назначения.
Ca.3
“Капрони” Са.З представлял собой четырехместный биплан с двумя фюзеляжами и центральной гондолой. Конструкция самолёта цельнодеревянная. Центральная гондола прямоугольного сечения, обшита фанерой. В передней её части находилось место носового стрелка. Далее рядом сидели пилот и штурман. В конце гондолы находился двигатель, вращающий толкающий винт. Крылья деревянные, двухлонжеронные, прямые, одинакового размаха и одинаковой ширины, с матерчатой обшивкой. Два фюзеляжа деревянные, прямоугольного сечения. В передней части крепились к лонжеронам нижнего крыла. Спереди в фюзеляжах стояли моторы с тянущими винтами. Фюзеляжи имели одинаковую длину, в задней части соединялись горизонтальным стабилизатором. На стабилизаторе стояли три плавающих руля направления. Хвостовое оперение деревянное, с матерчатой обшивкой. Шасси с двумя колесными тележками под фюзеляжами и одной тележкой под центральной гондолой. В хвостовой части каждого фюзеляжа имелся опорный костыль. Деревянный каркас усиливали проволочные растяжки. Самолет оснащался тремя 6-цилиндровыми рядными жидкостного охлаждения двигателями «Изотта-Фраскини V-48» мощностью 110 кВт. Двигатели вращали деревянные двухлопастные винты. Радиаторы находились по бокам двигателей. Самолет вооружен двумя пулеметами «ФИАТ-Ревелли» калибра 6.5 мм. Один в передней кабине (иногда вместо пулемета там ставили 25-мм пушку), второй спаренный (иногда строенный) в кабине над верхним двигателем, куда вела лестница из гондолы. Пулемет в верхней задней кабине имел неограниченный сектор обстрела. Но человек в верхней кабине был открыт всем ветрам, что особенно чувствовалось зимой. Две бомбы по 200 кг подвешивались под гондолой. Сброс происходил вручную с помощью тягового механизма.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ca-33, 1914г:Размах, м 22,20 |
Самым большим и мощным бомбардировщиком Италии в Первой Мировой войне стал триплан “Капрони” Са.4…
После успеха бомбардировщика Са.3 в 1916 году Джани Капрони решил создать более крупную машину. Общая схема самолёта осталась прежней, но размеры были пропорционально увеличены. Для компенсации подъемной силой возросшего веса машины конструктор добавил третье крыло. Центральная гондола находилась на уровне среднего крыла, а фюзеляжи сразу под ним. На Са.4 применялись самые мощные из доступных двигателей: первые три машины оснащались двигателями “Фиат А-40” мощностью 224кВт, следующие 15 машин получили «Изотта-Фраскини У-5» мощностью 292кВт, и ещё на 23 машинах были установлены «Райт Либерти» мощностью 298 кВт (400л.с.). Бомбовая нагрузка самолета составила 1950 кг. Бомбы размещались в бомбодержателях (16 бомб) под центральной гондолой. Экипаж состоял из пяти человек: пилот, штурман и трое стрелков.Пилот и штурман сидели плечом к плечу в центральной части гондолы. Один стрелок находился в носовой части гондолы, двое других — в боковых фюзеляжах под задней кромкой крыла. Носовой стрелок располагал пулеметом “ФИАТ-Ревелли» калибра 6,5 мм (иногда спаренный) или 37-мм пушкой. Стрелки в фюзеляжах располагали спаренными пулеметами «ФИАТ-Ревелли». Бомбардировщик был неплохо защищен, за исключением нижней полусферы в которой имелись не простреливаемые “мёртвые зоны”.
Гигантские трипланы Са.4 имели хорошую грузоподъемность и дальность, но были сложны в эксплуатации, требовали длинных взлётно-посадочных полос с твердым покрытием и больших ангаров. Они использовались для полётов над Альпами и бомбардировки удалённых целей на территории Австро-Венгрии.
Самолёт был принят на вооружение в 1918 году. Всего было поострено 50 машин, 6 из них эксплуатировали британцы в составе морской авиации.
Размах крыла, м 29.90Длина, м 13.10 Высота, м 6.30 Масса, кг - пустого самолета 3256 - нормальная взлетная 6710 Тип двигателя 3 ПД Isotta-Fraschini V-6 Мощность, л.с. 3 х 270 Максимальная скорость , км/ч 126 Крейсерская скорость , км/ч 108 Продолжительность полета, ч 7.0 Максимальная скороподъемность, м/мин 84 Практический потолок, м 3000 Экипаж 5 Вооружение: четыре-восемь 6.5-мм пулемета Fiat Revelli, бомбовая нагрузка — до 1950 кг |
“Капрони” Ca.5
В 1917 году, в связи с появлением более совершенных истребителей, характеристики бомбардировщиков фирмы “Капрони” Са.3 и Са.4 стали недостаточными для выполнения ставившихся перед ними задач. Поэтому был создан новый самолёт, поступавший в войска под армейским индексом Са.5. Он во многом повторял конструкцию Са.3, но имел несколько большие размеры, более мощные двигатели и улучшенную аэродинамику элементов конструкции.
Масштаб выпуска планировался впечатляющий: 3900 самолётов, из которых треть планировала приобрести Франция, плюс 1500 машин для армии США. Однако, в связи с окончанием боевых действий в 1917 – 1921 годах было построено 659 машин разных модификаций, подавляющее большинство для итальянских вооруженных сил.
Размах крыла, м 22.76 Длина, м 10.80 Высота, м 3.80 Масса, кг - пустого самолета 2450 - нормальная взлетная 3870 Тип двигателя 3 ПД Fiat A.12 Мощность, л.с. 3 х 250 Максимальная скорость , км/ч 146 Крейсерская скорость , км/ч 121 Практическая дальность, км 650 Максимальная скороподъемность, м/мин 114 Практический потолок, м 4000 Экипаж 4 Вооружение: четыре 6.5-мм пулемета Fiat Revelli |