Бомбардировщики Германии в 1-й МВ

     Многомоторные бомбардировщики Первой Мировой: Германия

немецкий тяжелые бомбардировщик Zeppelin-Staaken R.VI

Германские военно-воздушные силы, можно сказать, были пионерами бомбардировок глубоких тылов противника. Первоначально для этой цели использовались дирижабли. Но по мере развития зенитной артиллерии и истребительной авиации ведущая роль перешла к многомоторным бомбардировщикам, которые в Германском воздушном флоте обозначались литерой R, что означало “огромные самолёты”…

Раньше других бесперспективность использования дирижаблей в качестве бомбардировщиков понял их создатель, граф Фердинанд фон Цеппелин.

 

                            Фердинанд Адольф Хайндрих Август фон Цаппелин

 В 1914 году им, совместно с “Бош”, была создана авиационная фирма «Ферзухбау  Гота-Ост» (ФГО). В августе 1916 она была поглощена концерном Цеппелина, а выпускаемые ей самолёты получили марку “Штаакен”. И до и после слияния компания строила “гигантские самолёты”. В число разработчиков этих машин входили Эрнст Хенкель, Клаудио Дорнье, Адольф Рорбах, Хуго Юнкерс, силовой установкой занимались Майбах и Мааг, электросистему разрабатывали Оскар Вильке и Роберт Бош. Настоящая коллекция известных имен…

       

                                                                     Зрнст Хенкель

                            

                                                                         Хуго Юнкерс

Одним из лучших и наиболее технически совершенных бомбардировщиков Первой Мировой стал Zeppelin-Staaken R.VI. Эта машина могла нести на короткие расстояния до 2000 кг бомб, а нормальная бомбовая нагрузка составляло 1300 кг. Самая крупнокалиберная бомба Первой мировой была сброшена с этого самолета — в феврале 1918 года R-VI сбросил на пригород Лондона 1000-килограммовую бомбу. Экипаж самолёта под номером R39 установил “рекорд войны по бомбометанию”: в ходе 20 боевых вылетов он сбросил на противника 26 тонн бомб, в том числе три 1000-килограммовые. В 1917-1918 годах было выпущен 18 Zeppelin-Staaken R.VI.

 

 

 

    

 

Размах крыла, м

  42.20

Длина, м

  22.50

Высота, м

  6.30

Площадь крыла, м2

  334.00

Масса, кг

 

  пустого самолета

  7680

  нормальная взлетная

  11460

Тип двигателя

  4 ПД Maybach Mb.IV (Mercedes D.IVa)

Мощность, л.с.

  4 х 245 (260)

Максимальная скорость , км/ч

  130

Крейсерская скорость , км/ч

  108

Практическая дальность, км

  800

Продолжительность полета, ч

  10.0

Cкороподъемность, м/мин

  70

Практический потолок, м

  3800

Экипаж

  7

Вооружение:

четыре 7.92-мм пулемета Parabellum
Максимальная бомбовая нагрузка — 2000 кг при малой дальности полета. Стандартная нагрузка — 1200 кг

 

 

Все самолёты производства фирмы графа Цеппелина отличались широким применением дюралюминия и совершенным для того временем электрооборудования. Экипажи были обеспечены отличным навигационными оборудованием и радиосвязью. На “Штаакенах” испытывались многие технические новинки, такие как нагнетатели двигателей для полёта на больших высотах, винты переменного шага и многое другое…

 

 

 

 

                               Бомбардировщик Gotha G.IV / G.V (Германия, 1916 г.)

 

 

 

Еще в первый год Первой мировой войны немецкая компания "Gothaer Waggonfabrik", которая до того времени специализировалась в производстве железнодорожного оборудования (как и наш РБВЗ - Русско-Балтийский вагоностроительный завод), начала пробовать себя в самолетостроении. Изготовив в феврале 1915 года свой, оригинальной конструкции, средний бомбардировщик G.I, фирма создала целое семейство удачных самолетов-бомбардировщиков, оставивших заметный след в небе (и, увы, на земле) в период Первой мировой войны.

 

 

Опыт использования бомбардировщиков в Европе привел к разработке в 1916 году самолета большей дальности G.IV. Он имел смешанную металло-деревянную конструкцию с фанерной и полотняной обшивкой и представлял собой трехстоечный биплан с фюзеляжем прямоугольного сечения, подкосным хвостовым оперением и шасси с хвостовым колесом и основными стойками со спаренными колесами. Силовая установка состояла из двух установленных с помощью распорок между крыльями (точно над основными стойками шасси) рядных двигателей Mercedes D.IVa с толкающими винтами.

         

 В задней кромке верхнего крыла, для обеспечения свободного вращения винтов, имелся большой вырез. Одним из серьезных недостатков первых бомбардировщиков Gotha оказалась незащищенная нижняя задняя полусфера, чем сразу воспользовались летчики-истребители стран Антанты. Для решения жизненно важной проблемы, уже в последних бомбардировщиках Gotha G.III, была обеспечена защита от атак истребителей снизу, для чего сделаны вырезы в верхней и нижней обшивках фюзеляжа и Л-образный вырез в шпангоуте за кабиной стрелка. Это давало возможность отражать атаки снизу верхнему стрелку, однако "мертвая зона" была еще велика. Этот недостаток устранили на Gotha G.IV, использовав оригинальное решение ставшее своего рода "визитной карточкой" аэроплана). Конструкторы спроектировали нижнюю поверхность хвостовой части фюзеляжа вогнутой внутрь: максимально со стороны кабины стрелка и сходящей на нет к хвостовому оперению. Так называемый "туннель Готы" значительно увеличил зону обстрела снизу, что явилось неприятным "сюрпризом" для многих летчиков-истребителей союзной авиации. В носовой кабине пулемет устанавливался на высоком шкворне, укрепленном в полу кабины.

 

 

 

Шкворень перемещался о кругу в небольшой носовой башенке. Бомбы большого калибра подвешивались под фюзеляж, а мелкого - размещались в фюзеляже. Осенью 1916 года был разработан план операции "Türkenkreuz" (Турецкий крест) - проведение массированных бомбардировок городов Англии с аэропланов, взамен не оправдавших себя дирижаблей графа Цеппелина. На основании этого плана был сделан заказ фирме "Gotha" на 35 бомбардировщиков G. IV, наиболее подходящих по своим тактико-техническим параметрам, и была сформирована специальная авиагруппа, получившая наименование КG3 (Kampfgeschwader - боевая эскадра), впоследствии переименованная более точно в BG3 (Bombengeschwader - бомбардировочная эскадра). 25 мая 1917 года 23 бомбардировщика Gotha G.IV, взлетев с авиабазы на бельгийском побережье, совершили первый из восьми дневных налетов на Англию. А 13 июня, в полдень, впервые в истории, 22 бомбардировщика G.IV сбросили бомбы на Лондон: пострадало 594 мирных жителя, из них 162 были убиты. В августе 1917 года "готы" из BG3 бомбили также города Саутенд, Марксгейт, Рамсгейт, Дувр. Дневные налеты на Англию стали невозможными с появлением на вооружении авиации ПВО англичан истребителей Bristol F2B и Sopwith "Camel". И с октября 1917 года авиаэскадра BG3, а также вновь организованные эскадры BG2 и BG4 начали ночные налеты на Лондон, Париж и другие английские и французские города. Налеты были весьма интенсивны: только одна эскадра BG3 до конца июня 1918 года совершила 22 ночных рейда на Лондон, в ходе которых "готы" сбросили 85 тонн бомб.

 

 

Возросли и потери: они составили 56 аэропланов, причем сбито было только 20, остальные 36 разбились. Поскольку фирма "Gotha" не справлялась с выпуском требуемого количества бомбардировщиков G.IV, было развернуто их производство по лицензии на ряде других предприятий. Около 30 бомбардировщиков Gotha G.IV, изготовленных по лицензии фирмой LVG (Luft-Verkehrs-Gesellschaft), были переданы Австро-Венгрии, не имевшей своих средних и тяжелых бомбардировщиков. LVG-Gotha G.IV, с установленными на них австрийскими двигателями "Hiero", воевали на итальянском и восточном фронтах. После модели G.IV появился улучшенный вариант G.V, который был в основном таким же, но имел более качественное оборудование и некоторые другие усовершенствования, в том числе гондолы двигателей более обтекаемой формы.

 

 

 Ночные налеты стали совершаться вместе с тяжелыми бомбардировщиками типа R (Reisen flugzeugen - самолеты-гиганты), причем "готы" были лидерами - производили целеуказание зажигательными бомбами и отвлекали на себя истребители ПВО.
Всего бомбардировщики "Gotha" совершили 70 ночных налетов на Британию. Налеты оказали значительное моральное воздействие на население, и отвлекали с фронта истребительные эскадрильи. Слово "Gotha" стало нарицательным для обозначения всех германских двухмоторных бомбардировщиков.

 

  Данные для Gotha G.V:
Экипаж: 3 чел.,  двигатели: 2xMercedes D-IVa, 190 кВт,  размах крыла: 23,7/21,7м,  длина: 12,4 м, высота: 4,3 м,  площадь крыла: 89,5 кв.м,  взлетный вес: 3975 кг,  масса пустого: 2740 кг,  макс. скорость: 140 км/ч,  крейсерская скорость: 130 км/ч,  потолок: 6500 м,  дальность с макс. нагрузкой: 840 км,  вооружение: 4 пулемета, 1000 кг бомб

 

 

                                                       Технические характеристики

Двигатели

2 х рядные 6-ти циллиндровые Mercedes D. IVa

 

Мощность (л.с.):

260

 

Высота (мм):

4300

 

Длина (мм):

12400

 

Размах крыла (мм):

23700

 

Площадь крыла (кв.м):

89,5

 

Пустой (кг) :

2739.8

 

Экипаж (кг):

240

 

Объем топливных баков:

841 liters (626.8 кг)

 

Объем маслобаков:

43 liters (79.8 кг)

 

Взлетный без бомб (кг):

3745.4

 

Взлетный с 7x50 кг (350кг) бомб (кг):

4095

 

Скороподъемность,
полные баки, без бомб

1000 м —

6 мин.

2000 м —

12 м. 38 с.

3000 м —

20 м. 46 с.

4000 м —

32 м. 07 с.

5000 м —

53 м. 37 с.

 

 

Скороподъемность,
полные баки,
7x50кг (350кг) бомб

1000 м —

7 м. 35 с.

2000 м —

16 м. 20 с.

3000 м —

27 м. 51 с.

4000 м —

47 м. 35 с.

 

 

Скорость (приборная),
полные баки,
без бомб (км/ч)

на уровне моря —

137.6

1000 м —

132.7

2000 м —

126.7

3000 м —

121.7

4000 м —

113.9

5000 м —

102.6

 

 

Практический потолок (м)

без бомб —

6850

350кг бомб —

4650

 

 

Продолжительность полета:

с бомбами —

5 ч.

без бомб —

7 ч.

 

 

Вооружение:

всего 2000 патрона

 

Носовая стрелковая позиция:

1 х Parabellum LMG 14/17 7.92мм, 4 барабана по 250 патронов каждый

 

Верхняя-хвостовая стрелковая позиция:

1 х Parabellum LMG 14/17 7.92мм, 4 барабана по 250 патронов каждый

 

Варианты бомбовых загрузок:

5 x 50кг (350кг)

7 x 100кг (700кг)

4 x 100кг (400кг)

1 x 300кг (300кг)

1 x 300кг + 4 x 100кг (700кг)