1-й авианалёт на Москву

 

      

                                    Первый воздушный налёт на Москву

                          21 июля 1941 года  немецкая авиация совершила первый налёт на Москву.

13 июля командир 8-го авиакорпуса генерал Вольфрам Фраер фон Рихтгофен (не путать с его четвероюродным братом Манфредом фон Рихтгофеном, прославившимся в первую мировую как «Красный барон») высказал мнение, что воздушный налет на Москву, имевшую свыше 4 миллиона жителей, ускорит катастрофу русских.

                              

                                                                 Вольфрам Фраер фон Рихтгофен                                                       

 На следующий день Гитлер в очередной раз заявил о необходимости бомбардировки советской столицы, «чтобы нанести удар по центру большевистского сопротивления и воспрепятствовать организованной эвакуации русского правительственного аппарата». В утвержденной фюрером 19 июля директиве № 33 «О дальнейшем ведении войны на Востоке» ставилась задача «по возможности быстрее начать силами 2-го воздушного флота, временно усиленного бомбардировочной авиацией с Запада, воздушные налеты на Москву».

В середине июля на Восток из состава находящегося во Франции 3-го воздушного флота перебрасываются шесть бомбардировочных авиагрупп. Кроме того, в бомбардировке Москвы должны были участвовать эскадра из состава 2-го авиакорпуса 2-го воздушного флота, две авиагруппы 5-го ак 4-го ВФ, две группы из 2-го ак 2-го ВФ, одна группа из 8-го ак 2-го ВФ. Таким образом, из пяти действовавших на Восточном фронте авиакорпусов только 4-й ак не готовился бомбить Москву.

 

                              Немецкий бомбардировщик Ju 88

 Технические данные Ju 88А-5

  • Экипаж: 4 человека
  • Максимальная взлетная масса: 13000 кг
  • Размеры длина х высота х размах крыла: 14,36 х 4,85 х 20,08 м
  • Силовая установка, количество двигателей х мощность: 2 х 1200 л. с.
  • Максимальная скорость полета на высоте 5500 м.: 440 км/ч
  • Скороподъемность: 9,2 м/с
  • Практический потолок:. 8230 м
  • Дальность полета: 2730 км
  • Вооружение: 4 х 7,92-мм пулемета MG-15
  • Максимальная бомбовая нагрузка: 2000 кг
  •  

            -технические характеристики самолёта Хейнкель-111:

Самолёт

Хейнкель-111

Год выпуска

1935

Мощность мотора, л.с.

2 х Юмо 211, по 1400 л .с.

Скорость

400 км/ч

Потолок

8400 м

Экипаж

5 чел.

Дальность полёта

2800 км

Размах крыльев

22,6 м

Площадь крыльев

87,6 м2

Максимальный полётный вес

14000 кг

Бомбовая нагрузка

до 3000 кг

Вооружение

1 пушка калибра 20 мм

Вооружение: пулемёты

1 пулемёт 13 мм ; 5 пулемётов 7,62 мм

Всего выпущено

5600

Тактика первых налетов на Москву мало отличалась от применявшейся при бомбардировках крупнейших городов Англии. Для наведения самолетов 100-й бомбардировочной группы, оборудованных радионавигационной аппаратурой «X-Gerat», создавались радиомаяки в районе Орши. Эти бомбардировщики, выполнявшие роли лидеров, выводились в створ радиолуча Орша – Москва и следовали строго определенным курсом, который не должны были менять, даже попадая в световые поля и под обстрел зенитной артиллерии. Экипажам самолетов определили конкретные цели, на которые предполагалось сбросить осветительные, зажигательные и фугасные авиабомбы. Авиаторов снабдили подробными картами города масштабов 1:25 000 и 1:40 000, а также фотопланшетами. Наиболее опытные экипажи брали на борт новейшие бомбы массой 2500 кг.

20 июля командующий 2-м воздушным флотом генерал-фельдмаршал А. Кессельринг провел совещание с командирами в связи с предстоящим рейдом. По его словам, русская авиация была уже практически разгромлена и оказать серьезного сопротивления не могла.

                                \

                                                                                 Альберт Кессельринг

Однако в Москве к отражению возможных налётов готовились уже давно, задолго до начала войны. Первые мероприятия по организации ПВО страны относятся к 1925 году. В 1939 году были созданы корпуса, дивизии и отдельные бригады ПВО. К этому времени технические средства могли обнаруживать самолеты на дистанции до 100 километров. Система управления огнем позволяла концентрировать огонь 12–15 батарей, создавать для ночного боя световые поля в несколько квадратных километров.

 

 

 Имеющиеся аэростаты позволяли ставить заграждения на площади порядка 200–400 квадратных километров.

 

                             

              

 

Оборонительный пояс охватывал Москву кольцом шириной 200–250 километров и был усилен по наиболее вероятным западным маршрутам налетов. Радиолокаторы РУС-1 располагались на линии Вязьма – Ржев.

 

         

Средства ПВО применяли комплексно и массированно, совместно со всеми родами войск. Главным условием успеха было взаимодействие истребительной авиации и зенитной артиллерии. Истребители вели бои днём в основном на расстоянии 100–200 километров от Москвы, вне зоны огня зенитных батарей. Ночью же истребители действовали преимущественно в пределах световых прожекторных полой, охватывающих каждое в среднем площадь 30×35 километров. Прожектористы ловили цель и передавали с луча на луч по всей трассе полета, а наши самолеты нападали на неё из темноты. 

85-миллметровое зенитное орудие 52-К, установленное на площади Коммуны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

                                                                            85-мм  зенитное орудие                              

Артиллерия прикрывала ближние подступы к объекту – зону в 30–40 километров. Малокалиберная артиллерия и пулеметы нередко располагались на территории охраняемого объекта, на крышах домов и фабрик, защищая от самолетов, прорывающихся на малых высотах.

  

 

                                                           37-мм  автоматическая зенитная пушка                                

 

       

 Войска ПВО страны перед войной насчитывали почти 182 000 человек. На их вооружении находилось более 4000 орудий и пулеметов, 1500 прожекторных установок, 850 аэростатов заграждения, 45 радиолокационных станций, 40 истребительных полков, выделенных для целей ПВО, имели около 1500 самолетов. Более половины парка составляли истребители И-16, примерно 25% – И-153, около 10% – Як-1 и МиГ-3.

 

 

                                                                                    И-153 “ Чайка “

 

                                                                                Як-1

  

                                                                     МиГ-3 в ночном бою

От налетов вражеской авиации Москву защищали не только войска ПВО. В самом городе с последствиями бомбовых ударов боролась местная противовоздушная оборона – МПВО. Ее подразделения укрывали жизненно важные объекты, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, тушили пожары и ликвидировали аварии.

 

Дополнительные меры по укреплению противовоздушной обороны города были приняты в последние предвоенные годы. Большую роль сыграл опыт, особенно в части затемнения, полученный в Ленинграде в ходе советско-финляндской войны. Изучалась также противовоздушная оборона Лондона и Берлина. Проводились общегородские учения.

С 13 часов 22 июня 1941 года в Москве и Московской области было объявлено угрожающее положение. С началом военных действий силы МПВО, состоящие из милиции и гражданского населения, усилили воинскими частями. Город был полностью затемнен, обеспечена светомаскировка транспорта, приведены в готовность бомбо- и газоубежища.

                                                    Московское метро во время авианалёта

Большую роль в защите от разрушений ценных объектов сыграла маскировка. Городские строения, в том числе заводы, маскировали централизованно, при участии архитекторов. Прежде всего это лишало летчиков ориентиров, сбивало даже опытных пилотов, участвовавших в налетах на Англию. На площадях возводили ложные постройки или разрисовывали асфальт так. что площади казались застроенными зданиями. Крыши цехов превращались в малоценную застройку. Маскировочные сети совершенно изменяли силуэты строений, представлявших историческую ценность, скрывали большие здания. Кое-где на крышах даже устроили пруды. Убедительность маскировки проверяли с наших самолетов.

 

 

 

                                                               камуфляж Большого театра

 

                                                           камуфляж  Манежной площади

 

Хорошие результаты дало сооружение ложных целей. У них как бы случайно ухудшали светомаскировку, и если бомба попадала в эту цель, то следующие самолеты старались поразить район начавшегося пожара. Иногда намеренно зажигали костры. Как правило, вторая волна машин сбрасывала свой груз на такой «пожар», обстреливала его из пушек и пулеметов.

Иногда сооружали ложные цели грандиозных размеров, хорошо прикрытые зенитной артиллерией. К ним относятся дублеры заводов и аэродромы-призраки. В 5 километрах от Тушинского аэродрома был сооружен ложный аэродром с ангарами, макетами аэродромных сооружений, макетами «яков» и «мигов».

Москву прикрывал 1-й корпус ПВО (генерал-майор артиллерии Д. А. Журавлев) и 6-й истребительный авиакорпус (полковник И. Д. Климов). Командовал Московской зоной ПВО генерал-майор М. С. Громадин.

                                                                             

                                                                Михаил Степанович Громадин

 Ко времени первого налета они располагали 1044 орудиями, 336 пулеметами, 702 постами наблюдения ВНОС, 124 постами аэростатов и 602 истребителями.

 Площадь Свердлова 30 июля 1941 года. Ju 88  был сбит 25 июля 1941 летчиками 3-го истребительного авиакорпуса в районе Истры и совершил вынужденную посадку. Через пять дней этот самолёт установили на площади Свердлова для всеобщего обозрения. Слева на заднем плане виден вход в метро.

Первый налёт начался вечером 21 июля. Он продолжался с 22 часов 25 минут до 3 часов 25 минут следующих суток. и поэтому в некоторых источниках датой первого налёта называют 22 июля.

Налет на Москву фашисты произвели 127 бомбардировщиков. 35 Не 111 из KG 53 под командованием подполковника Кюля (Kuehl) составляли "гвоздь программы", поскольку их главной целью был Кремль. Сначала показалось, что бомбардировщикам удалось накрыть цель, но после анализа фотоматериалов выяснилось, что вместо Кремля немцы разбомбили ...стадион. После этого случая немцы уже не пытались бомбардировать резиденцию советского правительства. На следующую ночь в небе Москвы появилось 115 Хейнкелей, затем, в ночь с 25 на 26 июля, - только три, а в ночь с 26 на 27 - 65, из которых один бомбардировщик был сбит.

 

Налет производился четырьмя последовательными эшелонами. Первый эшелон на подступах к Москве расчленился для бомбометания, но, будучи встречен истребительной авиацией и зенитной артиллерией, был рассеян. Только одиночным самолетам удалось прорваться к городу.

Последующие эшелоны – второй и третий –  налет производили одиночными самолетами и мелкими группами, производя бомбардировку с горизонтального полета, с высоты 1000-3000 метров зажигательными и фугасными бомбами. Бомбометание некоторых объектов производилось при помощи световых сигналов, поданных с земли вражескими агентами. Некоторые жители, не будучи завербованы немецкой разведкой нарочно нарушали светомаскировку и даже под шумок бомбёжки пытались устроить пожары. Но этих злопыхателей, ненавидящих собственную страну, быстро выловили. 

Не все москвичи. уходя в бомбоубежище, успевали закрыть двери жилищ. Это стало причиной совершавшихся во время налёта квартирных краж.

 

                                                здание театра имени Вахтангова на Старом Арбате

 

                                                         жилой дом на улице Большая Полянка

Садовая-Кудринская улица после бомбардировки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Немецкие самолеты сбросили 104 тонны фугасных бомб и более 46 тысяч штук мелких зажигалок. Однако в черте города упали лишь 9 фугасных и около 5000 зажигательных бомб. В результате первого налета в Москве пострадало 792 человека, 130 из которых погибли. В городе возникли 1166 очагов пожаров, причем 36 раз случались возгорания на военных объектах, а 8 – на железнодорожном транспорте. Огонь охватил постройки и вагоны на товарной станции Белорусская, военные склады на Волочаевской улице, хлебозавод и пакгаузы на Грузинском валу, несколько других небольших фабрик, заводов и жилых построек, а в Трубниковском переулке загорелось сразу несколько рядом стоящих домов. К 9 ч утра 22 июля все пожары удалось локализовать. Наибольшие разрушения были зафиксированы на платформе Подмосковная, где бомбардировкой сильно повредило 100 метров железнодорожного полотна, уничтожило 19 груженых вагонов, вывело из строя электросеть и телефонную станцию.

 

Истребительная авиация сделала 173 самолето-вылета. По докладам летчиков, сбито два самолета противника. По докладу частей зенитной артиллерии, было сбито 17 самолетов противника. Позднее, собрав сбитые немецкие самолёты, уточнили их количество. Их оказалось не 19, а 22. При этом лётчики, как оказалось сбили 12 бомбардировщиков противника, а зенитчики – 10.

Массированные налеты на Москву продолжались до 20 октября, но успеха противнику они не принесли. С каждым разом уменьшалось число самолетов, летавших на Москву: 180, 140, 120 и еще меньше. Ни одна из целей бомбардировки оказалась не только недостигнутой, но даже, по существу, не было найдено приемлемых решений для их достижения.

    

 Все упиралось в большие потери, которые несла вражеская авиация. По мнению фронтового командования люфтваффе, ПВО могло попросту истребить все самолеты, принимавшие участие в налетах на Москву.

 

                                     места падений бомб и пожаров в Москве до 20 октября 1941 года