ЗРК " Тор-2МЭ "

 

Зе­нит­ный ра­кет­ный ком­плекс «Тор-М2Э» пред­на­зна­чен для по­ра­же­ния са­мо­лё­тов, вер­то­лё­тов, аэ­ро­ди­на­ми­че­ских бес­пи­лот­ных ле­та­тель­ных ап­па­ра­тов, управ­ляе­мых ра­кет и дру­гих эле­мен­тов вы­со­ко­точ­но­го ору­жия, ле­тя­щих на сред­них, ма­лых и пре­дель­но ма­лых вы­со­тах в слож­ных ус­ло­ви­ях ор­га­ни­зо­ван­ных по­мех и ог­не­во­го про­ти­во­дей­ст­вия. Сис­те­ма «Тор-М2Э» обес­пе­чи­ва­ет ПВО днём и но­чью, в пло­хих ме­тео­ро­ло­ги­че­ских ус­ло­ви­ях, ра­бо­тая ав­то­ном­но или как часть груп­пи­ров­ки ПВО. Сис­те­ма мо­биль­на в ус­ло­ви­ях пе­ре­се­чён­ной ме­ст­но­сти, име­ет ми­ни­маль­ное вре­мя ре­ак­ции, обес­пе­чи­ва­ет вы­со­кую эф­фек­тив­ность и ог­не­вую про­из­во­ди­тель­ность. Об­ла­да­ет вы­со­кой сте­пе­нью по­ме­хо­за­щи­щён­но­сти в ус­ло­ви­ях при­ме­не­ния ор­га­ни­зо­ван­ных по­мех, осо­бен­но, в ус­ло­ви­ях ор­га­ни­зо­ван­ных по­мех са­мо­при­кры­тия. Спо­соб­на ко­ор­ди­ни­ро­ва­но дей­ст­во­вать в слу­чае ис­поль­зо­ва­ния двух бое­вых ма­шин без ко­манд­но­го пунк­та.

В состав ЗРК "Тор-М2Э" входят:

·                            Боевые средства:

o                                            боевая машина (БМ) 9А331МК (на колесном шасси <!--[CDATA[]]>или БМ

o                                                        9А331МУ  (на гусеничном шасси);

 

 

                                                                              в кабине

 

o                                                       зенитный ракетный модуль (ЗРМ) 9М334 с четырьмя зенитными

o                                                        управляемыми ракетами  9М331 <!--[CDATA[]]>.

       

·                                                                     Технические средства:

o                                                       транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т244;

 

o                                                       транспортная машина 9Т245;

o                                            машина технического обслуживания (батарейная МТО) 9В887М2К;

o                                                       машина технического обслуживания (полковая МТО) 9В887-1М2К;

                  машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М2К;

o                                                       комплект такелажного оборудования 9Ф116;

o                                                       тренажер операторов боевых машин;

 

o                                                       мастерская технического обслуживания МТО-АГ3М1. 

Дополнительно с комплексом может поставляться подвижный

унифицированный батарейный  командный пункт (БКП) 9С737МК.

БКП 9С737МК осуществляет управление групповыми действиями

батареи  БМ, связь с высшими и средними эшелонами ПВО.

 

Бое­вая ма­ши­на обес­пе­чи­ва­ет кру­го­вой об­зор про­стран­ст­ва в за­дан­ном сек­то­ре по уг­лу мес­та, об­на­ру­же­ние и опо­зна­ва­ние воз­душ­ных це­лей, ана­лиз воз­душ­ной об­ста­нов­ки, ав­то­ма­ти­че­ский вы­бор наи­бо­лее опас­ных для об­стре­ла це­лей; пе­ре­да­чу це­ле­ука­за­ния по вы­бран­ным це­лям на стан­цию на­ве­де­ния, до­поиск це­лей, за­хват, ав­то­со­про­во­ж­де­ние це­лей, оп­ре­де­ле­ние мо­мен­та вхо­ж­де­ния в зо­ну по­ра­же­ния, пуск ра­кет, их ав­то­ма­ти­че­ское на­ве­де­ние на це­ли по ра­дио­ко­ман­дам. По­иск, об­на­ру­же­ние и опо­зна­ва­ние воз­душ­ных це­лей мо­жет вес­тись при дви­же­нии бое­вой ма­ши­ны или на мес­те, пе­ре­ход к со­про­во­ж­де­нию це­лей и пуск ра­кет осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с ко­рот­кой ос­та­нов­ки.

 

 

 

 

 

Зе­нит­ная управ­ляе­мая раке­та 9М331 од­но­сту­пен­ча­тая, твердо­то­п­лив­ная, по­строе­на по аэ­ро­ди­на­ми­че­ской схе­ме «ут­ка» и ос­на­ще­на устрой­ст­вом, обес­пе­чи­ваю­щим га­зо­ди­на­ми­че­ское склоне­ние.

                       

 

 В ра­ке­те при­ме­не­ны склад­ные кры­лья, ко­то­рые рас­кры­ва­ют­ся и фик­си­ру­ют­ся в полет­ные поло­же­ния после стар­та ЗУР. В транс­порт­ном поло­же­нии левые и пра­вые кон­со­ли скла­ды­ва­ют­ся на­встре­чу друг дру­гу. Ра­ке­та обо­ру­до­ва­на ак­тив­ным ра­дио­взры­ва­те­лем, ав­то­пи­ло­том с при­во­да­ми рулей, ра­дио­бло­ком, бое­вой ча­стью ос­ко­лоч­но-фу­гас­но­го ти­па с пре­до­хра­ни­тель­но-ис­пол­ни­тель­ным ме­ха­низмом, сис­те­мой элек­тро­пи­та­ния, систе­мой газо­пи­та­ния ру­ле­вых при­во­дов на мар­ше и га­зо­ди­на­ми­че­ских ру­лей на стар­то­вом уча­ст­ке. На внеш­ней по­верх­но­сти корпу­са раке­ты раз­ме­ще­ны антен­ны ради­ов­зры­ва­те­ля и ради­об­ло­ка, а так­же ус­та­нов­ле­но по­ро­хо­вое ката­пуль­ти­рую­щее уст­рой­ст­во.

При стар­те ра­ке­та выб­ра­сы­ва­ет­ся ка­тапуль­той вер­ти­каль­но со ско­ро­стью око­ло 25 м/с. Скло­не­ние ЗУР на за­дан­ный угол, ве­ли­чи­на и на­прав­ле­ние кото­ро­го вводят­ся перед стар­том в ав­то­пи­лот со стан­ции на­ве­де­ния, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся до запус­ка дви­га­те­ля раке­ты в ре­зуль­та­те исте­че­ния продук­тов сго­ра­ния спе­ци­аль­но­го га­зо­ге­не­ра­то­ра че­рез че­ты­ре двух­со­п­ло­вых блока га­зо­рас­пре­де­ли­те­ля, ус­танов­лен­но­го у осно­ва­ния аэро­ди­на­ми­че­ско­го ру­ля. Га­зо­хо­ды, веду­щие к про­ти­во­по­лож­но на­прав­лен­ным соп­лам, пе­ре­кры­ва­ют­ся в зави­си­мо­сти от уг­ла по­во­ро­та руля. Объ­е­ди­не­ние аэ­ро­ди­на­ми­че­ско­го ру­ля и га­зо­рас­пре­де­ли­те­ля в еди­ный блок по­зво­ли­ло исклю­чить при­ме­не­ние специ­аль­но­го приво­да для сис­те­мы скло­не­ния. Газо­ди­на­ми­че­ское уст­рой­ст­во нак­ло­ня­ет раке­ту в нуж­ном на­прав­ле­нии, а за­тем пе­ред вклю­че­ни­ем твер­до­то­п­лив­но­го дви­гате­ля, при­ос­та­нав­ли­ва­ет ее пово­рот.

 
За­пуск дви­га­те­ля ЗУР осу­ще­ст­в­лял­ся на высо­те 16-21 м от зем­ли (ли­бо по ис­те­че­нии задан­ной одно­се­кунд­ной за­держ­ки от стар­та, ли­бо по дос­ти­же­нии угла от­кло­не­ния оси ра­ке­ты от вер­ти­ка­ли 50°). Та­ким об­ра­зом весь им­пульс РДТТ рас­хо­ду­ет­ся на при­да­ние раке­те ско­ро­сти в на­прав­ле­нии цели. По­сле за­пус­ка начи­на­ет­ся на­бор ско­ро­сти раке­ты, ко­то­рая на даль­но­сти 1,5 км со­став­ля­ла 700-800 м/с. Про­цесс ко­манд­но­го наве­де­ния начи­на­ет­ся с даль­но­сти 250 м. В свя­зи с ши­ро­ким раз­бро­сом линей­ных раз­ме­ров (от 3-4 до 20-30 м) и па­ра­мет­ров движе­ния целей (от 10 до 6000 м по вы­со­те и от 0 до 700 м/с по ско­ро­сти) для оп­ти­маль­но­го на­кры­тия вы­со­ко­ле­тя­щих це­лей ос­кол­ка­ми БЧ со стан­ции на­ве­де­ния на борт ЗУР вы­да­ют­ся значе­ния задерж­ки сра­ба­ты­ва­ния ра­ди­ов­зры­ва­те­ля, зави­ся­щие от ско­ро­сти сбли­же­ния раке­ты с це­лью. На ма­лых вы­со­тах обес­пе­чи­ва­лись се­лек­ция под­сти­лаю­щей поверх­но­сти и сра­ба­ты­ва­ние ра­ди­ов­зры­ва­те­ля только от це­ли. Для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти, в слу­чае на­ру­ше­ния нормаль­но­го поле­та, ра­ке­та лик­ви­ди­ру­ет­ся ав­тома­ти­че­ски, а так­же, в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти, мо­жет быть ли­к­ви­ди­ро­ва­на опе­рато­ром бое­вой ма­ши­ны.

 
Во­семь го­то­вых к пус­ку ра­кет рас­по­ла­га­ют­ся в антен­но-пус­ко­вом устрой­ст­ве в двух че­ты­рех­ме­ст­ных транспорт­но-пус­ко­вых контей­не­рах 9Я281. Кон­тей­нер вмес­те с зе­нит­ны­ми раке­та­ми обра­зу­ет ракет­ный модуль 9М334. Ка­ж­дая раке­та ком­плек­ту­ет­ся ка­та­пуль­ти­рую­щим устрой­ст­вом, обес­пе­чи­ваю­щим ее вер­ти­каль­ный старт. Ка­ж­дый модуль 9М334 ком­плек­ту­ет­ся двумя спе­ци­аль­ны­ми балка­ми, с по­мо­щью кото­рых моду­ли могут быть со­б­ра­ны в мно­го­ярус­ные паке­ты. В та­ких па­ке­тах осу­ще­ст­в­ля­ет­ся хра­нение и транс­пор­ти­ров­ка ра­кет на всех эта­пах экс­плуа­та­ции. Модуль 9М334 в те­че­ние уста­нов­лен­но­го сро­ка служ­бы экс­плуа­ти­ру­ет­ся без про­ве­де­ния регла­мент­ных работ и про­ве­рок бор­то­во­го обору­до­ва­ния ра­кет. Ос­нов­ные пара­мет­ры моду­ля: мас­са мо­ду­ля (ТПК плюс че­ты­ре раке­ты) с дву­мя бал­ка­ми - 1053 кг, мас­са без ба­лок - 973 кг, мас­са ТПК с дву­мя бал­ка­ми - 333 кг, мас­са од­ной бал­ки - 40 кг, га­ба­ри­ты моду­ля с дву­мя бал­ка­ми - 539x1507x3005 мм, без ба­лок - 444х1223х3005 мм.
Транс­порт­но-за­ря­жаю­щая ма­шина 9Т244 на шас­си ав­то­мо­би­ля «Урал-4320» пе­ре­во­зит один бое­ком­плект ракет (два мо­ду­ля 9М334). Она ос­на­ще­на гидро­кра­ном с ма­ни­пу­ля­то­ром и обес­пе­чи­ва­ет пе­ре­за­ря­жа­ние (извле­че­ние исполь­зо­ван­но­го кон­тей­не­ра и ус­та­нов­ку ново­го с ра­ке­та­ми) в те­че­ние не бо­лее 18 ми­нут. Бое­вой рас­чет - 3 че­ло­ве­ка. Масса ТЗМ с ЗУР - 15055 кг. За­пас хо­да по то­п­ли­ву - 600 км. Вре­мя пе­ре­во­да ТЗМ из по­ход­но­го поло­же­ния в бое­вое - до 10 ми­нут.

 

 
При за­ря­жа­нии боевой ма­ши­ны модуль сна­ча­ла пере­во­дит­ся из го­ри­зон­таль­но­го по­ложе­ния в вер­ти­каль­ное, затем опус­ка­ет­ся в шах­ту бое­вой ма­ши­ны.
Транс­порт­ная маши­на 9Т245 на шас­си ав­то­мо­би­ля «Урал-4320» пред­на­зна­че­на для пе­ре­воз­ки и дли­тель­но­го хране­ния четы­рех моду­лей 9М334 с ра­ке­та­ми и за­ря­жа­ния с нее бое­вой ма­ши­ны с по­мо­щью ТЗМ 9Т244. Мас­са за­гру­жен­но­го ав­то­мо­би­ля - не бо­лее 14000 кг. За­пас хо­да по то­п­ли­ву - 600 км.
Ма­ши­ны тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния. МТО 9В887М2К пред­на­зна­че­на для про­ве­де­ния техни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния и ре­мон­та сред­ст­ва­ми груп­по­во­го комплек­та ЗИП че­ты­рех машин, для кон­тро­ля функ­цио­ни­ро­ва­ния старто­вой авто­ма­ти­ки боевой ма­ши­ны. МТО 9В887-1М2К пред­на­зна­че­на для ре­мон­та шес­т­на­дца­ти боевых ма­шин сред­ст­ва­ми груп­по­во­го комплек­та ЗИП и ана­ли­за про­цес­са бое­вой ра­бо­ты с по­мо­щью аппа­ра­ту­ры расшиф­ров­ки запи­си аппа­ра­ту­ры до­ку­мен­ти­ро­ва­ния.
Ма­ши­на груп­по­во­го комплек­та ЗИП 9Ф399-1М2К пред­на­зна­че­на для транс­пор­ти­ро­ва­ния, хране­ния груп­по­во­го комплек­та ЗИП для ре­мон­та бое­вых ма­шин 9А332 в со­ста­ве зенит­ной ракет­ной бата­реи.
Ком­плект та­ке­лаж­но­го обору­до­ва­ния предна­зна­чен для:

  • про­ве­де­ния погру­зоч­но-раз­гру­зоч­ных ра­бот и па­ке­ти­ро­ва­ния ра­кет­ных мо­ду­лей;
  • про­ве­де­ния погру­зоч­но-раз­гру­зоч­ных ра­бот с па­ке­том до че­ты­рех моду­лей и па­ке­ти­ро­ва­ния от двух до че­ты­рех моду­лей;
  • транс­пор­ти­ро­ва­ния па­кета мо­ду­лей в пре­де­лах баз и по­груз­ки их в са­мо­лет;
  • хра­не­ния и транс­пор­ти­ро­ва­ния обо­ру­до­ва­ния, вхо­дя­ще­го в ком­плект.

 

 

 

Экс­плуа­та­ция комплек­са раз­ре­ша­ет­ся на вы­со­тах до 3000 м над уров­нем мо­ря, в лю­бое вре­мя го­да и су­ток, в раз­лич­ных мете­о­ро­ло­ги­че­ских ус­лови­ях в ин­тер­ва­ле темпе­ра­тур окру­жаю­ще­го возду­ха от -50°С до +50°С, в ус­ло­ви­ях солнеч­ной радиа­ции и от­но­си­тель­ной влажно­сти не бо­лее 98% при тем­пе­ра­ту­ре 35°С и ско­ро­сти вет­ра не бо­лее 30 м/с.

 

Количество одновременно обрабатываемых целей, шт

48

Количество одновременно сопровождаемых трасс целей с их ранжированием по степени опасности, шт

10

Количество одновременно поражаемых целей, шт

4

Огневая производительность, целей/мин

16

Скорость поражаемых целей, м/с

700

Дальность поражения, км

1-12

Дальность поражения средств ВТО, км

1,5-7

Высота поражения, м

10-10000

Высота поражения средств ВТО, м

50-6000

Зона поражения по курсовому параметру, км

-8...+8

Время реакции, сек

4,8

Боекомплект на БМ, ракет

8

Боевой расчёт на БМ, чел

3

Климатические условия эксплуатации:

 

температура, °С

-50...+50

влажность при температуре +35°С, %

98

высота над уровнем моря, м

до 3000

скорость ветра, м/с

до 30

 

                                                                          “ Тор-М2КМ

 

                                                                    “ Тор-М2КМ “ ( модульный )