ПЛАРК пр. 949А " Антей "

 

                  ПЛАРК - Проект 949А "Антей" (OSCAR II)

После первых двух кораблей, построенных по проекту 949, началось строительство подводных крейсеров по усовершенствованному проекту 949А (шифр “Антей”). В результате модернизации лодка получила дополнительный отсек, позволивший улучшить внутреннюю компоновку средств вооружения и бортового оборудования. В результате несколько выросло водоизмещение корабля, в то же время удалось уменьшить уровень демаскирующих полей и установить усовершенствованное оборудование.

По оценкам ряда отечественных специалистов, по критерию “эффективность-стоимость” ПЛАРК 949-го проекта является наиболее предпочтительным средством борьбы с авианосцами противника. По состоянию на середину 80-х годов стоимость одной лодки пр.949А составляла 226 млн. рублей, что по номиналу равнялось лишь 10% стоимости многоцелевого авианосца “Рузвельт” (2,3 млрд. долл. без учета стоимости его авиационного крыла). В то же время, по расчетам экспертов ВМФ и промышленности, один подводный атомоход мог с высокой вероятностью вывести из строя авианосец и ряд кораблей его охранения. Однако другие достаточно авторитетные специалисты подвергали сомнению эти оценки, считая, что относительная эффективность ПЛАРК завышена. Следовало учитывать и тот факт, что авианосец являлся универсальным боевым средством, способным решать предельно широкий круг задач, тогда как подводные лодки являлись кораблями значительно более узкой специализации.

После первых двух кораблей, построенных по проекту 949, началось строительство подводных крейсеров по усовершенствованному проекту 949А (шифр “Антей”).

 

                                                                               “ Омск “ спускают на воду

В результате модернизации лодка получила дополнительный отсек, позволивший улучшить внутреннюю компоновку средств вооружения и бортового оборудования. В результате несколько выросло водоизмещение корабля, в то же время удалось уменьшить уровень демаскирующих полей и установить усовершенствованное оборудование.

В настоящее время лодки проекта 949 выведены в резерв. В то же время группировка подводных лодок проекта 949А является, наряду с самолетами морской ракетоносной и дальней авиации Ту-22М-3, фактически единственным средством, способным эффективно противостоять ударным авианосным соединениям США. Наряду с этим боевые единицы группировки могут успешно действовать против кораблей всех классов в ходе конфликтов любой интенсивности.
Прочный корпус двухкорпусной подводной лодки, выполненный из стали, разделен на 10 отсеков.

                                                     ПЛАРК Проект 949А "Антей"

1 - Антенны ГАК

2 - Стеллажи с устройствами продольной и поперечной подачи с УБЗ комплекса торпедно-ракетного вооружения

3 - Носовой (торпедный) отсек  4 - Аккумуляторные батареи  5 - Ходовой мостик

6 - Второй (центральный) отсек  7 - ВСУ   9 - Третий отсек  10 - ПМУ   11 - Четвертый (жилой) отсек

          

                                                                                        кубрик отдыха

12 - Контейнеры с ПУ ПКРК "Гранит"  13 - Пятый отсек (вспомогательные механизмы)

14 - Шестой отсек (вспомогательные механизмы)  15 - Баллоны ВВД   16 - Седьмой (реакторный) отсек

17 - Реакторы   18 - Восьмой (турбинный) отсек  19 - Носовая ПТУ   20 - Носовой ГРЩ  21 - Девятый (турбинный) отсек

22 - Кормовая ПТУ   23 - Кормовой ГРЩ   24 - Десятый отсек (ГЭД)  25 - ГЭД

Энергетическая установка корабля имеет блочное исполнение и включает два реактора водоводяного типа ОК-650Б (по 190 мВт) и две паровые турбины (98.000 л. с.) с ГТЗА ОК-9, работающие на два гребных вала через редукторы, снижающие частоту вращения гребных винтов. Паротурбинная установка расположена в двух разных отсеках. Имеется два турбогенератора по 3200 кВт, два дизель - генератора ДГ-190, два подруливающих устройства.

Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 “Скат-3”, а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС. Корабль оснащен автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом “Симфония-У”.

  

Основное вооружение ракетного крейсера - 24 сверхзвуковых крылатых ракеты комплекса П-700 “Гранит”.

 

По бокам рубки, имеющей относительно большую протяженность, вне прочного корпуса расположено 24 спаренных бортовых ракетных контейнера, наклоненных под углом 40°. Ракета ЗМ-45, снаряжаемая как ядерной (500 Кт), так и фугасной боевыми частями массой 750 кг, оснащена маршевым турбореактивным двигателем КР-93 с кольцевым твердо-топливным ракетным ускорителем. Максимальная дальность стрельбы 550 км, максимальная скорость соответствует М=2,5 на большой высоте и М=1,5 - на малой. Стартовая масса ракеты - 7000 кг, длина - 19,5 м, диаметр корпуса - 0,88 м, размах крыла-2,6м. Ракеты могут выстреливаться как одиночно, так и залпом (до 24 ПКР, стартующих в высоком темпе). В последнем случае осуществляется целераспределение в залпе. Обеспечивается создание плотной группировки ракет, что облегчает преодоление средств ПРО противника. Организация полета всех ракет залпа, допоиск ордера и “накрытие” его включенным радиолокационным визиром позволяет ПКР выполнять полет на маршевом участке в режиме радиомолчания. В процессе полета ракет осуществляется оптимальное распределение между ними целей внутри ордера (алгоритм решения этой задачи был отработан Институтом вооружения ВМФ и НПО “Гранит”). При уничтожении каких - либо ракет их функции автоматически распределяются среди других. Сверхзвуковая скорость и сложная траектория полета, высокая помехозащищенность радиоэлектронных средств и наличие специальной системы отвода зенитных и авиационных ракет противника обеспечивают “Граниту” при стрельбе полным залпом относительно высокую вероятность преодоления систем ПВО и ПРО авианосного соединения.

 

 

                                                                            ракета 3М-45 “ Гранит “

 

 

                                                                         погрузка “ Гранит “ на борт лодки

Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды “Водопад” и “Ветер” на всех глубинах погружения.

 

                                                                                           “ Водопад “

 

                                                                                          “ Ветер “

 Он включает четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.

По оценкам, боевая эффективность модернизированного ракетного комплекса, находящегося в настоящее время в разработке, должна повыситься приблизительно в три раза по сравнению с РК “Гранит”, состоящим на вооружении. Перевооружение подводных лодок предполагается осуществлять непосредственно в пунктах базирования, при этом сроки и затраты по реализации программы должны быть минимизированы. В результате существующая группировка подводных лодок проекта 949А сможет эффективно функционировать до 2020-х годов. Ее потенциал еще больше расширится в результате оснащения кораблей вариантом КР “Гранит”, способным с высокой точностью поражать наземные цели при не ядерном снаряжении.

бухта Павловского

Гаджиево

    ТТХ лодки:
Экипаж - 109 чел (в т.ч. 44 офицера и 39 мичманов)
Длина - 154.8 м  Ширина - 18.2 м  Осадка - 9.2 м
Водоизмещение надводное нормальное - 14700 т
Водоизмещение полное - 24000 т (19400 т по др.данным)
Скорость подводного хода максимальная - 32 / 33.4 уз (под ГТЗА)
Скорость подводного хода экономическая - 5 уз (под ГЭД)
Скорость хода надводная максимальная - 14.6 / 15 уз (ГТЗА)
Глубина погружения предельная - 600 м
Глубина погружения рабочая - 500-520 м
Автономность - 120 суток
                Вооружение:
Ракетный ударный комплекс 3К45 "Гранит" с 24 наклонными ПУ СМ-225А со сверхзвуковыми ПКР 3М45 "Гранит" - SS-N-19 SHIPWRECK. Пусковые установки ракет расположены двумя группами по 12 шт по-бортно за пределами прочного корпуса.

Название

Заводской номер

Вступление в строй

Состояние

К-148 «Краснодар»

617

30 сентября 1986

На утилизации. Среди советских АПЛ, десятилетиями находившихся в отстое, будет утилизирована одной из последних.

К-173 «Красноярск»

618

31 декабря 1986

В отстое.

К-132 «Иркутск»

619

30 декабря 1988

В составе ТОФ, в резерве с 1997 года, в ожидании ремонта на СРЗ «Звезда» с 2001 года

К-119 «Воронеж»

636

29 декабря 1989

В составе СФ, закончен ремонт на СРЗ «Звёздочка»

К-410 «Смоленск»

637

22 декабря 1990

В ремонте до 2013. В составе СФ

К-442 «Челябинск»

638

28 декабря 1990

В резерве на ТОФ

К-456 «Тверь»

649

18 августа 1992

В составе ТОФ. До 2011 носила названия «Касатка», «Вилючинск»

К-266 «Орёл»

650

30 декабря 1992

В ремонте на СФ до 2013

К-186 «Омск»

651

15 декабря 1993

В составе ТОФ

К-141 «Курск»

662

20 января 1995

Погибла со всем экипажем в Баренцевом море 12 августа 2000 года

К-150 «Томск»

663

30 декабря 1996

В ремонте на ТОФ

К-139 «Белгород»

664

 

В 2012 году по заявлению главнокомандующего Военно-морским флотом России Владимира Высоцкого принято решение о достройке по спец. проекту.

20 декабря 2012 года в торжественной обстановке произошла перезакладка корабля по проекту 09852.

К-135 «Волгоград»

675

Заложен 2 сентября 1993 года. В 1998 году снят с производства и законсервирован.

К-160 «Барнаул»

676

Не достраивался. Готовность на 2002 год составляла 49 %.

К-?

677

Не достраивался.

К-?

678

Не достраивался.

К-?

679

Не достраивался.