Северный Флот. Часть II
Северный флот. Часть II
Из всех существующих флотов России Северный флот РФ является самым молодым. Если Черноморскому флоту исполнилось 220 лет, Балтийскому - 300 лет, то Северному флоту РФ – всего 80.
За 80 лет Северный флот прошел славный героический путь.
24 июня 1945 года 200 моряков североморцев приняли участие в Параде Победы.
В послевоенные годы Северного флота СССР продолжал усовершенствоваться, он стал ракетоносным, атомным, океанским.
В 1955 года в первый раз в мире в Белом море был совершен старт баллистической ракеты с подводной лодки.
В 1956 году в состав Северного флота была принята первая ПЛ Б-67 с баллистическими ракетами.
1 июля 1958 года флаг военно-морского флота был поднят на первой отечественной атомной подводной лодке К-3.
17 июля 1962 года, в первый раз в истории, атомная подводная лодка «Ленинский комсомол», после похода подо льдами Арктики, всплыла в районе Северного полюса, где был водружен флаг военно-морского флота, а также Государственный флаг СССР.
С 1962 года на Северном полюсе подводники северного флота побывали более 300 раз, выполняя задачи в приполюсных районах.
В 1966 году отрядом подводных лодок Северного флота было совершено групповое кругосветное плавание - 25 тысяч миль без единого всплытия.
В сентябре 1963 года впервые в истории двумя атомными подводными лодками СФ был совершен переход подо льдами Арктики с Северного флота СССР на Тихоокеанский флот. Подобный переход в последующие годы был совершен более 25 подводными лодками СФ.
Тяжелый авианесущий крейсер Киев стал первым плавающим аэродромом для авиации, с палубы которого полковник Ф. Матковский впервые поднял в небо самолет.
В 1965 году Северный флот СССР награжден орденом Красного Знамени.
авианесущий крейсер " Киев "
Сегодня моряки-североморцы продолжают улучшать воинское мастерство и боевую выучку, бдительно несут свою вахту, высоко держа звание моряка-североморца. СФ России по-прежнему остается боеготовым и надежно защищает северные рубежи Отчизны.
СФ России постоянно развивается - с 1991 года с борта тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» осуществляют взлеты самолеты палубной авиации. Крейсер систематически исполняет задачи боевой службы в Средиземном море и Атлантике.
Сегодня Северный флот РФ, входящий в состав созданного Западного военного округа, является самым мощным из всех военных флотов РФ. База Северного флота и штаб Северного флота находятся в ЗАТО Североморск. Современный Северный флот обладает атомными ракетными и торпедными подводными лодками, ракетоносной и противолодочной авиацией, ракетными, авианесущими и противолодочными кораблями. Современный Северный флот обладает на сегодняшний день единственными в мире надводными крейсерами с атомной энергетической установкой.
атомный крейсер " Пётр Великий "
Основные задачи Северного флота:
- поддерживать морские стратегические ядерные силы в постоянной готовности для ядерного сдерживания,
- обеспечить безопасность морского судоходства,
- защитить экономическую зону и районы производственной деятельности, пресечь незаконную производственную деятельность,
- выполнить внешнеполитические акции правительства.
Одной из существенных задач Северного флота в последнее время стало обеспечение безопасности гражданского судоходства. Присутствие Северного флота РФ в мировом океане усиливается, систематически выполняются учебно-боевые задачи. За последние три года тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» вместе с кораблями сопровождения прошёл экватор в «Золотой точке», пересёк Атлантику дважды, совершил заходы в Южно-Африканскую Республику, Венесуэлу, Францию, Индию, Сирию, участвовал в международных маневрах «Венрус-2008», «Индра-2009», «Восток-2010».
У истоков создания Кольской флотилии разнородных сил СФ стоял Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков. Говоря о замысле формирования и предназначения Кольской флотилии разнородных сил СФ, Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков подчеркнул ее место и роль в системе обороны морей, которые прилегают к нашему побережью.
2 мая 1982 года данная директива легла на стол Командующего Северным флотом А. П. Михайловского. Формирование Кольской флотилии разнородных сил СФ стало стержневым направлением в существовании Северного флота СССР.
В состав Кольской флотилии разнородных сил СФ была включена дивизия противолодочных кораблей из Североморска, соединения кораблей ОВРа из Линнахамари, Полярного, Гремихи, Порта-Владимира. Кроме того, флотилия приняла бригаду ракетных катеров из Гранитного, бригаду дизельных подводных лодок из Линнахамари и бригаду кораблей резерва из губы Сайда. Итого Кольская флотилия разнородных сил СФ имела два полка и десять бригад, примерно 150 кораблей и 8 пунктов базирования, которые были разбросаны по всему Кольскому побережью. Оперативный отдел штаба Кольской флотилии разнородных сил СФ возглавил капитан 1 ранга В.И. Турыгин. Начальником тыла Кольской флотилии разнородных сил СФ с подачи Б.К. Сычева был назначен капитан 1 ранга А. Колесников.
Кольской флотилии разнородных сил СФ предстояло: обеспечить развертывание главных группировок СФ России в океан и оборонять системы базирования СФ России; отражать удары воздушных атак с морских направлений; разгромить подводные лодки врага в Баренцевом море; истреблять группы и отряды боевых катеров и десантных кораблей. Серьезной задачей Кольской флотилии разнородных сил СФ была и оборона районов военного патрулирования отечественных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, а также защита промысловых рыболовецких кораблей в Баренцевом море.
Кольская флотилия разнородных сил СФ имеет в составе:
- 2 дивизию противолодочных кораблей, место базирования – Полярный, командир капитан 1-го ранга Евгений Ирза. Обладает 2 дивизия противолодочных кораблей следующими кораблями:
БПК Адмирал Чабаненко с бортовым номером 650, с 1999 года в составе флота.
БПК Адмирал Левченко с бортовым номером 605, с 1988 года в составе флота.
БПК Адмирал Харламов с бортовым номером 678, с 1989 года в составе флота. В резерве.
БПК вице-адмирал Кулаков с бортовым номером 400, с 1981 года в составе флота. В ремонте.
БПК Североморск с бортовым номером 619, с 1987 года в составе флота.
- 121 бригаду десантных кораблей, место базирования – Полярный, командир капитан 1-го ранга Николай Якубовский.
Бригада обладает следующими кораблями:
БДК Георгий Победоносец с бортовым номером 016, с 1985 года в составе флота.
Большой десантный корабль проекта 775 - БДК-55 «Александр Отраковский» с бортовым номером 031, с 1978 года в составе флота. В ремонте.
Большой десантный корабль проекта 775 - БДК-91 «Оленегорский горняк» с бортовым номером 012, с 1976 года в составе флота.
Большой десантный корабль проекта 775 - БДК-182 «Кондопога» с бортовым номером 027, с 1976 года в составе флота. В ремонте.
БДК проекта 1174 - «Митрофан Москаленко» с бортовым номером 020, с 1989 года в составе флота. В консервации.
- 161 бригаду подводных лодок, место базирования Полярный, командир капитан 1-го ранга Александр Горбунов, обладает дизельными подводными лодками проекта 877: Б-177 «Липецк», Б-401 «Новосибирск», Б-402 «Вологда», Б-459 «Владикавказ», Б-471 «Магнитогорск», а также ДПЛ проекта 877ЛПМБ - Б-800 «Калуга» и ДПЛ проекта 877Э - Б-808 «Ярославль».
- 7 бригаду кораблей охраны водного района, место базирования Полярный.
- 270 гвардейский дивизион малых противолодочных кораблей, место базирования губа Оленья, в составе имеет малые противолодочные корабли проекта 1124М: МПК-14 «Мончегорск» (в ремонте), ПК-59 «Снежногорск», МПК-194 «Брест» (в ремонте), МПК-203 «Юнга».
- 108 дивизион малых ракетных кораблей, место базирования Полярный, командир капитан 2-го ранга Александр Раковский, в составе имеет малые ракетные корабли: «Айсберг» с бортовым номером 512, «Накат» с бортовым номером 526, «Рассвет» с бортовым номером 520.
- 5 бригаду тральщиков, место базирования Полярный, командир капитан 1-го ранга Александр Пешков.
- 83 дивизион базовых тральщиков, место базирования Полярный, командир капитан 3-го ранга Дмитрий Цыганенко, обладает следующими базовыми тральщиками проекта 12650: БТ-50 «Ельня» (1986 года), БТ-97 «Полярный» (1984 года), БТ-111 «Авангард» (1988 года), БТ-152 «Котельнич» (1987 года) – в ремонте, БТ-211 «Вятчик» (1991 года), БТ-226 «Коломна» (1990 года) – в ремонте.
- 42 дивизион морских тральщиков, место базирования Полярный, командир капитан 2-го ранга Виктор Черман. В составе морские тральщики: «Владимир Гуманенко» (2000 года), «Комендор» (1974 года), «Машинист» (1975 года).
Соединения и части Кольской флотилии разнородных сил СФ с самого начала своего существования систематически участвовали в ряде учений СФ России. В ходе учений улучшалось оперативное искусство, тактика применения разных родов сил флотилии, улучшалась организационно-штатная структура Кольской флотилии разнородных сил СФ.
В 1997 году была возобновлена добрая традиция шефства - сформирована Ассоциация городов и субъектов РФ, которые шефствовали над частями и кораблями СФ России. В составе Краснознаменной Кольской флотилии разнородных сил СФ появляются «именные» надводные корабли и подводные лодки. Например, подводная лодка «Вологда» в 2001 году участвовала в праздничных мероприятиях и представляла ВМФ России в ВМБ Фаслейн (Великобритания). Экипажи кораблей Кольской флотилией разнородных сил СФ участвовали в международных учениях «Северный орел-2012» и «Помор-2012».
Краснознаменной Кольской флотилией разнородных сил СФ с 2010 года командует контр-адмирал Владимир Львович Касатонов.
СФ России включает в себя и 43 дивизию ракетных кораблей – командир контр-адмирал Александр Турилин. В составе 43 дивизии ракетных кораблей входят:
- тяжёлый авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов с бортовым номером 063, с 1990 года в составе флота.
- ТАРК Пётр Великий с бортовым номером 099, с 1996 года в составе флота.
- ТАРК Адмирал Нахимов с бортовым номером 080, с 1988 года в составе флота, сейчас в консервации.
- Маршал Устинов ракетный крейсер проекта 1164 с бортовым номером 055, с 1986 года в составе флота.
-эсминец проекта 956 «Адмирал Ушаков» с бортовым номером 434, в составе флота с 1993 года.
- гвардейский эсминец проекта 956 «Гремящий» с бортовым номером 406, с 1991 года в составе флота.
История Кольской флотилией разнородных сил СФ - это история боевых служб, длительных плаваний, безукоризненного выполнения заданий Отчизны в разных районах Мирового океана, благополучного освоения современных кораблей. Корабли Кольской флотилией разнородных сил СФ выполнили свыше 1500 выходов в Норвежское море, район Новой земли, Фареро-Исландского рубежа, в Средиземное море и Северо-Восточную Африку. Совершено свыше 70 деловых заходов и официальных визитов в зарубежные порты.
Сегодня Краснознаменная Кольская флотилия разнородных сил СФ является одной из самых боеспособных частей СФ России. Флотилия встречает профессиональные праздники успешным решением назначенных специальных и учебно-боевых задач.
Начало создания в Беломоре места дислокации военно-морских сил началось в июле 1940 года. Николай Кузнецов - Нарком ВМФ СССР, тогда подписал приказ о создании военно-морской базы в Молотовске – сегодня г. Северодвинск Архангельской области. В составе базы были включены и некоторые части Северного флота, которые дислоцировались в Белом море.
20 августа 1940 года база обрела свое название - Беломорская военно-морская база Северного флота. Ее главной задачей была оборона крупного судостроительного и судоремонтного центра в Молотовске, который был заложен в 1938 году, а также портов на Белом море и промышленного лесо-экспортного порта в Архангельске.
С началом Великой Отечественной войны, чтобы защитить побережья северных морей было недостаточно сил, которые базировались в Кольском заливе, поэтому Беломорская военно-морская база в августе 1941 года переформирована в Беломорскую военную флотилию. Беломорская военная флотилия успешно защищала северные морские коммуникации, обеспечивала морские перевозки и безопасность прохода советских судов и кораблей, обороняла заводы, города и базы.
Морякам-беломорцам в доблестной летописи Великой Отечественной принадлежит достойное место. Более 4-х тысяч краснофлотцев, офицеров и старшин удостоились медалями и орденами, два корабля-тральщика - ТЩ-32 и ТЩ-110, 12-я ОбрМП были награждены орденами Боевого Красного Знамени.
История Беломорской военно-морской базы является преемственность многовековых нерушимых традиций, представляет собой биографии людей: мичманов, офицеров, матросов СФ и гражданского персонала, которые связали свои судьбы с Северным флотом России.
Беломорская военно-морская база СФ России имеет в составе:
- 43-й отдельный дивизион кораблей охраны водного района, место базирования Северодвинск, командир капитан 2-го ранга Виталий Кулик. Обладает малыми противолодочными кораблями проекта 1124М: МПК-7 «Онега» (1991 год) с бортовым номером 164, МПК-130 «Нарьян-Мар» (1990 год) с бортовым номером 138 – в ремонте, а также морским тральщиком проекта 1332 - МТ-434 (1973 год) – в ремонте.
- 339-я отдельная бригада строящихся и ремонтируемых подводных лодок.
- 16-я бригада строящихся и ремонтируемых кораблей, место базирования Северодвинск.
-11-я эскадра подводных лодок, место базирования Заозёрск, в составе 7-я, 11-я и 18-я дивизии подводных лодок.
7-я дивизия подводных лодок место базирования Видяево, командир капитан 1-го ранга Александр Юлдашев.
Видяево
В составе имеет АПЛ проекта 945: Б-276 «Кострома» (1987 год) – в ремонте, Б-336 «Псков» (1993 год), Б-534 «Нижний Новгород» (1990 год) – в ремонте. АПЛ проекта 671РТМК - Б-414 «Даниил Московский» (1990 год) и Б-448 «Тамбов» (1992 год).
11 дивизия подводных лодок, место базирования Заозёрск, командир капитан 1-го ранга Игорь Мухаметшин. В составе имеет ПЛАРК проекта 949А: К-119 «Воронеж» (1989 год) – в ремонте, К-266 «Орел» (1992 год) – в ремонте, К-410 «Смоленск» (1990 год). А также ПЛАРК проекта 671РТМК: Б-138 «Обнинск» (1990 год) и Б-388 «Сосновый бор» (1988 год).
18 дивизия подводных лодок, место базирования губа Нерпичья, командир капитан 1-го ранга Сергей Шняк. В составе имеет ПЛАРБ проекта 941: ТК-17 «Архангельск» (1987 год) – в резерве, ТК-20 «Северсталь» (1989 год) – в резерве, а также ПЛАРБ проекта 941У - ТК-208 «Дмитрий Донской» (1982 год) - переоборудована для испытательных целей.
губа Нерпичья
- 12-я эскадра подводных лодок, место базирования Гаджиево в составе 24-я и 31-я дивизии подводных лодок.
Гаджиево
24 дивизия подводных лодок, место базирования губа Ягельная, имеет в составе атомные подводные лодки проекта 971: К-154 «Тигр» (1993 год) - в ремонте, К-157 «Вепрь» (1995 год), К-317 «Пантера» (1990 год), К-328 «Леопард» (1992 год), К-335 «Гепард» (2001 год) - в ремонте, К-461 «Волк» (1991 год) – в ремонте.
31-я дивизия подводных лодок, место базирования губа Ягельная, имеет в составе ПЛАРБ проекта 667БДР: К-44 «Рязань» (1982 год), К-496 «Борисоглебск» (1977 год) - в ремонте. А также ПЛАРБ проекта 667БДРМ: К-18 «Карелия» (1989 год) - в ремонте, К-51 «Верхотурье» (1984 год), К-84 «Екатеринбург» (1985 год), К-114 «Тула» (1987 год), К-117 «Брянск» (1988 год), К-407 «Новомосковск» (1990 год).
Беломорская военно-морская база надежными и крепчайшими узами сотрудничества связана с Северными машиностроительными компаниями и «Звездочкой». Моряки-беломорцы, начиная с боевых сороковых, несут свою службу вместе с тружениками данных градообразующих компаний.
Северные машиностроительные компании
Официальной датой формирования ВВС СФ считается 18 августа 1936 года. Тогда НК ВМФ подписал приказ о перебазировании первого авиационного подразделения на Север - 7 отдельное морское разведывательное авиационное звено, из 105-й авиабригады ВВС БФ.
17 сентября 1936 года в заполярный город Мурманск из Ленинграда уходил эшелон, который был загружен в разобранном виде тремя гидросамолетами МБР-2 и запасными частями к ним.
МБР-2
Командовал авиационным звеном старший лейтенант Г.В. Степанов, комиссаром был молодой летчик лейтенант В.И. Соловьев. Подразделение передали в состав Северного флота, и стало началом формирования авиации Северного флота. Авиаторы в первую зиму усваивали метеорологию Заполярья, привыкали к новой обстановке, занимались теоретической учебой. На морской аэродром авиационное звено перебазировалось в мае 1937 года, а в июне, после сборки своих трех самолетов, командир авиационного звена старший лейтенант Г. Степанов совершил первый вылет.
1 сентября 1937 года командующий Северного флота преобразовал 7-ое авиационное звено в 29-ю морскую разведывательную авиационную эскадрилью, переименованную весной 1938 года в 45-ю разведывательную морскую авиационную эскадрилью.
Авиация Северного флота в ноябре 1939 года вошла в Военно-воздушные силы. Генерал-майор авиации А.А. Кузнецов был назначен первым командующим ВВС СФ.
Из Белорусского Особого военного округа в декабре 1939 года прибыли на Север две истребительные эскадрильи, в состав которой входили самолетов И-153, И-16, И-15-бис и эскадрилья скоростных бомбардировщиков самолетов СБ-2. Из них был основан 72-й смешанный авиационный полк СФ.
СБ-2
Авиаторы-североморцы первый экзамен сдали во время советско-финляндского конфликта. Боевые вылеты в основном имели характер воздушной разведки. Оба авиационных полка совершали налеты на объекты противника и принимали активное участие в боях. Авиация Северного флота с честью выдержала первое серьезное испытание.
Авиация Северного Флота к началу Великой Отечественной войны являлась самой малочисленной, по сопоставлению с авиацией других флотов. Она обладала четырьмя авиационными воинскими частями и 116 боевыми самолётами, в том числе:
72 смешанный авиационный полк, который имел 49 истребителя (среди которых 28 самолетов И-15бис, 17 самолетов И-153, 4 самолета И-16) и 11 бомбардировщиков СБ; 118 морской разведывательный авиационный полк, который обладал 35 самолетами МБР-2 и 7 самолетами ГСТ;
24 отдельное авиационное звено связи, в состав которой были 2 самолета МБР-2;
34 отдельное санитарное авиационное звено, имеющее 2 самолета МБР-2;
49 отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья, обладающая 10 самолетами МБР-2.
Авиаторы-североморцы во время Великой Отечественной войны успешно выполняли воздушную разведку, прикрывали аэродромы, ВМБ и порты СФ. Авиация Северного Флота наносила удары по промышленным и военным объектам, боевым кораблям врага в Заполярье, защищала свои коммуникации. За героизм и мужество многие части ВВС СФ были преобразованы в гвардейские, удостоены почётных наименований и награждены орденами.
Награждены орденом Красного Знамени следующие соединения:
- 24 минно-торпедный авиационный полк - удостоен наименования «Киркенесский полк», преобразован в 9-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк,
- 46 штурмовой Краснознамённый авиационный полк - удостоен наименования «Печенгский полк»,
- 20-й истребительный авиационный полк - удостоен наименования «Киркенесский полк»,
- 72-й смешанный авиационный полк - удостоен наименования «Печенгский полк», преобразован во 2 гвардейский смешанный авиационный полк, присвоено имя Б.Ф.Сафонова,
- 118 разведывательный авиационный полк – удостоен наименования «Киркенесский полк»,
- 6-я истребительная авиационная дивизия - удостоена наименования «Печенгская»,
- 14 смешанная авиационная дивизия,
- 95-й авиационный полк,
- 27-й истребительный авиационный полк,
- 78-й истребительный авиационный полк,
- 255-й истребительный авиационный полк.
Состав ВВС Северного флота в 2000 году:
- 73 отдельная противолодочная авиационная эскадрилья, вооруженная самолетами Ту-142М3 и Ту-142МР,
Нейтральные воды. Р-3С Орион сопровождает наш ТУ-142М
- 279 отдельный корабельный истребительный авиационный полк, вооруженный палубными истребителями Су-33,
- 403 отдельный смешанный авиационный полк,
- 830 отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк,
- 924 отдельный гвардейский морской ракетоносный авиационный полк, вооруженный самолетами Ту-22М3.
Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3
Сегодня Военно-транспортная авиация России осуществляет транспортное обеспечение ледовой базы Барнео-2013, которая находится в районе Северного полюса. На дрейфующий лед доставят более 50 тонн оборудования, генератор, топлива, два трактора, продукты питания и более 20 членов экспедиции. Продолжительность полета до базы Барнео составляет около 8 часов.
Выброска груза осуществляется с малых высот парашютным способом. Пилот модифицирует угол тангажа и груз под своим весом выкатывается из грузового отсека. Подобные операции в сверхвысоких арктических широтах выполняют только экипажи ВВС РФ.
Авиация Северного Флота является гордостью нашей страны, ее летчики выполняют уникальные единственные в мире операции, они верны своей службы и никогда не сворачивают с боевого курса..
Боевой путь легендарного 61 полка морской пехоты представляет собой героическую летопись ратных дел с характерными заполярной морской пехоте дерзким маневром, наступательным порывом, высокой доблестью, стремительностью, беззаветной отвагой и преданностью России!
Днем рождения 61 полка морской пехоты считается 5 мая 1943 года. Сформированный в середине войны, 61 полк морской пехоты успел много повоевать, завоевав в сражениях неувядаемую славу.
.
В период с 8 августа 1943 года по 10 сентября 1944 года 61 полк морской пехоты вел военные действия в составе Карельского фронта. В октябре 1944 года 61 полк морской пехоты принимал участие в Петсамо-Киркенесской операции, освободив от врага поселки Петсамо (сегодня - Печенга) и Каккури, город Киркенес.
За мужество и героизм 25 октября 1944 года 61 полку морской пехоты было присвоено почетное наименование «Киркенеcский», 6 января 1945 года был награжден орденом Красного Знамени.
В 1966 году часть была включена в состав Краснознаменного Северного флота СССР как отдельный Киркенесский Краснознаменный 61-й полк морской пехоты. Через 14 лет, в 1980 году, полк был преобразован в отдельную Киркенесскую Краснознаменную 61-ю бригаду морской пехоты Северного флота СССР, которая дислоцировалась в гарнизоне Спутник.
Состав береговых войск Северного флота:
1) 61-й отдельный Киркенесский Краснознаменный полк морской пехоты, расположенный в поселке Спутник. В его составе входит:
- управление,
- два батальона морской пехоты, на вооружении БТР-80 в бою незаменимы,
- разведывательный батальон, на вооружении БТР-80, МТЛБ,
- десантно-штурмовой батальон морской пехоты, где служат «бойцы трех стихий», в воздухе, на море и на суше они непобедимы,
- два артиллерийских дивизиона, на вооружении 2С1 Гвоздика и 2С9 Нона.
2С1 Гвоздика
- батальон материально-технического обеспечения,
- батальон связи,
- зенитно-артиллерийский дивизион, вооружен ЗРК Шилка,
ЗРК Шилка
- инженерно-саперная рота,
- подразделение РХБ Защиты.
Всего в 61-й полк морской пехоты служат 1270 человек личного состава. На вооружении: 74 единицы советских танков Т-80; 59 единицы БТР-80 в бою всегда; 12 единиц 2С1 Гвоздика; 22 единицы 2С9 Нона, 11 единиц 2С23. А также морская пехота Северного флота снабжена: 134 единицами МТ-ЛБТ; 3 единицами БМП-1КШ, 4 единицами ПРП-3; 3 единицами ПРП-4; 10 единицами ПУ-12; 2 единицами Р-145БМ; 15 единицами 1В119, 3 единицами 1В18, 1 единицей 1В19, 1 единицей БТР-ПУМ, 1 единицей ЗС-88 (БТР-80).
2) 160-й ООБ ПДСС, расположен в Видяево,
3) 269-й ООБ ПДСС, расположен в Гаджиево,
4) 313 ООБ ПДСС, расположен в пос. Спутник,
5) 420-й морской разведывательный пункт, расположен пос. Полярный, район Мурманска, обладает тремя ротами водолазов-разведчиков, ротой подводного минирования, ротой малых носителей, мастерскими, водолазными и ПДС подразделениям обеспечения.
6) 536-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада, расположена в Снежногорске, губа Оленья,
7) 180-й отдельный морской инженерный батальон, расположен в Североморске,
8) 516-й узел связи, расположен в Североморске,
9) подвижный узел связи, расположен в Полярный,
10) 215-й полк радиоэлектронной борьбы, расположен в Североморске,
11) 200-я отдельная Печенгская мотострелковая бригада, расположена в п. Печенга.
С 1967 по 90-ые годы морские пехотинцы СФ 28 раз принимали участие в боевых службах и дальних походах кораблей Северного флота СССР, которые заходили в порты Сирии, Египта, Анголы, Гвинеи, Бенина, Принсипи, Сан-Томе, на Крит и Мальту.
Высокое мастерство морпехи Северного флота неоднократно проявлялось во время бесчисленных учений: «Материк-71», «Балтика-78», «Запад-81», «Магистраль-83» и других. В 1986 году отдельный десантно-штурмовой батальон бригады и разведчики капитана Ю. Еремцова впервые осуществили высадку парашютным способом на остров Колгуев в Карском море. В 1987 году, личный состав роты плавающих танков ПТ-76 совершил многокилометровый переход морем из губы Нижняя Титовка в губу Кутовая.
История гарнизона Спутник представляет собой книгу судеб людских, в ней находится и страница беспримерного мужества и героизма, которая увековечена в мраморе памятника «черным беретам», посвященного павшим на Северном Кавказе. Когда началась первая чеченская кампания, в Спутнике сразу пошли разговоры о том, что морские пехотинцы СФ примут участие в ней. Морская пехота Северного флота была объявлена Дудаевым «врагом номер один» и началась настоящая охота на «белых медведей»: боевикам обещали пятьсот долларов за «голову» матроса-североморца, офицера или прапорщика морской пехоты Северного флота - полторы тысячи.
Через четыре года в гарнизоне Спутник вновь прозвучал сигнал боевой тревоги, отдельный десантно-штурмовой батальон принял участие в контртеррористической операции в Дагестане и Чечне. Скорбный список из 64 североморцев, которые погибли в первую чеченскую кампанию, дополнился еще 16-ю морскими пехотинцами СФ.
Морпехи Северного флота сражались доблестно, не напрасно бандиты их боялись и до сих пор боятся, ведь «черные береты» поистине страха не знают.
Пока в строю, такие бойцы как морские пехотинцы СФ, Россия - будет непобедима! И неудивительно, что там, где морской десант Северного флота, там всегда победа!
Начало смотрите на сайте :
Для продвинутых - Флотоводцы - Северный Флот - Часть I