Северный Флот. Часть I

 

                             

                            «СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ — НЕ ПОДВЕДЕТ ! »

Из истории становления Северного флота России


С.В. Пен. Основание Архангельска. 1999 г. (миниатюра - Г.С. Мусикийский. Портрет Петра I. 1723 г.)

С 1996 г., когда был подписан приказ главнокомандующего Военно-Морским Флотом № 253, день рождения Северного флота  отмечается 1 июня. Именно в этот день, в далеком 1933 г., начальником штаба РККА был издан циркуляр о сформировании Северной военной флотилии. Однако история военно-морских сил России на Севере представляет собой достаточно продолжительную цепь событий, начавшихся с создания волей Петра Великого и при его непосредственном участии первых регулярных военно-морских подразделений на Белом море и приведших к образованию современного Северного флота России.

 

                                                                  Пётр I на берегу Белого моря

Многовековое владение Россией побережьем Белого и Баренцева морей способствовало развитию русского кораблестроения и мореходства на Севере.

 

Не случайно первое морское плавание молодого царя Петра Алексеевича, мечтавшего о создании регулярного военного флота, на 12-пушечной яхте «Святой Петр», произошло в 1693 г. именно во время его посещения Архангельска.

 

                                              Гостиный двор Архангельска во времена Петра I

В последующем Петр I рассматривал Архангельск и Двинские верфи как важнейший пункт кораблестроения северо-западного региона России, где всегда в наличии были опытные корабельные мастера и работные люди.


Яхта «Святой Петр». Судно голландского образца, построенное в Архангельске весной 1693 г. корабельными мастерами П. Басом и Г. Янсеном.
Имело одну мачту с прямым и косым парусами и было вооружено 12 пушками

В связи с этим в 1701 г. в Архангельске было образовано адмиралтейство для строительства военных судов. Главной задачей северного кораблестроения являлись постройка и поставка боевых кораблей для Балтийского флота. При этом собственных морских сил при Архангельском адмиралтействе и порте не было. Существовали лишь защитные береговые укрепления и Новодвинская крепость на берегу реки Малая Двинка, основанная по указу Петра I от 17 (28) декабря 1700 г.

У стен этой крепости 25 июня (6 июля) 1701 г. была достигнута первая в Северной войне победа над морскими силами Швеции и взяты в качестве приза два шведских военных корабля, пытавшихся захватить Архангельский порт.

 


План Архангельской Новодвинской крепости в устье Северной Двины. Заложена в мае 1701 г.


Гравюра Новодвинской крепости из книги художника-путешественника
К. де Брюйна «Путешествие через Московию», Амстердам, 1711 г.

В 1702 — 1725 гг. шло интенсивное строительство военных кораблей и перевод их на Балтику либо водным путем, либо по «Осударевой дороге» от Нюхоцкой пристани Поморского берега Онежской губы до Повенца. Всего за этот период было построено 126 судов двенадцати типов. В дореволюционных энциклопедиях и словарях есть упоминания об Архангельских эскадрах периода 1707 — 1715 гг. Однако эти эскадры, не имевшие утвержденной оргштатной структуры и самостоятельных боевых задач, формировались из строившихся в Архангельске судов для перехода на Балтику.

 

 
В.И. Суриков. Петр I с командой перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 г. 1872 г.

После вступления на российский престол императрицы Анны Иоанновны реформу флота возглавил генерал-адмирал граф А.И. Остерман. По его представлению, 24 января (4 февраля) 1732 г. был издан высочайший указ «о приведении флота в надлежащий добрый и надежный порядок» для «лучшей пользы и безопасности государства». На основании указа, по аналогии с Военной комиссией, была образована так называемая «Воинская морская комиссия о рассмотрении флотов», непосредственно занявшаяся ревизией всех флотских дел. По результатам работы комиссии в начале 1733 г. были составлены и утверждены новые штаты флоту, упорядочены дела в лесном хозяйстве, и 15 (26) марта создан Архангельский военный порт. Первым командиром Архангельского военного порта был назначен вице-адмирал П.П. Бредаль.


И. Бер. Портрет генерал-адмирала графа А.И. Остермана
в орденских одеждах ордена Св. Андрея Первозванного. 1730-е гг.

Кроме того, Комиссия определила «из построенных в Архангельске кораблей некоторую эскадру при том порте для диверсий содержать». Эта эскадра явилась первым штатным соединением военных кораблей на русском Севере. В зону действия Архангельской эскадры входили Беломорье и побережье Кольского полуострова, где строились пункты базирования (в т.ч. в Екатерининской гавани), береговые батареи и устанавливалось навигационное оборудование («огненная сигнализация»). Для охраны Кольского залива и Двинского устья выделялись специальные отряды судов, в море учреждалось крейсерство.

Первая боевая задача перед Архангельской эскадрой была поставлена во время Русско-шведской войны 1741 — 1743 гг. Весной 1742 г. главному командиру Архангельского порта вице-адмиралу П.П. Бредалю было поручено подготовить к 5-месячному плаванию 4 линейных корабля, 4 фрегата и гукор, находящихся в Архангельске, а также 3 линейных корабля и фрегат, зимовавших в Екатерининской гавани Кольского залива ( будущий г. Мурманск ).

 

 

Приняв командование над эскадрой, Бредаль должен был следовать в Балтийское море для соединения с Балтийским флотом. При этом ему предписывалось в случае необходимости вступать в бой со шведскими военными судами. В это же время эскадра кораблей под командованием капитана-командора В. Лювеса, базировавшаяся в Екатерининской гавани Кольского залива, выполняла задачи по охране побережья и предупреждения произвола шведских каперов в Баренцевом море.

В 1765 — 1766 гг. капитан-командор В.Я. Чичагов, являвшийся помощником главного командира Архангельского порта, дважды на трех небольших судах совершал из Колы «секретную экспедицию» для отыскания «морского прохода Северным океаном в Камчатку». Русские моряки достигли 80 градусов 26 минут северной широты, побив рекорд Г. Гудзона, но сплошные льды не позволили продвинуться далее.


Адмирал В.Я. Чичагов. Неизвестный художник


Е.В. Войшвило. Корабли «секретной экспедиции» отряда В.Я. Чичагова у берегов Шпицбергена

В период борьбы Северо-американских колоний за свою независимость, на основании указа Екатерины II от 26 января (6 февраля) 1779 г., для обеспечения свободы судоходства в Северном море из Архангельска туда был отправлен отряд русских военных судов в составе 2 линейных кораблей и 2 фрегатов. В указе, который, по существу, можно считать боевой инструкцией, по этому поводу говорилось: «Сим повелеваем... определяемому на них командиру: 1-е, чтоб он, по открытии весною навигации, вышел в Северное море и чрез все лето крейсировал там от Белого моря до Кап Норда и в окружности оного, составляя из эскадры своей такую цель, дабы без ведома его ни одно судно прокрасться не могло. 2-е, чтоб он, таким образом, стережа и карауля, доколе время дозволять будет, безопасность общей навигации, если встретит какой либо иностранный капер с патентом своего Правительства, пристойно объявя офицерам и экипажу оного, что пребывание их в тамошних водах ни дозволяемо, ни терпимо быть не может, чтоб они поэтому ехали назад, куда им угодно... В случае безрассудного их упорства, а наипаче действительного в ремесле своем покушения, не возможет он обойтиться без употребления противу их самой силы, оставляя уже на их собственный счет все из того неприятные последствия».

В эпоху «наполеоновских войн» наличие эскадры в Архангельске обеспечило устойчивость обороны важнейших пунктов на побережьях северных морей, что явилось важным военно-политическим фактором, с точки зрения защиты русской морской торговли и способности России выполнять обязательства перед союзниками по антифранцузским коалициям.


Карта Архангельской губернии

захват коттером “ Меркурий “ под командованием Р.В. Кроун шведского фрегата “ Венус “

Кроме того, определенную роль беломорские эскадры сыграли в военных действиях на море при отражении нашествия Наполеона на Россию и в ходе Заграничных походов русской армии 1813–1814 гг.

После того как 6(18) июля 1812 г. в шведском городе Эребру был подписан англо-русский мирный договор, эскадра в составе 8 линейных кораблей под командованием вице-адмирала Р.В. Кроуна начала переход из Архангельска в Балтийское море и далее в Англию. Действуя совместно с британским флотом, русские моряки участвовали в блокаде побережья Голландии и в нападениях на приморские крепости противника.

                                              

Во время Восточной (Крымской) войны 1853–1855 гг. корабли, находившиеся в Архангельске, обеспечивали оборону русского Севера.

Русская эскадра в Архангельске продолжала активно действовать до середины XIX в., когда в связи с внедрением на флоте судов с паровым двигателем и металлическим корпусом, 5 (17) марта 1862 г. Архангельский военный порт был закрыт.

 

В Первую мировую войну 1914 — 1918 гг. морские коммуникации в северных морях, связывавшие Россию с союзниками по Антанте, приобрели стратегическое значение. Для их обороны 19 июня (2 июля) 1916 г. приказом по Морскому ведомству была создана флотилия Северного Ледовитого океана с базами в Александровске (Полярном), Романове-на-Мурмане (Мурманске), Иоканьге и Архангельске. В августе 1918 г. флотилия вошла в состав войск и сил под командованием генерал-лейтенанта Е.К. Миллера. В ходе Гражданской войны в России основная часть боевого состава флотилии была утеряна.

В марте 1920 г., после занятия Красной Армией Архангельска, оставшиеся в строю корабли вошли в состав вновь созданной Беломорской военной флотилии, преобразованной 24 апреля того же года в Морские силы Северного моря.

 

 Но уже в декабре 1922 г. они были расформированы.

Регулярный, постоянный Северный флот появился в 1933 году, когда 1 июня была основана Северная военная флотилия с базированием на Кольском заливе. Захар Александрович Закупнев был назначен первым командующим Северной военной флотилией.

                                       

                                                                     Захар Александрович Закупнев

Для этого с Балтики в Кольский залив были переведены 3 эсминца, 3 сторожевых корабля и 3 подводные лодки, составившие основу первых корабельных соединений, базировавшихся первоначально в Мурманске, а с 1935 г. — в Полярном.

Впервые в 1935 году дивизион подводных лодок осуществил поход к Новой Земле.

В 1938 году подводная лодка «Д-1», пройдя более 11 тысяч миль, провела в море 120 суток.

В 1936 году двумя эскадренными миноносцами «Сталин» и «Войков» был совершен беспримерный переход великим Северным морским путем из Заполярья на Дальний Восток.

 

                                                                       эсминец “ Сталин “

 

                                             переход боевых кораблей СФ  Северным морским путём

В 1938 году в первый раз в истории Военно-Морского Флота подводная лодка «Д-3» выполнила плавание - 30 минут подо льдами.

 

В 1940 году в первый раз в истории Военно-Морского Флота подводной лодки Щ-423 был осуществлен переход великим Северным морским путем из города Полярного во Владивосток.

В 1936 г. сюда же с Балтики было перебазировано отдельное звено самолётов МБР-2, ставшее первым авиационным формированием флотилии.

 

                                                                                             МБР-2

11 мая 1937 года Народный комиссар обороны издал приказ о преобразовании Северной военной флотилией в Северный флот СССР. Флагман 1 ранга Константин Иванович Душенов был назначен командующим северным флотом , в связи с чем были приняты дополнительные меры по усилению корабельного состава и авиации флота. В его состав дополнительно вошли 5 эсминцев, 14 подводных лодок, несколько десятков вспомогательных кораблей и судов. Это позволило сформировать бригады эсминцев и подводных лодок, а также соединение охраны водного района.

                               

                                                                          Константин Иванович Душенов

 

                                                                        эсминец “ Урицкий “

 

                                                                эсминец “ Валериан Куйбышев “

 

 

                                                                   ПЛ  Д-2 “ Народоволец “

Одновременно с освоением районов базирования и операционной зоны флота шло освоение Северного морского пути, сыгравшего важную роль в укреплении обороны советского сектора Арктики в мирное время, а позднее и в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Накануне войны по Севморпути на Дальний Восток совершили переход эсминцы «Войков» и «Сталин», тем же путем туда перешли гидрографические суда «Охотск», «Океан» и «Камчадал», а в 1940 г. из Мурманска во Владивосток за одну навигацию своим ходом перешла подводная лодка «Щ-423». Корабельные силы и авиация флота приняли участие в операции по эвакуации полярников дрейфующей станции «Северный полюс-1».

 

Во время Советско-финляндской войны 1939 — 1940 гг. Северный флот поддерживал действия войск Красной Армии на суше и обеспечивал воинские перевозки по коммуникациям в Баренцевом и Белом морях.

В ходе Великой Отечественной войны Северный флот оборонял морское побережье советского Заполярья, поддерживал сухопутные войска, защищал свои морские коммуникации и нарушал коммуникации противника. Благодаря совместным действиям 14-й армии Северного фронта и Северного флота планы германского командования по захвату Мурманска и пунктов базирования флота на Кольском полуострове потерпели провал.

 

Моряки Северного флота воевали и на суше. За счет личного состава флота были сформированы отдельная бригада, несколько полков и батальонов морской пехоты общей численностью около10 тыс. человек. В 1942 г., когда Ставка Верховного Главнокомандования возложила на Северный флот ответственность за оборону полуостровов Средний и Рыбачий, был создан Северный оборонительный район. С этой задачей личный состав флота справился успешно.

 

 

 

Важным вкладом Северного флота в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в Заполярье стали десантные действия. Всего за время войны флот осуществил высадку 15 оперативно-тактических и тактических морских десантов. В октябре 1944 г. совместно с Карельским фронтом он провел успешную Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию.

 

 

 

Задачей стратегической важности было обеспечение проводки союзных конвоев. Для ее решения корабли Северного флота совершили более 800 выходов, несколько тысяч вылетов выполнила авиация флота. В целом флот обеспечил проводку в составе союзных конвоев около 1400 судов и провел 1548 конвоев по внутренним коммуникациям.

 

За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны 12 боевых соединений флота были преобразованы в гвардейские, 14 присвоены почётные наименования. Золотую медаль Героя Советского Союза получили 85 североморцев, а трое из них были удостоены этого звания дважды. Более 48 тыс. североморцев за годы войны награждены орденами и медалями.

В послевоенные годы Северный флот превратился в наиболее мощное оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота Советского Союза. Основу его сил составили атомные ракетные и многоцелевые подводные лодки, соединения ракетоносной авиации, ракетных, авианесущих и противолодочных кораблей. Личный состав Северного флота внес существенный вклад в создание морских стратегических ядерных сил, благодаря чему ВМФ СССР приобрел способность решать задачи на всем пространстве Мирового океана.