Балтийский флот. Часть II

 

                                                            Балтийский флот.  Часть II

Борьбу за возвращение выхода к Балтике Россия с новой силой развернула в первой четверти XVIII века. К этому времени она превратилась в огромную державу, владения которой простирались от Северного Ледовитого океана до Причерноморья и от Чудского озера и Ладоги до Берингова и Охотского морей.

 

Однако, несмотря на обширность территории и разнообразие природных богатств, страна в своем экономическом развитии заметно отставала от государств Западной Европы. Одной из причин этого была оторванность России от Балтийского и Черного морей, через которые пролегали кратчайшие и наиболее удобные торговые пути в западноевропейские страны. Поэтому борьба за утверждение на этих морях составляла тогда основное содержание внешней политики правительства Петра I. Оценивая положение Русского государства, К. Маркс писал: «Ни одна великая нация никогда не существовала в таком отдаленном от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого, никогда ни одна нация не мирилась с тем, чтобы ее морские побережья и устья рек были от нее оторваны... Россия не могла оставить устья Невы, этого естественного выхода для продукции Северной России, в руках шведов, также как устьев Дона и Буга и Керченского пролива в руках кочевых татарских разбойников...».

Русский регулярный военно-морской флот родился в ходе Азовских походов 1695–1696 гг., составлявших главное содержание войны России с Турцией за возвращение побережья Азовского и Черного морей. Он вырос и возмужал в годы Северной войны 1700–1721 гг., политической целью которой со стороны России было стремление возвратить исконные русские земли на берегах Балтийского моря, отторгнутые Швецией.

К началу войны сухопутные армии России (около 40 тыс. человек) и Швеции (около 45 тыс. человек) были примерно равными по численности. Но Швеция имела сильный военно-морской флот, состоявший из 38 линейных кораблей и 10 фрегатов, а также множества меньших по тоннажу боевых парусных и гребных судов.

 

                                                                                       шведский флот

Россия флота на Балтике не имела. Начало войны было для русской армии неудачным — 19 ноября 1700 г. у стен Нарвы она потерпела серьезное поражение. Воодушевленное победой, шведское военное командование вознамерилось полностью лишить Россию торговых связей с Европой. Была снаряжена эскадра кораблей для нападения на Архангельск — единственный русский порт на Белом море. Однако ее набег 25 июня 1701 г. был отражен береговыми батареями Новодвинской крепости. Солдаты, посаженные на гребные суда, захватили два шведских корабля. Впервые в числе доставшихся русским трофеев оказались военно-морские флаги кораблей вражеского флота. В ходе войны коллекция их многократно возросла.

Главный удар в целях выхода к морю Петр I решил нанести не в районе Нарвы, а с востока, вернув устье Невы. Для борьбы с сильным морским противником был необходим флот.

Вначале создавались гребные флотилии на Ладожском и Псковском озерах. В 1701 г. началась постройка 600 стругов на реках Волхов и Луга. Более 300 речных судов и лодок дала Новгородская верфь на реке Поле, впадающей в озеро Ильмень. Кроме того, были взяты в казну все годные частные суда на Ладожском и Онежском озерах, реках Свирь, Волхов и других. Борьба со шведской флотилией на Ладожском озере закончилась полной победой русских. Они смело брали вражеские корабли на абордаж.

 

В сентябре 1702 г. русские войска при содействии гребной флотилии (50 лодок) осадили крепость Нотебург. 11 октября после десятидневного артиллерийского обстрела неприятельских укреплений они пошли на штурм крепости и в результате ожесточенного боя овладели ею. «Таким образом... — писал Петр I, — отечественная крепость возвращена, которая была в неправедных неприятельских руках 90 лет... правда, что зело жесток этот орех был, однако, слава богу, счастливо разгрызен». Нотебург был переименован в Шлиссельбург — ключ-город, которым, по выражению Петра, отворялись ворота к морю.

 

                                                                                            взятие Нотебурга

Упорные бои происходили на Псковском и Чудском озерах. В первом же из них были захвачены шведские яхты «Флундран», «Виват» и «Вахтмейстер». Русские гребные суда прорвались в Чудское озеро.

Зимой 1702 г. началась постройка верфи на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро.

 

Здесь были заложены первые боевые корабли — 6 парусных фрегатов, вооруженных каждый восемнадцатью 3-фунтовыми пушками, и 9 вспомогательных судов. В следующем году кораблестроительные работы развернулись на реках Волхов и Свирь. Олонецкая верфь (Лодейное Поле) на Свири строила 7 фрегатов, 5 шняв (небольшие двухмачтовые суда), 7 галер (гребные суда), 13 полугалер, 1 галиот (двухмачтовое судно) и 13 бригантин (парусно-гребные суда).

 

                                                                                  русская галера

Корабли, построенные на реке Сясь и на Олонецкой верфи, положили начало Балтийскому флоту. Первенцем создававшегося флота стал 28-пушечный фрегат «Штандарт». Он был заложен на Олонецкой верфи 24 марта 1703 г., спущен на воду 22 августа, имел длину 24 м, ширину 7,3 м, осадку 2,7 метра. «Штандарт» находился в строю до 1729 г., что в то время было рекордом длительности службы военного корабля.                                   

 

                                                                                 фрегат “ Штандарт “

С весны 1703 г. русские войска развернули наступление вдоль Невы. В конце апреля они осадили крепость Ниеншанц. 1 мая ее гарнизон, не выдержав сильного артиллерийского обстрела, капитулировал.

Спустя пять дней к устью Невы подошла шведская эскадра под командованием вице-адмирала Нумерса. Не зная о взятии русскими крепости Ниеншанц, Нумере приказал 10-пушечному галиоту «Гедан» и 8-пушечной шняве «Астрильд» войти в реку. В ночь на 7 мая флотилия из 30 лодок под командованием Петра I напала на шведские суда и после жестокого абордажного боя взяла их в плен. Это была первая победа зарождавшегося русского Балтийского флота. На золотых и серебряных медалях, которых удостоились все участники боя, были выбиты слова: «Небываемое бывает». От этой победы ведут свое начало славные боевые традиции регулярного Балтийского флота.

 

                                                                захват “ Гедана “ и “ Астрильда “

На суше русские войска разбили шведов в районе Дерпта, овладели крепостями Копорье и Ям, оттеснив врага к Пернову (Пярну). Значение этих побед было исключительно велико. Петр I говорил: «Мы дошли до того, что шведов побеждать можем, пока сражаясь двое против одного, но скоро начнем побеждать их и равным числом».

Для того чтобы окончательно укрепиться «при море», 16 мая 1703 г. на Заячьем острове в устье Невы русские заложили крепость, а 29 июня — церковь святых Петра и Павла. Крепость и строившийся вокруг нее город были названы Санкт-Питербурхом.

 

5 ноября 1704 г. начались работы по сооружению на левом берегу Невы Адмиралтейской верфи, и уже в следующем году на ней закладываются первые корабли. С этого времени Петербург становится центром кораблестроения в России.

 

В 1704 г. Балтийский флот имел в строю 10 фрегатов, вооруженных от 22 до 43 6-фунтовыми пушками, и 19 других военных судов.

Учитывая, что в ближайшие годы основную задачу Балтийского флота составит содействие наступлению армии вдоль побережья Финского залива, изобилующего шхерами, большое внимание уделялось созданию гребного флота. При этом русские корабельные мастера широко опирались на многовековой опыт своего народа в судостроении и мореплавании.

Основным типом парусно-гребного корабля была избрана скампавея, представлявшая собой облегченное и более маневренное, чем средиземноморская галера, боевое судно. Она имела до 18 пар весел, одну-две мачты с рейковыми парусами, три-четыре пушки и могла принять на борт до 150 человек (матросов, гребцов и солдат для абордажного боя).

 

                                                                      скампавея в абордажном бою

Из парусных боевых судов тогда строились 24–, 28–, 32-пушечные фрегаты и более мелкие суда: шнявы, шмаки (трехмачтовые грузовые суда), галиоты и другие.

Наряду со строительством кораблей шла подготовка кадров командного состава флота. Для них в 1701 г. в Москве была учреждена Навигацкая школа, а в 1715 г. в Петербурге — Морская академия. Но быстрорастущему флоту не хватало выпускников этих учебных заведений, и правительство вынуждено было посылать часть наиболее способной молодежи для обучения за границу, а также нанимать на службу иностранцев. Но иностранные наемники, за малым исключением, оказывались неучами в военно-морском деле, в бою проявляли трусость, а нередко и содействовали врагу. Поэтому наемники стали постепенно заменяться отечественными моряками. К концу Северной войны командный состав флота уже состоял в основном из русских офицеров.

Строительство Петербурга и флота велось в условиях непрекращающихся военных действий. Шведы не примирились с потерей устья Невы, открывавшего России выход к Балтийскому морю. Оправившись от поражения в сражениях под Ниеншанцем и на Неве, они решили летом 1703 г. нанести по русским войскам и флоту комбинированный удар. Эскадре вице-адмирала Нумерса было приказано подойти ближе к устью Невы, а корпусу сухопутных войск начать наступление на Петербург со стороны Карельского перешейка. Но этот их замысел был своевременно разгадан. 7 июля русские войска переправились через реку Сестру и на следующий день внезапно атаковали шведский корпус. Потеряв свыше тысячи человек убитыми и ранеными, шведы отступили к Выборгу. Эскадра Нумерса после этого не рискнула войти в Неву. Простояв все лето близ устья реки, она с началом осени ушла в Выборг.

Отступление шведов русские использовали для усиления обороны Петербурга. В течение зимы на отмели близ острова Котлин они построили форт, а на самом острове возвели артиллерийскую батарею. Новую крепость назвали Кроншлотом (Верховным замком).

 

Она надежно прикрывала Петербург от ударов с моря. 74 ее орудия простреливали южный фарватер. В инструкции, данной коменданту Кроншлота, Петр I наказывал: «Содержать сию цитадель... аще что случится до последнего человека».

Летом 1704 г. шведы снова предприняли попытку прорваться к Петербургу. 12 июля у Котлина появилась их эскадра из 12 кораблей. Она намеревалась высадить десант на остров, но была отбита с большими для нее потерями. После этого шведские корабли в течение двух дней бомбардировали Кроншлот, однако их огонь был малоэффективным. Через несколько суток, не добившись успеха, шведская эскадра удалилась.

Одновременно с нападением кораблей на Кроншлот шведский корпус под командованием генерала Майделя подступил к Петербургу с суши. Уверенный в успехе, Майдель потребовал сдачи города без боя. В ответ на это русские войска перешли в решительное наступление и отбросили шведов к Кексгольму.

В 1704 г. русские войска возобновили наступательные действия в Эстляндии. 12 июля они овладели городом Дерпт, а 9 августа — крепостью Нарва. Из 4550 человек, составлявших гарнизон Нарвы, 1836 попали в плен, а остальные были убиты. 623 крепостных и полевых орудия, 8 шхун и 4 галиота составили трофеи победителей.

 

                                                                             штурм Нарвы

Овладение Нарвой имело стратегическое значение. Россия получила важный порт и крепость на Балтийском море. Это обеспечивало безопасность Петербурга с юго-запада и создавало благоприятные условия для развития наступления вдоль южного побережья Финского залива.

К весне 1705 г. боевое ядро молодого Балтийского флота состояло из фрегатов «Штандарт», «Петербург», «Кроншлот», «Шлиссельбург», «Нарва», «Триумф», «Михаил Архангел» и «Дефам» (по 24–28 пушек на каждом), 12-пушечных судов «Копорье», «Дегас», «Мункер», «Яким» и нескольких галер-скампавей. Всего насчитывалось до 20 кораблей, на которых было 270 орудий и 2200 человек экипажей.

Русский регулярный флот состоял из корабельного (парусного) и галерного (гребного) флотов. Нередко взамен галерного употреблялся термин «армейский флот», ибо его экипажи комплектовались личным составом армии. Балтийским корабельным флотом до 1713 г. командовал вице-адмирал К. И. Крюйс.

                    

                                                                            Корнелий Иванович Крюйс

В мае 1705 г. русские корабли впервые вышли в Финский залив и стали у Кроншлота.

Шведы решили предпринять новую попытку овладеть Петербургом одновременной атакой с суши и моря. Для этого они подготовили большой флот и усилили корпус Майделя в Финляндии. Однако русскому командованию об их намерениях стало известно, и оно приняло срочные меры по усилению обороны города. В результате шведы снова потерпели неудачу. Их флот в течение лета 1705 г. неоднократно подходил к Кроншлоту, чтобы уничтожить русские силы и прорваться к Петербургу, но каждый раз получал решительный отпор. Русские вели огонь с галер и береговых батарей. Включились в артиллерийский бой корабли, стоявшие между Кроншлотом и островом Котлин.

Шведы предпринимали упорные попытки высадить десант на Котлин, но его защитники под командованием полковников Ф. С. Толбухина и И. Н. Островского стойко держали оборону, В ночь на 14 июля к острову подошла эскадра противника, насчитывавшая 29 вымпелов, Она подвергла береговые укрепления  Котлина ожесточенной бомбардировке, продолжавшейся 5 часов. Русские артиллеристы сумели нанести врагу значительный урон (особенно сильно был поврежден шведский флагманский корабль «Вестманланд»). Очередная попытка врага высадить на остров двухтысячный отряд солдат закончилась полным провалом. Шведы потеряли убитыми, утонувшими и ранеными до 600 человек. Вскоре после этого поражения шведские корабли покинули восточную часть Финского залива. Не увенчались успехом и действия корпуса Майделя. Прочность обороны морских и сухопутных подступов к Петербургу во многом обеспечивалась тем, что русское командование умело организовало тесное взаимодействие сухопутных войск, флота и крепостной артиллерии.

Балтийский флот был усилен вновь построенными кораблями. В 1704 г. начала действовать Лужская верфь, строившая бригантины.

                                                                                                               бригантина

В том же году основали верфь в Селицком Рядке, где заложили 2 шнявы и 11 вспомогательных судов.

                 

                                                                                 шнява

Осенью 1706 г. русские войска предприняли поход в целях овладения Выборгом, который служил базой действий шведов против Петербурга. 12 октября 20-тысячная армия под командованием Петра I подошла к крепости, но из-за отсутствия осадной артиллерии овладеть ею не смогла.

В боях под Выборгом участвовали и моряки Балтийского флота. Их действия отличались особой стойкостью и отвагой. Так, в ночь на 12 октября 5 лодок с отрядом в 48 человек вошли в Выборгскую бухту, чтобы захватить транспортное судно противника, доставлявшее в крепость боеприпасы и продовольствие. В темноте лодки неожиданно натолкнулись на 4-пушечный военный бот «Эсперн» с экипажем в 103 человека. Русские смельчаки действовали дерзко и решительно. Они взяли шведский бот на абордаж и после ожесточенной схватки овладели им. В этом бою особенно отличились сержант Михаил Щепотьев, бомбардир Автомон Дубасов и флотские унтер-офицеры Наум Сенявин и Ермолай Скворцов. Шведы потеряли 77 человек убитыми и 26 пленными. Урон русских тоже был значительным — 35 человек погибли. Несмотря на это, горстка героев сломила сопротивление врага и привела «Эсперн» к русскому лагерю с полным вооружением и 27 пленными.

Весной 1708 г. шведские войска под предводительством Карла XII вторглись в Россию.

                    

                                                                                                   Карл XII

Шведы рассчитывали одним ударом разгромить русскую армию, захватить Москву и продиктовать Петру I кабальные условия мира. Карл XII хотел вновь лишить Россию выхода к Балтийскому морю, присоединить к Швеции Псковскую и Новгородскую области, а к Польше — Смоленщину, превратить Украину в вассальное государство во главе с гетманом Мазепой, изменившим союзу с Петром I. Но этим планам не суждено было сбыться. 27 июня 1709 г. произошла знаменитая Полтавская битва, в которой шведская армия потерпела полное поражение. Ее остатки бежали к Днепру, но были настигнуты русскими войсками и пленены. Лишь Карлу XII и Мазепе с небольшим  отрядом телохранителей удалось достичь турецких владений.

Полтавская битва имела для Русского государства огромное военно-политическое значение. Она показала, что Россия стала могущественной европейской державой. В результате этого успеха значительно упрочилось ее международное положение. Польша, Дания и Саксония возобновили с ней военный союз против Швеции.

Разгром основных сухопутных сил Швеции окончательно обеспечил безопасность новой русской столицы, привел к коренному перелому в ходе Северной войны. Хотя война и продолжалась еще 12 лет, но исход ее в пользу России был уже предрешен.

После Полтавской битвы военные действия были полностью перенесены на побережье Балтийского моря. В них неизмеримо возросла роль флота. Он оказывал содействие сухопутным войскам в наступлении, высаживал десанты на территорию Швеции, вел борьбу с морскими силами противника, нарушал его коммуникации и обеспечивал безопасность своих путей сообщения. Все это требовало значительного усиления его. Ускоренными темпами велось строительство кораблей всех классов. К этому времени выросла целая плеяда замечательных кораблестроителей. Среди них особенно выделялись мастер «доброй пропорции» Федосей Скляев, мастера Таврило Меншиков, Иван Рамбург. Сам Петр I с топором в руках трудился на верфях. По разработанным им чертежам и при его непосредственном участии был построен ряд первоклассных кораблей.

В 1708 г. были заложены два линейных корабля («Рига» и «Выборг») на вновь созданной Новоладожской верфи. Началось строительство линейных кораблей и фрегатов для Балтийского флота в Архангельске. Там были построены семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата, которые нередко называли «архангелогородскими». На Балтику они прибывали, совершив переход вокруг Скандинавии.

В декабре 1709 г. на Петербургской верфи, ставшей Главным Адмиралтейством, был заложен первый 54-пушечный линейный корабль, спроектированный Петром I и Ф. Скляевым. Он получил название «Полтава» в честь выдающейся победы над шведами. Корабль имел длину 39,6 м, ширину 11,6 м, его вооружение состояло из батареи 18-фунтовых пушек на нижней палубе, а на верхней были установлены 12– и 3-фунтовые пушки. Даже иностранные специалисты-кораблестроители признавали «Полтаву» одним из лучших в мире кораблей данного класса.

 

Помимо «Полтавы» наиболее совершенными кораблями Балтийского флота в те годы считались 50-пушечный «Выборг», построенный в Новой Ладоге, и однотипный «Пернов» — на Олонецкой верфи. Кроме того, в 1710–1714 гг. были куплены в Англии и Голландии 16 линейных кораблей и 6 фрегатов. Всего за этот период  в состав Балтийского флота вошло 27 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 177 скампавей и бригантин, 22 вспомогательных судна. Главной базой флота был Петербург, с 1710 г. в качестве передовой базы использовался Ревель.

 

                                                                                 Ревель

Весной 1710 г. русские войска перешли в наступление на Карельском перешейке и в Прибалтике. В первую очередь необходимо было овладеть Выборгом, который являлся главным опорным пунктом противника в Карелии и Восточной Финляндии. При этом особое значение придавалось совместным усилиям армии и флота, блокаде крепости с моря и с суши. К осуществлению осады привлекались специальный корпус численностью 13 тыс. человек и все силы Балтийского флота. Русское командование решило начать боевые действия ранней весной, когда Финский залив еще покрыт льдом. Это на первых порах лишало шведов возможности использовать в обороне крепости свой флот.

16 марта 1710 г. осадный корпус под командованием Ф. М. Апраксина, первым в России удостоенного высшего флотского чина генерал-адмирала, выступил в поход.

                 

                                                                      Фёдор Михайлович Апраскин

В течение шести дней войска совершили 130-километровый переход по льду Финского залива от острова Котлин до Выборга и осадили его. 30 апреля на помощь корпусу под командованием Петра I вышел флот в составе 250 боевых и транспортных судов. Финский залив был забит почти сплошным льдом, и плавание кораблей проходило в исключительно трудных условиях. Несмотря на это, уже 9 мая они подошли к Выборгу, доставив сухопутным войскам подкрепления, осадную артиллерию, боеприпасы, продовольствие.

Успешный ледовый поход большого числа парусных и гребных кораблей к Выборгу явился одним из самых выдающихся подвигов молодого Балтийского флота. Он показал высокую морскую выучку личного состава, зрелость офицеров, хорошие качества боевых и транспортных судов.

Русское командование создало у Транзунда (Высоцк) укрепленную позицию, состоявшую из боевых кораблей, береговых батарей и затопленных на фарватере судов. Шведская эскадра, прибыв 16 мая в Выборгский залив, не решилась атаковать ее. Крепость оказалась прочно заблокированной не только с суши, но и с моря. Не получив помощи от своей армии и флота, гарнизон Выборга 13 июня капитулировал.

В сентябре был взят Кексгольм. Выдающихся успехов русская армия достигла также в Прибалтике: здесь она заняла Ревель, Пернов, Ригу, Моонзундские острова, выйдя на большом протяжении побережья к Балтийскому морю.

В результате кампании 1710 г. флот и армия получили возможность нанести сокрушительные удары по шведским силам в водах Балтики, в Финляндии и в самой Швеции. Русское командование рассчитывало, что это решит исход Северной войны и вынудит Швецию запросить мира.

В следующем, 1711 г. против России выступила Турция. Поэтому значительные силы русской армии были переброшены из Прибалтики на юг. Военные действия против шведов возобновились лишь в 1712 г., после заключения мира с Турцией. Причем в этот период они велись главным образом в Померании. Здесь русская армия оказывала помощь союзным датским и саксонским войскам. Однако они не смогли добиться своих целей. Русское правительство, убедившись в неспособности союзников вести успешную борьбу против шведов, решило в следующем году самостоятельно развернуть военные действия в Финляндии.

План кампании 1713 г. предусматривал занятие всей южной части Финляндии вплоть до Або. Она могла быть использована как плацдарм для высадки войск на территорию Швеции. Осуществлению этого плана русское командование придавало исключительное значение. «Ежели дойдем летом до Абова, то шведская шея мягче гнуться станет», — писал Петр I Апраксину.

Военные действия в Финляндии начались сразу же после того, как Финский залив освободился ото льда. В первых числах мая от Котлина в финские шхеры вышел русский гребной флот в составе 200 судов с десантом в 16 тыс. человек. Со стороны моря его прикрывал корабельный флот. Одновременно по финскому побережью от Выборга наступали сухопутные войска. 15 июля русский флот без противодействия занял Гельсингфорс (Хельсинки): с его приближением шведская эскадра оставила рейд и поспешно отошла к Гангуту.

В августе русские войска взяли Або, а в течение осени и зимы овладели Вазой (Васа) и другими важными опорными пунктами шведов на восточном берегу Ботнического залива.

 

                                                                                Абоский замок

Шведские войска потерпели поражение, а их остатки были отброшены далеко на север Финляндии.

Русское командование получило возможность перенести военные действия в Швецию. Но для этого требовалось перевести в Або гребной флот, которому в 1713 г. не удалось туда пробиться из-за сильного противодействия шведской эскадры, стоявшей у Гангута. Весной следующего года он возобновил действия по прорыву на запад. В конце мая 99 скампавей с десантом около 15 тыс. человек направились в финские шхеры, однако встречные западные ветры задержали их в пути. Только через месяц они достигли Гангутского полуострова. Но дальнейший путь им здесь преградила шведская эскадра в составе 15 линейных кораблей, 3 фрегатов, 2 бомбардирских и 11 других судов.

Создалось чрезвычайно сложное положение. Русские не имели достаточно сил, чтобы вступить с бой с неприятельской эскадрой, но и не могли отказаться от прорыва скампавей в Або, так как от этого зависел успех всей кампании.

18 июля к месту расположения гребного флота прибыл Петр I. Детально ознакомившись с обстановкой, он разработал план прорыва, характеризовавшийся исключительной смелостью и оригинальностью. Петр I решил через самую узкую часть полуострова Гангут перетащить на западную сторону несколько скампавей. Он рассчитывал, что их внезапное появление в тылу противника введет шведов в заблуждение относительно истинных намерений русского командования, отвлечет часть неприятельской эскадры от мыса Гангут и тем самым облегчит прорыв гребного флота.

Командующий шведской эскадрой адмирал Ватранг, узнав о строительстве русскими «переволоки», 25 июля направил к западному берегу перешейка отряд из 10 судов под командованием контр-адмирала Эреншельда с задачей уничтожить артиллерийским огнем русские скампавей в момент спуска их на воду. Одновременно к бухте Тверминне. где сосредоточился петровский гребной флот, вышел отряд вице-адмирала Лиллье, состоявший также из 10 кораблей. Он получил приказ атаковать русский флот, уничтожить его или принудить к отступлению. Но когда отряд прошел лишь половину пути, вдруг заштилело, и он не смог дойти до назначенного района.

Тем временем остальная часть шведской эскадры продолжала занимать позицию у южной оконечности Гангута. Таким образом неприятельская эскадра оказалась раздробленной.

Русское командование, всесторонне оценив создавшуюся обстановку, решило начать прорыв утром 26 июля. Безветренная погода, державшаяся в районе Гангута в утренние часы, способствовала этому, так как шведские корабли были лишены возможности маневрировать под парусами. Первыми должны были двинуться 20 скампавей авангарда, за ними — дозорный отряд и главные силы.

В девятом часу 26 июля при полном штиле авангард под командованием одного из наиболее опытных моряков гребного флота капитан-командора М. X. Змаевича строем кильватерной колонны начал прорыв мимо шведского отряда, стоявшего у мыса Гангут. Скампавей следовали значительно мористее расположения неприятельских судов, вне дальности их огня. Адмирал Ватранг пытался было с помощью шлюпок подтянуть свои корабли к месту прорыва, но они так и не смогли приблизиться на дистанцию действенного огня. Русские суда шли с предельной для них скоростью. Вслед за авангардом успешно осуществил прорыв в Абоские шхеры дозорный отряд из 15 скампавей.

В тот же день прорвавшаяся часть флота заблокировала отряд Эреншельда в Рилакс-фьорде. Адмирал Ватранг, не имея связи с Эреншельдом, не оказал ему помощи. Все действия командующего шведской эскадрой были направлены на то, чтобы воспрепятствовать прорыву главных сил русского флота. Он приказал отряду Лиллье присоединиться к эскадре и расположил  корабли в две линии на месте прорыва первых отрядов русских судов. При этом между берегом и шведскими кораблями образовался свободный проход. Русское командование не замедлило воспользоваться новым просчетом неприятеля. Ночью все скампавеи перешли к гангутскому плесу и на рассвете 27 июля, прижимаясь как можно ближе к берегу, устремились на запад. Обнаружив их, шведы открыли ураганный огонь, но расстояние было слишком велико, и снаряды ложились с большим недолетом. Шведы снова попытались с помощью шлюпок буксировать свои корабли к месту прорыва, но их усилия и на этот раз были тщетными. Главные силы русского флота под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина и арьергард, которым командовал генерал М. М. Голицын, потеряв лишь одну скампавею, наскочившую на камни, прорвались в Абоские шхеры к своему авангарду.

Теперь русское командование решило атаковать заблокированный в Рилакс-фьорде отряд Эреншельда. Для этого было выделено 23 скампавеи авангарда, которые возглавил сам Петр I. Шведы заняли позицию у входа в Рилакс-фьорд, выстроив корабли в две линии, упиравшиеся своими флангами в прибрежные отмели. В центре первой линии находился флагманский фрегат «Элефант». Русский отряд расположился строем фронта одним рядом кораблей в центре и двумя — на флангах. Главные силы флота под командованием Апраксина были развернуты за атакующим отрядом.

Русским пришлось вести бой в неблагоприятных условиях: стесненность позиции не позволяла им использовать свое численное превосходство. В этой обстановке только решительная абордажная схватка могла привести к победе. Две атаки на центр вражеского строя не принесли успеха. Тогда Петр I решил действовать иначе — атаковать фланговые суда противника. При этом наряду с артиллерией был использован ружейный огонь абордажных партий, который на близкой дистанции поражал орудийную прислугу неприятельских судов. На этот раз удалось взять вражеские корабли на абордаж.

 

                                                                 Гангутское сражение

Шведы оказали упорное сопротивление. Но мужество и решительность русских моряков превзошли упорство врага. Команды шведских судов, не выдержав абордажной схватки, одна за другой стали сдаваться в плен. В результате боя, продолжавшегося около трех часов, шведы из 941 человека потеряли 361 убитыми я 350 ранеными; все оставшиеся в живых вместе с адмиралом Эреншельдом были взяты в плен.

 

                                                                пленение Эреншельда

Потери русских составляли 124 человека убитыми и 342 ранеными.

Восхищаясь действиями русских моряков в этом бою, Петр I отмечал: «Воистину нельзя описать мужество российских войск как начальных, так и рядовых, понеже абордирование так жестоко чинено, что от неприятельских пушек несколько солдат не ядрами и картечами, но духом пороховым от пушек разорваны».

Победа при Гангуте показала превосходство русского военно-морского искусства над военно-морским искусством шведов. Русское командование полностью использовало маневренные преимущества своего гребного флота перед линейным флотом противника в шхерном районе. Оно с исключительным мастерством организовало прорыв флота по частям с последующим блокированием и полным разгромом отряда Эреншельда.

Гангутская победа имела огромное военно-политическое значение. Она явилась таким же переломным моментом в ходе борьбы на море, как и победа при Полтаве на суше. Инициатива боевых действий на Балтике полностью перешла к русскому флоту.

Русский гребной флот двинулся к Аландским островам и занял их без сопротивления шведов. В дальнейшем его главные силы оказывали содействие сухопутным войскам в окончательном разгроме противника в северной части Финляндии. Они также произвели высадку разведывательного десанта на шведское побережье в районе города Умео. Русский отряд численностью до 1000 человек под командованием генерал-майора П. Ф. Головина около месяца вел боевые действия на неприятельской территории.

После Гангутской победы и занятия русскими войсками Финляндии правительство России начало подготовку вторжения в Швецию. Петр I в этом видел единственную меру, способную принудить ее к миру.

В 1717 г. русские войска из Северной Финляндии вступили на шведскую территорию и дошли до местечка Лулео. Одновременно флот высадил десант на остров Готланд и усилил действия на морских коммуникациях противника в Балтийском море. Это заставило шведского короля пойти на мирные переговоры. Весной 1718 г. на Аландских островах открылся мирный конгресс. Однако до подписания мирного договора дело не дошло. Карл XII был убит при осаде одной из норвежских крепостей. Вступившая на престол сестра Карла Ульрика-Элеонора категорически отказалась от заключения мира. 

Главную роль в срыве мирных переговоров сыграла Англия, которая опасалась роста экономического и военного могущества России. Новое шведское правительство, идя в фарватере антирусской политики Англии, стало на путь продолжения войны. Но Швеция была уже не способна вести не только наступательную, но и оборонительную войну. Русская армия и флот наносили противнику одно поражение за другим.

В мае 1719 г. для действий на морских сообщениях противника вышел отряд в составе шести линейных кораблей и шнявы под командованием капитана 2 ранга Н. А. Сенявина, родоначальника династии русских флотоводцев. В ночь на 24 мая у острова Сааремаа были обнаружены шведский линейный корабль, фрегат и бригантина. На рассвете отряд сблизился с противником на короткую дистанцию и открыл огонь. Главный удар Сенявин наносил по неприятельскому линейному кораблю. В ходе боя русский флагманский корабль получил повреждения в рангоуте и стал терять скорость хода. Тогда Сенявин приказал двум линейным кораблям преследовать уходящего противника, а сам, прорезав строй шведского отряда, обрушился на фрегат и принудил его к сдаче. Линейные корабли, преследовавшие шведского флагмана, около полудня догнали его и поставили «в два огня» — атаковали с двух бортов. После непродолжительного боя корабль противника сдался.

 

Такая же участь постигла и шведскую бригантину.

Потери русского отряда были небольшими — девять человек убитыми и столько же ранеными.

Этот крупный успех явился первой победой российского корабельного флота. Русские моряки проявили в бою у острова Сааремаа высокое воинское мастерство, мужество и героизм.

Летом 1720 г. выдающуюся победу одержал русский гребной флот. Базируясь на Аландские острова, он вел активные действия против шведского побережья. Чтобы воспрепятствовать этому, шведское командование направило к Аландским островам большой отряд кораблей. Его появление здесь было обнаружено своевременно. Но генерал М. М. Голицын, командовавший гребным флотом, отказался от немедленной атаки, так как погода и район моря благоприятствовали действиям парусных кораблей противника. Он принял решение отступить в шхеры к острову Гренгам, чтобы увлечь за собой неприятеля. Шведский адмирал, не разгадав замысла Голицына, начал преследовать русские корабли. Когда отряд противника окончательно втянулся в стесненный шхерный район и лишился возможности маневрировать, русские перешли в атаку. Ожесточенный бой продолжался около четырех часов. Русские гребные суда взяли на абордаж и пленили четыре неприятельских фрегата. Остальные шведские корабли поспешно отступили.

Победа гребного флота над шведским парусным флотом у Гренгама явилась новым убедительным свидетельством высокого уровня русского военно-морского искусства. Ода была одержана, несмотря на присутствие в Балтийском море английского флота, пришедшего на помощь Швеции, терпевшей поражения.

Гренгамская победа значительно облегчила дальнейшие действия русского гребного флота против шведского побережья со стороны Аландского архипелага. Неприятельский флот больше не появлялся в этом районе.

В течение 1719–1721 гг. русский флот нанес ряд сильных ударов по шведскому побережью, главным образом по наиболее развитому в промышленном отношении району Стокгольм, Норчепинг, чтобы еще больше ослабить истощенную экономику противника. Один из таких набегов был осуществлен летом 1719 года. В нем участвовало свыше 230 гребных судов с десантным корпусом численностью около 26 тыс. человек. Было высажено свыше 30 десантов, которые уничтожили шведские гарнизоны в нескольких городах и разрушили промышленные предприятия на значительной территории. Один из крупных десантных отрядов приблизился к шведской столице на расстояние 15 миль. Среди населения Стокгольма началась паника.

Крупные поражения, понесенные на море, набеги русского флота с десантными войсками на побережье Швеции, истощение экономики страны, упадок морального духа населения, а также потеря всяких надежд на английскую помощь вынудили шведское правительство принять условия, продиктованные Россией. 30 августа 1721 г. в городе Ништадт (Финляндия) был подписан мирный договор, по которому «в вечное владение» России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия и часть Карелии (включая города Выборг и Кексгольм).

 

Петр I и его сподвижники правильно оценили значение Балтийского флота для успешного исхода войны со Швецией. На гравюре, изданной в честь победоносного окончания Северной войны, была сделана надпись: «Конец сей войне таким миром получен ничем иным токмо флотом...» Россия прочно утвердилась на побережье Балтийского моря.

Оценивая итоги Северной войны 1700–1721 гг., К. Маркс писал: «Петр I завладел лишь тем, что было абсолютно необходимо для нормального развития его страны». Возвращение Россией выхода к Балтийскому морю способствовало ее дальнейшему экономическому и культурному развитию и имело большое значение для укрепления обороноспособности страны.

Из Северной войны Россия вышла сильной морской державой. В 1724 г. Балтийский флот имел в своем составе 32 линейных корабля (от 50 до 96 пушек на каждом), 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер и много небольших парусных и гребных судов. 

Среди лучших были линейные корабли «Ингерманлайд» (64 пушки), 3-палубный «Фридемакер» (80 пушек), «Гангут» (90 пушек), названный так в честь первой победы Балтийского флота.

 

                                                                            “ Ингерманлайд “

 

Молодой флот располагал хорошо подготовленными национальными кадрами офицеров, прошедших суровую школу многолетней войны. Экипажи кораблей успешно использовали опыт и славные мореходные традиции своих отважных предков.

 

Новым в области организации флота было создание постоянного соединения гребных судов с приписанными к нему десантными войсками,

предназначенными для совместных действий в шхерных районах. За время Северной войны было построено 438 гребных судов.

В 1720 г. на Галерном дворе в Петербурге Ефим Никонов заложил «потаенное судно» — первую подводную лодку.

 

                                                         " потаённое судно " Ефима Никонова

 В 1724 г. в присутствии Петра I судно спустили на воду, однако при погружении днище его получило повреждения.

 

После смерти Петра I изобретатель попал в опалу, и завершить начатые работы ему не удалось.

В ходе Северной войны была создана сеть баз для флота, главной из которых был Петербург. Передовой военно-морской базой, на которую флот опирался до занятия всего южного берега Финского залива, являлся Ревель. Гребной флот базировался на Выборг и порты Финляндии — Гельсингфорс и Або.

В течение всей войны на острове Котлин велось строительство военно-морской базы Кронштадт. Оно было закончено в 1723 году. С 1724 г. Кронштадт становится главной базой флота и неприступной крепостью на морских подступах к Петербургу.

 

 

                                                                         Кронштадт

В 1720 г. был издан Морской устав, составленный на основе опыта боевых действий флота в Северной войне и всего ценного, накопленного иностранными флотами. В тактическом отношении он был самым совершенным морским уставом своей эпохи, образцом военно-морской теоретической мысли и действовал до конца XVIII века.

В ходе Северной войны русское военное и военно-морское искусство сделало крупный скачок в своем развитии. Именно в этот период окончательно определились его национальные особенности, которые обеспечили за ним превосходство над западноевропейским военным и военно-морским искусством, находившимся в плену шаблонной линейной тактики. Для него были характерны всесторонний учет реально складывающейся обстановки, слабых и сильных сторон противника, умение своевременно определять направление главного удара и сосредоточивать для нанесения его максимум сил и средств, настойчивость и смелость в достижении поставленной цели, стратегическое и тактическое взаимодействие армии и флота.

Балтийский флот на протяжении всей войны активно содействовал сухопутным войскам в борьбе с противником. Его роль особенно возросла после Полтавской битвы, когда военные действия целиком были перенесены в Прибалтику. 

Таким образом, победа России в Северной войне стала возможной в результате совместных усилий армии и флота. Недаром Петр I в предисловии к Морскому уставу писал: «Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».

                                      

После окончания Северной войны, с 1722 по 1725 г., было построено 9 линейных кораблей, 3 фрегата, одна шнява, 22 вспомогательных и одно гребное судно. Всего в течение первой четверти XVIII в. Балтийский флот получил 646 кораблей различных классов.

 

                                                                линейный корабль “ Лесное “

 

                                                   линейный корабль “ Гото Предистанция “

Он был ядром регулярного военно-морского флота России, ставшей морской державой мирового значения.