Символика цветов

 

   

                                                           Цветы.  Символизм.

Цветок, широко распространенный символ молодой жизни, из-за звездообразной, создаваемой лепестками структуры является также часто символом Солнца, земного круга или центра (например, цветок лотоса в Юго-Восточной Азии). Многие необычные цветы пользовались большой любовью и почитались не только из эстетических соображений, но и из-за содержащихся в них психотропных (влияющих на психику) веществ. Собственно говоря, цветы воспринимаются не просто как невинные предвестники весны, но и как символы «плотского наслаждения» и всей сферы эротики, что-то вроде цветка Никтё Плюмерия (Plumeria) у индейцев майя или роза в средневековом романе «Роман деля Роз» («RomandelaRose»). Если смотреть без предубеждения, цветы символизируют жизненную силу и радость жизни, конец зимы и победу над смертью. В христианской символике открытая вверх чашечка цветка указывает на принятие Божьего дара, детского восторга от природы в раю, но в то же время и на то, что преходяща вся земная красота, которая может быть длительной только в садах небесных. Отсюда идет древний обычай устраивать захоронения в садах и высаживать на них цветы. Поскольку раннехристианские церкви были тесно связаны с почитанием масонских могил, то они также украшались цветами. В Библии цветок указывает на богоугодность, как это доказывают цветущие посохи Иосифа и Аарона. Сухая палка, из которой растут цветы, также является в некоторых преданиях и легендах символом богопочитания и надежды. Укоренившийся обычай обвивать цветами на земле вокруг Зальцбурга «украшенные палки», которые затем несут во время процессий, по-видимому, связан с этой традицией, как, впрочем, и с вполне обычной радостью украшать весной все цветами; бесчисленные цветы при этом увязываются с символикой кольев и цвета. Глубоко символично воспринимаются цвета различных оттенков (белый — невинность, чистота, но в то же время и смерть; красный — жизненность, кровь; голубой — тайна, внутренняя увлеченность, преданность; желтый — Солнце, тепло, золото);
    В таосизме растущий из вершины духовный «золотой цветок» является символом высшего мистического озарения.
    В двадцатидневном календаре ацтеков двадцатый знак называется «цветок» (ксохитл), символ искусности и вкуса. Рожденные под этим знаком должны обладать способностями в искусстве и ремесле, а также в ворожбе. «Вертикально стоящий цветок» (ксохикветцал) был именем богини, которая покровительствовала в вопросах сексуальности и плодородия. К ее атрибутам относились венок из цветов в волосах и букет цветов в руке. «Цветочными войнами» назывались ритуальные сражения соседствующих государств ацтеков, которые завязывались с той только целью, чтобы захватить военнопленных для жертвенных алтарей обеих партий. В сохранившейся лирике ацтеков цветы символизируют как радость жизни, так и бренность бытия: «Цветы восходят и распускаются, цветы растут и сияют. Изнутри тебя прорывается наружу пение цветов... Как цветок в летнее время — так веет свежестью и расцветает наше сердце. Тело наше, словно цветок, оно расцветает и быстро вянет... проходит постоянно и расцветает всегда снова, ваш цветок, который приводит в трепет и опадает и превращается в пыль...» Аналогично говорится в Библии: «Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Псалом 102, 15—16). Экологическая угроза в настоящее время привела к тому, что многие лесные цветы, и особенно «полевые сорные травы», выродились почти полностью либо их еще можно встретить только на охраняемых территориях, если от них еще что-то осталось. Поэтому грядущему поколению символическое свидетельство многих цветковых растений может быть доступно, возможно, лишь из исторической литературы, как в свидетельстве псалмиста о месте, на котором стояли цветы, которое ничего уже о них не знает.

                        

Асфодил — похожее на лилию растение с темно-зелеными листьями и бледными цветками. По древнему преданию, произрастало в том числе и на лугах ада и радовало души умерших. Растение было посвящено богиням Деметре и Парсефоне; клубни его, согласно мифу о потустороннем мире, служили пищей умершим в Аиде (Гадесе) (подземное царство мертвых), но в бедственные времена их ели и живые. Эти клубни являлись целительным средством против отравлений. Бледные соцветия под латинским названием «hastularegia», «хастуларегия», служили для украшения изображения богов. В странах Средиземноморья по старой традиции и сегодня является символом печали. Согласно античному представлению, он мог также отгонять злых духов и связывался с планетой Сатурн.

                       

Гвоздика (Dianthus, Диамантус) — цветок; известно около 300 видов в различных выведенных формах, ранее называлась «гвоздик», очевидно благодаря форме цветков. Поэтому гвоздика была символическим растением страданий Христа. Карминно-красная гвоздика-травянка, или картезианская гвоздика часто сопровождает изображения Мадонны с ребенком. В представлениях помолвки на картинах эпохи Ренессанса гвоздика символизирует залог любви. Во Франции Нового времени красная гвоздика была цветком-символом роялистов, позднее символом социал-демократии (прежде всего в День труда, 1 мая). Члены христианско-демократического союза, напротив, носили белую гвоздику. На турецких и кавказских коврах гвоздика появляется в качестве символа счастья.

                      

Лилия. Еще до того, как было сформулировано ее символическое значение, лилия очень высоко ценилась в Египте и на Крите в царствование Миноса, а также и в Микене, где она была излюбленным мотивом декоративного искусства. В поэтическом искусстве «лилейными» называли голоса муз и пение певчих цикад. Согласно мифу, лилия родилась из молока Геры, которое капало на землю, при этом возник и Млечный Путь. Богиня любви Афродита (Венера) ненавидела чистое и исполненное невинности растение и вставила ей пестик, напоминающий фаллос (см. Линга) осла. Несмотря на это в христианстве лилия стала символом чистой, девической любви. Гавриил, ангел, принесший Марии благую весть, почти всегда изображается с лилией в руке, так же как воспитавший младенца Иосиф и родители Марии — Иоахим и Анна. «Полевые лилии», которые обычно не несут никакой символической нагрузки, были, однако, удостоены упоминания в Нагорной проповеди как олицетворение безоговорочного доверия к Богу. Это сделало цветок атрибутом многих святых (например, Антония Падуанского, Доминика, Филиппа Нери, Винченцо Феррера, Катарины Сиенской, Филумены). Важным является мотив лилий в геральдике, так как лилии — «это королевские цветы... главным образом потому, что их форма подобна скипетру, и еще потому, что они прогоняют змей, а запах, который они издают, освежает сердце» (Бёклер, 1688). Согласно легенде, лилией был награжден ангелом король франков Хлодвиг I (481—511), и с 1179 г. она украшает герб королей Франции. Посредством Людовика XI она попала в герб Медичи, а оттуда в гербы Флоренции и Тосканы. Лилия Бурбонов отличается от флорентийской лилии тем, что у последней имеются тычинки.
    В народной символике лилия является не только символом чистоты, но и «бледной смерти». В народных сказаниях таинственное появление лилии предвещает смерть кого-либо из монахов (Корбей, Хильдесхайм, Бреслау). Народная песня о «трех лилиях», посаженных на могиле, тоже намекает на символику смерти.

,

,

Лотос — цветок, который в восточной части Средиземноморья и в Азии имеет такое же большое значение, как роза и лилия в Европе. Этим именем называют различные виды растений: в Египте это белый лотос (Nymphaca lotus, Ним-фака лотус) и голубой лотос (Nymphaca cerula, Нимфака церула), в Индии — растение с белыми и красноватыми цветками (Nelumbium nelumbo, Нелюмбиум нелюмбо и Nelumbium nucifera, Нелюмбиум нецифера). Белая озерная роза Центральной Америки, Nymphaca, нимфака (на языке майя: нааб или никте ха) в некоторых книгах тоже называется лотосом.
      В Древнем Египте цветок лотоса встречается в мифе о сотворении мира. Он возник из первозданного ила и божественный создатель мира «как прелестный мальчик» выскочил из его чашечки. Цветки, раскрывающиеся при восходе солнца и закрывающиеся вечером, в представлении людей, были связаны с богом Солнца и освобождением света из ила и тины в мифические доисторические времена. На настенных рисунках, в большом количестве встречающихся в тебанских (Греция) гробницах, изображены пруды с лотосами, по которым умерший плавает в лодке из тростника, а колонны в виде пучков лотоса относятся к великим произведениям египетской архитектуры. Венки из цветков лотоса клали в могилы умерших. Папирус и лотос вместе символизировали объединение частей царства. Книга символов. Синий лотосИздающий сладкий запах голубой цветок лотоса ценился больше, чем белый. Он был атрибутом Нефертема, юного бога Мемфиса, «Властелина благоуханий», и получил название «прекрасный» (нен-нуфер, отсюда франц. Nenuphar, ненуфар, кувшинка).
     Индийский цветок лотоса является важнейшим символом этого пространства для искусства и духовного мира. Его богиня Падма имеет доарийское происхождение и связана с понятийным полем воды и плодородия. В эпоху ариев ее имя соединяют с Яакшми, супругой Вишну, и Брахмой. Согласно индуистской мифологии, создатель мира Брахма родился из цветка лотоса, выросшего из пупка спящего на воде Вишну. В буддийском пространстве лотосу уделяется еще большее внимание. Гаутама Будда имел глаза — лотосы, ноги — лотосы и бедра — лотосы. Учитель (гуру), принесший буддизм в Тибет (VIII в. н.э.), носит имя Падмасамбхава («Тот, который родился из лотоса»). Бодхисатва Авалокитешвара в одном из своих проявлений выступает под именем Падмапани: «Держащий в руках лотос», причем цветок в данном случае является символом сострадания. Книга символов. Красный лотосВ другой форме проявления он зовется Падманартешвара, «Господин танца с лотосом», и несет в руках красный цветок лотоса. Лотос является также великим символом познания, которое через круговорот возрождений ведет к нирване. Тибетская формула молитвы «Оm mani padme hum» переводится «Ом, жемчужина в лотосе, аминь», причем толкование тантризма оказывает «психоаналитическое» действие и побуждает к духовно рассматриваемому сексуальному соединению женского цветка с мужской энергией. В системах йоги наивысшее интеллектуальное познание поднимающихся в теле лотосов энергии сравнивается с таким ощущением, как будто на темени человека расцвел цветок лотоса, точно так же как в таосизме с его «золотым цветком» как самой высшей формой лотоса.
    В Китае символика лотоса тоже связана с буддизмом. Лотос, который укореняется в тине, но появляется из нее чистым и благоуханным, раскрывает цветок и смотрит вверх, представляет собой образ чистого устремления и наряду с этим драгоценности или сокровища как в буддизме, так и в таосизме, являясь в то же время атрибутом «Бессмертных» Хи-хзин-ку (Восемь бессмертных). Слог «хо» (лотос) в мужских именах раньше выражал связь с буддистским учением. Голубой цветок лотоса (хин) соотносят с понятием чистоты, которое по-китайски обозначается этим же словом. Другое название лотоса, лин, звучит так же, как «связанный» и «скромность», что снова дает повод зашифровать это выражение в виде ребуса с пожеланием счастья. Так, например, мальчик с цветком лотоса изображает пожелание: «Пусть ты всегда и все будешь иметь в изобилии» . Ноги китаянок из благородных семей, искалеченные из-за того, что их связывали вместе, назывались «выгнутым лотосом» и якобы обеспечивали возможность грациозно двигаться при ходьбе и в танце. Этот жестокий обычай был запрещен официально в конце XIX в. Согласно традиции, на 8-й день четвертого месяца был назначен день рождения Фо (Будды), так как «в этот день расцветал лотос».
   У юкатанских майя похожая на лотос белая кувшинка называлась «розой воды» и часто изображалась на глиняных сосудах и как рельеф. Не исключено, что ее подмешивали к наркотическим напиткам, например, в качестве добавки к содержащему кору лонхокарпуса медовому напитку «Бальхе-Мет», чтобы привести в экстаз жрецов-ягуаров

           

Роза. В античности при рассмотрении символики розы на переднем плане находится миф о смерти Адониса, любовника Афродиты (Венеры), из крови которого выросли первые красные розы. Благодаря этому они стали символом любви, оказавшейся сильнее смерти, и возрождения. В древнеримском культе мертвых праздник роз, «розалия», известен с I в. н.э. и в зависимости от местности праздновался между 11 мая и 15 июля. Этот обычай продолжает жить в Италии по воскресеньям на Троицу (domenica rosats, доменика роза). Затем участники праздников в честь бога виноделия Диониса украшали себя венками из роз, так как господствовало мнение, что роза действует охлаждающе на жар вина и не дает пьяным выбалтывать тайны. Благодаря этому роза стала также символом скрытности, и розы с пятью лепестками охотно использовались для украшений стульев для исповедей. «Sub rosa», «Суб роза», т. е. под «печатью молчания», означает непосредственно «под розой». В христианской символике красная роза была символом крови, пролитой распятым Христом, и в связи с этим небесной любви, упоминаемой как «rosa candida», «роза кандида» в «Божественной комедии» Данте. Куртуазная поэзия трубадуров, наоборот, видела в розе доступный символ земной любви, и до сих пор роза продолжает жить как символ любви (см. Язык цветов). Белая роза, напротив, во многих сказаниях и легендах является символом смерти. Церковная иконография сделала розу в качестве «королевы цветов» символом Марии, королевы небесной, и непорочности; в Средневековье веночки из роз дозволялось носить только девственницам, мадонна охотно изображалась среди «живой изгороди из роз».

                      
                                                                                        Символ Розенкрейцеров.

В алхимии красная и белая розы — символ двойной системы белый/красный, обоих первичных принципов серы и ртути, роза с семью кольцами лепестков указывает на семь металлов и их эквиваленты в виде планет. Сочетание креста и розы ведет к символу розенкрейцеров, христианско-евангелического эзотерического союза в эпоху Ренессанса, который понимался как «коллегия мудрых». Символ розенкрейцеров — пятилепестковая роза в кресте, наподобие личной печати Мартина Лютера, изображавшей вырастающий из сердца крест внутри пятилепесткового цветка розы. Гербом Иоганна Валентина Андре (1586—1654), труды которого дали свету идею легендарного союза, был Андреевский крест с четырьмя розами по углам. Символика свободных каменщиков уделяет розе большое внимание. При погребении собрата по ордену в его могилу клались три розы. «Три розы Иоанна» толковались как «свет, любовь, жизнь»; в Иванов день ложа украшалась розами трех цветов (24 июня) и названия некоторых масонских лож указывают на это («У трех роз» в Гамбурге — ложа, в которую был принят Г. Э. Лессинг). Символика розенкрейцеров и свободных каменщиков открывается в стихотворении «Тайны» И. В. Гёте, которое рассказывает о кресте, обвитом розами. Поэт барокко В. Г. фон Гоберг в 1675 г. указывал на то, что «нет розы без шипов».
    В традиционной китайской символике роза играла существенно меньшую роль, чем в западной. Она означает «молодость», но не является символом любви. В геральдической символике роза известна в сильно стилизованной форме (как лилия) чаще всего в образе цветка с видом сверху с загнутыми листьями, и не с пятью лепестками, а с шестью или даже с восемью красного (реже) серебряного или золотого цвета. Наиболее известными примерами роз в гербах являются гербы в английской геральдике, а именно аристократических родов Йорков (белая роза) и Ланкастеров (красная роза). В «розе Тюдоров» скомбинированы оба цвета. В городском гербе Саутгемптона две белые розы и одна красная. В Германии были розы в гербах князей Липпе и бургграфов фон Альтенбург, позднее в гербах городов Лемго и Липпштадт.

               

Фиалка (лат. viola odorata, виола адората, греч. иония) — маленький, сильно пахнущий цветок, который по народному преданию учит «скромности», так как он несмотря на свой маленький размер является популярным символом весны. Согласно греческому мифу, на лугу, откуда бог подземного царства Аид украл Персефону, росли крокусы, розы, гиацинты и фиалки. В день поминовения усопших, День фиалок (Dies violaris, Диэс виоларис), римляне украшали этими цветами могилы. На торжественных обедах они охотно носили венки из фиалок, так как эти цветы должны были действовать «охлаждающе» . Им также приписывалось смягчающее воздействие на сильную головную боль. Старое народное поверье рекомендовало проглотить первые три фиалки, найденные на краю леса как профилактическое средство от всех болезней. Синий цвет фиалки, который связывался с верностью и постоянством, сделал ее ценимым даром любви. В Средние века находка первой фиалки была поводом для буйных весенних праздников и танцев под открытым небом

             

Хризантема высоко ценится в Восточной Азии, в Японии она является императорской эмблемой, в Китае — символом осени и как цветок сливы — одновременно символом весны. Название ее (шу) созвучно слову «ожидать, задерживаться» и вызывает те же чувства, что приходят в минуты лирического настроения («При свете маленькой лампадки вы совсем побледнели, хризантемы» или «В позднем убранстве цветут хризантемы»). Мотивы из стилизованных цветков хризантемы украшали зачастую роскошные одеяния. Игра слов на основе одинаковых или похожих звуков соответствующих слогов может выражать, подобно ребусу, пожелания счастья, как, например, «сосна» и «хризантема»: «Так живи же долго!», или «девять», «перепел» и «хризантема»: «Девять поколений пусть мирно совместно живут».
        Европейская форма дикого растения, пижма (Chrysanthemium vulgare, Хризантемиум вульгаре) применялась ранее в народной медицине как противоглистное средство, сегодня же оно выращивается и как садовое декоративное растение. Его немецкое название проистекает от его листьев, напоминающих траву некоторых видов папоротника.