Работа по району Алексеевка
Работа по изделию 8К82
В июне1965 года командованию нашей части была поставлена очередная боевая задача по подготовке и освоению нового района падения для изделия 8К82. Время, как всегда, в обрез. Пуски намечались в июле 1965 года.
О самом изделии информации было крайне мало. Знали только что предстоит найти, описать и после получения команды “ разделать “ и вывезти в урочище
“ Бердень “ шесть блоков боковушек и центральный блок. Особо предупредили о нахождении всех приборов, находящихся на изделии для этого к нам был прикомандирован офицер специалист по приборам ( искать и найти “ иголки “ в предгорьях лесистых гор, если они разлетятся ). Сами блоки по размерам значительно крупнее боковушек 8К74. Поэтому к походу готовили всю автороту и роту поиска, ну и естественно мою роту связи – практически всю часть.
Вот эту махину, а точнее всё что от неё останется после падения, нам предстояло найти и эвакуировать на кладбище ракет. Технику готовили как всегда тщательно, ведь до района падения предстояло проехать почти 300 километров. И хотя дело для нас было привычным, но нагнетание ответственности с верху, вносило определённую нервозность. К тому же сама местность ( судя по карте ) – это предгорья лесистой горы Домбыралы ничего хорошего не сулила. Единственно что утешало, то это хорошая погода.
Не откладывая дело в долгий ящик командир части подполковник Бачек, командир роты поиска капитан Пушкарёв, командир группы поиска ст. лейтенант Ульев, прикомандированный офицер и я вылетели на дежурной “ Аннушке “ в район падения на воздушную рекогносцировку,
“ АН-2 “ нашего авиаотряда
экипаж “ машины боевой “ АН-2
Лучше вообще-то на рекогносцировку летать на МИ-4, но из-за удалённости района это практически было не целесообразно ( дальность полёта МИ-4 около 500 км. и на детальный облёт района у него не оставалось лётного времени, дозаправлять же его в совхозах было невозможно из-за отсутствия у них соответствующего оборудования ).
МИ-4 ждёт своей работы
Летали пока позволила горючка. Наши асы-летуны, как говорится, дорвались до бесплатного и носились на бреющем на сколько позволяла местность. Для будущего отчёта Пушкарёв фотографировал местность с верху.
село Алексеевка и озёра Аккуль
На работу выехали, как всегда рано на рассвете по маршруту : Ладыженка – Краснознаменское - Новочеркасское – Караадыр – Шортанды – Алексеевка. Колонна была очень большая: транспортные машины, бензозаправщики, три АТТ ( на всякий случай, как тягачи и ползать по горам ) и мои три Р-104 АМ и РАФ-КВ-5. Вёл колонну командир части, я на Р-104АМ замыкал колонну, обеспечивая связь по колонне ( по Р-105 ).
Примечательная деталь похода : когда в районе Шортанды наша колонна вышла на асфальтированное шоссе все водители нажали на клаксоны – впервые за многие тысячи пройденных километров наша техника ехала по асфальту ( не повезло механикам-водителям АТТ – они продолжали движение по грунту ) и что самое удивительное – встречные машины отвечали нам тем же и никто не обгонял. До намеченной базы доехали без приключений. Утром Бачек забрал всех офицеров и на двух ГАЗ-69 (я на своей Р-104АМ для связи с базой ) поехали в Алексеевку к местному начальству для уточнения обстановки и решения всех технических и административных вопросов по эвакуации чабанов из района падения. Команду по соответствующим каналам они уже получили. Пока заседали, решали вопросы и согласовывали свои действия во дворе уже был готов бешбармак.
По традиции – язык и мозг барашка вырезали для Бачека – почётного гостя. Была конечно и “ Арака “, но мы выставили свои фляжки и хозяева с удовольствием перешли на наше горючее и что меня удивило пили его, как и мы, неразбавленным – запивали шурпой и кумысом.
шурпа
Всё прошло как нельзя хорошо. Забрали с собой одного секретаря для контактов с местными чабанами и вернулись на базу.
Началась кропотливая и не очень интересная работа по изучению и оборудованию района падения пунктами СН ( сопряжённого наблюдения ) и подготовки полей падения к приёму изделия. Быстро установили палатки, полевую кухню и обустроили временную базу.
Местность была весьма сложная – напоминала район Красных гор в квадратах Талапа к тому же некоторые склоны были лесистыми ( не хотелось чтобы туда что-либо залетело, найти было бы крайне сложно ).
Труднопроходимый участок выпал на СН-2. Обзор затруднён да и проехать большая проблема.
Не намного лучше были у другие квадраты.
И как всегда восхищала удивительная природа Казахстана.
это не стерхи – это журавли-красавки
Зато большим плюсом было то, что чабанов с отарами было сравнительно мало и большой мороки с ними мы не предвидели. Популярно, в пределах допустимого, объяснили им суть дела и стали у них гостями.
в казахской юрте
Время пролетело быстро, но мы полностью были готовы к боевой работе. Расставили СН, проработали и опробовали маршруты для техники, решили вопросы с эвакуацией чабанов. На время работы людей вывезем, а отары останутся под присмотром пастушьих собак – они с отарами справлялись и разбрестись, даже самым безмозглым баранам не дадут.
Моя главная задача – чтобы связь работала устойчиво ( с Ладыженкой работал на РАФ-КВ-5 ), а за связь с СН я был спокоен. Радисты все опытные, проверенные, да и расстояния не запредельные.
Старт был назначен на утро 16 июля 1965 года. С вечера 15 июля разъехались по своим СН, проверили связь и приборы и осталось только ждать сигнала.
Венец работы моих радистов – это не пропустить сигнал “ 55555 “ – старт изделия состоялся. И мы его не пропустили. Прошло несколько минут в томительном ожидании – и вот она родная над нашими головами.
Расчёты СН передают данные засечек радистам, те в часть а далее в ЦПУ. Аппаратуры ЗАС ( засекречивающая аппаратура связи ) на РАФ-КВ-5 конечно не было, поэтому все данные я вручную зашифровывал используя разовые шифр блокноты. Все радисты имели допуски к сов. секретной работе по форме № 1. Далее в работу включаются поисковики и эвакуаторы.
Блоки изделия приземлились весьма кучно и мы нашли их практически сразу ( довольно редкий случай учитывая рельеф местности ), что удивительно они сравнительно мало деформировались очевидно из-за большой парусности и относительно небольшой скорости падения. Но всё хорошо бывает только в молитвах. Прикомандированный приборист недосчитался двух блоков приборов. Три дня пока подрывники “ разделывали “ блоки – остальные цепью прочёсывали квадрат за квадратом. И вряд ли бы мы нашли эти злополучные приборы, если не наблюдательность одного из солдат. Он заметил, что кормушкой для кур у одной из юрт ( казахи вернулись почти сразу после падения изделия, когда были сняты посты оцепления ) служат крышка и кожух прибора. Всё объяснилось просто – при возвращении после эвакуации казах их нашёл и недолго думая, по простоте душевной, топором аккуратно их вскрыл, содержимое выбросил , а корпус и крышку приспособил для хозяйства.
С казахом провели “ профилактическую “ работу и отпустили. Одним словом всё хорошо, что хорошо кончается.
Мы полностью выполнили все поставленные перед нами задачи и получили команду на возвращение в часть. Загрузили “ разделанную “ красавицу-изделие по машинам и тронулись в путь-дорогу к родному дому.
Но не обошлось и без чрезвычайных происшествий. Колонну вёл командир, я же по его приказу, на своей Р-104АМ – замыкал и держал связь по колонне. Ехали спокойно, медленно. Транспортные машины были загружены под завязку негабаритным грузом. ЧП произошло на Шортандымском шоссе. Наблюдая за впереди идущей колонной успел заметить как встречный ЗИЛ-150 на приличной скорости не разъехался с нашим ЗИЛ-157, зацепил его бортом, так что даже выбросило несколько частей из кузова нашего ЗИЛа, проскочил мимо моей машины и пустился удирать. По Р-105 ( на них мы держали связь по колонне ) я доложил командиру о ЧП ( он столкновения не видел ) и получил приказ задержать эту машину. Развернулся и началась не долгая погоня. Догнал сразу, но на звуковые и световые сигналы он не реагировал, кроме того петляя по шоссе не давал мне возможности его обогнать ( прямо как в кино ). Хорошо ещё что не было встречных машин, а то бы быть беде. Пришлось применить табельный ПМ. После трёх выстрелов в воздух – четвёртым пробил его машине задний левый скат. Проехав ещё немного он остановился. Я с радистами бросился к кабине. В ней оказалось четыре человека – двое мужиков и две женщины и все пьяные. Пока мы вязали мужиков женщины визжали и крыли таким матом, которого я не слышал даже от старшины части. Мы не знали что стало с нашими ребятами из протараненной машины, поэтому себя не сдерживали и когда подлетел Бачек на своём ГАЗ-69 они уже не трепыхались. К счастью наши солдаты в протараненной машине не пострадали. Командир приказал капитану Пушкарёву доставить лихачей в милицию Шортанды, а мы разгрузили пострадавший ЗИЛ, подремонтировали его и продолжили путь домой. Потом солдаты шутили, что мол повезло мужикам столкнуться с ЗИЛом, а не с АТТ – тогда бы похмелялись на том свете.
В последствии по району Алексеевка работали регулярно. Базу оборудовали для жилья – вырыли землянку, чтобы можно было жить и зимой.
Так прошла очередная, рядовая наша работа, которых впереди было ещё много.