Ракеты " Воздух-Воздух "
В Первую мировую войну основным оружием самолетов-истребителей были пулеметы винтовочного калибра, и только в 1916 г. француз ле Приер придумал новое средство для борьбы с немецкими привязными аэростатами, на которых поднимали наблюдателей и артиллерийских корректировщиков. Он предложил крепить к обеим межкрыльевым стойкам биплана «Ньюпор-16» по 4 трубы диаметром 25 мм, а в них вставлять ракеты, подобные осветительным морским. Атакуя аэростат, летчик с дистанции 450 м электроспуском выстреливал одну-две и поджигал оболочку и находящийся внутри нее газ.
Так появились ракеты класса «воздух-воздух».
В 1939 г., во время необъявленной войны у реки Халхин-Гол, советское авиационное командование применило пять истребителей И-16, у которых под плоскостями находились пусковые для неуправляемых реактивных снарядов РС-82. В 14 боях пятерка сбила 13 японских самолетов без потерь со своей стороны. По мнению японцев, русские пользовались неизвестным оружием, по мощности равным 76-мм пушке.
И-16 с РС-82
Подобные ракеты применялись и во Вторую мировую войну. Вот что вспоминал о боях в 1942 г. трижды Герой Советского Союза, маршал авиации А.И. Покрышкин: «Летали мы по-прежнему на стареньких, залатанных «мигах» (МиГ-3) и «ишачках» (И-16). Вооруженные реактивными снарядами, И-16 казались нам надежными и даже грозными истребителями. Как-то группа «мигов» отправилась на штурмовку вместе с шестеркой И-16 соседнего полка. На нас вдруг навалились 12 итальянских истребителей «Макки». Они шли развернутым строем, крылом к крылу. Один И-16 залпом выпустил по ним все шесть «эрэсов», и они, взорвавшись, поразили сразу пять самолетов».
После войны такие снаряды стали оснащать аппаратурой для их самонаведения. У нас их первое время разрабатывали для своих машин в бюро Д.И. Микояна и М.И. Гуревича, П.0. Сухого, С.А. Лавочкина, а потом и в специализированных предприятиях.
С индексом "Р"
Можно было бы начать с того, что 18 ноября 1949 г. приказом Министерства авиационной промышленности СССР конструкторское бюро завода № 43 перевели в Тушино, на территорию подобного предприятия № 134. Там оно продолжило работу над опытным вооружением для самолетов, а его главным конструктором и директором назначили И.И. Торопова (1907 - 1977).
Иван Иванович Торопов
Как считается, с той даты и пошла история нынешнего Государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел», в котором создали более полусотни типов управляемых ракет и до ста видов пусковых, подвесных и прочих устройств.
На самом деле она была куда сложнее и даже запутаннее, и восходит к 1931 г., когда над авиационным вооружением трудились в конструкторском отделе сектора опытного самолетостроения Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).Там, в бригаде № 12 И.П. Шебанова, занимались стрелково-артиллерийским, в бригаде № 13 А.И. Шульгина - бомбо-торпедным. И в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского, в группе Г.М. Можаровского, проектировали унифицированные пушечные и пулеметные установки.
В 1936 г. всех их собрали на заводе № 32 наркомата авиационной промышленности, где в 1938 г. образовали 1 -ю бригаду, возглавляемую Шульгиным, 2-ю - Можаровским, 3-ю - Шебановым и 4-ю Тороповым. Они проработали в Москве до эвакуации завода, в суровом 1941 г., в г. Киров.
Еще до этого, в 1940 г., филиал 32-го завода получил свой № 487 и название «Имени компартии Германии», на который прислали бригаду Шебанова, преобразовав ее в бюро, - его в 1941 г. вывезли в Куйбышев.
После возвращения, в 1943 г., в Москву, 32-му присвоили № 43, а начальником его конструкторского бюро, в котором проектировали стрелково-пушечное вооружение, бомбо-торпедные установки с дистанционным и электромеханическим управлением, стал Торопов. Его-то, осенью 1949 г., и переправили в Тушино, а номерной 134-й превратили в специализированный Завод опытного вооружения (ЗОВ), будущий «Вымпел».
Одним из первых заданий, выполненных на нем, была система комплексной огневой защиты ПВ-20 нового тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Ту-4 с поршневыми моторами. Она состояла из прицельных станций и 5 дистанционно-управляемых огневых точек. За нее Торопова удостоили Сталинской премии; позже изготовили подобную ПВ-23 для реактивных бомбардировщиков Ту-16 и Ту-95. Но Торопов уже настраивал своих сотрудников на переход к более перспективному оружию для реактивных истребителей - управляемым ракетам класса «воздух-воздух», превосходивших авиапушки по дальнобойности, а неуправляемые ракеты - в точности. В общем, ЗОВу предстоял переход на иное качество продукции.
Начальник научно-исследовательского отделения, доктор технических наук А.Л. Рейдель: «Когда речь идет о ракетах «земля-воздух» или «воздух-земля», один из участников боя остается неподвижным. В нашем же случае и носитель, и цель - вражеский самолет либо ракета - одновременно меняют скорость, высоту, курс и перегрузку. Иными словами, выпущенная ракета движется в многомерном пространстве, которое может быть описано лишь с привлечением сложнейшего математического аппарата. Поэтому, по инициативе Торопова, для инженеров завода организовали цикл лекций; их читали профессоры Военно-воздушной инженерной академии и главные конструкторы смежных предприятий. Кроме того, Торопов добился, чтобы к нам направили большой отряд молодых специалистов, в частности, выпускников МАИ (радисты и вооруженцы) и МГУ (математики и механики). Так произошло не только омоложение коллектива, но и существенное повышение его качественного уровня».
В 1955 г. на ЗОВе приступили к исследованиям и экспериментам с прототипами изделий «205», «Е», «Л-7» и радиолокационных головок самонаведения РГС-56 - РГС-59 для них. До летных испытаний довели ракету К-7. Понятно, что предварительно рассмотрели варианты ее аэродинамической схемы и систем наведения - по радиолучу, радару и тепловому излучению цели. К-7Л, управляемую по радиолучу, представили на государственные испытания, но завершить их не удалось только из-за появления в ОКБ-4 аналогичной К-8 (Р-8).
В 1958 г. ЗОВу заказали ракету малой дальности с тепловой головкой самонаведения. Время не ждало, поэтому «сверху» потребовали повторить уже хорошо показавшую себя в деле американскую А1М-9В «Сайдуиндер» весом 86 кг, с боевой частью в 11,4 кг, дальностью стрельбы до 3,3 тыс. м и досягаемостью по высоте 21 тыс. м, оснащенную инфракрасной аппаратурой. И наша Р-ЗС(К-13), создававшаяся под руководством И. И. Торопова и Б.В. Журавлева, могла поражать самолеты на таких же высотах с перегрузками до 3 единиц. В 1960 г. ее запустили в производство, неоднократно совершенствовали, например, в 1965 г. появилась Р-ЗР с полуактивным радиолокационным - по отраженному сигналу от цели - наведением, потом Р-13М и Р-13М-1 с инфракрасной, охлаждаемой головкой. Их получили истребители МиГ-21 и МиГ-23. Производилась Р-ЗС и в Китае.
Тактико-технические характеристики Р-3С
Дальность пуска на уравненных скоростях, км |
7.6 |
Ракурс стрельбы |
1/4 – 3/4 |
Ракета обеспечивает поражение цели при условиях: |
0-21.5 |
Габаритные размеры, мм: |
2838 |
Масса полностью снаряженной ракеты, кг |
75.3 |
Время управляемого полета, с |
не менее 21 |
Полный импульс двигателя, Нс |
38000-40000 |
Масса БЧ, кг |
11.3 |
Температурный диапазон применения |
±50°С |
В 1967 г. на предприятии, переименованном в Машиностроительный завод «Вымпел», приступили к разработке ракеты К-25, аналогичной американской же 227-кг ракете АIМ-7Е «Спарроу», предназначенной для стрельбы с истребителей по бомбардировщикам с дистанции до 40 тыс.м. «Спарроу» оснащалась боевой частью весом 40 кг и радиолокационной головкой самонаведения.
Главный инженер проекта Ю.К. Захаров: «Создание ракет типа К-13 и К-25, разработанных на основе зарубежных прототипов, позволило специалистам нашего завода освоить и усовершенствовать ряд заложенных в них конструкторских и технологических решений и использовать их при проектировании следующих образцов».
В начале 70-х гг. на «Вымпеле» взялись за работу над ракетами второго поколения, включая и средней дальности. В 1973 г. под руководством А.Л. Ляпина и В.А. Пустовойтова для МиГ-25 изготовили Р-23 (К-23) для поражения вражеских самолетов на догонных и встречных курсах, несущихся с перегрузками до 5, с дистанции 15-27 тыс.м и на высотах от 40 м до 25 тыс. м. Вариант Р-23Р снабдили полуактивной радиолокационной головкой самонаведения, работающей в том числе - впервые у нас - и по самолету, летящему на фоне земли, а Р-23Т - тепловой.
Тактико-технические характеристики
|
Р-23Р |
Р-23Т |
Дальность стрельбы, км : |
27 |
|
Максимальная скорость полета, М |
3 |
|
Потолок боевого применения, м |
40-25000 |
|
Габариты, мм: |
4460 |
4180 |
Стартовая масса, кг |
223 |
217 |
Масса боевой части, кг |
25 |
В 1975 г. у Р-23 вдвое увеличили дальность пуска, в том числе по целям, летящим с перегрузкой до 8 единиц. У модификации Р-24Р радиолокационная полуактивная аппаратура захватывала цель на траектории полета ракеты, а у Р-24Т инфракрасная головка сама отстраивалась от ложных тепловых целей. Появившуюся в 1985 г. Р-24МР запускали и по самолетам, летящим в группе, и по отдельным тихоходам вроде вертолетов.
В конце того периода «Вымпел» разработал несвойственные ему ракеты Х-29 класса «воздух-земля». Дело в том, что в 1981 г. в него включили часть научно-производственного объединения «Молния», в котором создавали изделия классов «воздух-воздух» и «воздух-земля».
Сама же «Молния» начиналась с группы инженеров во главе с М.Р. Бисноватом, трудившейся в НИИ-1.
Матус Рувимович Бисноват
В марте 1954 г. ее преобразовали в ОКБ-4, и до слияния с «Вымпелом» в нем разработано 13 ракет, в том числе «перебежавшая дорогу» К-7 ракета К-8. За ней последовали К-8М, К-8М-1, К-80 (Р-4), а в 1973 г. К-40, спустя 6 лет и К-40Д для перехватчика дальнего действия МиГ-25ПД.
Тактико-технические характеристики
- Полная длина: Для Р-40Р — 6760 мм Для Р-40Т — 6360 мм
- Диаметр: 300 мм
- Размах крыла: 1450 мм
- Масса ракеты: Для Р-40Р — 455 кг Для Р-40Т — 466 кг
- Дальность до цели: Для Р-40Р — 2-30 км Для Р-40Т — 2-36 км
- Высота цели: Для Р-40Р — 2500-27000 м Для Р-40Т — 800-30000 м
- Скорость полёта: > 5 М
- Боевая часть: осколочно-фугасная Масса БЧ: 38 кг
- Тип ПУ: АПУ-84-46
- Носители: Миг-25П, МиГ-31
В 1970 - 1974 гг. для ближнего маневренного боя по схеме «утка», с дестабилизаторами в носовой части, спроектировали Р-60 с 3-кг боеголовкой, инфракрасной системой самонаведения с охлаждаемым фотоприемником, перехватывающей цели, летящие на скоростях до 2500 км/ч с перегрузкой до 8. Через 8 лет изготовили Р-60М с минимальной дальностью пуска в 200 м и максимальной 7,2 тыс.м, диапазоном высот применения в 30 м - 20 тыс.м. Она могла идти к цели со всех ракурсов.
Тактико-технические характеристики
Модификация |
Р-60 |
Р-60М |
Р-60К |
Р-60МК |
|
|
изделие 62 |
изделие 62М |
|
|
|
Принятие на вооружение |
1973 |
197? |
|
|
|
Самолёты-носители |
МиГ-21бис, МиГ-23М, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-23М (до МиГ-23МЛД), МиГ-25ПД, МиГ-31, Су-15ТМ, Су-17М3/Су-17М4, Су-24М, Су-25, Як-38 |
||||
Тип ПУ |
АПУ-60-1, АПУ-60-2, ПД-62 (на Су-15) |
||||
Максимальная дальность, км |
7 |
10 |
7 |
10 |
|
Минимальная дальность, км |
0,2-0,25 |
||||
Диапазон высот применения, км |
0,03-20 |
||||
Длина ракеты, мм |
2096 |
2138 |
2096 |
2138 |
|
Диаметр корпуса, мм |
120 |
||||
Размах крыла, мм |
390 |
||||
Стартовая масса, кг |
43,5 |
44 |
43,5 |
44 |
|
Время управляемого полёта, сек. |
23-25 |
||||
Максимальная скорость, Махов |
2,5 |
||||
Максимальная стартовая перегрузка, g |
7 |
||||
Максимальная перегрузка, g |
47 (42) |
||||
Перегрузка перехватываемой цели, g |
до 12 |
||||
Боевая часть |
тип БЧ |
Стержневая |
|||
масса БЧ, кг |
3 (2,7) |
3,5 |
3 |
3,5 |
|
Система наведения |
принцип работы |
||||
модель ГСН |
«Комар» (ОГС-60ТИ) |
«Комар-М» (ОГС-75) |
«Комар» (ОГС-60ТИ) |
«Комар-М» (ОГС-75) |
|
тип ГСН |
неохлаждаемая |
охлаждаемая |
неохлаждаемая |
охлаждаемая |
|
угол целеуказания |
±12° |
±17° |
±12° |
±17° |
|
Взрыватель |
тип |
неконтактный оптический |
неконтактный радиолокационный |
||
модель |
«Стриж» |
«Колибри» |
«Колибри-М» |
||
радиус действия |
до 5 м |
||||
Двигательная установка |
РДТТ ПРД-259 |
Х-29 на «Молнии» занимались с 1978 г. (М.Р. Бисноват, В.И. Елагин и Г. И. Хохлов), чтобы снабдить истребители-бомбардировщики МиГ-27, Су-17 и штурмовики Су-25 эффективным средством для нанесения ударов по таким трудно уязвимым объектам, как железобетонные укрытия, мосты и корабли. И Х-29 выполнили по схеме «утка» - с боевой частью весом 320 кг. Наведение ее модификации Х-29Л производится с помощью полуактивной лазерной аппаратуры, захватывающей цель перед пуском, а подсветку последней ведут с самолета-носителя либо с земли.
Модификация (1980) Х-29Т, с пассивным телевизионным самонаведением, предназначается для разрушения крупных объектов, вроде заводов или кораблей водоизмещением 5 - 10 тыс. т (фрегатов и крейсеров), с расстояния от 2 тыс. до 30 тыс. м. Ракета стартует с высот от 200 м до 5 тыс. м, причем «картинка», наблюдаемая ее аппаратурой,транслируется летчику самолета-носителя. У модификации же Х-29ТЕ увеличили дальность действия. В ирано-иракскую войну иракцы подвешивали Х-29 к МиГ-23 советского производства и «Миражам»-РТЕ французского.
Тактико-технические характеристики Х-29
Дальность стрельбы, км : |
8-10 |
Боевая часть: |
фугасно-проникающая |
Скорость полета носителя, км/час |
600-1250 |
Высота пуска, км |
0.2-10 |
|
|
Габариты,мм: |
3875-3900 |
Головка самонаведения: |
полуактивная лазерная 24Н1 |
Максимальная скорость полета, м/с |
600 |
Средняя скорость полета, м/с |
250-350 |
Стартовый вес, кг |
650-660 |
Габариты транспортного контейнера,мм: |
4500 |
Вес ракеты в транспортном контейнере ,кг |
1000 |
...На появление в США истребителей нового поколения, в 1974 г. тактического Р-15 «Игл» и в 1978 г. многоцелевого Р-16 «Файтинг фолкон», у нас ответили машинами подобного назначения МиГ-29 и Су-17. Для них подготовили комплекс ракетно-пушечного вооружения, с помощью которого было бы можно оспорить у противника господство в воздухе в любое время суток, в любых погодных условиях, атакуя самолеты одиночные и в группе, даже если те находились на 10 - 12 тыс.м выше или ниже, и применяли радиолокационные и тепловые помехи.
В 1981 г. на «Вымпеле» приступили к ракетам третьего поколения, сочетающим среднюю и большую дальность пуска, что и требовалось многоцелевым истребителям. В этот период предприятие возглавил доктор технических наук, позже - член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук ГЛ. Соколовский. А в 1984 г. военные приняли несколько модификаций Р-27 (А.Л. Ляпин, В.П. Дементьев, В.Т. Корсаков), изготовленных по модульному принципу. У них были одинаковые боевые части, весом 39 кг, инерциальные навигационные системы, с возможностью корректировки курса после пуска, блоки управления и энергопитания, несущие поверхности и рули. Отличались же они силовыми установками и сменными головками самонаведения. Последние позволяли перехватывать цели на высотах от 20 м до 27 тыс.м, на дальностях 80 - 130 тыс.м, при скоростях тех 3500 км/ч и 8-кратных перегрузках.
Так, Р-27Р и Р-27ЭР получили полуактивные радиолокационные системы наведения, а Р-27Т и Р-27ЭТ - тепловые. Две первые запускали с дальности 70 - 80 тыс.м, а вторые, обладавшие повышенной энерговооруженностью (Э), - с 120 - 130 тыс.м.
1983 г. ознаменовался на «Вымпеле» появлением Р-73, ракеты для ведения ближнего маневренного боя на МиГ-29 и Су-27. Она получила боевую часть весом 7 кг, новую, уменьшенную, всеракурсную, инфракрасную головку самонаведения повышенных чувствительности и помехозащищенности. Приближаясь к вражеским самолетам, летящим со скоростями около 2500 км/ч, Р-73 способна, при необходимости, перенацеливаться с сопла их двигателей на фюзеляж. Таким оружием оснащают и другие машины, а наводят - и с нашлемного прицельного устройства. После пуска, по принципу «выстрелил и забыл», ракета устремляется к атакуемому с любого ракурса, пусть даже он маневрирует с 12-кратными перегрузками. На Р-73,впервые в мире, применили комбинированное аэрогазодинамическое управление - при поворотах действуют не только обычные рули, но и находящееся на выхлопном сопле устройство, отклоняющее реактивную струю в нужном направлении. Р-73 запускают с высот от 20 м до 20 тыс.м и на дистанциях до цели от 300 м до 30 тыс.м. По комплексу тактико-технических характеристик она заслуженно считается лучшей в мире в своем классе, что подтвердили экспортные заказы на Р-73Э.
Тактико-технические характеристики Р-73
Носители |
МиГ-21-93, МиГ-23МЛ, МиГ-29, МиГ-29М, МиГ-29С, МиГ-29К, Су-27, Су-27К, Су-25Т, Як-141,Ка-52. |
Стартовая масса, кг |
|
РМД-1 |
105 |
РМД-2 |
110 |
Масса боевой части, кг |
7.4 |
Дальность пуска, км |
|
- минимальная |
0.3 |
- максимальная для РМД-1 |
20 |
- максимальная для РМД-2 |
40 |
Перегрузка поражаемых целей |
12 |
Собственная допустимая перегрузка ракеты |
40 |
Вероятность поражения цели |
0,6 |
Длина, мм |
2900 |
Диаметр корпуса, мм |
170 |
Размах оперения, мм |
510 |
...Еще в 60-е гг. на американских бомбардировщиках появились крылатые ракеты. Понятно, их носителей следовало уничтожать до того, как они приблизятся к зоне пуска. Особенно это было важно для прикрытия северных, менее защищенных регионов СССР. И в 1972 - 1979 гг. создали дальний, сверхзвуковой перехватчик МиГ-31 с радиолокационным комплексом «Заслон», обнаруживающим противника за 200 км. Для него на «Вымпеле» спроектировали (А.Л. Ляпин, В.В. Журавлев, Ю.К. Захаров) и изготовили ракеты большой дальности Р-33 с боевой частью весом 47 кг. После пуска это оружие преодолевает 110 - 120 км и поражает, в 20 м - 30 тыс.м от земли, любые летательные аппараты: от тихоходных авиеток до высотных разведчиков и самолетов, развивающих до 3000 км/ч. Один МиГ-31, сопровождая, то есть держа на прицеле одновременно 10 воздушных целей, способен атаковать разом четыре - полуактивная радиолокационная система каждой Р-33 сначала получает данные о цели с борта истребителя-носителя, а потом ракета идет, сама получая и обрабатывая сведения о ней, рассчитывая курс и место встречи. Надо сказать, что конструкторам Р-33 довелось столкнуться, как, впрочем, и всегда, с рядом новых для них технических проблем.
Главный инженер проекта Ю.К. Захаров: «Начнем с того, что эта ракета создавалась как составная часть истребителя-перехвтчика. Чтобы уменьшить общее лобовое сопротивление, четверку Р-33 решили «врезать» в его фюзеляж. Это обеспечило удобное расположение ракет, получивших защиту от кинетического нагрева и испытывавших меньшие нагрузки при скорости носителя, соответствующей МЗ». По той же причине часть деталей Р-33 изготовили из стойких к высоким температурам титановых сплавов, внедрили тепловую защиту корпуса и внутренних агрегатов и узлов. Поскольку ракеты находятся не на открытых подкрыльевых пилонах-держателях, а полуутоплены в фюзеляж и запускаются катапультными устройствами, их снабдили крылом малого удлинения и двумя складывающимися рулями.
Разработку Р-33 завершили в 1980 г., через два года приняли на вооружение, а спустя некоторое время появилась модификация с увеличенной дальностью пуска и экспортная Р-ЗЗЭ.
ТТХ ракет:
|
К-33 для Ту-148 (проект) |
К-33 / Р-33 |
Р-33С / Р-33Э |
Длина |
|
4250 мм |
4150 мм |
Диаметр корпуса |
|
380 мм |
380 мм |
Размах крыла |
|
900 мм (в первом варианте эскизного проекта - 1100 мм) |
900 мм |
Размах стабилизатора |
|
1180 мм |
1180 мм |
Масса |
|
480 кг / 491 кг (по др.данным) |
490 кг |
Масса БЧ |
|
47 кг (в первом варианте эскизного проекта - 35 кг) |
47 кг |
Дальность действия при пуске в переднюю полусферу цели |
80-90 км |
120 км |
160 км |
Дальность действия при пуске в заднюю полусферу цели |
|
- 40 км |
|
Скорость максимальная |
|
4.5 М |
4.5 М |
Максимальная скорость цели |
в передней полусфере - до 3500 км/ч |
до 3.5 М |
|
Высота полета цели |
50-26000-28000 м |
25-50 - 28000 м |
|
Разница в высоте полета перехватчика и цели |
|
до 10000 м |
|
Перегрузка цели максимальная |
|
8 G / 3-4 G (по др.данным - Ангельский) |
|
В 1994 г. в истребительные части тактической авиации и войск противовоздушной обороны, оснащенные МиГ-29СД, Су-35, Су-37 и МиГ-31М, поступила ракета средней дальности уже четвертого поколения РВВ-АЕ, спроектированная (ГА. Соколовский, В.А. Пустовойтов, В.Г. Богацкий) по обычной схеме. На ней внедрили инерциальную навигационную систему, с возможностью перенацеливания в полете, активную радиолокационную головку самонаведения, не нуждающуюся в подсветке радаром носителя, - поэтому последний после пуска способен отвернуть и выйти из атаки, не наблюдая ее результата, причем скорость атакуемого может достигать 3600 км/ч, а его перегрузка при маневрах - 12. В бортовую аппаратуру внедрили миниатюрные вычислительные цифровые машины, обрабатывающие поступающие от головки самонаведения данные и выдающие команды на рули. Кстати, их работе не смогут помешать радиопомехи противника. Эти ракеты, с боевой частью в 21 кг, применяются на высотах от 20 м до 25 тыс.м, наименьшая дальность их пуска составляет 300 м, а наибольшая - 100 тыс.м.
Оружие для ПАК-ФА Т-50
1. Основное оружие - РВВ-БД, ракета «воздух-воздух» большой дальности.
Максимальная дальность пуска – 300 км (экспортный вариант – 200 км), а по некоторым данным, цели высокой контрастности она достаёт и с 400 км. Обратите внимание: ниже все данные приведены для экспортных вариантов ракет и бомб (часто попадающаяся буква «Э» в обозначении означает экспортный), просто их легче найти. Как видим, для себя делается гораздо лучше. Масса боевой части 60 кг, осколочно-фугасная. Система наведения - инерциальная, с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории полета.
Напомню, что у ракеты AIM-120C, которой вооружён Рэптор, дальность пуска 120 км, в дальнейшем его доработают под ракету AIM-120D с дальностью пуска 180 км. Правда, с ракетами у американцев серьёзные проблемы, двигатели их вдруг оказались ненадёжными, хотя до этого работали нормально: "Опять невезуха! Проблемы с двигателем ракеты AMRAAM". Они отказывают при низких температурах, и их приёмка приостановлена. Напомню читателям, что на высоте 10 км температура и летом, и зимой составляет примерно минус 56,5 градусов. А поскольку эта ракета – основная для всех самолётов блока НАТО, считай, что врага бить нечем… Вернее, есть чем, но только на малой высоте, не зимой и не в полярных широтах :)
2. РВВ-СД.
Дальность пуска варианта "Э" - до 110 км. Масса боевой части - 22,5 кг, стержневая, мультикумулятивная. Система наведения - инерциальная с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории.
3. РВВ-МД.
Ракета для ближнего высокоманевренного воздушного боя с всеракурсным пассивным инфракрасным наведением (двухдиапазонная ИГС). Дальность пуска - до 40 км. Масса боевой части 8 кг.
Очень интересная ракета. Двигатель – с управляемым вектором тяги, и если лётчик захватил цель с помощью нашлемной системы где-то сбоку, поворотом головы, то эта ракета способна развернуться на цель. Средства подавления ракет с ИК-наведением либо ослепляют головки наведения лазером, либо отстреливают тепловые ловушки. Но эта ракета всё равно отличит ловушку от самолета за счет разницы в диапазонах, а луч лазера «выключит» у нее только какой-нибудь один «цвет».
4. Х-38МЛЭ.
Относится к модульным управляемым ракетам малой дальности. За счет использования различных типов систем наведения и различных боевых снаряжений обеспечиваются расширенные боевые возможности при действиях по широкому спектру наземных целей, а также надводных целей в прибрежной полосе.
Х-38МЛЭ -инерциальная+полуактивная лазерная
Х-38МАЭ - инерциальная + активная радиолокационная
Х-38МТЭ - инерциальная + тепловизионная
Х-38МКЭ - инерциальная + спутниковая навигация
Первые три типа могут снаряжаться боевым оснащением с осколочно-фугасной или проникающей боевой частью. Х-38МКЭ - кассетная боевая часть
Дальность пуска от 3 до 40 км
5. Х-58УШКЭ.
Противорадиолокационная ракета. Что это такое? Выпускаем её в любой наземный локатор, и она идёт на цель по лучу того же локатора. Причём если локатор даже выключат, она его уже не потеряет.
Обеспечивается применение ракеты как по запрограммированным РЛС-целям, так и по целям, оперативно обнаруженным системой целеуказания ПАК ФА. Максимальная дальность пуска (в диапазоне высот носителя от 200 м до 20 км) составляет 76 - 245 км. Вероятность попадания ракеты в круг радиусом 20 м, в центре которого находится работающая РЛС - не менее 0,8. Боевая часть - фугасная, масса 149 кг. Стартовая масса ракеты - 650 кг.
Против локаторов и любой другой электроники разрабатывают и другое оружие - так называемые электромагнитные боеприпасы, которые могут быть выполнены в виде ракеты, авиабомбы, гранаты для гранатомёта, артиллерийского снаряда и т.д. Идея состоит в том, что выпускаем такой боеприпас во вражеский локатор, командный пункт и т.п., но он не взрываается, а кратковременно излучает мощный электромагнитный импульс (который хоть и слабее, чем в момент взрыва атомной бомбы, но его достаточно), и в радиусе нескольких десятков (а то и многих сотен) метров «дохнет» любая электроника – локаторы, компьютеры, радиостанции, системы управления, не говоря уж о мобильных телефонах, к примеру.
Более того, поскольку в современном оружии полно электроники, то бывает гораздо проще вывести её из строя, сделав это оружие бесполезной грудой железа, чем уничтожать вражескую технику грубой силой взрыва. Так можно обезвредить и самолёты, и танки, и локаторы, и связь. Можно провоцировать неконтактный подрыв мин, ракет, бомб... можно и в мирное время, например, подъехать к какому-нибудь небоскрёбу, в котором сосредоточены множество финансовых организаций, как это было в ВТЦ, на безобидном с виду фургоне, и не надо втыкаться в него самолётами и жертвовать людьми - достаточно уничтожить все компы с базами данных, и хаос во всём мире обеспечен...
И хотя такое оружие давно исследуют и производят во многих странах, но афишировать конкретные серийные образцы не любят, предпочитая рассказывать о теории его применения. Но всё это было лирическое отступление, будет ли подобное на ПАК ФА - не знаю.
6. КАБ-500С-Э, Корректируемая авиационная бомба
Масса - 560 кг (в т.ч. 195 кг - масса ВВ). Высота сброса от 500 м до 5 км. Точность наведения на цель (Екво) 7 - 12 м. Боевая часть – фугасная.
Вероятно, это не полный список оружия, пишут о различных 14 типах вооружения, но пока решили снять секретность только с этого. Впрочем, кое-где упоминается и противокорабельная ракета Х-35
Тактико-технические характеристики
Ракета Х-35 |
|
Дальность пуска, км |
7-130 (7-260 для Х-35УЭ) |
Высота полета над гребнями волн, м: |
10-15 |
Возможный угол поворота от линии курса, град |
± 90 (± 130 для Х-35УЭ) |
Масса стартовая, кг |
600 |
Масса боевой части, кг |
145 |
Точность наведения (КВО), м |
4-8 |
Скорость полета , м/с |
270-280 |
Широта использования, град |
от 75° С.Ш. до 75° Ю.Ш. |
Габариты ракеты, м |
3.85 (4.4) |
Радиолокационная ГСН АРГС-35 |
|
Угол горизонтального обзора, град |
от -45 до +45 |
Угол азимутального обзора,град |
от +10 до -20 |
Дальность действия, км |
20 (50 для Х-35УЭ) |
Вес, кг |
40-47,5 |
Диаметр, мм |
420 |
Длина, мм |
700 |
Ограничения по применению ГСН: |
до 4 |
БРК "Бал-Э" (типовой дивизион) |
|
Дальность пуска, км |
7-120 |
Удаленность стартовой позиции от береговой черты, км |
до 10 |
Время развертывания в боевое положение,мин |
10 |
Количество ракет в залпе |
до 32 |
Интервал пуска ракет,с |
3 |
Масса пусковой установки,т |
40 |
Боекомплект |
64 |
Экипаж, чел |
6 |
Скорость движения по шоссе, км |
60 |
Скорость движения по бездорожью, км |
20 |
Авиационная пусковая установка |
|
Тип |
АПУ-78 или АКУ-58 |
Число ракет на ПУ |
1 |
Вес пустой ПУ, кг |
185 |
Габариты ПУ, мм |
3810 |
Условия пуска с самолета: |
200-10000 |
Условия пуска с вертолета: |
|