Самый результативный воздушный стрелок

Самый результативный воздушный стрелок
 

 9 июля 1941 года бортстрелок Андрей Пихота сбил шесть немецких истребителей

Это произошло 9 июля 1941 года, на 18-й день Великой Отечественной войны. В тот день 3-я танковая группа Германа Гота подошла к рубежу рек Западная Двина и Днепр на фронте от Полоцка до Жлобина, прорвала оборону в стыке 20-й и 22-й армии Западного фронта, овладела Витебском и захватила плацдарм на северном берегу р. Западная Двина у Десны. Девятка бомбардировщиков ДБ-3ф из состава 221-го авиаполка 52-й дальнебомбардировочной авиадивизии вылетела на бомбардировку вражеской переправы через Десну.

 

                                                                                      ДБ-3Ф

 

Год разработки

1939 год

Всего произведено

свыше 5000

Экипаж

3-4 человека

Масса

Пустого — 5800 кг;
Взлетная — 11570 кг

Габариты

Длина

14,76 м

Высота

4,10 м

Размах крыла

21,44 м

Площадь крыла

66,70 м2

Летные характеристики

Двигатель

2×М-88Б

Мощность

2×1100 л.с.

Максимальная скорость

445 км/ч

Крейсерская скорость

340 км/ч

Потолок практический

9700 м

Дальность полета

3800 км

Вооружение

Пушечное

Пулеметное

2×7,62-мм ШКАС (? патронов);
12,7-мм БТ (? патронов)

Бомбовое

2700 кг

Эскадрилья  отбомбилась без потерь, выполнив боевое задание.

 

Лишь один из самолётов получил повреждения и стал отставать. Тогда командир звена Лейтенант Пётр Базелев  убавил газ, чтобы сопровождать отставший самолёт.

Остальные 7 самолётов 221-го дальнебомбардировочного авиаполка ушли вперед. Стрелок – радист младший сержант Андрей Пихота находился в средней части фюзеляжа под прозрачным плексигласовым колпаком, вращающимся вместе с пулемётом на турели, и один из экипажа мог вести круговой обзор.

                                               

                                                                        Андрей Ефимович Пихота

 

                                                                  кабина стрелка-радиста

 

Внимательно наблюдая за воздухом, он заметил 15 истребителей Me-109, шедших справа наперерез курсу бомбардировщиков. Сообщил об этом по переговорному устройству командиру и приготовился к бою.

 

Уверенные в лёгкой победе, немцы атаковали повреждённый бомбардировщик, ударив из пушек и пулемётов. ДБ-3ф вспыхнул и перешёл в крутое пике. Пихота с волнением смотрел ему вслед, надеясь, что экипаж выпрыгнет. Но вместо куполов парашютов увидел взрыв на земле.
Развернувшись, Мессеры пошли в атаку на оставшийся бомбардировщик. Пихота, прильнув к пулемёту, ловил в прицел флагманский самолёт противника.

 

Немец не спешил, решил ударить с близкой дистанции – наверняка. Но Пихота опередил его. Скорострельный ШКАС метнул огненную трассу пуль. Мессер, словно споткнувшись, клюнул носом и повалился набок. Остальные 14 неслись один за другим, осыпая бомбардировщик огненными трассами. Острая боль пронзила в двух местах правую ногу Пихоты. Стиснув зубы, он развернул пулемёт вслед последнему истребителю, и, когда тот стал разворачиваться, нажал спуск.
Тонкий фюзеляж Мессера перечеркнула огненная трасса и он устремился в своё последние пике. Пока вражеские машины готовили новую атаку, Пихота зажимал пальцами кровоточащие раны. В наушниках прозвучал взволнованный голос Базелева:
– Один двигатель повреждён. Трудно маневрировать. Штурман ранен. Вся надежда на тебя, Андрей!
Потерю двух самолётов немецкие лётчики, видимо, посчитали нелепой случайностью и вновь один за другим устремились на ДБ-3Ф. Сжимая окровавленными руками пулемёт, Пихота сумел дать несколько прицельных очередей, и вновь точно: ещё на два самолёта у немцев стало меньше.

 

Тогда они изменили тактику: разбившись на группы, стали атаковать бомбардировщик с разных сторон. Вели огонь по одной цели – воздушному стрелку под прозрачным колпаком. Каждый мускул, каждый нерв Пихоты были напряжены до предела. Но действовал воздушный стрелок как и прежде – хладнокровно, быстро и точно. Как только истребитель, готовя атаку, заходил в зону, непростреливаемую пулемётом Пихоты, тот мгновенно докладывал об этом командиру, и Базелев, отличный пилот, умело маневрировал: бросал самолет влево, вправо или делал горку, а Пихота, точно прицеливаясь, вёл огонь. Он в считанные секунды успевал развернуть пулемёт и дать очередь из своего ШКАСа.

                  

 

 

Отважный боец понимал, что судьба экипажа и самолёта находится в его руках. Это придавало сил. Мастерство и самообладание Андрея Пихоты выручили, казалось бы, абсолютно обречённый на гибель экипаж: он завалил ещё двух Мессеров.

 

                                                                                            Ме-109
Но всему бывает предел. Андрей, истекая кровью, потерял сознание, руки выпустили пулемёт, в котором осталось всего несколько патронов.

 

Теперь единственным шансом было дотянуть до облаков, укрыться в них. Базелев сумел это сделать. Летели до полной выработки горючего. Бомбардировщик приземлился на болото в районе города Старо дуба Брянской области. Командир и нижний стрелок вынесли Пихоту из окровавленной кабины и, когда подоспела помощь, отправили в госпиталь. На бомбардировщике насчитали несколько сот пулевых и осколочных пробоин.
В Январе 1942 года, после излечения, Андрей Пихота был назначен механиком по авиационному вооружению в 731-й истребительный авиаполк ПВО, защищавший небо Вологодчины. В 1946 году Андрей Ефимович демобилизовался, после войны закончил инженерно-строительный институт, работал инструктором райкома партии в Киеве, председателем областного совета по строительству, главным специалистом Комитета по строительству.