Первая САЭ

 

                          Первая Советская Антарктическая экспедиция          

Первое официальное сообщение об организации советских экспедиций в Антарктику появилось в газетах 23 августа 1955 г. К тому времени уже многие ведомства занимались экипировкой самого южного полярного предприятия. Вечером 30 ноября 1955 г. от причалов морского торгового порта Калининграда ушел в первый рейс к берегам самого холодного материка дизель-электроход "Обь".                                       

 

                                                проводы экспедиции в Калининграде

 

 

      

Командовал флагманским кораблем опытный капитан дальнего плавания И. А. Ман.

                             

                                                                   Иван Александрович Ман

 

                           Члены экспедиции отмечают “ Праздник Нептуна “ ( переход экватора )              

К берегам Антарктиды судно подошло 5 января 1956 г., войдя в узкий проход между айсбергами в бухту Фарр моря Дэйвиса (сюда в 1912-1914 гг. заходило судно "Аврора" австралийской экспедиции Моусона). В точке с координатами 66°28'ю. ш. и 94°43'в. д. "Обь" подошла к припаю, окаймлявшему берег. Чуть западнее было выбрано место выгрузки. Это место, получившее название "Берег Правды".

 

Позже в этот район прибыли и другие корабли 1-й САЭ: дизель-электроход "Лена", вышедший из Калининграда 14 декабря 1955 г. и прибывший 20 января 1956 г., снабженческое судно "Рефрижератор № 7", вышедшее из Риги 15 декабря 1955 г. и прибывшее 8 февраля 1956 г.

 

                                                           дизель-электроход “ Лена “

                           

                                                                 капитан “ Лены “ Александр Иванович Ветров

  

                                                погрузка “ Ли-2 “ и “ ГАЗ-71 ( ГТ-Т ) на борт “ Лены “

Высадка далась с большим трудом. Следует помнить, что при подготовке Международного геофизического года Советскому Союзу достался район между 80° и 105° в. д.- со стороны Индийского океана. Выгрузка грузов на барьер была сопряжена с большими трудностями и риском.
21 января во время разгрузки произошло несчастье. На глазах у многих участников экспедиции трагически погиб тракторист И. Ф. Хмара. Он провалился вместе с трактором под лед. Глубина здесь превышает 90 м.

  

                           Иван Фёдорович Хмара                                                             памятник И.Ф. Хмара в Мирном          

 

 

                                                              А мне какой домик дадут ?

Этот район, отмечал директор Арктического и Антарктического института А. Ф. Трешников, "был тогда наименее изученным и, пожалуй, самым суровым и сложным по природным условиям"'.

 

                              

                                                                  Алексей Фёдорович Трешников

Впервые советские люди ступили на берег Антарктиды 5 января 1956 г. 13 февраля 1956 г. был поднят Государственный флаг СССР и состоялось открытие первой базы советских экспедиций в Антарктиде - обсерватории Мирный. Полярный поселок назвали в честь одного из парусных шлюпов первой русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Основание обсерватории неразрывно связано с именем Михаила Сомова, ставшего ее первым начальником.

                              

Родина облекла его полномочиями Государственного представителя, вверила ему судьбы многих соотечественников. На зимовку осталось 92 человека, разместившихся в нескольких домиках. Интересно, что Мирный оказался в знаменательном месте: примерно в 20 метрах к северу от домика метеорологов проходила линия Южного полярного Круга.

 

 Площадка для строительства обсерватории Мирный была найдена 14 января 1956 г. на побережье моря Дейвиса в районе острова Хасуэлл (координаты астропункта 66°33' ю.ш., 93°01′ в.д., высота 35 м над уровнем моря). Это место было обнаружено наземными группами и с воздуха после десятидневных поисков. Площадка представляет собой четыре скалистых выхода коренных пород, два из которых имеют размеры по 450x150 м и два 200x100 м. За выходом коренных пород располагается достаточно широкая полоса моренных отложений. Району высадки экспедиция присвоила название Берег Правды (86°00' - 102°00' в.д.).
Место, выбранное для строительства основной береговой научной и материально-технической базы экспедиции, было малоподходящим, так как оно находится в районе с чрезвычайно сложными и даже опасными для выгрузки судов условиями, что представляло трудности для строительства. Часть основных сооружений приходилось ставить не на скалах, а на материковом льду. Однако на всем побережье, рекомендованном Специальным комитетом по проведению МГГ для создания советской береговой научной станции, более подходящего места не оказалось.
Строительство береговой базы было начато 19 января. Работа проходила в тяжелых метеорологических условиях. В первую очередь начали сборку зданий передающей и приемной радиостанций и кают-компании. Здания передающей и приемной радиостанций поставили на обнаженный гранитный камень. Чтобы выровнять площадку, были сооружены клети из деревянных брусьев для установки на них готовых металлических рам, поверх которых укладывались наборная деревянная плита толщиной 10 см и 16 слоев теплоизоляционных плит. Стены зданий собраны из щитов, имеющих с двух сторон восьмимиллиметровый слой водостойкой фанеры с восемью слоями теплоизоляционных плит. Для придания дополнительной жесткости и воздухонепроницаемости стены, жилых и других сооружений, снаружи обшиты досками и двумя слоями древесноволокнистых плит. Плоские крыши сделаны из сборных щитов, также утепленных тремя слоями древесноволокнистых плит и покрытых сверху оцинкованным железом.
После ухода последнего экспедиционного судна 92 зимовщикам предстояло закончить большой объем строительных работ. Необходимо было произвести полную внутреннюю отделку жилых и большей части служебных зданий общей площадью 750 м2, завершить строительство ряда павильонов для научных наблюдений, создать геофизическую, гляциологическую, гравиметрическую, аэрофотограмметрическую и фотографическую лаборатории. Кроме того, необходимо было разобрать и разместить по складам более 1000 т груза.
В мае первая очередь строительства была в основном закончена. Вдоль Берега Правды протянулась улица, названная именем Ленина. На ней появились жилые и служебные дома, прикрытые с наветренной стороны складами и гаражами. В некотором отдалении от центра поселка возвышаются радиостанции и электростанция. В Мирном было построено 12 собранных на фундаментах из стальных ферм стандартных щитовых домов площадью по 70 - 140 м2 с теплоизоляцией из древесноволокнистой плиты. В каждом доме смонтирована автономная система электроводяного отопления, действующего от электробойлера, работа которого регламентируется автоматическим терморегулятором, гарантирующим поддержание постоянной температуры. Кроме того, были сооружены деревянный магнитный павильон, сейсмический павильон, установленный над котлованом глубиной 2 м, вырубленным в монолитной стене, аэрологический павильон и др.
В поселке Мирный имеются столовая на 90 человек с полностью электрифицированной кухней, амбулатория с рентгеновским, физиотерапевтическим и хирургическим кабинетами и со стационаром, автоматическая телефонная станция, механическая мастерская, баня-прачечная, склады, свинарник.

 

 

В период работы 1-й САЭ зимовщики не ограничивались лишь обустройством первой научной базы. Главное, что требовалось от первых поселенцев ледяного континента,- оглядеться. Главное, но не единственное... Известный ученый, доктор географических наук А. П. Капица писал впоследствии: "Первая экспедиция была рекогносцировочной. От нее требовалось: закрепиться в Антарктиде, начать работы и подготовить для следующих экспедиций базу штурма внутриконтинентальных районов, о которых мы не имели почти никакого представления".
Выйдя 2 апреля 1956 г. из Мирного на обычных гусеничных тракторах, специальная научная группа продвинулась в глубинные районы на 375 км, в места, до тех пор не посещавшиеся человеком. Закончив переход в непривычных и исключительно трудных условиях 4 мая, участники поезда (семь человек), 8 мая начали строительство внутриматериковой исследовательской станции в точке с координатами 69°44'ю. ш. и 95°30'в. д. 27 мая 1956 г. состоялось торжественное открытие первой внутриконтинентальной станции Пионерская.

 

 

Значение станции в том, что она явилась первой "атакой" на внутренние области Антарктиды. Люди доказали, что можно жить и работать далеко от побережья океана.

В дальнейшем в походах по Антарктиде использовались специально созданные гусеничные вездеходы : “ Харьковчанка “, “ Харьковчанка-2 “, “ ДТ-30П “, “        ТМ-120 “.

 

 

 

 

 

                                                                              ДТ-30П “ Витязь “

 

                                                                              ТМ-120

Вскоре было решено создать и третью советскую станцию - Оазис, не предусмотренную планами МГГ. Местом строительства выбрали район оазиса Бангера, где почти отсутствовал снежный покров. Открытие состоялось 15 октября 1956 г., высадка осуществлена самолетами.

 

 

 Доставив полярников, завершив разгрузку и выполнив ряд заданий в экспедиционном плавании, корабли 1-й САЭ один за другим уходили из Антарктики. Вначале почту забрал д/э "Обь", покинувший рейд Мирного 29 февраля и отправившийся в свой первый океанографический рейс вдоль берегов континента. Последним кораблем, остававшимся тогда в Антарктике, был д/э "Лена". Он отправился в плавание к родным берегам 17 марта. А тем временем "Обь" принимала грузы в Новой Зеландии и Австралии, и в начале мая снова вернулась в Антарктику. Цель - прием последней почты зимовщиков. Когда "Обь" приблизилась к Мирному на 200 км, самолет ЛИ-2 прилетел 13 мая из Мирного и сбросил на судно мешок с письмами.
Прибытие "Лены" в Ленинград - 8 июня, прибытие "Оби" в Ленинград - 8 июля 1956 г.

Российские станции в Антарктиде

 

Новолазаревская — советская, российская антарктическая станция. Была открыта Владиславом Гербовичем 18 января 1961. Средняя годовая температура воздуха в районе станции 11°C, минимальная 41°C, максимальная +9,9°C. На ней проводятся исследования по метеорологии, геофизике, гляциологии, океанологии.

Станция Беллинсгаузен

«Беллинсгаузен» — советская, российская антарктическая станция на острове Ватерлоо (Кинг Джордж). Названа в честь Фаддея Беллинсгаузена. Основана Советской Антарктической экспедицией 22 февраля 1968 года. 2009 год - Зимовочный состав 54-ой экспедиции продолжает автономную работу в Антарктиде 15 чел., начальник станции Куцуруба А.И. На станции Прогресс - плановые гидробиологические исследования на акватории бухты Ардли. Погода: ветер до 23 м в сек, температура воздуха от +3 С до – 10 С.

Станция Восток

Станция Восток — бывшая советская, а сейчас — российско-американо-французская антарктическая научная станция. Это единственная используемая Россией в настоящее время внутриконтинентальная антарктическая научная станция. Уникальная научно-исследовательская станция «Восток-1» основана 16 декабря 1957 года В. С. Сидоровым, который впоследствии неоднократно был начальником станции. 2009 год - Зимовочный состав 54-ой экспедиции продолжает автономную работу в Антарктиде 12 чел., начальник станции Туркеев А.В. На станции Восток - плановые работы и наблюдения. Погода: температура воздуха от -66 С до -74 С, ветер 3-6 м в сек.

Станция Мирный

Мирный — советская, российская антарктическая станция, находится на побережье моря Дэвиса. Станция основана 13 февраля 1956 года 1-ой Советской Антарктической экспедицией 1955 года.[1] Это — первая советская антарктическая станция. В Мирном расположена база руководства антарктической экспедиции, откуда осуществляется управление всеми действующими российскими антарктическими станциями. Неоднократным начальником станции «Мирный» был Владислав Гербович. 2009 год - Зимовочный состав 54-ой экспедиции продолжает автономную работу в Антарктиде 32 чел., начальник станции Бондарчук В.А. На станции Мирный - продолжение плановых ремонтных работ по подготовке походной техники, санно-гусеничного похода. Возобновлено вертикальное зондирование ионосферы после ремонта ионозонда «Бизон». Погода: температура воздуха от -4 С до -25 С, ветер до 25 м в сек.

Станция Прогресс

Прогресс (Прогресс-2) — советская, российская антарктическая круглогодичная станция. Станция была открыта в конце 1989 года как сезонная геологическая база. В 2000 году работы были заморожены, но с 2003 года снова возобновлены. На станции Прогресс - плановые научные и строительные работы. Погода: температура воздуха от -6 С до -22 С, ветер до 23 м в сек. 2009 год - Зимовочный состав 54-ой экспедиции продолжает автономную работу в Антарктиде 25 чел., в том числе 7 строителей подрядной организации, начальник станции Панфилов А.В.