МИГ-31
Самый быстрый и высотный самолёт в мире
16 сентября 1975 года совершил свой первый опытный полет дальний перехватчик МиГ-31.
Двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31 – первый российский боевой самолет четвертого поколения. Созданный 25 лет назад, он и сегодня является самым скоростным и высотным боевым самолетом в мире. До последнего времени МиГ-31 был и единственным в мире серийным истребителем, оснащенным бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) с фазированной антенной решеткой (ФАР). Наряду с американским палубным истребителем F-14, он является, единственными в мире носителями ракет «воздух-воздух» большой дальности.
F-14
МиГ-31 – практически единственный самолет, который способен перехватывать и уничтожать крылатые ракеты, летящие на предельно малых высотах.
Работы по созданию дальнего перехватчика нового поколения, предназначенного для замены Ту-128.
Ту-128
Способного бороться не только с высотными, но и низковысотными целями, начались еще в середине 60-х годов, когда в США был принят на вооружение бомбардировщик средней дальности FB-111, способный прорываться к цели на предельно малой высоте в режиме огибания рельефа местности, а также начались работы над стратегическим многорежимным самолетом AMSA – прообразом самолета B-1.
F-111
B-1
В 1966 году ОКБ А.И. Микояна приступило к разработке проекта двухместного многоцелевого самолета Е-155М с крылом изменяемой геометрии и двумя турбореактивными двигателями РД36-41М конструкции ОКБ-36 МАП (главный конструктор П.А. Колесов). С начала работ по 1976 год главным конструктором нового самолета был Г.Е. Лозино-Лозинский, с 1978 по 1985 г. тему возглавлял К.К. Васильченко, затем – А.А. Белосвет и Э.К. Кострубский.
Артём Иванович Микоян Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский
Одним из новых требований, предъявленных к перехватчику, стала возможность ведения полуавтономных боевых действий в условиях отсутствия сплошного радиолокационного поля ПВО на крайнем Севере и Дальнем Востоке страны.
Учет новых требований привел в 1972 году к разработке эскизного проекта истребителя-перехватчика Е-155МП. Истребитель должен был иметь рубеж перехвата 700 км при полете с крейсерской скоростью 2500 км/ч (М=2,35) и 1200 км – на дозвуковой скорости. Постройка первого опытного экземпляра самолета Е-155МП (изд.83/1, бортовой № 831) была завершена опытным производством ММЗ им. А.И. Микояна весной 1975 года.
Машина уже оснащалась штатными двигателями Д-30Ф-6.
Д-30Ф-6
Первоначально на самолете было установлено крыло от МиГ-25РБ (без отклоняемых носков, с острой передней кромкой и без наплывов), замененное в ходе испытаний новым крылом с корневыми наплывами, отклоняемыми носками, зависающими элеронами и закрылками. Дифференциальный стабилизатор со стреловидной осью вращения имел «нож» по задней кромке, отогнутый вверх на 5 градусов. Подфюзеляжные гребни имели увеличенную на 1,2 м2 (по сравнению с МиГ-25) площадь. Тормозные щитки – створки основных опор шасси, выполненных по оригинальной двухколесной тележечной схеме, отклонялись в плоскости, находящейся под углом 40 градусов к плоскости симметрии самолета. Крыльевые баки к топливной системе не подключались. На самолете установлен комплекс навигации «Полет-1И» и система автоматического управления САУ-155УП. Вместо штатных РЛС «Заслон» и теплопеленгатора стояли их габаритно-весовые макеты. В обеих кабинах устанавливались катапультные кресла КМ-1М.
Первый вылет на самолете № 831 выполнил 16 сентября 1975 года летчик-испытатель А.В. Федотов.
Александр Васильевич Федотов Валерий Сергеевич Зайцев
Весной 1976 года на самолете вылетели все летчики ММЗ им. А.И. Микояна (Б.А. Орлов, А.Г. Фастовец, П.М. Остапенко, В.Е. Меницкий). Первым штурманом-оператором был назначен В.С. Зайцев.
Постройка второго экземпляра Е-155МП (изд.83/2, бортовой № 832) на ММЗ им. А.И. Микояна завершилась в начале 1976 года. В отличие от первого прототипа самолет № 832 уже оснащался полным комплектом оборудования, в частности РЛС «Заслон» и теплопеленгатором. На нем были также применены подфюзеляжные гребни меньшей площади. Первый вылет выполнил 22 апреля 1976 года А.В. Федотов. Самолеты № 831 и 832 принимали участие в этапе А Совместных государственных испытаний.
Летом 1977 года на авиазаводе «Сокол» в Горьком (Нижнем Новгороде) были изготовлены два первых самолета МиГ-31 первой установочной партии, получившие новый шифр изд.01 (бортовые № 011 и 012). Они имели ряд конструктивных отличий от опытных машин № 831 и 832: увеличенный размах закрылков (с 1.93 до 2.68 м); уменьшенную площадь горизонтального оперения (с 10.12 до 9.8 м2, за счет снятия «ножа» на задней кромке), меньшие углы стреловидности оси вращения и углы отклонения стабилизатора; увеличенное плечо вертикального оперения; измененные тормозные щитки: площадь их уменьшилась с 1.94 до 1.4 кв.м, а угол отклонения возрос с 40 до 44 градусов, отклонение щитков стало производиться в плоскости, параллельной плоскости симметрии самолета; подфюзеляжные гребни соответствовали гребням самолета № 832; устанавливался штатный комплекс навигации КН-25 с инерциальной навигационной системой и новым вычислителем; в состав вооружения была включена встроенная пушечная установка с 6-ствольной пушкой ГШ-6-23 калибра 23 мм.
Технические характеристики ГШ-6-23М
Калибр, мм |
23 |
Габаритные размеры, мм: длина |
1400 |
Длина ствола, мм |
1000 |
Масса, кг |
73 |
Темп стрельбы, выст./мин. |
10000 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
715 |
Количество пиропатронов, шт. |
10 |
Боекомплект, патронов |
|
Первый вылет на самолете № 011 был выполнен 13 июля 1977 года, на самолете № 012 – 30 июня 1977 года В мае 1977 года начались совместные государственные испытания (СГИ) самолетов МиГ-31, к которым по мере постройки присоединялись новые экземпляры установочных серий (№ 201 в 1977 г., № 202, 203, 301, 302 и 303 в 1978 г.).
5 февраля 1978 года впервые был выполнен полет с обнаружением и сопровождением 10 воздушных целей. Журнал «Флайт» в 1978 году писал, что когда «истребитель МиГ-31МП» на секретном полигоне Владимировка перехватил низколетящую мишень, летевшую по профилю американской крылатой ракеты, то А.А. Громыко на переговорах по ОСВ-2 махнул рукой в сторону западных делегаций: «Можете летать своими ракетами, куда хотите». Ранее же СССР требовал ограничить дальность крылатых ракет.
В нем реализована возможность борьбы с массированно применяемыми самолетами и КР противника, возможен сверхзвуковой рубеж перехвата воздушных целей при посадке на аэродроме вылета. Самолет может выполнять боевые задачи в автономном режиме во взаимодействии с наземной автоматизированной цифровой системой управления с дистанционным наведением или при координатной поддержке (полуавтономные действия), а также в составе группы из четырех самолетов-истребителей (однотипных или типа МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-27, Су-15) с автоматическим обменом цифровой информацией между ними на удалении до 200 км друг от друга и наведением на цель самолетов с менее мощным БРЭО, выполняя роль пункта наведения. Группа из четырех МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800 - 900 км или действовать в боевом порядке с целью кругового обзора воздушного пространства.
двигатель, катапультируемые кресла, пушка, ракета МИГ-31
боекомплект МИГ-31
Главным калибром нового «МиГа» стали четыре УР большой дальности Р-33 с полуактивной РЛ ГСН. Дополняли этот комплекс две УР средней дальности Р-40ТД с ИК ГСН, четыре УР малой дальности Р-60М с ИК ГСН, а также встроенная 23-мм механизированная пушка ГШ-6-23.
в кабине пилота и штурмана-оператора
Этап А СГИ завершился в декабре 1978 года выдачей предварительного заключения о запуске МиГ-31 в серийное производство, которое развернулось на НГАЗ «Сокол» в 1979 г. В этом же году в Горьком был выпущен самолет № 305, впервые оснащенный штатными катапультными креслами К-36ДМ. В программе испытаний МиГ-31 широко также использовались летающие лаборатории (ЛЛ), созданные на базе других типов самолетов: две ЛЛ на базе Ту-104 (1970 и 1972 гг.) для испытаний РЛС «Заслон», ЛЛ на базе МиГ-21 (1970 г.) для отработки аппаратуры ракеты К-33, ЛЛ МиГ-25П-10 (1973 г.) для отработки катапультного старта ракет К-33, ЛЛ на базе МиГ-25ПУ (1975 г.) для испытаний САУ-155МП и комплекса навигации КН-25, ЛЛ на базе МиГ-25РБ – изд.99 (1976 г.) для доводки двигателей Д-30Ф-6.
Этап Б СГИ начался в сентябре 1979 г. и завершился в сентябре 1980 года, когда первые серийные самолеты начали поступать в строевые части Войск ПВО страны. Первой новыми истребителями была оснащена авиачасть, базирующаяся в г. Правдинске. Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 г. истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение. В строевых частях МиГ-31 начали заменять, в первую очередь, дальние перехватчики Ту-128 (перевооружение полностью завершилось к концу 1980-х гг.). Серийная модификация МиГ-31Б была оснащена системой дозаправки топливом в воздухе от самолетов-танкеров Ил-78 или Су-24Т.
Продолжительность полета с подвесными баками – 3,6 ч, с дозаправкой – 6-7 часов.
В 1985-1986 годы появились новые версии самолета – перехватчик МиГ-31М и противоспутниковый МиГ-31Д, а в 1998 году – многоцелевой МиГ-31БМ. Поступивший на вооружение МиГ-31 стал достойным соперником американскому самолету-разведчику SR-71A на Дальнем Востоке и в Заполярье.
SR-71
Если до 1984 г. летчики 365-го ИАП (сбившие южнокорейский Boeing 707 в 1978 г.), имея на вооружении устаревшие Cу-15, долгое время были беспомощны против разведчиков типа SR-71, то пересев на новые Су-27 и МиГ-31, отучили «семьдесят первые» летать на своем участке. Характерен перехват, имевший место 8 марта: пара МиГ-31 так «обработала» SR-71 в нейтральных водах, что тот, не выполнив задачу, ушел на свою базу. 27 мая 1987 г. в Заполярье экипажу МиГ-31 в составе гв.капитана Ю.Н. Моисеева и гв.капитана О.А. Краснова (72-й ГИАП) пришлось осуществить боевое воздействие на самолет-разведчик SR-71 и вытеснить его далеко в нейтральные воды. МиГ-31 называют основной причиной ухода SR-71 в «отставку».
на взлёте
посадка
Построено более 500 самолетов МиГ-31 всех модификаций. На вооружении ПВО России сейчас находится более 350 истребителей-перехватчиков Миг-31. Несколько десятков МиГ-31 имеется в ВВС Казахстана.
ТТХ