А.Н. Туполев Часть II

 

                                                     А.Н. Туполев   Часть II

16 сентября 1945 года Президиум Верховного Совета СССР «за работы в области обороны страны во время Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков» присвоил А.Н. Туполеву звание Героя социалистического труда.

               

                                                                                   А.Н. Туполев

        

                                                                    с женой Юлией Николаевной

В послевоенные годы под его руководством был создан ряд военных и гражданских самолётов. Среди них стратегический бомбардировщик ТУ—4, первый советский реактивный бомбардировщик ТУ—12, ТУ-16, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Т—22; первый советский реактивный пассажирский самолёт ТУ—104; первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт ТУ-95,ТУ—114, и среднемагистральные самолёты ТУ—124, ТУ—134, ТУ—154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт ТУ—144.

                                          Стратегический турбовинтовой бомбардировщик Ту-4

 

                                                                                         ТУ-4

 

 

  Модификация

  Ту-4

Размах крыльев, м

  40.05

Длина, м

  30.18

Высота, м

 

Площадь крыла, м2

  161.7

Масса, кг

 

  пустого самолета

  32270

  нормальная взлетная

  47500

  максимальная взлетная

  66000

Тип двигателя

  4 ПД АШ-73ТК

Мощность, л.с.

  4 х 2000

Скорость, км/ч

 

  максимальная

  558

  крейсерская

 

Дальность полета, км

  5100

Разбег, м

  960

Пробег, м

  1070

Практический потолок, м

  11200

Экипаж, чел

  11

Вооружение:

  Стрелковое вооружение - первоначально 10 пулеметов УБ (12,7 мм), потом 10 пушек Б-20Э калибра 20 мм и позже НС-23 (23 мм) в пяти башнях - две в передней кабине, одна в задней, одна за ней и одна в кормовой кабине,
 Бомбовая нагрузка 6000-8000 кг (6-8 ФАБ-1000).

                                        Первый советский реактивный бомбардировщик Ту-16

 

                                                                                   Ту-16

 

 

Модификация

  Ту-16

Размах крыльев, м

  33.0

Длина, м

  34.8

Высота, м

  10.4

Площадь крыла, м2

  164.65

Масса, кг

 

  пустого самолета

  37200

  нормальная взлетная

  72000

  максимальная взлетная

  79000

Топливо, кг

  36000

Тип двигателя

  2 ТРД РД-3М

Тяга, кгс

  2 х 9500

Скорость, км/ч

 

  максимальная

  1050

  крейсерская

  850

Перегоночная дальность, км

  7200

Дальность полета, км

  5925

Боевой радиус действия, км

  3150

Практический потолок, м

  12300

Экипаж, чел

  6

Вооружение:

 семь 23-мм пушки АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части).
 Боевая нагрузка - 9000 кг в отсеке оружия
 Бомбы до ФАБ-9000

          Стратегический межконтинентальный бомбардировщик Ту-95  ( носитель ядерного оружия )

 

                                                                                    Ту-95

 

 

                                                                             Ту-95 МС

 Экипаж, чел.

  8-9

Размах крыла, м

  50,04

Длина, м

  46,17

Высота, м

  12,50

Площадь крыла, м2

  283,70

Масса, кг

  пустого самолета

  83100

  максимальная взлетная

  172000

  топлива

  88700

Тип двигателя

  4 ТВД НК-12

Тяга, кгс

  4×12000

Максимальная скорость, км/ч

  882

Крейсерская скорость, км/ч

  720-750

Практическая дальность полета, км

  12100

Практический потолок, м

  11900

Вооружение:

  6 спаренных 23-мм пушек АМ-23, расположенных в трёх оборонительных установках: верхней ДТ-В12, нижней ДТ-Н12, и кормовой ДК-12. Общий боезапас – 2500 выстрелов.

Бомбовая нагрузка, кг

 до 12000. Бомбы калибром от 1500 до 9000 кг, как фугасных, так и ядерных, подвешиваемых в фюзеляжном отсеке

                         Барражирующий перехватчик дальнего радиуса действия Ту-128

 

                                                                                  Ту-128

                                Технические характеристики Ту-128

  • Экипаж: 2 человека: командир корабля  штурман-оператор

Лётные характеристики: Скорость:

максимальная с 4 ракетами, км/ч: 1655  максимальная без нагрузки, км/ч: 1910

Вооружение

  • Ракетное вооружение: четыре ракеты класса «воздух — воздух» на внешней подвеске к консолям крыла
    • Р-4Р — 2 единицы с полуактивными радиолокационными головками самонаведения на наружных пусковых устройствах
    • Р-4Т — 2 единицы с тепловыми головками самонаведения на внутренних пусковых устройствах

             Ту-143 «Рейс» — советский разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА).

Предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе на глубине 60-70 км путём фотографирования и телевизионной разведки площадных целей и отдельных маршрутов, а также наблюдением за радиационной обстановкой по маршруту полёта. Входит в состав комплекса ВР-3.

 

                                                                             комплекс ВР-3

 По окончании полёта Ту-143 разворачивался по программе и возвращался обратно в зону посадки, где после остановки двигателя и манёвра "горка" осуществлялась посадка с помощью парашютно-реактивной системы и шасси.

  •  Размах крыла — 2,24 м  Длина — 8,06 м  Высота — 1,545 м  Площадь крыла — 2,90 м²
  • Масса — 1230 кг
  • Тип двигателя — ТРД ТРЗ-117  Тяга — 1 × 640 кгс  Ускоритель — СПРД-251
  • Крейсерская скорость — 950 км/ч  Практическая дальность действия — 180 км
  • Время полёта — 13 мин  Практический потолок — 1000 м
  • Минимальная высота полета — 10 м

С 1956 года А.Н. Туполев является Генеральным авиаконструктором СССР. Под его руководством было спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах было установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов такими мастерами пилотажа как И. Кабанов, М. Мельников, Н. Рыбко,  А. Перелет,  А. Якимов,       М. Громов и многими другими.

                                              Первый реактивный пассажирский самолёт Ту-104

 

 

 

                                                             пассажирский салон Ту-104

                                 Модификации самолета:

Ту-104 - первая серийная модификация на 50 пассажиров.

Ту-104А - модификация на 70 пассажиров.

Ту-104Б - модификация на 100 пассажиров с фюзеляжем на 1.2 м длинее.

Ту-104В - модификация с увеличенным радиусом действия.

Ту-104Е - модификация с улученными двигателями  на 115 пассажиров.

Ту-110 - экспериментальная модификация с ТРД АЛ-5.

Модификация

 Ту-104Б

Размах крыла, м

  34.54

Длина самолета,м

  40.05

Высота самолета,м

  11.90

Площадь крыла,м2

  183.0

Масса, кг

 

  пустого самолета

  41600

  максимальная взлетная

  76000

Тип двигателя

  2 ТРД Микулин АМ-3М-500 (РД-3М-500)

Тяга, кгс

  2 х 9700

Максимальная скорость, км/ч

  950

Крейсерская скорость, км/ч

  800

Практическая дальность, км

  3100

Дальность действия, км

  2650

Практический потолок, м

  10000

Экипаж, чел

  5

Полезная нагрузка:

  до 100 пассажиров или 15000 кг груза


                                                            пассажирский самолёт Ту-134

 

                                                                                           Ту-134

 

 

                                                          пассажирский салон Ту-134

                                                              Основные характеристики:

Самолет

Ту-134

Двигатели

Д-30 III сер.

Число х взлетная тяга, т

2X6.8

Максимальный взлетный вес, т

47-49

Вес максимальной коммерческой нагрузки, т.

8,2

Число пассажиров

76

Крейсерская скорость полета, км/час

750-850

Дальность полета с полной пассажирской загрузкой, км

2380

Расход топлива на пассажиро-километр, г/пасс-км

38,7

Длина ВПП, м

2160

Диаметр фюзеляжа. м

2,9

Длина самолета. м

37,1

Размах крыла. м

29,0

Высота самолета. м

9,02

                                           Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-154    

 

 

                                                                                       Ту-154

 

 

                                                         пассажирский салон Ту-154

 

                                                                 салон бизнес - класса Ту-154

 Основные характеристики Ту-154

Параметр

Ту-154

Ту-154Б

Ту-154М

размах, крыльев, м

37,55

37,55

37,55

длина самолета, м

47,9

47,9

48,0

высота самолета на стоянке, м

11,4

11,4

11,4

размеры передних колес, мм

800/225

800/225

800/225

размеры основных колес, мм

930/305

930/305

930/305

максимальный диаметр фюзеляжа, м

3,8

3,8

3,8

стреловидность крыла по линии 1/4 хорд, град

35

35

35

площадь крыла, м^2

201,45

201,45

202

площадь горизонтального оперения, м^2

40,55

40,55

42

максимальный взлетный вес, т

90

98

102

максимальный посадочный вес, т

75

78

80

кол-во пассажиров, чел

128-164

152-180

152-176

максимальная коммерческая нагрузка, т

18

18

18

максимальная дальность полета, км

2720*

2800*

3900*

крейсерская скорость, км/ч

945

950

950

максимальная приборная скорость, км/ч

575

625

650

максимальное число М (эксплуатационное)

0,88

0,88

0,86

потребная длина ВПП, м

2300

2300

2300

* с максимальной коммерческой нагрузкой и резервом топлива

 

 

 

                                            Межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114

 

                                                                              Ту-114

 

 

                                                             пассажирский салон Ту-114

                            Технические характеристики Ту-114

Назначение: пассажирский

Первый полёт: 15 ноября 1957   Начало эксплуатации: 1958 
Характеристики : Экипаж: 5 чел   Количество пассажиров: 120—220 чел 
Крейсерская скорость: 750 км/ч   Дальность полёта: 7000 км 
Практический потолок: 12 000 м 
Размеры : Длина: 54,1 м   Высота: 15,5 м   Размах крыла: 51,1 м 
Площадь крыла: 311,1 м²   Уровень шума: 108…112 дБ 
Масса : Пустой: 93,5 т   Макс. взлётная: 179 т 
Силовая установка : Двигатели: ТВД НК-12МВ   Тяга (мощность): 4×15 000 кгс

                                                    Сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144

 

                                                                                   Ту-144

 

 

 

                                                  пассажирский салон Ту-144

 Модификация

  Ту-144

Размах крыла, м

  28.80

Длина самолета, м

  65.70

Высота самолета, м

  12.85

Площадь крыла,м2

  507.00

Масса, кг

 

  пустого самолета

  91800

  нормальная взлетная

  150000

  максимальная взлетная

  195000

Тип двигателя

  4 ТРДДФ НК-144А

Тяга, кгс

 

  нормальная

  4 х 15000

  форсированная

  4 х 20000

Максимальная скорость, км/ч

  2500 (М=2.35)

Крейсерская скорость, км/ч

  2200

Практическая дальность, км

  6500

Дальность полета на сверхзвуке, км

  2920

Практический потолок, м

  18000-20000

Экипаж, чел

  3

Полезная нагрузка

  150 пассажиров или 15000 кг груза

 

  После первого полёта Ту-144: В.М. Козлов, Э.В. Елян, А.А. Туполев,    А.Н. Туполев,  В.Н. Бендеров, Ю.Т. Селивёрстов

Важно также отметить активное участие А.Н. Туполева в общественной жизни страны. В 1950 году трудящимися Куйбышевской и Пензенской областей авиаконструктор был выдвинут кандидатом в депутаты Совета Национальностей Верховного Совета СССР. А.Н. Туполев на протяжении долгого времени был членом комиссии Верховного Совета по иностранным делам и не раз переизбирался на эту должность впоследствии.
На протяжении свой творческой деятельности А.Н. Туполеву приходилось работать с величайшими авиаконструкторами и инженерами, а также он сумел воспитать плеяду талантливейших мастеров авиационного дела, среди которых В.М. Петляков, П.О. Сухой, В.М. Мясищев, А.И. Путилов, В.А. Чижевский, А.А. Архангельский, М.Л. Милль, И.Ф. Незваль, С.П. Королёв и, конечно, сын А.Н. Туполева — А.А. Туполев, принимавший активное участие в создании самолётов ТУ и их модификаций, разработавший ряд серийных сверхзвуковых беспилотных самолётов марки ЛА.

           

                                             с сыном Алексеем Андреевичем Туполевым ( 1969 год )

О званиях и наградах А.Н Туполева можно говорить бесконечно. Отметим лишь самые выдающиеся из них. А.Н. Туполев являлся почетным членом королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики . Ему присуждены премия Н.Е. Жуковского (1958), золотая авиационная медаль (1958), премия им. Леонардо да Винчи (1971), золотая медаль Общества Основоположников авиации Франции (1971). А.Н. Туполев был членом ЦИК СССР с 1950 года. Был награждён государственными премиями СССР (1943, 1949, 1949, 1952 и 1972), восемью орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, орденом Суворова 2-ой степени, 2-мя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знаком почёта», медалями, а также иностранными орденами. Трижды получал звание Героя социалистического труда (1945, 1957, 1972). В Париже удостоин звания Почётного гражданина.

                 

                              

                                                    с председателем ДРВ  Хо Ши Мином

   

                                                  с Председателем КНР  Мао Дзедуном

    

                                 астронавт США Нил Армстронг ( первый человек на Луне ) и А.Н. Туполев

23 декабря 1972 года А.Н. Туполева не стало. В некрологе, опубликованном на следующий день в советской печати лаконично говорилось: «В лице А.Н Туполева страна потеряла выдающегося конструктора и учёного, одного из основателей отечественного самолётостроения… Память об А.Н. Туполева — пламенном патриоте социалистической Родины навсегда сохранится в сердцах советских людей.»
Имя А.Н. Туполева сегодня носят Авиационный научно-технический комплекс в Москве, Казанский авиационный институт, остров в Обской губе Карского моря, улицы в Москве, Твери и Кимрах. На родине А.Н. Туполева — г. Кимры Тверской области установлен бронзовый бюст и самолёт ТУ—124, подаренный туполевской авиационной фирмой. На зданиях машиностроительного завода и бывшей Тверской мужской гимназии были установлены мемориальные доски. А также постановлением СМ СССР от 8 мая 1973 года была учреждена Золотая медаль им. А.Н. Туполева «За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники», присуждаемая советским учёным раз в 4 года в день рождения авиаконструктора — 10 ноября.

   

Вклад, осуществленный А.Н. Туполевым в развитие мировой авиации трудно переоценить. Самолёты, родившиеся в конструкторском бюро им. Туполева, перевозят сегодня около 60 % авиапассажиров в стране — около 80 миллионов ежегодно.
Андрей Николаевич стоял у истоков развития советской авиации. Начиная от проектировки деревянных планеров, затем, впервые, — цельнометаллических конструкций, и, наконец, сверхзвуковых пассажирских самолётов, Туполев молниеносно реагировал на появление технических новшеств, включая их в разработку отечественных самолётов. Именно поэтому работы авиаконструктора всегда были актуальными и отвечали запросам времени.

Андрей Николаевич Туполев является авиаконструктором с мировым именем. Трудно представить себе развитие отечественной авиации без имени выдающегося учёного XX столетия академика А.Н. Туполева.

 

                      могила А.Н. Туполева на Новодевичьем кладбище Москвы

 

                                           памятник А.Н. Туполеву в г. Кимры

                     

                                                       золотая Медаль имени А.Н. Туполева

 

                         Начало смотрите на сайте : Для Продвинутых – Полководцы – А.Н. Туполев  Часть I