А.Н. Туполев Часть II
А.Н. Туполев Часть II
16 сентября 1945 года Президиум Верховного Совета СССР «за работы в области обороны страны во время Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков» присвоил А.Н. Туполеву звание Героя социалистического труда.
А.Н. Туполев
с женой Юлией Николаевной
В послевоенные годы под его руководством был создан ряд военных и гражданских самолётов. Среди них стратегический бомбардировщик ТУ—4, первый советский реактивный бомбардировщик ТУ—12, ТУ-16, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Т—22; первый советский реактивный пассажирский самолёт ТУ—104; первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт ТУ-95,ТУ—114, и среднемагистральные самолёты ТУ—124, ТУ—134, ТУ—154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт ТУ—144.
Стратегический турбовинтовой бомбардировщик Ту-4
ТУ-4
Модификация |
Ту-4 |
Размах крыльев, м |
40.05 |
Длина, м |
30.18 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
161.7 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
32270 |
нормальная взлетная |
47500 |
максимальная взлетная |
66000 |
Тип двигателя |
4 ПД АШ-73ТК |
Мощность, л.с. |
4 х 2000 |
Скорость, км/ч |
|
максимальная |
558 |
крейсерская |
|
Дальность полета, км |
5100 |
Разбег, м |
960 |
Пробег, м |
1070 |
Практический потолок, м |
11200 |
Экипаж, чел |
11 |
Вооружение: |
Стрелковое вооружение - первоначально 10 пулеметов УБ (12,7 мм), потом 10 пушек Б-20Э калибра 20 мм и позже НС-23 (23 мм) в пяти башнях - две в передней кабине, одна в задней, одна за ней и одна в кормовой кабине, |
Первый советский реактивный бомбардировщик Ту-16
Ту-16
Модификация |
Ту-16 |
Размах крыльев, м |
33.0 |
Длина, м |
34.8 |
Высота, м |
10.4 |
Площадь крыла, м2 |
164.65 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
37200 |
нормальная взлетная |
72000 |
максимальная взлетная |
79000 |
Топливо, кг |
36000 |
Тип двигателя |
2 ТРД РД-3М |
Тяга, кгс |
2 х 9500 |
Скорость, км/ч |
|
максимальная |
1050 |
крейсерская |
850 |
Перегоночная дальность, км |
7200 |
Дальность полета, км |
5925 |
Боевой радиус действия, км |
3150 |
Практический потолок, м |
12300 |
Экипаж, чел |
6 |
Вооружение: |
семь 23-мм пушки АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части). |
Стратегический межконтинентальный бомбардировщик Ту-95 ( носитель ядерного оружия )
Ту-95
Ту-95 МС
Экипаж, чел. |
8-9 |
Размах крыла, м |
50,04 |
Длина, м |
46,17 |
Высота, м |
12,50 |
Площадь крыла, м2 |
283,70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
83100 |
максимальная взлетная |
172000 |
топлива |
88700 |
Тип двигателя |
4 ТВД НК-12 |
Тяга, кгс |
4×12000 |
Максимальная скорость, км/ч |
882 |
Крейсерская скорость, км/ч |
720-750 |
Практическая дальность полета, км |
12100 |
Практический потолок, м |
11900 |
Вооружение: |
6 спаренных 23-мм пушек АМ-23, расположенных в трёх оборонительных установках: верхней ДТ-В12, нижней ДТ-Н12, и кормовой ДК-12. Общий боезапас – 2500 выстрелов. |
Бомбовая нагрузка, кг |
до 12000. Бомбы калибром от 1500 до 9000 кг, как фугасных, так и ядерных, подвешиваемых в фюзеляжном отсеке |
Барражирующий перехватчик дальнего радиуса действия Ту-128
Ту-128
Технические характеристики Ту-128
- Экипаж: 2 человека: командир корабля штурман-оператор
- Размах крыла: 17,53 м Длина: 30,06 м Высота: 7,15 м Площадь крыла: 96,94 м²
-
Масса: пустого самолёта: 24 500 кг нормальная взлётная: 40 000 кг
- максимальная взлётная: 43 700 кг Масса топлива: 15000 кг
- Двигатели:: 2× ТРД АЛ-7Ф-2 ОКБ А. М. Люльки Тяга, кгс: 2× 10100
Лётные характеристики: Скорость:
максимальная с 4 ракетами, км/ч: 1655 максимальная без нагрузки, км/ч: 1910
- Практическая дальность, км: 2565 Практический потолок, м: 15 600
Вооружение
-
Ракетное вооружение: четыре ракеты класса «воздух — воздух» на внешней подвеске к консолям крыла
- Р-4Р — 2 единицы с полуактивными радиолокационными головками самонаведения на наружных пусковых устройствах
- Р-4Т — 2 единицы с тепловыми головками самонаведения на внутренних пусковых устройствах
Ту-143 «Рейс» — советский разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА).
Предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе на глубине 60-70 км путём фотографирования и телевизионной разведки площадных целей и отдельных маршрутов, а также наблюдением за радиационной обстановкой по маршруту полёта. Входит в состав комплекса ВР-3.
комплекс ВР-3
По окончании полёта Ту-143 разворачивался по программе и возвращался обратно в зону посадки, где после остановки двигателя и манёвра "горка" осуществлялась посадка с помощью парашютно-реактивной системы и шасси.
- Размах крыла — 2,24 м Длина — 8,06 м Высота — 1,545 м Площадь крыла — 2,90 м²
- Масса — 1230 кг
- Тип двигателя — ТРД ТРЗ-117 Тяга — 1 × 640 кгс Ускоритель — СПРД-251
- Крейсерская скорость — 950 км/ч Практическая дальность действия — 180 км
- Время полёта — 13 мин Практический потолок — 1000 м
- Минимальная высота полета — 10 м
С 1956 года А.Н. Туполев является Генеральным авиаконструктором СССР. Под его руководством было спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах было установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов такими мастерами пилотажа как И. Кабанов, М. Мельников, Н. Рыбко, А. Перелет, А. Якимов, М. Громов и многими другими.
Первый реактивный пассажирский самолёт Ту-104
пассажирский салон Ту-104
Модификации самолета:
Ту-104 - первая серийная модификация на 50 пассажиров.
Ту-104А - модификация на 70 пассажиров.
Ту-104Б - модификация на 100 пассажиров с фюзеляжем на 1.2 м длинее.
Ту-104В - модификация с увеличенным радиусом действия.
Ту-104Е - модификация с улученными двигателями на 115 пассажиров.
Ту-110 - экспериментальная модификация с ТРД АЛ-5.
Модификация |
Ту-104Б |
Размах крыла, м |
34.54 |
Длина самолета,м |
40.05 |
Высота самолета,м |
11.90 |
Площадь крыла,м2 |
183.0 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
41600 |
максимальная взлетная |
76000 |
Тип двигателя |
2 ТРД Микулин АМ-3М-500 (РД-3М-500) |
Тяга, кгс |
2 х 9700 |
Максимальная скорость, км/ч |
950 |
Крейсерская скорость, км/ч |
800 |
Практическая дальность, км |
3100 |
Дальность действия, км |
2650 |
Практический потолок, м |
10000 |
Экипаж, чел |
5 |
Полезная нагрузка: |
до 100 пассажиров или 15000 кг груза |
пассажирский самолёт Ту-134
Ту-134
пассажирский салон Ту-134
Основные характеристики:
Самолет |
Ту-134 |
Двигатели |
Д-30 III сер. |
Число х взлетная тяга, т |
2X6.8 |
Максимальный взлетный вес, т |
47-49 |
Вес максимальной коммерческой нагрузки, т. |
8,2 |
Число пассажиров |
76 |
Крейсерская скорость полета, км/час |
750-850 |
Дальность полета с полной пассажирской загрузкой, км |
2380 |
Расход топлива на пассажиро-километр, г/пасс-км |
38,7 |
Длина ВПП, м |
2160 |
Диаметр фюзеляжа. м |
2,9 |
Длина самолета. м |
37,1 |
Размах крыла. м |
29,0 |
Высота самолета. м |
9,02 |
Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-154
Ту-154
пассажирский салон Ту-154
салон бизнес - класса Ту-154
Основные характеристики Ту-154
Параметр |
Ту-154 |
Ту-154Б |
Ту-154М |
размах, крыльев, м |
37,55 |
37,55 |
37,55 |
длина самолета, м |
47,9 |
47,9 |
48,0 |
высота самолета на стоянке, м |
11,4 |
11,4 |
11,4 |
размеры передних колес, мм |
800/225 |
800/225 |
800/225 |
размеры основных колес, мм |
930/305 |
930/305 |
930/305 |
максимальный диаметр фюзеляжа, м |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
стреловидность крыла по линии 1/4 хорд, град |
35 |
35 |
35 |
площадь крыла, м^2 |
201,45 |
201,45 |
202 |
площадь горизонтального оперения, м^2 |
40,55 |
40,55 |
42 |
максимальный взлетный вес, т |
90 |
98 |
102 |
максимальный посадочный вес, т |
75 |
78 |
80 |
кол-во пассажиров, чел |
128-164 |
152-180 |
152-176 |
максимальная коммерческая нагрузка, т |
18 |
18 |
18 |
максимальная дальность полета, км |
2720* |
2800* |
3900* |
крейсерская скорость, км/ч |
945 |
950 |
950 |
максимальная приборная скорость, км/ч |
575 |
625 |
650 |
максимальное число М (эксплуатационное) |
0,88 |
0,88 |
0,86 |
потребная длина ВПП, м |
2300 |
2300 |
2300 |
* с максимальной коммерческой нагрузкой и резервом топлива |
|
|
|
Межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114
Ту-114
пассажирский салон Ту-114
Технические характеристики Ту-114
Назначение: пассажирский
Первый полёт: 15 ноября 1957 Начало эксплуатации: 1958
Характеристики : Экипаж: 5 чел Количество пассажиров: 120—220 чел
Крейсерская скорость: 750 км/ч Дальность полёта: 7000 км
Практический потолок: 12 000 м
Размеры : Длина: 54,1 м Высота: 15,5 м Размах крыла: 51,1 м
Площадь крыла: 311,1 м² Уровень шума: 108…112 дБ
Масса : Пустой: 93,5 т Макс. взлётная: 179 т
Силовая установка : Двигатели: ТВД НК-12МВ Тяга (мощность): 4×15 000 кгс
Сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144
Ту-144
пассажирский салон Ту-144
Модификация |
Ту-144 |
Размах крыла, м |
28.80 |
Длина самолета, м |
65.70 |
Высота самолета, м |
12.85 |
Площадь крыла,м2 |
507.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
91800 |
нормальная взлетная |
150000 |
максимальная взлетная |
195000 |
Тип двигателя |
4 ТРДДФ НК-144А |
Тяга, кгс |
|
нормальная |
4 х 15000 |
форсированная |
4 х 20000 |
Максимальная скорость, км/ч |
2500 (М=2.35) |
Крейсерская скорость, км/ч |
2200 |
Практическая дальность, км |
6500 |
Дальность полета на сверхзвуке, км |
2920 |
Практический потолок, м |
18000-20000 |
Экипаж, чел |
3 |
Полезная нагрузка |
150 пассажиров или 15000 кг груза |
После первого полёта Ту-144: В.М. Козлов, Э.В. Елян, А.А. Туполев, А.Н. Туполев, В.Н. Бендеров, Ю.Т. Селивёрстов
Важно также отметить активное участие А.Н. Туполева в общественной жизни страны. В 1950 году трудящимися Куйбышевской и Пензенской областей авиаконструктор был выдвинут кандидатом в депутаты Совета Национальностей Верховного Совета СССР. А.Н. Туполев на протяжении долгого времени был членом комиссии Верховного Совета по иностранным делам и не раз переизбирался на эту должность впоследствии.
На протяжении свой творческой деятельности А.Н. Туполеву приходилось работать с величайшими авиаконструкторами и инженерами, а также он сумел воспитать плеяду талантливейших мастеров авиационного дела, среди которых В.М. Петляков, П.О. Сухой, В.М. Мясищев, А.И. Путилов, В.А. Чижевский, А.А. Архангельский, М.Л. Милль, И.Ф. Незваль, С.П. Королёв и, конечно, сын А.Н. Туполева — А.А. Туполев, принимавший активное участие в создании самолётов ТУ и их модификаций, разработавший ряд серийных сверхзвуковых беспилотных самолётов марки ЛА.
с сыном Алексеем Андреевичем Туполевым ( 1969 год )
О званиях и наградах А.Н Туполева можно говорить бесконечно. Отметим лишь самые выдающиеся из них. А.Н. Туполев являлся почетным членом королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики . Ему присуждены премия Н.Е. Жуковского (1958), золотая авиационная медаль (1958), премия им. Леонардо да Винчи (1971), золотая медаль Общества Основоположников авиации Франции (1971). А.Н. Туполев был членом ЦИК СССР с 1950 года. Был награждён государственными премиями СССР (1943, 1949, 1949, 1952 и 1972), восемью орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, орденом Суворова 2-ой степени, 2-мя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знаком почёта», медалями, а также иностранными орденами. Трижды получал звание Героя социалистического труда (1945, 1957, 1972). В Париже удостоин звания Почётного гражданина.
с председателем ДРВ Хо Ши Мином
с Председателем КНР Мао Дзедуном
астронавт США Нил Армстронг ( первый человек на Луне ) и А.Н. Туполев
23 декабря 1972 года А.Н. Туполева не стало. В некрологе, опубликованном на следующий день в советской печати лаконично говорилось: «В лице А.Н Туполева страна потеряла выдающегося конструктора и учёного, одного из основателей отечественного самолётостроения… Память об А.Н. Туполева — пламенном патриоте социалистической Родины навсегда сохранится в сердцах советских людей.»
Имя А.Н. Туполева сегодня носят Авиационный научно-технический комплекс в Москве, Казанский авиационный институт, остров в Обской губе Карского моря, улицы в Москве, Твери и Кимрах. На родине А.Н. Туполева — г. Кимры Тверской области установлен бронзовый бюст и самолёт ТУ—124, подаренный туполевской авиационной фирмой. На зданиях машиностроительного завода и бывшей Тверской мужской гимназии были установлены мемориальные доски. А также постановлением СМ СССР от 8 мая 1973 года была учреждена Золотая медаль им. А.Н. Туполева «За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники», присуждаемая советским учёным раз в 4 года в день рождения авиаконструктора — 10 ноября.
Вклад, осуществленный А.Н. Туполевым в развитие мировой авиации трудно переоценить. Самолёты, родившиеся в конструкторском бюро им. Туполева, перевозят сегодня около 60 % авиапассажиров в стране — около 80 миллионов ежегодно.
Андрей Николаевич стоял у истоков развития советской авиации. Начиная от проектировки деревянных планеров, затем, впервые, — цельнометаллических конструкций, и, наконец, сверхзвуковых пассажирских самолётов, Туполев молниеносно реагировал на появление технических новшеств, включая их в разработку отечественных самолётов. Именно поэтому работы авиаконструктора всегда были актуальными и отвечали запросам времени.
Андрей Николаевич Туполев является авиаконструктором с мировым именем. Трудно представить себе развитие отечественной авиации без имени выдающегося учёного XX столетия академика А.Н. Туполева.
могила А.Н. Туполева на Новодевичьем кладбище Москвы
памятник А.Н. Туполеву в г. Кимры
золотая Медаль имени А.Н. Туполева
Начало смотрите на сайте : Для Продвинутых – Полководцы – А.Н. Туполев Часть I