ТБ-7 над Берлином

 

                                                            ТБ-7 над Берлином

22 июля 1941 года ровно через месяц после начала войны германская авиация произвела первый налет на Москву. ПВО Москвы была на тот период одной из лучших это даже признавали германские летчики совершавшие налеты на Москву. Через день налет повторился на Москву падали фугасные и зажигательные бомбы. Вскоре налеты на Москву стали систематическими. Больших разрушений хотя бы близко сравнимых с теми которые германская авиация произвела в том же Лондоне в Москве ей сделать не удалось. К Москве прорывались единичные бомбардировщики производя отдельные разрушения в городе.

 

 

                                        сбитый над Москвой немецкий бомбордировщик

Налеты авиации противника побудили советское военно-политическое руководство нанести ответные удары по столице Германии Берлину. ВВС КА обладали необходимыми силами и средствами для нанесения подобного удара в частности основные дальние бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-ЗФ (Ил-4). ВВС и Авиации флота могли со своих передовых баз достать до Берлина. Еще большие возможности по нанесению ответных ударов по Германии имели новые ТБ-7 и Ер-2.

Первую бомбардировку Берлина произвели самолеты ДБ-3 ВВС Балтийского флота в ночь на 8 августа. Налет был удачным.

 

                          Подробно смотрите на сайте : Шпоры ОБЖ – Всячина – Бомбардировка Берлина

Следующий удар Сталин решил нанести по Берлину более мощной силой - бомбардировщиками ТБ-7 и Ер-2. В бой были брошены полки 81-й дивизии, 432 ТБАП на ТБ 7 и 433 ТБАП на Ер-2 (такие обозначения получили 412 и 420 полки перед вводом в бой). На разработку операции Сталин дал всего один-два дня. Для выполнения налета были выбраны 12 наиболее надежных и боеспособных ТБ-7 и 28 Ер-2. 10 августа отобранные самолеты перелетели на аэродром Пушкино под Ленинградом. В Пушкино после очередной ревизии состояния машин количество отобранных ТБ-7 уменьшилось до 10 ТБ-7 и 16 Ер-2. Отведенные сроки на организацию  операции были явно недостаточными. Отсюда поспешность в действиях штаба ВВС во главе с Командующим ВВС генералом П. Ф. Жигаревым.

                           

                                                                        Павел Фёдорович Жигарев

В полет в основном должны были уйти ТБ-7 с дизелями М-40Ф.  Многие экипажи не имели необходимых навыков взлета на полностью загруженных машинах а только в таком варианте с полной загрузкой бомб и топлива имело смысл лететь на Берлин. Проведенные расчеты показали что ТБ-7 с дизелями М-40Ф с бомбовой нагрузкой 4000 кг из них 2000 кг на внешней подвеске могли обеспечить полет на дальность со сбросом бомб в середине маршрута и благополучно вернуться на базу.

 

                                       Сводная таблица технических характеристик ТБ-7 (Пе-8)

 

Тактико-технические характеристики:

ТБ-7 обр. 1940 года

ТБ-7 обр. 1941 года

Пе-8

Год принятия на вооружение

1940

1941

1942

Размах крыла, м

39.13

Длина, м

23.20

Высота, м

6.20

Площадь крыла, кв. м

188.6

Масса, кг:

 

- пустого

18420

- взлетная

26000

27000

27200

- максимальная

33500

35000

36000

Тип двигателя

4 дизеля М-40

4 ПД АМ-35А

4 ПД М-82ФН

Мощность, л.с.

4 х 1500

4 х 1350

4 х 1700

Максимальная скорость, км/ч

393

553

422

Практическая дальность, км

5460

3600

5800

Практический потолок, м

9200

9300

9500

Экипаж, чел

8-11

Вооружение:

20-мм пушка ШВАК (1 шт), 7.62-мм пулеметы ШКАС и 12.7-мм пулеметы УБТ (всего 7 шт)

20-мм пушки ШВАК (2 шт) 12.7-мм пулеметы УБТ (2 шт), 7.62-мм пулеметы ШКАС (2 шт)

Бомбовая нагрузка, кг

 

- нормальная

2000

- максимальная

4000

Коэффициент лобового сопротивления на Vmax у земли

Сx = 0,027

Секретность задания была такова что ПВО Ленинграда и Балтфлота об этой акции ВВС не имели ни малейшего представления. Помимо этого ни зенитчики ни строевые летчики не имели в массе своей также ни малейшего представления о новых бомбардировщиках советских ВВС. Учитывая состояние личного состава в начале воины незнакомые ТБ-7 и Ер-2 могли с большой долей вероятности стать целями для наших летчиков-истребителей и зенитчиков которые хорошо изучили внешние отличия немецкого Fw200 Кондор единственного четырехмоторного бомбардировщика Германии который изредка появлялся на советско-германском фронте.

 

                                                                        Fw200 “ Кондор “

Поэтому увидев ТБ-7 и зенитчики и летчики были уверены что палят и атакуют германский Кондор. Кстати открываю книжку с общими видами советских самолетов где в разных ракурсах красуются и ТБ-7 и Ер-2 на ней стоит подписано к печати 21 июня 1941 года. А ведь еще надо отпечатать развезти по частям а на завтра была воина.

 

                                                                                        Ер-2

 

Дальние бомбардировщики Ер-2

 

Ер-2

Ер-2

Ер-2

Ер-2

Экипаж, чел

3

4

4

5

Геометрия

Длина фюзеляжа, м

16.232

16.574

16.59

16.65

Размах крыла, м

21.68

22.33

22.73

23.01

Площадь крыла, м²

72.1

75.3

77.4

79.1

Массы, кг

Массы, кг

пустого

8872

9700

10360

10820

нормальная взлетная

12340

13500

14190

14825

перегрузочная

14500

15000

17650

18415

Силовая установка

Мотор

АМ-37

М-40Ф

М-30Б

АЧ-30Б

Взлетная мощность, л.с.

2x1400

2x1500

2x1500

2x1500

Лётные данные

Максимальная скорость

км/ч

519

440

429

415

на высоте, м

6750

6000

6000

6000

Дальность полета с бомбами 1000 кг

км

2540

3800

5500

5300

при скорости, км/ч

437

370

334

330

Вооружение

Бомбовая нагрузка кг

нормальная

1000

1000

1000

1000

максимальная

3000

3000

5000

5000

Оборонительное вооружение

пулеметы 7,62мм

 

1

 

 

пулеметы 12,7мм

3

2

3

2

пушки 20мм

 

 

 

1

Самолеты утром 10 августа сели на незнакомый аэродром в Пушкино. На ознакомление с новым аэродромом у экипажей было всего несколько часов. Уже вечером того же дня бомбардировщики начали разбегаться по полосе.

Прелести начались еще на старте Ер 2 Молодчего снес шасси о дренаж на краю аэродрома (мощности М-105 не хватало для взлета перегруженных Ер 2 и машины имели слишком большую длину разбега).

На ТБ-7 № 42046 командира корабля майора Егорова отказали два правых дизеля М 40Ф сразу после отрыва самолета от земли ТБ-7 потерпел катастрофу. После такого лихого начала Жигарев остановил операцию. В результате на Берлин ушли 7 ТБ-7 и 3 Ер 2.

На самолете ТБ-7 № 42035 лейтенанта В. Д. Видного над оккупированной территорией загорелся левый внешний двигатель. Экипажу удалось ликвидировать пожар. Самолет продолжал лететь к цели с потерей высоты. За 370 км до Берлина были сброшены бомбы и машина легла на обратный курс. Вскоре отказал еще один М-40Ф экипаж с трудом дотянул до нашей территории и совершил посадку на аэродроме Обухове.

ТБ-7 № 42045 (командир капитан .А.Н. Тягунин) отбомбившись имел отказ одного из дизелей что давало экипажу возможность дойти до дома но беда не приходит одна. Машину над побережьем Балтики весьма удачно обстреляли свои зенитчики добившись прямого попадания в самолет. Тягунин посадил самолет на брюхо разбив машину. С полным чувством выполненного долга на обратном пути отбомбившийся по Берлину Ер-2 лейтенанта Б. А. Кубышко был сбит нашим ошалевшим И-16. Экипаж Ер-2 спасся на парашютах .

Ер-2 капитана А. Г. Степанова пропал без вести.

ТБ-7 № 42055 (командир майор М. М. Угрюмов) отбомбился по Берлину. В ходе полета несколько раз на больших высотах отказывали М-40Ф экипаж выполнил посадку на последних каплях керосина в Торжке. Самолет ТБ-7 № 42046 (командир старший лейтенант А. И. Панфилов) над территорией Германии обстреляли зенитки самолет получил значительные повреждения. Экипаж сбросил бомбы и лег на обратный курс. Затем из за масляного голодания отказали два М-40Ф. Машина пошла на вынужденную на территории Финляндии. При посадке пять человек погибли остальные пошли к линии фронта к своим. У линии фронта они были взяты в плен финнами

Домой в Пушкино вернулись один TБ-7 старшего лейтенанта Пепегелова.

Еще при наборе высоты самолет ТБ-7 № 42036 Водопьянова был атакован истребителями И-16, но дошел до цели и отбомбился по Берлину. Над Германией самолет попал под зенитный огонь и был поврежден, затем выполнил вынужденную посадку в районе Йыхви на территории. Эстонии, уже оккупированной немцами. Самолет был разбит, а экипаж остался живым. Два дня пробирались к своим по территории, занятой немцами. Спасло их то, что вторым пилотом в экипаже был эстонец Пусеп, родившийся в Сибири и хорошо знавший язык своих предков, поэтому с местным населением общался только он, а остальные члены экипажа в контакт с местным "дружественным' населением не вступали. Это помогло им выйти к своим живыми.

ТБ-7 № 42045 командира корабля капитана Тягунина успешно сбили зенитчики Балтфлота ТБ-7 № 42016 (командир корабля майор А. А .Курбан) бомбил Берлин, получил повреждения от зенитного огня и был разбит при вынужденной посадке в районе Ропши.

Результаты налета на Берлин были удручающие из ушедших на Берлин 10 машин вышли на цель и отбомбились только шесть. В Пушкино вернулось только две машины. За проведение столь "эффективной" операции кто-то должен был ответить. Строго говоря, если бы не спешка в непосредственной подготовке к выполнению задания, может быть, все было бы более благополучно. Правда, отказы "злосчастных" М-40Ф вряд ли удалось исключить, но вот выбор нормального аэродрома базирования (аэродром в Пушкино был слишком малых размеров для перегруженных машин, особенно это касалось Ер-2) и оповещение своей ПВО можно было выполнить. Вину за спешку вполне можно возложить на Сталина вкупе со своими высшими авиационными генералами, которые не удосужились или побоялись сказать правду Хозяину о том, что за два дня такие серьезные операции не подготавливаются.

В более широком плане эта неудача была расплатой за годы предвоенной лжи, шедшей как сверху, так и снизу. Липовые отчеты по боеготовности, пресловутое внимание сверху, кровавая вакханалия, ударившая по самому талантливому, что было в ВВС и авиапроме - все это как в катализаторе отразилось и сфокусировалось в том налете на Берлин. Но так глубоко никто копать не собирался, хотя многие из наиболее мудрых это понимали но молчали. Поскольку "кадры решают все', и "кадры отвечают за все" - такой подход проще и доступней, а главное назидательней, решено было, как обычно, найти крайнего.  Крайним оказался Водопьянов, его сняли с должности командира дивизии, сохранив звание комбрига и дав возможность летать дальше.

                        

                                                              Михаил Васильевич Водопьянов

                                                                                                                                                               Владимир Ригмант