" Нормандия-Неман "

 

                                                         Французы в ВВС РККА    

После капитуляции Франции в июне 1940 г. лучшие представители французского народа не могли смириться с мыслью о поражении их страны. Изыскивались различные способы продолжения борьбы. Весной 1942 г. находившийся в Лондоне Французский Национальный комитет обратился к Советскому Союзу с предложением послать на советско-германский фронт 30 летчиков и 30 человек обслуживающего персонала. Вскоре после оккупации всей территории Франции группа французских авиаторов предприняла много тысячекилометровое путешествие, чтобы сражаться бок о бок с русским союзником. Генерал Де Голль заявил тогда: "Сражающаяся Франция желает быть представленной всюду, где ведется борьба с общим врагом".

           

                                                                                          Шарль де Голль

Подписание 25 ноября 1942 г. соглашения между советским командованием и главой французской военной миссии в СССР генералом Э. Пети привело к созданию широко известной отдельной авиаэскадрильи "Нормандия".

 

                                           здание Французской военной миссии в Москве

 С декабря 1942 г. ее начали формировать при 6-й запасной авиационной бригаде (заб) на аэродроме Иваново.

    

Личный состав эскадрильи первоначально был представлен только французами: 14 летчиков, 41 техник и моторист, адъютант эскадрильи, старшина и врач. Возглавлял эскадрилью майор Тюлян, опытный 35-летний офицер, воевавший против немцев и итальянцев в Ливии. В Советском Союзе знали, что однажды он заставил приземлиться прямо на пляж неприятельский транспортный самолет, в котором оказалось шесть итальянских генералов, улетавших из осажденного англичанами Тобрука. На счету всех французских пилотов имелось 29 побед, из которых 10 одержал капитан Литольф.

 

Первый состав «Нормандии»

Первый состав группы «Нормандия» прибыл в Иваново на трех самолетах 29 и 30 ноября 1942 г.

4 декабря приказом командующего ВВС генерала армии Новикова группа «Нормандия» была включена в состав советской авиации в качестве эскадрильи. И поставлена на довольствие в соответствии с нормами, установленными в РККА. Пунктом 3 данного приказа эскадрилья «Нормандия» вооружалась самолетами Як-1. Персонал получил форму и зимнюю одежду.

 

Группа состоит из 14 боевых пилотов, 2 пилотов связи, 1 переводчика, 1 врача и 25 техников и 15 бортстрелков. Пятнадцатый пилот младший лейтенант Геган, который должен был отправиться с группой из Англии, не прибыл к отправке судна и к группе в Раяке не присоединился. Возможно, передумал. Большая часть технического состава появилась позднее в декабре 1942 и январе 1943 г. Как минимум семеро в этом составе были эмигранты из России во втором поколении. Это им, пионерам «Нормандии», уделяется основное внимание в книгах, фильмах и рассказах о легендарном полке. Слава бежавших из оккупированной Франции к де Голлю, чтобы сражаться за Родину, накладывается на последующие пополнения, большая часть которых спокойно ожидала, чем все кончится в Алжире. Из них, из 14 боевых пилотов, только трое вернутся с войны и еще один из плена. И трое из 4 Героев Советского Союза тоже в их группе:

 Жозеф Пуликен, административный командир группы, майор, 1897 года рождения.

Жан Тюлян, тактический командир группы, майор, 1912 года рождения.

Альбер Литольф, заместитель командира группы, капитан, 1911 года рождения.

Лейтенант Дидье Беген, родился в 1918 г. в Париже. В 1940 г. проходил обучение на летчика. После оккупации франции с пятью сослуживцами бежал на транспортном самолете в Англию. После курса обучения служил в RAF. Осуществил 207 боевых вылетов, из них 67 ночных. Один из первых добровольцев для перевода в СССР. Позднее капитан, командир эскадрильи «Гавр». Кавалер ордена Красного Знамени и Отечественной войны. В феврале 1944 г. после психологического срыва будет отправлен в Англию, где после курса реабилитации в июне вновь вернется в RAF. С октября 1944 г. командир эскадрильи «Страсбург» в авиагруппе «Эльзас», погиб в ноябре 1944 г. в Голландии.

Лейтенант Раймон Дервилль, родился в 1914 г. в Рубэ. Пилот гражданской авиации. Во время службы в армии в 1935 г. получил свидетельство военного летчика. В 1940 г. был мобилизован в качестве офицера резерва. После капитуляции бежал в Англию на польском транспортном судне. Окончил летные курсы в Англии, переведен на Ближний Восток в состав авиагруппы № 1 «Эльзас», где участвовал в боевых действиях в Ливии. В мае 1942 г., после объявления набора летчиков для группы № 3, записался добровольцем. 13 апреля 1943 г. сбил один самолет противника, но сам был подбит и приземлился на территории противника, где был расстрелян как французский летчик.

Лейтенант Андрей Познанский, самый младший пилот «Нормандии», родился в 1921 г. в Австрии.

Корсиканец лейтенант Альбер Прециози, 27 лет.

Аспирант Ив Бизьен, родился в 1920 г. в Дьеппе. Перед войной закончил аэроклуб. После начала войны зачислен курсантом в летную школу в Ванн. После капитуляции командир учебной группы старший сержант Басти вывез всю свою группу, 20 человек, на рыбачьем судне в Англию. Поступил в RAF под именем Джеймс Велкер. Закончил обучение в мае 1941 г. и был задействован как пилот-инструктор. Среди первых записался на русский фронт. 13 апреля 1943 г. был среди трех первых сбитых летчиков «Нормандии». Его самолет загорелся и упал. Дальнейшая судьба неизвестна. Позднее другому французскому летчику Иву Маэ в плену предъявляли его документы и говорили, что он жив, но тяжело ранен и находится в госпитале. Но никто никогда больше его не видел. Не исключено, что был расстрелян. В сентябре 1943 г. его родители и два брата были арестованы во Франции и депортированы в лагерь Дора, а затем в Бухенвальд как родственники пилота «Нормандии». Только один из братьев вернулся после войны.

Аспирант Ноэль Кастелен, 1917 года рождения. Обучался в летной школе в Аворде. На норвежском судне школа была эвакуирована в Марокко, откуда он на польском транспорте «Анадырь» уехал в Англию. Один из первых был зачислен в RAF. Участвовал в операции в Дакаре. Затем в Камеруне и Египте. В группе «Эльзас» с момента ее образования. Участвовал в военных действиях в Греции, откуда был переведен в Ливию и Египет. В составе «Нормандии» сбил шесть немецких самолетов. Награжден орденом Отечественной войны. Пропал без вести 16 июля 1943 г. под Орлом.

Аспирант Альбер Дюран, 1918 года рождения. Закончил аэроклуб в Провансе. В 1938 г. призван в истребительную авиацию. В 1940 г. сбил четыре самолета противника.

После перемирия переведен в Алжир. В октябре 1941 г. с двумя друзьями, будущими пилотами «Нормандии» Героями Советского Союза Марселем Альбером и Марселем Лефевром, бежал в Гибралтар. При приземлении сел на испанской территории, но сумел взлететь. Позже их прозвали «три мушкетера». После тренировок в Англии включен в состав группы «Иль-де-Франс». С первого дня среди добровольцев для отправки в Россию. В СССР сбил пять немецких самолетов сам и два в группе. Орден Отечественной войны. В сентябре 1943 г. пропал без вести под Ельней.

Аспирант Ролан Польз д'Ивуа де Ля Пуап, 1920 года рождения. Ныне здравствующий полковник запаса ВВС Франции, Герой Советского Союза.

Аспирант Марсель Лефевр, 1918 года рождения, Герой Советского Союза посмертно.

Аспирант Ив Маэ, 1919 года рождения. Был сбит, провел в плену 2 года. После войны командир авиаполка «Нормандия-Неман».

Аспирант Жозеф Риссо, 1920 года рождения. После войны генерал авиации.

Лейтенант Жан де Панж, пилот связи, 1917 года рождения.

Младший лейтенант Георгий Лебединский, врач и переводчик группы, родился в 1912 году в Киеве.

Аспирант Михаил Шик, пилот связи, переводчик группы, родился в 1918 г. в Москве.

Аспирант Александр Стахович, радист-переводчик, родился в 1914 г. в Петербурге.

Лейтенант Алекс Мишель и аспирант Луи Дюпра командовали группой из 40 французских механиков, среди которых предположительно было около трех русских.

Эскадрилья была включена в состав 6-й запасной авиабригады под командованием полковника Шумова.

            

Пилоты эскадрильи «Нормандия» в Иваново, в советской военной форме. Слева направо: стоят: Марсель Лефевр, Раймон Дервилль, Альбер Прециози, Жан Тюлян, Альбер Мирлес, Альбер Литольф, Андрей Познанский, Ноэль Кастелен. сидят: Марсель Альбер, Александр Стахович. (Фото мемориала Нормандия-Неман)

В ходе формирования эскадрилью пополнили, добавив 17 советских авиационных специалистов (в основном - техников самолетов). Из предложенных французским летчикам нескольких типов истребителей пилоты "Нормандии" выбрали Як-1. По мнению Литольфа, эта машина была близка по технике пилотирования к хорошо известному MS-406, но обладала большим диапазоном скоростей.

 

                                                     "Як-1"  Альберта Дюрана

 Технические характеристики Як-1

·                                 Экипаж: 1 чел.

·                                 Максимальная взлетная масса: 2858 кг

·                                 Размеры: длина х размах крыла: 8,48×10,0 м

·                                 Силовая установка: колич. двиг. х мощность: 1 (М-105П) х 1050 л.с.

·                                 Максимальная скорость полета на высоте 4950 м: 578 км/ч

·                                 Скороподъемность (средняя): 14,6 м/с

·                                 Практический потолок: 10 000 м

·                                 Дальность полета: 700 км

·                                 Вооружение: 1 х 20-мм пушка ШВАК, 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС

Боевая подготовка эскадрильи производилась в несколько этапов. Сначала французы познакомились с "Яками" на земле, изучили советское "Наставление по производству полетов", затем совершили ряд тренировочных полетов на самолетах УТ-2. Обучение производилось офицерами 6-й заб через переводчиков. Во второй половине декабря начались полеты на истребителях-спарках Як-7В. параллельно технический состав осваивал техническую эксплуатацию "Яков" и принимал боевые самолеты.

                                                        на аэродроме в Иваново

С 15 января по 14 марта 1943 г. летчики отрабатывали боевое применение Як-1. За время обучения эскадрилья выполнила 536 полетов, налетав в общей сложности 218 часов. В акте, который 21 марта подписали бригадный генерал Пети и представитель ВВС Красной Армии полковник С.Т. Левандович говорилось, что "инспекторская проверка боевой готовности эскадрильи Сражающейся Франции "Нормандия" (командир - майор Тюлян) производилась на северном аэродроме г. Иваново. Эскадрилья показала отличную готовность по всем элементам подготовки (групповая слетанность, высший пилотаж, воздушный бой, стрельба по конусу) и по своим боевым качествам и моральному состоянию пригодна к отправке на фронт".

 

                                                                 боевой путь полка “ Нормандия-Неман “

   

                                                                                  знамя полка

    

                                                                           штандарт полка

Уже на следующий день французскую авиаэскадрилью перебросили на Западный фронт, включив в состав 1-й воздушной армии. На небольшом аэродроме Полотняный Завод, что неподалеку от Калуги (примерно в 150 км юго-западнее Москвы), она вошла в оперативное подчинение командира 204-й бомбардировочной авиадивизии полковника С.П. Андреева. И весной 1943 г., и в последующее время ВВС Красной Армии остро не хватало хорошо подготовленных, опытных летчиков. Поэтому командующий армии генерал С.А. Худяков был благодарен судьбе за такое пополнение: средний налет французского пилота составлял 857 часов, что примерно втрое превосходило аналогичные показатели советских летчиков-истребителей.

                              

                                                              Сергей Александрович Худяков

Первого успеха 5 апреля 1943 г. добились старший лейтенант Прециози и лейтенант Дюран, уничтожившие по "фоккеру" (FW190). Однако стычки с истребителями Люфтваффе на Востоке показали, что победы достаются недешево. Поистине несчастливым днем стало 13 апреля, когда не вернулись на аэродром сразу три летчика: Р. Дервиль, А. Познанский и И. Бизьен. Выявилось, что слабо освоившим русский язык французам плохо давалось взаимодействие с бомбардировщиками, а управление боем с появлением вражеских истребителей почти всегда нарушалось. Это объяснялось тем, что при обучении летчиков французской истребительной авиации главенствовал принцип максимальной самостоятельности в бою - каждый надеялся лишь на себя.

Все эти причины заставили командование 1 ВА передать эскадрилью "Нормандия" в оперативное подчинение 303-й истребительной авиационной дивизии (над) генерал-майора Г.Н. Захарова. В соединении, помимо "Яков", на вооружении имелись истребители Ла-5.

 

Вопреки широко растиражированному впоследствии мнению о "жгучей любви" французов только к "Якам", лавочкинские машины настолько приглянулись пилотам "Нормандии", что они обратились к комдиву с просьбой о перевооружении эскадрильи. Впрочем, от этой идеи пришлось отказаться, поскольку, как ответил генерал Захаров, по своим боевым возможностям Як-1 и Ла-5 были примерно эквивалентны.

С мая 1943 г. французам временно запретили перелетать линию фронта. Дело в том, что коллаборационистское правительство Виши заочно приговорило летчиков "Нормандии" к смертной казни, и не исключалось, что немцы в случае пленения француза могли выдать его "соотечественникам". К счастью, такая участь не постигла лейтенанта И. Маэ, подбитого зенитной артиллерией при штурмовке неприятельского аэродрома около Спас-Деменска. Он находился в лагере около Кенигсберга вместе с советскими авиаторами, в т/ч. генералом А.А. Белишевым и Героем Советского Союза капитаном Г.В. Лепехиным, пережил все тяготы плена и после Победы вернулся на родину.

В июне по инициативе французской военной миссии весь технический состав эскадрильи заменили советскими авиационными специалистами, лучше освоившими технику. В том же месяце прибыла новая группа из восьми французских летчиков под командованием майора Пуйяда.

       

                                                                                Пьер Пуйяд

 А спустя несколько недель началось сражение на Курской дуге, которое стало суровым испытанием для всех частей и соединений, принявших в нем участие. Здесь немцы поставили на карту все, что имели, а люфтваффе бросили в бой лучшие эскадры. 303-я над и "Нормандия" приступили к активным действиям 12 июля, в первый день советского контрнаступления. Запрет на перелет линии фронта был снят. Ожесточенность воздушных боев нарастала, увеличились и потери. За период с 14 по 17 июля "Нормандия" потеряла семерых, в том числе Тюляна и Литольфа.

    Такой ценой она заплатила за уничтожение восемнадцати самолетов врага. Новым командиром эскадрильи стал майор Пуйяд.
Обстоятельства гибели первого командира "Нормандии" в советской и французской литературе не освещались, поэтому стоит остановиться на них подробнее. Вот выписка из документа, направленного начальником штаба 303-й над полковником П.Я.  Аристовым в штаб 1 ВА: "17.7.43 г. при сопровождении шестерки Ил-2 224 шад, действовавших по живой силе и технике противника в районе Хотынец, Знаменское, с боевого задания не вернулись командир эскадрильи "Нормандия" майор Тюлян и летчики лейтенант Беген, старший лейтенант Вермей.

По докладу экипажей штурмовиков и вернувшегося 18.7.43г. ст. лейтенанта Беген установлено: "Сопровождение штурмовиков до района Знаменское осуществлялось девяткой истребителей под командованием майора Тюлян. На рубеже Лок-на-Знаменское штурмовиков атаковали 2 Fw-190, с которыми вступили в бой 3 Як-9 - майор Тюлян, капитан де Форж и младший лейтенант Бон. Вскоре к месту боя подошли еще 6 Fw-190 и 8  Bf-109, которые начали атаку штурмовиков справа сзади. Наши истребители вынуждены были оставить штурмовиков и всей девяткой отражали атаки противника. Старший лейтенант Беген, находясь в паре со старшим лейтенантом Вермей, вел бой с четырьмя Fw- 190 и был подбит. Произвел посадку на фюзеляж в районе южнее Будоговищи и 18.7.43 г. на самолете У-2 был доставлен в свою часть. Майор Тюлян, капитан де Форж и младший лейтенант Бон, .ведя бой с истребителями противника, вошли в облачность. После выхода из облачности никто из летчиков (в том числе капитан де Форж и мл. лейтенант Бон) майора Тюлян не видели".

Неудачи, постигшие эскадрилью, обеспокоили руководство дивизии. Кроме того, заволновалась и французская военная миссия. В Москву к ее главе генералу Пети для доклада был вызван Пуйяд. Вместе они посетили начальника Импортного управления ВВС генерал-майора Левандовича, который выразил сожаление по поводу гибели французских летчиков. На вопрос, чем объяснить гибель Тюляна, Пуйяд ответил: "Последнее время нам чертовски не везло. К тому же некоторые из наших летчиков были несколько самоуверенны и слишком пылки". По-видимому, главной причиной произошедшего оказались издержки тактики французских летчиков-истребителей, делавшей основной упор на индивидуальное мастерство и отводившей второстепенную роль взаимодействию в группе. Именно на этом выводе настаивал в еще одной "оправдательной" докладной полковник Аристов: "На всем протяжении боевой работы эскадрильи "Нормандия" установлено, что французские летчики групповой воздушный бой вести не умеют. Коллективная спаянность, взаимная выручка и поддержка в бою отсутствуют.

 

Обладая отличной техникой пилотирования, в погоне за личной славой летчики стремились вести бой поодиночке, в результате при атаке и преследовании противника, увлекаясь мнимым успехом забывают об осмотрительности и допускают внезапные атаки противника чем и объясняются большинство потерь, понесенных эскадрильей "Нормандия" на советско-германском фронте. Об этих недостатках командир дивизии генерал-майор авиации Захаров указывал французским летчикам что также известно и французской миссии но тактика группового ведения воздушного боя, коллективная сплоченность в бою эскадрильи прививаются медленно".

Однако имелось и еще одно обстоятельство о котором полковник Аристов предпочел не упоминать Дело в том что роковой для Тюляна и Вермея вылет "Нормандии" был в этот день четвертым по счету, и в каждом не обошлось без воздушных боев. Первый раз десятка французов в тот день поднялась в воздух ранним утром, в начале шестого а в четвертый раз -уже в составе девятки - они взлетели спустя двенадцать часов. Если учесть, что днем раньше "Нормандия" потеряла троих Литольфа, Кастелена и Бернавона то степень моральной и физической усталости командира эскадрильи становится очевидной. По немецким данным, атакуя вечером 16 июля советские штурмовики и истребители северо-западнее Орла, по две победы одержали капитаны Штендель (Stendel) и Лозигкайт (Losigkeit) из III/JG51. Видимо, один из них и сбил Тюляна. Люфтваффе лишились одного Fw190A-5 (№152658), пилот которого сумел спастись с парашютом.

Наряду с определенными недостатками в манере ведения воздушного боя французы обладали и немалыми достоинствами. Имея больший налет, в мастерстве пилотирования они заметно превосходили "среднего" советского летчика-истребителя. Французы открывали огонь с малой дистанции и били наверняка, в то время как для русских пилотов (и это постоянно отмечали наши противники) одной из характерных ошибок была преждевременная стрельба. Несомненно, что французские летчики-истребители внесли свою лепту в обескровливание эскадр Люфтваффе на северном фасе Курской дуги но их победы непросто подтвердить немецкими документами. Дело в том, что грандиозная воздушная битва бушевала с утра до позднего вечера в течение многих дней и в ней участвовали тысячи самолетов с обеих сторон. Так в сохранившемся отчете о бое с группой из 10 - 12 Bf110 13 июля 1943 г младший лейтенант Кастелен доложил что в бою ему сопутствовал успех "Я выпустил по противнику примерно 20 снарядов и 20 крупнокалиберных пуль и могу предположить позитивный результат. Неприятельский самолет с дымом ушел в пикирование Меня самого атаковал другой Bf110 и отражая атаку я не мог наблюдать падение противника".

 

Вместе с тем аналогичное описание боя с группой Bf110 составил например штаб 2-го гвардейского истребительного авиаполка 322-й над 15-й воздушной армии - этот полк также сражался в тот день южнее Орла. Все же с определенной вероятностью можно считать что именно французскими летчиками 14 июля был сбит Bf110G-2 командира группы I/ZG1 капитана В. Германа (W Herrmann) и днем раньше - Bf110G-2 командира эскадры ZG1 кавалера "Рыцарского Креста" майора И. Блекшмита (J Blechschmitt) хотя последний на допросе в советском плену и утверждал, будто его подбили из противотанкового ружья.

Из-за больших потерь в конце июля "Нормандию" временно вывели из боев дали летчикам отдохнуть и восстановить психологическую устойчивость. За июль и август в эскадрилью несколькими группами прибыло новое пополнение пилотов, в результате чего общая их численность втрое превысила штатную. Вскоре по согласованию с французской миссией эскадрилья была переформирована в 1-й отдельный истребительный авиаполк "Нормандия" 32-самолетного состава немного позднее переведенный на 40-самолетный штат. Параллельно с реорганизацией вновь прибывшие в полк прошли переучивание на истребители Як-9.

В августе офицеры "Нормандии" получили первые советские боевые награды Дюпра, Дюрану и Лефевру вручили ордена Отечественной войны II степени Тюлян и Литольф были посмертно награждены орденами Отечественнои войны I степени.

 

Во второй половине августа французский полк приступил к боевым вылетам с аэродрома Спас- Деменск и принял участие в Смоленской операции. Летчикам стало известно, что в Кремле Сталин принял генерала Пети и дал принципиальное согласие на развертывание авиаполка в смешанную французскую авиадивизию, предназначенную для советско-германского фронта. В ответ генерал Пети заметил, что "нигде сражающиеся французы не встречают такого хорошего отношения как здесь" .Впрочем несмотря на достигнутую договоренность, французская авиадивизия не была сформирована ни в 1943,ни в 1944 г.
22 сентября незадолго до освобождения Смоленска, летчикам "Нормандии" удалось провести очень удачный бой. Вскоре после полудня они перехватили группу Ju87 прикрытую Fw190 и заявили об уничтожении шести пикирующих бомбардировщиков и трех истребителей потеряв со своей стороны машину младшего лейтенанта Г. Фуко, спасшегося на парашюте. Две победы записал на свой счет младший лейтенант Ж. Риссо.

 

По немецким данным, атаке со стороны "Яков" подверглась группа 11/StGI потерявшая три Ju87D (зав №№ 131247, 130882, 130767). Из шести членов экипажа, выпрыгнувших с парашютами трое погибли. К концу октября на счету Нормандии" было уже 72 (по французским данным - 77) сбитых самолетов противника при 20 потерянных летчиках. Из первой группы прибывшей в СССР в ноябре 1942 г уцелело всего пятеро.

 

В конце октября 1943 г. французская военная миссия обратилась к советскому командованию с просьбой об отводе полка на зимние квартиры, или в крайнем случае, на другой участок фронта куда-нибудь на юг. Пилотов "Нормандии" пугала приближавшаяся русская зима. Настроение летчиков в предвидении лютых морозов ухудшалось с каждым днем. 6 ноября, выполняя пожелание французов, полк был передислоцирован в Тулу и подчинен командующему ВВС МВО. Вскоре представитель ВВС Сражающейся Франции полковник де Мармье вручил отличившимся пилотам французские боевые награды, а сама "Нормандия" удостоилась ордена "Освобождение".

В декабре часть прибыло очередное пополнение, в том числе несколько очень опытных летчиков. На вооружение полка поступили новые истребители Як-9Т, вооруженные 37-мм пушкой НС-37.

 

 

Модификация

  Як-9Т

Размах крыла, м

  9.74

Длина, м

  8.66

Высота, м

  3.00

Площадь крыла, м2

  17.15

Масса, кг

 

  пустого самолета

  2298

  нормальная взлетная

  3025

Тип двигателя

  1 ПД ВК-105ПФ

Мощность, л.с.

  1 х 1180

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  533

  на высоте

  597

Практическая дальность, км

  735

Скороподъемность, м/мин

  910

Практический потолок, м

  10000

Экипаж

  1

Вооружение:

  одна 37-мм мотор-пушка НС-37 (боезапас - 30 патронов) и
 один 12.7-мм синхронный пулемет УБС (200 патронов)

Новички и ветераны "Нормандии" приступили к освоению этих машин, причем далеко не всегда процесс протекал гладко. Произошло несколько поломок и аварий, едва не ставших катастрофами. Вдали от фронта подполковник Пуйяд слегка "отпустил вожжи", и французы расслабились. Вечеринки, танцы, кинофильмы серьезно подорвали режим, пилоты нередко "клевали носом" после бурно проведенной ночи. Вспоминая о тех временах, Франсуа де Жоффр в книге "Нормандия - Неман" писал: "Злой рок тяготел над нами: мы ломали у машины все, что только можно, от винтов до шасси". Первое время обходилось без человеческих жертв, но 18 марта катастрофа все-таки произошла: в воздухе столкнулись "Яки" аспирантов Жуара и Бурдье. Оба пилота погибли. Однако неприятности на этом не закончились. Летчики Эмоне и Шик за два дня поломали три боевых самолета. А 21 апреля, выполняя "замедленную бочку" на малой высоте погиб лейтенант Фуко.

 

Во второй половине марта в полк "Нормандия" прибыла еще одна группа летчиков-истребителей под командованием капитана Дельфино. Она должна была составить основу второго истребительного авиаполка "Париж", который предполагалось сформировать в 1944 г. Однако из-за отсутствия достаточного числа пилотов формирование его было временно отложено, и все прибывшие вошли в состав "Нормандни". По состоянию на 19 мая 1944 г. полк имел в четырех эскадрильях ("Руан", "Гавр", "Шербур" и "Кан") 55 истребителей Як-9, 61 летчика-француза и 249 советских авиационных специалистов. Большая часть пилотов полностью прошла курс переучивания, сдала зачеты и считалась боеготовой. 25 мая "Нормандия" перебазировалась на аэродром Дубровка в районе Смоленска и вновь вошла в оперативное подчинение командира 303-й иад генерала Захарова.

Возвращение полка на фронт оказалось омрачено гибелью командира 3-й эскадрильи капитана Лефевра, имевшего к этому моменту 11 побед.

А 6 июня произошла еще одна трагедия: новичок младший лейтенант Морис Шалль (это был его первый боевой вылет) по ошибке сбил одного из лучших пилотов 18-го гвардейского авиаполка старшего лейтенанта В.И. Архипова. Шалль тяжело переживал случившееся, ожидал отправки во Францию и даже трибунала, но инцидент замяли. Двадцать дней спустя Шалль, искупая вину, сбил сразу двух немцев: это были Bf109 и Fw190.

Остался неизвестным другой случай, о котором впоследствии и французы, и наши летчики вспоминали с улыбкой. 2 июля два самолета Ил-2 из 117-го окрап (полка корректировщиков) производили фотосъемку своих аэродромов с целью контроля эффективности мер маскировки. Над площадкой Литивля летчик-наблюдатель старший лейтенант Галыгин обнаружил приближение двух неизвестных самолетов и сообщил о них летчику лейтенанту Алемасову. Тот, не мешкая, свалил корректировщик в крутую спираль, причем сделал это настолько резко, что Галыгина "мотануло" в кабине, и у него оборвался шнур самолетного переговорного устройства. Не имея связи с пилотом, старший лейтенант решил, что тот убит огнем вражеских истребителей и немедленно выбросился с парашютом. Каково же было его изумление, когда "сбитый" Ил-2 выровнялся на малой высоте и ушел в сторону своего аэродрома. Проведенным расследованием было установлено, что и наземные наблюдатели некоторое время считали, что "горбатый" сбит, поэтому Галыгин не получил никакого взыскания. Не мог он увидеть и опознавательные знаки приближавшихся истребителей (это были "нормандцы"), ведь их трехцветные коки на большом расстоянии, особенно при виде спереди, рассмотреть практически невозможно.

Летом 1944 г. воздушные бои над Белоруссией стали ожесточенными. Французским летчикам довелось участвовать в одной из крупнейших наступательных операций Красной Армии, получившей название "Багратион". 26 июня на исходе дня "Нормандия" с командиром полка во главе нанесла массированный удар по крупному немецкому аэродрому у города Борисов. 37 истребителей Як-9 не только проштурмовали стоянки но и уничтожили в воздухе шесть FW190 Всего за этот день полк произвел 72 самолето-вылета и сбил 8 вражеских самолетов ценой гибели аспиранта Ж. Гастона двух потерянных и двух поврежденных "Яков".

Советское командование отмечало самоотверженные действия французских летчиков прикрывавших наступающие советские войска. С выходом передовых частей к Неману немецким бомбардировщикам и штурмовикам нередко удавалось наносить безнаказанные удары пользуясь удаленностью наших аэродромов. Но 30 июля они встретили решительный отпор в первой же атаке младший лейтенант М. Шалль сбил одного Ju87 из девятки готовившейся разбомбить переправу. Немцы не остались в долгу сосредоточенным огнем нескольких стрелков был подбит ведомый "Як" младшего лейтенанта Бейссада который потерял скорость и исчез в облаках. Оставшись один Шалль продолжал настойчиво атаковать и, вернувшись доложил об уничтожении трех "юнкерсов" в районе Сувалков. Штаб 303-и над высоко оценил заслуги Шалля в срыве прицельного бомбометания и отметил мастерство пилота в самолете которого после ожесточенного боя обнаружили всего две пулевых пробоины. Однако не имея подтверждении командование "Нормандии" не засчитало Шаллю победы. Только после войны когда вернулся из плена Беиссад и стали доступными трофейные документы, выяснилось, что в том бою I/SG1 действительно потеряла один "юнкерc".

Все лето и осень полк "Нормандия" участвовал в активных боевых действиях надежно прикрывая войска 3-го Белорусского фронта от ударов с воздуха. В сентябре - октябре он постепенно перевооружился на самолеты Як-3 по праву считавшиеся наряду с Як-9У и Ла-7 лучшими советскими истребителями периода воины.

При перебазировании эскадрильи на другой аэродром лётчики и их механики вместе летели на одноместном самолёте. Летчик де Сейн и его механик Владимир Белозуб были очень дружны, и когда в полёте из-за неисправности двигателя в кабине стали скапливаться пары бензина, Морис де Сейн после нескольких неудачных попыток посадить самолёт, получил приказ – прыгать с парашютом, но он не смог оставить своего механика. Силы, видимо, покидали летчика: он даже не отвечал по радио. Еле управляемый самолет прошел над посадочной полосой, продолжая планировать к границе аэродрома, потом вдруг резко накренился и с разворотом перешел на снижение. Через несколько секунд последовал удар о землю и взрыв. Во имя большой дружбы, родившейся в общей борьбе с врагом, французский летчик капитан Морис де Сейн, пытаясь спасти своего механика старшину Владимира Белозуба, не колеблясь, пошел на риск, стоивший ему жизни.

                 

                                                                            Морис де Сейн                                       

 

   Летно-тактические и технические данные различных видов самолета Як-3

Тип

Як-3

Як-3у ВК-107 А

Як-3 
ВК-108

Як-3РД

Як-3у

Двигатель

ВК-105 
ПФ-2

ВК-107 А

ВК-108

ВК-105 
ПФ-2

АШ-82 
ФН

Стартовая мощность, кВ

927

1250

1324

927 + 2 кН

1350

Геометрические данные:

размах, м

9,2

9,2

9,2

9,2

9,4

длина, м

8,46

8,46

8,5

8,8

8,36

высота,

2,42

2,42

2,42

3,0

2,42

площадь 
крыла, м2

14,85

14,85

14,85

14,85

 

Скорость полета

на потолке, км/ч

595

610

 

 

620

на высоте, м

3000

6000

6000

5000

6100

скорость, км/ч

650

720

745

780

710

время подъема на высоту 5000 м (мин)

4,1

3,9

3,5

3,0

3,8

Потолок, м

10 800

10 800

 

 

11 000

Полетная масса, кг

2660

2984

2830

2980

2790

Вооружение: пушки

ШВАК, 20 мм 
(120 снарядов),
2УБС, 12,7 мм

ШВАК, 20 мм 
2УБС, 12,7 мм 
или 2 ШВАК, 
или 37 мм

НС-23, 
23 мм 
(60 снарядов)

НС-23, 
23 мм 
(60 снарядов)

2НС-23,
23 мм 
(60 снарядов)

 
Впервые опробовать их в бою довелось звену старшего лейтенанта де Ля Пуапа которое 14 октября вылетело для блокирования аэродрома Иукштейн. Немцы получили предупреждение от своих постов ВНОС и над целью четверку де Ля Пуапа встретили четыре Bf109G и столько же Fw190. Несмотря на численное превосходство бой закончился в пользу французов вскоре на земле догорали "мессер" и "фокке-вульф". Пилоты -Нормандии" вернулись без потерь.

                      

                                                                     Ролан де Ля Пуап

 Но самым удачным днем в истории полка стало 16 октября 1944 г. Менее чем за сутки 23 французских летчика без единой потери со своей стороны сумели уничтожить 29 (в официальном отчете полка значатся 30 сбитых и 3 подбитых но данные впоследствии уточнялись) вражеских самолетов. Еще 21 неприятельский самолет сбили другие полки 303 и над. В советских документах подчеркивалось, что теперь французские летчики строго соблюдали боевой порядок четверок и шесте рок освоили тактику группового воз душного боя. В свою очередь французы восхищались превосходными качествами истребителей Як 3 при ведении боя на малых высотах. Чемпионом в тот день оказался де Ля Пуап сбивший троих (Ju87 лично два Fw190 вдвоем с Марки и еще один Ju87 в группе с Альбером, Соважем, Марки и Табурэ) не много отстали Дельфино, Альбер, Кюффо и Карбон с двумя победами каждый.

 

 

 Разбирая успешно проведенные воздушные бои пилоты шутили, что на это раз им чертовски везло. Начальник штаба эскадрильи майор Вдовин (он был старшим начальником для советского персонала "Нормандии" вел всю переписку на русском языке) докладывал в штаб дивизии.

"Полк в течение дня 16. 10. 44 г имел задачу непосредственным сопровождением обеспечить боевые действия бомбардировщиков Пе-2 и "Бостон" 6 гв бад производить вылеты на прикрытие поля боя по вызову командира дивизии. Задача выполнена. Произведено 110 боевых самолето-вылетов из них на сопровождение бомбардировщиков - 59 самолето-вылетов налет 29 час 15 мин, на прикрытие поля боя -51 самолето-вылет, налет 27 час 15 мин. Проведено 10 воздушных боев, в результате которых сбито 9 Bf109. 16 Fw190 и 5 Ju87. Подбито 1 Bf109 и 2 Fw190. Полк потерь не имел. Командир полка подполковник Пуяд (так в документе - Прим авт ) произвел 2 боевых самолето-вылета, лично сбил 1 Fw190, Израсходовано боеприпасов снарядов пушки ШВАК - 2000 шт, патронов ВС - 2450 шт ".

На следующий день удача вновь улыбнулась французам немцы потеряли 12 (по отчету полка - 16) самолетов а "Нормандия" - всего один причем летчик Эмоне спасся на парашюте. Считалось что в этот день четыре неприятельские машины уничтожил капитан Кюффо, установивший абсолютный рекорд полка (правда, позднее получила подтверждение только одна победа).

Вскоре французские летчики смогли вновь продемонстрировать великолепное мастерство 20 октября они доложили об 11 сбитых, 22 октября - о 12 уничтоженных Fw190 и одном Bf109, a  23 октября сожгли 8 Fw190 и еще один Bf109. В приказе Верховного Главнокомандующего полк "Нормандия" отмечался среди лучших авиачастей. В частности, там указывалась, что за семь дней октябрьских боев французы уничтожили более 100 вражеских самолетов. 27 октября был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами 25 наиболее отличившихся офицеров полка в том числе и его командира подполковника Пуйяда. На следующий день Пуйяд сдал командование майору Дельфино и уехал в Москву, а оттуда вернулся во Францию.

                            

                                                                           Луи Дельфино

В ноябре произошло еще несколько важных событий в жизни "Нормандии". В частности, 28 ноября полку в соответствии с существовавшей в советских вооруженных силах традицией было присвоено второе собственное наименование - "Неманский" В печати и во французских документах того времени получило широкое распространение сокращение "Нормандия -Неман" В тот же день два французских пилота - Марсель Альбер и Ролан де Ля Пуап - стали Героями Советского Союза, а в начале декабря прибывший в Советский Союз генерал де Голль вручил летчикам штабным офицерам, инженерам и техникам полка французские военные ордена Почетного легиона.

               

В соответствии с ранее заключенным соглашением после года пребывания на советско-германском фронте французские пилоты получали право на длительный отпуск. Четырнадцать ветеранов полка в том числе Альбер и де Ля Пуап воспользовались этим правом и уехали. После этого в "Нормандии - Неман" вместо четырех эскадрилий сформировали три, но полной штатной численности. С 18 декабря полк вновь приступил к боевым действиям. Оставшиеся в части пилоты не уступали в мастерстве уехавшим. Так, 30 декабря в районе Тракенен пара Марки - Ирибарн напала на четверку Fw190 и сумела уничтожить два вражеских самолета.

Всего за восемь месяцев активных боев в 1944 г. французские летчики совершили 2384 боевых вылета, провели 79 воздушных боев, в которых сбили 126 (по уточненным французским данным - 124) вражеских машин. Собственные потери за этот период составили 15 летчиков и 20 "Яков". По состоянию на 13 января 1945 г в полку имелось 42 Як-3 (6 неисправных) и 3 Як-9 (1 неисправный). 13 января 1945 г началось новое наступление 3-го Белорусского фронта с которым взаимодействовала 1-я воздушная армия. Из-за нелетной погоды в этот день пилоты "Нормандии" не поднимались в воздух, зато следующий оказался одним из удачных французам удалось сбить 8 и подбить 3 вражеских самолета. Младший лейтенант Мартин сумел в двух вылетах в районе Тракенен - Гумбиннен - Инстербург уничтожить 3 Bf109 и один Fw190 А. 16 января немцы потеряли 18 Fw190 и еще один Bf109. Вероятно столкновения происходили главным образом со штурмовиками из эскадры SG3 которые несли бомбы на внешней подвеске и были скованы в маневре (из трофейных документов известно что 16 января эскадра лишилась пяти машин).

От пилотов "Нормандии" по мастерству и настойчивости не отставали советские техники, порой совершавшие настоящие чудеса Так, 17 января на аэродроме Допинен совершил посадку чудовищно искалеченный Як-3 командира эскадрильи капитана Рене Шалля. Шестой лично сбитый "фоккер" дорого обошелся Шаллю в его машину попало не менее четырех пушечных снарядов. Вся прозрачная часть фонаря, включая козырек была снесена. В районе кабины в борту фюзеляжа зияла огромная пробоина, в которую мог протиснуться человек еще две примерно такие же дыры "просвечивали" в крыле. Тяжело раненый пилот чудом привел и посадил машину, которая, казалось, не подлежала восстановлению. Но три советских механика из ПАРМ-1 (старшина Юзефович старшие сержанты Смирнов и Муравьев) в течение суток полностью починили избитый "Як". В полевых условиях заварили фермы и рамы фюзеляжа восстановили фонарь кабины и залатали крыло (при этом пришлось полностью заменить несколько нервюр). Инженер полка капитан Агавельян только руками развел от удивления.

В начале февраля 1945 г в районе Пиллау - Эйлау "Нормандия - Неман" сошлась в смертельной схватке с исключительно опытными и опасными противниками из истребительной эскадры JG54 "Зеленое сердце". Погибли младшие лейтенанты Р. Пенверн и Р. Ирибарн еще два пилота получили тяжелые ранения. Серьезные потери понесли также другие полки 303-й над. В "Нормандии" осталось всего 24 летчика поэтому пришлось расформировать еще одну эскадрилью. Тем временем, на основании директивы Генерального штаба Красной Армии началось формирование долгожданной 1-й французской смешанной авиадивизии. Помимо "Нормандии - Неман" в ее состав планировалось ввести 2-й бомбардировочный авиаполк "Бретань" на самолетах Пе-2 и 3-й истребительный авиаполк "Париж" на самолетах Як-3. "Бретань" в марте 1945 г была укомплектована французскими экипажами и советским инженерно-техническим составом получила она и технику 31 Пе-2 и З УПе-2. Полк базировался на аэродроме Клоково в Московском военном округе. Переучивание опытных французских летчиков серьезно тормозилось из-за незнания ими русского языка. Инструкторам из 9-го запасного авиаполка приходилось нелегко. И все же к концу апреля почти половина экипажей "Бретани" смогла вылететь самостоятельно. "Париж" также не успел закончить подготовку к моменту окончания войны в Европе. Ему не хватило всего пары месяцев а в результате истребительный авиаполк "Нормандия - Неман" так и остался единственной французской авиачастью, принявшей участие в боях на советско- германском фронте. За период с 12 января по 2 мая 1945 г пилоты "Нормандии" совершили 1300 боевых вылетов. Общий счет полка вырос на 67 (французы считают - на 72) сбитых вражеских машин а собственные потери увеличились на 10 летчиков. Заметим, что на последнем этапе боев сложили головы такие опытные летчики как Морис Шалль (10 побед) и Жорж Анри (5 побед). Именно Анри записал на боевой счет "Нормандии" заключительную 268-ю победу (по данным французов - 273-ю). 30 марта 1945 г командующий 1-й ВА генерал-полковник авиации Т.Т. Хрюкин в присутствии генералов Пети и Левандовича вручил майору Дельфино орден Красного Знамени которым полк был награжден за зимние бои. Окончательное наименование французской авиачасти в советских официальных документах стало звучать так 1-й отдельный истребительный авиационный Краснознаменный Неманский полк "Нормандия".

В заключительной оценке которую дал штаб 1 -и воздушной армии работе французских авиаторов на советско-германском фронте отмечалось что половину из всех боевых вылетов французы сделали на прикрытие поля боя, 18,6% - на свободную охоту, 17, 2% - на прикрытие бомбардировщиков а 7, 6% - на перехват самолетов противника. С особым желанием французские летчики выполняли полеты на свободную охоту. Глубина проникновения в немецкий тыл порой достигала 120 км, при этом за каждой парой "охотников" на сравнительно продолжительное время закреплялся определенный сектор воздушного пространства. 9 мая 1945 г французские летчики праздновали не только день победы, но и возвращение из плена аспиранта П. Блетона, сбитого над Пиллау. Еще 20 февраля Блетон рассказал, что немцы организовали короткую встречу с пилотом, который поджег его "Як" -им оказался известный ас капитан И. Брендель (J Brendel, 189 побед к концу войны) командир группы III/JG51 "Мельдерс". Затем француза отправили в лагерь военнопленных, откуда его освободили английские войска. Вскоре после капитуляции Германии пилоты "Нормандии" были вызваны в Москву, где им вручили советские награды. Еще два летчика стали Героями Советского Союза. Младший лейтенант Жак Андре получил Золотую Звезду и орден Ленина из рук командующего ВВС главного маршала авиации А. А. Новикова.

                                     

 

  

                                                                      встреча в Иваново

 

 

 

                                                                 памятник в Москве

 

 

                                      могила французского лётчика на Введенском кладбище Москвы

                                   

                                                                    медаль “ Нормандия-Неман “