Человек в Космосе
12 апреля 1961 г. в 9 ч 07 мин по московскому времени в нескольких десятках километров севернее поселка Тюратам в Казахстане на советском космодроме Байконур состоялся запуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, в носовом отсеке которой размещался пилотируемый космический корабль «Восток» с майором ВВС Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Запуск прошел успешно. Космический корабль был выведен на орбиту с наклонением 65°, высотой перигея 181 км и высотой апогея 327 км и совершил один виток вокруг Земли за 89 мин. На 108-й мин после запуска он вернулся на Землю, приземлившись в районе деревни Смеловка Саратовской области. Таким образом, спустя 4 года после выведения первого искусственного спутника Земли Советский Союз впервые в мире осуществил полет человека в космическое пространство.
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г. в семье колхозника. В 1941 г. поступил учиться в среднюю школу, но начавшаяся война прервала его учебу. В 1951 г. Гагарин окончил с отличием ремесленное училище по специальности формовщика-литейщика и одновременно школу рабочей молодежи. Затем он обучался в индустриальном техникуме в г. Саратове, который окончил с отличием в 1955 г. Свои первые шаги в авиации Гагарин сделал будучи студентом техникума. Он обучался в саратовском аэроклубе. После окончания аэроклуба учился в авиационном училище г. Оренбурга. В 1957 г. стал военным летчиком. В 1959 г. он был принят в отряд космонавтов. Погиб 27 марта 1968 г. в результате катастрофы при выполнении тренировочного полета на самолете. Урна с прахом Гагарина захоронена в Кремлевской стене, что является признанием его больших заслуг перед советским народом.
Космический корабль «Восток»
Космический корабль (КК) «Восток» был создан группой ученых и инженеров под руководством основоположника практической космонавтики С. П. Королева. Космический корабль состоял из двух отсеков. Спускаемый аппарат, являющийся одновременно кабиной космонавта, представлял собой сферу диаметром 2,3 м, покрытую абляционным (плавящимся при нагреве) материалом для тепловой защиты при входе в атмосферу. Управление кораблем осуществлялось автоматически, а также космонавтом. В полете непрерывно поддерживалась радиосвязь с Землей. Космонавт в скафандре размещался в катапультируемом кресле самолетного типа, оснащенном парашютной системой и аппаратурой связи. В случае аварии небольшие ракетные двигатели в основании кресла выстреливали его через круглый люк. Атмосфера корабля — смесь кислорода с азотом под давлением 1 атм (760 мм рт. ст.).
Пилотируемый отсек (спускаемый аппарат) крепился с помощью металлических стяжных лент к приборному отсеку. Все оборудование, непосредственно не требуемое в спускаемом аппарате, размещалось в приборном отсеке. В нем находились баллоны системы жизнеобеспечения с азотом и кислородом, химические батареи для радиоустановки и приборов, тормозная двигательная установка (ТДУ) для уменьшения скорости космического корабля при переходе на траекторию спуска с орбиты и небольшие двигатели ориентации. «Восток-1» имел массу 4730 кг, а с последней ступенью ракеты-носителя 6170 кг.
Справа. 12 апреля 1961 г. Ю. Гагарин перед своим историческим 108-минутным космическим полетом производит проверку систем жизнеобеспечения в спускаемом аппарате космического корабля «Восток». Руководил этим полетом пионер ракетной техники С. П. Королев. Вверху. Ракета-носитель космического корабля «Восток» на ВДНХ в Советском Союзе. |
|
Вторым человеком на околоземной орбите был советский майор ВВС Герман Степанович Титов, который стартовал с космодрома Байконур 6 августа 1961 г. В отличие от Гагарина, совершившего 1 виток вокруг Земли, Титов совершил 17 витков, пробыв в космосе 25 ч 11 мин.
11 августа 1962 г. в Советском Союзе был выведен на орбиту космический корабль «Восток-3», пилотируемый майором Андрияном Григорьевичем Николаевым, к которому на следующий день на космическом корабле «Восток-4» присоединился полковник Павел Романович Попович. Между кораблями была установлена двусторонняя связь; наименьшее расстояние между ними составило 6,5 км. Советские космонавты установили рекорды длительности работы в космосе. Николаев совершил 64 оборота за 94 ч 10 мин, а Попович — 48 оборотов за 70 ч 44 мин.
Космический корабль «Восток» выводился в космос 5 раз, после чего было объявлено о его безопасности для полета человека. В период между 15 мая 1960 г. и 25 марта 1961 г. эти космические корабли запускались на орбиту под названием корабль-спутник. В них размещались собаки, манекены и различные биологические объекты. Четыре из этих аппаратов имели возвращаемые капсулы, со смонтированными в них креслами космонавтов. Три были возвращены. Последние два аппарата серии до входа в атмосферу выполнили как и «Восток-1», по одному витку вокруг Земли. Другие выполнили 17 витков, как «Восток-2».
Полеты космического корабля «Меркурий»
Вслед за историческим полетом Гагарина два американских астронавта совершили суборбитальные полеты с целью испытания космического корабля «Меркурий». Это был ответ США на полет космического корабля «Восток». Через четыре недели после полета Гагарина 5 мая 1961 г. капитан 3-го ранга Алан Шепард стал с формальных позиций первым американским астронавтом. Хотя он и не достиг околоземной орбиты, он поднялся над Землей на высоту около 186 км. В соответствии с американскими правилами каждому, кто поднимается выше 80 км, присваивается звание астронавта. Шепард, запущенный с мыса Канаверал в КК «Меркурий-3» с помощью модифицированной баллистической ракеты «Редстоун», провел в полете 15 мин 22 с до посадки в Атлантическом океане. Он доказал, что человек в условиях невесомости может осуществлять ручное управление космическим кораблем. 21 июля майор ВВС Вирджил Гриссом повторил баллистический полет на КК «Меркурий-4», однако при посадке этот корабль очень быстро затонул из-за непредусмотренного подрыва спасательного люка.
|
старт КК " Меркурий "
Космический корабль «Меркурий» значительно отличался от космического корабля «Восток». Он состоял только из одного модуля — пилотируемой капсулы в форме усеченного конуса длиной 2,9 м и диаметром основания 1,89 м. Его герметичная оболочка из никелевого сплава имела обшивку из титана для защиты от нагрева при входе в атмосферу. Специальный защитный экран на поверхности основания капсулы был изготовлен из абляционного материала, подобного используемому на КК «Восток». Тормозной блок состоял из трех твердотопливных двигателей тягой 525 кгс каждый и был прикреплен к защитному экрану металлическими стропами. Космический корабль имел также 18 небольших двигателей ориентации. Атмосфера внутри «Меркурия» состояла из чистого кислорода под давлением 0,36 ат. Вместо катапультируемого кресла использовалась система аварийного спасения, установленная на ферме в вершине космического корабля. Если в ней не возникало необходимости, ферма отстреливалась.
Справа. Примерно через 10 мес. после триумфа Гагарина на КК «Восток-1» на околоземную орбиту был выведен КК «Меркурий», пилотируемый Дж. Гленном. После завершения полета астронавту была организована торжественная встреча.
Последовательность входа КК «Меркурий» в атмосферу была в основном такой же, как и КК «Восток». Двигатели ориентации обеспечивали соответствующий угол входа, включалась тормозная установка, а затем она отделялась. «Меркурий» входил в атмосферу основанием вниз. Форма космического корабля позволяла осуществлять аэродинамическое управление при прохождении атмосферы, поскольку космический корабль имел небольшую подъемную силу. С помощью ручного управления астронавт мог изменять траекторию полета и выбирать точку приземления. На последнем этапе спуска открывался парашют и мягко опускал «Меркурий» и астронавта в море.
Схема полета КК «Восток»
Орбита КК «Восток» на карте Земли. |
|
Когда в начале 60-х годов человек впервые вышел в космос, имелись серьезные основания сомневаться в его возможности выжить более некольких часов. Как перенесет человеческий организм большие ускорения, возникающие при запуске и возвращении с орбиты? Как он будет реагировать на невесомость и к чему приведет возвращение к условиям нормальной силы тяжести? Мужчины и женщины, посвятившие себя решению этих проблем, были героями в самом высоком смысле этого слова. Те скромные космические корабли, на которых они летали, создавались с одной основной целью — обеспечить жизнь космонавтов на время, достаточное для получения ответов на поставленные вопросы. Здесь представлены два самых первых космических корабля: «Восток-1», который пилотировал майор Ю. Гaгapин, и «Меркурий-6», который пилотировал подполковник Дж. Гленн. |
«Восток-1» Этот корабль имел два основных отсека: спускаемый аппарат диаметром 2,3 м и приборный отсек. Система управления автоматическая, но космонавт мог перевести управление и на себя. Правой рукой он мог ориентировать корабль с помощью ручного управляющего устройства. Левой рукой он мог включить аварийный переключатель, который сбрасывал входной люк и приводил в действие катапультируемое кресло. Вырез в носовом обтекателе ракеты-носителя позволял космонавту покинуть корабль при аварии носителя. При возвращении в атмосферу сферического спускаемого аппарата осуществлялась автоматическая коррекция его положения. При нарастании давления воздуха спускаемый аппарат занимал правильное положение. |
Ракеты-носители |
Система управления КК «Меркурий» В отличие от современных КК, оснащенных многочисленными вычислительными устройствами, на «Меркурии» было только основное приборное измерительное оборудование, и приходилось использовать ручное управление. Показано действие трехосной ручки управления тангажом, креном и рысканием. Управление движением осуществлялось реактивными двигателями, работающими на газах. Когда возникли проблемы с автоматической системой ориентации КК «Меркурий-6», Дж. Гленн перешел на ручное управление.
Орбита КК «Меркурий» на карте Земли |
|
Вид кабины КК «Меркурий» |
КК «Меркурий» Наглядно показано, как космонавт жестко закреплен в герметичной кабине космического корабля. Ферма крепления ракетных двигателей САС предназначена для отделения космического аппарата от ракеты-носителя в случае отказа на пусковом столе или после подъема. САС отбрасывалась от ракеты по достижении безопасной работы после отделения стартовых двигателей. Во время входа в атмосферу тепловой экран нагревался до максимальной температуры около 1650°С на высоте 40 км при скорости спускаемого аппарата 24 000 км/ч. Технические характеристики |
|
|
Целью полета Гленна было определение возможности работы человека в космическом корабле «Меркурий» Космический корабль был предварительно испытан в космосе в непилотируемом варианте (на нем летали три обезьяны, в том числе шимпанзе), и Гленну корабль показался достаточно надежным и доведенным. Хотя при входе в атмосферу при использовании ручного управления возникли некоторые трудности, задача была выполнена. 24 мая 1962 г. для подтверждения данных Гленна почти с идентичной задачей на космическом корабле «Меркурий-7» совершил полет капитан-лейтенант ВМФ Скотт Карпентер. 3 октября 1962 г. в США в космическом корабле «Меркурий-8» был доставлен на орбиту капитан 3-го pанга Уолтер М. Ширра. Его задачей была проверка принципов человеко-машинного взаимодействия, заложеных при разработке «Меркурия». Он провел в космосе 9 ч 13 мин, совершив 6 витков вокруг Земли и вернулся, успешно выполнив свою задачу.
Последний раз «Меркурий» был выведен в космос 15 мая 1963 г., космический корабль «Меркурий-9» совершил орбитальный полет с майором ВВС Гордоном Купером на борту. Целью этого полета явилось расширение круга задач по сравнению с полетом Ширра и достижение продолжительности полета более одних суток. Купер coвершил 22 витка в течение 34 ч 20 мин.
|
Женщина в космосе
В этом же, 1963 году, «Восток» тоже в последний раз был выведен в космос. 14 июня 1963 г. с космодрома Байконур был запущен космический корабль «Восток-5», пилотируемый летчиком-космонавтом Валерием Федоровичем Быковским. В течение 2 сут он вручную управлял космическим кораблем, выполняя медицинские эксперименты и осуществляя наблюдение Земли и звезд. 16 июня, когда «Восток-5» проходил над Байконуром, на орбиту был выведен космический корабль «Восток-6», который установил с ним двустороннюю связь. В этом космическом корабле находилась Валентина Владимировна Терешкова, первая женщина, совершившая космический полет. Терешкова провела в космосе 70 ч 41 мин, Быковский оставался на орбите 119 ч.
Валентина Владимировна Терешкова родилась 6 марта 1937 г. в семье тракториста. С 16 лет работала в Ярославле на шинном заводе, затем на текстильном комбинате. В 1960 г. закончила заочный текстильный техникум. Свой путь в космос Терешкова начала с парашютного спорта в школе ярославского аэроклуба. В отряде космонавтов она прошла специальную программу подготовки к полету на корабле «Восток». После полета вышла замуж за космонавта Николаева. 8 июня 1964 г. у нее родилась дочь Елена, первый ребенок, родившийся на Земле, оба родителя которого побывали в космосе. Позднее Терешкова получила высшее техническое образование и стала сотрудником Центра подготовки космонавтов им. Гагарина, недалеко от Москвы.
«Восход». Первый выход человека в космос
После завершения программ «Восток» и «Меркурий» прошло больше года, прежде чем человек снова совершил полет в космос. И опять это произошло в Советском Союзе, где был создан новый трехместный космический корабль «Восход», являющийся модификацией корабля «Восток». «Восход-1» был запущен 12 октября 1964 г. с тремя членами экипажа на борту. Это был очередной триумф СССР в области пилотируемых космических полетов. Экипаж состоял из командира корабля полковника Владимира Михайловича Комарова, научного сотрудника-космонавта Константина Петровича Феоктистова и врача-космонавта Бориса Борисовича Егорова.
|
Три человека провели в космосе 24 ч 17 мин, совершив 16 витков вокруг Земли. Впервые на борту находился врач, который проводил на месте медицинские эксперименты и тесты. Научный сотрудник Феоктистов, один из конструкторов космических кораблей, также мог проводить непосредственные наблюдения за функционированием космического корабля в полете, так как хорошо изучил корабль в процессе проектирования, производства и испытаний.
Корабль был снабжен системой мягкой посадки, что позволило космонавтам приземляться в космическом корабле. Непосредственно перед приземлением включалась тормозная установка, значительно уменьшающая скорость соударения корабля с Землей.
Запуск двухместного космического корабля «Восход-2» был большой неожиданностью для всего мира и принес Советскому Союзу новый приоритет в космосе. Корабль был выведен на орбиту 18 марта 1965 г. с двумя космонавтами на борту — командиром корабля полковником Павлом Ивановичем Беляевым и вторым пилотом подполковником Алексеем Архиповичем Леоновым. Для этого полета интерьер кабины корабля был снова изменен.
Он был снабжен шлюзовым отсеком и оборудованием для выхода человека в космос, и для выполнения этой главной задачи полета члены экипажа должны были быть одеты в скафандры.
Сразу же после выхода на орбиту экипаж очистил себя от азота, вдыхая чистый кислород. Затем был развернут шлюзовой отсек: Леонов вошел в шлюзовой отсек, закрыл крышку люка космического корабля и впервые в мире совершил выход в космическое пространство. Космонавт в скафандре с автономной системой жизнеобеспечения находился вне кабины космического корабля в течение 20 мин, временами удаляясь от корабля на расстояние до 5 м. Во время выхода он был соединен с космическим кораблем только телефонным и телеметрическим кабелями. Таким образом, была впервые практически подтверждена возможность пребывания и работы космонавта в специальном снаряжении вне космического корабля.
По программе полета предполагалось, что полет будет завершен после 17 витков вокруг Земли. Однако неисправность в системе управления помешала произвести ориентацию космического корабля, необходимую для включения тормозной двигательной установки и входа в атмосферу. В результате экипаж совершил дополнительный виток, чтобы подготовиться к ручному управлению спуском. Посадка корабля «Восход-2» была произведена с использованием ручной системы управления в районе г. Перми.
«Восход-2» |
Схема выхода в открытый космос «Восход-2» был снабжен шлюзовым отсеком и оборудованием для выхода человека в космос. Космонавт Алексей Леонов впервые в мире совершил выход в космическое пространство из находящегося на орбите космического корабля. Командир космического корабля Павел Беляев оставался в герметичной кабине. Панель управления шлюзовым отсеком, установленная в кабине, была дублирована в шлюзе, и Леонов мог в экстренном случае взять управление на себя. Телевизионное изображение этого выхода в открытый космос непрерывно передавалось на 3eмлю. Как выполнялась эта задача, показано на приведенной схеме. |
«Джемини»
1965 г. был отмечен появлением в США первого двухместного космического корабля «Джемини». Несмотря на то что внешне он напоминал «Меркурий», это был совершенно новый космический корабль. Подобно «Востоку», он состоял из двух отсеков: герметичной капсулы (спускаемого аппарата) и отделяющегося негерметичного отсека. Подобно «Меркурию», корабль «Джемини» имел форму усеченного конуса. Однако вместо фермы с системой аварийного спасения в этом космическом корабле были предусмотрены катапультируемые кресла для обоих астронавтов. Атмосфера кабины, как и в «Меркурии»,— чистый кислород при давлении 0,36 ат (265 мм рт. ст.). Передний конец капсулы был цилиндрическим, приспособленным для причаливания к другому космическому кораблю. В нем находились тормозные парашюты и двигатели ориентации капсулы. На теплозащитном экране, как и на «Меркурии», были укреплены четыре твердотопливных тормозных двигателя.
В негерметичном отсеке, подобно тому как это было сделано в КК «Восток», находилось все оборудование, не требуемое в пилотируемой капсуле. Здесь размещались топливные элементы для энергопитания бортовой аппаратуры и производства питьевой воды, кислородные баллоны, 8 двигателей ориентации, двигатели коррекции орбиты, топливные баки для двигателей и баки с реагентами для топливных элементов. В этом отсеке размещалось также экспериментальное оборудование.
Так как «Джемини» предназначался для функционирования на орбите до двух недель, его масса соответственно варьировалась. Типичный космический корабль («Джемини-12») имел массу 3760 кг. Поскольку такая масса превышала возможности ракеты-носителя «Атлас», выводившей КК «Меркурий», американцы превратили в носитель для «Джемини» свою более мощную ракету «Титан-2».
В период между мартом 1965 г. и ноябрем 1966 г. было выведено на орбиту 10 пилотируемых космических кораблей «Джемини» (до начала пилотируемых полетов было запущено два автоматических корабля). Полеты «Джемини» проводились с целью npиобретения опыта проведения более длительных операций в космосе, отработки методов и выполнения маневрирования, сближения и стыковки, а также работы астронавтов вне корабля.
Первый пилотируемый запуск состоялся 23 марта 1965 г. Это был запуск «Джемини-3», на борту которого находились астронавты — командир корабля капитан 3-го ранга Вирджил Гриссом, пилотировавший «Меркурий-4» в 1961 г., и капитан-лейтенант ВМФ Джон Янг. Их полет продолжался всего 4 ч 53 мин. Было запланировано испытать космический корабль и проверить возможности человека управлять им. Кроме того, намечалось выполнить три научных эксперимента и сфотографировать Землю. Так как оба астронавта были летчиками-испытателями, они направили свои усилия на выполнение основной задачи — испытание космического корабля. Вnepвые пилотируемый космический корабль выполнил маневры изменения плоскости орбиты. Во время этого полета Янг приобрел популярность, подарив Гриссому сандвич с соленой говядиной, который он тайно пронес на борт корабля — незапланированное мероприятие в полете, по поводу которого НАСА выразило крайнее неодобрение.
3 июня был запущен КК «Джемини-4» с капитанами Джеймсом Макдивиттом и Эдвардом Уайтом, офицерами ВВС США. Во время этого полета, продолжавшегося 97 ч 56 мин, Уайт вышел из космического корабля и провел вне герметичной кабины 21 мин, проверяя возможность астронавта маневрировать в космосе с помощью небольшого ручного реактивного пистолета, работающего на сжатом газе. Когда он возвратился в «Джемини», все, кто слушал радио, услышали его слова: «Это был самый ужасный момент в моей жизни!». Экипаж выполнил различные научные и технические эксперименты, сделал много фотографий, интересных для метеорологов и геологов. Космонавты занимались физическими упражнениями с эластичными лентами для поддержания тонуса мышц. На 62 витке в связи с отказом бортовой ЭВМ «Джемини-4» совершил вход в атмосферу (с «нырком» по типу входа «Меркурия»), завершившийся успешной посадкой приблизительно в 80 км от заданной точки.
21 августа был выведен на орбиту космический корабль «Джемини-5». Его экипаж состоял из Гордона Купера, который стал первым американским астронавтом, совершившим два космических полета, и лейтенанта ВМФ Чарльза Конрада. Их основной задачей была демонстрация возможности согласованного функционирования в течение 8 сут и исследования влияния невесомости на физиологию человека. Дополнительно предполагалось провести предварительную проверку стыковочного оборудования и навигационной системы корабля совместно с системой стыковки отделяемого экспериментального устройства. Кроме этого, был выполнен ряд научных и технических экспериментов. На борту имелся небольшой контейнер с питанием от блока батарей массой около 30 кг. В нем находились радиолокационный ответчик, радиомаяк и импульсный источник света. По программе полета этот контейнер отделялся от негерметичного отсека и использовался в качестве цели для отработки астронавтами техники сближения. «Джемини-5» был первым космическим кораблем, в котором энергопитание осуществлялось от топливных элементов. К сожалению, из-за неисправности топливных элементов пришлось прекратить запланированные маневры с контейнером, и он был сброшен в космос. Это грозило прекращением полета, если бы инженеры на Земле не решили эту проблему. Астронавты продолжали полет, выполняя намеченные эксперименты, среди которых было несколько экспериментальных визуальных наблюдений из космоса. Экипаж сообщил о том, что он наблюдал запуск ракеты «Минитмен» и дым от ракетной тележки на базе ВВС в Холломане, шт. Нью-Мексико. Несмотря на трудности, «Джемини-5» выполнил запланированные 120 витков.
КК «Джемини» В течение 1965—1966 гг. на этом двухместном корабле американские астронавты совершили 10 космических полетов. Хотя этот космический корабль внешне напоминает «Меркурий», он имеет много отличий. Опыт показал, что часть оборудования может быть размещена вне герметичной кабины и сброшена перед входом в атмосферу. Двигательная система «Джемини» позволяла изменять орбиту и осуществлять маневры для посадки в заданной точке. Цилиндрический носовой отсек имел устройство для стыковки со специальной мишенью «Аджена» («АТДА»), оснащенной ответным стыковочным устройством. Технические характеристики |
|
|
|
Стыковка с «Адженой»
По первоначальной программе следующего полета «Джемини-6» предполагались сближение и стыковка со специально приспособленной ракетной ступенью «Аджена», которая должна быть выведена носителем «Атлас» за 90 мин до запуска пилотируемого корабля. 25 октября 1965 г. была запущена ракета-носитель «Атлас-Аджена», но двигатель «Аджены» не включился, и она не достигла орбиты. В связи с тем что заменить ракетную ступень «Аджена» было нечем, запуск «Джемини-6» был отменен.
В дальнейшем НАСА продемонстрировало гибкость программы «Джемини». Почему не запустить «Джемини-7» в качестве стыковочной мишени для «Джемини-6»? При этом четыре космонавта могли бы отработать решающий этап сближения кораблей в операциях стыковки на орбите. В соответствии с этим 4 декабря 1965 г. был запущен космический корабль «Джемини-7» с майором ВВС Фрэнком Борманом и капитан-лейтенантом ВМФ Джеймсом Ловеллом. Они были обеспечены всем необходимым для пребывания на орбите в течение 14 сут.
Запуск «Джемини-6» был перенесен на 12 декабря, но в случае отказа на пусковой установке этот полет исключался. Прошло трое суток, прежде чем «Джемини-6», пилотируемый Уолтером Ширра и капитаном ВВС Томасом Стаффордом, направился к месту сближения.
В ожидании своих товарищей-астронавтов экипаж «Джемини-7» выполнил ряд медицинских экспериментов, которые имели значение для будущего проекта «Аполлон». Для обеспечения максимально возможного комфорта астронавты Борман и Ловелл были экипированы в специальные легкие скафандры. Их скафандры массой всего 7,3 кг не были предназначены для работы в космическом пространстве.
|
Первые космические скафандры |
На следующий день после 25 ч 55 мин, проведенных в космосе, астронавты «Джемини-6» использовали свое право закончить полет, поскольку все их задачи были выполнены. К тому же один из топливных элементов «Джемини-7» работал неустойчиво и это потребовало усиленного внимания наземной службы управления. Во время возвращения астронавты выполнили первый управляемый вход в атмосферу, приводнившись в 13 км от заданной точки.
«Джемини-7» находился в полете еще почти трое суток. Астронавты за это время несколько устали. Особенно когда спало возбуждение, связанное со сближением с «Джемини-6» и необходимостью поддержания ориентации. Они молча дрейфовали, чтобы сохранить силы, и в сообщениях можно было прочесть, что они лишь продолжают полет. 18 декабря они приводнились в 11,8 км от намеченной точки, проведя в космосе 330 ч 35 мин и совершив 206 витков вокруг Земли.
|
Вверху.Нейлоновая лента длиной 30,5 м связывает «АДТВ» — ракетную ступень мишени «Аджена» с «Джемини-12». Она была закреплена Э. Олдрином во время выхода в космос. Слева. Мишень «Аджена» фирмы «Локхид». |
Дальнейшие успехи
Сближение и стыковка с «Адженой» заняли 6 ч, ее двигатель работал в течение 80 с, увеличив апогей орбиты «Джемини-10» до 763 км. Второе включение двигателя «Аджены» уменьшило апогей «Джемини» до 382 км, и наконец после последнего включения орбита стала круговой высотой 378 км, только на 18 км ниже «Аджены-8». Перед последним включением Коллинз встал перед открытым люком космического корабля, но не покинул его. «Джемини» находился на ночной стороне Земли, и Коллинз фотографировал ультрафиолетовое излучение звезд.
Проведя в состыкованном с «Адженой» состоянии 39 ч, экипаж отделился от нее, и Коллинз подготовился к выходу в космос. Астронавты увидели «Аджену-8» на расстоянии около 37 км и начали маневрирование в ее направлении. Через 2 ч они зависли над ней в трех метрах. Коллинз вышел из космического корабля, прикрепил трубопровод для подачи топлива в ручной реактивный пистолет к баку с азотом в негерметичном отсеке космического корабля. Используя трубопровод, Коллинз переместился к «Аджене», снял с нее метеоритные образцы и вернулся к «Джемини». Экипаж продолжал научные и технические эксперименты до входа в атмосферу 21 июля и благополучной посадки в 8 км от заданной точки после 70 ч 46 мин пребывания в космосе.
12 сентября был запущен «Джемини-11» с Чарльзом Конрадом и капитан-лейтенантом ВМФ Ричардом Гордоном. Основной задачей их полета была демонстрация технических приемов, которые были необходимы для предстоящего проекта «Аполлон». Как и в предыдущих полетах «Джемини», «Аджена» была запущена на орбиту примерно за 1,5 ч до «Джемини». Однако на этот раз сближение должно было выполняться на первом витке. Оно было выполнено на 94-й мин после пуска. Планировался длительный выход Гордона в космос, но, подобно Сернану и Коллинзу, он испытал некоторые затруднения, что резко сократило его действия. Однако он добился успеха в выполнении основной задачи: привязал нейлоновой лентой «Джемини» к «Аджене». Эта процедура была проведена с целью продемонстрировать, что космический корабль можно стабилизировать на орбите, используя гравитационное поле Земли. Кроме того, вращением двух космических кораблей относительно общего центра тяжести создавалась искусственная тяжесть и обеспечивалось удержание их положения. Эксперимент с использованием гравитационного поля Земли выполнить не удалось, но удержание положения за счет закрутки частично было обеспечено. На 26-м витке Конрад включил двигатели «Аджены», чтобы увеличить апогей орбиты до 1370 км, и с этой высоты он сообщил: «Отсюда действительно видно, что земной шар круглый...». Через два витка был запущен двигатель «Аджены» и апогей орбиты снижен до 260 км. Остальная часть полета была посвящена выполнению научных и технических экспериментов по фотографированию Земли и звезд. На 44-м витке «Джемини» вошел в плотные слои атмосферы и приземлился в 2,4 км от заданной точки, пробыв в космосе 71 ч 17 мин.
Последний полет «Джемини» начался 11 ноября запуском «Джемини-12». На борту были Джеймс Ловелл и майор Эдвин Олдрин. Запуску этого космического корабля вновь предшествовало выведение на орбиту «Аджены». Учитывая опыт Сернана, Коллинза и Гордона, Олдрин лучше подготовился к работе в космосе. У него была пара привязных ремней, которыми он мог закрепиться к «Аджене» или к «Джемини». Рабочая область внутри негерметичного отсека была оборудована фиксаторами для закрепления ног во время работы на панели с использованием множества космических инструментов. Он применил привязные ремни и при выполнении аналогичных задач на носовой части космического корабля. Всего Олдрин находился вне «Джемини» 2 ч 29 мин и не испытал никакой усталости в отличие от предыдущих астронавтов. Он выполнил три выхода в открытый космос общей продолжительностью 5 ч 30 мин. Полет окончился без каких-либо неожиданностей входом в атмосферу и посадкой всего в 2,4 км от заданной точки после 94 ч 34 мин пребывания в космосе.
1966 г. окончился триумфом» для «Джемини», 1967 г. начался трагедией для «Аполлона».
|
Первые катастрофы космических кораблей
27 января 1967 г. экипаж, который должен был совершить первый пилотируемый полет по программе «Аполлон», погиб во время пожара внутри космического корабля в Центре космических полетов им. Кеннеди. Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и капитан-лейтенант ВМФ Роджер Чаффи стали первыми американскими космонавтами, погибшими в космическом корабле. Они находились внутри «Аполлона» в головной части ракеты-носителя «Сатурн-1В» на стартовой позиции № 34. Ситуация оказалась роковой и неожиданной. «Сатурн» был не заправлен, «Аполлон» также, все пиротехнические устройства были либо отключены, либо не установлены. Тем не менее в космическом корабле вспыхнул огонь. Через 15 с огонь был погашен, но все три космонавта погибли. Было проведено тщательное расследование, но явной причины пожара установить не удалось. Было высказано мнение, что наиболее вероятная причина — короткое замыкание в электропроводке космического корабля. Жестокость пожара была обусловлена тем, что в «Аполлоне» была полностью кислородная атмосфера. Усугублял трагедию факт, что для открытия входного люка потребовалось 90 с. Этот пожар заставил значительно пересмотреть материалы, применяемые внутри корабля «Аполлон». Было затрачено много времени и средств для обеспечения огнестойкости «Аполлона», прежде чем 11 октября 1968 г. был осуществлен старт со следующим экипажем.
Для Советского Союза 1967 г. также начался трагически. 23 апреля с космодрома Байконур был запущен новый космический корабль «Союз-1», пилотируемый полковником Владимиром Комаровым, который был командиром «Восхода-1». Запуск прошел успешно, так же протекал и орбитальный полет, продолжавшийся 13 витков. Комаров периодически сообщал наземной службе управления, что чувствует себя хорошо и что «Союз» функционирует нормально. На 18-м витке, через 26 ч. 45 мин после запуска, Комаров начал ориентацию для входа в атмосферу и включения тормозных двигателей. Все операции прошли нормально, но после входа в атмосферу и торможения отказала парашютная система. Космонавт погиб мгновенно в момент удара «Союза» о Землю со скоростью 644 км/ч.
Из-за этих двух катастроф сроки пилотируемых полетов сдвинулись, но это не остановило ни США, ни СССР. «Аполлон», подобно фениксу, возродился из пепла, чтобы совершить полет с астронавтами на борту вокруг Луны, а затем осуществить посадку на ее безводную поверхность. Аналогично тщательные доработки и испытания «Союза» привели к созданию высоконадежного космического корабля, который нашел основное применение как транспортный корабль для советских долговременных орбитальных станций серии «Салют».