Танковый " Ленд-Лиз "

 

Танковый ленд-лиз

Поставки бронетанковой техники в Советский Союз начались уже осенью 1941 года. 3 сентября Сталин направил письмо Черчиллю, содержание которого последний довел и до президента Рузвельта.

       

                                      Президент США Франклин Делано Рузвельт подписывает закон о Ленд-Лизе

В послании Сталина говорилось о смертельной угрозе, нависшей над Советским Союзом, которую можно было снять только открытием второго фронта и срочной отправкой в СССР 30 тыс. т алюминия, а также минимум 400 самолётов и 500 танков ежемесячно. В соответствии с Первым (Московским) протоколом США и Великобритания обязались в течение девяти месяцев поставить 4500 танков и 1800 танкеток. Под последними в советских документах тех лет часто фигурировали английские бронетранспортёры «Брен» и «Универсал».

 

                                                                                 БТР  “ Брен “

 

                                                                         БТР “ Универсал “

 

Первые 20 английских танков были доставлены в Архангельск судами конвоя PQ-1 11 октября 1941 года. Уже 28 октября эти машины были доставлены в Казань. Всего же до конца года в Советский Союз из Великобритании прибыло 466 танков и 330 бронетранспортеров. Что касается США, то в 1941 году они смогли направить в СССР только 182 танка, которые прибыли к месту назначения уже в 1942-м. Прибытие значительного количества импортной техники потребовало создания службы её военной приемки и системы обучения личного состава.

Бронетехника:

 Английская:             послано              получено
          Matilda IIA          1084                 918
          Valentine II/III/IV/V/VII/IX/X 3782 (вкл. 1388 из Канады) 3332
          Valentine Bridgelayer       25
          Churchill III/IV       301                 253
          Cromwell             6                   6
          Tetrarch            20                  19
          Universal Carrier     2560 (вкл. 1348 из Канады)
Американские:
          M3A1 Stuart           1676
          M5 Stuart            5
          M24 Chaffee              2
          M2A1 (средний танк)         несколько
          M3A3/M3A5 Lee/Grant       1386
          M4A2 Sherman (75мм)       2007
          M4A2 Sherman (76мм)       2095
          M10 Wolverine           52
          M18 Hellcat              5
          M26 Pershing             1
          M31 ARV            115
          M15A1 MGMC             100
          M17 MGMC          1000
          T48 [СУ-57]            650 (из Британии)
          M2 (БТР)           342
          M3 (БТР)             2
          M5 (БТР)           421
          M9 (БТР)           413
          T16                 96
          M3A1 Scout            3340
          LVT                  5
     При транспортировке было потеряно:
    443 Stuart, 417 M3 & M4, 54 halftrack, 228 Scout, 
    320 Valentine, 43 Churchill, 252 Matilda, 224 Carrier.
                             Шерман  M4

В 20-е и 30-е годы  ХХ столетия в США, несмотря на интенсивные работы в области опытного танкостроения и даже на создание нескольких очень удачных образцов (таких, например, как танки Уолтера Кристи, послужившие основой для наших БТ и британских Крузейдеров), значение танковых войск явно недооценивалось. К началу второй мировой войны танковый парк армии США насчитывал около 400 танков, среди которых было всего 18 средних. Результаты германского блицкрига в Польше и Франции вызвали переполох в военных кругах США и способствовали резкому повороту в сторону механизации армии.

В 1941 году началось производство среднего танка М3. Вооружение его составляла 75-мм пушка, установленная в спонсоне. Общая огневая мощь танка была достаточно велика. Но 75-мм пушка имела ограниченный угол горизонтального обстрела (32°), что снижало ее эффективность. Корпус танка по габаритам и конфигурации был также неудачен. Чрезмерно большая высота (3130 мм) делала его хорошей целью; невысокими были и ходовые качества.

Американцы отлично сознавали недостатки этого танка, поэтому сразу после начала его серийного выпуска начались работы по созданию нового, более совершенного среднего танка с 75-мм пушкой в башне кругового вращения. В сентябре 1941 года прототип его, получивший индекс Т6, был передан на Абердинский полигон.

Изготовление опытной партии началось в ноябре. В американской армии танк, стандартизированный под индексом М4, назывался “Генерал Шерман”, в честь генерала, командовавшего войсками северян во время гражданской войны в США;  в английской – просто “Шерман”.

                

                                                                       Уильям Шерман

Корпус танка “Шерман” сваривался из катаных броневых плит. Верхняя лобовая плита толщиной 50 мм располагалась под углом 47°. Борта корпуса – вертикальные. Угол наклона кормовых плит 10–12°. Броня бортов и кормы имела толщину 38 мм, крыши корпуса–18 мм. Литая носовая часть крепилась болтами к верхней лобовой плите, к бортам и днищу. Верхняя лобовая плита сваривалась из семи частей; понятно, насколько было необходимо обеспечить высокое качество сварных швов. И это вполне удалось, о чем можно судить хотя бы по находящимся в поселке Снигири Московской области двум танкам М4А2 – рыжим от ржавчины, но с ослепительными сварными швами без единой трещинки.

                 

На танках выпуска 1943–1944 годов к верхнему правому бортовому листу приваривались (до переноса боеукладки на пол боевого отделения) две броневые накладки и одна – к верхнему левому бортовому листу.

Литая цилиндрическая башня была установлена на шариковой опоре. Лоб и борта защищались соответственно 75-мм и 50-мм броней, корма – 50-мм, крыша башни – 25-мм. В передней части башни крепилась маска спаренной установки вооружения (толщина брони – 90 мм). В задней части имелась ниша для установки радиостанции. На крыше башни размещался входной люк, закрывавшийся двустворчатой крышкой, закрепленной на петлях во вращающемся погоне турели зенитного пулемета. С декабря 1943 года на крыше башни появился маленький овальный люк заряжающего.

Принципиально все модели танка “Генерал Шерман” (М4, М4А1, М4А2, М4А3, М4А4, М4А6) ничем не отличались друг от друга. По внешнему виду резко выделялся лишь М4А1 со своим литым корпусом. Пушки, башни, размещение узлов и агрегатов, ходовая часть – все было одинаковым. Все модели получили единую литую лобовую деталь – крышку трансмиссионного отсека (вместо сборной из трех частей, применявшейся ранее), овальный люк заряжающего, фальшборта, накладную бортовую броню и многое другое. Первоначально танки имели смотровые щели в лобовом листе корпуса; затем их закрыли броневыми кожухами и ввели перископы, и, наконец, в конце 1943-го – начале 1944 года появилась цельная лобовая плита, а люки были перенесены на крышу корпуса. Правда, пришлось изменить угол наклона лобовой брони с 47° до 56°.

Главным же отличием “Шерманов” друг от друга был тип силовой установки. Так, на М4 и М4А1 применялся 9-цилиндровый радиальный карбюраторный двигатель Континенталь R-975; на М4А2 – спарка дизелей GMC; для М4А3 был сконструирован карбюраторный 8-цилиндровый двигатель Форд GAA-8 (кстати, самый мощный из всех применявшихся на шерманах – 500 л. с. при 2600 об/мин) и, наконец, на М4А4 в едином блоке устанавливалось пять бензиновых двигателей Крайслер Мультибенк А-57. Для установки такого агрегата пришлось немного удлинить корпус. У М4А6 корпус был такой же длины, но в качестве силовой установки использовался дизель Катерпиллер RD1820. На всех модификациях трансмиссия располагалась в передней части корпуса, что и обусловило сравнительно большую высоту танка.

Боевое крещение “Шерманы” получили в Северной Африке. Первый “Шерман” прибыл в Африку августе 1942 года, это был M4A1 с пушкой M2, использовавшийся для обучения танкистов и обслуживающего персонала. В сентябре прибыла первая партия новых танков, и 23 октября они вступили в бой под Эль-Аламейном. Всего на начало сражения английская Восьмая армия имела 252 M4A1 в составе 9-й танковой бригады и 1-й и 10-й танковых дивизий. Несмотря на то, что на вооружение Африканского корпуса к тому моменту уже поступило несколько десятков PzKpfw III и PzKpfw IV с длинноствольными пушками, “Шерманы” показали себя очень неплохо, продемонстрировав хорошую надёжность, маневренность, адекватное вооружение и броню. По мнению англичан, новые американские танки сыграли довольно существенную роль в их победе в этой битве. Американцы впервые применили “Шерманы” в Тунисе, 6 декабря 1942 года. Неопытность американских экипажей и просчёты командования привели к большим потерям в контратаках против хорошо подготовленной ПТО. В дальнейшем тактика американцев улучшилась, и основные потери “Шерманов” относились не к противодействию немецких танков, а к противотанковым минам (что вызвало разработку Sherman Crab), действиям артиллерии ПТО и авиации. В войсках танк получил хорошие отзывы, и очень скоро “Шерман” стал основным средним танком в американских частях, заменив средний танк M3. В целом M4 оказался весьма подходящим танком для действий в пустыне, что подтвердила и его послевоенная история. На весьма обширных и ровных африканских просторах как нельзя кстати оказалась его надёжность, хорошая скорость хода, удобство работы экипажа, отличная обзорность и связь. Танку не хватало дальности хода, но союзники решали эту проблему за счёт отлично работающих служб снабжения, кроме того, танкисты часто возили с собой дополнительное топливо в канистрах. 14 февраля 1943 года в Тунисе произошло первые столкновения”Шерманов” (1-й ТП 1-й ТД) с новым тяжёлым немецким танком PzKpfw VI Tiger (501-й тяжёлый ТБ), в которых проявилась неспособность M4 бороться на равных с тяжёлой германской бронетехникой.

В конце ноябре 1942 года “Шерманы” появились и на советско-германском фронте.

 

 Первой такие танки получила 5-я гвардейская ТБр, но в заметных количествах этот танк появился в советских войсках только в конце 1943 года, и в Курской битве “Шерманы” не участвовали. Начиная с весны 1944 года, “Шерманы” принимали участие практически во всех сражениях на всех фронтах Великой Отечественной войны. Танкисты приняли американские танки хорошо, особенно отмечалось удобство работы экипажа по сравнению с советскими танками, а также очень высокое качество приборного оборудования и средств связи. Попасть служить на иномарку считалось удачей. На положительную оценку танка повлияло также то, что с одной стороны он был значительно совершеннее своего предшественника M3, а с другой в РККА к тому времени уже освоили тонкости эксплуатации американской техники. Зимой 1943 года выявились некоторые недостатки M4A2, специфичные для зимних российских условий. Танки, поставленные СССР, имели гладкий резиновый протектор траков гусениц, что вызывало достаточно серьёзные проблемы при движении по обледенелым зимним дорогам. Недостаточное сцепление гусениц с грунтом усугублялось высоким центром тяжести, и танк довольно часто переворачивался. В целом танк практически полностью соответствовал советскому Т-34, и применялся таким же образом, без каких-либо особых отличий. Часто использовалась намного меньшая шумность “Шерманов”, по сравнению с советскими танками, а также практиковался огонь пехоты с брони во время движения, что обеспечивалось мягкой подвеской.

 

В СССР танки, полученные по ленд-лизу, старались объединять в отдельные части (на уровне танковых батальонов или бригад), для упрощения подготовки экипажей и снабжения. Большое количество поступавших в СССР “Шерманов” позволило создать и целые корпуса (например, 1-й гвардейский механизированный корпус, 9-й гвардейский танковый корпус), вооружённые только этим типом танка. Часто в одних и тех же частях использовались американские средние танки и лёгкие танки Т-60 и Т-80 советского производства. По условиям ленд-лиза, техника, не повреждённая в ходе военных действий, впоследствии подлежала оплате или возврату. По этой причине, особенно в конце войны, при наличии выбора между вводом в бой советских или американских танков приоритет подчас отдавался последним, как бесплатному расходному материалу, с целью экономии собственных ресурсов.

К этому времени командование бронетанковых сил армии США пришло к выводу, что война не может быть закончена с танками выпускавшихся модификаций. Эта точка зрения привела к первой крупной модернизации, связанной с установкой новых литых башен с 76-мм длинноствольными пушками и со 105-мм гаубицами. Модернизация не затронула лишь танки М4А4 и М4А6.

К февралю 1944 года фирма Крайслер разработала проектную документацию и изготовила прототипы всех новых моделей. В этих танках боеукладка была перенесена из надгусеничных ниш корпуса на пол боевого отделения и размещена по обеим сторонам от карданного вала. Интересной особенностью этой, так называемой мокрой боеукладки было размещение пушечных выстрелов в ящиках-кассетах, двойные стенки которых были заполнены водой. Предполагалось, что в случае попадания снаряда в боеукладку вода разольется и предотвратит пожар. На танках со 105-мм гаубицами боеукладка была сухая, в бронированных ящиках.

Появление командирской башенки с перископическим прибором и шестью скошенными блоками триплекс позволило резко улучшить обзор с командирского места. Несколько позже овальный люк заряжающего был заменен на круглый двустворчатый.

Установка мощной 76-мм пушки М1А1 (с дульным тормозом – М1А2) с начальной скоростью бронебойного снаряда 810 м/с позволила Шерманам бороться с тяжелыми немецкими танками.

Второй крупной модернизацией танков “Генерал Шерман” стало внедрение на них так называемой горизонтальной подвески и новой 24-дюймовой гусеницы. Опытные образцы были обозначены как М4Е8, М4А1Е8, М4А2Е8 и М4А3Е8. Масса танка несколько возросла, но за счет применения более широких гусениц снизилось удельное давление на грунт, и проходимость не только не уменьшилась, но даже увеличилась. В конце марта 1945 года новая подвеска начала внедряться на всех танках “Генерал Шерман”.

В нашей печати традиционно писалось, что новую ходовую часть получили только танки М4А3Е8 (армейское обозначение М4А3 (76)W HVSS), которые были как бы венцом развития “ Шерманов”. Это неверно. Новую ходовую часть получили все модификации. выпускавшиеся на тот момент. Выделить какую-либо из них как лучшую довольно трудно, так как принципиальных различий в тактико-технических данных между ними не было. Об этом уже говорилось выше. Танки М4AЗ разных вариантов никому не поставлялись по ленд-лизу и вследствие этого составляли более половины “Шерманов”, имевшихся в армии США. Остальные модификации интенсивно экспортировались. Достаточно сказать, что только в Англию было поставлено по ленд-лизу 17 174 танка М4 (Шерман I), M4A1 (Шерман II), М4А2 (Шерман III) и М4А4 (Шерман V). Название Шерман IV получил М4А3, их было поставлено в Англию 7 машин – единственные экспортированные танки этой модификации.

На части танков M4A1 и М4А4 англичане, установив свою 17-фунтовую (ок. 76 мм) пушку MkIV с начальной скоростью бронебойного снаряда 908 м/с, получили сильнейшие модификации Шерман IIС и Шерман VC, более известные под названием Шерман Файерфлай.

По американским данным, в Советский Союз было поставлено 4063 танка М4А2 разных вариантов и два танка М4А4. Танки М4А2 составляли более трети всех танков, полученных нашей страной от союзников по ленд-лизу во время войны.

 

В традиционный перечень недостатков “Шермана” включались плохая проходимость и маневренность, слабое вооружение и бронирование. Действительно, проходимость танков первых выпусков с обрезиненной гусеницей шириной 16 дюймов была ограниченной, хотя в условиях западноевропейского театра военных действий этот фактор не имел решающего значения. Однако очень скоро ”Шерманы” получили новую гусеницу – необрезиненную, но с резинометаллическим шарниром, повышавшим ее живучесть (такой шарнир советские танки получили только после войны). К гусеницам стали прилагаться шлоры-грунтозацепы. Показатели удельного давления на грунт (как, впрочем, и удельная мощность) у танка “Генерал Шерман” аналогичны показателям танка Т-34. Что же касается максимальной скорости (48 км/ч у Шермана и 55 у Т-34), то следует помнить, что она имеет лишь чисто теоретическое значение и достигается во время испытаний танка. Скорость же на местности, в бою, у всех танков примерно одинакова – 20–30 км/ч. Правда, ощутимым недостатком, особенно у танков с бензиновыми двигателями, является ограниченный запас хода.

Что же касается бронирования, то первые “Шерманы” защищались 50–75-мм вязкой броней, которую хвалили советские танкисты (у Т-34-76: 45–52 мм); танки выпуска 1944–1945 годов имели броню 75–100 мм (у Т-34-85: 45–90 мм). Показатели, как видим, вполне сопоставимые и у американского танка даже более высокие.

И пушки “Шерманов” вовсе не были слабыми, как это принято считать. 75-мм пушка М3 имела начальную скорость бронебойного снаряда 620 м/с и до появления на поле боя Pz.VI Тигр и Pz.Kpfw.V Пантера была способна поражать все типы немецких танков. С последними пушка М3 бороться уже не могла (как, впрочем, и советская Ф-34). Новая 76-мм пушка с длиной ствола 52,8 калибра на дистанции до 500 м была способна пробивать 100-мм броню. Особо стоит подчеркнуть, что на всех “Шерманах” без исключения устанавливался гироскопический стабилизатор наведения пушки в вертикальной плоскости, что существенно повышало эффективность стрельбы на ходу.

С конца марта 1945 года в конструкцию подвески танков М4А2 (76) W были внесены значительные изменения: вместо двух катков в тележке было поставлено четыре (два сдвоенных), буферные пружины перемещены из вертикального положения в горизонтальное, и соответственно изменена конструкция балансиров. В каждой тележке установлен гидравлический амортизатор.

Танков М4А2 всех вариантов было произведено 10968 штук, из них 8053 – с 75-мм пушкой. Поскольку американская армия получала только танки с бензиновыми двигателями, то М4А2 использовались в США как учебные и поставлялись по ленд-лизу в другие страны, преимущественно в Англию (7418 штук). Некоторое количество М4А2 использовались американцами в Тунисе и, несколько позже, корпусом морской пехоты на Окинаве.

Главными производителями были компании Фишер тэнк арсенал и Пульман-Стандард. В конце 1942 года к ним присоединились Америкен локомоутив, Федерал Мэшин энд велдер и Болдвин. Выпуск М4А2 с 75-мм пушками был завершен в мае 1944 года. Затем компания Фишер тэнк арсенал — главный производитель дизельных шерманов, перешла на производство М4А2 (76)W и до мая 1945 года выпустила 2894 танка, 21 машину произвела компания Прессед стил кар. Общее производство М4А2 с 76-мм пушкой составило 2915 штук. В Советский Союз, по американским данным, по ленд-лизу было поставлено 1990 танков с 75-мм пушкой и 2073 с  пушкой калибром 76-мм. В мае 1945 года Красная Армия получила и некоторое количество танков с горизонтальной подвеской, которые приняли участие в разгроме Квантунской армии.

                         ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА М4А 1

БОЕВАЯ МАССА, т: 30,372.   ЭКИПАЖ, чел : 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 5842, ширина – 2616, высота – 2743, клиренс – 432.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка М3 калибра 75 мм, 1 пулемет Browning М2НВ калибра 12,7 мм, 2 пулемета Browning М1919А4 калибра 7,62 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 90 зртеыстрелое, 300 патронов калибра 12,7 мм, 600 патронов калибра 7,62 мм.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прибор М4 с телескопическим прицелом М38,

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 50,8, борт и корма – 38,1, крыша и днище – 12,7…19, башня – 25,4…76,2.

ДВИГАТЕЛЬ: Continental R975 С1, 9-цилиндровый, звездообразный, карбюраторный, воздушного охлаждения; мощность 350 л.с. (257,6 кВт) при 2400 об/мин, 15 945 см

ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал, пятискоростная коробка передач с синхронизаторами, двойной дифференциал, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в три балансирные тележки, подвешенные на вертикальных буферных пружинах; три поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); в каждой гусенице 79 траков шириной 420,6 мм. шаг трака – 152 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 38. ЗАПАС ХОДА, км: 192.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 31, высота стенки, м – 0,61, ширина рва, м – 2,29, глубина брода, м -1,02.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция SCR-508, или SCR-528, или SCR-538.

Лёгкий танк M3 «Стюарт»

К началу второй мировой войны американская армия располагала двумя типами легких танков. На вооружении пехоты состояло 292 танка модификаций М2А2 и М2АЗ. Это были двухбашенные машины с 7,62-мм пулеметом в одной и 12,7-мм – в другой башне. В строю моторизованных кавалерийских частей находилось 112 боевых машин (Combat Car) М1 и М1А1. Точно такое же вооружение размещалось в одной башне. Конструктивно подобные танки имели одинаковую ходовую часть, состоявшую применительно к одному борту из четырех опорных катков. Сблокированные попарно в две балансирные тележки, они подвешивались на вертикальных буферных пружинах. Ходовая часть и была, пожалуй, главным достоинством этих, ничем особенно не примечательных и к 1939 году порядком устаревших боевых машин.

           

Ее работоспособность поражала: в ноябре 1934 года танк Т5 (прототип М1) совершил испытательный пробег от арсенала Рок-Исланд до Вашингтона протяженностью 1450 км. При этом средняя скорость составила 48 км/ч. Стартовав 14 ноября, капитан Т. Никсон и Дж. Проске уже через три дня достигли Вашингтона, побив все рекорды скорости для гусеничных машин. Впоследствии эта конструкция ходовой части использовалась на всех американских танках вплоть до 1945 года.
Боевые действия в Европе показали бесперспективность чисто пулеметного вооружения, что заставило ускорить разработку нового легкого танка с артиллерийским вооружением. Первые экземпляры легкого М2А4 сошли со сборочной линии завода American Саг and Foundry в мае 1940 года. Производство его завершилось в марте 1941-го после выпуска 365 машин. Еще десять в апреле 1942 года изготовила фирма Baldwin Locomotive. М2А4 нес в себе черты как предвоенных американских танков (архаичными для 1940 года были, например, пять примитивных смотровых лючков по периметру башни), так и легких боевых машин периода второй мировой войны.

   

 Не оставив заметного следа в истории танкостроения, М2А4 стал важной вехой в истории американской армии. С его появлением совпало создание танковых войск армии США (Armored Force). Это знаменательное событие произошло 10 июля 1940 года. Первым командующим был бригадный генерал Эдна Романца Чаффи, считающийся основоположником американских танковых войск а его штаб-квартирой и поныне является Форт Нокс. 15 июля 1940 года началось формирование 1-й и 2-й танковых дивизий, на вооружение которых в основном и поступали М2А4. Эти соединения стали первыми из шестнадцати американских танковых дивизий, сформированных в ходе второй мировой войны.

  

Танки М2А4 использовались в основном для учебных целей. В бою им довелось побывать только один раз – в конце 1942 года на острове Гвадалканал в Тихом океане в составе 1-го танкового батальона морской пехоты. Четыре танка получила Великобритания по программе ленд-лиза.
Уже вскоре после выпуске первых машин началось проектирование улучшенной версии М2А4. Увеличили толщину брони до 38 мм, что повлекло за собой возрастание массы до 12 т. Чтобы хоть как-то уменьшить удельное давление, ленивец положили на грунт. Такое решение позволило повысить устойчивость машины. Для более надежной защиты силовой установки подвергли переделке и кормовую часть корпуса.

                     

Первый прототип был переоборудован из М2А4 в арсенале Рок-Айлэнд. и 5 июля 1940 года его приняли на вооружение под обозначением -легкий танк МЗ». Первые серийные МЗ фирма American Саг and Foundry выпустила в марте 1941 года, сразу по окончании производства М2А4.
Конструктивно новая машина повторяла своих предшественниц, вобрав в себя целый ряд недостатков, присущих американским танкам 30-х годов. Так. например, ширина ее лимитировалась размерами стандартного американского наплавного моста предвоенных лет. Высокий и короткий корпус не позволил разместить в башне артсистему калибром крупнее 37 мм. Узкие гусеницы, заимствованные у более легких машин, обусловили высокое удельное давление и ограниченную проходимость по слабым грунтам.

К основным достоинствам танка М3 следует отнести высокую эксплуатационную надежность и прекрасные динамические характеристики. Достаточно мощным было и вооружение, состоявшее из 37-мм пушки М6 и пяти 7,62-мм пулеметов «браунинг» М1919А4 (один спаренный с пушкой, второй курсовой, два в бортовых спонсонах и один зенитный). В ходе серийного производства в конструкцию танка постоянно вносились изменения, главным образом технологические. Так, многогранная клепаная башня на машинах ранних выпусков уступила место аналогичной по форме, но сварной, а затем ее сменила так называемая «подковообразная» башня, боковые стенки которой состояли из одного гнутого броневого листа. На танках поздних выпусков корпус собирался с частичным использованием сварки. Со второй половины 1941 года на М3 устанавливался стабилизатор наведения 37-мм пушки в вертикальной плоскости. В 1942 году в связи с нехваткой стандартных бензиновых авиамоторов «Континентал» W670-9A часть танков выпустили с дизельным двигателем «Гиберсон» Т-1020-4.

Следует отметить, что дизельные танки не прижились в американской армии, они использовались главным образом в учебных целях и поставлялись на экспорт.

Легкий танк М3л «Стюарт» 241-й танковой бригады в районе города Калач-на-Дону  к северо-востоку от Сталинграда.

СССР явился вторым по численности, после Великобритании, получателем M3 по программе ленд-лиза. Первые «Стюарты» прибыли в СССР в январе 1942 и продолжали поставляться до апреля 1943 года. Почти все они относились к модификациям M3 и M3A1 (было отправлено 340 M3 и 1336 M3A1, дошло до СССР в сумме 1232 танка, в том числе 211 дизельных), лишь пять M5A1 прибыли в 1943 году, когда поставки были прекращены по инициативе советской стороны. В Рабоче-Крестьянской Красной Армии «Стюарты» именовались «М3 лёгкий» или просто «М3л». Несмотря на высокие ходовые качества и превосходство по сумме характеристик над всеми советскими лёгкими танками (Т-60 и Т-70), за исключением мелкосерийных Т-50  и Т-80 образца 1943 года, M3 не пользовались особым успехом у танкистов. Танк отличался большими габаритами, слабым бронированием и очень слабым вооружением, был сложен в эксплуатации, а авиационный мотор M3 потреблял большое количество дефицитного высокооктанового бензина.

Кроме того, первоначально вместе со «Стюартами» поставлялись только бронебойные снаряды к ним, что серьёзно ограничивало возможности танка к борьбе с пехотой или противотанковыми орудиями. С улучшением ситуации с численностью танков к 1943 году, «Стюарты» в основном заменялись в войсках более мощными машинами, но отдельные части продолжали использовать их до 1945 года. Тем не менее, танки M3 применялись очень активно Красной армией  практически на всех фронтах. Много «Стюартов» воевало на Северо-Кавказском и Закавказском фронтах – сказывалась близость к иранскому маршруту поставок.  Танки этого типа участвовали в боях Западного фронта на Ржевско-Сычёвском направлении в 1942 году. В феврале 1943 года 563-й отдельный танковый батальон с М3л участвовал в высадке десанта в Южную Озерейку под Новороссийском. Это была единственная советская десантная операция, в ходе которой танки высаживались в первой волне десанта. Из участвовавших в высадке 30 танков большая часть была уничтожена при высадке, но восемь танков смогли сойти на берег и несколько дней вели бои, пока не были подбиты.

Воевали эти танки и на Северо-Западном фронте. На февраль 1943 года в двух танковых полках числилось 27 экземпляров М3л. В составе Воронежского фронта М3л появились ещё летом 1942, а к началу Курской битвы в составе 245-го отдельного танкового полка и 192-й танковой бригады имелся 51 танк этого типа. Интересно, что М3л стали первыми советскими танками, вступившими в бой с немецкими в сражении на Курской дуге – уже в ночь с 4 на 5 июля танки 245-го отдельного танкового полка приняли на себя удар немецких войск, а 11 июля М3л и М3с этого полка приняли участие в Прохоровском сражении. Один «Стюарт» в составе Забайкальского фронта участвовал в 1945 году в боевых действиях против Японии.                         

Компоновка танка М3:


1 – 37-мм пушка М6, 2 – подъемный механизм, 3 – телескопический примел, 4 – приборный щиток водителя, 5 – моторная перегородка, 6 – главное сцепление, 7 – двигатель, 8 – карданный вал. 9 – коробка передач, 10 – дифференциал, 11 —ведущее колесо, 12 – хомут выключения сцепления, 13 – глушитель, 14 – направляющее колесо, 15 – гусеница, 16 – балансир подвески, 17 – педаль сцепления, 18 – рычаг тормоза, 19 – узел крепления антенны.

   

                                                                       Восточный фронт
СССР явился вторым по численности, после Великобритании, получателем M3 по программе ленд-лиза. Первые «Стюарты» прибыли в СССР в январе 1942 года и продолжали поставляться до апреля 1943-его. Почти все они относились к модификациям M3 и M3A1 (было отправлено 340 М3 и 1336 М3А1, дошло до СССР в сумме 1232 танка, в том числе 211 дизельных), лишь 5 M5A1 прибыли в 1943 году, когда поставки были прекращены по инициативе советской стороны. В Красной Армии «Стюарты» именовались «М3 лёгкий» или просто «М3л». Несмотря на высокие ходовые качества и превосходство по сумме характеристик над всеми советскими лёгкими танками, за исключением мелкосерийных Т-50 и Т-80, M3 не пользовались особым успехом у танкистов. Танк отличался большими габаритами, слабыми бронированием и особенно вооружением, был сложен, по советским меркам, в эксплуатации, а авиационный мотор M3 потреблял большое количество дефицитного высокооктанового бензина. Кроме того, первоначально вместе со «Стюартами» поставлялись только бронебойные снаряды к ним, что серьёзно ограничивало возможности танка к борьбе с пехотой или противотанковыми орудиями. С улучшением ситуации с численностью танков к 1943 году, «Стюарты» в основном заменялись в войсках более мощными машинами, но отдельные части продолжали использовать их до 1945 года. Тем не менее, танки М3 применялись Красной армией очень активно, практически на всех фронтах. Много «Стюартов» воевало на Северо-Кавказском и Закавказском фронтах (сказывалась близость к иранскому маршруту поставок), танки этого типа участвовали в боях Западного фронта на Ржевско-Сычевском направлении в 1942 году. В феврале 1943 года 563-й отдельный танковый батальон с М3л участвовал в высадке десанта в Южную Озерейку под Новороссийском (единственная советская десантная операция, в ходе которой танки высаживались в первой волне десанта); из участвовавших в высадке 30 танков большая часть была уничтожена при высадке, но 8 танков смогли сойти на берег и несколько дней вели бои, пока не были подбиты. Воевали эти танки и на Северо-Западном фронте (на февраль 1943 года в двух танковых полках числилось 27 М3л). В составе Воронежского фронта М3л появились еще летом 1942, а к началу Курской битвы в составе 245 отдельного танкового полка и 192 танковой бригады имелся 51 танк этого типа. Интересно, что М3л стали первыми советскими танками, вступившими в бой с немецкими в сражении на Курской дуге — уже в ночь с 4 на 5 июля танки 245 отп приняли на себя удар немецких войск, а 11 июля М3л и М3с этого полка приняли участие в Прохоровском сражении. Один «Стюарт» в составе Забайкальского фронта участвовал в 1945 году в боевых действиях против Японии. 

 

А вот в СССР танки МЗ “ Генерал Ли “ встретили без восторга. К середине 1942 года в Германии начался выпуск танков T-IIIJ и T-IIIL c 50-мм броней и длинноствольной 50-мм пушкой, пробивавшей с дистанции 500 м броню до 75 мм, танка T-IVF и штурмового орудия "StuG III" (известного у нас как "Артштурм") с длинноствольной 75-мм пушкой с еще большей эффективностью. Броня уже не спасала танк МЗ. Необходимы были скорость, маневренность, скрытность, чего у этого танка не было. Высокий, имеющий на русских дорогах особенно плохую проходимость, с недостаточно мощным двигателем (мощность 340 л.с. против 500 л.с. у Т-34 такой же массы), к тому же весьма чувствительный к качеству топлива и смазки, танк "Lee" не вызвал хороших отзывов у наших танкистов. Но и такие недостатки были бы терпимы, не будь на танке резино-металлических гусениц. Во время боя резина выгорала и гусеницы разваливались. Танк становился неподвижной мишенью. Такого танкисты не прощали. Смягчить их приговор не могли ни комфортные условия эксплуатации и обслуживания, ни большие бортовые двери, позволявшие легко эвакуировать экипаж из подбитой машины, ни сильное вооружение. Поэтому-то танки МЗ и получили у советских танкистов презрительное прозвище "Братская могила для шестерых".

 

                                           рота  М3с “ Генерал ЛИ “ 6-й Гвардейской Армии. Июль 1943 г. 

                                        ТТХ среднего танка М3с

Боевая масса, т 27,9   Экипаж, чел. 6—7
Размеры: Длина корпуса, мм 5639  Ширина корпуса, мм 2718  Высота, мм 3124   Клиренс, мм 432
Бронирование: Тип брони стальная гомогенная  Лоб корпуса (верх), мм/град. 51/30° — 38/53° 

Лоб корпуса (низ), мм/град. 51/0—45°  Борт корпуса (верх), мм/град. 38/0°  Борт корпуса (низ), мм/град. 38/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 38/0—10°  Днище, мм 13—25  Крыша корпуса, мм 13—22/83—90°
Лоб башни, мм/град. 51/47°  Борт башни, мм/град. 51/5°  Корма башни, мм/град. 51/5°
Вооружение: Калибр и марка пушки 75-мм M2 или M3, 37-мм M5 или M6
Длина ствола, калибров 28,5 для M2, 37,5 для M3, 53,1 для M5, 56,5 для M6
Боекомплект пушки 50 Ч 75-мм, 178 Ч 37-мм
Углы ВН, град. −9…+20° (75-мм), −7…+60° (37-мм)  Углы ГН, град. ±15° (75-мм)
Прицелы M1, M2
Пулемёт(ы) 3 Ч 7,62-мм M1919A4
Подвижность:
Тип двигателя радиальный 9‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 340  Скорость по шоссе, км/ч 39
Запас хода по шоссе, км 193  Удельная мощность, л.с./т 11,1
Тип подвески попарно блокированная пружинная
Ширина гусеницы, мм 421  Удельное давление на грунт, кг/см2 0,88
Преодолеваемая стенка, м 0,6  Ширина преодолеваемого рва, м 2,25
Преодолеваемый брод, м 1,0

                                                                        “ Матильда II “

Английский средний пехотный танк

В статье о танке Crusader, мы рассказали вам о том, что этот танк был создан по образцу советского БТ-5. Однако “ Крузейдер “ и происходящие от него  “ Кромвель “ и “ Комета “ не были единственными танками, созданными по советскому образцу.
В ходе того же самого визита в Кубинку в 1936 году сэр Арчибальд Уэйвелл обратил внимание на средний советский танк Т-28.

 

                                                                            Арчибальд Уэйвелл

Образцом для создания этого танка в СССР в своё время послужил британский A6 фирмы «Виккерс», более известный как «Виккерс 16-тонный». Правда, в отличие от Т-26, создавался он не по лицензии и даже не по образцу, а по… фотографии английского прототипа, привезённой из Великобритании Сеном Гинзбургом.
Разглядев в Т-28 черты машины, от которой в своё время опрометчиво отказалась британская армия, Уэйвелл понял, что англичанам нужен именно такой танк для сопровождения пехоты.
В то время на полигоне в Фарнборо проходил испытания небольшой танк поддержки пехоты под кодовым названием «Матильда», вооруженный одним пулеметом и с экипажем, состоящим из двух человек.

                        

 По возвращении же из нашей страны Уэйвелл сумел убедить руководство, что Англии помимо маленькой “ Матильды “ нужен средний пехотный танк, подобный тому, что имеется у русских.
Заказ на создание среднего танка, естественно, решили передать всё той же фирме «Виккерс», но та почему-то от заказа отказалась. В результате проект танка разрабатывался в Королевском арсенале в Вулвидже, а опытный образец строился на заводе паравозостроительной фирмы «Вулкан».
Выбор подрядчиков оказался удачным, и уже в 1937 году было налажено производство танков. Первоначально называвшихся “ Сеньор “, а позже получивших название “ Матильда II “.

 

Корпус танка состоял из литых (носовая часть, подбашенная коробка и корма) и катаных (днище, борта и фальшборта) броневых деталей, соединявшихся друг с другом гужонами. Башня танка – литая, цилиндрическая. Ее поворот осуществлялся при помощи гидравлического привода или вручную. «Матильда», кстати, стала первым танком, в котором был установлен гидропривод поворота фирмы Frazer Nash Company, применявшийся для вращения стрелковых башен боевых самолетов. Толщина брони корпуса колебалась в пределах 14…78 мм, а башни – 20…75 мм.
В передней части башни, влитой маске, устанавливались 2-фунтовая (41,9-миллиметовая) пушка QF 2-pounder Mk IX, 7,92-мм пулемет Besa (начиная с модификации Мк.IIА; на варианте Мк.II ставился 7,92-мм пулемет «Виккерс», кожух водяного охлаждения которого был прикрыт литой броневой маской), и телескопический прицел. Танки модификации «Матильда IIICS» оснащались 76-мм гаубицей. На крыше командирской башенки имелась стойка для зенитной стрельбы из пехотного 7,7-мм пулемёта «Брен». Кроме того, на части танков устанавливались мортирки для запуска дымовых мин калибра 101,6 мм. Боекомплект танка состоял из 92 артвыстрелов, 3150 патронов (14 лент) калибра 7,92 мм, 2800 патронов (100 магазинов) для пулемёта «Брен» и 8 дымовых мин.

Компоновка пехотного танка Матильда 1 — 7,92-мм пулемет BESA; 2 — прицел; 3 — 2-фунтовая пушка Mk IX; 4 — плечевой упор; 5 — командирская башенка; 6 — створка командирского люка; 7 — сиденье заряжающего; 8 — прибор наблюдения командира; 9 — зенитная установка Laheman; 10 — 7,7-ми пулемет Bren; 11 — фара-искатель; 12 — антенна; 13 — ящик для магазинов пулемета Bren; 14 — правый радиатор; 15 — наружный топливный бак; 16 — выхлопная труба левого двигателя; 17—масляный радиатор; 18 — канистры с водой; 19 — откидная крышка над радиаторами; 20 — откидная бронекрышка топливного бака; 21 — откидная крыша над двигателями; 22 — фальшборт; 23 — тубус с сигнальными флажками; 24 — радиостанция; 25 — ящик с лампами для радиостанции; 26 — пружина подвески; 27 — сиденье командира; 28 — тележка подвески; 29 — балансир; 30 — курсоуказатель; 31 —ограждение пушки; 32 — центральная боеукладка двухфунтовых выстрелов; 33 —лючок доступа к агрегатам подвески; 34 — сиденье наводчика; 35 — габаритный фонарь; 36 — механизм поворота башни; 37 — дымовая шашка; 38 — механизм натяжения гусеницы; 39 — сиденье механика-водителя; 40— рычаги управления бортовыми фрикционами; 41 —рычаг коробки передач; 42 — фара; 43 — зеркало заднего вида; 44 — крышка ящика для снаряжения; 45 — аккумулятор; 46 — механизм открывания крышки люка механика-водителя; 47 — крышка люка механика-водителя.

Силовая установка танка, начиная с варианта Мк.III, состояла из двух 6-цилиндровых рядных дизелей «Лейланд» жидкостного охлаждения мощностью 95 л.с. при 2000 об/мин каждый. На модификациях же Мк.II и Мк.IIА стояло по два 6-цилиндровых дизеля АЕС мощностью по 87 л.с. каждый. Правый и левый двигатели не были взаимозаменяемы и различались расположением вспомогательных механизмов. Каждый из моторов, а также системы питания, смазки, охлаждения и агрегаты запуска были совершенно самостоятельны и работали независимо друг от друга. Для облегчения запуска при низких температурах окружающего воздуха двигатели снабжались эфирными карбюраторами, соединенными трубопроводами с прокалывающими пистолетами, расположенными на моторной перегородке. Там же находился ящик с эфирными ампулами.ми ампулами.
Два топливных бака общей ёмкостью 225 литров обеспечивали танку запас хода по шоссе в 130 км. При этом двигатели, имевшие суммарную мощность 190 л.с, разгоняли 26-тонную боевую машину до максимальной скорости 25 км/ч.
На танке устанавливалось однодисковое сухое сцепление автомобильного типа. Ничего более мощного не требовалось, поскольку крутящий момент от двигателей передавался на планетарную коробку передач. Особенностью последней, как известно, является возможность включения передач торможением соответствующих шестерен, что исключает необходимость пользоваться для этой цели сцеплением. Поэтому приводы сцеплений на «Матильде» отсутствовали, поскольку сами сцепления были постоянно соединены с трансмиссией. Необходимость в выключении сцепления возникала только при запуске двигателей. Эта операция осуществлялась с помощью ручного привода (на каждый двигатель), помещенного в боевом отделении на моторной перегородке.
Боевое крещение “ Матильды “ приняли под Аррасом во время Французской кампании. Тогда, 21 мая 1940 года 4-й и 7-й Королевские танковые полки ударили во фланг наступающей 7-й танковой дивизии Роммеля, и немецкие танковые части, оторвавшиеся от основных сил, едва не оказались захлопнутыми в мышеловке.

          

                                          “ Матильда II “ 7-го Королевского танкового полка

Роммель был вынужден развернуть танки и направить их на отражение контрнаступления, но пушки немецких танков не могли побить 78-миллиметровую матильдовскую броню, в то время как снаряды британских двухфунтовок легко прошибали тогда ещё 30-миллиметровую броню танков Pz.III  ранних модификаций.
Чтобы справиться с “ Матильдами “, немцам пришлось выкатить на прямую наводку 88-миллиметровые зенитки.

           

Те  “ Матильды “, что не были потеряны под Аррасом, были брошены при эвакуации из Дюнкерка. Однако выпуск “ Матильды II “ был продолжен, и вскоре англичанам удалось восстановить их поголовье.

Уже через год танкисты 7-го Королевского танкового полка вновь встретились с Роммелем, но уже в в Северной Африке.

        

                                              “ Матильда II “, захваченная немцами в Северной Африке

В СССР первые “ Матильды “ прибыли осенью 1941 года и пришлись как нельзя кстати: наша танковая промышленность в тот период находилась в стадии перебазирования на восток.
Прибывавшие в СССР танки после разгрузки направляли в учебный центр в город Горький, где и происходили их приемка и освоение. . Первыми подразделениями, получившими танки «Матильда» в ноябре 1941 года, стали 132, 136 и 138-й отдельные танковые батальоны.

 

В течение 1941-1943 годов РККА получила 1084 “ Матильды “. Советские танкисты по достоинству оценили мощную броню и высокую надёжность силовой установки и трансмиссии танков этого типа. Английская двухфунтовая пушка по бронепробиваемости почти не уступала отечественной сорокопятке, и до середины 1942 года могла поражать все типы немецких танков.

Танк Четверых Героев: ст. лейтенант Фокин, ст. сержант Войтов, ст. сержант Гладких, ст. сержант Дорожкин. Январь 1943.

Однако нареканий было больше, чем хвалебных отзывов. Основные жалобы советских танкистов поступали на ходовую часть. На ровной твёрдой поверхности она вела себя превосходно, на бездорожье же быстро выходила из строя. В России выявился ещё один специфический недостаток: осенью и весной грязь, которая забивалась днём между фальшбортом и корпусом, ночью при понижении температуры замерзала и лишала танк возможности передвигаться.
С весны 1943 года Советский Союз отказался ввозить Матильды. Тем не менее, их активно использовали в боях 1943 года, причем на важнейших стратегических направлениях. Например, к началу немецкого наступления на Курской дуге в составе 201-й танковой бригады 7-й гвардейской армии Воронежского фронта имелось 18 Матильд.
Перестали их использовать и сами англичане – с 1943 года снимаемые с вооружения Матильды передавались австралийкам, а те переделывали их в огнемётные танки, известные как Матильда Фрог. Благодаря слабости японской противотанковой артиллерии, Фроги с успехом использовались в боях на островах Тихого океана. Последние же Фроги были потеряны австралийским котингентом, участвовавшим в войне против северной Кореи.


                                                                   “ Матильда Фрог

                           ТТХ пехотного танка МкII «Матильда II» 

Боевая масса, т 26,95   Экипаж, чел. 4
Размеры: Длина корпуса, мм 5715  Ширина корпуса, мм 2515  Высота, мм 2565   Клиренс, мм 400
Бронирование: Лоб корпуса (верх), мм/град. 78   Борт корпуса (верх), мм/град. 70  Борт корпуса (низ), мм/град. 40 + 25
Корма корпуса (верх), мм/град. 55   Днище, мм 20  Крыша корпуса, мм 13  Лоб башни, мм/град. 75
Маска орудия, мм/град. 75  Борт башни, мм/град. 75  Корма башни, мм/град. 75
Вооружение: Калибр и марка пушки 42-мм QF 2 pounder
Длина ствола, калибров 52  Боекомплект пушки 67—92  Углы ВН, град. —15…+20  Пулемёт(ы) 1 Ч 7,7-мм «Виккерс»
Боекомплект пулемёта(ов) 2800
Подвижность:
Тип двигателя 2 рядных 6-цилиндровых дизельных двигателя жидкостного охлаждения
Модель двигателя AEC  Мощность двигателя, л.с. 2 Ч 87  Запас хода по шоссе, км 257

Запас хода по пересечённой местности, км 129  Ширина гусеницы, мм 355  Скорость по шоссе, км/ч 24
Скорость по пересечённой  местности, км/ч 15
Уд. давление на грунт, кг/см2 1,12  Преодолеваемый подъём, град. 24
Преодолеваемая стенка, м 0,61  Ширина преодолеваемого рва, м 2,4
Преодолеваемый брод, м 0,91

“ Валентайн “

Британский пехотный танк периода второй мировой войны

“Валентайн” был самым массовым британским танком. Машин этого типа было выпущено более восьми тысяч штук. Этот танк воевал во всех уголках мира, но больше всего “Валентайнов” было в Рабоче-Крестьянской Красной армии.

Во второй половине тридцатых годов в английском танкостроении усилилась тенденция разделять основные танки на пехотные и крейсерские. Крейсерские, главные достоинства которых подвижность и скорость, предназначались для самостоятельных механизированных войсковых соединений, а спутники пехоты нуждались в надежной броне. Подобные танки, двигаясь вместе с пехотой, высокой скоростью не отличались, да она была им и не нужна.

Именно такой танк в самом начале 1938 года и заказало британское военное министерство компании Виккерс-Армстронг.

Отправной точкой для создания “Валентайна” послужили три ранее созданные фирмой Виккерс машины — крейсерские танки A9 и А10 и пехотный танк Матильда Mk I (A11).

               

Высоту корпуса, по сравнению с А10, уменьшили на 127 мм (5 градусов), а ширину подбашенной коробки примерно на 280 мм. Размеры моторного отделения сократили за счет перекомпоновки агрегатов системы охлаждения и изменения схемы прохождения воздуха. Вентиляторы и радиаторы расположили не по бокам двигателя, как у А10, а сверху. Высоту же башни удалось уменьшить на 216 мм, только устранив командирскую башенку.

Чертежи нового танка были представлены в Военное министерство 10 февраля 1938 года, 14 марта их утвердили, а уже к 10 марта был готов его полноразмерный макет. Кстати именно дата утверждения проекта и послужила причиной того, что танк был назван в честь святого Валентина.

Первый прототип танка Mk III был выпущен фирмой Виккерс в мае 1940 года. На машине не успели установить второстепенные узлы и детали, поэтому ее пришлось догрузить до штатного веса одной тонной свинцовых болванок. В таком виде, укомплектованный заводским экипажем и бригадой техников, танк поступил на испытания. Их результаты оказались вполне удовлетворительными. Максимальная скорость составила 22,4 км/ч. Танк преодолевал ров шириной 2,5 м и подъем в 22,5°. К концу испытаний машина прошла более 600 км.

По своей конструкции и технологии изготовления “Валентайн” был типичным творением британской танковой промышленности. Танк имел слабо дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Основное вертикальное бронирование имело толщину 60—65 мм и располагалось без рациональных углов наклона. Хромо-никель-молибденовая броня была в основном катаная, хотя некоторые детали были литыми. Броневой корпус и башня “Валентайна” собирались при помощи заклёпок, болтов и шпонок, из катаных броневых плит и листов, толщиной от 7 до 60 мм. Главная особенность конструкции корпуса и башни заключалась в отсутствии сборочных каркасов: броневые плиты обрабатывались по соответствующим шаблонам так, что при сборке они взаимно замыкались. Затем плиты крепились друг к другу болтами, заклепками и шпонками Допуски при пригонке различных деталей не превышали 0,01 дюйма. На самых первых танках борта башни были составными, но вскоре их заменили литой кольцевой деталью.

Сравнительно простой прямоугольный клёпаный корпус и цилиндрическая литая башня монтировались на несложную ходовую часть, в состав которой входили шесть опорных катков на борт, сблокированных в две тележки. Обзор из танка был неважным, а тесное боевое отделение не способствовало удобству экипажа.  Поворот башни осуществлялся с помощью гидравлического привода, но ее окончательный поворот и наведение орудия в вертикальной плоскости производились вручную.

                          “Валентайн” первых выпусков с узкими гусеницами.

Место механика-водителя располагалось в центре передней части танка. Для посадки и высадки в его распоряжении имелись два люка с откидывающимися крышками. Еще два члена экипажа — наводчик и командир (он же заряжающий и радист) — размещались в башне. В лобовой ее части в литой маске была установлена 2-фунтовая (40-миллиметовая) пушка Royal Ordnance Quick Firing 2-pounder с длиной ствола в 52 калибра и спаренный с ней 7,92-мм пулемет BESA — английская версия тяжёлого пулемёта чехословацкого ZB-53. Справа от них в отдельной маске устанавливался 50-мм дымовой гранатомет. Вооружение дополнял размещённый на крыше башни 7,69-мм пулемёт Bren — модификация чехословацкого пулемёта ZB-26. В задней части башни находились радиостанция № 11 или № 19 и специальное отверстие для вентиляции. На стенках вращающегося полика боевого отделения башни размещался боекомплект, состоявший из 60 артвыстрелов и 3150 патронов (14 коробок по 225 штук в каждой) к пулемету BESA. К полику крепились и сиденья членов экипажа. Боекомплект зенитного пулемета Bren — 600 патронов (6 дисковых магазинов) — находился в ящике на задней наружной стенке башни. Для гранатомета предназначались 18 дымовых гранат.

В моторном отделении устанавливался двигатель с агрегатами питания, смазки, охлаждения и электрооборудования. На первой модификации “Валентайна” двигателем служил 135-сильный бензомотор AEC A189, заменённый впоследствии на 131-сильный дизель AEC A190. Справа от двигателя располагался масляный фильтр и две аккумуляторные батареи, а слева был помещён топливный бак. Моторное отделение закрывалось из боевого отделения съемными жалюзи. Для доступа к агрегатам двигателя броневые листы крыши моторного отделения были откидными.
Ходовая часть каждого борта состояла из шести обрезиненных опорных катков, сблокированных по три в две балансирные тележки со специальными пружинами и гидравлическими амортизаторами; ведущего колеса со съемным зубчатым венцом и двумя резиновыми шинами; направляющего колеса с натяжным механизмом и трех обрезиненных поддерживающих роликов. В гусеничной цепи было 103 трака, а их зацепление — цевочным, посередине гусеницы.

 


1 – двухфунтовая пушка, 2 – перископ заряжающего, 3 – перископ командира, 4 – лючок для стрельбы из личного оружия, 5 – радиостанция № 19, 6 – дизель АЕС А190, 7 – воздушный фильтр, 8 – вентилятор, 9 – радиатор, 10 – топливный бак, 11 – коробка передач, 12 – главный фрикцион, 13 – тележка подвески, 14 – подвесной полик боевого отделения, 15 – сиденье наводчика, 16 – плечевой упор, 17 – спусковая рукоятка, 18 – сиденье механика-водителя.

                      ТТХ пехотного танка МкIII «Валентайн» Мк1

Боевая масса, т 15,75   Экипаж, чел. 3
Размеры: Длина корпуса, мм 5410  Ширина корпуса, мм 2629  Высота, мм 2273  Клиренс, мм 420
Бронирование: Тип брони катаная средней твёрдости  Лоб корпуса (верх), мм/град. 60 / 0°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 30 / 68°  Лоб корпуса (низ), мм/град. 60 / 21°
Борт корпуса (верх), мм/град. 30   Борт корпуса (низ), мм/град. 60 / 0°  Корма корпуса (верх), мм/град. 17
Корма корпуса (низ), мм/град. 60 / 0°   Днище, мм 7—20
Крыша корпуса, мм 10—20  Лоб башни, мм/град. 65 / 0°  Маска орудия, мм/град. 65 / 0°   Борт башни, мм/град. 60 / 0°
Корма башни, мм/град. 65 / 0°   Крыша башни, мм 10—20  Вооружение: Калибр и марка пушки 42-мм QF 2 pounder
Тип пушки нарезная   Длина ствола, калибров 52
Боекомплект пушки 61
Пулемёт(ы) 1 Ч 7,92 мм BESA
Подвижность:
Тип двигателя рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 135  Скорость по шоссе, км/ч 25
Запас хода по шоссе, км 150   Удельная мощность, л.с./т 8,57
Тип подвески сблокированная по три, на спиральных рессорах
Ширина гусеницы, мм 356   Преодолеваемый подъём, град. 40
Преодолеваемая стенка, м 0,75   Ширина преодолеваемого рва, м 2,2
Преодолеваемый брод, м 1,1

В те дни, когда британские войска, прижатые к морю в районе Дюнкерка готовились покинуть театр военных действий, а пресса нейтральных стран усиленно вещала о том, что вместо того, чтобы идти на Париж, немцы высадятся в Англии, “Валентайн” был спешно принят на вооружение.
”Валентайны” начали поступать в войска осенью 1940 года. Первой соединением получившим новые танки, стала сформированная в Великобритании 1-я польская танковая дивизия, а к началу 1941 года “Валентайны” поступили также на вооружение 6-й и 11-й британских танковых дивизий.
К октябрю 1941 года “Валентайны” получила также 8-я британская танковая дивизия. В составе этой дивизии “Валентайны” впервые вступили в бой в ходе операции Крестоносец в ноябре 1941 года.

Танк был хорошо принят британскими солдатами. Полюбили его и немцы. Официально трофейные “Валентайны” он именовали Panzerkampfwagen Mk II 748(e), а неофициально – “Валентиной”.

Воевал “Валентайн” и в Сирии, и в Бирме, и на Мадагаскаре. Но больше всего “Валентайнов” оказалось на советско-германском фронте. СССР стал единственной страной, куда “Валентайны” поставлялись по программе ленд-лиза. При этом Канада, также выпускавшая эти танки, практически весь их тираж отправляла в нашу страну. Всего же в СССР было отправлено 3782 танка, или 46 % всех “Валентайнов”, выпущенных по обе стороны океана. До места назначения дошло 3332 из них, остальные же 450 машин пошли на дно вместе с перевозившими их судами.

Первые “Валентайны” появились на в Красной Армии в конце ноября 1941 года. В 5-й армии, оборонявшейся на Можайском направлении, первой частью, получившей боевые машины этого типа, стал 136-й отдельный танковый батальон. В своём составе он имел 10 Т-34, 10 Т-60, девять “Валентайнов” и три “Матильды”.

 

    

География применения “Валентайнов” была очень широкой — от самых южных участков советско-германского фронта до северных. Танки “Валентайн” активно использовались в позиционных боях на Западном и Калининском фронтах вплоть до начала 1944 года. Следует отметить, что во многих воинских частях импортные танки подвергались доработке, главным образом, с целью повышения проходимости по снегу и болотистому грунту. До конца войны “Валентайны” оставались основными танками кавалерийских корпусов. Особенно высоко кавалеристы ценили маневренные качества машины. Скорее всего, по этой же причине “Валентайны” состояли на вооружении многих мотоциклетных батальонов и отдельных мотоциклетных полков.

Однако русские танкисты отмечали и недостатки “Валентайна”. Так, если для англичан он был технически надежен и прост в обслуживании, то наши танкисты считали его технически сложным, а из-за частых поломок ещё и малонадёжным. При температуре ниже -20°С к дизельному топливу приходилось добавлять тракторный керосин. Для сохранения тепла двигателя надо прикрывать радиаторы фанерой, брезентом или старой шинелью. Движение танка можно начать только после полного прогрева двигателя и обязательно с первой передачи во избежание коробки перемены передач, дифференциала и бортовых передач. Кроме того, для управления “Валентайном” требовалось прилагать большие физические усилия.

 

В ходе первых же боев выявился такой недостаток английских танков, как отсутствие в боекомплекте 2-фунтовой пушки осколочно-фугасных снарядов. Последнее обстоятельство послужило причиной распоряжения ГКО о перевооружении “Валентайна” отечественной артсистемой. Эту задачу в сжатые строки осуществили на заводе № 92 в Горьком. На машине, получившей заводской индекс ЗИС-95, установили 45-мм пушку и пулемет ДТ. В конце декабря 1941 года танк отправили в Москву, однако дальше опытного образца дело не пошло.

До наших дней сохранилось довольно много Валентайнов. В британском танковом музее в Бовингтоне находятся мостоукладчик Valentine-Bridgelayer и прекрасно отреставрированный (машина на ходу) Valentine III. В канадском танковом музее Camp Borden — Valentine I — один из первых собранных в Канаде, а в военном музее в Оттаве экспонируется Valentine VII (Т23326), поднятый в 1992 году из болота на Украине и переданный затем канадской стороне. Есть “Валентайн” и в музее военных машин в Вирджинии. Два танка имеются в Новой Зеландии, где “Валентайн” простоял на вооружении до 1955 года. Наконец, в подмосковной Кубинке в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники экспонируются Valentine II (Т27543) британского выпуска 1941 года и мостоукладчик Valentine-Bridgelayer (Т121883).

                                            “Валентайн” в Кубинке