С.А. Лавочкин

 

Долгое время имени С. А. Лавочкина сопутствовала тайна. Такова была дань профессии конструктора самолетов. И до сих пор многое из того, что он сделал, остается тайной. 

            

                                                                    Семён Алексеевич Лавочкин

Лавочкин родился в 1900 г. — на рубеже веков — в семье простого учителя. В то время они жили в Смоленске, и здесь же Семен пошел в школу. В 1908 году родители переехали в город Рославль. Жизнь была нелегкой, благополучие семьи опиралось на личное хозяйство — корову, огород и старый сад — которое давало больше дохода, чем скромные заработки отца. Но родители не унывали: денег в семье Лавочкиных было мало, зато улыбок и шуток — предостаточно. Обычно тон задавал отец, любивший за ужином, когда собиралась вся семья — жена и трое детей — рассказывать смешные истории. 

В то время существовало правило, согласно которому число гимназистов-евреев не должно было превышать пять процентов. Чтобы стать одним из «пятипроцентников», требовалось исключительное трудолюбие и незаурядное дарование. Лавочкин обладал и тем и другим. В 1917 году он окончил гимназию в Курске с золотой медалью и мечтал продолжать учебу в институте. Но мысль о высшем образовании пришлось пока оставить. 

Семнадцатилетний Лавочкин вступил добровольцем в Красную Армию. В 1920 году все студенты и лица, имевшие право поступить в высшие учебные заведения, были демобилизованы. Среди вчерашних красноармейцев, собравшихся в аудиториях МВТУ имени Баумана, оказался и Лавочкин.        

Дом, где он поселился, находился неподалеку от дома, в котором жил профессор Жуковский. По утрам, направляясь в училище, профессор и студент не раз встречали друг друга. А скоро Лавочкин стал учеником Жуковского, после того как примкнул к «ветродуям» — как называли в МВТУ тех, кто отваживался на выбор аэродинамической специальности. 

Теоретический курс обучения Лавочкин завершил в 1927 году. Но прежде чем приступить к дипломному проекту, молодой инженер обязан был поработать на производстве, накопить опыт для грамотного проектирования. Для преддипломной практики Лавочкин выбрал известное КБ Туполева. Одной из причин этого выбора было огромное уважение, с каким Лавочкин относился к известному конструктору и которое он пронес через всю жизнь. 

     

В это время на заводе внедрялся в серийное производство первый советский бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4), созданный конструкторским бюро Туполева. Лучший старт было трудно придумать. Молодой человек начал работать в серийно-конструкторском отделе туполевского КБ и занимался вопросами прочности. В 1929 году Лавочкин защитил диплом и получил звание инженера, после был направлен на работу в конструкторское бюро, которое возглавлял французский инженер Поль Эме Ришар. Тогда в нем работали С. П. Королев, Н. И. Камов, М. И. Гуревич и другие будущие знаменитые конструкторы. Через два-три месяца Лавочкин не только научился свободно переводить технические тексты, но и вполне уверенно беседовал с французскими коллегами. По вечерам, обложившись специальными словарями и справочниками, он погружался в мир формул, графиков, расчетных схем, конструкторских решений, старательно отбирал и анализировал все лучшее, что накопило мировое самолетостроение. 

Вскоре Лавочкин был переведен в ЦКБ под начало А. А. Чижевского, а через год оказался в КБ Григоровича, где вплотную столкнулся с конструированием истребителя. В самом начале тридцатых годов Лавочкину была предоставлена возможность самостоятельно спроектировать истребитель — «добро» на это дал сам Орджоникидзе. В начале 1940 года начались испытания ЛаГГ-1.

 

                                                                                          “ ЛаГГ-1 “

Модификация

  И-301 (ЛаГГ-1)

Размах крыла, м

  9.80

Длина, м

  8.81

Высота, м

  4.40

Площадь крыла, м2

  17.62

Масса, кг

 

  пустого

  2478

  взлетная

  2968

Тип двигателя

  1 ПД Климов М-105П

Мощность, л.с.

  1 х 1050

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  515

  на высоте

  605

Практическая дальность, км

  556

Скороподъемность, м/мин

  855

Практический потолок, м

  9600

Экипаж

  1

Вооружение:

  одна 23-мм пушка, два 7.62-мм ШКАС, два 12.7-мм пулемета БС

Потом по требованию военных Лавочкину удалось успешно решить проблему увеличения дальности полета почти вдвое — так родился ЛаГГ-3. (ЛаГГ-2 никогда не существовал, поскольку по государственной нумерации истребители носили только нечетные номера, а четные присваивались бомбардировщикам. ) Решением правительства ЛаГГ-3 был запущен в серийное производство на пяти заводах. 

 

                                                                            “ ЛаГГ-3 “      

Тактико-технические характеристики:

ЛаГГ-3 обр. 1941 года

ЛаГГ- 3 обр. 1943 года

 

Год принятия на вооружение

1941

1943

 

Размах крыла, м

9.80

9.80

 

Длина, м

8.81

8.81

 

Высота, м

4.40

4.40

 

Площадь крыла, кв. м

17.62

17.62

 

Масса, кг:

 

 

- пустого

н. д.

2620

 

- взлетная

3280

2990

 

Тип двигателя

1 ПД Климов М-105П

 

 

Мощность, л.с.

1 х 1180

1 х 1210

 

Максимальная скорость, км/ч

 

 

- у земли

474

542

 

- на высоте

577

591

 

Максимальная скороподъемность, м/мин

580

892

 

Время выполнения виража, с

24.5

18-19

 

Практическая дальность, км

700

650

 

Практический потолок, м

9300

9600

 

Экипаж, чел

1

1

 

Вооружение:

20-мм пушка ШВАК (1 шт), 12.7-мм пулеметы БС (1-2 шт), 7.62-мм пулеметы ШКАС (2 шт)

20-мм пушка ШВАК (1 шт), 12.7-мм пулемет БС (1 шт)

 

Бомбовая нагрузка

НУРС РС-82 (6 шт)

НУРС РС-82 (6 шт)

 

Война потребовала новых усилий в поисках по созданию нового самолета. Стало ясно, что ЛаГГ-3 тяжеловат, а для стремительных боевых маневров ему не хватало мощности. Надо было менять двигатель, а это значило — проектировать другой самолет. После тяжелых трудов в условиях войны, ошибок и находок появился самолет Ла-5, который Государственная комиссия приняла для производства. Но и после этого новый истребитель требовал к себе повышенного внимания. Лавочкин сутками находился на заводе, исправляя на ходу обнаруженные недоделки, совершенствуя свое детище. В 1943 году за свой труд он был удостоен звания Героя Социалистического Труда. 

 

 

                                                                                  “ Ла-5 “

 

Следующее задание, которое одновременно получили Лавочкин, Яковлев, Микоян и Гуревич, было конкретным: построить самолет, способный драться на высоте 13—14 километров. Самолет понадобился срочно: в конце 1943 года над Москвой стал регулярно появляться вражеский самолет-разведчик. Облегченный до предела немецкий самолет летал в одни и те же часы на высоте, не доступной советским истребителям. 

Помощники Лавочкина хорошо знали его любимую фразу: «Я не знаю, как это сделать, но я знаю, что это нужно сделать так, чтобы получилось хорошо!» Он повторял эти слова очень часто и всегда поощрял своих коллег к дискуссиям, когда надо было решить ту или иную проблему. Лавочкин давал всем высказаться, внимательно слушал и мгновенно аккумулировал наиболее интересное. Он никогда не говорил «я утверждаю» или «я приказываю», но пользовался совсем другими оборотами: «вот мы и пришли к выводу...» или «общими усилиями можно дать такое решение...». Подводя итог совещаниям, Лавочкин сам делал нужные выводы, но подавал их сотрудникам как результат совместного, коллективного творчества. Это нравилось людям, стимулировало мышление, поиски нового. За это коллеги очень уважали Лавочкина. Кроме того, конструктор с удивительной четкостью представлял себе, как в дальнейшем будут использоваться его самолеты, потому что превосходно разбирался в тактике боя. 

 

 

 

 

                                                                                       “ Ла-9 “

Модификация

  Ла-9

Размах крыла, м

  9.80

Длина, м

  8.625

Высота, м

  3.56

Площадь крыла, м2

  17.59

Масса, кг

 

  пустого

  2638

  нормальная взлетная

  3425

  максмальная взлетная

  3676

  топлива (максимально)

  825

Тип двигателя

  1 ПД Швецов АШ-82ФН

Мощность, л.с.

  1 х 1850

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  640

  на высоте

  690

Практическая дальность, км

  1735

Скороподъемность, м/мин

  1064

Практический потолок, м

  10800

Экипаж

  1

Вооружение:

  четыре 23-мм пушки НС-23

 

                                                                                    “ Ла-11 “

Модификация

  Ла-11

Размах крыла, м

  9.80

Длина, м

  8.62

Высота, м

  3.47

Площадь крыла, м2

  17.59

Масса, кг

 

  пустого

  2770

  нормальная взлетная

  3730

  максимальная взлетная

  3996

  топлива

  846

Тип двигателя

  1 ПД Швецов АШ-82ФН

Мощность, л.с.

  1 х 1850

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  562

  на высоте

  674

Практическая дальность, км

  2235

Скороподъемность, м/мин

  758

Практический потолок, м

  10250

Экипаж

  1

Вооружение:

  три 23-мм пушки НС-23 (боекомплект - 225 патронов)

Послевоенные годы освоения новой скоростной техники напоминали взрыв. Осторожно, но настойчиво, с железной последовательностью переходил Лавочкин барьер неизвестности, отделявший винтомоторную авиацию от реактивной. Ла-15 большой славы своему конструктору не принес.

                                                                                    “ Ла-15 “

 

 

Всех опередил МиГ-15, машина прочная и надежная, неприхотливая в своих требованиях к летчику. Позже стало ясно, что и Ла-15 представляет собой существенную ступень в истории советской авиации. В процессе его разработки Лавочкин применил те принципиально новые способы проектирования, которые были использованы не только в самолетах но и в ракетостроении. 

Вскоре Лавочкин выпустил на испытания два новых экспериментальных самолета — сверхзвуковой истребитель-перехватчик «190» и двухместный всепогодный истребитель «200». Каждая из этих машин была по-своему нова и интересна. Особенно сверхзвуковой «190». Коллектив Лавочкина вложил в эту машину много сил. Была разработана новая схема шасси, еще дальше оттянулось не похожее на своих предшественников бак-крыло с удивительно тонкими, но достаточно жесткими элеронами и рулями. Угол стреловидности возрос на 55 градусов. Правда, новая машина не пошла в серию, но построена она была не зря. В то беспокойное для конструкторов время всякий экспериментальный самолет помогал внести ясность. 

 

                                                                          Ла-250  “ Анаконда “

 

 

Модификация

  Ла-250А

Размах крыла, м

  13.90

Длина, м

  26.80

Высота, м

  6.50

Площадь крыла, м2

  80.0

Масса, кг

 

  пустого самолета

  18988

  нормальная взлетная

  24500

  максимальная взлетная

  27500

  топлива

  5200

Тип двигателя

  1 ТРД АЛ-7Ф

Тяга нефорсированная, кгс

  1 х 8950

Максимальная скорость , км/ч

 

  без УР

  1800

  с УР

  1600

Практическая дальность, км

  2000

Продолжительность патрулирования, ч

  2.3

Практический потолок, м

  17000

Экипаж

  1

Вооружение:

  2 УР воздух-воздух

Работая над истребителями, Лавочкин мечтал о создании мирной машины — пассажирского самолета сверхзвуковых скоростей. «Через некоторое время, — говорил он своим коллегам, — мы с вами сделаем пассажирскую машину. Такую, что люди будут летать в Америку за два часа». 

В жизнеописаниях  мало где упоминаются созданные в его КБ самолёты-мишени. А между тем беспилотный Ла-17 различных модификаций долгое время служил воздушной мишенью для тренировки в боевых стрельбах ракетами и из пушек многим поколениям лётчиков 60-80-х годов.

Ла-17 мог использоваться также как фронтовой фоторазведчик (с соответствующей фотоаппаратурой).

 

                                                                              “ Ла-17 “

Модификация

  Ла-17

  Ла-17ММ

Размах крыла, м

  7.50

  7.50

Длина, м

  8.175

  8.36

Высота, м

  2.98

  2 .98

Площадь крыла, м

  8.55

  8.55

Масса, кг

 

 

   пустого

  1044

 

   стартовая

  1459

  2300

Тип двигателя

  1 ТРД РД-900

  1 ТРД Р-9ВК

Максимальная скорость, км/ч

  905

  960

Дальность действия, км

  120

 

Продолжительность полета, мин

  8,5

  60

                         

1950 год стал переломным годом в работе ОКБ С.А. Лавочкина. Решением правительства именно его коллективу было поручено ответственное задание: спроектировать, построить, испытать и внедрить в серию новейшие образцы ракет, обладающих высокими, до тех пор невиданными тактико-техническими данными. Речь шла о создании зенитных управляемых ракет (ЗУР) для первой отечественной системы противовоздушной обороны (ПВО С-25).

 

                                                                           С-25 “ Беркут “

 

 

 

 
по Пост. от 09.08.1950 г.

скорректированное ТТЗ

Реальный С-25

 

Длина ракеты

 

 

12 м

Диаметр корпуса

 

 

650 мм

Размах крыла

 

 

3600 мм

Масса стартовая

до 1000 кг

 

3500 кг

Масса ВВ

70 кг

 

 

Дальность действия

30-35 км

35 км

32-50 км

Высота поражения

20000-25000 м

3000-25000 м

 

Скорость ракеты в момент поражения цели

не менее 1980 км/ч

 

 

Скорость цели максимальная

1000 км/ч

1100-1250 км/ч

 

Радиус срабатывания радиовзрывателя

50-75 м

 

 

Вероятность поражения цели

около 100%

 

 

 

Предстояло начинать фактически с нуля и пройти весь путь от идеи до создания системы. В период 1951 - 1955 г.г. под руководством С.А. Лавочкина были разработаны и испытаны наземные ЗУР "205" - "215" и ракеты класса "воздух - воздух". В 1955 г. вокруг Москвы появились знаменитые защитные "кольца" - система ПВО "Беркут" - с лавочкинскими ракетами, которые несли боевое дежурство вплоть до начала 80-х годов (ЗУР "217М" "218").

За создание первых отечественных ЗУР в 1956 г. ОКБ было награждено орденом Трудового Красного Знамени, а С.А. Лавочкин получил вторую Золотую Звезду Героя Социалистического Труда.

Судьба этой работы Лавочкина - пример необычайного "долголетия": с 1954 г. по 1993 г. самолеты-мишени Ла-17 находились в серийном производстве (ежегодно выпускалось 500-600 штук) и применялись в войсках ПВО.

В 1954 г. С.А. Лавочкин начинает две крупнейшие работы: по созданию межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракеты "Буря" и, практически в то же время (1955 г.), проектирует новый зенитный комплекс ПВО "Даль", основу которого составляли ракеты класса "земля-воздух" большой дальности ( до 500 км) для поражения высокоскоростных воздушных целей.

 

                                                                                         ЗРК “ Даль “

Работы по "Буре" продолжались до 1960 г. и завершились успешными испытаниями. При ее разработке Генеральному конструктору пришлось решать множество труднейших технических и конструкторских задач: преодоление звукового барьера, обеспечение устойчивого полета при скорости свыше 3500 км/ч, создание конструкции, способной работать в условиях сверхвысоких температур. И все это в неимоверно сжатые сроки - подгоняла "холодная война". Несмотря на все трудности "Буря" прошла 18 испытательных пусков!

 

                                                                          “ Буря “

 

                                                                         старт “ Бури “

 

                                                                     “ Буря “ в полёте

Аналогичная крылатая ракета "Навахо", создаваемая в США в 1961-63 г.г., не дошла даже до стадии летных испытаний - настолько велики были встретившиеся при этом технические трудности.

        

                                                                                     “ Навахо “

 МКР                         «Навахо»             «Буря»               «Буран»

 Стартовая масса     т.    -    66,2           -   98,3              -   175  

 Полная длина        м.    -    25,1           -   19,9              -    27

 Дальность полета   км.    -    5400           -   8500              -   9000

 Высота полета      км.    -    22-24          -   18-25             -   18-20

 Скорость полета км/час. -    3450           -   3350              -   3350

 Масса ГЧ           кг.    -    2250           -   2350              -   3500

 КВО                км.                        -    10

 УСКОРИТЕЛИ  

 Количество         шт.    -      1            -     2               -     4

 Стартовая тяга      т.    -    128,45         -   2х68,6            -   4х70

 Стартовая масса     т.                        -   2х27

 Длина               м.    -    23,1           -    18,9             -   19,1

 Диаметр             м.    -    1,83           -    1,45             -    1,2

 Горючее                       спирт               ТГ-02                керосин

 Окислитель                    жидкий             азотная                жидкий

                              кислород            кислота               кислород

 МАРШЕВАЯ СТУПЕНЬ

 Взлетная масса     т.                         -   40,9

 Число СПВРД       шт.     -      2            -     1               -     1

 Тяга              кг.     -   2х3940          -   7750              -   13500

 Длина              м.     -    20,7           -   18,0              -    23,3

 Диаметр            м.     -    1,83           -    2,2              -    2,4

 Размах крыла       м.     -    8,72           -   7,75              -    10,6

 Площадь крыла    кв.м.    -    38,9           -    60               -    98  

 

По другим данным в качестве окислителя в ускорителях «Бурана» использовалась  азотная кислота (пусковое горючее ТГ-02)

В июне 1960 г. Семен Алексеевич Лавочкин скоропостижно скончался на одном из южных полигонов Сары-Шаган от сердечного приступа. Последние пуски ракеты "Буря" проводились уже без Генерального конструктора.

                        Подробнее о МКР " Буря " смотрите на сайте : Для Продвинутых - МКР " Буря ".

Созданная С.А. Лавочкиным конструкторская школа продолжает существовать и сегодня. Память в выдающемся конструкторе и незаурядном человеке живет не только в названии предприятия, им основанного, - Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина - но и в памяти людей, которым посчастливилось работать с Семеном Алексеевичем, и которые передают опыт новым поколениям лавочкинцев. 

 

                  могила С. А. Лавочкина на Новодевичьем кладбище Москвы

      

                            мемориальная доска на доме в Москве где жил С.А. Лавочкин