Трагедии в Космосе
Катастрофы в отечественной космонавтике
Самой первой жертвой советских космических полетов, по-видимому, нужно считать члена первого отряда космонавтов Валентина Васильевича Бондаренко.
Он погиб 23 марта 1961 года во время тренировок в сурдокамере научного института. Будущему космонавту было всего 24 года. Когда он отцеплял от себя медицинские датчики, то обтер тело ваткой, смоченной спиртом, и выбросил ее. Ватка случайно попала на электронагреватель, и камера, насыщенная кислородом, вспыхнула. Загорелась одежда. Дверь камеры не удавалось открыть в течение нескольких минут.
сурдобарокамера
внутри сурдобарокамеры
От шока и ожогов Бондаренко скончался. После этого случая было принято решение отказаться от проектирования космических аппаратов с обогащенной кислородом атмосферой. Но сам инцидент был скрыт советским правительством. Если бы не эта секретность, то, возможно, удалось бы избежать гибели троих американских астронавтов при аналогичных обстоятельствах.
23 апреля 1967 года при возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля "Союз-1", в результате чего погиб космонавт Владимир Михайлович Комаров.
Это был испытательный полет "Союза". Корабль, по всеобщему признанию, был еще очень "сырым", запуски в беспилотном режиме заканчивались неудачами.
28 ноября 1966 года запуск "первого" автоматического "Союза-1" (который позже в сообщении ТАСС был переименован в "Космос-133") закончился аварийным сходом с орбиты. 14 декабря 1966 года пуск "Союза-2" также окончился аварийно, да еще и с разрушением стартового стола (открытой информации об этом "Союзе-2" не было). Несмотря на все это, советское политическое руководство настояло на срочной организации нового космического достижения к 1 мая. Ракету спешно готовили к старту, первые проверки выявили более сотни неполадок. У космонавта, который должен был отправиться на "Союзе", после сообщений о таком количестве неисправностей поднялось кровяное давление, и врачи запретили отправлять его в полет. Вместо него уговорили лететь Комарова, как более подготовленного (по другой версии, решение, что "Союз-1" будет пилотировать Владимир Комаров, было принято еще 5 августа 1966 года, его дублером назначили Юрия Гагарина).
Юрий Алексеевич Гагарин и Владимир Михайлович Комаров
Корабль вышел на орбиту, но неполадок оказалось так много, что его пришлось срочно сажать (в энциклопедиях советского времени написано, что программа полета была выполнена успешно). По одной из версий причиной катастрофы явилась технологическая небрежность некоего монтажника. Чтобы добраться до одного из агрегатов, рабочий просверлил отверстие в теплозащитном экране, а затем забил в него стальную болванку. При входе спускаемого аппарата в плотные слои атмосферы болванка расплавилась, струя воздуха проникла в парашютный отсек и сдавила контейнер с парашютом, который не смог выйти полностью. Комаров выпустил запасной парашют. Тот вышел нормально, но капсула начала кувыркаться, первый парашют захлестнул стропы второго и погасил его. Комаров потерял какие-либо шансы на спасение. Он понял, что обречен, и на всю Вселенную материл наших правителей. Американцы записали его душераздирающие разговоры с женой и друзьями, жалобы на нарастание температуры, предсмертные стоны и крики. Владимир Комаров погиб при ударе спускаемого аппарата о землю.
Минавиапром, ответственный за парашютную систему, предложил свою версию ее отказа. При спуске на нерасчетной высоте в разреженной атмосфере произошел отстрел крышки стакана, в котором были уложены парашюты. Возник перепад давлений в стакане, вмонтированном в сферу спускаемого аппарата, вследствие этого - деформация этого стакана, защемившего основной парашют (вытяжной меньшего размера раскрылся), что привело к баллистическому спуску аппарата и большой скорости при встрече с землей. место гибели В.М. Комарова
Георгий Тимофеевич Добровольский |
Владислав Николаевич Волков |
Виктор Иванович Пацаев |
30 июня 1971 года при возвращении на Землю погибли советские космонавты Георгий Добровольский, Виктор Пацаев и Владислав Волков.
Космический корабль Союз-11 стартовал с Байконура 6 июня 1971 года. Экипаж, корабля, состоявший из командира Георгия Добровольского, бортинженера Владислава Волкова и космонавта-исследователя Виктора Пацаева, готовился как дублирующий для экипажа Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Однако за два дня до старта медицинская комиссия забраковала Валерия Кубасова: у него были обнаружены признаки аллергии. В связи с этим было решено заменить основной экипаж дублирующим.
Выход на орбиту, сближение и стыковка со станцией Салют-1 прошли в штатном режиме, 7 июня 1971 года экипаж приступил к расконсервации станции и работе на орбите.
Во время первого входа на станцию экипаж обнаружил, что воздух сильно задымлён. После ремонта вентиляционной системы космонавты провели следующие сутки в спускаемом аппарате, ожидая регенерации воздуха.
После этого экипаж приступил к запланированным работам. Пребывание на станции было продуктивным и включало телевилионную связь с Землёй. За время пребывания на станции космонавты ни разу не брились, и на землю должны были вернуься со внушительными бородами.
экипаж “ Союз-11 “
29 июня 1971 года, Союз-11 стал готовиться к спуску. При закрытии люка продолжала гореть надпись «Люк открыт». ЦУП предположил поломку датчика на обрезе люка, экипаж заблокировал его и проверил герметичность сбросом давления в бытовом отсеке.
29 июня в 21:25:15 ДМВ Союз-11 отделился от станции. Командир корабля доложил об этом в ЦУП.
30 июня в 01:35:24 ДМВ двигатель корабля был включён на торможение и отработал заданное время. В 01:47:28 ДМВ произошло разделение отсеков корабля, а связь с экипажем прервалась из-за вхождения корабля в радиотень. В 01:54 ДМВ станции слежения ПВО обнаружили спускаемый аппарат в 2200 км от расчётного места посадки. В 02:02:54 ДМВ на высоте около 7 км раскрылся основной парашют спускаемого аппарата, и вскоре он был обнаружен встречающими вертолётами. С вертолета Ми-6, который должен был забрать на внешней подвеске спускаемый аппарат, было хорошо видно, как плавно, медленно покачиваясь под куполом большого парашюта, спускалась кабина корабля. Однако экипаж на связь не выходил.
В 02:16:52 сработали двигатели мягкой посадки, полёт завершился в заданном районе: в 245 километрах юго-западнее Караганды и в 176 километрах юго-восточнее Джезказгана.
Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни. Были проведены реанимационные мероприятия, но результатов они не дали.
По предварительному заключению врача Анатолия Лебедева, сделанному на месте посадки, экипаж погиб от резкого понижения давления в кабине корабля.
В кабине Союза-11 были выключены все передатчики и приёмники. Плечевые ремни у всех троих членов экипажа были отстёгнуты, а ремни Добровольского перепутаны и застёгнут только верхний поясной замок.
Один из двух вентиляционных клапанов находился в открытом положении. Этот клапан открывается при парашютировании для выравнивания забортного атмосферного давления с давлением в спускаемом аппарате. Других отклонений от нормы специалисты не обнаружили.
Для расследования причин катастрофы была создана Правительственная комиссия под председательством академика Мстислава Келдыша.
Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений Мир показал, что с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в кабине спускаемого аппарата стало резко снижаться, и в течение 115 секунд упало до 50 мм рт. ст. Темп снижения давления соответствовал отверстию вентиляционного клапана. Комиссия пришла к однозначному выводу: при разделении отсеков преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан. В результате спускаемый аппарат разгерметизировался, и это привело к гибели космонавтов.
Положение тел членов экипажа свидетельствовало о том, что они пытались ликвидировать утечку, однако в тумане, который заполнил кабину после разгерметизации, закрыли не тот клапан, и потеряли на этом время. Когда Георгий Добровольский обнаружил истинную причину разгерметизации, ему уже не хватило времени устранить её.
После катастрофы последовал 27-месячный перерыв в запусках кораблей Союз – следующий пилотируемый корабль Союз-12 был запущен 27 сентября 1973 года. За это время были пересмотрены многие концепции: изменилась компоновка органов управления корабля, став более эргономичной; операции подъёма-спуска стали проводить только в скафандрах, экипаж стал состоять из двух человек. Частично место третьего члена экипажа заняла установка автономного обеспечения жизнедеятельности легких скафандров, в составе которой заметный объем занимала криогенная ёмкость с запасом воздуха.
В 1973 году на месте приземления корабля Союз-11 был установлен мемориальный знак, который уже в наше время был разрушен вандалами.
То, что осталось от памятника погибшим космонавтам.
5 апреля 1975 года произошла авария третьей ступени ракеты-носителя корабля "Союз-18/1". К счастью, система спасения сработала безупречно. С перегрузкой в 22 g она оторвала космический корабль от ракеты и отбросила его по баллистической траектории. Спускаемый аппарат с космонавтами совершил суборбитальный космический полет. Посадка произошла в труднодоступных районах Алтая на краю обрыва и лишь благодаря случаю закончилась благополучно.
Космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров остались живы.
Василий Григорьевич Лазарев и Олег Григорьевич Макаров
26 сентября 1983 года при старте космического корабля Союз-Т10 загорелась ракета-носитель. Автоматическая система спасения не сработала. Через двенадцать секунд после появления пламени стартовый персонал нажал кнопку катапультирования (запустить этот процесс можно только при условии, что два человека нажмут каждый свою кнопку: первый - ответственный за ракету, второй - за корабль. Эти двое и спасли экипаж, одновременно нажав кнопки пуска системы спасения). Капсула с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым была отстрелена от ракеты с перегрузкой в 15-18 g и благополучно опустилась в стороне от стартового комплекса, на расстоянии 4 км от ракеты, которая взорвалась через 2 секунды (точнее, 1,8 с) после отделения капсулы.
Титов Владимир Георгиевич Стрекалов Геннадий Михайлович
САСК
Система аварийного спасения космонавтов (САСК), разработанная под руководством академика Жукова, спасла жизнь космонавтам. За тот сентябрьский старт летчики–космонавты не получили ни наград, ни очередных званий. Официальная советская пресса этот эпизод проигнорировала.
В постсоветское время, несмотря на плачевное состояние российской космической индустрии, человеческих жертв не было. Впрочем, и летали в космос меньше. Была череда различных технических неполадок, которые уже не были столь надежно спрятаны от публики и журналистов, как раньше. Вопреки высокомерию американцев (чего только стоят кадры из блокбастера "Армагеддон", где русский космонавт, затерянный на "Мире" и похожий на бомжа, поросший щетиной и непрерывно прикладывающийся к бутылке, с помощью монтировки и такой-то матери чинит сложный буржуазный агрегат) космонавтам на орбите каким-то чудом удавалось справиться с одряхлевшей техникой.
Вероятно, сказываются многолетние "тренировки", к которым безалаберное государство и неистребимая бюрократическая система вынуждает не только каждого нашего космонавта, но и любого гражданина. Ну и всяческая смекалка и дополнительные средства спасения, которыми наши инженеры снабжают космические корабли, не особо надеясь на то, что какой-нибудь очередной механик не просверлит очередное лишнее отверстие в обшивке.
На пути освоения космоса жертв и аварий не удалось избежать ни нам, ни американцам
27 января 1967 г. Во время наземной подготовки к предстоящему старту к Луне на американском корабле Apollo от случайной электрической искры вспыхнул пожар. Ни астронавты В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи, ни наземные службы ничего не успели предпринять.
в корабле “ Аполлон “
Это первая официально объявленная потеря.
14 апреля 1970 г. Едва не закончился трагически полет астронавтов Д. Ловелла, Д. Суайгерт, Ф. Хейса к Луне. На четвертые сутки полета на корабле взорвался бак с кислородом, который повредил двигательную установку служебного модуля.
28 января 1986 г. Самая крупная трагедия: корабль Challenger взорвался после 75 секунд полета. Миллионы людей, наблюдавшие этот старт по телевизору, увидели, как на высоте около 16 км над Землей вспыхнул огненный шар.
взрыв “ Челенджера “
Двадцать восьмого января 1986 года в 11:39 по восточному стандартному поясному времени потерпел катастрофу второй спейс шаттл НАСА. На 73 секунде полета многоразовый транспортный космический корабль «Челленджер» взорвался над водами Атлантического океана, в результате чего погибли все семь членов Экипажа: командор Френсис Скоби, пилот Майкл Смит, а также специалисты Роналд Мак Нэйр, Джудит Резник, Эллисон Онидзука, Криста Мак Олифф и Грегори Джарвис.
Катастрофа шаттла "Колумбия": семь жертв
В феврале 2003 года шаттл "Колумбия" возвращался из своего 28-го полета. На борту находилось семь человек. Кроме американцев среди астронавтов были гражданка Индии и израильтянин.
НАСА потеряло связь с кораблем за 16 минут до предполагаемой посадки на мысе Канаверал во Флориде. В это время шаттл начал разваливаться. Катастрофа произошла при скорости 20 тыс. км/час. Все семь космонавтов погибли.
гибель “ Колумбии “
Экипаж корабля: командир Рик Хасбэнд, пилот Уильям Мак Кул, бортинженер Майкл Андерсон, научные специалисты Лорел Кларк, Дэвид Браун, Калпана Чавла и первый израильский астронавт Илан Рамон. Калпана Чавла летела в космос второй раз, она была первой женщиной-астронавтом индийского происхождения.
Падение обломков сняли на любительские камеры случайные очевидцы трагедии. Почти сразу после катастрофы фрагменты "Колумбии" стали подбирать предприимчивые люди и продавать их на интернет-ауционах.
обломок “ Колумбии “
Расследование показало, что еще при старте от "Колумбии" отвалился кусок теплоизоляции и повредил обшивку корабля. Этот инцидент, на который никто не обратил внимания, и возымел трагические последствия спустя 16 дней, во время посадки.