История ТОФ. Часть I

                                                

                                               История  ТОФ.  Часть I

ПРЕДТЕЧИ

Если стремиться объективно и достаточно полно рассказывать об истории Тихоокеанского военно-морского флота России, то начинать, наверное, следует с событий почти 400-летней давности. именно в те времена, в первой половине XVII века началось проникновение русских к дальневосточным берегам Тихого океана, началось постоянное изучение и освоение их. В архивах страны, в частности в Российском государственном архиве  древних актов (РГАДА) содержатся документы, подтверждающие реальность выхода русских первооткрывателей к Тихому океану уже в 1639-1641 гг.

Отряд томского казака Ивана Юрьевича Москвитина весной 1639 г. вышел из Бутальского острога (на Алдане) и направился на восток.

                        

                                                                                 Иван Юрьевич Москвитин

Отряд достиг устья реки Ульи примерно в августе-сентябре 1639 г. и основал на берегу Охотского моря первое русское зимовье. Отсюда казаки дважды выходили в морские походы. В распросных речах И.Ю. Москвитина, которые были записаны в Томске 28 сентября 1645 г., сообщалось, что 20 москвитинцев на речной ладье из устья Ульи пошли на реку Охоту в Покров день, т.е. 1 октября (11 - го по новому стилю) 1639 г. Этот день и стал началом русского тихоокеанского мореходства. 
Поход показал его участникам, что те "плавсредства", которые ими использовались, совершенно не годятся для преодоления суровых и неспокойных водных пространств. Требовались морские суда специальной постройки. И москвитинцы в дни долгой зимовки на Улье, соорудив особое "плотбище", построили два коча, каждое длиной около 17 метров. Это плотбище считается своеобразной "колыбелью русского Тихоокеанского кораблестроения", колыбелью русского Тихоокеанского флота. 

                                                                              постройка коча

На кочах москвитинские казаки весной 1640 г. совершили свое второе плаванье, в ходе которого побывали у Шантарских островов, неподалеку от устья Амура и северо-западного побережья Сахалина.

Следующим известным первопроходцем, отправившимся из Якутска к Тихому океану, был Василий Данилович Поярков, "письменный голова". Его экспедиция состояла из 133 человек. "...С усть Амура реки шли морем до Ульи реки, - сообщал в Якутск поярковец Микула Тимофеев, -двенадцать недель. Потому де долго шли, что де всякую губу обходили, а на прямь де будет с усть Амура да Ульи реки парусным погодием дней 3 десять". 

"Встречь солнца" к Тихому океану в те же годы русские первооткрыватели шли также Северным морским путем. Отважный казак Семен Иванович Дежнев, выйдя в сентябре 1648 г. на кочах  со своим отрядом из устья Колымы, открыл "Большой Каменный Нос" (ныне мыс Дежнева) и прошел проливом, отделяющим Азию от Америки, что было великим географическим открытием. 

 

 

                                              кочи С.И. Дежнева огибают “ Большой Каменный Нос “

Часть поярковцев, переждав холода и вьюги в москвитинском зимовье, в 1646 г. примкнули к очередному отряду покорителей безлюдных просторов - к экспедиции Семена Андреевича Шелковникова. Ему было поручено в 1647 г. поставить на реке Охоте первый русский острог, что Шелковников и совершил. Так стараниями "Коломбов российских" был заложен первый русский военный порт и город на Тихом океане - Охотск. Долго - более века - он являлся главным и единственным военным портом России на Тихом океане. А потом (сообщим, забегая вперед) размещенный на не защищенном от ветров берегу, Охотск уступил свою роль предтечи Тихоокеанского флота Петропавловску-Камчатскому, позже Николаевску-на-Амуре и затем Владивостоку

Это, однако, ничуть не умаляет значения Охотска. Ведь именно сюда по указу Петра I  в 1713 г. прибыли опытные архангельские кораблестроители. И на реке Кухтуе, близ Охотска, они Кирилл Плотницкий с помощниками Иваном Каргопольцевым и Варфоломеем Федоровым, построили по типу североморских и спустили на воду ладью "Восток". Это было самое первое морское судно, созданное русскими на берегах Тихого океана. Судно-провозвестник будущего флота. А несколько позже в Охотске, уже по указу императрицы Аннны Иоановны в мае 1731 г. была учреждена Охотская военная флотилия и ее база. За 10 лет удалось построить и военный порт, и город. В порту возвели 5 казарм, 6 корабельных магазинов, судоверфь и 33 дома. 

В 1731 г. Охотск стал военным портом, была учреждена Охотская военная флотилия, её первым командиром стал Г. Г. Скорняков-Писарев.

                       

                                                              Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев

В Охотске создали верфь. В 1740 году основали школу, которая в 1756 г. была преобразована в навигацкую школу, готовившую штурманов для кораблей и судов, ходивших у побережья Дальнего Востока. К середине XVIII века в Охотской флотилии было семь кораблей: 3 бота, 3 галиота и одна бригантина. Охотск стал колыбелью русских морских сил на Тихом океане.
...А весной 1735 г. в  Охотске и окрестностях было необычайно многолюдно. В тайге не умолкал звон пил и стук топоров, к берегу моря то и дело подъезжали подводы с лесом и материалами для постройки судов. Среди матросов и плотников можно было увидеть темноволосого коренастого человека, уверенно и спокойно отдававшего приказания. Его звали командор Витус Ионассен  Беринг

Он руководил организованной русским правительством Великой Северной экспедицией. В июне 1740 г. два корабля - пакетботы "Св. Петр" и "Св. Павел", построенные кораблестроителями Макаром Рогачевым и Андреем Козминым, спустили на воду. Это были 14-пушечные бриги - однопалубные двухмачтовые корабли грузоподъемностью около 380 т. каждый. Им предстояло плавание, полное трудов, опасностей и открытий... 

                                                         пакетботы “ Святой Пётр “ и “ Святой Павел “

В 1741 году пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел» под командованием Беринга и Чирикова вышли из Петропавловска для поиска путей к побережью Америки. Шторм их разделил и к берегам Северном Америки первым подошел Чириков, а затем и Беринг.

                    

                                                                                   Алексей Ильич Чириков

Морской путь в Северную Америку с Камчатского полуострова был открыт. Во время этой экспедиции были открыты и острова Алеутской гряды.  

                                         В.И. Беринг и А.И. Чириков в бухте Петропавловска-Камчатского

В 1787—1790 гг. экспедиция под началом Иосифа Биллингса и Гавриила Сарычева на судне «Ясачная», изучила берега Северного Ледовитого океана к востоку от Колымы и выявила  морского пути вдоль сибирских берегов в Тихий океан. В 1790—1791 гг. Биллингс и Сарычев на корабле «Слава России» обследовали побережье Берингова моря. В 1799 году для усиление военного присутствия России на берегах Тихого океана в Охотск направили три фрегата и три малых корабля под командованием контр-адмирала И. К. Фомина. В этом же году в Охотск направили полк солдат для защиты поселений и сухопутных границ. 

К концу XVIII века русские мореходы открыли и освоили не только Камчатский полуостров и Курилы многие острова Алеутской гряды, Командорские и другие острова, разведали пути к Северной Америке. На  русских землях основываются поселения. В 1784 году на острове Кадьяк русский купец Г. И. Шелехов основывает крепость.

                

                                                                                  Григорий Иванович Шелехов

 Он учреждает Российско-Американскую компанию, сыгравшую большую роль в освоении Русского Дальнего Востока, организации путешествий и укреплении русских позиций в регионе. В 1799 году новый глава компании А. А. Баранов основал на острове Ситха Ново-Архангельск, который стал столицей Русской Америки.

                      

                                                                     Александр Андреевич Баранов 

                                                                                  Ново-Архангельск

На американском побережье одним за другим возникали русские поселения. Самым южным был форт Росс, возведенный в устье реки Славянка, в районе современного Сан-Франциско. 

                                                                                                форт Росс           

Перед Россией открывались блестящие военно-стратегические и экономические перспективы по контролю за всей северной частью Азиатско-Тихоокеанского региона. 

                                                                                             XIX век

В 1805 году И. Ф. Крузенштерн на шлюпе «Надежда» исследовал ряд Японских островов восточное побережье острова Сахалин, Цусимский пролив.               

 

                                                                                 шлюп “ Надежда “

В 1811 году лейтенант В. М. Головнин на шлюпе «Диана» изучил южные Курилы, а затем на шлюпе «Камчатка» определил координаты нескольких островов Алеутской гряды. Кроме того, большую роль в исследовании региона сыграли О. Е. Коцебу, Ф. П. Литке, Ю. Ф. Лисянский, М. Н. Станюкович, М. Н. Васильев и многие другие русские исследователи. 

Однако более  освоению края мешала его удалённость от Европейской России. Русские поселенцы испытывали постоянную нужду в продовольствии, оружии, боеприпасах, различных инструментах и т. д. Считалось, что частично эту проблему может решить использование Амура и его притоков. Но для этого надо было выяснить, судоходна ли эта река на всем своем протяжении. Экспедиция французского исследователя Жан Франсуа де Гало Лаперуза в 1783 году пыталась проникнуть в Амурский лиман со стороны Японского моря, но сделала вывод, что Сахалин - это полуостров. 

Через десять лет такой же вывод сделал британский мореплаватель Браутон. В 1805 году не сумел войти устье Амура с севера и Крузенштерн. В 1845 году искал устья Амура бриг «Константин» под началом А. Гаврилова. После этого вопрос об Амуре на официальном уровне был закрыт. Его фактически по своей инициативе открыл командир транспорта «Байкал» капитан-лейтенант Геннадий Иванович Невельской в 1848 году. Он убедился, что в Амур могут проходить большие морские суда и открыл пролив, отделяющий Сахалин от материка. Невельской доказал, что Сахалин – это остров, и, что в устье Амура могут попадать большие суда со стороны Охотского и Японского морей.           

 

                                                                                    транспорт “ Байкал “

Невельской в 1850 году основал Николаевский военный пост (Николаевск-на-Амуре), утвердил позиции России в Приморье, на которое уже зарились американские и английские колонизаторы. Несколько лет трудилась Амурская экспедиция. В 1853 году в бухте Де-Кастри был создан военный пост. Таким образом, самоотверженным трудом русских военных моряков Российская держава получила свободный выход в Тихий океан. В устье Амура, на острове Сахалин, и в ряде мест побережья Охотского и Японского морей были созданы военные посты, которые сыграли большую роль в защите Русского Дальнего Востока. 

По мере проведения русских кругосветных  в силу своего более удобного географического положения на первый план выдвинулся Петропавловск-Камчатский. К тому же Охотск имел открытую акваторию и мелководный рейд. В результате главный военный порт решили перенести в другое место. С 1849 года главной базой Охотской флотилии (с 1856 года Сибирской) стал Петропавловск-на-Камчатке. 

                                                                                    Петропавловск-Камчатский

Здесь флотилия получила первое боевое крещение – в августе 1854 года было отбито нападение англо-французской эскадры. Героической обороной Петропавловска-Камчатского руководил Василий Стапанович Завойко. 

                         

                                                                              Василий Степанович Завойко 

                                                                оборона Петропавловска-Камчатского

Петропавловск-Камчатский недолго был главной базой флота. В 1855 году, из-за уязвимого положения Петропавловска, базу, корабли и население эвакуировали оттуда в Николаевский пост. С 1871 года главной базой стал Владивосток. Главной проблемой флотилии в дореволюционный период было отсутствие судостроительной базы (новее корабли присылали из европейской части России) и слабо развитая система базирования.

Дальний Восток в конце столетия стал сферой интересов всех великих держав и Россия приняла дополнительную к 1895 г. судостроительную программу 1898 г. «Для нужд Дальнего Востока». Она предусматривала увеличение военно-морских сил на Тихом океане до 10 эскадренных броненосцев, 4 броненосных крейсеров, 10 бронепалубных крейсеров, 10 крейсеров 2-го ранга, более 30-ти миноносцев. В 1897 году основной базой флота стал Порт-Артур. Была сформирована Порт-Артурская эскадра (будущая Первая Тихоокеанская эскадра).

      Смотрите продолжение на сайте: Шпаргалки “ ОВС “– История ТОФ . Часть II