Северо-Восточный проход
О Северо-Восточном проходе
В старину из консервантов европейцы знали только соль, все остальные пряности были в Восточной Азии. Рефрижераторов и холодильного оборудования, конечно, тоже не было, продукты на экспорт было трудно сохранить, поэтому для европейцев найти путь за пряностями был очень важен. Первыми, обогнув Африку, дорогу в страны Восточной Азии проложили португалец Васко де Гамо и испанцы.
Васко де Гамо
В 1543 году португальцы высадились на остров Танэгасима, сильный шторм прибил к берегу у Южного Кюсю китайскую джонку с тремя португальскими торговцами на борту, кстати, сейчас на этом острове - японский космодром. Если посмотреть на карту, то видно, что до Японского архипелага попасть из Европы морским путем гораздо ближе через Ледовитый океан. Понимали это и лучшие европейские мореплаватели, с конца 16 века английские и голландские моряки пытались найти дорогу в Восточную Азию, плывя на север, а затем на запад и восток, эти морские пути получили названия - Северо-Западный и Северо-Восточный проход соответственно. Северо-Западный проход
Северо-Восточный проход (Севморпуть )
Сейчас Северо-Западный проход находится под юрисдикцией Канады, а Северо-Восточный проход в сталинские времена приватизировал Советский Союз под именем Северный морской путь. О существовании этого пути в страны Восточной Азии европейцы узнали впервые в 1525 году из книги итальянского ученого Паоло Джовио, который высказал предположение о том, что если плыть от Северной Двины на восток, держась правого берега, то можно добраться на кораблях до границ Китая.
Паоло Джовио
Консультантом итальянца был Дмитрий Герасимов (Деметрий
Эразмий) - русский дипломат, учёный и богослов, который опирался на результаты плавания поморов в XIII веке. Но в поисках Северо-Восточного прохода ведущую роль играли англичане.
Английский король Генрих VII (1457 — 1509)
Мореплаватели Джон Кабот (1450 - 1499) и Себастьян Кабот (1476—1557)
12 октября 1492 года Христофор Колумб открыл Америку, опередив англичан на 5 лет. В Англии в то время монархом был Генрих VII (1457 — 1509), до вступления на королевский престол он носил имя графа Ричмонда, принадлежал к древнему уэльскому роду, принявшему фамилию Тюдоров. Правление Генриха VII продолжалось 24 года, это была одна из самых мирных эпох в истории Англии, англичане разводили и стригли овец, пряли шерсть, торговали и ловили рыбу. Главным морским портом западной Англии и центром английского рыболовства в Атлантике был город Бристоль. С 1480 года бристольские купцы несколько раз посылали суда на запад на поиски новых земель, но эти корабли возвращались, не совершив никаких открытий. Узнав об открытиях Колумба, бристольские купцы дали деньги на снаряжение новой западной экспедиции и поставили во главе ее итальянца Джованни Кабото ( Giovanni Caboto), который тогда жил в Бристоле и более известен как Джон Кабот (John Cabot). Именно ему и его сыновьям английский король Генрих VII разрешил искать, открывать и исследовать все новые земли, оговаривал для себя пятую часть дохода от экспедиций.
проводы Кабота
Мореплаватель Джон Кабот (1450 - 1499)
Джон Кабот был родом из Генуи, имел гражданство Венецинской республики. Он был моряком и купцом, ходил на Ближний Восток за индийскими товарами, побывал даже в Мекке и расспрашивал арабских купцов, откуда они получают пряности. Одно время он жил в Валенсии, предлагал услуги испанскому и португальскому королям достичь Индии и Китая, но те не заинтересовались его предложением. Купец перебрался с семьей в Англию и поселился в Бристоле, где его начали звать на английский манер Джоном Каботом.
Памятник Джону Каботу на мысе Bonavista , Ньюфаундленд
Бристольские купцы снарядили один небольшой корабль "Мэтью" с экипажем в 18 человек. Джон Кабот отплыл из Бристоля на запад 20 мая 1497 года, а уже 24 июня он достиг острова Ньюфаундленд, открыв Северную Америку. Через месяц английский корабль возвратился в Бристоль. В Англии решили, что Джон Кабот открыл Китай. В мая 1498 года англичане организовали из Бристоля вторую экспедицию из пяти судов под командованием Джона Кабота. Но мореплаватель умер в пути, возглавил экспедицию его сын Себастьян Кабот(1476—1557). Английские суда достигли Северо-Американского материка и прошли вдоль его восточного побережья далеко на юго-запад. Моряки высаживались иногда на берег, а вернулись в Англию в том же 1498 году. Англичане поняли, что вновь открытые земли не являются Китаем или Индией.
Английский король Эдуарда VI
Себастьян Кабот вновь пытался отыскать морской путь в Восточную Азию, в 1506-1509 годах он руководит английскими экспедициями, ищет Северо-западный проход и сумел выйти в Гудзонов залив. Не найдя короткого пути в Индию, Англия не проявила большого интереса к открытым землям за океаном. А Себастьян Кабот возглавлял венецианскую экспедицию, отправившуюся из Севильи на поиски сказочных богатств Китая, но после восшествия на престол короля Эдуарда VI в 1547 году, мореплаватель переселился в Англию. Король Эдуард VI умер от туберкулеза 16-ти летним юношей, но оставил яркий след в истории Англии. Он был убеждённым протестантом, хорошо образован - знал латынь, греческий и французский, отправил морскую экспедицию на поиски Северо-Восточного прохода из Европы а страны Восточной Азии. Кругосветное плавание Магеллана, обогнувшего с юга Америку, способствовало поиску похожего морского пути на север, из Атлантики в Тихий океан.
Фернан Магелан
Инициатором поиска Северо-восточного прохода был Себастьян Кабот, в 1551 году он организовал "Компанию Купцов-Путешественников" (Company of Merchant Adventurers), на деньги которой и была отправлена в 1553 году английская Экспедиция Уиллоуби-Ченслора на поиск дороги в Китай и Японию.
Себастьян Кабот
Экспедиция Уиллоуби-Ченслора 1553 года
Ричард Ченслор
корабли экспедиции
Начальником экспедиции и командиром лучшего судна был назначен английский мореплаватель сэр Хью Уиллоби (Hugh Willoughby), а капитаном крупнейшего корабля- Ричард Ченслор (Richard Chancellor). Себастьян Кабот написал для кораблей инструкцию. Впервые на судах вводился судовой журнал, где отмечался курс корабля, высота солнца, а также записывались происшествия. В поисках Северо-Восточного прохода английские корабли "Бона Эсперанца", "Эдвард Бонавентура" и "Бона Конфиденциа" решили обойти Евразию с севера. Они доплыли до Новой Земли и двинулся вдоль побережья на юг. Два корабля оказались в ледовом плену и встали на зимовку в устье реки Версины, во время зимовки экипаж замерз, все люди погибли.
Николо-Корельский монастырь
Третий корабль под командованием капитана Ричарда Ченслора достиг поморского берега и пристал в бухте св. Николая вблизи Николо-Корельского монастыря в районе современном городе Северодвинска в 35 км от Архангельска. От местных жителей, изумленных появлением большого корабля, англичане узнали, что этот берег – русский, а не Индия. Тогда они объявили, что имеют от английского короля письмо к царю и желают завести с русскими торговлю. Снабдив их съестными припасами, начальники Двинской земли немедленно отправили гонца к царю Иоанну Грозному, который пригласил Ричарда Ченслора в Москву.
Старый английский двор в Москве на улице Варварка дом № 4
Экипаж корабля прибыл в Москву, капитан Ричард Ченслор встречался с русским царем Иваном Грозным, было заключено торговое соглашение.
англичане в Москве
на приёме у Ивана IV Грозного
В 1554 году Ричард Ченслер вернулся в Англию, компаньоны переименовали “Компанию Купцов-Путешественников” в "Московскую Компанию" (Muscovy Company).
Себастьян Кабот принял участие в подготовке следующей экспедиции "Московской компании", руководил которой Стивен Барроу. В 1556 году Стивен Барроу был послан к Оби, в надежде через Обь проникнуть в Китай, англичане достигли только острова Вайгач.
Английские попытки пройти Северо-Восточным проходом до стран Восточной Азией в середине XVI века закончились неудачей, зато они способствовал заключению дипломатических связей Англии с Россией и организации Московской компании в Лондоне.
Мореплаватель Виллем Баренц (1550 - 1597)
За англичанами на поиски Северо-восточного прохода двинулись голландцы. В июне 1594 году из Голландии на север вышла экспедиция на трех кораблях и яхте с заданием открыть удобный морской путь в царства Китайское и Синское, проходящий к северу от Норвегии, Московии и Татарии. Одним кораблем командовал амстердамец Виллем Барентсзон, более известный нам как Виллем Баренц (Willem Barentsz). Экспедиция достигла Новой Земли и острова Вайгач. В сентябре все суда вернулись в Голландию.
маршруты В. Баренца
Корабль Баренца, вскоре раздавленный льдами в 1596 году
В 1595 году голландская экспедиция из 7 кораблей с его участием предприняла попытку пройти между побережьем Сибири и островом Вайгач через пролив Югорский Шар. Виллем Баренц в ней был главным штурманом и капитаном одного из кораблей.
Смерть Виллема Баренца, Фон Кристиан Портман, 1836 год
В 1596 году стартовала третья экспедиция Баренца по поиску северного пути в Азию. При этом ему удалось открыть Медвежий остров (архипелаг Шпицберген). Экспедиция Баренца, обогнув Новую Землю , достигла Карского моря. Опасаясь гибели среди льдов, экспедиция высадилась на берег и устроила зимовку ( Het Behouden Huys ), во время которой Баренц умер от цинги. Эта экспедиция стала последней голландской попыткой поиска северного пути в Азию. Арктические плавания Баренца принесли мореплавателю всемирную славу, хотя цель - пройти Северо-Восточным проходом в страны Восточной Азии не была достигнута.
Богослов, астроном и картограф Петер Планциус ( 1552 - 1622 )
Виллем Баренц был по специальности картографом, еще до арктических плаваний он совместно с Петером Планциусом издал атлас Средиземноморья, ставший результатом его плавания по этому региону. Петер Планциус (Петрус Plancius) ( 1552 - 1622 ) - голландский богослов, астроном и картограф. В возрасте 24 лет он стал священником голландской кальвинистской церкви, интересуется навигацией и картографией. Петер Планциус изготавливал глобусы и карты, в 1594 году он выпускает в свет знаменитую карту известного мира, первую в истории картографии, украшенную аллегорическими многофирурными сюжетами. Эта тема стала ведущей в картографических изображениях мира на двести вперёд лет. Петер Планциус был помощником голландского правительства в организации экспедиций в Восточную Индию, занимаясь обучением небесной навигации их руководителей, хотел проложить северо-восточный маршрут по Северному ледовитому океану.
Карта Японии, гравюра на меди, ручная раскраска
Это подробная карта Японии была опубликована в знаменитом атласе "Novus Атлас Sinensis" в Амстердаме в 1655 году. Карта основана на картографических источников миссионера Мартино Мартино, который жил в 1643 - 1709 годах в Китае. Голландское отображение Японии получило значительное улучшение, а Корея впервые выглядит как полуостров и соединяется с континентом.
Японская церемония похорон. Гравюра была опубликована в известной голландской книге путешествий "Getrokken UIT де Geschriften ан-дер-Reiseaentekeninge zelver Gesanten". Амстердам, 1669 год.
Барон Нильс Адольф Эрик Норденшельд (1832 -1901)
Впевые маршрут из Европы в страны Восточной Азии Северо-восточным проходом с одной зимовкой был пройден в 1878 - 1879 годах экспедицией шведа Адольфа Эрика Норденшельда на барке "Вега". Это было первое сквозное плавание в направлении с запада на восток. Барон Нильс Адольф Эрик Норденшельд (Nils Adolf Erik Nordenskiöld) имел шведско-финские корни, родился в Хельсинки. В 1853 году он окончил университет в Гельсингфорсе, участвовал в шведской экспедиции Отто Торелля на Шпицберген. Это был выдающийся геолог и географ, исследователь Арктики, мореплаватель и историко-картограф. В 1875 и 1876 годах он руководил экспедициями по Карскому морю и на реке Енисей, освоил переход от Норвегии до Енисея. Именем Норденшельда названы архипелаг к северу от полуострова Таймыр, заливы у берегов Новой Земли и Северо-Восточные Земли Шпицбергена, полуостров Западного Шпицбергена. Море Лаптевых первоначально носило имя Норденшельда. Барон был членом Стокгольмской и Петербургской Академиий наук, почётным членом Русского географического общества.
Барк "Вега"
Экспедиции Норденшельда проходила на барке "Вега" (Vega), который был построен в Германии в Бремерхафене в 1872 году. Пароход имел 150 футов в длину, у него был вспомогательный паровой двигатель мощностью 70 л.с. Барк был построен как китобойное судно, затем он был приобретен и перестроен для освоения Арктики, финансовую помощь Нильс Адольф Эрик Норденшельд получил от шведского короля Оскара II. 22 июня 1878 года корабль отправился из Швеции через Северо-Восточный проход вокруг северного побережья Евразии. Экипаж корабля состоял из 21 человека, а также многочисленных ученых и офицеров. 'Командиром "Веги" был шведский военно-морской лейтенант Луи Паландер.
Зимовка барона Нильса Адольфа Эрика Норденшельда в Арктике
Барк "Вега" был заблокирован льдом 28 сентября 1878 года на расстоянии 120 миль (200 км) от Берингова пролива, корабль был освобожден от льда 18 июля 1879 года. Через два дня судно пересекло Восточный мыс, пароход стал первым кораблем, завершивший рейс по Северо-восточному проходу.
Гавань Нагасаки
После освобождения от ледового плена Нильс Адольф Эрик Норденшельд продолжил плавание в Японию. Он достиг города Йокогама (Yokohama) 2 сентября 1879 года уже прославленным героем. После нескольких месяцев пребывания в гавани Нагасаки барк "Вега" отправился в дальнейшее плавание.
Маршрут шведской экспедиции Норденшельда
Возвращалась экспедиция из западной части Тихого океана через Индийский океан и Суэцкий канал. Барк "Вега" стал первым судном, проплывшим через Северо-восточный проход и обошедшим Евразийский континент. Нильс Адольф Эрик Норденшельд стал национальным героем Швеции, а барк "Вега" после совершения экспедиции вернулся для китобойного промысла и охоты на тюленей. Остается добавить, что в обратном порядке, с востока на запад, по Северо-восточному проходу впервые прошла гидрографическая экспедиция Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач" в 1914 - 1915 годах.
Борис Андреевич Вилькицкий
“ Таймыр “ и “ Вайгач “
Это плавание стало также первым сквозным прохождением российской экспедицией.