Создатель броневого щита СССР Часть II
Создатель броневого щита СССР Часть II
Весной сорок пятого генерал-лейтенанту Ж. Котину исполнилось тридцать семь — возраст дерзаний и открытий. Начался новый период в творческой жизни конструктора.
В послевоенные годы были созданы трелевочный трактор КТ-12, плавающий танк ПТ-76 и мощный колесный трактор К-700, продолжался выпуск боевой техники.
ПТ-76
Тактико-технические характеристики ПТ-76
Масса |
14 т |
Длина |
7,62 м |
Высота |
2,19 м |
Броня лобовая |
10—13 мм |
Броня бортовая |
10 мм |
Максимальная скорость |
44 км/ч |
Запас хода |
260 км |
Экипаж |
3 чел. |
Вооружение |
76-мм пушка Д-56Т, |
Тип двигателя |
В-6 |
Мощность двигателя, л. с. |
240 |
Т-10м
Неожиданно главного конструктора вызвали в Москву. Новый министр обороны СССР и заместитель председателя Совета министров СССР маршал Николай Булганин, выслушав доклад главного конструктора о состоянии работ по новым объектам, поблагодарил за краткий, обстоятельный доклад и вдруг спросил: «Сколько вам лет, Котин?»
— Сорок семь.
— Золотой возраст, — заметил Булганин. — А здоровье как?
— Благодарю, товарищ маршал! Пока не жалуюсь.
— Вот именно — пока! — Булганин сделал ударение на котинском «пока», забарабанил пальцами по столу, — а у меня, Жозеф Яковлевич, есть другие сведения.
Булганин встал, медленно прошелся по кабинету. Минуту-две помолчал.
— Товарищ Котин, вы понимаете, что совершаете преступление? — резко сказал Булганин. — Да, да, я не оговорился. Мне стало известно, что последние 17 лет вы не были в отпуске. Как прикажете это понимать?
Такого поворота событий главный конструктор явно не ожидал. Он начал объяснять, как все произошло.
— Мне не нужны оправдания, — подчеркнул Булганин. — Нет необходимости напоминать, за что вы несете персональную ответственность. Чего ждать от главного конструктора, который не знает, что создание техники требует колоссальных сил, мужества и здоровья. Извольте немедленно получить путевки в санаторий на всю семью. Соответствующие указания уже даны. Срок отпуска — два месяца. Это — приказ!
— Вы думаете, Жозеф был в отпуске полных два месяца? — улыбается Наталья Петровна. — Как бы не так! Он каждый день звонил на работу, недели через две улетел в Ленинград — там что-то не «клеилось» с новым «изделием». Потом снова появился в санатории, еще раз улетал. Но мы были счастливы: для нас и наших детей — Феликса и Надюши — это был лучший отпуск в жизни!
В июне 1953 года было образовано Министерство среднего машиностроения (МСМ), под крышей которого объединили всех создателей ядерного оружия. Возглавил новое министерство Вячеслав Малышев, бывший танковый нарком, министр тяжелого машиностроения. В годы войны общее дело сблизило Малышева и Котина, дружили они семьями, а их дочери были как родные сестры.
Вячеслав Александрович Малышев
Возглавив «атомное» министерство, Малышев начал очередную «атаку» на Котина: «Жозеф, всю жизнь ты занимался танками, но эпоха танков прошла, оборона страны легла на плечи атомщиков и ракетчиков. Почему ты упорствуешь и не хочешь заняться новым делом?»
После войны Котину было много интересных предложений, но он не оставил созданное им КБ и остался танковым конструктором. Даже создавая сугубо мирную технику Котин делал ее, как и боевые машины, — максимально надежной. Первый его трактор КТ-12 для трелевки леса выпускался серийно более десяти лет, а легендарный степной богатырь К-700 «Кировец», отмеченный высшими наградами на многих международных выставках, стал гордостью отечественного тракторостроения.
трелёвочный трактор КТ-12
К-700
Накануне Международного геофизического года известный исследователь Арктики Михаил Сомов обратился к конструктору с просьбой создать вездеход, способный выдержать небывало низкие температуры. Семь «Пингвинов», созданных на Кировском заводе, позволили достичь Полюса недоступности и Южного геомагнитного полюса, обеспечить надежную работу трех советских научных станций по программе Международного геофизического года.
“ Пингвин “ в Антарктиде
Котин был полон новых идей и замыслов, но новейших тяжелых танков страна уже не получила — лидер партии и страны Никита Хрущев увлекшись ракетами, прикрыл все новые разработки по танкам, самолетам, надводным кораблям…
10 марта 1958 года Жозефу Котину исполнилось 50 лет. Поздравить юбиляра в Ленинград приехал Сергей Королев, в те годы фантастически засекреченный главный конструктор межконтинентальных баллистических ракет. Сергей Павлович вручил Ж. Котину приветственный адрес от коллектива ОКБ-1 и сувенир «Первый в мире искусственный спутник Земли». «Наш первый спутник, — подчеркнул Королев, — выведен в космос ракетой Р-7, к которой вы, Жозеф Яковлевич, имеете самое непосредственное отношение. Работая в составе комиссии, проводившей научную экспертизу эскизного проекта ракеты Р-7, вы были в числе первых, кто дал «добро» нашей разработке».
Дружба Королева с Котиным продолжалась долгие годы. После полета в космос Валентины Терешковой к Сергею Павловичу обратилась жена Котина Наталья Петровна:
— Запишите меня в отряд космонавтов, в свое врямя я была первой в стране женщиной-бронетанкистом.
Королев, хитро улыбнувшись, спросил:
— Жозеф Яковлевич возражать не будет?
— Что вы, Сергей Павлович, у нас равноправие!
— У нас в семье тоже! Но запишу вас в отряд космонавтов после Нины Ивановны: во-первых, она первая на очереди, во-вторых, не хочу развода, — сказал Королев и, довольный шуткой, рассмеялся.
Жозеф Яковлевич и Наталья Петровна на прогулке
Под научным руководством С. Королева были разработаны первые в стране подвижные грунтовые комплексы с ракетным вооружением. И здесь не обошлось без кировцев: самоходные пусковые установки — «объекты 280, 281, 282, 287» создавались на базе опытных танков конструкции Ж. Котина.
объект 287 ( ракетный танк )
Прославленный конструктор оказался не только конструктором танков, он был выдающимся и универсальным конструктором: под руководством Ж. Котина были созданы более десяти установок и агрегатов для тактических, оперативно-тактических и стратегических ракет.
ОТРК “ Филин “
СПУ 2П19 РК 9К72
Жозеф Котин долго и успешно сотрудничал с Сергеем Королевым, потом судьба его свела с Михаилом Янгелем. Рассказывает Владимир Федоров, проектант КБ М. Янгеля, заслуженный изобретатель Украины:
— Мы приехали на Кировский завод, чтобы согласовать документацию на транспортную тележку под «лунную ракету» Янгеля. Встретились с главным конструктором Кировского завода Жозефом Котиным. Документацию согласовали быстро, а Котин говорит: «Ну что это за работа для нашего КБ — телегу делать? Вот если бы у вас была ракета тонн на тридцать, мы бы сделали подвижную ракетную установку». Я сказал, что такая ракета у нас есть. «Передайте Михаилу Кузьмичу, что я хотел бы работать с ним по этой теме».
Идеи Котина и Янгеля совпали: началась разработка первого в мире подвижного ракетного комплекса РТ-20П с межконтинентальной ракетой 8К99.
Котин несколько раз прилетал в Плесецк на северный ракетный полигон, где проходили летные испытания нового ракетного оружия. Вес подвижной установки с заправленной ракетой составлял 78 тонн. Скорость движения по шоссе — до 40 км/ч, по бездорожью — 15 км/ч. Запас хода по конструкции танка — 15 000 км. Котину было особо приятно: этот ракетный комплекс собирали в его родном городе Павлограде.
Неожиданно для всех, в том числе и для разработчиков, подвижной грунтовой ракетный комплекс РТ-20П показали на военном параде 1965 года. Установка вызвала ажиотаж среди зарубежных дипломатов и военных атташе: никто не предполагал, что такие ракеты могут летать на межконтинентальную дальность, а когда узнали, что это возможно, комплекс нарекли «железной девой». Уникальная самоходка Ж. Котина стала последней разработкой главного конструктора Кировского завода.
РТ-20П на улице Москвы
СПУ 15У59 на базе Т-10
В 1968 году генерал-полковника инженерно-технической службы Ж. Котина назначили заместителем министра оборонной промышленности СССР.
Усвоив тяжкие уроки прошедшей войны, Жозеф Яковлевич сформулировал свое видение задач, стоящих перед конструкторами оружия: война — это не то, кто кого перестреляет, а кто кого передумает. Доктор технических наук, профессор Ж. Котин опубликовал ряд статей о мастерстве конструктора, читал лекции в институтах, редактировал военно-технический журнал… В отличие от многих конструкторов и военачальников, Котин не взялся за воспоминания и размышления: за нас и о нас должны говорить наши дела …
21 октября 1979 года Ж. Котина не стало.
На территории Кировского завода открыт памятник главному конструктору.
Ветераны КБ, соратники и ученики Ж. Котина издали о нем книгу «Конструктор боевых машин» (1988 г.)
Свято чтят память о своем земляке в Павлограде: в краеведческом музее развернута экспозиция о его жизни и деятельности, на высоком пьедестале установлен один из котинских тяжелых танков ИС-З.
В 1986 году альпинисты Днепропетровска совершили восхождение на безымянный пик 4820 м в районе Туркестанского хребта Тянь-Шаня и назвали покоренную ими вершину в честь славного сына Украины. На мемориальной доске, установленной на вершине, отлиты в бронзе слова: «ПИК КОТИНА. Назван в честь советского конструктора танков, Героя Социалистического Труда, четырежды лауреата Государственной премии СССР Котина Жозефа Яковлевича».
могила Ж.Я. Котина на Новодевичьем кладбище Москвы
Павлоград—Харьков—Санкт-Петербург—Москва.
Начало смотрите на сайте : ВОВ – Полководцы – Создатель броневого щита СССР Часть I