Создатель броневого щита СССР Часть II

         

                  Создатель броневого щита СССР       Часть II

Весной сорок пятого генерал-лейтенанту Ж. Котину исполнилось тридцать семь — возраст дерзаний и открытий. Начался новый период в творческой жизни конструктора.

                

В послевоенные годы были созданы трелевочный трактор КТ-12, плавающий танк ПТ-76 и мощный колесный трактор К-700, продолжался выпуск боевой техники. 

                                                                                        ПТ-76 

                                                    Тактико-технические характеристики ПТ-76

Масса

14 т

Длина

7,62 м

Высота

2,19 м

Броня лобовая

10—13 мм

Броня бортовая

10 мм

Максимальная скорость

44 км/ч

Запас хода

260 км

Экипаж

3 чел.

Вооружение

76-мм пушка Д-56Т, 
1x7,62-мм пулемет СГМТ

Тип двигателя

 В-6

Мощность двигателя, л. с.

240

Запустив в серию новый тяжелый танк Т-10, Котин занялся модернизацией ранее созданных машин, продлевая таким образом их боевую жизнь. 

                                                                                       Т-10м 

 

 Неожиданно главного конструктора вызвали в Москву. Новый министр обороны СССР и заместитель председателя Совета министров СССР маршал Николай Булганин, выслушав доклад главного конструктора о состоянии работ по новым объектам, поблагодарил за краткий, обстоятельный доклад и вдруг спросил: «Сколько вам лет, Котин?»

— Сорок семь.

— Золотой возраст, — заметил Булганин. — А здоровье как?

— Благодарю, товарищ маршал! Пока не жалуюсь.

— Вот именно — пока! — Булганин сделал ударение на котинском «пока», забарабанил пальцами по столу, — а у меня, Жозеф Яковлевич, есть другие сведения.

Булганин встал, медленно прошелся по кабинету. Минуту-две помолчал.

— Товарищ Котин, вы понимаете, что совершаете преступление? — резко сказал Булганин. — Да, да, я не оговорился. Мне стало известно, что последние 17 лет вы не были в отпуске. Как прикажете это понимать?

Такого поворота событий главный конструктор явно не ожидал. Он начал объяснять, как все произошло.

— Мне не нужны оправдания, — подчеркнул Булганин. — Нет необходимости напоминать, за что вы несете персональную ответст­венность. Чего ждать от главного конструктора, который не знает, что создание техники требует колоссальных сил, мужества и здоровья. Извольте немедленно получить путевки в санаторий на всю семью. Соответствующие указания уже даны. Срок отпуска — два месяца. Это — приказ!

—               Вы думаете, Жозеф был в отпуске полных два месяца? — улыбается Наталья Петровна. — Как бы не так! Он каждый день звонил на работу, недели через две улетел в Ленинград — там что-то не «клеилось» с новым «изделием». Потом снова появился в санатории, еще раз улетал. Но мы были счастливы: для нас и наших детей — Феликса и Надюши — это был лучший отпуск в жизни! 

В июне 1953 года было образовано Министерство среднего машиностроения (МСМ), под крышей которого объединили всех создателей ядерного оружия. Возглавил новое министерство Вячеслав Малышев, бывший танковый нарком, министр тяжелого машиностроения. В годы войны общее дело сблизило Малышева и Котина, дружили они семьями, а их дочери были как родные сестры.

                       

                                                            Вячеслав Александрович Малышев

Возглавив «атомное» министерство, Малышев начал очередную «атаку» на Котина: «Жозеф, всю жизнь ты занимался танками, но эпоха танков прошла, оборона страны легла на плечи атомщиков и ракетчиков. Почему ты упорствуешь и не хочешь заняться новым делом?»

После войны Котину было много интересных предложений, но он не оставил созданное им КБ и остался танковым конструктором. Даже создавая сугубо мирную технику Котин делал ее, как и боевые машины, — максимально надежной. Первый его трактор КТ-12 для трелевки леса выпускался серийно более десяти лет, а легендарный степной богатырь К-700 «Кировец», отмеченный высшими наградами на многих международных выставках, стал гордостью отечественного тракторостроения. 

                                                           трелёвочный трактор КТ-12  

                                                                                           К-700

Накануне Международного геофизического года известный исследователь Арктики Михаил Сомов обратился к конструктору с просьбой создать вездеход, способный выдержать небывало низкие температуры. Семь «Пингвинов», созданных на Кировском заводе, позволили достичь Полюса недоступности и Южного геомагнитного полюса, обеспечить надежную работу трех советских научных станций по программе Международного геофизического года. 

                                                                        “ Пингвин “ в Антарктиде

Котин был полон новых идей и замыслов, но новейших тяжелых танков страна уже не получила — лидер партии и страны Никита Хрущев увлекшись ракетами, прикрыл все новые разработки по танкам, самолетам, надводным кораблям…

10 марта 1958 года Жозефу Котину исполнилось 50 лет. Поздравить юбиляра в Ленинград приехал Сергей Королев, в те годы фантастически засекреченный главный конструктор межконтинентальных баллистических ракет. Сергей Павлович вручил Ж. Котину приветственный адрес от коллектива ОКБ-1 и сувенир «Первый в мире искусственный спутник Земли». «Наш первый спутник, — подчеркнул Королев, — выведен в космос ракетой Р-7, к которой вы, Жозеф Яковлевич, имеете самое непосредственное отношение. Работая в составе комиссии, проводившей научную экспертизу эскизного проекта ракеты Р-7, вы были в числе первых, кто дал «добро» нашей разработке».

Дружба Королева с Котиным продолжалась долгие годы. После полета в космос Валентины Терешковой к Сергею Павловичу обратилась жена Котина Наталья Петровна:

— Запишите меня в отряд космонавтов, в свое врямя я была первой в стране женщиной-бронетанкистом.

Королев, хитро улыбнувшись, спросил:

— Жозеф Яковлевич возражать не будет?

— Что вы, Сергей Павлович, у нас равноправие!

—   У нас в семье тоже! Но запишу вас в отряд космонавтов после Нины Ивановны: во-первых, она первая на очереди, во-вторых, не хочу развода, — сказал Королев и, довольный шуткой, рассмеялся.     

                                                          Жозеф Яковлевич и Наталья Петровна на прогулке

Под научным руководством С. Королева были разработаны первые в стране подвижные грунтовые комплексы с ракетным вооружением. И здесь не обошлось без кировцев: самоходные пусковые установки — «объекты 280, 281, 282, 287» создавались на базе опытных танков конструкции Ж. Котина.  

                                                                    объект 287 ( ракетный танк )  

            

 

Прославленный конструктор оказался не только конструктором танков, он был выдающимся и универсальным конструктором: под руководством Ж. Котина были созданы более десяти установок и агрегатов для тактических, оперативно-тактических и стратегических ракет. 

                                                                                            ОТРК “ Филин “ 

                                                                           СПУ 2П19  РК  9К72

Жозеф Котин долго и успешно сотрудничал с Сергеем Королевым, потом судьба его свела с Михаилом Янгелем. Рассказывает Владимир Федоров, проектант КБ М. Янгеля, заслуженный изобретатель Украины:

— Мы приехали на Кировский завод, чтобы согласовать документацию на транспортную тележку под «лунную ракету» Янгеля. Встретились с главным конструктором Кировского завода Жозефом Котиным. Документацию согласовали быстро, а Котин говорит: «Ну что это за работа для нашего КБ — телегу делать? Вот если бы у вас была ракета тонн на тридцать, мы бы сделали подвижную ракетную установку». Я сказал, что такая ракета у нас есть. «Передайте Михаилу Кузьмичу, что я хотел бы работать с ним по этой теме».

Идеи Котина и Янгеля совпали: началась разработка первого в мире подвижного ракетного комплекса РТ-20П с межконтинентальной ракетой 8К99. 

Котин несколько раз прилетал в Плесецк на северный ракетный полигон, где проходили летные испытания нового ракетного оружия. Вес подвижной установки с заправленной ракетой составлял 78 тонн. Скорость движения по шоссе — до 40 км/ч, по бездорожью — 15 км/ч. Запас хода по конструкции танка — 15 000 км. Котину было особо приятно: этот ракетный комплекс собирали в его родном городе Павлограде.

Неожиданно для всех, в том числе и для разработчиков, подвижной грунтовой ракетный комплекс РТ-20П показали на военном параде 1965 года. Установка вызвала ажиотаж среди зарубежных дипломатов и военных атташе: никто не предполагал, что такие ракеты могут летать на межконтинентальную дальность, а когда узнали, что это возможно, комплекс нарекли «железной девой». Уникальная самоходка Ж. Котина стала последней разработкой главного конструктора Кировского завода.

 

 

                                                                            РТ-20П на улице Москвы 

                                                                    СПУ 15У59 на базе Т-10

В 1968 году генерал-полковника инженерно-технической службы Ж. Котина назначили заместителем министра оборонной промышленности СССР.

Усвоив тяжкие уроки прошедшей войны, Жозеф Яковлевич сформулировал свое видение задач, стоящих перед конструкторами оружия: война — это не то, кто кого перестреляет, а кто кого передумает. Доктор технических наук, профессор Ж. Котин опубликовал ряд статей о мастерстве конструктора, читал лекции в институтах, редактировал военно-технический журнал… В отличие от многих конструкторов и военачальников, Котин не взялся за воспоминания и размышления: за нас и о нас должны говорить наши дела …

21 октября 1979 года Ж. Котина не стало.

На территории Кировского завода открыт памятник главному конструктору.     

Ветераны КБ, соратники и ученики Ж. Котина издали о нем книгу «Конструктор боевых машин» (1988 г.)

Свято чтят память о своем земляке в Павлограде: в краеведческом музее развернута экспозиция о его жизни и деятельности, на высоком пьедестале установлен один из котинских тяжелых танков ИС-З. 

 

В 1986 году альпинисты Днепропетровска совершили восхождение на безымянный пик 4820 м в районе Туркестанского хребта Тянь-Шаня и назвали покоренную ими вершину в честь славного сына Украины. На мемориальной доске, установленной на вершине, отлиты в бронзе слова: «ПИК КОТИНА. Назван в честь советского конструктора танков, Героя Социалистического Труда, четырежды лауреата Государственной премии СССР Котина Жозефа Яковлевича». 

                                            могила Ж.Я. Котина на Новодевичьем кладбище Москвы

              Павлоград—Харьков—Санкт-Петербург—Москва.

  Начало смотрите на сайте : ВОВ – Полководцы – Создатель броневого щита СССР   Часть I