Создатель Броневого щита СССР Часть I

                   Создатель броневого щита СССР    Часть I

Жозеф Яковлевич Котин (1908—1979) выдающийся конструктор тяжелых танков и гусеничных машин специального назначения.          

Окончил Академию бронетанковых войск. С 1932 года работал в КБ научно-исследовательского отдела академии. С 1937 года — главный конструктор СКБ2 Кировского завода (г. Ленинград). Под его руководством были созданы и поставлены на серийное производство тяжелые танки КВ. Во время войны возглавлял СКБ2 Челябинского Кировского завода (Танкоград), обеспечивал серийный выпуск танков. Одновременно работал заместителем наркома танковой промышленности, координировал опытно-конструкторские работы на танковых заводах. С 1943 года — начальник и главный конструктор опытного завода № 100. Под руководством Котина созданы танки ИС1, ИС2, ИС3 и самоходные артиллерийские установки на их базе.

После войны разработал серию тяжелых танков Т10, плавающий танк ПТ76, бронетранспортеры различных модификаций, опытные танки с ракетным вооружением, самоходные агрегаты для тактических, оперативно-тактических и стратегических ракет («Марс», «Филин», «Планер», «Генератор5», ракетные комплексы Р11М, Р17, РТ15, РТ20П, «Темп­2С», трелевочный трактор КТ12 и мощный колесный трактор КТ700 «Кировец»). В 1968—1972 гг. заместитель министра обороны промышленности, генерал­-полковник.

Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Государственной премии, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки России.

         

«Слушатель академии — девушка!» — эта сенсация мгновенно разнеслась по всем факультетам Военно-технической академии. В 1929 году это звучало так же, как в шестидесятых сообщение ТАСС «В космосе — женщина!».

«Кто она? Откуда? Замужем?» — спрашивали, любопытствовали, удивлялись. Вскоре стали известны некоторые подробности. Девушка родом из Луганска. В военную академию принята по личному разрешению наркома обороны. Поселили ее в отдельной комнате общежития. В браке не состоит. Имя — Наталья, фамилия — Поклонова.

Поначалу курсант Поклонова мало чем отличалась от бывшей разметчицы котельного цеха Луганского паровозостроительного завода Наты Поклоновой: ходила в той же одежде, что и раньше, ей долго не могли подобрать военную форму — оказалась слишком миниатюрной. Пришлось все обмундирование шить по индивидуальному заказу: буденовку, шинель, гимнастерки, сапоги... Чтобы не нарушать устава, был издан специальный приказ, разрешающий курсанту военной академии Поклоновой Н.П. ... «пошив и ношение юбки».

Все восхищались смелой и отчаянной девушкой, а она была недовольна собой: при поступлении в академию «срезалась» на математике и вместо бронетанкового факультета ее зачислили на химфак. Ната не смирилась с этим — весь первый семестр ночами и все свободное время штудировала геометрию и тригонометрию, которых не было в программе рабфака, и добилась своего — успешно сдала математику, перевелась на факультет, о котором мечтала во сне и наяву. (В мае 1932 г. на базе факультета была создана Академия бронетанковых войск. — Авт.).

О таких, как Ната Поклонова, обычно говорят «девушка с характером»: она отклоняла все попытки покровительства, без хныканья и слез переносила все тяготы и лишения армейской жизни, научилась водить все боевые машины, за год до окончания академии ее наградили почетным значком «За отличное вождение танков».

Многие предлагали ей руку и сердце, но девушка словно бы никого не замечала. Лишь на третьем курсе все чаще и чаще ее стали видеть в обществе одного и того же курсанта. Когда он появился на ее небосклоне — все поклонники сникли. Это был Жозеф Котин — отличник учебы и боевой подготовки, лучший спортсмен. Он был олицетворением мужской красоты: высокий, подтянутый, с красивой шевелюрой, выразительными серыми глазами, с обаятельной улыбкой. Говорил тихо, мягко, с приятным украинским акцентом. Знал множество украинских песен. Голос у него был на редкость сильный — чистый баритон. Часто сам себе аккомпанировал. Любил танцы и молодежные вечеринки. Особое удовольствие испытывал, угощая друзей изысканными блюдами собственного приготовления, а когда возвращался с удачной охоты — это был праздник для всего общежития. Увлекался живописью и поэзией, знал наизусть множество стихов Шевченко, Лермонтова, Пушкина, Есенина. Посещал театр, любил оперу. Выделялся безупречными манерами. Даже имя у него было необычным — Жозеф... Разве можно было в него не влюбиться?!

Котин родился в небольшом украинском городке Павлограде 10 марта 1908 г. Был пятым ребенком в семье и самым желанным для отца — наследник, продолжатель семейной фамилии. Паровые мельницы, которые обслуживал отец, приносили приличные доходы, и этих средств вполне хватало на жизнь и на то, чтобы обучать сына и дочерей в гимназиях Павлограда.

Первая мировая бойня и последовавшие за ней гражданская война превратили жизнь павлоградцев в сущий ад. Грабили горожан все без исключения: немцы, австрийцы, меньшевики, большевики, анархисты, гайдамаки, петлюровцы, белые, красные, зеленые... Ко всем бедам в начале двадцатых на павлоградцев обрушился голод. Никто не мог понять, почему люди, растившие хлеб, снабжавшие отборной мукой Королевский двор Великой Британии, крупнейшие города России и Турции, в конце концов остались без хлеба, вымирали семьями...

Спасаясь от кровавого террора, насилия и грабежей, семья Котиных бежала из Павлограда в Харьков, но и тут ее преследовали несчастья: дочери переболели тифом, старшая — Анна — умерла в 1921 году... В те годы Жозеф мечтал об одном: сытно поесть. Тринадцатилетним мальчишкой пошел на Харьковскую биржу труда. Брался за любую работу. Только в 1924 году удалось устроиться слесарем котельно-механического завода «Труд». Тогда же Котин закончил вечерний рабфак. Родители, мечтали: сын станет священником или врачом. Поступил в медицинский институт, но его влекла техника. Перевелся на автомобильный факультет Харьковского политехнического института, но после третьего курса всех отличников учебы направили в Военно-техническую академию РРКА (г. Ленинград).

Из воспоминаний Ж. Котина: «Диплом в академии я защитил успешно, но прошло несколько дней, и вдруг начальник факультета сообщил, что назначена повторная защита. Оказывается, в академию приехал командующий Ленинградским военным округом Тухачевский, познакомился с работами слушателей, отобрал те, которые его заинтересовали, и решил лично послушать, как мы будем отстаивать свои проекты. Моя вторая защита оказалась счастливой. Меня оставили в академии и назначили военным инженером-конструктором научно-исследовательского отдела».

Занимаясь исследованиями бронетанковой техники, Котин по собственной инициативе начал совершенствовать отдельные узлы и агрегаты боевых машин. Руководство академии поддержало инициативу молодого инженера — приказом по академии Жозефа Котина назначили начальником им же созданного проектно-конструкторского сектора.

Через два года окончила академию и Наталья Поклонова. Жозеф поздравил любимую с красным дипломом, а родителям послал фотографию Наты: «Дорогие! Строгость лица — это необходимость для сочетания с военной формой. Будьте знакомы: будущая фамилия этого товарища — Котина-Поклонова».            

Молодые поженились и тут же... разъехались: Ната — на танковый завод военпредом, Жозеф — на испытания 45-тонного пятибашенного танка Т-35 в Харьков.

«...Как тебе известно, — писал Котин жене в декабре 1933 года, — я работаю на объекте Т-35. Первый объект уже испытывается, причем проходит стадию генеральных испытаний: проверяют работу механизмов и выявляют конструктивные недостатки образца. Работа интересная, подобных испытаний я еще не видел. Ты, дорогая, представь «дредноут», работающий на вертикальных препятствиях. Зрелище колоссальное. Почти через день я в пробегах, остальное время на сборке».

Почти все, с чем соприкасалась творческая натура Котина, завершалась интересными инженерными решениями и открытиями. Работая на Харьковском котельно-механическом заводе «Труд» молодой слесарь усовершенствовал слесарные тиски и неожиданно для себя получил на них патент. В феврале 1933 года Комитет по изобретательству при Совете труда и обороны СССР выдал конструктору Ж. Котину авторское свидетельство на изобретение снегоочистителя.

По просьбе специалистов научно-исследовательского института, Котин одновременно с основной работой по «танковым проблемам» занялся созданием специальных устройств по определению степени стойкости к летным перегрузкам. Котинские тренажеры послужили базой для разработки испытательной техники.

Дружба с медиками и летчиками-испытателями на этом не закончилась. Герой Советского Союза летчик-испытатель Петр Стефановский в книге «Триста неизвестных», рассказывая о первых испытаниях по десантированию малых плавающих танков Т-37 и Т-38 на воду без парашюта, подчеркнул «это серьезная, ответственная и, прямо скажем, опасная работа выполнялась под руководством известного инженера-кон­структра бронемашин Ж.Я. Ко­тина».

— Об этом я узнала спустя тридцать лет в 1968 году, когда вышла книга Стефановского, — призналась автору Наталья Петровна. — Тогда в 1935 году, муж говорил, что у него впервые в рабочее время появилась возможность полетать и даже поплавать. Знала бы, какими «полетами» и «плаванием» занимался, — приняла бы меры, ведь у нас 1 января тридцать пятого родился Феликс.

Продолжая развивать «авиационную» тему, Котин занялся разработкой танка воздушного десанта. Тема оказалась весьма перспективной, и приказом по академии ее утвердили в качестве основной при подготовке кандидатской диссертации.

Неожиданно молодого конструктора вызвали в Кремль. Там он получил задание чрезвычайной важности: в кратчайшие сроки разработать новые образцы тяжелых танков противоснарядного бронирования.

В мае 1937 года Жозефа Котина назначают начальником специализированного конструкторского бюро (СКБ) крупнейшего в стране Кировского завода (г. Ленинград).

Положение там сложилось критическое: прежних руководителей, в том числе директора завода и главного конструктора, арестовали как «врагов народа», новый директор М.Тер-Асатуров не скрывал своего беспокойства — заводу предписывалось провести модернизацию серийного танка М-28 и начать подготовку к выпуску тяжелых боевых машин с усиленной броневой защитой, а их, оказывается, нет и в помине и не известно, когда будут в чертежах. На нового начальника СКБ Жозефа Котина надежд мало: слишком молод, ему нет еще и тридцати, и хотя он участвовал в испытаниях пятибашенного танка Т-35, опыта создания тяжелых танков не имел.  

                                                                                             Т-35

Боевая масса – 50 т. Экипаж – 11 человек. Длина корпуса – 9720 мм, Ширина – 3200 мм, Высота – 3430 мм, Клиренс – 530 мм.Вооружение – одна 76,2-мм КТ-28, две 45-мм танковых пушки обр. 1932 года 20К , 6 пулемётов ДТ. Бронирование: лоб корпуса – 50 мм, борт – 20 мм, башня – 20 мм. Двигатель – М17, 500 л. с. Скорость по шоссе – 30 км/ч. Тираж – 61 шт. 

К тому же разработку аналогичного танка одновременно поручили еще и известному танковому конструктору Николаю Барыкову — руководителю Ленинградского завода опытного машиностроения. То есть изначально был предопределен конкурсный характер работ, чтобы на вооружение принять действительно лучший танк.

Много сил и энергии Котин отдал созданию конструкторского бюро, организации его работы, подбору специалистов, совершенствованию методов проектирования.

Беда пришла неожиданно. Осенью тридцать седьмого во вредительстве заподозрили военного представителя автобронетанкового управления, военинженера третьего ранга Наталью Поклонову — жену Котина, которой он доверял больше, чем самому себе. Только он знал, что Ната добилась всего сама. Легенда о личном покровительстве наркома обороны своей землячке так и осталась легендой.

В марте 1936 года за заслуги в укреплении обороноспособности страны первую в стране женщину бронетанкиста наградили орденом «Знак Почета» — это было одно из первых награждений новым орденом. Когда Поклонова стала матерью, она брала крошку Филю с собой на работу. Заводчане его так и называли — «малый военпред». Расследование шло долго. Через восемь месяцев Н. Поклонову восстановили на работе в должности военпреда-инженера. Коллеги решили: оказывается, есть справедливость. Лишь Наталья и ее муж знали, чего стоило доказать свою невиновность в те страшные годы...

Тридцать восьмой принес и другие важные новости. СКБ Котина из ветхого деревянного барака переехало в новое капитальное помещение. Директором Кировского завода назначили 32-летнего Исаака Зальцмана. Что было дальше — хорошо известно. Кировцы разработали два варианта тяжелых танков по заказу автобронетанкового управления — трехбашенный СМК и по собственной инициативе — однобашенный КВ. 19 декабря 1939 года — в один год и день — кировский КВ и харьковскую «тридцатьчетверку» приняли на вооружение. И не вина главных конструкторов Жозефа Котина и Михаила Кошкина, что к началу войны этих танков оказалось мало в войсках, а все «кавалерийские», выпускавшиеся тысячами, армия потеряла в первые месяцы войны...

Любопытна история названия котинских танков: СМК и КВ. 

                                                         СМК ( Сергей Миронович Киров) 

                                                                             ТТХ СМК (данные Кировского завода):

 год выпуска — 1939; масса 55 тонн; экипаж 7 чел.; длина 8750 мм; ширина — 3360 мм; высота — 3350 мм; клиренс — 50 мм; максимальная скорость — 35 км/час; толщина брони: нос — 60 мм; борт — 60 мм; корма — 60 мм; башня — 60 мм: крыша — 20 мм; дно — 30 мм; пушка — Л-11(76.2-мм); длина ствола в калибрах — 41,5; вторая пушка 45-мм обр. 1932 (рейнметалл-Борзиг); боекомплект — 150/300; пулеметы — 3 - ДТ; двигатель — ГАМ-34-БТ; мощность — 850 л. с

Трехбашенный тяжелый танк СМК назвали в честь С.М. Кирова, имя которого присвоили бывшему Путиловскому заводу. 9 декабря 1938 года на совместном заседании Комитета обороны и политбюро ЦК ВКП(б) Котин доложил об основных тактико-технологических характеристиках будущей машины, не скрывая своих сомнений в целесообразности создания трехбашенного танка. После обсуждения проекта Сталин подошел к деревянному макету танка СМК и спросил:

— Товарищ Котин, зачем на танке три башни?

— Это заказ автобронетанкового управления, — ответил главный конструктор. — Мощное вооружение: одна пушка 76 мм и две по 45 мм.

— Нечего делать из танка «Мюр и Мерилиз»! — сказал Сталин. («Мюр и Мерилиз» — дореволюционное название универмага в Москве. — Авт.).

Сталин подошел к макету, снял с него заднюю башню с 45 мм пушкой и спросил главного конструктора:

— Сколько я снял?

— Три тонны, — ответил Котин.

—             Обратите их на усиление броневой защиты, — сказал Сталин. — Нужно ориентироваться на утолщение брони и усиление защиты экипажа. (По воспоминаниям Ж. Котина. — Авт.).

 

Так на заседании Комитета обороны разрешилась волновавшая кировцев проблема. Но никто не отменил прежнее задание правительства, и кировцы начали одновременно изготовлять трехбашенный танк СМК и однобашенный КВ. Журналистская утка о том, что конструктор Котин ко дню бракосочетания с дочерью Ворошилова подарил будущему тестю новый танк, названный именем наркома, не соответствует истине: у Ворошилова не было дочери Натальи Поклоновой, она не значилась и в родственниках наркома. Женился Котин за пять лет до создания танка КВ и никогда нарком обороны не был «крестным отцом» четвертого ребенка Котиных, у которых было… двое детей. Название танку КВ придумали военные, которым очень хотелось угодить наркому обороны. 

 

 

 Тактико-технические характеристики тяжелого танка КВ-1

Год выпуска

1939 год

Всего произведено

3117

Масса

47 т

Экипаж

5 человек

Габариты

Высота

2,71 м

Ширина

3,32 м

Длина

6,9 м

Вооружение

Пушечное

76,2-мм Ф-34 (135 снарядов)

Пулеметное

3×7,62-мм ДТ (3024 патронов)

Бронирование

Лоб

110 мм 

Борт

90 мм 

Корма

75 мм 

Крыша

40 мм

Днище

30 мм

Ходовые характеристики

Двигатель

В-2К

Мощность

600 л.с.

Тип

дизельный

Скорость

по дороге — 35 км/ч;
по бездорожью — 20 км/ч

Запас хода

по дороге — 335 км;
по бездорожью — 250 км

Давление на грунт

0,75 кг/см2

 
Вместе с тем, в боях на линии Маннергейма выявилась настоятельная необходимость применения еще более мощного орудия, чем 76-мм танковая пушка Л-II танка КВ. Поэтому для подавления вражеских дотов в начале 1940 года была срочно разработана установка 152-мм гаубицы M-10 в башне увеличенного размера. Четыре образца нового танка КВ-2 в начале 1940 года были изготовлены и проверены на завершающем этапе боев. Они показали высокую боевую эффективность и полную неуязвимость от огня противотанковой артиллерии противника и в первый период ВОВ.

 

 

В первоначальный период ВОВ потребовались невероятные усилия, чтобы резко увеличить выпуск боевых машин, необходимых фронту. Захватив Киев, Минск, немцы рвались к Москве, подошли к Ленинграду, а Кировский завод день и ночь продолжал выпускать танки. 

                                                            Кировский завод. Производство КВ-1

Они шли в бой прямо с заводских цехов. За этот подвиг И. Зальцман и Ж. Котин стали первыми Героями Советского Союза среди танкостроителей (указ от 19 сентября 1941 года. — Авт.)

                       

                                                                  Исаак Моисеевич Зальцман

Поздней осенью сорок первого Кировский завод эвакуировался на Урал. В глубоком тылу был создан Танкоград. Главным конструктором этого гиганта назначили Ж. Котина. Всю войну Танкоград поставлял фронту боевую технику, ее выпуск довели до фантастических цифр: более ста тысяч разных типов танков и самоходных артиллерийских установок! 

                                                 в цехе Уралвагонзавода ( Танкограда )

Созданный под руководством Ж. Котина тяжелый танк ИС-2, вооруженный мощной 122-мм пушкой, с броней 120 мм, был признан самым мощным танком Второй мировой войны. 

                                                         ИС-2 у Бранденбургских ворот Берлина

Любопытна история его названия. В первые годы войны было создано несколько моделей танков КВ. К 1943 году конструкторы провели глубокую модернизацию тяжелого танка КВ, который получил индекс КВ-13.

Всесторонние испытания нового танка показали — именно о таком танке мечтали в войсках. В историю войны он вошел под индексом «ИС» (Иосиф Сталин). 

 

 

 

Создавая новую технику, совершенствуя ее, Котин значительно расширил представления о профессии конструктора. Его постоянно видели в конструкторских отделах, в цехах Танкограда и везде, где проходили крупнейшие танковые сражения. Из документов военного времени: «СССР. СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ. 15 февраля 1942 г. №МВ-100. Москва. Кремль. Настоящее удостоверение выдано заместителю народного комиссара танковой промышленности генерал-майору тов. Котину Ж.Я. в том что он командируется на Южный фронт по особому заданию правительства. Зам председателя Совета народных комиссаров Союза ССР В. Малышев».

После разгрома крупнейшей немецкой группировки под Корсунь-Шевченковским (январь-февраль 1944 г.) командующий войсками 2-го Украинского фронта маршал Иван Конев ознакомил Котина с любопытным документом: секретный приказ предписывал немецким войскам «избегать встречного боя с танком ИС и стрелять по нему только из засад и укрытий».

                                                                          Корсунь-Шевченковский котёл

После изучения группой научных сотрудников ВАММ имени И.В. Сталина, возглавляемой инженером-полковником А. Завьяловым, характера боевых повреждений, полученными танками в ходе Курской битвы (обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни), было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту в рамках существующей массы. В конце лета 1944 года работами по модернизации занялись два КБ — завода №100 (Ж.Я. Котин, А.С. Ермолаев) и Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) (Н.Л. Духов, М.Ф. Балжи).

 

Николай Леонидович Духов               Михаил Фёдорович Балжи

Танк ИС-3 опоздал на войну. К моменту подписания Акта о капитуляции Германии все танки еще находились на заводе, и в боевых действиях участия не принимали. Не участвовали они и в боях на Дальнем Востоке в августе - сентябре 1945 г. Лишь 7 сентября 1945 г. танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной армии в Берлине.

ИС-3

Повоевать во время Второй мировой войны танкам ИС-3 не пришлось, однако их первое появление было достаточно эффектным. В пятницу 7 сентября 1945 года в Берлине состоялся большой военный парад в честь окончания Второй мировой войны.

Парад Победы союзных войск во Второй Мировой Войне - состоялся 7 сентября 1945 года в Берлине, у Бранденбургских ворот. Командовал парадом - английский генерал-майор Эрик Нэйрс. От Советского Союза парад принимал маршал Г. К. Жуков.

Порядок движения войск:

·                                СССР

·                                Франция

·                                Великобритания

·                                США

Порядок движения бронетехники:

·                                Великобритания

·                                Франция

·                                США

·                                СССР\

Проезд бронетехники начали 24 танка и 30 бронемашин английской 7-й танковой дивизии. Далее - французская колонна: 6 средних танков, 24 бронетранспортера и 24 бронемашины 3-го егерского полка и 1-й бронетанковой дивизии. Следом американская колонна: 32 танков и 16 бронемашин из 16-й мотомеханизированной кавалерийской группы. Завершали парад 52 советских танка ИС-3 из 2-й гвардейской танковой армии.

 

ИС-3 на параде 7.09.1945 года в Берлине

Слева направо: маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков (1896—1974), британский фельдмаршал Бернард Монтгомери, (1887—1976), генерал армии Василий Данилович Соколовский (1897—1968), маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский (1896—1968), генерал-полковник Михаил Сергеевич Малинин (1899—1960). 

Под руководством Ж.Я. Котина , на базе созданных им танков, были разработаны самые мощные САУ 2-й Мировой войны. 

                                                                             ИСУ-152 “ Зверобой “ 

  Тактико-технические характеристики САУ ИСУ-152

БОЕВАЯ МАССА, т.

46

ЭКИПАЖ, чел.:

5

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЬ», мм;

длина-9050,ширина-3070,высота -2480, клиренс - 470.

ВООРУЖЕНИЕ-

гаубица-пушка МЛ-20С обр. 1937 г. калибра 122мм, пулемет ДШК обр. 1938 г. калибра 12,7 мм (на зенитном станке на частимашин).

БОЕКОМПЛЕКТ:

20 выстрелов, 250 патронов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ:

телескопический прицел СТ-10, панорама Герца.

БРОНИРОВАНИЕ, мм:

лоб и борт корпуса - 90, корма - 60, крыша н днище- 20...30.

ДВИГАТЕЛЬ:

В-2-ИС. 12-цилиндровый,дизельный, V-образиый, жидкостного охлаждения; мощность - 520 л.с (382,5 кВт) при 2000 об/мин, рабочий объем - 38 880 см*.

ТРАНСМИССИЯ:

многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьми скоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ:

6 опорных катков с внутренней амортизацией на борт, 3 поддерживающих катка, ведущие колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо, подвеска индивидуальная торсионная, в каждой гусенице 86 траковшириной 650 мм, шаг трака - 162 мм.

СКОРОСТЬ МАКС, км/ч:

35

ЗАПАС ХОДА, км:

220

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:

угол подъема, град. - 36, ширина рва, м - 2,5, высота стенки, м - 1, глубина брода, м - 1,3.

СРЕДСТВА СВЯЗИ:

радиостанция 10Р или 10PK, переговорное устройство ТПХ-4-бисф.

 

Все годы войны Жозеф Котин был одновременно главным конструктором Танкограда и заместителем наркома танковой промышленности, его вклад в создание боевой техники приравняли к выигрышу крупных военных сражений, наградив полководческими орденами Суворова первой и второй степени. Двумя орденами Красной Звезды и орденом Отечественной войны.

         

Была отмечена и жена Котина, всю войну проработавшая военпредом Танкограда. Сорок пятый год для Котиных стал вдвойне счастливым: это был год Победы и рождения любимой дочери Нади.

   Продолжение смотрите на сайте : ВОВ – Полководцы – Создатель броневого щита СССР    Часть II