Четыре тарана

                      Русский ас Борис Ковзан из 28 сбитых им самолётов

                                         четыре уничтожил таранами.

Родился 7 Апреля 1922 года в городе Шахты, ныне Ростовской области, в семье служащего. Окончил 8 классов в городе Бобруйске и аэроклуб, Одесскую авиационную школу в 1940 году.

                            

На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 года. Участник обороны Гомеля. Лётчик - истребитель старший лейтенант Б. И. Ковзан один из немногих в мире пилотов таранивший 4 вражеских самолёта: 29.10.1941 года над гордом Загорск Московской области, 22.2.1942 года над городом Торжок Калининской области, 9.7.1942 года над станицей Любница и в Августе 1943 года у города Старая Русса Новгородской области.

Всего совершил 360 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боёв, сбил лично и в группе с товарищами 28 самолётов противника.

24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Борис Иванович Ковзан участвовал в войне с первого дня. Свой боевой счёт он открыл 24 июня 1941 года, сбив бомбардировщик Do-215. 

Первый же свой таран он совершил 29 октября 1941. В тот день младший лейтенант Ковзан на самолёте МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Загорска Московской области. 

                                                                           Модификация  МиГ-3

Размах крыла, м  10.20  Длина, м  8.25  Высота, м  3.50

Площадь крыла, м2  17.44

Масса, кг   пустого самолета  2699  взлетная  3350  топлива  463

Тип двигателя  1 ПД АМ-35А  Мощность, л.с.   номинальная  1 х 1200  взлетная  1 х 1350

Максимальная скорость , км/ч   у земли  505  на высоте  640

Практическая дальность, км  1250

Скороподъемность, м/мин  877

Практический потолок, м  12000

Экипаж  1

Вооружение:  один 12.7-мм пулемет УБС,

два 7.62-мм пулемета ШКАС
6 НУРС 57-мм РС-82 или 2х 100 кг

бомбы ФАБ-100 или ФАБ-50

Получив попадание от наземной зенитки он слегка приотстал от товарищей и на обратном пути его самолёт настигли четыре Мессера. Одного из них Ковзан сумел сбить. от остальных сумел оторваться, уйдя на недосягаемую для немцев высоту Когда он уже подлетал к своему аэродрому, он разглядел ведущий воздушную разведку Юнкерс – немцы давно стремились обнаружить этот аэродром, и, похоже, этот разведчик был близок к выполнению поставленной ему задачи.

Все патроны были уже израсходованы, и Ковзан решил идти на таран. После этого тарана Ковзан совершил вынужденную посадку и был признан пропавшим без вести. Но через два дня его обнаружили у севшего на брюхо самолёта. Лётчик, не получивший ранения, мог бы добраться до аэродрома пешком, но не решился бросить самолёт.

                                  Ковзан таранит Ju-88 над Загорском 29 октября 1941 года.

Второй таран Ковзан произвёл 22 февраля 1942 года. В тот день он районе Вышнего Волочка на самолёте Як-1 таранил пикировщик Ju-87, после чего вернулся на свой аэродром и успешно посадку на повреждённом самолёте.  

 

Модификация

  Як-1

Размах крыла, м

  10.00

Длина, м

  8.48

Высота, м

 

Площадь крыла, м2

  17.15

Масса, кг

 

  пустого самолета

  2445

  нормальная взлетная

  2950

Тип двигателя

  1 ПД М-105ПА

Мощность, л.с.

  1 х 1050

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  472

  на высоте

  569

Практическая дальность, км

  650

Скороподъемность, м/мин

  877

Практический потолок, м

  10000

Экипаж

  1

Вооружение:

  одна 20-мм пушка ШВАК и два 7.62-мм пулемета ШКАС

 

Третий таран для Ковзана также окончился почти безболезненно. Сбив 8 июля 1942 года в районе села Лобницы Новгородской области тараном Me-109, он успешно вернулся на свой аэродром. 

                                                                                             Me-109

Самым же знаменитым стал его четвёртый таран. Возвращаясь с задания, Ковзан вступил в бой с шестью немецкими истребителями. Получив ранение в голову и оставшись без боеприпасов Ковзан, сообщил по рации что покидает самолет и открыл уже фонарь, чтобы его покинуть. И в этот момент он увидел несущегося на него немецкого аса. Самолёты столкнулись лоб в лоб. 

Немецкий лётчик погиб сразу же, а Ковзана выбросило из самолёта через фонарь кабины. Падал он без сознания, но во время падения каким-то образом частично раскрылся его парашют. Приземлился лётчик прямо в болото, сломав ногу и несколько рёбер. Из болота его вытащили подоспевшие партизаны и переправили через линию фронта. В госпитале Ковзан провёл 10 месяцев, потерял правый глаз. Тем не менее, после госпиталя он вернулся в строй и довёл сёт своим победам до 28 сбитых самолётов.

                

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, капитану Ковзану Борису Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1103).

После войны Ковзан работал начальником аэроклуба.

             

Умер он в Минске 31 августа 1985 года в возрасте 63 лет.