Первый дважды герой СССР

                          Сергей Иванович Грицевец       

 

Сергей Грицевец прожил короткую, но необычайно яркую жизнь и оставил в истории российской авиации заметный след. Сын бедного белорусского крестьянина, он родился 19 июля 1909 года в деревне Боровцы, ныне Барановичского района Брестской области. Окончил 7 классов в 1927 году. Работал чернорабочим в службе пути на железной дороге, в "Льноторге", учеником слесаря в эфесном цехе механического завода в Златоусте. Окончил ФЗУ, учился на вечернем отделении металлургического техникума. С 1931 года в рядах Красной Армии.

В июне 1931 года по комсомольской путёвке прибыл в 3-ю Оренбургскую военную школу пилотов, где считался одним из самых инициативных и способных курсантов. Боевые листки тех лет призывали равняться в учёбе на Сергея. После окончания в сентябре 1932 году авиашколы, Грицевец стал лётчиком - истребителем. Сначала служил в Киевской авиабригаде, а с декабря 1933 года в 1-й Краснознамённой ИАЭ в Гатчине. В составе этой эскадрильи служил затем на Дальнем Востоке, стал начальником воздушно - стрелковой службы эскадрильи, потом был назначен командиром звена. С 1 августа 1936 года учился в Одесской школе воздушного боя и высшего пилотажа, затем был в ней лётчиком - инструктором.

...Военный лётчик с небольшим чемоданом ждал, когда подойдёт трамвай № 13, как его здесь называли "авиационный", чтобы ехать с вокзала "Одесса - Главная" в сторону Люстдорфа - приморской детской климатической станции. Надвигался знойный день конца июля 1936 года, но утром ещё не пекло, и Сергей чувствовал себя бодро и легко, с наслаждением вдыхая свежий и влажный морской воздух. Настроение было отличное.

Почти порожний в ранний час вагон, приняв одинокого пассажира, побежал по пустынным улицам, усаженным деревьями средней полосы вперемежку с субтропическими. Перед Люстдорфом трамвай свернул на Ульяновку и остановился недалеко от контрольно - пропускного пункта авиационной школы. Сергей Грицевец вышел, а вагон, дребезжа и позванивая, развернулся в город.

 

До слуха донеслись родные голоса аэродрома...

Ядром школы высшего пилотажа была авиационная эскадрилья специального назначения. Талантливые кадровые лётчики ВВС Красной Армии под руководством опытных инструкторов - методистов оттачивали здесь мастерство ведения воздушного боя, повышали меткость воздушной стрельбы, словом, овладевали полным курсом применения в бою новейшего самолёта - истребителя И-16.

 

К концу июля 1936 года в Одесскую школу воздушного боя съехалось большинство лётчиков - истребителей первого набора...

Сергей писал в Москву брату Ивану:

"С 1 августа я нахожусь в Одессе и учусь в школе. Между прочим, очень хорошо преподносят теорию. Летаю на новом истребителе. Работать приходится очень много: 7 часов рабочий день и во внешкольное время занимаемся до 1 - 2 часов ночи. Это, правда, бывает в некоторые дни. Наша учёба, оказывается, рассчитана на год, а говорят ещё так, что при усиленных темпах учёбы закончим школу за 6 - 8 месяцев. Это было бы очень хорошо. Если так будет, то Галя на это время останется жить у матери, правда, скучновато будет врозь жить, но нам с ней не привыкать. Вот так дело обстоит в отношении нас. Пока всего хорошего. Твой брат Серёжа..."

Затем случил в авиационных частях. В звании старшего лейтенанта был ВРИО командира звена 8-й Одесской школы пилотов Киевского военного округа.

В июне 1938 года, в составе группы из 34 лётчиков, прибыл в Испанию для оказания помощи республиканским ВВС. Имел псевдонимы "Сергио" и "Командор Серж".

      

В боях с вражеской авиацией в неравных условиях, когда зачастую соотношение между республиканскими и франкистскими самолётами было 1 : 5 он пришёл к убеждению, что единственно правильной тактикой борьбы в таких условиях может быть только групповой "соколиный удар" - внезапная атака врага всей эскадрильей сверху, сзади.

 

  Модификация

  И-16 тип 10

Размах крыла, м

  9.00

Длина, м

  6.07

Высота, м

  3.25

Площадь крыла, м2

  14.54

Масса, кг

 

  пустого

  1327

  взлетная

  1716

Тип двигателя

  1 ПД М-25

Мощность, л.с.

  1 х 750

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  398

  на высоте

  448

Практическая дальность, км

  525

Cкороподъемность, м/мин

  882

Практический потолок, м

  8470

Экипаж

  1

Вооружение:

  четыре 7.62-мм пулемета ШКАС

14 августа 1938 года группа самолётов, которой он командовал, впервые в воздушном бою применила этот новый тактический приём. Удар был настолько неожиданным и ошеломляющим для врага, что неприятельская группа потеряла управление. На землю упало несколько вражеских машин, объятых пламенем. Группа Грицевца в полном составе возвратилась на аэродром.

 

 Всего в небе Испании Сергей Грицевец  совершил 88 боевых вылетов с общим налётом 115 часов, в 42  ( по другим данным в 24 )  воздушных боях сбил 30 самолётов противника  ( 6 лично и 24 в составе группы ).

Лётчики группы под его руководством сбили 85 самолётов. Весть об одном из его боевых вылетов облетела весь мир...

Воздушный бой с немецкими He-51 и итальянскими Cr-32 завязался близ реки Эбро над позициями корпуса Листера, на НП которого в тот день были приглашены испанские и иностранные журналисты. Старший лейтенант Грицевец дрался в небе с превосходящими силами противника. Да как !   На "ишачке" - так прозвали маневренный И-16 - дерзко атаковал Сергей группы вражеских самолётов. Об этой неравной схватке центральная газета испанских коммунистов "Мундо Обреро" сообщала: "Сергио, храбрый пилот Республики, верный воинскому долгу, героически сражаясь, за один боевой вылет сбил 7      ( семь ! )  фашистских самолётов   ( из них 5 Фиатов CR-32 ), но и его машина была серьёзно повреждена".

 

                                                                                       He-51 

                                                                           Фиат CR-32

Об этом подвиге писали и многие иностранные газеты. Среди прочих - английская "Дейли ньюс", корреспондент которой наблюдал воздушный бой и даже сумел узнать подлинное имя камарадо Сергио. Газета вышла с броским заголовком: "Русский лётчик Сергей Грицевец - человек изумительной храбрости".  [ Согласно данным С. В. Абросова, в реальности Сергею во время одного из вылетов на сопровождение СБ пришлось в одиночку отбиваться от 7 "Фиатов", однако побед в этом бою он, согласно официальным документам, не заявлял. Скорее всего, это лишь красивая легенда. ]

Особенно отличился Сергей Грицевец в заключительных и самых тяжёлых боях за Эбро, где немцы использовали опытные "Мессера" вооружённые пушками и значительно превосходящие И-16 в скорости. Только за 20 дней августа 1938 года советскими и испанскими лётчиками было сбито 72 вражеских самолёта. 

                                                                          бой И-16 с Bf-109

В одном из боёв 13 августа 1938 года, в паре с испанским лётчиком сержантом Луисом Маргалефом подбил и заставил приземлиться на республиканской территории немецкий бомбардировщик Не-111, чей экипаж был взят в плен.

18 августа 1938 года - в день Авиации, Грицевец сбил 2 итальянских "Фиата". Со своими лётчиками Грицевец порой забирался без кислородных приборов на высоту до 7 км, чтобы оттуда обрушить удар на противника.

Последний раз пилоты группы Сергея Грицевца участвовали в бою 15 октября 1938 года, когда было поднято в воздух сразу около 100 республиканских самолётов в составе 7 эскадрилий. Тогда над рекой Эбро в напряжённой воздушной схватке, совместными усилиями советских и испанских лётчиков, было сбито 3 "Мессера" и 5 "Фиатов". Наши потери составили 3 самолёта  ( все лётчики спаслись на парашютах ).

 

Однако, ко времени окончания 113-дневной битвы за Эбро, из 34 лётчиков, прибывших вместе с Грицевцом в июне 1938 года, осталось в строю лишь 7.

Список известных побед старшего лейтенанта С. И. Грицевца:


п/п

Дата
победы

Сбитый
самолёт

Район боя
( падения )

Примечание

1

06.07.1938

2 Bf.109

-

( лично )

2

09.07.1938

1 Bf.109

-

( лично )

3

13.07.1938

1 Fiat-32

Вальбон

( лично )

4

18.07.1938

2 Fiat-32

Вивер

( лично )

5

20.07.1938

1 Bf.109

-

( в составе группы )

6

22.07.1938

1 Fiat-32

-

( в составе группы )

7

24.07.1938

1 Ju-87

-

( в составе звена )

8

05.08.1938

1 Fiat-32

-

( в составе группы )

9

13.08.1938

1 Не-111

Барселона

( в паре с Луисом Маргалефом )

10

14.08.1938

1 Bf.109

Гандеса

( в паре с Сапроновым М. С. )

11

18.08.1938

2 Fiat-32

-

( в составе группы )

12

23.08.1938

1 Bf.109

Вильяльба

( в составе группы )

13

24.08.1938

1 Fiat-32

-

( в составе группы )

14

26.08.1938

1 He-51

-

( в составе группы )

15

27.09.1938

1 Bf.109

-

( в составе группы )

16

03.10.1938

1 Fiat-32

-

( в составе группы )

17

04.10.1938

1 Bf.109

-

( в составе группы )

   * Предположительно пилотом этого Bf.109 был ас "Легиона Кондор", обер-лейтенант Отто Бертрам, взят в плен.

                    

                                                                                Отто Бертрам

     

22 февраля 1939 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, в котором говорилось о том, что за образцовое выполнение  специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленные при этом личное мужество и отвагу, старшему лейтенанту С. И. Грицевцу присваивается звание Героя Советского Союза. Сам Михаил Иванович Калинин вручил Грицевцу грамоту о присвоении этого высокого звания. Следует отметить и тот факт, что звания капитан Сергей Грицевец никогда не имел: из старшего лейтенанта он стал сразу майором   ( 31 декабря 1938 года ).

 

В полную силу сильные стороны характера и лётного мастерства Сергея Грицевца проявился и в небе Халхин - Гола летом 1939 года: молниеносная находчивость, острая наблюдательность, чувство товарищеской выручки, виртуозное владение техникой пилотирования. В воздушных боях лично и в составе группы сбил 12 японских самолётов.

Вначале Грицевец летал на И-16, а когда в конце июня были получены новые И-153 ("Чайки" ), его назначили командиром эскадрильи этих машин.

 

 В большинстве боевых вылетов "Чаек", эскадрилью которых всегда лидировал Грицевец, заканчивались победой советских лётчиков.

 

Так было и в памятном воздушном бою 25 августа, когда наземные войска доколачивали окруженные части 6-й японской армии. В этот день над Халхин - Голом произошло 7 воздушных боёв. В одном из них участвовало более 200 советских и японских самолётов.

 

                                                                                            Ki-27

Модификация

  Ki-27

Размах крыла, м

  11.35

Длина, м

  7.53

Высота, м

  3.335

Площадь крыла, м2

  18.61

Масса, кг

 

  пустого самолета

  1174

  нормальная взлетная

  1598

  нормальная взлетная

  1790

Тип двигателя

  1 ПД Армейский тип 97

Мощность, л.с.

  1 х 650

Максимальная скорость , км/ч

 

  на высоте

  444

  у земли

  395

Крейсерская скорость , км/ч

  350

Практическая дальность, км

  1710

Боевая дальность, км

  627

Максимальная скороподъемность, м/мин

  920

Практический потолок, м

  10040

Экипаж

  1

Вооружение:

  два синхронных 7,7-мм пулемета тип 89

 

Бой развертывался на высотах до 6000 метров. Над долиной реки ревели моторы, трещали пулемётные очереди, падали вниз самолёты, оставляя за собой шлейфы чёрного дыма. И в этой круговерти выделялась "Чайка" командира эскадрильи.

В разгар бой Грицевец заметил, как к хвосту машины Леонида Орлова пристроился японский истребитель. Увлечённый атакой, Орлов не заметил этого, и тогда Сергей Грицевец пошёл в лоб на японца. Враг не выдержал встречной атаки и свечой взмыл вверх. Грицевец дал короткую прицельную очередь по японскому лётчику. Тот бросил свою машину в крутое пике, притворился, что подбит и падает. Но подобная уловка противника была хорошо знакома Грицевцу ещё по боям в Испании. Он тут же нырнул вниз за самураем, догнал его и с близкого расстояния расстрелял. Японский истребитель, не выходя из пике, врезался в песчаный бархан.

 

  Модификация

  И-153

Размах крыла, м

 

  верхнего

  10.00

  нижнего

  7.50

Длина, м

  6.18

Высота, м

  3.00

Площадь крыла, м2

  22.10

Масса, кг

 

  пустого самолета

  1348

  нормальная взлетная

  1765

  максимальная взлетная

  1859

Тип двигателя

  1 ПД М-62

Мощность, л.с.

  1 х 800

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  366

  на высоте

  426

Практическая дальность, км

  740

Скороподъемность, м/мин

  910

Практический потолок, м

  11000

Экипаж

  1

Вооружение:

  четыре 7.62-мм пулемета ШКАС (2500 патронов)

26 июня 1939 года в районе озера Буир - Нур завязался воздушный бой с японцами, продолжавшийся около двух часов и закончившийся полной победой советских лётчиков. Враг потерял 15 самолётов. В этот день Сергей Грицевец совершил подвиг, ставший известным на всю страну.

 

                                                               И-153 и И-16 в Монголии

В бою был сбит самолёт командира 70-го истребительного авиаполка майора В. М. Забалуева и он опустился на парашюте на территории занятой противником.  

Всё это видел Сергей Грицевец. Недолго думая, он посадил свою машину неподалеку от приземлившегося товарища, помог ему забраться в кабину и взлетел под огнём японской пехоты. Это был первый подобный случай в советской авиации.   

 

 

                                     Сергей Иванович Грицевец и Вячеслав Михайлович Забалуев   

 В небе Халхин - Гола С. И. Грицевец совершил 138 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника  ( по одни источникам - 10 лично и 2 в группе, по другим - все 12 лично ).

Список известных побед майора С. И. Грицевца в небе Монголии:


п/п

Дата
победы

Сбитый
самолёт

Район боя
( падения )

Примечание

1

22.06.1939 г.

1 Ki-27

Буир - Нур

( лично )

2

24.06.1939 г.

1 Ki-27

Хуху - Узун - Обо

( лично )

3

26.06.1939 г.

3 Ki-27

Ганьчжура

( 2 лично и 1 в составе группы )

4

07.07.1939 г.

2 Ki-27

-

( лично )

5

24.08.1939 г.

1 Ki-21

-

( вместе с Писанко А. С. и Смирновым Б. А. )

6

24.08.1939 г.

1 Ki-27

-

( лично )

7

26.08.1939 г.

2 Ki-27

-

( лично )

8

30.08.1939 г.

1 Ki-27

Хамар - Даба

( лично )

 

29 августа 1939 года за победы в воздушных боях и спасение командира, Сергей Грицевец был награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза. Награждён также орденом Красного Знамени  ( 1939 )  и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени  ( 18.08.1939 ).

 

 

Сергей Грицевец принимает поздравления.

Он был не только прекрасным воздушным бойцом, но и замечательным наставником. Десятки молодых лётчиков учились у Грицевца искусству воздушного боя. Он проводил с ними разборы полётов, занятия по тактике, учил сочетать маневр и огонь: "Только секунда отводится лётчику на прицельную очередь, - говорил он, - Только одна секунда !"

 

Он и в самом деле умел первым дать очередь, на какую то долю секунды опережая врага. Атаковал всегда неожиданно, никогда не допуская шаблона в тактике. К началу Великой Отечественной войны именно Грицевец был самым результативным советским лётчиком - истребителем имея 42 воздушные победы !

 

В начале сентября 1939 года майор С. И. Грицевец вместе с группой лётчиков, возглавляемой комкором Я. В. Смушкевичем, выехал в Москву.

             

Он был назначен советником одной из авиабригад Белорусского военного округа. Предстоял поход войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию.

16 сентября Грицевец с группой лётчиков присутствовал на заседании Военного совета округа в Минске. Возвращались на свой аэродром под Оршей в сумерках. Грицевец приземлился первым. Шедший на посадку вторым майор П. И. Хара, не разглядев выложенную букву "Т", стал садиться с противоположной стороны аэродрома и на большой скорости врезался в стоявшую машину Грицевца. 

В результате столкновения, оба самолёта были разбиты, Хара получил серьёзные травмы, а Грицевцу ударом винта отрубило голову. Так, нелепая случайность послужила причиной гибели выдающегося советского лётчика.

бюст С.И. Грицевец в Минске

мемориальная доска в Златоусте