А.К. Горовец

Самый результативный воздушный бой

6 июля 1943 года старший лейтенант Александр Константинович Горовец сбил в одном бою 9 самолётов противника

БИОГРАФИЯ И БОЕВОЙ ПУТЬ А.К. ГОРОВЦА.

                    

                                                             Притяжение небес.

Хутор Зоринские Дворы Ивнянского района. В четырех километрах отсюда походил передний край немецкой обороны. В этом районе на Курской дуге разыгралось одно из крупнейших сражений, принесшее неувядаемую славу советским воинам. Пройдет 14 лет, и на месте сражения рабочий автомагистрали Москва - Симферополь Сергей Гаврилович Сергеев найдет обломки самолета, документы погибшего летчика, орден Красного Знамени, личное оружие…

На партийном билете сохранилась запись: «Горовец Александр Константинович, 1915 год рождения. Партийный билет выдан в 1939 году Ворошиловским райкомом партии г. Шахты Ростовской области». С этого момента стало известно об одном из подвигов совершённых в годы Великой Отечественной войны.

Путь А.К. Горовца типичен для многих сверстников.

Родился Александр Горовец 12 марта 1915 году в деревне Мошканы ныне Сенненского района Витебской области в семье крестьянина. После окончания местной школы работал слесарем, хотя, как и многие мальчишки в 30-е годы, мечтал стать летчиком и героем как Валерий Чкалов. Небо, как магнит, притягивало Александра. Нина Константиновна, его сестра вспоминает «.. Шурик очень любил мастерить деревянные самолёты. Мы сёстры, любовались самодельными самолётами… Запускал в небо летучего змея и когда тот летел высоко наблюдал и радовался». В семье его вспоминали как трудолюбивого, ответственного и любимого сына и брата.

В 1930 году Александр окончил семилетнюю школу, осенью этого же года поехал в Полоцк и поступил в лесотехнический техникум. Проучившись один год, тяжело заболел тифом и из – за болезни опоздал на второй курс. На протяжении всей учёбы в школе и техникуме его не отпускала мечта о небе. По выздоровлению, он отправляется в Витебск, где работает в слесарной мастерской и одновременно поступает в аэроклуб Осовиахима. После года обучения в аэроклубе, 1932 году Александра призвали в армию и направили в Ульяновск в лётную школу.

В Ульяновской школе были замечательные преподаватели и высококлассные инструкторы, выпускники летной школы потом, в годы войны, докажут это своими подвигами.

                          

После окончания в 1935 году Ульяновской летной школы, Александр был направлен на работу в аэроклуб им. Водопьянова г. Шахты Ростовской области, где был вначале инструктором, а с 1 декабря 1937 года был переведён на должность командира звена, затем отряда. 8 октября 1939 года его назначают начальником лётной части аэроклуба, где и работал до Великой Отечественной войны.

           

                                                                         Начало боевого пути.

В 1941 году Александр Горовец был снова призван в ряды Советской Армии. Но теперь стояли новые задачи: защитить свою Родину от фашистских захватчиков. Молодым летчикам в кратчайшие сроки предстояло не только освоить грозные боевые машины, но и стать мастерами, способными оказать противо­действие гитлеровским асам, покорившим небо всей Европы.

С июня 1942 года летчик принял боевое крещение в составе 166-го истребительного авиаполка в небе Кубани, воевал на Северо-Кавказском и Воронежском фронтах. 

За короткий срок, летая на истребителе ЛаГГ-3, уничтожил 40 вражеских автомашин, 24 повозки с боеприпасами, вывел из строя паровоз. 

 

Модификация

  ЛаГГ-3 1 серия

Размах крыла, м

  9.80

Длина, м

  8.81

Высота, м

  4.40

Площадь крыла, м2

  17.62

Масса, кг

 

  пустого

  2680

  взлетная

  3346

Тип двигателя

  1 ПД Климов М-105П

Мощность, л.с.

  1 х 1050

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  498

  на высоте

  575

Практическая дальность, км

  1100

Максимальная скороподъемность, м/мин

  735

Практический потолок, м

  9500

Экипаж

  1

Вооружение:

  один 12.7-мм пулемета БК, два 12.7-мм пулемета БС и
 два 7.62-мм ШКАС

 
Горовцу присвоили звание старшего лейтенанта и назначили заместителем командира эскадрильи. Тогда же, как одному из наиболее отличившихся лётчиков, Горовцу вручили новенький истребитель Ла-5 с надписью на фюзеляже: "От колхозников и колхозниц Горьковской области" на одной стороне и "Эскадрилья "Валерий Чкалов" - на другой. На этой машине Александр сражался мастерски, дерзко, за что был удостоен орденов Ленина и Красного Знамени. 

 

 Модификация

  Ла-5

Размах крыла, м

  9.80

Длина, м

  8.67

Высота, м

  2.54

Площадь крыла, м2

  17.50

Масса, кг

 

  пустого

  2681

  взлетная

  3360

Тип двигателя

  1 ПД Швецов М-82

Мощность, л.с.

  1 х 1330

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  509

  на высоте

  580

Практическая дальность, км

  1190

Максимальная скороподъемность, м/мин

  833

Практический потолок, м

  9500

Экипаж

  1

Вооружение:

  две 20-мм пушки ШВАК и 2х 100-кг бомбы ФАБ-100

 

 

Шёл второй день Курской битвы. Немцы всеми имеющимися у них средствами пытались прорвать нашу оборону. Самым же опасным из этих средств был пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87.

Как и в сорок первом и как в сорок втором немцы использовали Ju-87 в том же качестве, в каком мы использовали артиллерию, то есть, для прорыва обороны. Сколь бы совершенна ни была наша оборона, как бы глубоко ни зарывался в землю наш пехотинец, бомбы Юнкерсов пробивали бреши в любых позициях, если, конечно, Юнкерсам никто не мог помешать. 

 

Модификация

  Ju-87a-1

Размах крыла, м

  13.60

Длина, м

  10.78

Высота, м

  3.89

Площадь крыла, м2

  31.90

Масса, кг

 

  пустого самолета

  2300

  нормальная взлетная

  3402

Тип двигателя

  1 ПД Junkers Jumo-210D

Мощность, л.с.

  1 х 680

Максимальная скорость , км/ч

  320

Крейсерская скорость , км/ч

  275

Макс. скорость пикирования, км/ч

  450

Практическая дальность, км

  1000

Скороподъемность, м/мин

  130

Практический потолок, м

  7000

Экипаж

  1-2

Вооружение:

 один крыльевой 7.9-мм пулемет МG-17 и один 7.9-мм пулемет МG-15 на подвижной установке в конце кабины;
 одна 250кг бомба или в одноместном варианте одна 500кг бомба

 

Помешать же им могла, прежде всего, наша истребительная авиация, которая к середине 1943 года выросла и количественно, и качественно. Если в сорок первом с Юнкерсами боролись И-153 и И-16, вооружённые ШКАСами, в сорок втором – Яки и ЛаГГи с одним ШВАКом и одним БСом, то теперь у наших лётчиков был самолёт Ла-5.

Конструкция самолета-истребителя Ла-5 была, как и у ЛаГГ-3, цельнодеревянной, из модифицированной дельта-древесины, но этот самолёт был оснащён двигателем воздушного охлаждения, продолжавшим работать после получения нескольких попаданий, и защищавшим лётчика спереди. Но, самое главное, Ла-5 вооружался двумя ШВАКами с общим боезапасом в 340 патронов. 

 

Варианты установки

Крыльевой

Турельный

Мотор-пушка

Длина

1679 мм.

1726 мм.

2122 мм.

Вес

40 кг.

42 кг

44,5 кг.

Длина хода подвижных частей

185 мм.

Темп стрельбы

700-800 выстр./мин.

Начальная скорость снаряда

815 м/c

Патрон 20x99R

Тип

ОЗ

БЗ

Масса(г.)

96

96,6

Длина(клб.)

2,4

3,1

Именно на таком самолёте и вылетел в тот день заместитель командира 1-й эскадрильи 88-го гвардейского истребительного авиационного полка 8-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 5-й истребительного авиационного корпуса 2-й воздушная армии Воронежского фронта гвардии старший лейтенант Александр Константинович Горовец на второй день Курской битвы. Вылетел он вместе со своим ведомым Василием Рекуновым на патрулирование в районе Владимировка — Кочетовка — Зоринские Дворы — Ольховатка.

За плечами 28-летнего Горовца был большой лётный и боевой опыт – ещё до войны он служил инструктором в шахтинском аэроклубе, а уже 25 июня был призван в РККА. За два года боёв Горовец совершил 74 боевых вылета, уничтожил 11 немецких боевых самолётов лично и 6 в группе, а также 40 автомашин и 24 повозки.
В тот день патрулирование казалось неудачным – в воздухе были лишь немецкие истребители, которых было приказано не трогать – снаряды экономили для Юнкерсов. И вот, когда патрулирование уже подошло к концу, и лётчики, сдав район сменщикам, повернули на базу, неожиданно свеpхy сзади их паpy атаковал Ме-109. Пpикpывая ведyщего, Рекyнов тут же ринулся на врага. И в этот момент Горовец заметил большую группу Юнкерсов, летящих на бомбардировку наших позиций.
Рация Горовца вышла из строя, и ведомый, увлёкшись боем с истребителями, потерял командира из виду.
Пока ведомый дрался с Me-109, Горовец развернул свой истребитель и один бросился на бомбардировщики. Первой же очередью он сбил флагмана. 

Затем Горовец стремительно атаковал следующего врага. Он бил с короткой дистанции, подводя истребитель почти вплотную к бомбардировщикам. Вспыхнул и развалился в воздухе на куски второй Юнкерс, затем загорелся третий. Строй немцев распался, они стали рассредоточиваться, а Горовец всё снова и снова дерзко шёл в атаку. Так он сбил восемь самолётов противника. Когда был израсходован боезапас, он нанёс удар винтом по хвостовому оперению девятого бомбардировщика. Возвращаясь на повреждённом самолёте на свой аэродром, Горовец попал под неожиданный удар четырёх вражеских истребителей Fw-190. 

 

Модификация

  Fw.190a-4/r6

Размах крыла, м

  10.50

Длина, м

  8.80

Высота, м

  3.95

Площадь крыла, м2

  17.70

Масса, кг

 

  пустого самолета

  3060

  нормальная взлетная

  4865

Тип двигателя

  1 ПД ВМW-801D-2

Мощность, л.с.

 

  максимальная на форсаже

  1 х 2100

  взлетная

  1 х 1730

  в полете

  1 х 1440

Максимальная скорость , км/ч

 

  на высоте

  615

  на форсаже c MW50

  669

Крейсерская скорость , км/ч

  457

Перегоночная дальность, км

  1370

Боевая дальность, км

  610

Максимальная скороподъемность, м/мин

  876

Практический потолок, м

  10360

Экипаж

  1

Вооружение:

  две 20-мм пушки МG-151 в корне крыла с 200 снарядами
  2 ПУ 210-мм Wfr.Gr.21

 
Он начал маневрировать, уворачиваться от вражеских очередей, но силы были слишком неравными. Его самолёт был подбит и отвесно пошёл к земле. Горовец открыл фонарь и дёрнул кольцо парашюта, но спастись не удалось. Самолёт упал в воронку от крупной авиабомбы и его засыпало землёй.

Всё это наблюдали с земли наши артиллеристы и пехотинцы, и достоверность этого воздушного боя не вызывает сомнений.
Разбившийся самолёт Горовца удалось обнаружить лишь в 1957 году. На полуистлевшей гимнастерке гвардейский значок, два ордена Красного Знамени. В планшете карта с маршрутом полета, старательно вычерченным цветным карандашом: Владимировка — Кочетовка — Зоринские Дворы — Ольховатка, выцветшая фотография, бортжурнал, удостоверение личности, письма. Военком Ивнянского райкома сообщил в Главное управление кадров Министерства обороны о найденном на хуторе Зоринские Дворы самолете, указал фамилию, имя и отчество летчика. Вскоре пришел ответ, в котором сообщалось, что летчику-истребителю Горовцу Александру Константиновичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
В Центральном музее Вооруженных Сил СССР, в Москве, Герою Советского Союза Александру Горовцу был посвящен целый стенд. Выставлен найденный самолет Ла-5, пушки и пулеметы без единого снаряда и патрона, которые все были расстреляны в незабываемом воздушном бою.     

На месте его гибели на 597-го километре шоссе Москва-Симферополь установлен бронзовый бюст.

В Витебске улица, где ранее проживали его родители, в 1957 году переименована в улицу Горовца. В 1995 году в сквере на этой улице также установлен памятник. 

                                                                     памятник А.К. Горовец в Витебске

       P.S.

     

                                                                                 Эрих Рудорффер

Эрих Рудорффер (нем. Erich Rudorffer; род. 1 ноября 1917 в Цвохау) — германский лётчик-ас, истребитель, участник Второй мировой войны. Совершил более тысячи вылетов, провёл 302 воздушных боя, одержал 222 победы, из них 60 на Западном фронте, 26 в Северной Африке и 136 на Восточном фронте.

Начал летать в 1936 году, в 1939 начал службу в люфтваффе. Первую победу одержал 14 мая 1940, сбив французский истребитель Hawk 75. Был ранен в октябре 1942, в середине декабря вернулся в свою часть, переброшенную в Тунис. 9 февраля 1943 сбил 8 самолётов за один вылет, 15 февраля — 7. 1 августа 1943 был назначен командиром II группы JG 54, действовавшей на Ленинградском фронте. 6 ноября сбил 13 истребителей Як-7 и Як-9 за один вылет, что является рекордом люфтваффе. 28 октября 1944 одержал 11 побед за один день. В декабре 1944 был переведён в JG 7, участвовавшую в Обороне Рейха и укомплектованную реактивными истребителями Me-262. На этом самолёте одержал 12 побед. Среди сбитых Рудорффером за годы войны самолётов 10 четырёхмоторных бомбардировщиков и 58 штурмовиков Ил-2

                                                                           Ме-262 атакует Б-17

Был сбит 16 раз.

После войны работал пилотом гражданской авиации.