Н.А. Лунин
Контр-адмирал Лунин Н.А.
"Блистательные победы сорок пятого года
произрастали из горьких, но славных
семян сорок первого, обильно политого кровью
советских людей. Вместе с армией шел к победе своим
морским путем ее родной брат – Военно-морской флот."
Н. Кузнецов
Николай Александрович Лунин
Лунин Н.А. родился в 1907 г. в г. Одессе. До службы в ВМФ был профессиональным гражданским моряком – плавал в должностях, начиная от матроса, и кончая старшим помощником капитана. До призыва на службу в ВМФ в 1931 г. он был офицером запаса. Николай Александрович Лунин командовал подводными лодками Северного флота «Щ-421» и «К-21». Первая из них была награждена орденом Красного Знамени 3 апреля 1942 г., вторая – 23 октября 1942 г. Во время командования «Щ-421» Лунин имел звание капитана 3-го ранга, а когда командовал «К-21» – капитана 2-го ранга. Лунин Н.А. был назначен командиром подводной лодки «Щ-421», будучи в звании старшего лейтенанта.
перед войной
Уже в декабре 1939 г. «Щ-421» поочередно с другими подводными лодками бригады ПЛ Северного флота несла дозорную службу…
Ниже приводятся атаки «Щ-421»:
1. 26 октября 1941 г. «Щ-421» вышла на боевую позицию. Разыгрался шторм. 2 ноября подводная лодка в надводном положении прошла через пролив Фуглесунд и вошла в Квенанген-фьорд (на полпути между Тромсё и Альтен – на самом северо-западе Норвегии). До «Щ-421» сюда наши подводные лодки еще не заглядывали. Днем на выходе из Тромсё был обнаружен вражеский транспорт. Из-за исключительно плохой видимости в перископном положении командир лодки принимает решение на атаку по гидроакустическому пеленгу. Развернувшись носом к выходу из фьорда, лодка выпускает торпеду из кормового торпедного аппарата. Транспорт взорвался и затонул. При подвсплытии под перископ командир лодки обнаружил, что 6 мотоботов спасают оставшихся на воде немцев.
2. Через неделю после первой атаки был снова обнаружен транспорт. Теперь он шел в сопровождении эсминца. С мостика эсминца обнаружили лодку. Эсминец, набрав скорость, зашел лодке в корму и начал сбрасывать глубинные бомбы. Пришлось уклоняться от преследования. Но от атаки командир лодки не отказался. Снова подвсплытие на перископную глубину, сближение на дистанцию залпа и 2-торпедный залп: транспорт пошел на дно. Эсминец начал преследовать лодку, но безрезультатно.
3. На следующий день, 10 ноября «Щ-421» вошла в Квенанген-фьорд. Обнаружен выходящий из порта конвой: транспорт, эсминец, мотобот. Видимость плохая. Ориентируясь по пеленгам на шум винтов с помощью гидроакустической станции, командир лодки выходит в атаку. С дистанции 4 кабельтовых – 2-торпедный залп: два взрыва, высокие столбы воды. Транспорт идет на дно. Начинается интенсивное преследование. Эсминец беспорядочно сбрасывает несколько серий глубинных бомб. Безрезультатно. Лодка благополучно возвращается в базу, не только потопив 3 судна, но и собрав ценные сведения разведывательного характера о состоянии противолодочной обороны противника.
4. В январе 1942 г. в районе мыса Нордкап «Щ-421» обнаружила конвой и вышла в атаку, прорвав сторожевое охранение. 2-торпедный залп: потоплен транспорт. Корабли охранения долго и упорно преследуют лодку. Безуспешно.
5. В том же походе, но уже 1 февраля, проникнув глубоко в Ласе-фьорд, «Щ-421» атаковала и потопила один из транспортов, стоявших на рейде. Немцы от неожиданности растерялись и не смогли своевременно организовать противодействие. Когда загремели первые взрывы глубинных бомб, лодка была уже далеко на выходе из фьорда.
6. 5 февраля днем, пройдя в Порсангер-фьорд, командир «Щ-421» обнаружил транспорт «Консул Шульце» водоизмещением 2975 тонн.
“ Консул Шульце “
Транспорт шел в охранении 4-х кораблей ПЛО. Прорвав охранение, командир выходит в атаку и с дистанции 3 кабельтовых производит 3-торпедный залп. Громадной силы взрыв. Во время залпа лодку подбросило вверх, перископы показались над водой. Корабли эскорта начали преследовать лодку. От близких разрывов глубинных бомб сгорели предохранители электростанции: перископ застрял в поднятом положении. Лодка получила еще ряд повреждений. Полтора часа продолжалась бомбежка, но лодка смогла оторваться от преследования.
7. К весне 1942 г. на боевом счету «Щ-421» под командованием Лунина Н.А. было 8 потопленных судов общим водоизмещением 57 000 тонн. Лодка стала Краснознаменной, а командир лодки получил звание Героя Советского Союза. Считая, что высокая награда ко многому обязывает и что надо драться за «свободу еще доблестнее», командир «Щ-421», передав ее своему старпому Видяеву Ф.А. и получив под командование крейсерскую ПЛ «К-21», дрался на ней так же умело и мужественно.
Правильная организация Луниным поиска противника обеспечивала его обнаружение и возможность атаки.
Командир быстро реагировал на изменение обстановки, принимал правильное решение и упорно доводил до конца поставленную перед собой задачу. Во всех случаях он атаковал противника, как бы ни сложна была обстановка, и всегда выходил победителем, правильно нападая и правильно уклоняясь от ударов. Нужно отметить, что подводная лодка «К-21» была уже четвертой в биографии Лунина. После окончания Учебного отряда подводного плавания им. С.М. Кирова в Ленинграде в 1937 г. он был назначен помощником командира «Щ-314» Балтийского флота и год плавал на Балтике.
В марте 1938 г. был переведен помощником командира «Щ-404» на Северный флот, а в октябре этого же года был арестован по клеветническому доносу. Более года находился в тюрьме и в ноябре 1939 г., когда следствие закончилось, был полностью оправдан и выпущен на свободу. Сразу же был назначен командиром «Щ-421»…
Сделав свою «Щ-421» Краснознаменной и став Героем Советского Союза в звании капитана 3-го ранга, Лунин Н.А. принимает под свое командование «К-21» вместо снятого с должности командира этой лодки капитан-лейтенанта Жукова А.А. Жуков был снят с должности после того, как командир дивизиона Гаджиев и командир бригады Виноградов (после 2 боевых походов «К-21») убедились, что в общем-то неплохой командир мирного времени в условиях войны в боевой обстановке теряется, должной выдержкой в критические моменты не обладает, способен на необдуманные поступки. В результате несвоевременных действий командира лодка только случайно при переходе из Архангельска в Полярный не попала под удар немецкого самолета (лодка не успела погрузиться, а у самолета не было бомб). Много недостатков было выявлено в техническом содержании лодки, в дисциплине экипажа.
Походы ПЛ «К-21» под командованием Лунина Н.А.:
8. Лунин Н.А. приступил к командованию «К-21» 4 марта. Проведя работу по наведению порядка и сплочению экипажа, уже через неделю, 11 марта он вышел на ней в море с необычным заданием. Нужно было оказать помощь подводной лодке «Л-21», оставшейся без движения, т. к. в результате повреждения под бомбежкой топливных цистерн из-за необходимости ликвидировать демаскирующий фактор – всплывающий на поверхность соляр, топливо из поврежденных цистерн было выдуто, а оставшегося в других цистернах дотянуть до базы не хватало… Пройдя в общей сложности 770 миль и пробыв в море 60 часов, «К-21» с новым командиром успешно выполнила задачу. Командир убедился в «работоспособности» экипажа, а экипаж сразу понял, что с новым командиром у лодки пойдет другая боевая жизнь.
Н.А. Лунин в рубке “ К-21 “
9. С 21 марта по 3 апреля 1942 г. «К-21» находилась во втором боевом поход под командой Лунина. 28 марта после недельного плавания при жесточайшем шторме, в результате которого были получены поломки механизмов и произведено их устранение личным составом с риском для жизни, лодка обнаружила 3 немецких эсминца, идущих в кильватерном строю. Эсминцы тут же пытаются преследовать погрузившуюся лодку, сбрасывают на нее 14 глубинных бомб. Безрезультатно. После подвсплытия на перископ из-за снежных зарядов ничего не увидели. Лодка всплывает в надводное положение. В штаб флота идет донесение о встрече с эсминцами.
29 марта лодка подверглась глубинному бомбометанию 4 мотоботов, сбросивших 36 бомб. 30 марта снова несколько мотоботов сбрасывали бомбы. Безуспешно. 31 марта обнаружен транспорт (7000 тонн) с кораблем охранения. Выход в атаку. 6-торпедный залп, два попадания. Затонул транспорт или нет – точно не установлено, т к. наблюдать за результатом атаки времени не было. Взрывы слышны были отчетливо даже без помощи ГАС.
лмнкор " Тирпиц " с охраной
10. 18 июня «К-21» вышла в очередной боевой поход. Во время этого плавания, в течение недели, много раз пришлось погружаться от возможной атаки самолета. 19 июня было получено приказание прикрыть союзный конвой «PQ-17». 26 июня пришлось уклоняться от вражеской подводной лодки. 5 июля обнаружены 2 миноносца, идущие на большой скорости, а в 17.23 в этот же день обнаружены линкор «Тирпиц» и сопровождающие его корабли.
“ Тирпиц “ в походе
Лунин атаковал «Тирпиц». «Попадание 2 торпед при атаке ЛК «Тирпиц», – докладывал Лунин Н.А., – считаю достоверным, что должно быть подтверждено разведкой; в то же время допускаю возможность, что головной миноносец, повернувший в момент выстрела на контркурс с ЛК (линкор), перехватил торпеды на себя: в пользу этого предположительно свидетельствуют последующие большие взрывы».
Адмирал Головко А.Г., командующий СФ во время войны в своей книге «Вместе с флотом» написал: «Внимание Лунина сосредоточилось на «Тирпице», что было безусловно правильным.
Из всех, находящихся вокруг «К-21» вражеских кораблей «Тирпиц» представлял самую важную цель – огромная плавучая крепость длиной около четверти километра, новейший линкор германского флота, спущенный на воду всего 3 года назад.
линкор “ Тирпиц “
Длина - 251 м; Ширина - 36 м; Высота - 15 м; Осадка - 10,6 м;
Водоизмещение - 53500 тонн;
Судовая силовая установка - 12 паровых котлов «Wagner» и три турбины «Brown Boveri»;
Мощность - 163026 л.с.;
Скорость - 30,8 узла;
Дальность плавания - до 10000 миль;
Экипаж:
Командный состав - 108 человек; Личный состав - 2500 человек;
Вооружение:
Орудие 380 мм - 8; Орудие 150 мм - 12; Орудие 105 мм - 16;
Торпедные аппараты 533 мм - 2Х4;
Зенитное вооружение 37 мм - 16; Зенитное вооружение 20 мм - 12;
Авиация: Самолёт «Arado» - 4;
Нанести решающий удар по такому исполину, вывести его из строя – только об этом и должен думать при встрече с ним настоящий командир-подводник».
атака “ К-21 “ линкора “ Тирпиц “
Через сутки наша авиаразведка донесла, что вся эскадра во главе с линкором уходит на юг вдоль западного побережья Норвегии и идет скоростью, в 3 раза меньшей, чем имела возможность по ТТХ кораблей. После тщательного разбора атаки в штабе флота командующий флотом приказал записать на боевой счет «К-21» повреждение линкора и потопление эсминца, т к., по данным разведки, вместо восьми эсминцев, вышедших в составе эскадры на перехват конвоя, осталось только семь.
11. В четвертый боевой поход под командованием Лунина «К-21» вышла 14 августа 1942 г. Только успев выйти из Кольского залива, лодка вынуждена была четыре раза уклоняться от мин, сорванных с якорей в результате шторма. После преодоления минного заграждения недалеко от пролива Серей-Сунн выставили три минные банки общим количеством 20 мин. Начали патрулирование. В период с 16 по 18 августа пришлось устранять некоторые неисправности приборов и механизмов. 19 августа обнаружены два сторожевых корабля и минный заградитель. Торпедная атака. 4-торпедный залп из кормовых торпедных аппаратов: три взрыва. Минзаг пошел на дно. Через некоторое время снова атака. 4-торпедный залп по сторожевому кораблю. Через 2 мин. 30 сек. (атака с 20 кабельтовых) – два взрыва. СКР взорвался и затонул.
12. В свой пятый поход на «К-21» Лунин вышел 31 августа 1942 г. Патрулирование велось в Карском море с целью недопущения удара немецких кораблей по отряду наших кораблей, идущих с Тихоокеанского флота (лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный»).
Штаб « Кригсмарине» направил в Карское море крейсер «Адмирал Шеер» и пять подводных лодок.
“ Адмирал Шеер “
Заложен 26 июня 1931 года на Госверфи ВМФ в Вильгельмсхафене, спущен на воду - 1 апреля 1933 года, вступил в строй - 12 ноября 1934 года.
Водоизмещение - 11735т(стандартное), 15423 т (полное).
Длина - 186 метров, ширина - 21,34метра, осадка - 7,25 метра(при полном водоизмещении).
Мощность главной энергоустановки - 54000 л.с.(проектная); 52050л.с.(фактическая на испытаниях).
ГЭУ состояла, как и на "Шпее" из 8 9-ти цилиндровых дизелей M-9Zu42/58 фирмы MAN.
Скорость максимальная - 28,3 узла (на испытаниях).
Расчетная дальность плавания - 9100 миль со скоростью 20 узлов.
Вооружение корабля, как и у "Шпее", состояло из 6(2х3) - 280-мм(по немецкому стандарту 283-мм) орудий 54 калибра, 8(8х1) - 150-мм орудий 55 калибра, 6(3х2) - 105-мм зенитных орудий (установлены в ходе одной из модернизаций взамен 88-мм), 8(4х2) - 37-мм зенитных автоматов, число которых неуклонно росло в ходе войны и 8(2х4) - 533-мм торпедных аппаратов.
Экипаж корабля - 1150 (во время войны)- 615 человек(в мирное время).
«Амирал Шеер» успел потопить в районе архипелага Нордепшельд 25 августа советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков».
гибель “ Сибирякова “
Батарея из 2-х 152-мм орудий на острове Диксон, а также пароход «Революционер» и СКР «Дежнев», стоящий на рейде, сумели сорвать атаку крейсера. В результате прямых попаданий нескольких снарядов он, прикрываясь дымовой завесой, ушел от о. Диксон. Этот «героический» набег не делает чести «Кригсмарине». Крейсер, имеющий на вооружении шесть 280-мм орудий, восемь 150-мм, шесть 105-мм и восемь 37-мм пушек, а также восемь торпедных аппаратов с необходимым запасом торпед и два самолета, отступил под огнем 2 береговых 152-мм орудий и 4 76-мм орудий СКР «Дежнев». На сторожевом корабле погибло 7 человек и 21 человек были ранены. Вернулась «К-21» из этого похода безрезультатно, т к. ничего обнаружено не было.
13. Шестой поход Лунина на «К-21» начался 10 февраля 1943 г. Через 2 дня при нахождении лодки в 3 милях от вражеского берега возник пожар, который очень быстро разросся до размеров, грозящих взрывом расходного топливного бака. Командир приказал вывести из отсека личный состав и загерметизировать отсек, тем самым заглушить пожар, а в случае нападения кораблей противника принять артиллерийский бой.
Пожар из-за отсутствия притока кислорода затух. Личный состав с самоотверженностью принялся устранять серьезнейшие от него повреждения. Через 18 часов героической работы лодка снова была готова к плаванию и погружению. 18 февраля в течение полутора часов поставили 20 мин в назначенном районе. На следующий день произвели высадку небольшого разведывательного десанта на берег, занятый противником. После высадки десанта Лунин принимает решение прорваться в базу Воген, для чего пройти по узкому извилистому фьорду, огражденному вехами и прикрытому со стороны открытого моря минными позициями.
“ К-21 “ в боевом походе
Проходя по фьорду в ночных условиях в надводном положении с грохочущими дизелями и включенными ходовыми огнями, наша лодка благополучно прошла три береговых поста наблюдения противника, отвечая на запрашиваемые пароли. Лунинский расчет, основанный на знании психологии пунктуальных и строгих в дисциплине немцев, полностью оправдался. Никому из немецких наблюдателей на постах не могло прийти в голову, что советская подводная лодка так нагло в надводном положении с ходовыми огнями на полной скорости рвется в пасть врагу. А высказав какие-то сомнения в том, что в ответ получил с проходящего судна или корабля какой-то непонятный сигнал, можно получить втык от начальства за плохое знание прожекторного «семафора». Проскочив в базу, обнаружили большую плавбазу, стоящую у пирса, и большое количество мелких судов и кораблей.
Торпедная атака: 4-торпедный залп с кратчайшей дистанции. Через 15 секунд – сильнейшие взрывы: огонь, дым, осколки металла и фонтаны воды «до небес». Развернувшись на 180°, с потушенными огнями полным ходом лодка пошла на выход. Противник опомнился минут через 5: лучи прожекторов в небо, беспорядочный и суматошный зенитный огонь – немцы решили, что идет налет авиации. Навстречу лодке попадается немецкая «малютка», успевшая погрузиться от таранного удара.
Выяснив у штурмана, что вода стоит высоко в результате времени прилива, командир принимает решение прорываться в открытое море кратчайшим путем через вражеское минное поле (мины от поверхности воды на глубине 6-8 метров). Форсировав минное поле на скорости 22 узла, лодка ушла от берега, погрузилась и легла на грунт для перезарядки торпедных аппаратов и передышки экипажа. Через некоторое время в отсеках лодки стали слышны взрывы глубинных бомб. Ожесточенная «слепая» бомбардировка продолжалась всю ночь. Подсчет взрывов не велся, но можно предполагать, что было их не менее 200, т к. следовали они один за другим через 5-10 секунд.
Пролежав на грунте до утра и перезарядив аппараты, «К-21» всплыла в надводное положение и, получив приказ ГКП, пошла в базу. У о. Кильдин погружением на глубину успела уйти от атаки «Ю-88», неожиданно вынырнувшего из облаков и сбросившего две бомбы. Получили повреждение гирокомпаса, и вылетело несколько предохранителей в электрощитках. Неисправности были быстро устранены.
14. В седьмой поход на «К-21» Лунин пошел 4 апреля 1943 г. В районе острова Лоппа «К-21» выставила 20 мин. 9 апреля вошли в пролив Серей-Сунн и обнаружили эсминец типа «Карл Гастер». Атака. 6-торпедный залп с дистанции 14 кабельтовых. Через 1 мин. 48 сек. – доклад акустика о двух глухих взрывах. После поднятия перископа никаких следов цели не обнаружено. Эсминец ушел на ДНО.
эсминец “ Карл Гастер “
"КАРЛ ГАЛЬСТЕР", Германия:
водоизмещение 3415т, длина 122,4 м, ширина 11,6, осадка 4,5 м, мощность главной силовой установки 55 000 л. с.,
наибольшая скорость 38 узлов,
дальность плавания 25-узловым ходом 4500 миль,
вооружение - пять 127-мм, семь 37-мм и четыре 20-мм автоматические пушки, два четырехтрубных торпедных аппарата; экипаж 283 человека.
12 апреля, обнаружив в перископ целую флотилию мотоботов, «ставящих сетевые заграждения», командир принимает решение всплыть и открыть артиллерийский огонь. После всплытия артрасчет выскакивает к орудиям, открывает интенсивный и меткий огонь: четыре мотобота потоплены, пятый поврежден. После того, как с 6-го мотобота был снят и взят в плен весь экипаж (7 человек), выяснилось, что это были рыбаки. Во время этого похода был потерян матрос Алексей Лагутин, которого смыло крупной волной (5-6 баллов). Поиск матроса ничего не дал. Решили, что он погиб в холодной апрельской воде. Впоследствии оказалось, что он был подобран немцами, попал в концлагерь, после войны вернулся в Советский Союз.
15. Восьмой боевой поход «К-21» под командованием Лунина прошел «без приключений». Выйдя в море 5 августа и поставив 7 августа в проливе Рольвсейсунн 20 мин, вошли в Лоппское море, ожидая предполагавшийся выход немецкой эскадры. Пробыв в ожидании на позиции до 20 августа, получили приказ вернуться в базу.
Н.А. Лунин у перископа
16. С 26 декабря 1943 г. по 2 января 1943 г. «К-21» выходила в море на перехват немецкого линкора «Шарнхост». Но «К-21» не повезло. Он был потоплен английскими крейсерами и линкором «Дюк оф Йорк». Для капитана 2-го ранга Лунина это был последний боевой поход на «К-21». А для «К-21» это был 10-й (юбилейный) боевой поход. В свой одиннадцатый поход лодка пошла уже под командованием другого командира, капитан-лейтенанта З. Арванова, бывшего до этого старпомом на этой же Краснознаменной подводной лодке. Лунин был назначен командиром 1-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота. Тяжелый был это период для бригады лодок: в октябре за 6 дней, с 11 по 17октября, погибло 3 подводные лодки («К-1», «М-172», «Щ-403»), а 25 октября еще одна ПЛ «С-55».
Страна |
Списочный состав ПЛ |
Кол.ПЛ участвующих в боев.д. |
Кол. потопл. целей |
Кол.потопл.целей на 1 действующую ПЛ |
Кол.ПЛ погибших в боев.д. |
Кол.потопл.целей на 1 погибшую ПЛ |
СССР |
267 |
170 |
126 |
0,74 |
81 |
1,56 |
Германия |
1155 |
965 |
2840 |
2,94 |
644 |
4,41 |
Англия |
234 |
209 |
485 |
2,32 |
59 |
8,22 |
Италия |
156 |
106 |
138 |
1,3 |
84 |
1,64 |
Япония |
192 |
160 |
172 |
1,08 |
123 |
1,40 |
США |
315 |
182 |
180 |
0,99 |
39 |
4,62 |
Герой Советского Союза контр-адмирал Николай Александрович Лунин после войны закончил Военно-морскую академию, стал контр-адмиралом, командовал соединением подводных лодок различных проектов, а затем перешел на службу в Центральный НИИ военного кораблестроения, активно участвовал в развитии военно-морской науки. Уйдя в отставку, плавал капитаном-наставником на судах, ходивших в Антарктику. Умер в 1970 г. Его именем названы улицы в Полярном, Мурманске, Одессе, Мариуполе. Носил его имя и один из теплоходов Азовского пароходства.
могила Н.А. Лунина на Богословском кладбище в Ленинграде
бюст Н.А. Лунина в Мариуполе
По материалам книги Г. Дрожжин " Лучшие подводные асы Второй мировой "