Н.А. Лунин

                        

                              Контр-адмирал Лунин Н.А.

"Блистательные победы сорок пятого года
произрастали из горьких, но славных
семян сорок первого, обильно политого кровью
советских людей. Вместе с армией шел к победе своим
морским путем ее родной брат – Военно-морской флот."

Н. Кузнецов

             

                                                                          Николай Александрович Лунин

Лунин Н.А. родился в 1907 г. в г. Одессе. До службы в ВМФ был профессиональным гражданским моряком – плавал в должностях, начиная от матроса, и кончая старшим помощником капитана. До призыва на службу в ВМФ в 1931 г. он был офицером запаса. Николай Александрович Лунин командовал подводными лодками Северного флота «Щ-421» и «К-21». Первая из них была награждена орденом Красного Знамени 3 апреля 1942 г., вторая – 23 октября 1942 г. Во время командования «Щ-421» Лунин имел звание капитана 3-го ранга, а когда командовал «К-21» – капитана 2-го ранга. Лунин Н.А. был назначен командиром подводной лодки «Щ-421», будучи в звании старшего лейтенанта.

                                                                                         перед войной

Уже в декабре 1939 г. «Щ-421» поочередно с другими подводными лодками бригады ПЛ Северного флота несла дозорную службу… 

                          Ниже приводятся атаки «Щ-421»:

1. 26 октября 1941 г. «Щ-421» вышла на боевую позицию. Разыгрался шторм. 2 ноября подводная лодка в надводном положении прошла через пролив Фуглесунд и вошла в Квенанген-фьорд (на полпути между Тромсё и Альтен – на самом северо-западе Норвегии). До «Щ-421» сюда наши подводные лодки еще не заглядывали. Днем на выходе из Тромсё был обнаружен вражеский транспорт. Из-за исключительно плохой видимости в перископном положении командир лодки принимает решение на атаку по гидроакустическому пеленгу. Развернувшись носом к выходу из фьорда, лодка выпускает торпеду из кормового торпедного аппарата. Транспорт взорвался и затонул. При подвсплытии под перископ командир лодки обнаружил, что 6 мотоботов спасают оставшихся на воде немцев.

2. Через неделю после первой атаки был снова обнаружен транспорт. Теперь он шел в сопровождении эсминца. С мостика эсминца обнаружили лодку. Эсминец, набрав скорость, зашел лодке в корму и начал сбрасывать глубинные бомбы. Пришлось уклоняться от преследования. Но от атаки командир лодки не отказался. Снова подвсплытие на перископную глубину, сближение на дистанцию залпа и 2-торпедный залп: транспорт пошел на дно. Эсминец начал преследовать лодку, но безрезультатно.

3. На следующий день, 10 ноября «Щ-421» вошла в Квенанген-фьорд. Обнаружен выходящий из порта конвой: транспорт, эсминец, мотобот. Видимость плохая. Ориентируясь по пеленгам на шум винтов с помощью гидроакустической станции, командир лодки выходит в атаку. С дистанции 4 кабельтовых – 2-торпедный залп: два взрыва, высокие столбы воды. Транспорт идет на дно. Начинается интенсивное преследование. Эсминец беспорядочно сбрасывает несколько серий глубинных бомб. Безрезультатно. Лодка благополучно возвращается в базу, не только потопив 3 судна, но и собрав ценные сведения разведывательного характера о состоянии противолодочной обороны противника.

4. В январе 1942 г. в районе мыса Нордкап «Щ-421» обнаружила конвой и вышла в атаку, прорвав сторожевое охранение. 2-торпедный залп: потоплен транспорт. Корабли охранения долго и упорно преследуют лодку. Безуспешно.

5. В том же походе, но уже 1 февраля, проникнув глубоко в Ласе-фьорд, «Щ-421» атаковала и потопила один из транспортов, стоявших на рейде. Немцы от неожиданности растерялись и не смогли своевременно организовать противодействие. Когда загремели первые взрывы глубинных бомб, лодка была уже далеко на выходе из фьорда.

6. 5 февраля днем, пройдя в Порсангер-фьорд, командир «Щ-421» обнаружил транспорт «Консул Шульце» водоизмещением 2975 тонн.

                                                                                    “ Консул Шульце “

Транспорт шел в охранении 4-х кораблей ПЛО. Прорвав охранение, командир выходит в атаку и с дистанции 3 кабельтовых производит 3-торпедный залп. Громадной силы взрыв. Во время залпа лодку подбросило вверх, перископы показались над водой. Корабли эскорта начали преследовать лодку. От близких разрывов глубинных бомб сгорели предохранители электростанции: перископ застрял в поднятом положении. Лодка получила еще ряд повреждений. Полтора часа продолжалась бомбежка, но лодка смогла оторваться от преследования.

7. К весне 1942 г. на боевом счету «Щ-421» под командованием Лунина Н.А. было 8 потопленных судов общим водоизмещением 57 000 тонн. Лодка стала Краснознаменной, а командир лодки получил звание Героя Советского Союза. Считая, что высокая награда ко многому обязывает и что надо драться за «свободу еще доблестнее», командир «Щ-421», передав ее своему старпому Видяеву Ф.А. и получив под командование крейсерскую ПЛ «К-21», дрался на ней так же умело и мужественно.

   

Правильная организация Луниным поиска противника обеспечивала его обнаружение и возможность атаки.

Командир быстро реагировал на изменение обстановки, принимал правильное решение и упорно доводил до конца поставленную перед собой задачу. Во всех случаях он атаковал противника, как бы ни сложна была обстановка, и всегда выходил победителем, правильно нападая и правильно уклоняясь от ударов. Нужно отметить, что подводная лодка «К-21» была уже четвертой в биографии Лунина. После окончания Учебного отряда подводного плавания им. С.М. Кирова в Ленинграде в 1937 г. он был назначен помощником командира «Щ-314» Балтийского флота и год плавал на Балтике.

В марте 1938 г. был переведен помощником командира «Щ-404» на Северный флот, а в октябре этого же года был арестован по клеветническому доносу. Более года находился в тюрьме и в ноябре 1939 г., когда следствие закончилось, был полностью оправдан и выпущен на свободу. Сразу же был назначен командиром «Щ-421»…

Сделав свою «Щ-421» Краснознаменной и став Героем Советского Союза в звании капитана 3-го ранга, Лунин Н.А. принимает под свое командование «К-21» вместо снятого с должности командира этой лодки капитан-лейтенанта Жукова А.А. Жуков был снят с должности после того, как командир дивизиона Гаджиев и командир бригады Виноградов (после 2 боевых походов «К-21») убедились, что в общем-то неплохой командир мирного времени в условиях войны в боевой обстановке теряется, должной выдержкой в критические моменты не обладает, способен на необдуманные поступки. В результате несвоевременных действий командира лодка только случайно при переходе из Архангельска в Полярный не попала под удар немецкого самолета (лодка не успела погрузиться, а у самолета не было бомб). Много недостатков было выявлено в техническом содержании лодки, в дисциплине экипажа. 

                  Походы ПЛ «К-21» под командованием Лунина Н.А.: 

 

8. Лунин Н.А. приступил к командованию «К-21» 4 марта. Проведя работу по наведению порядка и сплочению экипажа, уже через неделю, 11 марта он вышел на ней в море с необычным заданием. Нужно было оказать помощь подводной лодке «Л-21», оставшейся без движения, т. к. в результате повреждения под бомбежкой топливных цистерн из-за необходимости ликвидировать демаскирующий фактор – всплывающий на поверхность соляр, топливо из поврежденных цистерн было выдуто, а оставшегося в других цистернах дотянуть до базы не хватало… Пройдя в общей сложности 770 миль и пробыв в море 60 часов, «К-21» с новым командиром успешно выполнила задачу. Командир убедился в «работоспособности» экипажа, а экипаж сразу понял, что с новым командиром у лодки пойдет другая боевая жизнь.

                                                                        Н.А. Лунин в рубке “ К-21 “

9. С 21 марта по 3 апреля 1942 г. «К-21» находилась во втором боевом поход под командой Лунина. 28 марта после недельного плавания при жесточайшем шторме, в результате которого были получены поломки механизмов и произведено их устранение личным составом с риском для жизни, лодка обнаружила 3 немецких эсминца, идущих в кильватерном строю. Эсминцы тут же пытаются преследовать погрузившуюся лодку, сбрасывают на нее 14 глубинных бомб. Безрезультатно. После подвсплытия на перископ из-за снежных зарядов ничего не увидели. Лодка всплывает в надводное положение. В штаб флота идет донесение о встрече с эсминцами.

29 марта лодка подверглась глубинному бомбометанию 4 мотоботов, сбросивших 36 бомб. 30 марта снова несколько мотоботов сбрасывали бомбы. Безуспешно. 31 марта обнаружен транспорт (7000 тонн) с кораблем охранения. Выход в атаку. 6-торпедный залп, два попадания. Затонул транспорт или нет – точно не установлено, т к. наблюдать за результатом атаки времени не было. Взрывы слышны были отчетливо даже без помощи ГАС.

 

                                                                     лмнкор " Тирпиц " с охраной

10. 18 июня «К-21» вышла в очередной боевой поход. Во время этого плавания, в течение недели, много раз пришлось погружаться от возможной атаки самолета. 19 июня было получено приказание прикрыть союзный конвой «PQ-17». 26 июня пришлось уклоняться от вражеской подводной лодки. 5 июля обнаружены 2 миноносца, идущие на большой скорости, а в 17.23 в этот же день обнаружены линкор «Тирпиц» и сопровождающие его корабли.

                                                                                  “ Тирпиц “ в походе

Лунин атаковал «Тирпиц». «Попадание 2 торпед при атаке ЛК «Тирпиц», – докладывал Лунин Н.А., – считаю достоверным, что должно быть подтверждено разведкой; в то же время допускаю возможность, что головной миноносец, повернувший в момент выстрела на контркурс с ЛК (линкор), перехватил торпеды на себя: в пользу этого предположительно свидетельствуют последующие большие взрывы».

Адмирал Головко А.Г., командующий СФ во время войны в своей книге «Вместе с флотом» написал: «Внимание Лунина сосредоточилось на «Тирпице», что было безусловно правильным.

Из всех, находящихся вокруг «К-21» вражеских кораблей «Тирпиц» представлял самую важную цель – огромная плавучая крепость длиной около четверти километра, новейший линкор германского флота, спущенный на воду всего 3 года назад.

                                                                                               линкор “ Тирпиц “

 

Длина - 251 м;  Ширина - 36 м;   Высота - 15 м;   Осадка - 10,6 м;
Водоизмещение - 53500 тонн;
Судовая силовая установка - 12 паровых котлов «Wagner» и три турбины «Brown Boveri»;
Мощность - 163026 л.с.;
Скорость - 30,8 узла;
Дальность плавания - до 10000 миль;
Экипаж:
Командный состав - 108 человек;  Личный состав - 2500 человек;
Вооружение:
Орудие 380 мм - 8;  Орудие 150 мм - 12;   Орудие 105 мм - 16;
Торпедные аппараты 533 мм - 2Х4; 
Зенитное вооружение 37 мм - 16;  Зенитное вооружение 20 мм - 12;
Авиация: Самолёт «Arado» - 4; 

Нанести решающий удар по такому исполину, вывести его из строя – только об этом и должен думать при встрече с ним настоящий командир-подводник». 

                                                                    атака “ К-21 “ линкора “ Тирпиц “

Через сутки наша авиаразведка донесла, что вся эскадра во главе с линкором уходит на юг вдоль западного побережья Норвегии и идет скоростью, в 3 раза меньшей, чем имела возможность по ТТХ кораблей. После тщательного разбора атаки в штабе флота командующий флотом приказал записать на боевой счет «К-21» повреждение линкора и потопление эсминца, т к., по данным разведки, вместо восьми эсминцев, вышедших в составе эскадры на перехват конвоя, осталось только семь.

 

    

11. В четвертый боевой поход под командованием Лунина «К-21» вышла 14 августа 1942 г. Только успев выйти из Кольского залива, лодка вынуждена была четыре раза уклоняться от мин, сорванных с якорей в результате шторма. После преодоления минного заграждения недалеко от пролива Серей-Сунн выставили три минные банки общим количеством 20 мин. Начали патрулирование. В период с 16 по 18 августа пришлось устранять некоторые неисправности приборов и механизмов. 19 августа обнаружены два сторожевых корабля и минный заградитель. Торпедная атака. 4-торпедный залп из кормовых торпедных аппаратов: три взрыва. Минзаг пошел на дно. Через некоторое время снова атака. 4-торпедный залп по сторожевому кораблю. Через 2 мин. 30 сек. (атака с 20 кабельтовых) – два взрыва. СКР взорвался и затонул.

12. В свой пятый поход на «К-21» Лунин вышел 31 августа 1942 г. Патрулирование велось в Карском море с целью недопущения удара немецких кораблей по отряду наших кораблей, идущих с Тихоокеанского флота (лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный»). 

Штаб « Кригсмарине» направил в Карское море крейсер «Адмирал Шеер» и пять подводных лодок.

                                                                                 “ Адмирал Шеер “ 

Заложен 26 июня 1931 года на Госверфи ВМФ в Вильгельмсхафене, спущен на воду - 1 апреля 1933 года, вступил в строй - 12 ноября 1934 года.
Водоизмещение - 11735т(стандартное), 15423 т (полное).

Длина - 186 метров, ширина - 21,34метра, осадка - 7,25 метра(при полном водоизмещении).
Мощность главной энергоустановки - 54000 л.с.(проектная); 52050л.с.(фактическая на испытаниях).

ГЭУ состояла, как и на "Шпее" из 8 9-ти цилиндровых дизелей M-9Zu42/58 фирмы MAN.
Скорость максимальная - 28,3 узла (на испытаниях).

Расчетная дальность плавания - 9100 миль со скоростью 20 узлов.
Вооружение корабля, как и у "Шпее", состояло из 6(2х3) - 280-мм(по немецкому стандарту 283-мм) орудий 54 калибра, 8(8х1) - 150-мм орудий 55 калибра, 6(3х2) - 105-мм зенитных орудий (установлены в ходе одной из модернизаций взамен 88-мм), 8(4х2) - 37-мм зенитных автоматов, число которых неуклонно росло в ходе войны и 8(2х4) - 533-мм торпедных аппаратов.

 Экипаж корабля - 1150 (во время войны)- 615 человек(в мирное время).

«Амирал Шеер» успел потопить в районе архипелага Нордепшельд 25 августа советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков».

                                                                                  гибель “ Сибирякова “

Батарея из 2-х 152-мм орудий на острове Диксон, а также пароход «Революционер» и СКР «Дежнев», стоящий на рейде, сумели сорвать атаку крейсера. В результате прямых попаданий нескольких снарядов он, прикрываясь дымовой завесой, ушел от о. Диксон. Этот «героический» набег не делает чести «Кригсмарине». Крейсер, имеющий на вооружении шесть 280-мм орудий, восемь 150-мм, шесть 105-мм и восемь 37-мм пушек, а также восемь торпедных аппаратов с необходимым запасом торпед и два самолета, отступил под огнем 2 береговых 152-мм орудий и 4 76-мм орудий СКР «Дежнев». На сторожевом корабле погибло 7 человек и 21 человек были ранены. Вернулась «К-21» из этого похода безрезультатно, т к. ничего обнаружено не было.

13. Шестой поход Лунина на «К-21» начался 10 февраля 1943 г. Через 2 дня при нахождении лодки в 3 милях от вражеского берега возник пожар, который очень быстро разросся до размеров, грозящих взрывом расходного топливного бака. Командир приказал вывести из отсека личный состав и загерметизировать отсек, тем самым заглушить пожар, а в случае нападения кораблей противника принять артиллерийский бой.

Пожар из-за отсутствия притока кислорода затух. Личный состав с самоотверженностью принялся устранять серьезнейшие от него повреждения. Через 18 часов героической работы лодка снова была готова к плаванию и погружению. 18 февраля в течение полутора часов поставили 20 мин в назначенном районе. На следующий день произвели высадку небольшого разведывательного десанта на берег, занятый противником. После высадки десанта Лунин принимает решение прорваться в базу Воген, для чего пройти по узкому извилистому фьорду, огражденному вехами и прикрытому со стороны открытого моря минными позициями.

                                                                                    “ К-21 “ в боевом походе

Проходя по фьорду в ночных условиях в надводном положении с грохочущими дизелями и включенными ходовыми огнями, наша лодка благополучно прошла три береговых поста наблюдения противника, отвечая на запрашиваемые пароли. Лунинский расчет, основанный на знании психологии пунктуальных и строгих в дисциплине немцев, полностью оправдался. Никому из немецких наблюдателей на постах не могло прийти в голову, что советская подводная лодка так нагло в надводном положении с ходовыми огнями на полной скорости рвется в пасть врагу. А высказав какие-то сомнения в том, что в ответ получил с проходящего судна или корабля какой-то непонятный сигнал, можно получить втык от начальства за плохое знание прожекторного «семафора». Проскочив в базу, обнаружили большую плавбазу, стоящую у пирса, и большое количество мелких судов и кораблей.

Торпедная атака: 4-торпедный залп с кратчайшей дистанции. Через 15 секунд – сильнейшие взрывы: огонь, дым, осколки металла и фонтаны воды «до небес». Развернувшись на 180°, с потушенными огнями полным ходом лодка пошла на выход. Противник опомнился минут через 5: лучи прожекторов в небо, беспорядочный и суматошный зенитный огонь – немцы решили, что идет налет авиации. Навстречу лодке попадается немецкая «малютка», успевшая погрузиться от таранного удара.

Выяснив у штурмана, что вода стоит высоко в результате времени прилива, командир принимает решение прорываться в открытое море кратчайшим путем через вражеское минное поле (мины от поверхности воды на глубине 6-8 метров). Форсировав минное поле на скорости 22 узла, лодка ушла от берега, погрузилась и легла на грунт для перезарядки торпедных аппаратов и передышки экипажа. Через некоторое время в отсеках лодки стали слышны взрывы глубинных бомб. Ожесточенная «слепая» бомбардировка продолжалась всю ночь. Подсчет взрывов не велся, но можно предполагать, что было их не менее 200, т к. следовали они один за другим через 5-10 секунд.

Пролежав на грунте до утра и перезарядив аппараты, «К-21» всплыла в надводное положение и, получив приказ ГКП, пошла в базу. У о. Кильдин погружением на глубину успела уйти от атаки «Ю-88», неожиданно вынырнувшего из облаков и сбросившего две бомбы. Получили повреждение гирокомпаса, и вылетело несколько предохранителей в электрощитках. Неисправности были быстро устранены.

14. В седьмой поход на «К-21» Лунин пошел 4 апреля 1943 г. В районе острова Лоппа «К-21» выставила 20 мин. 9 апреля вошли в пролив Серей-Сунн и обнаружили эсминец типа «Карл Гастер». Атака. 6-торпедный залп с дистанции 14 кабельтовых. Через 1 мин. 48 сек. – доклад акустика о двух глухих взрывах. После поднятия перископа никаких следов цели не обнаружено. Эсминец ушел на ДНО. 

                                                                       эсминец “ Карл Гастер “

"КАРЛ ГАЛЬСТЕР", Германия:

водоизмещение 3415т, длина 122,4 м, ширина 11,6, осадка 4,5 м, мощность главной силовой установки 55 000 л. с.,

наибольшая скорость 38 узлов,

дальность плавания 25-узловым ходом 4500 миль,

вооружение - пять 127-мм, семь 37-мм и четыре 20-мм автоматические пушки, два четырехтрубных торпедных аппарата; экипаж 283 человека.

12 апреля, обнаружив в перископ целую флотилию мотоботов, «ставящих сетевые заграждения», командир принимает решение всплыть и открыть артиллерийский огонь. После всплытия артрасчет выскакивает к орудиям, открывает интенсивный и меткий огонь: четыре мотобота потоплены, пятый поврежден. После того, как с 6-го мотобота был снят и взят в плен весь экипаж (7 человек), выяснилось, что это были рыбаки. Во время этого похода был потерян матрос Алексей Лагутин, которого смыло крупной волной (5-6 баллов). Поиск матроса ничего не дал. Решили, что он погиб в холодной апрельской воде. Впоследствии оказалось, что он был подобран немцами, попал в концлагерь, после войны вернулся в Советский Союз.

15. Восьмой боевой поход «К-21» под командованием Лунина прошел «без приключений». Выйдя в море 5 августа и поставив 7 августа в проливе Рольвсейсунн 20 мин, вошли в Лоппское море, ожидая предполагавшийся выход немецкой эскадры. Пробыв в ожидании на позиции до 20 августа, получили приказ вернуться в базу.

                                                                              Н.А. Лунин у перископа

16. С 26 декабря 1943 г. по 2 января 1943 г. «К-21» выходила в море на перехват немецкого линкора «Шарнхост». Но «К-21» не повезло. Он был потоплен английскими крейсерами и линкором «Дюк оф Йорк». Для капитана 2-го ранга Лунина это был последний боевой поход на «К-21». А для «К-21» это был 10-й (юбилейный) боевой поход. В свой одиннадцатый поход лодка пошла уже под командованием другого командира, капитан-лейтенанта З. Арванова, бывшего до этого старпомом на этой же Краснознаменной подводной лодке. Лунин был назначен командиром 1-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота. Тяжелый был это период для бригады лодок: в октябре за 6 дней, с 11 по 17октября, погибло 3 подводные лодки («К-1», «М-172», «Щ-403»), а 25 октября еще одна ПЛ «С-55». 

Страна

Списочный состав ПЛ

Кол.ПЛ участвующих в боев.д.

Кол. потопл. целей

Кол.потопл.целей на 1 действующую ПЛ

Кол.ПЛ погибших в боев.д.

Кол.потопл.целей на 1 погибшую ПЛ

СССР

267

170

126

0,74

81

1,56

Германия

1155

965

2840

2,94

644

4,41

Англия

234

209

485

2,32

59

8,22

Италия

156

106

138

1,3

84

1,64

Япония

192

160

172

1,08

123

1,40

США

315

182

180

0,99

39

4,62

Герой Советского Союза контр-адмирал Николай Александрович Лунин после войны закончил Военно-морскую академию, стал контр-адмиралом, командовал соединением подводных лодок различных проектов, а затем перешел на службу в Центральный НИИ военного кораблестроения, активно участвовал в развитии военно-морской науки. Уйдя в отставку, плавал капитаном-наставником на судах, ходивших в Антарктику. Умер в 1970 г. Его именем названы улицы в Полярном, Мурманске, Одессе, Мариуполе. Носил его имя и один из теплоходов Азовского пароходства.

 

                                                могила Н.А. Лунина на Богословском кладбище в Ленинграде

                                                                              бюст Н.А. Лунина в Мариуполе

                                                  По материалам книги Г. Дрожжин " Лучшие подводные асы Второй мировой "