Всемирный потоп

                                  

                                         Всемирный потоп

В Библии сохранилось пророчество, предупреждающее Ноя о грядущем потопе.

1.   Адам прожил [ 130 ] лет и у него родился Сиф (Быт. 5:3)

2.    Сиф прожил [ 105 ] лет и у него родился Енос (Быт. 5:6)

3.    Енос прожил [ 90 ] лет и у него родился Каинан (Быт. 5:9)

4.    Каинан прожил [ 70 ] лет и у него родился Малелеил (Быт. 5:12)

5.    Малелеил прожил [ 65 ] лет и у него родился Иаред (Быт. 5:15)

6.    Иаред прожил [ 162 ] лет и у него родился Енох (Быт. 5:18)

7.    Енох прожил [ 65 ] лет и у него родился Мафусал (Быт. 5:21)

8.    Мафусал прожил [ 187 ] лет и у него родился Ламех (Быт. 5:25)

9.    Ламех прожил [ 182 ] года и у него родился Ной (Быт. 5:28)

10.    Ною было шестьсот лет, когда на земле произошёл водный потоп (Быт. 7:6)

Получив эту весть, Ной принялся мастерить ковчег, следуя указаниям свыше. Бог повелел Ною использовать в качестве материала для устройства ковчега только древесину кипариса. Длина готового судна должна была составить 300, ширина - 50, а высота - 30 локтей.

На построение ковчега у Ноя ушло более 120 лет. В готовое судно он должен был посадить тех живых тварей, которых укажет ему Бог. Особый интерес представляет тот факт, что Бог выбрал для спасения не только чистых тварей, но и нечистых. По всей видимости, Создатель полагал, что в обновленном мире должно сохраняться разумное соотношение добра и зла. 

Для всех тварей в ковчеге были предусмотрены отдельные отсеки и помещения, которых хватило для всех избранных Богом животных. Получив откровение, Ной добросовестно выполнил все указания свыше, благодаря чему сумел спасти и себя, и свою семью, и по паре представителей живых тварей, окружавших в то время человека. 

Между тем современные ученые выдвинули предположение о том, что легенда о Всемирном потопе была создана 7500 лет назад, когда произошло внезапное повышение уровня Черного моря на несколько сотен метров ( гипотеза Райана -Питмена ). После проведения ряда исследований и анализа радиоактивности осадочных пород морского дна они пришли к выводу, что около 7500 лет назад на Земле произошла гигантская катастрофа: прорвало узкий пролив (ныне называющийся Босфор) и в акваторию Черного моря, бывшего до этого пресноводным, хлынула вода из Эгейского.

Прорыв пролива ученые связывают с повсеместным потеплением, начавшимся в ту эпоху. Вместе с тем происходило массовое таяние ледников, благодаря чему Мировой океан постоянно пополнялся водой. В один «прекрасный» момент его уровень поднялся до определенной отметки, после чего вода устремилась в практически замкнутое Черноморье.

Бурный соленый поток падал из Эгейского моря в Черное с силой четырех Ниагар. Дно пролива Босфор до сих пор испещрено бороздами, которые были оставлены огромными массами воды, падающими вниз с большой скоростью. Прибывающая вода затопляла прибрежную сушу, в результате чего площадь Черного моря увеличилась более чем на 150 тысяч квадратных километров.

            

Ученые выдвинули гипотезу, что люди, населявшие в то время прибрежную часть Черного моря, были прекрасными земледельцами. Вытесненные катастрофой с родных мест, они осели в других областях, куда принесли накопленный веками опыт.

Археологические раскопки показали, что примерно 7500 лет назад на территории современной Турции, а также по берегам рек Нил и Евфрат были возведены оросительные системы, и люди стали применять достаточно совершенные методы обработки почвы.

Шумеро-вавилонское сказание о сказочном герое Гильгамеше повествует, в частности, и о том, как царь государства Эрех предпринял полное опасностей путешествие на край света только для того, чтобы лично взглянуть на единственного человека, которому удалось выжить после Всемирного потопа, - мудреца Утнапиштима.

                    

                                                                                                Гильгамеш

Мудрец рассказал царю о том, как на построенном им судне он сумел спасти «всякой твари по паре». Данный сюжет очень схож с ветхозаветным повествованием о Ное и его ковчеге. 

                                                                            Утналиштим и Гильгамеш 

Ни для кого не является тайной, что многие сюжеты Ветхого Завета заимствованы из мифов и верований народов Ближнего Востока.

Многие ученые полагают, что Гильгамеш был реальной исторической личностью и именно он правил городом Урук около 2600 года до н. э. Легенда о нем стала известна современникам благодаря нахождению библиотеки древнего царя Ассирии - Ашурбанипала, который правил в VII веке до н. э.

Научно доказанным является факт наступления после ледникового периода эпохи засушливого климата, которая началась 12 тысяч лет назад и длилась около 1000 лет. В результате массового пересыхания рек люди не могли полноценно заниматься земледелием нигде, кроме как у больших пресноводных водоемов.

Как уже говорилось, до потопа Черное море было пресноводным, поэтому люди, поселившись в прибрежной полосе, сумели создать ирригационную систему. 

Также для орошения полей они использовали воды Нила, Евфрата и ряда других рек.

Остается выяснить, действительно ли жители Черноморья знали о предстоящей катастрофе или были вынуждены все дальше уходить в глубь материка, спасаясь от постепенно наступавшего моря.

Археологами были найдены пещерные рисунки, созданные, по всей видимости, около 8-10 тысяч лет назад, на которых сохранилось довольно четкое изображение судна с сидящими в нем живыми существами. Качество изображения позволило сделать вывод, что, скорее всего, их авторами являются представители инопланетных цивилизаций. А вопрос о том, предупреждали ли они о грядущей катастрофе или сами спровоцировали ее, до сих пор остается открытым.

                          Причины Всемирного потопа

Всемирного потопа в нашем относительно недавнем прошлом просто не могло быть - для него не было причины. Казалось бы, самым простым способом доказать или опровергнуть легенды о потопе была бы попытка найти вещественные доказательства библейского описания катаклизма. Поиски знаменитого Ноева ковчега еще только собираются возобновить на горе Арарат, но разнообразные препятствия, в основном политического характера, из десятилетия в десятилетие встают на пути исследователей.


Всемирный потоп. Сикстинская капелла. Фреска работы Микеланджело.

Возможно, поиски пойдут легче, если искать не только на Арарате, если потоп был всемирным, то следы должны быть и на других вершинах гор? Но есть и другая задача - найти не следы, а причину потопа...
Описание в Библии всемирного потопа, случившегося 5 тысяч лет назад, является далеко не единственным упоминанием об этом бедствии. Более ранний ассирийский миф, записанный на глиняных табличках в XXI веке до н.э., рассказывает о Гильгамеше, спасшемся в ковчеге с различными животными, приставшем после окончания 7-дневного потопа, сильного ветра и ливня к горе Ницир (высотой 400 м) в Месопотамии.

Кстати, в изложениях историй потопов совпадают многие детали: для того, чтобы узнать, появилась ли земля из-под воды, Ной выпускал ворона и дважды голубя и ласточку.

              

                                               возвращение голубя к Ною с известием о близкой земле

Похожими являются и способы строительства ковчегов. Что это - вольное изложение одного и того же события, рассказ о разных региональных потопах или факты из истории о действительно имевшем место всемирном потопе, при котором сразу несколько представителей разных народов независимо друг от друга были предупреждены (или догадались, почувствовали сами) о надвигающейся опасности?

Кстати, аналогичные повествования встречаются также у аборигенов Южной и Северной Америки, в Африке и Азии, то есть практически во всем мире. Иначе говоря, если потоп действительно был, то название «всемирный» он полностью оправдал.

Есть и еще одна общая деталь во всех подобных историях. Легенды утверждают, что в старые добрые времена на небе не было... Луны. Живших в допотопные времена потом так и называли «долунниками». Ночное светило, по мнению некоторых народов, Всевышний подарил людям в качестве компенсации за пережитую катастрофу, то есть за потоп. Закончился потоп, разошлись дождевые тучи, и немногие спасшиеся увидели на небе Луну. То есть до этого Луну либо не видели вообще, либо она выглядела по-другому...

Взгляните ночью в окно, может быть, висящий в небе серебристый диск с изображением чьего-то лица и есть та самая «монета», уплаченная нам за понесенные когда-то страдания? В таком случае это самая большая и тяжелая монета в мире...

Тяжелая... Не в этом ли таится разгадка тайны всемирного потопа? Наш единственный естественный спутник благодаря своей значительной массе дважды в сутки устраивает на Земле небольшие наводнения-приливы. Луна сильнее всего притягивает ту точку земной поверхности, которая находится к ней ближе всего, в результате чего в подлунной точке вырастает настоящий горб. Почва приподнимается на полметра, уровень океана - на метр, а в некоторых местах - до 18 м (залив Фанди в Атлантике). В наиболее удаленной от Луны точке Земли такой же горб растет уже потому, что это место меньше всего притягивается к тяжелому спутнику. 

И хотя люди давно привыкли к этому обыденному, казалось бы, явлению, в нашей Солнечной системе оно уникально. Астрономы не знают другого такого примера существования у сравнительно легкой планеты типа нашей такого тяжелого спутника. Правильней, считают ученые, было бы назвать Землю и Луну не планетой и ее спутником, а двойной планетой. Образование такой системы одновременно, сточки зрения космологии, невозможно, из чего следует, что Луна, она же Селена, не «сестра» Земли, а - как бы это выразиться - супруга, пришедшая когда-то к суженому из черных глубин космоса. Называют даже «девичью фамилию» - прежде Селена была якобы ядром Фаэтона. Когда-то эта пятая планета разрушилась, образовав на месте своей прежней орбиты между Марсом и Юпитером целый рой из астероидов.

И вот кривая вывела ядро горе-планеты прямехонько к Земле. По всем законам небесной механики выходит, что после захвата гравитационным полем Земли любого тела будет происходить постепенное торможение последнего в разреженном, но все же не пустом пространстве вокруг нашей планеты. Все тела - пыль, камни, искусственные спутники и т.п. - очень медленно снижают высоту своей орбиты. И лишь одна таинственная Селена назло всем законам не падает, а... удаляется от нас. Правда, очень медленно!

Отсюда следует, что прежде Луна висела над нами ниже. Чем ближе, тем больше должны быть волны приливов и тем медленней скорость кажущегося движения светила по нашему небосводу. Если высоту орбиты Луны уменьшить ровно в 10 раз, то она, как геостационарный спутник, повиснет над одной точкой Земли. Высота прилива в открытом океане превысит при этом сотню метров. Для всемирного потопа этого мало, хотя рядом с местом потопа будут затоплены целые страны. 

Если только эти страны не горные. Стометровый потоп не дойдет не то что до вершины, но даже и до подножья 5-километровой горы Арарат... К тому же данный потоп будет локальным, а не всемирным - Луна ведь стоит над одним и тем же «несчастным» местом!

«Опустим» Луну еще чуть-чуть ниже, и она снова двинется очень медленно на небосводе, только теперь не с востока на запад, а наоборот. В этом случае приливная волна с запада, словно в огромную воронку, хлынет на восточное побережье Америки, Африки, в Балтику, Средиземноморье. Своего пика волна должна достичь, упершись в преграду на восточном берегу Средиземного и особенно Черного морей. Здесь многокилометровая, почти стоящая на одном месте приливная волна легко накроет Кавказ, через несколько дней достигнет Каспия и Арала (не это ли причина образования этих внутренних морей, одно из которых сейчас высыхает?). Надо ли говорить, что первой на Кавказе из-под воды должна показаться вершина именно Арарата - как самой большой вершины...

В зависимости от высоты Луны продолжительность такого наводнения может изменяться от месяца до года. Всего за несколько лет волна гигантского прилива сделает полный оборот вокруг Земли, побывав во всех странах. В общем, слово в слово все, как в легендах! Если хотите, то ЛУНА ОБВИНЯЕТСЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ГЛОБАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ!


 

Или же наш теперешний «естественный» спутник был лишь орудием для приведения в действие чьего-то приговора над грешным человечеством?.. Одно остается загадкой - каким образом Луна умела быстро подойти к Земле, а потом столь же быстро удалиться? Вопрос этот сам собой отпадает, если только лунный потоп был вызван осознанно и был управляемым.

Поверить в это чрезвычайно трудно... Но, может быть, если мы поймем, почему Селена до сих пор медленно «убегает» от нас, то тогда разберемся с ее резким рывком в прошлом? Вот тогда и поставим точку в затянувшемся почти с послепотопных времен споре... Возможно даже, разгадка этой тайны лежит у нас всех под носом в виде обледенелого корабля на вершине горы?!                                                                            

                                                                                                                                                                           В.Чернобров

                                             Ноев ковчег

В восточной Турции, на Анатолийском побережье, неподалеку от границ с Ираном и Арменией высится покрытая вечными снегами гора.

Высота ее над уровнем моря составляет всего 5165 метров, что не позволяет ей быть в ряду самых высоких гор мира, однако это одна из знаменитейших вершин Земли. Имя этой горы - Арарат. В прозрачном воздухе раннего утра, прежде чем облака закроют вершину, и в сумерках, когда облака уходят, открывая гору, возникающую на фоне вечернего розового или фиолетового неба перед взорами людей, многие разглядывают высоко на горе очертания громадного корабля...

Гора Арарат, на вершине которого должен находиться Ноев ковчег, упоминается в религиозных преданиях Вавилонского царства и Шумерского государства, в которых вместо Ноя приводилось имя Ут-Напиштим. В исламских легендах также увековечен Ной (по-арабски Нух) и его громадный ковчег-корабль, однако опять-таки без хотя бы го указания места его стоянки в горах, которое здесь называется АльДжуд (вершины), под ними подразумеваются и Арарат, и две другие горы на территории Ближнего Востока.

Библия представляет нам приблизительные сведения о месте нахождения ковчега: "...ковчег остановился на Араратских горах". Путешественники, столетиями совершавшие вояжи с караванами в Центральную Азию или обратно, неоднократно проезжали возле Арарата и потом рассказывали, что видели ковчег поблизости от вершины горы, или же таинственно намекали на свои намерения отыскать этот корабль-ковчег. Они даже утверждали, что из обломков ковчега изготавливались амулеты для защиты от недугов, несчастий, ядов и безответной любви.

Начиная примерно с 1800 года, группы горновосходителей с квадрантами, высотомерами, а позже и с фотокамерами забирались на Арарат. Подлинные остатки громадного Ноева ковчега эти экспедиции не обнаружили, но нашли огромные кораблеподобные следы - в ледниках и возле самой вершины горы заметили прикрытые льдом массивные столбчатые образования, похожие на обтесанные руками человека деревянные балки. При этом все больше утверждалось мнение, что ковчег постепенно сполз по склону горы и развалился на многочисленные обломки, которые теперь, вероятно, вмерзли в один из ледников, покрывающих Арарат. 

Если рассматривать Арарат из окружающих его долин и с предгорий, то, имея хорошее воображение, в складках горного рельефа нетрудно увидеть и корпус громадного корабля, и заметить какой-нибудь удлиненный овальный объект в глубине ущелья или не совсем ясное темное прямоугольное пятно во льдах ледников. Однако многие исследователи, утверждавшие, особенно в последние два столетия, что они видели на Арарате корабль, в некоторых случаях забирались высоко в горы и оказывались, как они утверждали, в

непосредственной близости от ковчега, большая часть которого погребена подо льдом.

Легенды о необычайно большом деревянном корабле, пережившие за тысячелетия целые цивилизации, многим не кажутся абсолютно правдоподобными. Ведь древесина, железо, медь, кирпичи и другие строительные материалы, за исключением громадных скальных глыб, с течением времени разрушаются, и как в таком случае может сохраниться деревянный корабль на вершине? На этот вопрос можно ответить, видимо, только так: потому что этот корабль был заморожен во льду ледника.

На вершине Арарата в леднике между двумя пиками горы достаточно холодно, чтобы сохранился корабль, сооруженный из толстых бревен, которые, как упоминается в сообщениях, пришедших из глубины тысячелетий, "просмолены были тщательно снаружи и внутри". В донесениях горновосходителей и пилотов самолетов о своих визуальных наблюдениях за кораблеподобным объектом, который они заметили на Арарате, всегда говорится о частях корабля, покрытых сплошным панцирем из льда, или о следах в пределах ледника, напоминающих очертания корабля, соответствующие размерам ковчега, приведенным в Библии: "триста локтей длиной, пятьдесят локтей шириной и тридцать локтей высотой".

Таким образом, можно утверждать, что сохранение ковчега в основном зависит от климатических условий. Примерно каждые двадцать лет на Араратском горном массиве имели место исключительно теплые периоды. Кроме того, каждый год в августе и начале сентября бывает очень жарко, и именно в эти периоды появляются сообщения об обнаружены на горе следов большого корабля. Итак, когда корабль покрыт льдом, oн не может подвергаться выветриванию и гниению, как целый ряд известных ученым экземпляров вымерших животных: сибирских мамонтов или саблезубых тигров и других млекопитающих из плейстоценовой эпохи, найденных на Аляске и в северной Канаде. При извлечении из ледового плена они были в полной сохранности, даже в желудках еще находилась не переваренная пища.

Поскольку определенные участки поверхности Арарата в течение целого года покрыты снегом и льдом, искатели остатков большого корабля не могли их заметить. Если этот корабль на горе все время покрыт снегом и льдом, необходимы широкие специальные исследования. Но провести их очень сложно, ибо горная вершина таит в себе, по мнению жителей окружающих селений, опасность для горновосходителей, заключающуюся в том, что сверхъестественные силы охраняют Арарат от попыток людей разыскать Ноев ковчег. Эта "защита" проявляется в различных стихийных бедствиях: лавинах, внезапных камнепадах, сильнейших ураганах в непосредственной близости от вершины.

Неожиданные туманы лишают альпинистов возможности ориентироваться, так что среди снежных и ледовых полей и глубоких ущелий они нередко находят спои могилы в обледенелых, покрытых снегом бездонных трещинах. В предгорьях обитает много ядовитых змей, часто встречаются волчьи стаи, очень опасные дикие собаки, медведи, обживающие большие и маленькие пещеры, в которых восходители часто пытаются устроить привал, и, кроме того, время от времени вновь появляются курдские разбойничьи банды.

Помимо этого, по решению турецких властей подступы к горе долгое время охранялись отрядами жандармерии.

Многие исторические свидетельства о том, что на Арарате заметили что-то похожее на корабль, принадлежали тем, кто посещал близлежащие поселения и города и оттуда любовался Араратом. Другие наблюдения принадлежат тем, кто, путешествуя с караванами в Персию, проезжали по Анатолийскому плоскогорью. Несмотря на то, что многие свидетельства относятся к древним временам и средневековью, в некоторых из них присутствовали детали, которые значительно позже замечали и современные исследователи.

Бероес, вавилонский летописец, в 275 году до н.э. писал: "...корабль, который в Армении опустился на грунт", и, кроме того, упоминал: "...смолу с корабля соскабливали и изготовляли из нее амулеты". Точно такую же информацию дает иудейский летописец Иосиф Флавий, который писал свои труды еще в первом столетии после завоевания Иудеи римлянами. Он представил подробное повествование о Ное и всемирном потопе и, в частности, писал: "Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении... там люди набирают смолу для изготовления амулетов". В позднем средневековье в одном из преданий говорится о том, что смолу размалывали в порошок, растворяли в жидкости и пили это снадобье для защиты от отравления ядами.

Указания этих и других античных писателей на эту корабельную смолу интересны не только потому, что явно соответствуют определенным местам книги Бытия, но и потому, что этот громадный корабль оказался вполне доступен спустя столетия после всемирного потопа, и потому, что это дает достаточно реальное объяснение того, что деревянные столбы и балки, из которых был сооружен корабль, хорошо сохранились под слоем вечного льда высоко на горе.

Иосиф Флавий в своей "Истории иудейской войны" делает такое интересное замечание: "Армяне называют это место "причалом", где ковчег остался лежать навеки, и показывают сохранившиеся до сегодняшних дней его части". Николай из Дамаска, который писал в 1 веке после Рождества Христова "Хроники мира", называл гору Барис: "...в Армении есть высокая гора, называемая Барис, на которой находили спасение многие беглецы от всемирного потопа. Там же на вершине этой горы остановился один человек, приплывший в ковчеге, обломки которого сохранились там на долгое время". 

Барис было другим названием горы Арарат, которая в Армении называлась еще Масис. Один из самых знаменитых путешественников прошлого Марко Поло в последней трети XV века проезжал возле Арарата по пути в Китай. В его книге "Путешествия венецианца Марко Поло" имеется ошеломляющее сообщение о ковчеге: "...Вы должны знать, что в этой стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более, что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова. Однако нижние слои его подтаивают и образующиеся ручьи и реки, стекая в долину, основательно увлажняют окружающую местность, на которой вырастает тучный травяной покров, привлекающий летом изо всей округи многочисленные стада травоядных крупных и мелких животных".

Это описание горы Арарат до сего дня остается актуальным, за исключением утверждения, что никто на гору забраться не может. Самое интересное его наблюдение состоит в том, что снег и лед подтаивают грунта и вода вытекает из-под ледникового льда. Особенно важно отметить, что современные исследователи обнаруживали в ледниковых трещинах обработанные человеческими руками деревянные балки и стойки. Немецкий путешественник Адам Олеарий в начале XVI века побывал возле Арарата и в своей книге "Путешествие в Московию и Персию" писал: "Армяне и персы считают, что на упомянутой горе всё ещё находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными как камень".
Замечание Олеария об окаменении древесины относится к балкам, которые были найдены выше границы лесной зоны и находятся сейчас в монастыре Эчмиадзин; они похожи также на отдельные части ковчега которые в наше время находили французский альпинист и исследователь Фернанд Наварра и другие путешественники. Францисканский монах Одерих, который о своих путешествиях докладывал папе в Авиньоне в 1316 году, видел гору Арарат и писал по этому поводу: "Люди, живущие там, рассказывали нам, что никто не забирался на гору, так как это, вероятно, не могло понравиться Всевышнему..."
Легенда о том, что Бог не позволяет людям забираться на Арарат, жива и поныне. Это табу было нарушено лишь в 1829 году французом Ж.Ф. Парро, который предпринял первое восхождение на вершину горы. Ледник на северо-западных склонах горы назван в его честь. Спустя полвека началось, по существу, соревнование за право первым найти остатки корабля Ноя. В 1856 году "три безбожника-иностранца" наняли в Армении двух проводников и отправились в путь с целью "опровергнуть существование библейского ковчега". Лишь спустя десятки лет перед смертью один из проводников признался, что "к своему удивлению, они обнаружили ковчег". Сначала они попытались его уничтожить, но у них ничего не вышло, потому что он был чересчур большим. Тогда они поклялись, что никому не расскажут о своей находке, и то же самое заставили сделать своих сопровождающих...

                                                                         сошествие Ноя с горы Арарат

В 1876 году лорд Брайс на высоте 13 тысяч футов (4,3 километра) обнаружил и взял образец от куска обработанного бревна длиной 4 фута (1,3 метра). В 1892 году архидиакон Нури вместе с пятью сопровождающими наблюдал "большое деревянное судно" вблизи вершины. Правда, его свидетельство осталось неподтвержденным.

В 1916 году во время первой мировой войны русский пилот В. Росковицкий сообщил в донесении, что наблюдал на склонах Арарата с аэроплана "лежащее большое судно". Снаряженная русским правительством, несмотря на войну, экспедиция приступила к поискам. Впоследствии непосредственные участники утверждали, что цель была ими достигнута, детально сфотографирована и обследована. По всей видимости, это была первая и последняя официальная экспедиция к ковчегу. Но, к сожалению, ее результаты были потеряны в Петрограде в 1917 году, а территория Большого Арарата была захвачена турецкими войсками...

Летом 1949 года к ковчегу отправились сразу две группы исследователей. Первая, в составе четырех человек во главе с пенсионером из Северной Каролины доктором Смитом, наблюдала на вершине лишь одно странное "видение". Зато вторая, состоявшая из французов, сообщила, что "видели Ноев ковчег... но не на горе Арарат", а на соседней вершине Джубель-Джуди. Там же два турецких журналиста впоследствии якобы видели судно размером 500х80х50 футов (165х25х15 метров) с костями морских животных.
Но через три года экспедиция Рикера не обнаружила ничего подобного. В 1955 году Фернану Наварре удалось отыскать среди льда древний корабль, из-под льда он извлек Г-образный брус и несколько досок обшивки. Через 14 лет он повторил свою попытку с помощью американской организации "Серч" и привез еще несколько досок. В США радиоуглеродный метод показал возраст дерева в 1400 лет, в Бордо и Мадриде результат был иным - 5000 лет!

Вслед за Наварро на Арарат отправился Джон Либи из Сан-Франциско, незадолго до этого видевший точное расположение ковчега во сне, и... ничего не нашел. Семидесятилетний "Бедняга Либи", как окрестили его журналисты, совершил за три года семь безуспешных восхождений, во время одного из которых ему едва удалось спастись от медведя, швыряющего камни!

Одним из последних совершил пять восхождений Том Кротсер. Возвратясь со своим трофеем-доской, он воскликнул перед представителями прессы: "Да там этого дерева 70 тысяч тонн, клянусь своей головой!" И вновь радиоуглеродный анализ показал возраст досок в 4000-5000 лет...

История всех экспедиций (официальных, по крайней мере) обрывается в 1974 году. Именно тогда турецкое правительство, разместив на Арарате посты наблюдения за линией границы, закрыло этот район для любых посещений.

Параллельно с "сухопутными" экспедициями, свидетельства о ковчеге поступают от летчиков. В 1943 году два американских пилота во время полета над Араратом пытались с высоты в несколько тысяч метров разглядеть что-то похожее на очертания большого корабля. Позже они, летая по этому же маршруту, взяли с собой фотографа, который сделал снимок, попавший потом в газету американских ВВС "Старс энд страйпс". Летом 1953-го американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин, пролетая на вертолете в том же районе, с высоты 30 метров сделал шесть весьма четких фотографий большого корабля, наполовину ушедшего в горные породы и сползающего с горного уступа льда. Грину впоследствии не удалось снарядить экспедицию к этому месту, а когда спустя девять лет он умер, исчезли все оригиналы его снимков...

Поздней весной или даже летом 1960 года американские пилот 428-й эскадрильи тактической авиации, расквартированной возле Ада) в Турции и находившейся под эгидой НАТО, заметили какое-то корабле подобное сооружение на западном отроге Арарата. Об этом полете американец капитан Швингхаммер писал в 1981 году: "Громадная грузовая телега или прямоугольная лодка в заполненной водой расселине высоко наверху, на горе, была хорошо заметна". Причем он утверждал, что объект медленно сползал по склону вниз и должен был застрять среди горных уступов и каменных глыб. В 1974 году американской организацией "Earth Research Technikal Satellite" (ERTS) была произведена фотосъемка с высоты 4600 метров горных отрогов Арарата.

На фотографиях, полученных с многократным увеличением, был ясно представлен этот необыкновенный объект, лежащий в одной из расселин горы, "очень похожий по своей форме и размерам на ковчег". Кроме того, этот же район был сфотографирован с высоты 7500 и 8000 метров, и полученные снимки ледниковых образований вполне соответствовали увиденному ранее пилотами, которые говорили о замеченном ими ковчеге или другом необычном объекте. Однако ни один объект, фиксируемый с такой высоты, даже при сильном увеличении невозможно вполне уверенно идентифицировать с ковчегом, ведь он более чем наполовину скрыт под снегом или находится в тени скальных выступов.

В 1985 году Т. Макнеллис, американский предприниматель, живущий в Германии, путешествовал по северо-западным и северо-восточным предгорьям Арарата и много общался с тамошними жителями, чаще всего - старыми турецкими офицерами, получившими в свое время военное образование в Германии, и молодыми турками, подрабатывающими в Германии в последние годы. Многие из них твердо убеждены, что ковчег легко можно найти: "Идите налево вдоль края Аорской пропасти вверх по склону, потом поверните опять налево и через некоторое время по этому пути дойдете до ковчега". 

Ему объяснили, что с нижних уступов ковчег не виден, поскольку этот корабль, тысячи лет сползавший с вершины горы, сейчас спокойно лежит под плотным ледяным покровом громадного глетчера.

Итак, свидетельств о существовании ковчега много. Но для того, чтобы они стали достоверными, необходимо найти сам ковчег. Может быть, сейчас, в связи с общем потеплением международного климата, экспедиции на Арарат возобновятся? А пока остается только надеяться, что законсервированный во льдах древний корабль не рассыплется в ожидании исследователей...

                                                                                                                  Низовский А.Ю, Н.Н Непомнящий