ПБРК " Бастион "
ПБРК Бастион и его основное оружие – ПКР «Оникс»
В 80-е годы прошлого века в СССР для замены комплексов «Редут» и «Рубеж» началась разработка нового комплекса береговой обороны на основе перспективных на тот момент противокорабельных ракет. Новый подвижный береговой ракетный комплекс (ПБРК) получил название «Бастион». Ввиду развала СССР довести разработку комплекса до конца удалось лишь в последние годы. После начала выпуска данного комплекса Россия превратилась в лидера на рынке производства береговых противокорабельных комплексов и видимо сохранит это лидерство на ближайшие десятилетия.
ПБРК «Бастион» был разработан НПО машиностроения на основе новейшей на тот момент сверхзвуковой противокорабельной ракеты 3М55 «Оникс» (экспортное название «Яхонт», по классификации НАТО SS-N-26 Strobile) с дальностью стрельбы до 300 км. Комплекс «Бастион» предлагается в двух вариантах подвижном «Бастион-П» и стационарном «Бастион-С». В состав подвижного комплекса входит 4 мобильных пусковых установки на шасси МЗКТ-7930 (по 2 ракеты на ПУ), машина управления, транспортно-заряжающие машины, а также могут дополнительно применятся машины целеуказания с РЛК «Монолит-Б».
В 2006 году был подписан контракт на поставку одного комплекса «Бастион-П» во Вьетнам (стоимость 150 млн. долларов) и двух комплексов в Сирию. Вьетнамский контракт на сегодняшний день выполнен. Фактически на деньги от данного контракта удалось оплатить завершающую часть НИОКР. Вторым экспортным заказчиком стала Сирия, которая подписала контракт на поставку двух комплексов в 2007 году. Самый широкий спрос на данные комплексы ожидается в регионе Юго-Восточной Азии. В настоящее время государства данного региона приступили к существенному наращиванию своих флотов. В данном случае российский ПБРК, предназначенный для уничтожения надводных кораблей различных классов и типов как в составе соединений, так и в виде одиночных целей, будет пользоваться повышенным спросом. В настоящее время Вьетнам уже начал переговоры по дальнейшим поставкам данных комплексов.
“ Бастион-П “
В 2008 году МО России выдало НПО машиностроения контракт на поставку 3 комплексов 3К55 «Бастион-П», для оснащения 11-й отдельной ракетно-артиллерийской бригады Черноморского флота, дислоцированной под Анапой. Последний ПБРК был передан бригаде в начале этого года. Все три ПБРК сведены в отдельный дивизион.
" Бастион-П "
Подвижный береговой ракетный комплекс (ПБРК) «Бастион» вооруженный унифицированной сверхзвуковой самонаводящейся противокорабельной ракетой «Оникс» разработан для уничтожения надводных кораблей всех классов и типов из состава корабельных и авианосных ударных групп, десантных соединений, конвоев, а также отдельных одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного радиоэлектронного и огневого противодействия противника. Данный комплекс в состоянии обеспечит защиту побережья протяженностью более 600 км от возможных десантных операций противника.
Время с момента получения приказа на марше до полного развертывания на боевых позициях составляет 5 минут, после чего комплекс полностью готов к ведению стрельбы. Позиция комплекса может быть удалена от береговой линии на 200 километров. После своего развертывания ПБРК может оставаться в полной боевой готовности в течение 3-5 суток, в зависимости от имеющихся запасов топлива.
В состав ПБРК «Бастион» входят:
- Самоходные ПУ К-340П на базе МЗКТ-7930 «Астролог» (экипаж - 3 человека);
- Противокорабельные ракеты «Оникс» в транспортно-пусковых контейнерах;
- Автомобиль боевого управления К-380Р на базе КамАЗ-43101 (экипаж - 4 человека);
- Автоматизированная система боевого управления комплексом;
- Оборудование информационно-технического сопряжения боевых средств комплекса с головным командным пунктом;
- Комплекс средств технического обслуживания.
- Дополнительно к ПБРК «Бастион» могут поставляться:
- Транспортно-заряжающие машины К-342Р;
- Машины обеспечения боевого дежурства;
- Учебно-тренировочные средства;
- Вертолетный комплекс целеуказания.-
Самоходная ПУ К-340П была создана на базе четырехосного шасси МЗКТ-7930 «Астролог» и способна развивать по шоссе скорость до 70 км/ч. Запас ее хода составляет – до 1000 км. Полная масса пусковой установки с 2-я снаряженными транспортно-пусковыми контейнерами, заправленными баками и экипажем из трех человек составляет 41 тонну. Командир машины, оператор пуска и водитель размещаются в кабине установки, оснащенной кондиционером. Для подготовки ракет к пуску транспортно-пусковые контейнеры перемещаются в вертикальное состояние. Интервал старта ракет при залповой стрельбе с одной ПУ составляет от 2 до 5 секунд. -
МЗКТ-7930 “ Астролог “
Машина боевого управления комплексом K380P изготавливается на базе трехосного шасси КаМАЗ-43101 или МЗКТ-65273. Все необходимое оборудование смонтировано в контейнере ISO-1C, общая масса автомобиля с топливом и расчетом – 25 тонн, время развертывания в боевое состояние 3-4 минуты.
Транспортно-заряжающая машина К342Р изготовлена на том же шасси, что и ПУ. Расчет ее 2 человека, на машине расположены 2 транспортно-пусковых контейнера с ракетами, а также подъемный кран грузоподъемностью 5,9 тонн, который используется для перезарядки пусковой установки и загрузки ракет.
Противокорабельная ракета (ПКР) «Оникс» помещается в специальный герметичный транспортно-пусковой контейнер. В нем ракета, будучи полностью готовой к боевому использованию, покидает завод-изготовитель, хранится, транспортируется и подается на ПУ. Техническое состояние ракеты и ее систем можно контролировать без извлечения из контейнера через специально предусмотренный борт-разъем. Транспортно-пусковой контейнер достаточно неприхотлив в эксплуатации, не требует подвода газа и жидкости, не предъявляет дополнительных требований по микроклимату на носителях и в местах хранения. Все это не только упрощает эксплуатацию ракеты, но и служит залогом ее высокой надежности.
шахтный вариант “ Бастион-С “
Противокорабельная ракета «Оникс»
Основными особенностями ракеты «Оникс» являются: полная автономность ее боевого применения (принцип «выстрелил и забыл»), высокие сверхзвуковые скорости на всех участках полета, набор гибких траекторий полета, полная унификация ракеты для широкой номенклатуры носителей (наземные ПУ, надводные корабли всех классов, подводные лодки), малая заметность ракеты для современных РЛС.
ПКР «Оникс» выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет трапециевидное складное крыло и оперение. Высокая тяговооруженность вместе с хорошей аэродинамикой планера обеспечивают ракете отличную маневренность, которая позволяет «Ониксу» осуществлять эффективные маневры уклонения от средств огневого поражения противника.
Силовая установка «Оникса» включает в себя маршевый сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, имеющий интегральный стартовый твердотопливный ускоритель. Двигатель ракеты рассчитан на маршевый полет со скоростью в 2,0-3,5 маха в широком диапазоне высот от 0 до 20 000 метров.
По сути, вся ПКР – от лобового воздухозаборника до среза сопла представляет из себя силовую установку органично совмещенную с планером. Исключением является центральный конус воздухозаборника. В нем расположены: боевая часть, антенна радиолокационной станции самонаведения, блоки системы управления. Все свободные внутренние полости «Оникса», включая воздушный тракт прямоточного двигателя, задействованы под хранение топлива и встроенную твердотопливную стартово-разгонную ступень.
После того как ракета покидает пусковой контейнер, включается твердотопливный разгонный блок, смонтированный по принципу «матрешки» прямо в камере сгорания маршевого двигателя. За несколько секунд работы разгонный блок разгоняет ракету до скорости в 2 маха, после этого стартовый ускоритель отключается, его выбрасывает из маршевого двигателя потоком воздуха, а «Оникс» продолжает полет на скорости в 2,5 маха, на прямоточном жидкостном воздушно-реактивном двигателе.
«Оникс» оснащается комбинированной системой наведения на цель (инерциальной на маршевом участке траектории и активной радиолокационной – на заключительной фазе полета). Полетное задание ракеты формируется по данным, полученным от автономного источника целеуказания. Радиолокационная станция головки самонаведения, смонтированная на ракете, способна захватить надводную цель класса «крейсер» на удалении до 75 км.
После того как происходит первоначальный захват цели, «Оникс» выключает свою радиолокационную станцию и производит снижение на предельно малую высоту (порядка 5-10 метров). В результате этого на среднем участке своего полета ракета находится ниже границы действия ПВО противника.
В дальнейшем, после того как ракета выходит из-за радиогоризонта, РЛС включается повторно, захватывает и сопровождает цель, на которую наводится ракета. На данном сравнительно небольшом участке полета сверхзвуковая скорость «Оникса» сильно затруднят возможность поражения средствами ПВО малой дальности, а также возможность постановки помех ее головке самонаведения.
Обзор всей зоны поражения с большой высоты создает все условия для предварительного целераспределения ракет по отдельным кораблям группы и селекции ложных целей. Одно из главных достоинств ракет «Оникс» - это их программа наведения на цель, которая позволяет действовать против одного корабля по принципу «одна ракета - один корабль» или напротив «стаей» против ордера кораблей. Именно в условиях залпового применения в полной мере раскрываются все тактические возможности комплекса «Бастион-П» и его главной ударной силы. Выпущенные ракеты способны сами распределять и квалифицировать цели по их важности, выбирать тактику атаки и план ее осуществления.
В автономную систему управления «Оникса» заложены не только данные по противодействию РЭБ, но и приемы уклонения от различных средств ПВО противника. После уничтожения главной цели в ордере, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли, исключая возможность атаки одной и той же цели двумя ракетами. Для того чтобы исключить возможные ошибки при поражении именно заданной цели и выборе маневра, в бортовую вычислительную систему ракеты заложены электронные портреты всех существующих современных классов кораблей. Помимо этого, в ней содержатся и тактические сведения, к примеру, о типе кораблей, что позволяет ракете самой определять, что за цель перед ней – авианосец, десантная группа, конвой, и атаковать главные цели.
Заблаговременное снижение ПКР из расчета ухода за радиогоризонт относительно обстреливаемой цели, позволяет сорвать сопровождение ракеты стрельбовыми комплексами ПВО, что вместе с очень высокой сверхзвуковой скоростью и предельно малой высотой полета ракеты на участке самонаведения значительно снижает возможности по ее перехвату даже самыми развитыми корабельными системами ПВО.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Дальность стрельбы, км:
- по комбинированной траектории 300
- по низковысотной траектории 120
Высота полета,м:
- на маршевом участке траектории 14000-15000
- на низковысотной траектории 10-15
Скорость полета:
- на высоте 15км 750м/c (2.6М)
- на низковысотной траектории 2.0М
Длина ракеты, мм (корабельный вариант) 8000
Длина ракеты, мм (авиационный вариант) 6100
Длина ТПК, мм (авиационный вариант) 8900
Размах крыльев , мм 1700
Стартовый вес ,кг
-авиационный вариант 2500
-корабельный вариант 3000
Вес в ТПК ,кг 3900
Автор Сергей Юферев