ОТРК " Яхонт "

        

                       РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС " ОНИКС " (" ЯХОНТ ") 

Разработка комплекса оперативно-тактического назначения "Оникс" (экспортное наименование «Яхонт») для перевооружения подводных лодок и вооружения надводных кораблей задана Постановлением правительства в 1981 году. Эскизный проект был подготовлен в начале следующего года. Разработка ракеты и комплекса началась под руководством Генерального конструктора В.Н. Челомея, в дальнейшем работы возглавил Г.А. Ефремов.

   

               Владимир Николаевич Челомей                                         Герберт Александрович Ефремов

В странах НАТО ракетная система «Яхонт» получила код SS-N-26, еще эту ракету в зарубежной печати называют как: P-800, Oniks, Yakhont и 3M55. 
Ракетная система «Яхонт» предназначена для поражения боевых надводных кораблей в составе ударных групп и соединений, транспортов различных классов и типов в составе конвоев, десантных отрядов, а также одиночных кораблей в условиях интенсивного радиоэлектронного и огневого противодействия противника. Она может гарантированно уничтожить одним залпом высокозащищенные корабельные группировки. 

 Боевая устойчивость системы «Яхонт» обеспечивается несколькими видами траекторий полет, адаптированных к реальной боевой обстановке, малой заметностью, предельно малой высотой полета и маневрированием ракеты у цели. 

Основное достоинство ракет семейства «Яхонт» - сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой от современных средств ПВО. ПКР оснащена автономной помехозащищенной инерциальной системой управления с системой навигации и радиоло¬кационной головкой самонаведения. «Яхонт» способен поразить боевой частью массой 200-300 кг современный боевой корабль класса «крейсер» на дальности до 300 км. Несколько ракет могут уничтожить даже авианосец.  

Система управления была создана ЦНИИ "Гранит" (главный конструктор системы в целом В.Н. Яковлев), она включает бортовую и корабельную части. Бортовая аппаратура системы управления ПКР "Яхонт" полностью автономная, построена по принципу «выстрелил – забыл», включает инерциальную систему, радиовысотомер, вычислительную систему и головку самонаведения (ГСН). Высокая помехозащищенность от активных и пассивных помех бортовой системы управления обеспечивается за счет использования в ГСН широкополосного сигнала с малой скважностью и адаптивной перестройкой параметров. 
Головка самонаведения со сложным когерентным сигналом имеет высокую помехозащищенность. Она разработана в ЦНИИ "Гранит" и неоднократно демонстрировалась на международных выставках вооружений, в том числе на нескольких МАКСах в Жуковском и на двух МВМС в Санкт-Петербурге. ГСН весом в 85 кг обеспечивает дальность обнаружения кораблей более 50 км, максимальный угол поиска +450. Защита от активных помех достигается за счет скрытного излучения и изменения параметров по случайному закону. Пассивные помехи эффективно селектируются с использованием их спектральных характеристик.  

                                                                                      ГСН “ Яхонт “

Корабельная аппаратура системы управления ракетным комплексом "Яхонт» предназначена для подготовки и управления пуском ПКР «Яхонт», она обеспечивает: одиночную и залповую стрельбу по группе цели; эксплуатационный контроль с диагностикой до сменного модуля; аварийный выброс ракет; тренировку личного состава; время проведения одновременной подготовки всех ПКР; минимальное время готовности к работе с ПКР из полностью выключенного состояния; полный срок службы -15 лет10. 

Главное достоинство ракеты Яхонт это заложенная в неё программа наведения на цель, позволяющая действовать против одиночного корабля по принципу “одна ракета – один корабль” или “стаей” против ордера кораблей. Именно в залпе раскрываются все тактические возможности комплекса. Ракеты сами распределяют и классифицируют по важности цели, выбирают тактику атаки и план ее проведения. В автономную систему управления заложены данные не только по противодействию РЭБ противника, но и приемы уклонения от огня средств ПВО. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели. Для исключения ошибки при выборе манёвра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину (БЦВМ) ракеты заложены электронные портреты всех современных классов кораблей. К тому же в БЦВМ есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе кораблей, что позволяет определить кто перед ней – конвой, авианосец или десантная группа, и атаковать главные цели.
Заблаговременное снижение ракеты из расчета ухода за радиогоризонт относительно обстреливаемой цели обеспечивает срыв сопровождения ПКР стрельбовыми комплексами ПВО, что наряду с высокой сверхзвуковой скоростью и предельно малой высотой полета на участке самонаведения резко снижает возможности по перехвату ПКР Яхонт даже самой развитой корабельной ПВО.

 

На «Яхонте» установлен сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД), работающий на керосине, и твердотопливная стартово-разгонная ступень. К созданию СПВРД для перспективной противокорабельной КР типа «Яхонт» НПВО "Пламя" приступило в конце 1970-х гг. В 1983 году был подготовлен эскизный проект, а с 1987 года начались летные испытания двигателя в составе ракеты. Новые технологии, использованные при создании СПВРД, позволили получить заданные характеристики: высотность применения до 20 км, максимальную тягу 4 тс, скорость полета 2,0...3,5 М при массе камеры сгорания всего 200 кг.

                                                                                        СПВРД  3Д55 

СПВРД оборудован системой изменения тяги с регулируемым соплом. В его камере сгорания устанавливается разгонный твердотопливный двигатель первой ступени. В удлиненном центральном теле диффузора размещается РЛС системы самонаведения крылатой ракеты. 

Ракета поставляется заправленной в герметичном транспортно-пусковом стакане, она готова к погрузке в пусковую установку корабля и боевому применению, не требует послепогрузочных проверок. Гарантийный срок эксплуатации ПКР составляет семь лет (в дальненйшем его увеличили до 10 лет), регламентные проверки производятся через три года. 

Бросковые испытания ракеты "Яхонт" проводились с апреля 1985 года на полигоне под Фаустово. Первый пуск произведен 26 апреля 1985 года. Вскоре испытания были перенесены на морской полигон Черного моря. После прекращения испытаний стратегической КР "Метеорит", погружаемый стартовый комплекс МКУ-63 использовался для испытаний ракеты "Яхонт". Последние пуски с МКУ-63 крылатых ракет "Яхонт" на полигоне мыса Фиолент были закончены в 1988 году.  

Еще в Советском Союзе ракетами «Яхонт» предполагалось перевооружить атомную подводную лодку Б-452 (зав. №901) проекта 670М, до этого оснащенную РК «Малахит». Для этого ее в 1986-1992 гг. переоборудовали на судоремонтном заводе №10 в Полярном по проекту 06704 (разработчик ЦКБ «Лазурит») и вместо ракетных контейнеров РК «Малахит» установили пусковые установки СМ-315, разработанные в КБСМ и изготовленные заводом «Большевик» в 1991 году. 
Пусковая установка СМ-315 предназначена для размещения трех КР в ТПС СМ-324 на ПЛ проекта 670М, обеспечения условий надежного и безопасного старта одной или последовательно всех КР, а также для обеспечения условий аварийного выброса КР штатными средствами ракеты. Старт КР осуществляется из подводного или надводного положений ПЛ с постоянным углом возвышения. 
КБСМ разработало загрузочное устройство СМ-330 для загрузки - выгрузки ТПС СМ-324 с КР 3М-55 в контейнер ПУ СМ-315 ПЛ проекта 670М. В 1988 году НПО «Вымпел» изготовило комплект ЗУ и передало на испытания на судостроительный завод «Нерпа». 
После монтажа ПУ на судостроительном заводе «Нерпа», АПЛ была принята в эксплуатацию. В 1986 году Подводная лодка несколько раз выходила в море для испытаний РК «Яхонт». В мае 1998 года ПЛ пр. 670М с ПУ СМ-315 была выведена из состава ВМФ. 
Для испытаний РК «Яхонт» в морских условиях ЦКМБ «Алмаз» был разработан проект 12347 малого ракетного корабля. 

                                                                                          МРК пр. 12347

В КБСМ (гл. конструктор В.Ф. Потапов) для хранения и боевого использования шести ракет 3М-55 в ТПС СМ-324, их пуска и ава¬рийного выброса с помощью штатных средств ракет в КБСМ в 1985-1986 г.г. была разработана надпалубная пусковая установка СМ-316. Она была изготовлена на Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ) и размещена на малом ракетном корабле «Накат» проекта 12347, по одной ПУ побортно в средней части между надстройкой.

 

ПУ представляет собой сборную металлоконструкцию из высокопрочной стали. Размещение ТПС на ПУ - двухъярусное, по три ТПС в каждом ярусе. 

В качестве потенциальных носителей ракеты «Яхонт» могут быть уже находящиеся в эксплуатации и вновь построенные или проектируемые корабли различных классов, включая эсминцы, фрегаты, корветы, ракетные катера и подводные лодки. Согласно информации НПО машиностроения старт ракет «Яхонт» может производиться с пусковых установок с углом наклона от 15 до 90 градусов, в дальнейшем этот диапазон был расширен с 0 до 90 градусов. Старт ракеты осуществляется из транспортно-пускового стакана (ТПС).

 
В 1990-х гг. вариант противокорабельной ракеты «Яхонт» предполагалось установить на строящейся на ПО «Севмаш» с 1993 года многоцелевой атомной подводной лодке «Северодвинск» проекта 885 (разработчик СПМБМ «Малахит», генеральный конструктор В.Н. Пялов) и надводном корабле «Новик» проекта 12441 (разработчик ЦМКБ «Алмаз») находящего в строительстве на заводе «Янтарь» в Калининграде с 1997 года, последний решением руководства ВМФ будут достраивать как учебный корабль. 
Для размещения крылатых ракет различных комплексов с ТПС СМ-324 или ТПС ЗС-44 на АПЛ «Северодвинск» в КБСМ (генеральный конструктор Н.А. Трофимов, гл. конструктор В.Ф. Потапов) создана универсальная пусковая установка (УПУ) СМ-346. Эта УПУ устанавливается в прочном корпусе ПЛ проекта 885 и обеспечивает условия: размещения и эксплуатации КР на ПЛ; надежного и безопасного старта КР; аварийного выброса КР штатными средствами старта. 

                                                                       АПЛ " Северодвинск "

 В состав УПУ для КР, размещаемой на ПЛ, введен контейнер с крышкой и приводами (разработчик - СПМБМ «Малахит»). Документация на УПУ в 1989 году передана на завод-изготовитель «Большевик». В 1987-89 г.г. КБСМ разработано универсального загрузочного устройства (УЗУ) СМ-353, предназначенного для загрузки-выгрузки ТПС СМ-324 с КР в вертикальную УПУ СМ-346. В 1993 г. УЗУ было доработано с целью обеспечения загрузки (выгрузки) ТПС ЗС-44 с КР. 

На экспорт в Зеленодольском ПКБ разработан проект 11541 «Корсар» сторожевого корабля. В одном из вариантов этих предложений предусмотрено вооружение корабля ракетным комплексом «Яхонт» в составе двух пусковых установок, каждая на четыре-шесть ракет. Таким образом, на СКР может быть установлено от 8 до 12 ракет «Яхонт». Есть альтернативные варианты проекта, где может быть размещен РК «Уран» с 16 ракетами или «Клаб-Н» или «Москит» с восемью ракетами каждый. По теме «Скорпион» ЦМКБ «Алмаз» предусматривается создание НК малого водоизмещения проекта 12300 для поставки на экспорт, четыре ракеты комплекса «Яхонт» размещают в надстройке, вертикально и побортно. Пусковые установки для него прорабатывает КБСМ. Тот же «Алмаз» предлагает вариант корвета проекта 20382 с РК «Яхонт» в составе двух ПУ, всего восемь ракет. 
По заявлению Генерального директора и Генерального конструктора НПО машиностроения Г.А. Ефремова противокорабельный комплекс универсального ракетного оружия Постановлением Правительства в 2002 году был принят на вооружение ВМФ России, сегодня им оснащен ракетный корабль «Накат». Огневая мощь этого корабля возросла в несколько раз.  

Кроме корабельного ракетного комплекса с ракетой «Яхонт» разработан и береговой комплекс «Бастион», он предлагается в самоходном и стационарном вариантах. По боевой эффективности и летно-техническим характеристикам ракета «Яхонт» в основном превосходит все известные зарубежные аналоги, включая ПКР «Гарпун» (США), «Отомат» (Италия) и «Экзосет» (Франция), за счет массированного применения, сверхзвуковой скорости полета ракеты по всей траектории и мощной проникающей боевой части.

Но здесь не следует забывать, что все основные зарубежные разработчики ПКР входят в блок НАТО, а там большое значение в войне на море имеет авиация. 
                                                                     АВИАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ


Первоначально для вооружения самолетов НПО машиностроения предлагалась противокорабельная ракета «Яхонт», мало отличающаяся от корабельного варианты этой ПКР. Прорабатывалась возможность размещения ракеты «Яхонт» на самолетах типа Су-27, Су-32FN (Су-32МФ) и Су-35 (на одном самолете могло размещаться до трех ракет). 

                                                                                         Су-35                         

На международной выставке МАКС-99 в Жуковском впервые было продемонстрировано несколько полноразмерных макетов авиационного варианта ракеты «Яхонт», их разместили под различными типами самолетов фирмы «Сухой». Теперь эта ракета уже заметно отличалась от базового варианта, был снижен стартовый вес за счет уменьшения массы разгонного двигателя (носитель итак имеет приличную скорость при пуске), изменен носовой обтекатель ракеты, применены другие технические решения. 

 

                                                                                       " Яхонт-М "

На МАКСе-2001 впервые об¬народованы сведения о системе вооружения авиационного базирования «Альфа» с ПКР «Яхонт-М», в 2003 году эта система была более подробно прорекламирована на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Она предназначена для высокоточного поражения наземных объектов и надводных кораблей различных классов, следующих в составе соединений и одиночно в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия. Здесь необходимо отметить, что в отличие от предыдущих вариантов «Яхонт-М» может вести борьбу с малоразмерными наземными и береговыми целями, до этого «Яхонты» были только противокорабельными. 
Как и базовый вариант ракета «Яхонт-М» имеет прямоточный воздушно-реактивный двигатель для маршевого участка полета, питание которого обеспечивается керосином Т-6, и твердотопливную стартово - разгонную ступень. Срок эксплуатации комплекса «Альфа» в войсках определен в 10 лет, чрез каждые три года предусмотрены регламентные проверки. 
Согласно информации разработчика, в состав авиационного ракетного комплекса «Альфа» входят: крылатая ракета «Яхонт-М»; авиационное пусковое устройство (АПУ); самолетная аппаратура предстартовой подготовки и пуска ракет; комплекс наземного оборудования с автоматизированной контрольно-проверочной аппаратурой; средства погрузки. Предполагается, что на многоцелевой истребитель Су-30 - наиболее вероятный носитель такого оружия - будет подвешиваться до трех «Яхонтов-М».

Кроме многофункциональных истребителей система «Альфа» может размещаться на многих типах самолетов включая тяжелые бомбардировщики. 

Важно отметить авиационный вариант ракеты способен вести поиск цели своими средствами, что существенно расширяет перечень носителей новой ракеты. В системе «Альфа» обеспечивается полная автономность боевого применения крылатой ракеты, применен принцип «выстрелил-забыл». Время готовности комплекса к стрельбе составляет менее 4 минут. Старт «Яхонта-М» с носителя может производится с высот до 9000 м, при залповой стрельбе интервал старта КР составит 2-5 с. Ракета имеет высокую сверхзвуковую скорость и гибкие траектории полета с максимальной дальностью стрельбы до 300 км, по низкой траектории – 120 км. 

Система управления ракеты «Яхонт-М» включает: инерциальную систему с коррекцией точностных характеристик по информации от навигационных спутников; радиовысотомер; цифровой вычислительный комплекс; радиолокационную головку самонаведения. На ракете «Яхонт-М» устанавливается многоспектральная головка самонаведения со сложным когерентным сигналом, разработанная в ЦНИИ «Гранит», которая обеспечивает высокую точность и помехозащищенность. 
В 2001 году было выполнено примерно 50% работ по проектированию новой многоцелевой ракеты. Сегодня вероятно весь этот задел будет использован в авиационной ракетной системе индийско-российского предприятия «БраМос», тем более известно, что корабельные и береговые ракеты этой фирмы использовали наработки по «Яхонту-М».  

                                                                                                                      А.В. Карпенко, ВТС "БАСТИОН"