Авианосцы Японии
Премьер-министр Синдзо Абэ объявил, что собирается, опираясь на эту поддержку, изменить наиболее несправедливые статьи Конституции, навязанной в 1947 году американцами. Речь идёт прежде всего об абсолютно неуместной в современных условиях 9 статье, которая предусматривает отказ от создания вооружённых сил. Япония, по твёрдому убеждению Абэ, должна стать нормальной страной с сильной армией, с которой придётся считаться всем соседям.
Премьер-министр Синдзо Абэ
В принципе, уже одного этого факта достаточно, чтобы понять: «Мистрали» России нужны. Причем оба на ТОФе. Однако напомню, что у России есть как минимум три потенциальных морских точки, связанные с необходимостью защищать свои интересы и суверенитет. Это Западная Арктика (о. Белый, о. Виктория, земля Франца-Иосифа и др.), Восточная Арктика (о. Врангеля, Чукотка и даже Камчатка) и Дальний Восток, точнее острова Курильской гряды и сам о. Сахалин.
Оставляя за скобками наличие авианосного флота у США и Великобритании для действий в Северном полушарии и Западной Арктики (а также ряда вертолетоносцев, военных кораблей доков, плавучих военных платформ и т.п.) у других стран НАТО и «условно нейтральных» северных стран, стоит упомянуть, как развивается авианосный флот у страны, которая до сих пор имеет к России территориальные претензии. О Японии и США. Да, США! Если с Японией все более-менее ясно, то о территориальном споре США и России как-то не принято широко распространяться ни у нас, ни в США.
Начнем с Японии. А о территориальных претензиях нашего главного «партнера» поговорим в конце статьи.
Несмотря на то, что Японии с 1947 года запрещено иметь в составе флота корабли, способные действовать вдали от Японии, и запрещено иметь авианосцы (авианосный флот), тем не менее, Япония обладает внушительным арсеналом кораблей, напрямую относящихся к авианосному флоту — и это несмотря на запреты, которые были обойдены весьма изящно: это не вертолетоносец, а эсминец! Или еще лучше — миноносец! Вообще, из-за навязанных американцами условий и молчаливого одобрения в годы Первой холодной войны классификация ВМС Японии весьма своеобразна и достойна отдельной статьи.
(Конституция Японии содержит 9 статью, которая прямо запрещает создавать морские вооруженные силы, а силы самообороны Японии не могут иметь технических средств, позволяющих вести боевые действия вдали от островов, например, авианосцев или стратегических бомбардировщиков.)
Итак, маленькая Япония, входящая в 10 стран с самой длинной береговой линей (чуть менее 30 тысяч километров), имеет в своем составе 4 (четыре) авианосных (вертолётоносных) корабля, не считая десантных доков (8 кораблей: 4 тип «Osumi» (+1 строится), 1 типа «Atsumi», 1 типа «Miura», 2 типа «Yura») и еще 38 боевых кораблей, могущих нести от одного до двух вертолетов: 8 эсминцев (тип «Асагири»), 9 эсминцев (тип «Мурасамэ»), 5 эсминцев (тип «Таканами») 4 эсминца (тип «Акидзуки»), ну, и 12 фрегатов (тип «Хацуюки»).
Т.е. всего 50 кораблей, имеющих возможность высадить десант различной мощности из-за горизонта. Маловероятно одновременное применение всех кораблей на, скажем, Курилах, но все же самыми мощными являются 4 вертолётоносных корабля: эскадренные миноносцы-вертолётоносцы типа «Хюга» (2 штуки: собственно сам «Хюга» и его систершип «Исэ» со стандартным водоизмещением свыше 15 000 тонн каждый) и эскадренные миноносцы типа «Сиранэ» (тоже 2 штуки: сам «Сиранэ» и его систершип «Курама»). А ведь помимо ВМФ есть еще и патрульные катера класса Shikishima, являющиеся самыми крупными в мире (на данный момент, пока Китай не достроит свой «Хайцзянь-5»), также несущие в ангаре по паре многоцелевых вертолетов.
Патрульный катера класса «Shikishima»
Причем всем им на смену уже идет самый мощный вертолётоносный флагман Японии (или в пополнение, поскольку официально о выбытии вертолётоносцев типа «Сиранэ» не объявлено, и информация о том, что «Изумо» меняет «Сиранэ», есть только в аналитических статьях, изданий, вполне равноудаленных от кабинетов Минообороны Японии) — новый вертолетоносец-эсминец (согласно извращенной логике японцев) «Изумо», головной корабль серии (бортовой номер DDH183) уже на воде и дооснащается оборудованием (вступление в строй — март 2015 года), а второй корабль (бортовой номер 24DDH) уже на стапеле (вступление в строй — март 2017 года).
Итак, 6 августа прошлого года в Японии официально презентовано самое большое военное судно из тех, что выпускались в этой стране после Второй мировой войны. Это вертолетоносец «Изумо».
«Изумо» (по центру) в сравнении с нормальным авианосцем и предыдущим вертолетоносцем
Основные характеристики:
Водоизмещение 19 500 тонн (стандартное), 27 000 тонн (полное)
Длина 248,0 м
Ширина 38,0 м
Высота 23,5 м
Осадка 7,5 м
Двигатели Комбинированная ГТУ, 4 турбиныGeneral Electric LM2500
Мощность 112 000 л. с. (82,4 МВт)
Движитель 2 винта
Скорость хода 30 узлов
Экипаж 470 человек (970 вместе с десантом)
Вооружение:
Радиолокационное вооружение РЛС OPS-28 и OPS-50, ГАС OQQ-23
Радиоэлектронное вооружение БИУС OYQ-12, станция РЭБ NOLQ-3D-1
Зенитная артиллерия 2 × 6 — 20-мм ЗАКMark 15 Phalanx CIWS
Ракетное вооружение 2 × ЗРК SeaRAM
Авиационная группа — до 14 вертолётов SH-60K SeaHawk (на следующем корабле предусмотрена возможность базирования 2 конвертопланов MV-22 «Оспри», а также СВВП F-35B «Лайтнинг 2»)
«Изумо» заложили 27 января 2012 года. Спустили на воду 6 августа 2013 года. С того времени велись работы по установке оборудования. Интересно, что официальное представление корабля было запланировано на 6 августа, а в этот день в 1945 году произошли совершенно ненужные натурные испытания американцами атомного оружия (атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года соответственно). Представители властей отметили, что совпадение даты презентации судна и 68-ой годовщины ядерной бомбардировки г. Хиросимы является чистой случайностью.
Предполагается, что судно будет применяться для работ по поиску и спасению. Кроме того, оно будет охранять государственные границы Японии. Официальный Китай отреагировал на сообщение Японии негативно, заявив, что последняя наращивает военный потенциал с нарушением статьи 9 собственной Конституции.
Напомню, что Конституция Японии запрещает ввод в эксплуатацию военной техники и вооружений, которые могут позволить вести боевые действия на существенном удалении от Японских островов, в том числе стратегических бомбардировщиков и авианосцев. В постройку корабля было вложено, по разным данным, 1,2-1,5 млрд. долларов.
Новый корабль ВМС Японии под наименованием «Идзумо» имеет палубу и размеры, почти аналогичные авианосцам «Секаку» и «Дзуйкаку», принявшим участие в налете на базу Пирл-Харбор ВМС США в 1941 году, но правительство страны все же настаивает на том, что это не авианосец. При длине около 250 м и стандартном водоизмещении 19500 т «Идзумо» является крупнейшим кораблем в составе ВМС Японии. На его палубе одновременно могут садиться 9 вертолетов (или 6 конвертопланов).
Сейчас же (для первого корабля) авиагруппу корабля могут составлять до 14 вертолетов, типовой состав — 7 противолодочных вертолетов и 2 поисково-спасательных. В обозримом будущем основным назначением корабля станет именно борьба с подводными лодками, хотя корабль обладает и возможностями по перевозке войск — до 400 десантников с 50 грузовиками по 3,5 т. каждый. Возможности по высадке десанта разумеется весьма ограничены, но тут стоит вспомнить недавние совместные с США учения, в ходе которых на палубу предшественника «Идзумо», эсминца-вертолетоносца типа «Хюга», садились конвертопланы MV-22 «Оспри».
Эсминец-вертолетоносец Hyuga («Хюга») на совместных японо-американских учениях.
Тем не менее, министерство обороны и командование ВМС настаивают на том, что этот корабль, спущенный на воду летом прошлого года, является «просто эсминцем, способным перевозить вертолеты». СМИ Китая и Южной Кореи заявляли, что этот «полуавиносец» является свидетельством крена вправо внешней политики Японии. Военный журналист Шиничи Кийотани (Shinichi Kiyotani) заявил, что «в соответствии с международными стандартами этого класса кораблей «Идзумо» — авианосец.
«Идзумо» — "вертолетный авианосец"
Правительство боится признать этот факт, так как опасается политических последствий». Между тем издающийся ежегодно авторитетный британский справочник по боевым кораблям Jane's Fighting Ships классифицирует этот корабль как вертолетоносец. «Идзумо» должен заменить эсминец-вертолетоносец «Сиранэ» со стандартным водоизмещением 5200 т. Из каких источников этот уважаемый британский справочник взял информацию о замене «Сиранэ» на «Идзумо», не уточняется.
Предполагается, что на «Идзумо» могут базироваться истребители с вертикальной посадкой, такие, как F-35B, но высокопоставленный чиновник минобороны заявил, что «такая модернизация возможна, но практически неосуществима, так как это потребует огромного количества времени и денег, в том числе на приобретение истребителей и подготовку необходимого персонала для их эксплуатации». Безусловно высокопоставленный чиновник минобороны Японии лукавит. На первом корабле серии «Идзумо» возможности нести СВВП F-35B официально нет. Но в практически всех заметках о новом (втором строящемся) корабле говорится о возможности в будущем нести СВВП F-35B Lightning II.
Прибегая к фотошопу, художники превращают Izumo в авианосец — носитель истребителей F-35B.
Опять, же Япония в декабре 2011 года приняла решение закупать сухопутную модификацию Lightning II с обычным взлетом и посадкой. Кроме того, во многих публикациях отмечается, что несмотря на то, что длина полетной палубы позволяет взлетать F-35B даже без трамплина, кораблю потребуется значительная доработка — покрытие палубы термостойкими материалами, вероятно усиление лифтов самолетоподъемников, установка систем для автоматизации посадки. И опять же все это относится к первому кораблю серии. При строительстве второго корабля эти проблемы не должны быть технически непреодолимы, и вопрос возвращения в флот Японии авианосцев будет лежать в области политики.
«Идзумо» на стапеле
Бывший командующий ВМС Японии Йодзи Кода (Yoji Koda) заявил: «Идзумо» — это корабль, который в корне отличается от авианосца. Если в будущем возникнут соответствующие условия и принято решение о необходимости строительства авианосца, такой корабль может быть построен только после объяснения общественности, для чего он нужен».
«Идзумо» и общественность
Как, где и с кем?
Теперь, после обзора профильных СМИ (выше), критически подумаем о практическом применении Японией своего «Идзумо».
«Идзумо» и его предшественник
У «Идзумо» авианосная гладкая верхняя палуба (flat-topped). Теоретически он может принимать не только вертолеты, но и самолеты вертикального взлета и посадки. Однако штурмовики AV-8B Harrier, которыми, например, вооружены американские универсальные десантные корабли типа Wasp, способные выполнять функции легких авианосцев, сегодня считаются устаревшими, их производство прекращено.
Им на смену должны прийти самолеты укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B Lightning II. Но для того, чтобы они могли базироваться на тех же УДК типа Wasp, потребуется усиливать палубу и покрывать ее более жаропрочным материалом, поскольку высокие температуры мощных двигателей F-35B в буквальном смысле слова способны прожечь корабль. Поэтому разговоры о том, что японские вертолетоносцы нового поколения на самом деле будут выполнять функции авианосцев, скорее всего — спекуляции. Да и сколько они смогут принять F-35B? Два-три, от силы — четыре. И против кого можно эти слабо вооруженные «авианосцы» использовать?
Кроме того, ныне действующая конституция запрещает Стране восходящего солнца иметь корабли этого класса. Хотя все относительно и изменчиво в этом мире. Тот же основной закон Японии запрещает Японии иметь военно-морские силы. Но МССЯ, созданные вместо них, являются, по экспертным оценкам, вторым после китайского по боевым возможностям флотом в Азии. А если вывести за скобки ядерный компонент ВМС НОАК, то, несомненно, японский флот можно поставить и на первое место, особенно учитывая высочайший уровень подготовки моряков, отличное качество кораблей, грамотную сбалансированность МССЯ.
Авианесущие корабли появились в составе МССЯ не вчера. Они занимают особое место в структуре Морских сил самообороны. Дело в том, что в годы «холодной войны» Соединенные Штаты четко регулировали обязанности своих младших партнеров (и сейчас они пытаются делать то же самое, но с меньшим успехом). Одной из главных задач МССЯ стала защита коммуникаций в дальневосточных водах, в том числе обнаружение и уничтожение советских подводных лодок в случае войны. Сейчас эта задача сохраняется, только акцент перенесен преимущественно на китайскую подводную угрозу.
Как известно, наиболее надежна противолодочная оборона при одновременном использовании корабельных и авиационных средств обнаружения и поражения. Развивая это направление, японцы начали строить эсминцы-вертолетоносцы, которые стали играть роль лидеров противолодочных соединений. Первый из них — «Харуна» — вошел в строй в 1973 г. Как и однотипный с ним «Хьюи», он имел водоизмещение 6900 т и представлял собой по вооружению вполне традиционный эсминец тех времен. За одним исключением — почти от миделя до среза кормы на нем простиралась обширная взлетно-посадочная площадка с ангаром для трех противолодочных вертолетов HHS-2B Sea King, которые позже были заменены на три вертолета SH-60J Seahawk.
Эсминец-вертолетоносец «Сиранэ»
Опыт использования эсминцев-вертолетоносцев типа Haruna подтвердил их высокую эффективность. Поэтому была построена вторая пара кораблей этого подкласса — типа «Сиранэ». Архитектурно они повторяли свои прототипы, только имели чуть большие размеры, а их полное водоизмещение подросло до 7200 т.
В конце 90-х гг. прошлого века — начале 2000-х годов Морские силы самообороны пополнились тремя десантными кораблями-доками (ДКД) типа Osumi полным водоизмещением 14 000 т и 22-узловой скоростью. Они предназначены для переброски по морю 320 военнослужащих, 10 танков Type 90 или 1400 т военных грузов. Высадка на необорудованный берег возможна с помощью двух имеющихся на борту ДКД десантных катеров на воздушной подушке LCAC и двух транспортных вертолетов CH-47J, для которых, впрочем, даже не обустроен ангар.
Зато эти «десантники» впервые в послевоенной Японии получили авианосную гладкую верхнюю палубу с «островом» на правом борту, что облегчает размещение и обслуживание вертолетов при интенсивном использовании.
Десантный корабль-док Osumi
Проектанты эсминцев-вертолетоносцев переняли эту конструкцию при создании следующей пары противолодочных кораблей, которые призваны были заменить устаревшие эсминцы типа «Харуна». Так, в японском флоте появились эсминцы-вертолетоносцы «Хюга» (DDH-181) и «Исэ» (DDH-182). Их полное водоизмещение — 19 000 т, длина — 197 м, ширина — 33 м. Они способны нести до 11 вертолетов SH-60K и MHC-101.
Помимо винтокрылых машин, у них имеется достаточно обширный арсенал корабельных средств обороны и нанесения ударов по подводным лодкам: ЗУР Evolved Sea Sparrow и противолодочные ракеты ASROC в вертикальных пусковых установках Mk-41, две шестиствольные 20-мм артиллерийские установки Phalanx, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами.
«Идзумо» паркуют к достроечной стенке
И вот настала очередь еще более крупных кораблей, которые заменят в МССЯ эсминцы типа «Сиранэ». Они отличаются и от кораблей типа «Хюга». И не только большим водоизмещением, но и характером выполняемых задач и вооружением, которое ограничено лишь средствами самообороны. Два ЗРК RAM малой дальности и две артустановки Phalanx — вот и все средства защиты, предназначенные лишь для отражения атак крылатых ракет противника на ближнем рубеже. Зато вертолетный парк увеличен до 14 единиц. В условиях мирного времени он будет состоять из 9-11 машин: 7 противолодочных машин SH-60K, двух спасательных и еще двух вертолетов-тральщиков MHC-101. Но эти «эсминцы» смогут принимать и транспортные вертолеты для переброски армейских подразделений на берег как уже говорилось выше — 400 военнослужащих и до 50 автомобилей грузоподъемностью 3,5 т каждый.
Другими словами, в Японии созданы универсальные вертолетоносцы, способные участвовать в противолодочных, противоминных и десантных операциях. Они обладают высокими скоростными (максимальная скорость — 30 узлов, которая обеспечивается газотурбинной установкой по схеме COGAG) и маневренными качествами. При этом официальные лица Японии твердят, что корабли эти предназначены для «охраны границ, обеспечения гуманитарных операций и ликвидации последствий природных катастроф». Да, эти «эсминцы» могут использоваться для подобных миссий, но не они являются приоритетными. Надо отдать должное: построен «Изумо»в рекордно короткие сроки, которым можно только позавидовать. От закладки до презентации, то есть официального спуска на воду, минуломеньше трех лет.
Но еще раз: на роль авианосцев эти корабли никак не тянут, хотя и демонстрируют способность промышленности Страны восходящего солнца строить плавающие аэродромы. Но нужны ли авианосцы Японии? Вроде бы время этих океанских исполинов проходит.
Появляются новые средства вооруженной борьбы на море: противокорабельные баллистические ракеты, дальнобойные гиперзвуковые ракеты, оружие направленной энергии и другие. Именно поэтому, а не только из-за необходимости урезания бюджетных расходов США планируют сокращать свой авианосный флот. В будущем авианесущие корабли, разумеется, останутся в составе флотов. Но каков будет их облик, пока трудно предугадать. Ясно одно: они должны стать универсальными, способными выполнять задачи контроля за морем, штабных, противолодочных и десантных кораблей. И появление эсминца-вертолетоносца «Изумо» — движение в этом направлении.
И еще. Японцы склонны к разного рода символам и намекам. Это в полной мере относится и к «Изумо». И проект корабля, и его название, и время проведения церемонии выбраны не случайно, а являются своего рода зашифрованными посланиями «граду и миру». Проект 22 DDH означает, что вертолетоносец был заложен в 2010 г. — 22-й год правления японского императора Акихито. Мол, помним мы самурайские традиции и чтим вождей. Ничто не забыто.
Презентация состоялась 6 августа — в день 68-й годовщины атомной бомбардировки Хиросимы. И хотя всякий умысел в этом совпадении категорически отрицается, это, конечно, не случайно. В пышной церемонии презентации приняли участие вице-премьер Таро Асо и генеральный секретарь правящей Либерально-демократической партии Сигэру Исиба, то есть люди из первой политической линии. Токио недвусмысленно дает понять своему старшему партнеру, что Страна восходящего солнца возродилась.
Конечно, сегодня перед лицом китайской военной угрозы и вызовов Северной Кореи, а также санкционного противостояния с Россией, Япония и США обречены быть союзниками, но кто знает, что творится в умах и душах наследников самураев? Тем более в свете последних заявлений премьер-министра Синдзо Абэ (в начале статьи). Тем более неприятным для России является название всего проекта данных вертолетоносцев, и тот факт, что это название впервые вынуто из пыльных архивов со времен Второй мировой войны.
Проект «Идзумо»
Само имя корабля «Изумо», на первый взгляд, нейтрально, поскольку обозначает лишь историческое название одной из провинций — Идзумо, которая как административное образование давно не существует. Однако не случайно ни одному кораблю Морских сил самообороны после Второй мировой войны не присваивалось это имя. Слишком уж оно памятно, и не добрым словом. Так назывался броненосный крейсер Императорского флота, построенный британской фирмой Armstrong Whitworth в 1900 г.
Он был одним из первых и лучших кораблей этого подкласса, которые занимали промежуточное положение между распространенными в то время эскадренными броненосцами и бронепалубными крейсерами. У него было достаточно сильное бронирование и мощная артиллерия, состоявшая из четырех 203-мм пушек, четырнадцати 152-мм и двадцати орудий малого калибра.
Как нетрудно догадаться, «Изумо» первым принял самое активное участие в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Он был флагманским кораблем вице-адмирала Камимуры Хиконодзе, командовавшего 2-м флотом Страны восходящего солнца. Крейсер «Изумо» в августе 1904 г. возглавил бой с Владивостокским отрядом крейсеров российского флота, во время которого был потоплен крейсер «Рюрик» и после которого крейсеры «Россия» и «Громобой» были вынуждены прекратить набеги на японские морские коммуникации. Вот он на фото:
«Изумо» первый
В том бою «Изумо» получил 20 попаданий русских снарядов, но крупповская броня надежно защитила корабль. Повреждения и потери были незначительными (двое убитых и 17 раненых). Участвовал крейсер и в знаменитом Цусимском сражении в мае 1905 г. В нем он получил 12 попаданий (было убито 3 и ранено 27 человек). Но тогда российский флот заплатил гораздо большую цену за свое поражение.
Военная судьба первого «Изумо» была на удивление долгой. В годы Первой мировой войны он гонялся за немецкими крейсерами, правда, безуспешно, дошел до Средиземного моря, где конвоировал транспорты Антанты. Он снова напомнил о себе в 1937 г., когда Япония развязала агрессию против Китая. «Изумо» стал флагманом 3-го флота, действовавшего против этой страны. А 8 декабря 1941 г., когда японские самолеты бомбили Перл-Харбор, Izumo в порту Шанхая вероломно открыл огонь по небольшой британской канонерской лодке Peterel и такой же маленькой американской Wake. Силы оказались неравными. Peterel пошла на дно, а Wake вынуждена была сдаться. Но американцы отомстили за свой позор. 24 июля 1946 г. самолеты с авианосцев ВМС США, наконец, потопили Izumo близь Куре.
Другими словами, в названии «Изумо» зашифровано послание России, Китаю и тем же Соединенным Штатам. В нем недвусмысленный намек на былую мощь императорской Японии и одновременно на возможное ее возрождение. Ведь от обладания ракетно-ядерным оружием Токио отделяет всего лишь шаг. Достаточно пересмотра нескольких статей конституции этой страны, чтобы этот шаг был сделан.
Как видим из начала статьи, шаг этот сделан. Большинство информации об «Изумо» взято из статей почти двухгодичной давности. Учитывая текущую ситуацию, становится понятно, что курс на усиление ВМФ Япония взяла уже давно.
Помимо Курил, еще есть Арктика и о. Врангеля. Между прочим, в русской версии Википедии нет упоминаний о том, что, по мнению некоторых лиц в Госдепартаменте США, остров Врангеля — это территория США. Дошло до того, что были требования к правительству США расследовать создание СССР лагеря ГУЛАГ на территории США (вот здесь: http://www.statedepartmentwatch.org/GulagWrangell.htm).
Ну, кроме того, договор о морской границе между СССР и США ( USA/USSR Maritime Boundary) до сих пор не утвержден Госдумой РФ. А там много спорных вопросов (созданных, между прочим, в 1990 году министром иностранных дел Э. Шеварднадзе) — и раздел Берингова пролива, и вопросы прохода судов и рыболовства и т.д. Тем более что вопрос идет о недрах.
Вот карта, где цветом выделены вопросы уступок США России, задаваемые теми самыми лицами в Сенате правительству США. Ниже на английском приведена аннотация полезности о. Врангеля как части Аляски (!) для США. Кроме того, существует целое движение по привлечению внимания к проблеме о. Врангеля, арктических территорий Аляски и морской границе в Арктике в США.
Суть претензий американской общественности выделена красным
Как вы понимаете, в случае предъявления претензий со стороны Японии к России и со стороны США к России вероятность совместного выступления флотов двух стран более чем высока. Поэтому нам (России) тем более нужны «Мистрали», и именно на ТОФе. В Тихоокеанском регионе Россия является одним из самых крупных игроков со стремительно устаревающим флотом (пока еще не слабым, но уже подошедшим к этой черте).