Ми-35

 

                  Ми-35М – второе рождение «Крокодила» 

Ми-35М – это глубокая модернизация хорошо себя зарекомендовавшего транспортно-боевого вертолета Ми-24, который получил в войсках прозвище «Крокодил». В настоящее время Ми-35М производится как на экспорт, так и для нужд российской армии. Вертолет предназначен для поражения бронетанковой техники противника, огневой поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя, десанта и эвакуации раненых. Помимо этого вертолет может использоваться для перевозки различных грузов в кабине и на внешней подвеске. Выпуском вертолета занимается предприятие ОАО «Росвертол», расположенное в Ростове-на-Дону. 

                                                              Ми-35 в сборочном цехе “ Росвертола “

В 2010 году Минобороны РФ заказало 22 вертолета Ми-35М со сроком поставки в 2010-2015 годах. По состоянию на август 2012 года в российской армии насчитывалось 12 вертолетов Ми-35М. Позднее был заключен еще один дополнительный контракт на поставку 27 вертолетов Ми-35М сроком до 2014 года. Помимо России эксплутантами данного вертолета являются Венесуэла – заказ 10 вертолетов (обозначение Mi-35М2 Caribe), Бразилия – заказ на 12 вертолетов (обозначение AH-2 Saber), Азербайджан – заказ на 24 вертолета.

Благодаря программе модернизации новый вертолет Ми-35М стал многоцелевой ударной машиной, которая способна выполнять боевые задачи в круглосуточном режиме даже в самых сложных метеоусловиях. Вертолет оснащен подвижной двуствольной артиллерийской установкой ГШ-23Л калибра 23-мм и вооружается противотанковыми управляемыми ракетами типа «Штурм».

 

Калибр, мм
Число стволов
Темп стрельбы, выст/мин
Начальная скорость, м/с
Назначенный ресурс, выст.
Управление стрельбой
Вес пушки, кг
Длина пушки, мм
Ширина, мм
Высота, мм
Самолет-носитель

23 

3000-3400
690-890
4000
электрическое, 27 В
50
1537
165
168
МиГ-21С/СМ/МФ/ПФМ, МиГ-23, Як-28ПМ, Л-39, Су-15ТМ, Су-17М, Як-38М, Ми-24ВП, Ми-35М, Ту-22М, Ту-95, G-4 Super Galeb, I-22 Iryda, Orao 1/2, IAR-99

 

Длина ТПК - 1832 мм (1980 мм по др.данным)

Длина - 1840 мм (1830 мм по др. отечественным данным, так же встречается цифра 1165 мм)

Длина ракеты в ТПК ("Атака") - 1830 мм  Длина ракеты в полете ("Атака") - 2100 мм

Диаметр ТПК - 188 мм   Диаметр ТПК (максимальный габарит) - 230 мм  Диаметр ракеты - 130 мм

Размах крыла - 468 мм
Масса с контейнером: - 46,5 кг   - 49.5 кг ("Атака")
Масса   - 31,6 кг    - 33,5 кг ("Атака")
Масса БЧ   - 5.3 кг (6 кг по др.данным)   - 7,4 кг ("Атака")

Скорость   - 350-400 м/с (маршевая)   - 530 м/с (максимальная)  - 350-400 м/с ("Атака")

Скорость выхода из ТПК - 55 м/с
Дальность действия  - 400-5000 м    - 400-6000 м ("Атака")

Время пуска - 1 сек
Время полета на дальность - 3000 м - 7,5 сек  - 4000 м - 10,7 сек
- 5000 м - 14,5 сек (12.5 сек "Атака")   - 6000 м - 15 сек ("Атака")

Бронепробиваемос ть под углом   60 град.- 280 мм  90 град.- 560-600 мм   600-800 мм (за динамической защитой, "Атака")

Максимальное превышение цели по высоте - 3000 м (ракеты способны поражать ограниченно подвижные воздушние цели)
Вероятность попадания (на дальности 4000 м) - 0.65 - 0.9 ("Атака")
Скорость цели максимальная: - фланговая - 60 км/ч   - фронтальная - 80 км/ч 

Тип БЧ - кумулятивная моноблочная ("Штурм-В"), тандемная кумулятивная ("Атака", БЧ разработана ВНИИЭФ) , осколочно-фугасная ("Атака")
Гарантийный срок хранения ракет в ТПК - 10 лет

Температура воздуха при применении - от -50 до +50 град.С   Надежность - 98%

Одной из особенностей конструкции Ми-35М стало использование укороченных крыльев и облегченного неубирающегося шасси, что положительно сказалось на весе вертолета. Претерпел изменения и X-образный рулевой винт, который теперь обеспечивает вертолету большую управляемость одновременно с уменьшеннием уровня шума. Получила машина и более мощные двигатели, что позволило увеличило высоту полета.

Ми-35М – второе рождение «Крокодила»

Ми-35М ВВС Бразилии

Многоцелевой ударный вертолет Ми-35М оснащается модернизированной обзорно-прицельной системой ОПС-24Н, которая совместима с системой ночного видения, БРЭО и может использоваться как в дневных, так и в ночных условиях. Вертолет получил тепловизионную систему наблюдения, а также приборы ночного видения, что позволяет обнаруживать и распознавать цели на расстоянии в несколько километров в любое время суток. Помимо этого вертолет оснащается современной спутниковой системой навигации, которая связана с бортовым компьютером вертолета. Это позволяет сократить время расчет маршрута, определения навигационных параметров, выдачи маршрута на экран монитора командира вертолета более чем в 2 раза. 

Помимо боевой версии вертолет может использоваться в роли: десантного, грузового и санитарного. В десантном варианте вертолет может перевезти в грузовой кабине до 8 десантников с личным вооружением. В транспортном варианте вертолет способен перевозить до 1 500 кг. боеприпасов или иных грузов внутри грузовой кабины. При этом вертолет Ми-35М оснащен системой внешней подвески и вне грузовой кабины может перевезти груз общей массой до 2 400 кг. В санитарном варианте Ми-35М может выполнять транспортировку 2-х лежачих и 2-х сидячих раненых или больных в сопровождении одного медицинского работника.  

                                            Особенности вертолета Ми-35М

Модернизированный вертолет Ми-35М создан на базе экспортного варианта вертолета Ми-24 (Ми-35) для применения более совершенных средств поражения в круглосуточном режиме. Целью предпринятой модернизации вертолета является существенное улучшение его летно-технических характеристик, а также обеспечение более эффективного использования всех возможных видов вооружения (включая высокоточное оружие) в круглосуточном режиме и в самых разнообразных физико-географических условиях. В том числе использование машины в условиях жаркого климата и высокогорья. 

Ми-35М – второе рождение «Крокодила»

Ми-35М ВВС Венесуэлы

Для обеспечения круглосуточного выполнения боевых задач на Ми-35М были установлены:

-новая обзорно-прицельная система ОПС-24Н, включающая в свой состав гиростабилизированную оптико-электронную станцию ГОЭС-342;

-прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24;

-комплекс навигации и электронной индикации КНЭИ-24;

-светотехническое оборудование, которое адаптировано к

использованию очков ночного видения.

Установка на вертолет данных систем позволила: обеспечить машине круглосуточное обнаружение и распознавание как наземных, так и надводных целей; осуществлять наведение управляемых ракет; определять расстояния до объекта атаки с помощью лазерного дальномера; осуществлять более точное прицеливание при использовании стрелково-пушечного подвижного и неподвижного вооружения, а также неуправляемых ракет; обеспечить осуществление полета по заданному маршруту в полуавтоматическом режиме; уменьшить физическую нагрузку на экипаж вертолета в процессе управления машиной и использования имеющегося вооружения.  

Использование очков ночного видения (ОНВ) привело к тому, что наружное и внутреннее светотехническое оборудование Ми-35М было специально адаптировано под них. Применение ОНВ позволяет обнаружить объекты при освещении не менее 5×10-4 люкс. ОНВ работают в диапазоне длин волн от 640 до 900 нм. Применение приборов ночного видения обеспечивает вертолету:

- возможность пилотирования на высотах от 50 до 200 м. с визуальным контролем за подстилающей поверхностью;

- обнаружение целей типа «бронетехника», «мачта ЛЭП», «дорога» и т. д.;

-         выполнение взлета, посадки, полета и захода на посадку, а также выполнение посадок с касанием земли на неосвещенных и необорудованных площадках;

-         выполнение разного рода поисково-спасательных операций, а также наблюдение за местностью в ночное время.

Вертолет Ми-35М вооружен НППУ-23 – носовой несъемной подвижной пушечной установкой с пушкой «ГШ-23Л» (двуствольная). В зависимости от варианта вооружения, вертолет может быть носителем следующих видов вооружений: 

- противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Атака-М» и «Штурм-В» до 8 штук, оснащенные различными типами боевых частей, в зависимости от типа целей;

-         2 или 4 блока Б8В20-А с НАР типа С-8 (неуправляемая

-         авиационная ракета калибра 80-мм);

-     подвесное пушечное вооружение, которое состоит из 2-х контейнеров УПК-23-250, оснащенных пушками «ГШ-23Л».
Для улучшения технических характеристик, летно-технических характеристик, а также аэродинамических качеств вертолета Ми-35М на нем была смонтирована новая несущая система. Она включается в себя новый несущий винт, лопасти которого производятся из композиционных материалов, винт обладает новым аэродинамическим профилем. Лопасти винта обладают меньшей массой и увеличенным техническим ресурсом. Их живучесть при боевых повреждениях была повышена. Помимо этого на вертолете применяется новая втулка несущего винта с эластомерными шарнирами, которые не требуют смазки, главные детали втулки выполнены из титановых сплавов. Рулевой четырехлопастной винт с двухъярусным Х-образным

-  расположением лопастей также производится из композиционных материалов и был оснащен торсионной подвеской. Помимо этого было сокращено количество точек смазки втулки рулевого винта вертолета. 
Новая несущая система вертолета обеспечивает машине: высокие характеристики маневренности, низкую акустическую заметность, а также возросшую боевую живучесть. Установленные на Ми-35М лопасти несущего винта, выполненные из композитных материалов, позволяют сохранить их работоспособность до окончания полета даже в случае поражения артиллерийскими снарядами калибра до 30-мм. При этом композитные лопасти обоих винтов (несущего и рулевого) оснащены электротепловой противооблединительной системой.
Помимо этого на вертолете Ми-35М были установлены современные двигатели ВК-2500-02, увеличенной мощности, являющиеся дальнейшим развитием двигателей семейства ТВ3-117. Использование новых двигателей ВК-2500-02, которые обладают повышенной высотностью и большим в сравнении с двигателями ТВ3-117 ресурсом (до 60 000 часов) позволяет эффективно использовать вертолет в условиях высокогорья и высоких температур, а также обеспечивает безопасность выполнения полета и посадки Ми-35М с одним неработающим двигателем.

Ми-35М ВВС России

В конструкции турбины двигателей ВК-2500-02 были использованы современные жаропрочные материалы, электронно-механическая система управления двигателем, был усилен диск первой ступени компрессора. Все это позволило увеличить температуру газов перед турбиной компрессора и свободной турбиной, повысив частоту вращения турбокомпрессора. На двигателе были реализованы режимы полета «максимал» и «чрезвычайный», которые используются в случае полета лишь на 1 работающем двигателе. 

Вертолет Ми-35М получил новое укороченное крыло, оснащенное балочными держателями ДБЗ-УВ, которые позволяют устанавливать на вертолет многоместные пусковые устройства АПУ-8/4-У, используемые для крепления управляемых ракет. Помимо этого укороченное крыло с новыми держателями позволило увеличить технологичность снаряжения Ми-35М различным спецгрузом при помощи установленного в крыло механизма для его подъема. 

Получил вертолет и новые взлетно-посадочные устройства, которые предназначены для поглощения и восприятия нагрузок при взлете, посадке и осуществлении руления машины по земле, а также изменения клиренса вертолета на стоянке. Также машина оснащается неубирающимся шасси, которое обеспечивает безопасность полета вертолета на предельно малых высотах или в случае совершения аварийной посадки.

Таким образом, можно утверждать, что вертолет Ми-35М, благодаря оснащению цифровым вычислительным комплексом и современной авионикой, очками ночного видения 3-го поколения, стал круглосуточным, всепогодным вертолетом с расширенным спектром решаемых боевых задач.

          Летно-технические характеристики Ми-35М:

Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
Пассажировместимость: до 8 солдат или 2 носилок с тяжелоранеными и медработник
Грузоподъёмность: 2400 кг
Длина фюзеляжа: 17,51 м  Диаметр несущего винта: 17,3 м   Диаметр рулевого винта: 3,91 м
Максимальная ширина фюзеляжа: 1,7 м (6,66 м с пристыкованными консолями крыла)
Высота: 3,97 м (с хвостовым винтом)
 База шасси: 4,39 м   Колея шасси: 3,03 м
Масса пустого: 8620 кг   Нормальная взлётная масса: 11 200 кг   Максимальная взлётная масса: 11 500 кг
Масса топлива во внутренних баках: 1500 кг + опционально 1000 кг
Объём топливных баков: н/д (+ 4 х 500 л в ПТБ)
Силовая установка: 2 × турбовальных «Климов» ТВ3-117ВМА производства «Мотор Сич»
Мощность двигателей: 2 × 2200 л. с. (взлётная)
Лётные характеристики:
Максимально допустимая скорость: 340 км/ч  Максимальная скорость: 320 км/ч
Крейсерская скорость: 280 км/ч   Практическая дальность: 450 км
Перегоночная дальность: 1000 км (с ПТБ)
Продолжительность полёта: с максимальным запасом топлива:  Статический потолок: 1750 м
Динамический потолок: 4500 м
 Вооружение
Стрелково-пушечное: неподвижная пушечная установка НПУ-30 с двуствольной пушкой ГШ-2-30 калибра 30-мм и боекомплектом 250 патронов (Ми-35П) или несъёмная подвижная пушечная установка НППУ-24 с двуствольной пушкой ГШ-23 калибра 23-мм (Ми-35М)
Точки подвески: 6 (4 у Ми-35М)
Боевая нагрузка: 1780 кг
Управляемые ракеты:  ракеты «воздух-земля»: 8 х «Штурм-В» или «Атака-М»
ракеты «воздух-воздух»:
Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм или С-13 калибра 130-мм или С-24 калибра 240-мм
Дополнительное вооружение: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг, минное — контейнер КМГУ-2