Бросок на Приштину

Бросок на Приштину

12 июня 1999 года русские десантники заняли аэропорт «Слатина»

В мае 1999 года майор Юнус-бек Баматгиреевич Евкуров, находившийся в тот момент в составе международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, получил от высшего военного командования Российской Федерации совершенно секретное задание: в составе группы из 18 военнослужащих подразделения специального назначения ГРУ ГШ ВС России скрытно проникнуть на территорию Косово и Метохии и взять под контроль стратегический объект — аэропорт «Слатина» и подготовиться к прибытию основных сил Российского контингента.

                                                                    бойцы спецназа ГРУ  ГШ  ВС  России

                                                                                                                                                Ю.Б. Евкуров

Ю. Евкуровым поставленная задача была выполнена и его группа, действуя под различными легендами, тайно для окружающих сербов и албанцев в конце мая 1999 года взяла под полный контроль аэропорт «Слатина». 

В ночь с 11 на 12 июня 1999 года передовой отряд ВДВ на БТРах и автомашинах выдвинулся в сторону границы Боснии и Югославии. Колонна ВДВ России без труда пересекла границу. До этого момента командование НАТО не располагало сведениями о начале марш-броска российских десантников на Приштину.   

Ещё до пересечения границы маркировка российской боевой и транспортной техники была изменена с «SFOR» (  Stabilization Force (SFOR) — силы НАТО по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине.) на «KFOR»  (англ. Kosovo Force, в официальных документах ООН на русском языке именуются СДК - «Силы для Косово»).

           

Личному составу была поставлена задача в кратчайшие сроки преодолеть более 600 километров и захватить аэродром «Слатина» до прихода НАТОвских сил. На БТРы и автомашины были вывешены российские флаги. Во время прохождения территории Сербии, в том числе и территории Косово, местное население с радостью встречало российских солдат, забрасывая технику цветами, передавая еду и напитки. В связи с этим движение колонны незначительно замедлялось. Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года. Население города вышло на улицы встречать колонну, при этом использовались петарды, световые ракеты, где-то раздавались автоматные очереди. Колонна прошла через Приштину за 1,5 часа. Сразу после Приштины колонна ВДВ въехала в Косово Поле, где остановилась на непродолжительное время для уточнения задач и получения сведений от разведки.

В ходе продвижения колонне встречались многочисленные отступающие подразделения сербской армии. Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых НАТОвских колонн, которые уже находились в пути. 

Задача по захвату «Слатины» была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года.

Примерно в 11 часов 00 минут в небе над аэродромом появился беспилотный самолёт-разведчик, затем с блокпоста на въезде в аэропорт «Слатина» командованию батальона поступило сообщение о прибытии первой колонны НАТОвских сил. Это были британские джипы.

С другой стороны к аэродрому приближались английские танки.

Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его манёвру. Потерпев неудачу, британские пилоты улетели.

Генерал Майкл Джексон, командующий группировкой сил НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту. Один из офицеров, находившийся на блокпосту, потребовал от генерала Джексона так не делать, под угрозой применения оружия. При этом российские солдаты взяли в прицел ручных гранатомётов британские танки. Таким образом была показана серьёзность намерений российских солдат. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта «Слатина».

Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше русских, британец ответил, что не собирается начинать третью мировую войну - ".. если  Вы хотите бодаться с парнями Дяди Васи - это Ваше дело, а я ещё хочу пожить ".                

                                                                                                           Уэсли Кэнн Кларк

                                               Генерал Майкл Джексон беседует с русским офицером.

Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в НАТОвской группировке, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников.
В течение нескольких дней переговоры между Россией и НАТО (в лице США) на уровне министров иностранных дел и обороны происходили в Хельсинки (Финляндия). Все это время российские и британские войска в районе аэропорта «Слатина» не уступали друг другу ни в чём, хотя на территорию аэропорта была допущена малочисленная делегация во главе с генералом Майклом Джексоном.
В ходе сложных переговоров стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косово в пределах районов, которые подконтрольны Германии, Франции и США. России не было отведено специального сектора из опасения со стороны НАТО, что это приведёт к фактическому разделению края. При этом аэропорт «Слатина» находился под контролем российского контингента, но должен был использоваться также силами НАТО для переброски их вооруженных сил и других нужд. 

В течение июня — июля 1999 года в Косово с аэродромов в Иваново, Пскове и Рязани прибыли несколько военно-транспортных самолётов Ил-76 с российским миротворческим контингентом (ВДВ), военной техникой и оборудованием. 

Однако большее число российских военнослужащих вошло в Косово по морскому маршруту, выгрузившись в греческом порту Салоники с больших десантных кораблей — «Николай Фильченков», «Азов» (БДК-54), Цезарь Куников (БДК-64) и «Ямал» (БДК-67), и в дальнейшем совершив марш-бросок в Косово через территорию Македонии.

В греческий порт Салоники прибыли пять российских кораблей с 472 миротворцами и 100 единицами боевой техники и 100 тоннами груза. Это самая крупная российская группировка, перебрасываемая в Косово. После того, как Болгария, Венгрия и Румыния в течение многих дней не давали воздушный коридор для самолетов, российское командование решило основную часть десантников перебросить морем - хоть дольше, зато надежнее. Греция хотя и член НАТО, но с ней у России давние и дружественные связи. И повела она себя гораздо более лояльно к России, чем бывшие друзья по соцлагерю. Греки дали на пребывание в порту военной техники 48 часов.

                                                                                   акватория Салоники

В Салониках, между тем, два предшествующих дня бушевали греческие коммунисты. Свои протесты против присутствия сил НАТО в Косово они приурочили к двухдневному визиту в страну министра обороны США Уильяма Коэна.  

                                                                             БДК “ Цезарь Куников “

                                                                          парад на аэродроме “ Слатина “

Исполнилось 15 лет со дня легендарной боевой операции российской армии, примера которой не было в новейшей истории Европы. В июне 99-го наши десантники совершили марш-бросок в Косово и захватили аэродром Слатина. Это было полной неожиданностью для командования НАТО, которое в то время проводило карательную операцию в бывшей Югославии. Участники операции были отмечены государственными наградами. Ее успех положительно сказался на имидже вооруженных сил России.

ВВС стран НАТО начали бомбить Югославию 27 марта 1999 года. За два с половиной месяца была фактически разрушена инфраструктура страны, погибло множество мирных граждан.

Югославская армия, правда, сохранила боеспособность. Однако Запад уже сделал ставку на расчленение страны.
На 12 июня был назначен ввод НАТОвского сухопутного контингента на территорию Косовского края. А соглашения, достигнутые Москвой и Вашингтоном, в последний момент были переиграны.
"Договоренности, что входим, не было. Договоренности как бы программировались, но потом были разрушены, и НАТО присвоило себе право действовать вне согласованных действиях со всеми. Они сами стали навязывать, предлагать нам батальон туда, поставили нас в унизительно-подчинённое положение. И первым нужно было спасти престиж России. И не входить нельзя, и входить на их условиях нельзя. Поэтому нужно было сыграть в самостоятельную игру в соответствии с резолюцией Совета Безопасности", - вспоминает начальник Главного управления Международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ (в 1999 году) Леонид Ивашов.

В этих условиях Кремль ставит задачу - совершить параллельный с натовским ввод войск, чтобы контролировать свой сектор Косово, а главное - ключевой аэропорт в Слатине недалеко от столицы края Приштины.

Но венгры и болгары под давлением Запада закрывают своё воздушное пространство для наших самолётов. Тогда в ночь с 11 на 12 июня батальон ВДВ России, расположенный в Боснии, в рамках миротворческой миссии скрытно выдвигается в сторону Югославии.
Именно этим бойцам была поставлена задача: избежав противодействия сил НАТО, в кратчайшие сроки совершить бросок на 600 километров, занять аэродром, и удерживать его. Это - единственный в регионе аэродром, способный принимать тяжёлые транспортные самолёты. И нужно было занять его первыми.

Благодаря умелым действиям разведки, удалось перехитрить тактическое командование НАТО. И когда те спохватились, БТРы нашего десантного батальона, развернув российские триколоры, уже двигались по территории Сербии к своей цели. Выиграно 6 часов.

Та же задача - контроль над ключевым аэродромом - поставлена передовым частям сил НАТО, стоящим совсем рядом с Косово - у македонской границы. Они тоже выдвигаются к объекту.
Третий час ночи 12 июня. Российский батальон уже входит в Приштину. Но здесь колонна замедляется. Вынужденно. Весть о том, что идут русские, разлетелась по стране очень быстро. И косовские сербы, несмотря на позднее время, высыпают на улицы и приветствуют нашу колонну.

"В голове - Россия, Россия, Россия. Большая русская земля. Земля моему сердцу", - вспоминает местный житель Радован Печич.
Отсюда до аэропорта Слатины всего 15 километров.

Ранним утром туда же уже движутся две передовые британские бронетанковые колонны. В распоряжении нашего командования всего 200 бойцов ВДВ и восемь БТРов. Но к семи часам утра батальон занимает позиции.

Для прибывших к 11-ти англичан появление русских сюрпризом не стало - только в пути ситуацию им доложила разведка, которая сам бросок нашего батальона прозевала. На аэродроме англичане действительно обнаружили уже хорошо окопавшихся и занявших круговую оборону русских десантников.

Высадка основного контингента НАТО в единственном пригодном для этого месте стала просто невозможной.

В России вспоминают марш-бросок десантников на Приштину в 1999 году вдв, косово, маршбросок

Дальше дело было за политиками и дипломатами. Для них российская армия сделала даже больше, чем, казалось бы тогда, могла.

В России вспоминают марш-бросок десантников на Приштину в 1999 году вдв, косово, маршбросок

В России вспоминают марш-бросок десантников на Приштину в 1999 году вдв, косово, маршбросок

П

Полковник запаса Сергей Павлов - командир батальона, совершившего марш в Косово и занявший аэродром Слатина. Ныне - доцент Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова