В небе Кореи
В небе Кореи
МиГ-15! Что за машина! Какие обводы, какая аэродинамика! Стремительность ввинчивания в воздух. Пару минут – и ты на высоте 5-ти километров! Послушный в управлении, верткий, надежный. Великолепный Самолет! Настоящий небесный житель! Для своего времени, настоящий шедевр! Только шедевр, военно-промышленного комплекса. Потому что это был лучший в мире истребитель превосходства в воздухе! Он был предназначен для войны. И ему её предоставили.
Предисловие
Корея, после Второй Мировой Войны, была разделена на два лагеря. Северная часть отошла Советскому Союзу, Южная – США. Лидером Северной Кореи (КНДР) стал Ким Ир Сен. Страна выбрала коммунистический путь развития, и активно поддерживалась СССР, как идеологически, так и материально.
Лидером Южной Кореи стал, напротив, антикоммунист, Ли Сын Ман, соответственно, поддерживаемый нашими бывшими союзниками – США.
Ким Ир Сен Ли Сын Ман
Оба руководителя стремились объединить Корейский полуостров под своим правительственным флагом. Особую горячность при этом проявлял Ким Ир Сен, рассматривая решение разрешить вопрос военным путем. Сталин не поддерживал в этом своего коллегу, но тем не менее, поставка советского вооружения в КНДР продолжалась. И в не малом объеме. Так что, Северная Корея, к концу 40-х, началу 50-х годов обладала серьезной военной мощью и сильной армией, управлению которой, помогали советские военные советники, прошедшие суровую школу Священной Войны...
Начало военных действий
Эти исторические события начались в 1950 г., когда 25-го июня, войска Северной Кореи и союзного ей Китая перешли границу южного соседа. В общем-то, для всех западных стран, в том числе и для США, это вторжение оказалось неожиданностью. Началась оккупация, и к середине августа было занято до 90% территории Южной Кореи.
США отправили свои войска на помощь Южной Корее, при поддержке других западных стран. Но к концу августа союзники были отброшены еще дальше. Лишь в сентябре Южная коалиция получила возможность контратаковать...
Война началась.
Секретная командировка. Прибытие.
Откликаясь на просьбу правительства КНР и КНДР, Советский Союз направил в Северо-Восточный Китай соединения истребительной авиации, на базе которых 14 ноября 1950 года был сформирован 64-й отдельный истребительный авиакорпус советских ВВС (командир корпуса генерал-майор авиации Иван Михайлович Белов).
И.М. Белов
Основная задача корпуса состояла в том, чтобы прикрыть от налетов авиации противника стратегические мосты через Ялуцзян, Супхун ГЭС на этой же реке, систему ирригационных плотин, коммуникации и аэродромы на территории КНДР в радиусе 75 километров от китайско-корейской границы.
мост через р. Ялуцзян
Супхун ГЭС
Состав авиакорпуса был непостоянным. Советское командование тогда могло использовать только один аэродром — Аньдун на корейско-китайской границе. На нем разместились 2 полка 28-й и 151-й авиадивизий ВВС СА. В конце ноября обе дивизии вместе с 5-й дивизией были объединены в 64-й истребительный авиакорпус.
По мере активизации военных действий состав 64-го авиакорпуса возрастал. В июле 1951 года вступил в строй новый аэродром на территории Китая — Мяогоу. Это позволило увеличить количество экипажей, привлекаемых для боевых действий, с 2 до 5 авиаполков и расширить круг задач: прикрывать коммуникации в Северной Корее на глубине до 75 километров от китайской границы {161}.
В сентябре 1951 года, например, 64-й истребительный авиакорпус включал 3 авиационные (151—, 303—, 324-я), 2 зенитные артиллерийские (87-я и 92-я) дивизии, имевшие на вооружении 85-миллиметровые пушки и 37-миллиметровые автоматические зенитные установки, радиолокационные станции обнаружения и орудийной наводки, и авиационно-техническую дивизию, 2 отдельных полка: «ночников», прожекторный (для обеспечения действий экипажей ночью и создания светового поля в районе переправ через реку Ялуцзян и на подходах к ним), госпитали и другие подразделения обеспечивающих служб.
37 мм и 85 мм зенитные пушки
В 1952 году корпус насчитывал около 26 тысяч человек. Такая численность личного состава сохранялась до окончания войны в Корее.
В этой «местечковой» войне, впервые в истории авиации, встретились в воздушном бою реактивные истребители. Это новая техника, новая тактика, новое искусство ведения воздушного боя. И встреча бывших союзников, сражавшихся против одного врага и победивших его. Воинов, прошедших через горнило воздушных схваток в небе Второй Мировой, на поршневых истребителях и получивших колоссальный боевой опыт.
...В то утро облако пыли от реактивной струи северокорейского истребителя сразу было замечено американским пилотом. «Сейбр» перешел в пике, его летчику оставалось лишь выжидать, пока расстояние между истребителями не уменьшится до дистанции эффективной стрельбы.
Но, к удивлению американца, незнакомая для него машина вдруг резко ушла влево и вверх — даже на взлете она устойчиво держалась в воздухе. Пулеметная очередь лишь задела правее крыло, хлестнув по обшивке так, что та загремела, словно кожа туго натянутого барабана. И сейчас же над МиГом проскользнул выходящий из пике «Сейбр». Всего мгновение потерял американский летчик, но оно стало для него роковым. Безотказно сработали пушки МиГа, и на следующий день все газеты Соединенных Штатов сообщили о гибели в Северной Корее своего знаменитого аса майора Джорджа Эндрю Дэвиса Младшего. Сбил же его наш лётчик старший лейтенант Михаил Аверин из 2-й эскадрильи 148-го гвардейского истребительного авиаполка. Правда, в целях конспирации пришлось объявить, что американца сбил китайский пилот Чжан Цзи Хуай (кит.: 张积慧).
С тех пор появились песни и анекдоты о китайском лётчике Ли Си Цине.
Теперь уже не секрет, что за штурвалами корейских МиГ-15, под чужими, труднопроизносимыми именами, сидели наши, Советские летчики, одетые в китайскую форму. Бывшие асы прошедшей войны, сражались под другим флагом, за другую страну. На МиГ-ах, «привезенных с собой», из своей страны.
По личному указанию Сталина, был сформирован 64-й отдельный истребительный авиакорпус советских ВВС (ИАК) для отправки в Корею. Основной целью корпуса, ставилась ПВО стратегических объектов, находящихся на территории КНДР в радиусе 75 км от китайско-корейской границы.
Осенью 1950 г командование ВВС Советской Армии, приняло решение отправить в союзный Северной Корее Китай, в составе 64-го ИАК, 324-ю истребительную авиационную дивизию (ИАД), для переучивания на МиГ-15 корейских летчиков. Командиром дивизии был ни кто иной, как Трижды Герой Советского Союза, лучший советский воздушный Ас Второй Мировой Войны, Иван Никитович Кожедуб.
И.Н. Кожедуб
Все действующие лица прекрасно понимали, для чего формируется дивизия. Были подобраны командиры эскадрилий, которых утверждал сам Кожедуб. Были отправлены 31 МиГ-15, в разобранном виде, и через некоторое время эшелон доставил их в Дунфын, находящийся примерно в 200 км от корейской границы. Задача: собрать истребители, обучить корейских летчиков полетам на них, нести боевое дежурство одним звеном МиГ-15, подготовить своих летчиков к боевым действиям. Было предписано: переучить 60 корейских летчиков, после чего передать все МиГ-15 ВВС КНДР.
По свидетельству одного из самых результативных асов той войны, Героя Советского Союза, Евгения Георгиевича Пепеляева, корейские летчики были не готовы вести воздушный бой с современными истребителями.
Как в безоблачную погоду, так и за облаками. Так как не были этому обучены, что наглядно показали воздушные бои большинства корейских авиаполков МиГ-15 с истребителями Ф-86 «Сейбр» в Корее.
Позже на китайско-корейскую границу были отправлены 303-я ИАД, под командованием генерал-майора Лобова Георгия Агеевича. Попутно с несением боевого дежурства прибывшие летчики дивизии также переучивали летный состав союзников на новую технику.
Г.А. Лобов
Все привезенные самолеты были с опознавательными знаками ВВС КНДР. Весь личный состав получил китайское обмундирование без всяких знаков различия – синие брюки, куртку защитного цвета, фуражку и туфли. Из воспоминаний летчика 3-й АЭ Николаева А.Н.:
«Все мы были одеты в китайское обмундирование. Чины и звания различать было трудно, что упрощало отношение младших и старших. И это было очень хорошо. Не было такой скованности, какая обычно бывает в военной жизни. Да и потом, ведь мы были на войне, и это откладывало отпечаток на наше бытие».
Конечно, новая техника не была освоена в полной мере и нашим летным составом. Почти всем нашим летчикам, воевавшим в Корее на МиГ-15, пришлось учиться и осваивать приемы реактивного воздушного боя, непосредственно в схватках с хорошо подготовленным к этому противником. Тренировочные полеты, порой, так же не обходились без жертв.
Воздушные бои
Самый первый бой в корейском небе состоялся 1 ноября 1950 г. Тогда летчик, старший лейтенант Чиж, сбил на поршневом Ла-11 поршневой же F-51 «Мустанг». Уже через неделю, над рекой Ялуцзян, произошел первый в истории мировой авиации, воздушный бой между реактивными истребителями МиГ-15 (летчик Семен Хоминич) и F-80.
F-80
F-80 был сбит, Семен Хоминич вернулся на аэродром на своем МиГ-15 с незначительными повреждениями.
Основная задача 64 ИАК, его ИАД и их полков, была прикрытие от ударов с воздуха ГЭС на реке Ялуцзян, железнодорожного моста через эту же реку и основных коммуникаций снабжения китайских добровольцев и войск КНДР в междуречье Ялуцзян и Ансю.
30 октября 1651 года был совершен налет на эти объекты, в котором участвовало 40 бомбардировщиков Б-29 «Суперфортресс» (Суперкрепость), под прикрытием истребителей F-80 и F-84. Всего, около 100 самолетов.
Б-29 “ Суперфортресс “
F-84
Позже Американцы назвали этот день «Черным вторником». По разным данным, им навстречу вылетело 44-50 МиГ-15. В результате столкновения было сбито 12 - Б-29, 4 - Ф-84. Еще три Б-29 и F-84 были отнесены к предположительным победам. Лишь 2 МиГ-15 были повреждены в этом бою (летчики Абакумов и Яковлев). Вспоминает Евгений Пепеляев:
«Не помню, стрелок бомбардировщика или истребитель F-84 разбил фонарь и повредил двигатель самолета Яковлева. Летчик сажал самолет вне аэродрома, получил травмы тела и лица. После непродолжительного лечения летчик, капитан Яковлев убыл в Советский Союз».
После «Черного вторника» почти неделю в зоне МиГов не показывалось ни одного американского самолета. Так появилась воздушная зона, названная американцами «Аллея Мигов».
Через месяц, 5 Б-29 под прикрытием нескольких десятков новейших Ф-86, вновь попытались нанести удар в зоне действий МиГов. Они были перехвачены 16-ю МиГ-15. Все бомбардировщики были сбиты.
МиГи не понесли ни одной потери. Такой расклад сил дал понять западной коалиции, что принятые меры по прикрытию крепостей, не могут уберечь их от смертоносных атак. В результате противнику пришлось совсем отказаться от дневного применения Б-29.
Б-29 «Суперкрепость»
Модификация |
В-29 |
Размах крыла, м |
43.05 |
Длина, м |
30.18 |
Высота, м |
8.46 |
Площадь крыла, м2 |
161.27 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
31815 |
нормальная взлетная |
56245 |
максимальная взлетная |
61235 |
Тип двигателя |
4 ПД Wright R-3350-23(23А) Сyclone 18 |
Мощность, л.с. |
4 х 2200 |
Максимальная скорость , км/ч |
604 |
Крейсерская скорость , км/ч |
547 |
Практическая дальность, км |
3230 |
Боевая дальность, км |
2575 |
Скороподъемность, м/мин |
280 |
Практический потолок, м |
9710 |
Экипаж,чел |
до 10 |
Вооружение: |
два 12,7-мм пулемета в каждой из четырех дистанционно управляемых турелей с электроприводами и три 12,7-мм пулемета или два 12,7-мм пулемета и одна 20-мм пушка в хвостовой турели. |
«Аллея Мигов» стала зоной противостояний двух лучших образцов истребительной техники обеих сторон того времени. МиГ-15 и F-86 «Сейбр». Объективно говоря, без Ф-86, американская воздушная армия не имела бы никаких шансов в борьбе за превосходство в воздухе в этой зоне.
МиГ-15
Модификация |
МиГ-15бис |
Размах крыла, м |
10,08 |
Длина самолета, м |
10,11 |
Высота самолета, м |
3,70 |
Площадь крыла, м2 |
20,60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3582 |
нормальная взлетная |
4960 |
максимальная взлетная |
6105 |
Топливо, л |
1400 |
Тип двигателя |
1 ТРД ВК-1 |
Максимальная тяга |
1 х 2700 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
у земли |
1076 |
на высоте |
1045 |
Практическая дальность, км |
|
нормальная |
1200 |
с ПТБ |
1976 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
3000 |
Практический потолок, м |
15500 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
8 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
одна 37-мм пушка Н-37Д боезапас 40 патронов) и |
F-86 «Сейбр»
Модификация |
F-86A-5 |
Размах крыла, м |
11.31 |
Длина, м |
11.44 |
Высота, м |
4.49 |
Площадь крыла, м2 |
26.75 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4578 |
нормальная взлетная |
6399 |
максимальная взлетная |
7359 |
Тип двигателя |
1 ТРД General Electric J47-GE-13 |
Тяга, кгс |
1 х 2359 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
1093 |
на высоте |
967 |
Перегоночная дальность, км |
1693 |
Практическая дальность, км |
1062 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
2277 |
Практический потолок, м |
14630 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
шесть 12,7-мм пулеметов М-3 (по 300 патронов на ствол) |
Сравнивая боевые возможности этих машин, можно сказать, что характеристики истребителей были весьма близки. МиГ-15 имел преимущества в вертикальном маневре, большей скороподъемности по высоте и вооружению, но уступал в горизонтальном маневре и дальности полета. Авионика на Ф-86 тоже была совершенней. Вследствие этого, успех зависел только от мастерства и смелости летчиков, выбора режима и маневра, и взаимодействия с группой. Правда, серьезным недостатком МиГа были плохие штопорные характеристики, что особенно сказывалось, если им управлял неопытный летчик. Между тем, советские летчики сумели одержать победу.
Были и асы, которые сбили 5 и более самолетов противника. Самым результативным асом был Николай Васильевич Сутягин, который сбил 22 самолета противника. Этот Ас сбил в своих первых двух боях три самолета противника, из которых два - «Сейбра»!
Н.В. Сутягин
На счету Николая Сутягина 15 F-86 "Сейбр", 2 F-84 "Тандерджета", 2 F-80 "Шутинг стар" и 2 английских Глостер "Метеора".
Второй, по результативности Ас, Евгений Георгиевич Пепеляев сбил 19 самолетов. (По некоторым данным этот Ас был первым по результативности: 23 самолета) Благодаря Евгению Георгиевичу, Советскому Союзу удалось получить новенький «Сейбр», который он слегка повредил в одном из боев, и «дожал» его до территории, занятой КНДР. Самолет был отправлен в СССР и тщательно изучен.
Были получены ценные технические сведения и ряд новых технологий.
Е.Г. Пепеляев
По некоторым данным, Н.В. Сутягин и Е.Г. Пепеляев, являются самыми результативными асами реактивной воздушной войны, опережая всех западных летчиков.
Стоит так же отметить капитана Щукина Льва Кирилловича – 15 сбитых самолетов. Майора Оськина Дмитрия Павловича – 15 сбитых самолетов. Всего насчитывается 54 Советских Асов корейской войны. 22 летчика 64-го ИАК получили звание Героя Советского Союза.
Итоги
За три года войны, летчики 64-го ИАК сбили всего 1106 самолетов противника, из них 650 - F-86 «Сейбр» и потеряв 335 - МиГ-15. При этом большой процент наших потерь техники происходил при посадке, из-за неудобного подхода с суши, т.к. со стороны моря заход контролировался «Сейбрами» со своей территории. Обычно такие происшествия обходились без потерь летного состава. Победа была обусловлена не только прочной конструкцией «самолета-солдата» МиГ-15, но и мастерством летчиков, наработавших опыт на поршневых машинах во время Второй Мировой Войны. К слову добавлю, что в этой войне асами стали 12 китайских летчиков и ни одного корейского.
Я сознательно не стал приводить в этой статье данные американской стороны, так как и сами участники корейского конфликта со стороны западной коалиции сомневаются в их достоверности.
Фамилия, Имя, Отчество |
Общее число |
Боевых |
Воздушных |
Примечания |
22 (22 + 0) |
149 |
66 |
17-й ИАП, 303-я ИАД. |
|
19 (19 + 0) + 4 н/п |
108 |
38 |
196-й ИАП, 324-я ИАД. |
|
17 (15 + 2) |
212 |
? |
18-й ГвИАП, 303-я ИАД. |
|
16 (15 + 1) |
150 |
60+ |
523-й ИАП, 303-я ИАД. |
|
14 (13 + 1) + 3 повреди |
150+ |
52 |
Ещё 2 (2 + 0) + 1 повредил в ВОВ. |
|
13 (13 + 0) + 1 повредил |
104 |
42 |
Ещё 13 (3 + 10) в ВОВ. |
|
Шеберстов Константин Яковлевич |
13 (13 + 0) |
? |
? |
Ещё 2 (2 + 0) в ВОВ. |
11 (11 + 0) |
166 |
? |
Ещё 15 (12 + 3) в ВОВ. |
|
11 (11 + 0) + 2 н/п |
120+ |
50+ |
Ещё 1 (0 + 1) в ВОВ. |
|
11 (11 + 0) |
122 |
86 |
523-й ИАП, 303-я ИАД. |
|
11 (11 + 0) |
161 |
60 |
523-й ИАП, 303-я ИАД. |
|
10 (10 + 0) |
120 |
50 |
176-й ГвИАП, 324-я ИАД. |
|
10 (10 + 0) |
175 |
96 |
Ещё 3 (3 + 0) в ВОВ. |
|
9 (9 + 0) |
148 |
45 |
Ещё 4 ( ? ) в ВОВ. |
|
9 (9 + 0) |
? |
? |
176-й ГвИАП, 324-я ИАД. |
|
9 (9 + 0) + 3 подбил |
140 |
67 |
518-й ИАП, 216-я ИАД. |
|
9 (9 + 0) |
72 |
39 |
Ещё 1 (1 + 0) в ВОВ. |
|
8 (8 + 0) |
около 120 |
? |
Ещё 2 (0 + 2) в ВОВ. |
|
8 (8 + 0) + 2 н/п |
120 |
? |
Ещё 1 (1 + 0) в ВОВ. |
|
8 (8 + 0) + 1 подбил |
150+ |
70 |
17-й ИАП, 303-я ИАД. |
|
7 (7 + 0) + 1 н/п |
98 |
около 40 |
913-й ИАП, 32-я ИАД. |
|
7 (7 + 0) + 2 подбил |
55 |
30+ |
16-й ИАП, 97-я ИАД. |
|
7 (7 + 0) |
112 |
? |
Ещё 32 (23 + 9) в ВОВ. |
|
7 (7 + 0) |
? |
? |
196-й ИАП, 324-я ИАД. |
|
7 (7 + 0) |
105 |
40+ |
Ещё 6 (6 + 0) в ВОВ. |
|
Заплавнев Иван Митрофанович |
7 (7 + 0) |
? |
? |
Ещё 4 (4 + 0) в ВОВ. |
7 (7 + 0) |
100+ |
? |
Ещё 8 (8 + 0) в ВОВ. |
|
7 (7 + 0) + 1 н/п |
148 |
81 |
17-й ИАП, 303-я ИАД. |
|
7 (7 + 0) |
50 |
? |
Ещё 3 (3 + 0) в ВОВ. |
|
7 (7 + 0) |
152 |
64 |
Ещё 6 (6 + 0) в ВОВ. |
|
7 (7 + 0) + 1 н/п |
186 |
49 |
196-й ИАП, 327-я ИАД. |
|
7 (7 + 0) + 2 подбил |
135 |
36 |
878-й ИАП, 216-я ИАД. |
|
7 (6 + 1) |
120 |
40 |
Ещё 6 (4 + 2) в ВОВ. |
|
6 (6 + 0) |
161 |
50 |
Ещё 2 ( ? ) в ВОВ. |
|
6 (6 + 0) + 1 н/п |
? |
? |
Ещё 11 (10 + 1) в ВОВ. |
|
6 (6 + 0) + 2 подбил |
около 50 |
? |
351-й ИАП |
|
6 (6 + 0) |
69 |
29 |
Погиб 26.10.1951 г. |
|
6 (6 + 0) |
40 |
20 |
Ещё 15 (15 + 0) в ВОВ. |
|
Берелидзе Григорий Нестерович |
5 (5 + 0) + 1 подбил |
? |
? |
224-й ИАП, 32-я ИАД. |
5 (5 + 0) + 1 подбил |
70 |
10 |
29-й ГвИАП, 50-я ИАД. |
|
Сиськов Борис Николаевич |
5 (5 + 0) + 1 подбил |
? |
? |
224-й ИАП, 32-я ИАД. |
5 (5 + 0) |
? |
? |
196-й ИАП, 324-я ИАД. |
|
5 (5 + 0) |
167 |
50+ |
525-й ИАП, 303-я ИАД. |
|
Гончаров Николай Михайлович |
5 (5 + 0) |
150 |
? |
176-й ГвИАП, 324-я ИАД. |
5 (5 + 0) |
? |
? |
Погиб 28.11.1951 г. |
|
Муравьёв Виктор Григорьевич |
5 (5 + 0) |
50 |
? |
196-й ИАП, 324-я ИАД. |
5 (5 + 0) + 1 н/п |
120 |
28 |
196-й ИАП, 324-я ИАД. |
|
Башман Анатолий Тарасович |
5 (5 + 0) |
80 |
40+ |
148-й ГвИАП, 97-я ИАД. |
Бычков Сергей Степанович |
5 (5 + 0) |
? |
? |
17-й ИАП, 303-я ИАД. |
5 (5 + 0) |
139 |
47 |
Погиб 6.01.1952 г. |
|
5 (5 + 0) |
50 |
20+ |
Ещё 36 (10 + 26) в ВОВ. |
|
5 (5 + 0) + 4 подбил |
58 |
25 |
821-й ИАП, 190-я ИАД. |
|
5 (5 + 0) |
186 |
50 |
Ещё 5 (5 + 0) в ВОВ. |
|
5 (5 + 0) |
100 |
27 |
Ещё 2 (2 + 0) в ВОВ. |
|
Лепиков Василий Петрович |
5 (5 + 0) |
? |
? |
415-й ИАП |
4 (4 + 0) |
130 |
50 |
Ещё 3 (3 + 0) в ВОВ. |
|
4 (4 + 0) + 1 подбил |
127 |
36 |
676-й ИАП, 216-я ИАД. |
|
Бабонин Николай Васильевич |
4 (4 + 0) |
? |
? |
18-й ГвИАП, 303-я ИАД. |
4 (4 + 0) |
? |
? |
523-й ИАП, 303-я ИАД. |
|
Яковлев Иван Иванович |
4 (4 + 0) |
? |
? |
Погиб 30.01.1952 г. |
4 (4 + 0) |
? |
? |
Ещё 2 (2 + 0) в ВОВ |
|
4 (4 + 0) |
? |
? |
Ещё 7 (7 + 0) в ВОВ. |
|
Тюляев Иван Иванович |
4 (4 + 0) + 1 н/п |
? |
? |
523-й ИАП, 303-я ИАД. |
4 (4 + 0) |
? |
? |
Погиб 5.12.1951 г. |
|
4 (4 + 0) |
15 |
? |
Ещё 15 + 8 в ВОВ |
|
Плиткин Анатолий Алексеевич |
4 (4 + 0) |
? |
? |
Ещё 1 (1 + 0) в ВОВ. |
4 (4 + 0) |
56 |
18 |
Погиб 11.07.1951 г. |
|
Акимов Александр Иванович |
4 (4 + 0) |
? |
? |
Ещё 2 (2 + 0) в ВОВ. |
Балабайкин Александр Михайлович |
4 (4 + 0) |
? |
? |
Ещё 2 (1 + 1) в ВОВ. |
Шавша Игорь Иванович |
4 (4 + 0) |
? |
? |
18-й ГвИАП, 303-я ИАД. |
Михеев Виктор Семёнович |
4 (4 + 0) + 3 подбил |
? |
? |
Ещё 3 (2 + 1) в ВОВ. |
4 (4 + 0) + 2 подбил |
50 |
? |
676-й ИАП, 216-я ИАД. |
|
4 (4 + 0) |
162 |
? |
17-й ИАП, 303-я ИАД. |
|
3 (3 + 0) + 1 подбил |
? |
? |
|
|
3 (3 + 0) |
? |
? |
17-й ИАП, 303-я ИАД. |
|
3 (3 + 0) |
100+ |
50+ |
Ещё 17 (15 + 2) в ВОВ. |
|
3 (3 + 0) + 2 подбил |
? |
? |
Ещё (17 + 2) в ВОВ. |
|
Лазарев Владимир Алексеевич |
3 (3 + 0) |
? |
? |
Ещё 2 (2 + 0) в ВОВ. |
3 (3 + 0) + 2 н/п |
около 170 |
70 |
Ещё 3 ( ? ) в ВОВ |
|
3 (3 + 0) |
? |
? |
Ещё 22 (22 + 0) в ВОВ. |
|
3 (3 + 0) + 1 подбил |
50 |
? |
Ещё 6 (6 + 0) в ВОВ. |
|
3 (3 + 0) + 5 подбил |
? |
? |
Ещё 9 (9 + 0) в ВОВ. |
|
3 (3 + 0) |
? |
? |
Ещё 5 (5 + 0) в ВОВ. |
|
3 (3 + 0) |
? |
? |
17-й ИАП, 303-я ИАД. |
|
Герасименко Николай Иванович |
3 (3 + 0) |
? |
? |
Ещё 3 (3 + 0) в ВОВ. |
Перекрест Алексей Иосифович |
3 (3 + 0) |
? |
? |
29-й ГвИАП, 50-я ИАД. |
3 (3 + 0) |
? |
? |
Ещё 11 (10 + 1) в ВОВ. |
|
Михайлов Павел Михайлович |
3 (3 + 0) |
? |
? |
177-й ИАП |
Орлов Павел Иванович |
3 (3 + 0) |
? |
? |
29-й ГвИАП, 50-я ИАД. |
Богатырёв Иван Филиппович |
3 (3 + 0) |
? |
? |
29-й ГвИАП, 50-я ИАД. |
Мазнев Александр Фёдорович |
3 (3 + 0) |
? |
? |
18-й ГвИАП, 303-я ИАД. |
3 (3 + 0) |
? |
? |
16-й ИАП, 97-я ИАД. |
|
Гречко Иван Филиппович |
3 (3 + 0) |
? |
? |
29-й ГвИАП, 50-я ИАД. |
2 (2 + 0) |
? |
? |
Ещё 25 (24 + 1) в ВОВ. Погиб 29.06.1953 г. |
|
2 (2 + 0) |
? |
? |
Ещё 13 (12 + 1) в ВОВ. |
|
2 (2 + 0) |
? |
? |
Ещё 19 (17 + 2) в ВОВ. |
|
2 (2 + 0) |
? |
? |
Ещё 26 ( ? ) в ВОВ. |
|
2 (2 + 0) |
? |
? |
Ещё 16 (16 + 0) в ВОВ. |
|
Свинтицкий Алексей Александрович |
2 (2 + 0) |
153 |
? |
Ещё 2 (1 + 1) в ВОВ. |
2 (2 + 0) |
? |
? |
Ещё 14 (14 + 0) в ВОВ. |
|
Бондаренко Валентин Романович |
2 (2 + 0) |
? |
? |
29-й ГвИАП, 50-я ИАД. |
Иванов Александр Николаевич |
2 (2 + 0) |
? |
? |
Погиб 11.03.1952 г. |
2 (2 + 0) |
15 |
18 |
Погиб 1.06.1951 г. |
|
2 (2 + 0) + 2 подбил |
? |
? |
415-й ИАП |
|
2 (2 + 0) + 2 подбил |
? |
? |
781-й ИАП ТОФ |
|
1 (1 + 0) + 1 подбил |
? |
? |
351-й ИАП |
|
1 (1 + 0) |
? |
? |
Ещё 15 (13 + 2) в ВОВ. |
|
1 (1 + 0) |
? |
? |
Ещё 24 (21 + 3) в ВОВ. |
|
1 (1 + 0) |
? |
? |
Ещё 37 (16 + 21) в ВОВ. |
|
1 (1 + 0) |
? |
? |
28-й ГвИАП, 151-я ИАД. |
|
1 (1 + 0) |
? |
? |
676-й ИАП, 216-я ИАД. |
|
1 (1 + 0) |
? |
? |
Ещё 31 ( ? ) в ВОВ. |
|
1 (1 + 0) |
? |
? |
676-й ИАП, 216-я ИАД. |
|
1 (1 + 0) |
? |
? |
Ещё 12 (12 + 0) в ВОВ. |
|
1 (1 + 0) |
? |
? |
Ещё 5 (4 + 1) в ВОВ. |
|
1 (1 + 0) |
? |
? |
Ещё 16 (16 + 0) в ВОВ. |
|
1 (1 + 0) |
? |
? |
Ещё 9 (7 + 2) в ВОВ. |
|
1 (1 + 0) + 1 подбил |
? |
? |
Ещё 6 (6 + 0) в ВОВ. |
|
1 (1 + 0) |
? |
? |
17-й ИАП, 303-я ИАД. |
|
1 (1 + 0) |
? |
? |
Ещё 7 ( ? ) в ВОВ. |
|
1 (1 + 0) + 1 подбил |
? |
? |
17-й ИАП, 303-я ИАД. |
|
1 (1 + 0) |
? |
? |
Погиб 26.06.1951 г. |
|
1 (1 + 0) |
? |
? |
17-й ИАП, 303-я ИАД. |
|
Морозов Иван Николаевич |
1 (1 + 0) |
? |
? |
Погиб 02.10.1951 г. |
Мишакин Николай Павлович |
1 (1 + 0) |
? |
? |
17-й ИАП, 303-я ИАД. |
Комаров Алексей Андреевич |
1 (1 + 0) |
? |
? |
17-й ИАП, 303-я ИАД. |
Крамаренко Николай Николаевич |
1 (1 + 0) |
? |
? |
17-й ИАП, 303-я ИАД. |
Малунов Фёдор Георгиевич |
1 (1 + 0) |
? |
? |
17-й ИАП, 303-я ИАД. |
Тихонов Борис Ефимович |
1 (1 + 0) |
? |
? |
17-й ИАП, 303-я ИАД. |
Кулаков Георгий Поликарпович |
1 (1 + 0) |
? |
? |
Ещё 4 (4 + 0) в ВОВ. |
1 (1 + 0) |
21 |
? |
Ещё 2 ( ? ) в ВОВ. Погиб 17.03.1951 г. |
|
1 (1 + 0) + 2 повредил |
38 |
13 |
По другим данным: 2 (2 + 0) + 1 повредил. |
|
1 (1 + 0) + 1 повредил |
? |
? |
351-й ИАП. |
|
1 (1 + 0) |
? |
? |
139-й ГвИАП. |
|
Башлыков Василий Ильич |
1 (1 + 0) |
? |
? |
17-й ИАП, 303-я ИАД. |
1 (1 + 0) |
? |
? |
Ещё 20 (2 + 18) в ВОВ. |
|
Студилин М.И. |
1 (1 + 0) |
? |
? |
Командир 147-го ГвИАП, 133-я ИАД. |
1 ( ? ) |
? |
? |
Ещё 6 ( ? ) в ВОВ. |
В первой половине Корейской войны воздушными героями США были Джеймс Джабара и Джордж Дэвис. Два лучших аса, соперничавших между собой — Макконнелл и Фернандес — появлись лишь в 1953 году
Джозеф Кристофер Макконнелл-младший
Джеймс Джабара
Имя |
Победы |
Замечания |
16 |
|
|
15 |
Официально считается первым американским асом войны (20 мая 1951 года) |
|
14,5 |
|
|
14 |
Ас Второй мировой войны (7 побед). Погиб в бою 10 февраля 1952 года, удостоен Медали Почёта США |
|
Ройал Бейкер |
13 |
|
Фредерик Блесс |
10 |
|
Вермонт Гаррисон |
10 |
Ас Второй мировой войны (7 побед) |
Джеймс Джонсон |
10 |
|
Ивен Кинчело |
10 |
|
10 |
|
|
10 |
Одержал последнюю воздушную победу войны (27 июля 1953 года), сбив советский Ил-12 |
|
Гарольд Фишер |
10 |
|
Джеймс Лоу |
9 |
|
9 |
Сбит и попал в плен во время Вьетнамской войны 16 сентября 1965 года |
|
Генри Баттелмэнн |
7 |
|
Клиффорд Джолли |
7 |
|
Леонард Лилли |
7 |
|
Дональд Адамс |
6,5 |
|
Фрэнсис Габрески |
6,5 |
Ас Второй мировой войны (28 побед) |
Джордж Джонс |
6,5 |
|
Уинтон Маршалл |
6,5 |
|
Джеймс Хагерстром |
6,5 |
Ас Второй мировой войны (6 побед) |
Джон Болт |
6 |
Ас Второй мировой войны (6 побед). Единственный асКорпуса морской пехоты США в Корейской войне |
6 |
Сбит и попал в плен во время Вьетнамской войны 8 августа 1966 года |
|
Роберт Лав |
6 |
|
Уильям Уиснер |
5,5 |
Ас Второй мировой войны (15,5 побед) |
Ричард Беккер |
5 |
|
Стивен Беттинджер |
5 |
Последний американский ас Корейской войны. Сбит и попал в плен 20 июля 1953 года |
Роберт Болдуин |
5 |
|
Гай Борделон |
5 |
Все победы — ночные (на самолёте F4U «Корсар»). Единственный ас ВМС США в Корейской войне; единственный американский ас, летавший не на F-86 |
Ральф Гибсон |
5 |
|
Клайд Кёртин |
5 |
|
Чарльз Кливленд |
5 |
|
Ричард Крейтон |
5 |
|
Роберт Лэтшоу |
5 |
|
5 |
|
|
Долфин Овертон |
5 |
|
Джордж Радделл |
5 |
|
Гаррисон Тинг |
5 |
Ас Второй мировой войны (5 побед) |
5 |
|
|
Сесил Фостер |
5 |
Сбит и попал в плен в 1953 году |