Древняя Москва

                                                       

 

                            Москва - древнейшее прошлое

В «Панораме Москвы» М.Ю. Лермонтов писал: «Нет, Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча. Москва не безмолвная  громада камней холодных, составленных в симметричном порядке! Нет, у неё своя душа, своя жизнь. Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем… у неё свой язык, язык сильный, звучный».

http://i.li.ru/ReActive/css/blogstyle/dot.png) 0px 100% repeat-x rgb(255, 255, 255);">

 4842959__ (580x350, 99Kb)

  Много веков назад, на месте нынешней Москвы жили древние народы, сменяя друг друга (древнейшие поселения соседствуют с эпохой шумеров). В нашу эру приокские вятичи в 8 веке вытеснили из этих мест мещеру и эрзи-мордву, а также балтийских славян (голядь) и начали строительство собственного государства Лебедии (арабские источники переводили его название в 9 веке как «Вантит» - «народ ванов», а именно ваны - действующие лица скандинавского эпоса «Эдда», составлявшегося на территории Прикаспия). Нашествие хазар заставило москов-вятичей отойти к северу, к суздальцам-кривичам.

4842959_nahodki (366x345, 59Kb) 4842959_kladi (400x426, 55Kb)

Простым суздальским князем до 1156 года был и один из устроителей Москвы - Юрий Долгорукий. Но ещё в 1146 году страна Московь, упоминаемая с рубежа 9-10 веков, уже была известна путешественникам из Киева в Ростов Великий как «гнездовье» 14 сёл с 10 городками. Разбирая в 1847 году кремлевскую церковь Иоанна Предтечи, исследователи обнаружили в земле под фундаментом языческий жертвенник с лошадиной головой (конь - проводник в потустороннем мире) и множество массивных серебряных украшений знати, а также митрополичью печать 1093 года (на территории Оружейной палаты Кремля). Это было Боровицкое городище близ заповедного соснового бора, давшего название одному из 7 холмов, на которых расположилась Москва. В городище ежегодно в июне справлялись купальские ритуалы. Рядом находилось село Ваганьково на месте нынешней библиотеки «Ленинки» - место игрищ (вага - весы или качели, а ваганить - играть). Село Турыгино, на месте которого сейчас стоит храм Христа Спасителя, порадовало археологов арабскими монетами 9 века. Московь застраивалась хаотично до 13 века крепостями. В 1331 году летописи стали именовать их «кремями» (кромы - от укромного места). Несколько крепостей образовывали кромник, в 1365 году сменившийся на термин «кремль». Это был обширный каменный город. В клетях-закромах на случай войны или осады хранилось зерно, оружие, доспехи, семейные ценности и строительный материал.   

4842959_kladi_m (400x566, 84Kb)

Боровицкое городище высилось на 35-метровой высоты холме, круто нависающем над рекой, сёлами и оврагами. Одну из крепостей здесь построил себе боярин Кучка, отчего местность стала называться Кучково поле (Кучково упоминается в летописях в 14 веке) и там устраивалось общественное судилище, производились казни (в том числе казнили московляне и самого боярина за поддержку, которую он оказывал Юрию Долгорукому и впоследствии князь усыновил всех детей Кучки). Суздальский владыка решил присоединить Московь к своему Ростову и Суздалю, в связи с чем перестроил кремник и углубил ров  на территории нынешней Ивановской площади Кремля.

 

Уже в конце 11 века здесь была проложена центральная городская улица - древнейшая из найденных на сегодняшний день - она проходит виртуально под аркой собора 12-ти апостолов.

4842959_brevenchataya_mostovaya_v_Kremle (600x459, 134Kb)

Кром был огражден новой крепостной стеной (любопытно, что защитив город, князь поселился не в нем, а за его пределами, хотя и в первом дворе предградья; возможно в кромнике для него строились хоромы). Центр укрепления приходился на устье реки Неглинки и чуть выше реки Яузы.

4842959_na_moskva_reke_vid_na_kreml_nochu (482x700, 248Kb)

            Хорошо известно, что князь Долгорукий давал 4 апреля 1147 года обед в Московь для отца князя Игоря - Святослава Олеговича и в связи с этим сохранилось упоминание в летописях Ипатьевской, Лаврентьевской, Тверской и Московского летописного свода текста приглашения («Буди, брате, ко мне на Московь») и «рецензия» на пир (обед был силён).

             Став великим князем киевским в 1154 году Юрий Долгорукий  оставил и Московь, и Суздаль, переехав с семьей в Киев. Но для защиты родного княжества он уже успел возвести несколько кремников - Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154) и в 1156 году дал распоряжение о полномасштабной застройке Москвы. Был  вырыт 8-метровый  земляной вал и поставлена 3-метровой высоты изгородь-частокол длиной 1,2 км. Ничего не сохранилось, так как эти путем в 1238 году прошел хан Батый…

        Но Москва всё же очутилась на торговом пути из Рязани в Новгород и торговля не позволила захиреть маленькому городку. Он стоял в удачном с фортификационных позиций месте - у слияния лесной Неглинки с полноводной рекой Москвой. Это место было тихим, охотничьим и рыбным. Земельный вал со временем охватил весь Боровицкий холм и по оси запад-восток были поставлены дубовые ворота, а внутри достроены княжеские хоромы. Со всех концов Суздальского княжества прибывали разоренные беженцы и возрождали в Москве ремесла и торговлю.

4842959_pashni_na_meste_Moskvi (600x448, 129Kb)

                В середине 13 века Москва и Коломна стали крупными центрами удельного княжества при князе Александре Ярославиче Невском и его 4-ом сыне Данииле (основателе династии великих князей московских).

Князь Даниил построил в центре Кремля два каменных собора (сейчас на их месте Успенский и Архангельский соборы Кремля), возвышающиеся над древней кладкой с остатками черепицы. 1325 год был знаковым для истории города - из Владимира был перенесен митрополичий трон Петра (это придавало Москве функцию столицы). По образцу собора города Владимира на месте московской церкви 13 века стал строиться величественный собор Успения Богородицы из известняковых кубов. Это был символ восприятия княжеской власти.

4842959_yspenskii (350x452, 42Kb)

Князь Юрий Данилович получил титул великого князя Северо-Восточной Руси - Владимирского. Его брат Иван Данилович Первый по прозвищу Калита правил Москвой в 1325-1340 годах и успел немало построить в Кремле.

4842959_Moskva_I_Kaliti (600x448, 134Kb)

До нас дошла только церковь Спаса на Бору (1330 года, ныне древнейшее из сохранившихся сооружений на территории БКД, но это здание было снесено в 1933 году большевиками).

4842959_spas_na_bory (700x546, 189Kb)

Ещё Калита поставил в Кремле колокольню, церковь Иоанна Лествичника и в 1333 году приступил к возведению Архангельского собора. Но строительство в Кремле прерывали страшной силы пожары (1331 и 1337), уничтожавшие поселения и крепости. С середины 12 века так сгорело 18-ть древнейших кремлевских церквей.

         В 1340 году Кремль получил дубовую крепость-детинец. Сын Ивана Калиты - Симеон Гордый - собрал в городе искусных переплетчиков и миниатюристов и в 1344 году они оправили Симеоново Евангелие в серебряный оклад и в рукописном тексте сделали заставки с изображением голубых, синих, желтых и зеленых птиц, драконов и других диковинных зверей. На окладе появился тисненый растительный орнамент и пластина  с гравировкой на тему распятия Христа с фигурами херувимов и евангелистов.

              Искусство фрески оживилось с приездом грека Феогнота для росписей кафедрального Успенского собора. Над интерьерами же Спаса на Бору и Архангельского собора работали русские мастера (Захарий, Дионисий, Иосиф и Николай - около 90 живописцев московских).

           В число владений московских князей (Ивана Ивановича Кроткого и его сына Дмитрия Донского, внука Василия Первого Дмитриевича) стали входить богатые уделы - Галич, Углич, Ростов и Москва превратилась с ними в  мощную политическую силу, поколебать которую не удается Твери, Рязани и Нижнему Новгороду (хотя наиболее сильным противником оставался до Ивана Грозного Великий Новгород с просторами Русского Севера и его богатейшей культурой).

            1380 год стал рубежным в истории русской государственности - е восстановления. Одержав в открытом бою победу, князь Дмитрий Донской стал собирателем земель русских под эгидой Москвы. Именно он решил превратить дубовый Кремль в белокаменный (в особенности из-за частых пожаров - нечаянных и осадных).

4842959_drevnii_plan_Kremlya (700x595, 288Kb)        

    В 1366 году началась заготовка белого камня для Московского Кремля и в 1367 г. построили крепость, стены и башни, которые походили на современный вид Кремля, каким мы его знаем. Все это существовало до 1485 года, причем современники высоко оценили величие Кремля и его размеры, сравнивая с Софией Константинопольской. «Задонщина» именует Московский Кремль «красным градом»  (прекрасным), а Феофан Грек изобразил его в росписи Архангельского собора и на стене одного из княжеских теремов. Город получил продуманную «регулярную» планировку, мало напоминая древний форт Ивана Калиты. Из каждой выездной башни вела улица. Под Кремлем был Посад, а наряду с ним летописи упоминают Заречье и Загородье - там жили свободные слободские ремесленники, освобожденные от барщины и налогов.

14-й век интересен в истории Кремля тем, что Москва сознательно ориентировалась на философские, символические традиции в градостроительстве, осознавая себя наследницей Иерусалима и Града Божьего, Рима и Константинополя. Так, место, где расположился со временем Царицын луг связывалось с Гефсиманским садом Иерусалима, Лобное место на красной площади - с Голгофой иерусалимской, что в храме Гроба Господня, а в Риме это Золотой миллиарий. Рождественский собор с Воскресенским приделом был символом иерусалимского храма Воскресения (Гроба Господня), Спасские ворота - Золотые ворота Иерусалима и Киева,  Москва-река - река Кедрон, а Яуза - Золотой Рог в Константинополе, Неглинка - римский Тибр, Кремлевский царский дворец - дворец Палатин в Риме, Успенский собор Кремля - цареградская Св. София, Боровицкий холм - константинопольский Акрополь,  а Семиверховая башня Кремля - Семибашенный замок Византии - Гептапиргий. Кончно, подобная схема складывалась веками, возникнув не в 14 веке, но под схему удивительно подходили застройки. Москва вмещала в себя символику Константинополя с его треугольником, Рима и Иерусалима, вписанных в квадрат. Осознано священное семигорье (Боровицкий, Таганка, Лефортово, Сретенка, Тверской, Трехгорье или Пресня и Воробьевы горы). Город разрастался, не умещаясь в пространстве за земляным валом. Зодчий Федор Конь обнес центральную часть города высокой стеной вокруг Кремля (Китай-город), следующая линия была радиально более обширной (Белый город) и дальняя стала именоваться Земляным городом. Но пространство вне его было застроено столь скоро, что район получил название Скородом (тем более, что продавались сразу готовые срубы). Кстати, Скородом сам символизировал Рим, Белгород - Царьград, а Китай-город - Иерусалим… Белгород стоял на 5 из 7 холмов, подобно Константинополю, а Скородом охватывал все 7 холмов, как Рим. К 15 веку градостроительная символика была вразумительно выражена иноком Спасо-Елизаровской обители - старцем Филофеем («Два Рима падоша, а третий стоит, четвертому же не быти»).В эпоху правления Василия Второго и Ивана Третьего Васильевича, а в особенности при Иване Грозном концепция «Третьего Рима» стала наглядно воплощаться в зодчестве Москвы. Сознательным было устройство Государева сада в Замоскворечье напротив Кремля (17 век) ради воплощения символики Апокалипсиса.  Позднее патриарх Никон построит уменьшенную копию Иерусалима в пределах своей Воскресенской обители - Ново-Иерусалимского монастыря. Неудивительно, что на фресках кремлевского Благовещенского собора можно увидеть портреты античных мудрецов, а в Успенском соборе - византийских басилевсов - Москва включала себя в мировую историю.

             До нашего времени дошло немало уникальных памятников - древнейшая каменная постройка Москвы кремлевская церковь Рождества Богородицы (1393), звенигородский Успенский  собор на Городище (1400) и соборы Троице-Сергиева (1422) и Спасо-Преображенского (1427) монастырей. Московские постройки выполнялись в традициях владимиро-суздальской архитектуры (тесаный белый камень, небольшие размеры, 4 столпа и крестово-купольный тип свода с одной главой, лестницы внутри стены и резные декоративные «пояса» с полуколонками). Но москвичи мало-помалу пришли к выработке своего стиля, ставшего общерусским в церковной архитектуре (башнеобразные сооружения с арками). Такова Рождественская церковь Кремля, возведенная по заказу вдовы Дмитрия Донского - великой княгини Евдокии - в память о времени, в которое состоялась Куликовская битва.

           Во второй половине 15 века изменилась экономическая и социальная ситуация в Московской Руси. Дробились и продавались большие княжеские и боярские уделы, переходя в ведение княжеских наместников. Налоги разоряли крестьян и без своих наделов земли они становились горожанами или холопами. Недвижимость разоряющихся феодалов и общинников стали скупать монастыри и городские купцы, державшие внутреннюю и внешнюю торговлю. Но они-то и финансировали промышленность и строительство. Благодаря боярам, в Москве с 1450 года начался новый период в архитектуре. Боярин Владимир Ховрин заказал возвести у Спасских ворот Кремля Крестовоздвиженскую церковь из кирпича и камня (снаружи красный кирпич, изнутри белый камень). Её украшали кокошники и 4 столпа и выглядела церковь очень богато (не сохранилась). Было построено в этот период 30 каменных сооружений - церковных и административных, трапезных и жилых палат, башен и участков крепостной стены. До того палаты строились из дерева, но кирпич оказался дешев и огнеупорен, требовал меньше сил и позволял возводить легкие и прочные сооружения сложной конструкции.

                1448 год - провозглашение автокефалии Русской церкви от Византии и через 2 года митрополит Иона начинает в Кремле строительство белокаменной палаты с залом для торжественных приемов. Первым же светским сооружением из кирпича в Кремле становятся палаты купца Федора Таракана (1471). Купец Василий Дмитриевич Ермолин за свой счет перестроил целый участок крепостной стены города, сделав её каменной вдоль Неглинки от Свиблово до Боровицких ворот. Он же взял на себя исполнение  заказа по изготовлению каменных статуй Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского для проездной Фроловско-Спасской башни. Торс Св. Георгия хранится ныне в Третьяковке, а части - в запасниках музеев Кремля (скульптура святого и его коня составлялась из отдельных каменных блоков на железных штырях).  Заказал купец и изготовление горельефа-иконы «Одигитрия» (музей Сергиева Посада), мастер был высокой категории, но имя его так и не выяснено. Ермолин продолжал организацию работ по обновлению крепости, украшению главной башни Кремля, строительству монастырских палат, реконструкции Георгиевского собора в Юрьеве-Польском и Золотых Ворот во Владимире, собора Вознесенского монастыря в Кремле - перекладывались заново стены, укреплялись столбами перекрытия и пристраивались приделы в честь различных святых…

4842959_teremnoi_dvorec (557x405, 138Kb)