Интернационалисты в Испании

                     

    Интербригады идут в бой. Из истории Гражданской войны в Испании.

Андрей Лебедев   

Гражданская война в Испании, одна из наименее изученных страниц мировой военной истории прошедшего кровавого 20-го века. Что мы знаем о ней? Практически очень мало, знаем то, что летом 1936 года в Испании военные подняли вооруженный мятеж против правительства страны, которое пришло к власти в результате демократических всенародных выборов, против правительства, которое в большинстве своем представляло собой разноликие политические силы Испании того времени, в основном силы левого толка. Общеизвестно и то, что на помощь республиканской Испании, для ее защиты от мятежных войск генерала Франко, непосредственно на поле боя прибыло множество добровольцев, по различным данным из более чем 50-ти государств со всех концов света.
Вскоре по прибытию иностранных добровольцев в вооруженных силах республиканцев появились целые воинские части под сокращенными наименованиями интербригады. Именно они, «Интернациональные бригады», являлись боевыми интернациональными соединениями и сражались на стороне Испанской республики в период гражданской войны с 1936-по 1939гг.

Кто же в них воевал? И кто был инициатором их создания? Решение сформировать Интернациональные бригады, было принято Исполкомом Коминтерна 18 сентября 1936., большого секрета не было в том, что за этим решением Коминтерна стояло руководство тогдашнего СССР. 

  Секретариат ИККИ, избранный на VII конгрессе Коминтерна. Справа налево: В. Пик, О. Куусинен, Г.Димитров, К.                                                                   Готвальд, Д. Мануильский, П. Тольятти. 1935 г.

Уже в середине октября 1936 года первые добровольцы начали прибывать в Испанию. Республиканское правительство Испании официально объявило Интербригады входящими в его вооруженные силы 22 октября 1936, этот день и стал Днем рождения Интернациональных бригад.   

Из различных источников известно, что формировались и состояли эти бригады не только из коммунистов, социалистов или антифашистов, но и из других революционеров придерживавшихся различных взглядов и направлений, например троцкистов, анархистов, а то и просто из любителей приключений, про которых говорили, что это люди мира, у которых нет родины и флага, но таких, как правило, в интербригадах было не много, так что ехали воевать с фашизмом, за светлое будующее простого испанского народа в основном сознательные и идейные бойцы-интернационалисты.

Не смотря на свое наименование интернациональных не во всех интербригадах большинство подразделений состояли только из одних иностранцев, например, в 11-й так называемой немецко-австрийской интербригаде , состоящей из 3-х батальонов, всего насчитывалось лишь 8-10% интернационалистов, от всего личного состава, это около 200 человек, остальные все – испанцы. В действительности эти бригады больше напоминали испанские национальные, а не интернациональные, так, к примеру 13-я интербригада, была вообще смешанного состава. Из ее 4-х очень малочисленных батальонов, только в 1-м батальоне было 90 интернационалистов из Центральной Европы и 300 испанских призывников. Во 2-м батальоне всего 40 французов, а 3-й и 4-й батальоны вообще были полностью испанские. Реальная численность одной такой бригады примерно составляла самое большее 1,5 тыс. человек, но это редко, а так в основном не более 500-800 бойцов.

                                                                командный состав 14-й  Интербригады

И тем не менее за период войны всего было сформировано 7 интернациональных бригад, точная численность бойцов-интернационалистов принявших участие в гражданской войне на стороне республиканцев так до сих пор и остается неизвестной, по одним данным всего их воевало около 35 тыс. человек, однако эти данные опровергаются из других источников, которые говорят о том, что численность иностранных добровольцев всего насчитывала не более 30 тыс.бойцов. И что за всю войну их погибло около 5 тыс. человек.

По другим данным, всего через интербригады прошло 59380 человек, из которых около 15 тыс. погибло, однако, скорее всего, эти данные несколько завышены, так как исследователи гражданской войны, в Испании изучив архивные материалы, сделали вывод о том, что в ходе всей войны число интернационалистов в боевых частях одновременно — никогда не превышало от 6 до 8,5 тысяч бойцов, а самая максимальная общая одновременная численность всех добровольцев в боевых частях составляла примерно около 20 тысяч, по сравнению со всей республиканской армией, численность которой составляла в различные периоды войны примерно от 400 до 800 тысяч бойцов и командиров, это совсем не много.

При формировании бригад, подразделения старались делать национально однородными для облегчения командования и общего взаимопонимания среди бойцов. По национальному составу самый большой контингент составили французы и бельгийцы – 10 тыс. человек, также было много немцев, которые вместе с австрийцами насчитывали около 5 тыс. бойцов, далее за ними по численности шли итальянцы около 4 тыс. добровольцев. Довольно внушительный контингент представила и Польша – свыше 3 тыс. бойцов. Британцев было около 2,5 тыс., 2 тыс. американцев и 1 тыс. латиноамериканцев (в основном из Мексики и Кубы). 

Дальше по численности не более 1 тыс. чел. шли добровольцы из Венгрии, Польши, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Нидерландов, других стран.

Страна

Число граждан

Погибшие и 
пропавшие

% потерь к числу граждан данной 
страны в интербригадах

Франция

8.778

942

10.7 %

Польша

3.034

466

15.4 %

Италия

2.908

526

18.1 %

США

2.274

276

12.1 %

Германия

2.180

308

14.1 %

Великобритания

1.806[3]

124

6.9 %

Бельгия

1.701

185

10.9 %

Чехия

1.046

133

13 %

Балтийские страны

862

179

21 %

Австрия

846

138

16 %

Скандинавские страны

662

91

14 %

Нидерланды

586

42

7 %

Канада

510

71

14 %

Венгрия

510

56

11 %

Швейцария

406

78

19 %

Советский Союз не посылал отдельной интербригады, он и так являлся главным союзником республиканского Испанского правительства на международной арене, а также был главным поставщиков вооружений и военных специалистов, в своем большинстве лётчиков и танкистов, которые занимались оказанием помощи в планировании боевых операций на фронтах, обучением личного состава, а также непосредственно воевали в составе испанских частей на передовой. Их общая численность в разных советских источниках приводится различная – от 3 до 4 тысяч. Так что факты говорят о том, что не было в составе интербригад военнослужащих РККА, а были только советские добровольцы-военспецы во всех основных родах республиканских войск на всех фронтах испанской войны.

Из них: 772 летчика, 351 танкист, 222 советника и инструктора различных родов войск, 77 военных моряков и 100 артиллеристов, 52 других военспеца, 130 авиационных инженеров и техников, 156 связистов и радистов и 204 переводчика.
При этом «В Испании никогда не находилось одновременно более 600-800 советских военных специалистов».
Советские военспецы в республиканской армии:

·                  1936 г. — около 100  1937 г. — около 150  1938 г. — более 250  1939 г. — 95

Количество советских летчиков командированных в Испанию:

·                  1936 г. — 311  1937 г. — 276  1938 г. — 183  всего — 770

По другим данным не считая летчиков, танкистов и моряков, на стороне Республики с октября 1936 г. по март 1939 г. воевало всего около 4000 других военных специалистов.
Из них погибло и пропало всего 189 человек это (5-6%) от всей численности.

Помощь была не малая, особенно если учесть то, что молодое Испанское социалистическое государство не учло опыта построения новой армии в СССР, республиканцы в отличии от большевиков в свою новую армию не допустили офицеров королевской испанской армии, они им не доверяли, даже тем кто имел желание служить республике, многие офицеры подверглись репрессиям, безосновательным преследованиям, а то и расстрелам. В испанском военном флоте, как когда то в революционной России матросы выбрасывали офицеров за борт, подвергали их издевательствам, а то и просто убивали. В результате весь испанский офицерский корпус в полном составе перешел к Франко. Горе-революционеры в один прекрасный момент увидели, что у них не кому командовать не только дивизиями, полками, но даже батальонами и ротами, флот также остался без командиров, надежда у республиканского правительства по подготовке национальных военных кадров, а в некоторых случаях и на замещение отдельных должностей в войсках была только на советских военных специалистов и эта их надежда в некоторых отдельных случаях оправдалась.

                          

На фото Яков Смушкевич, он же генерал Дуглас, старший советник при командующим ВВС и командир группы советских летчиков. Геринг пообещал миллион марок летчику который собьет генерала Дугласа.
Деятельность советских спецов играла тогда по настоящему ведущую роль в армии республиканцев, особенно в вопросах планирования и проведения всех основных боевых операций на протяжении почти всей испанской войны.
Вот наиболее известные советские военные советники времен войны в Испании:

                                           Григорий Иванович Кулик                                                     Родион Яковлевич Малиновский

«Советники фронтов и армий: Г.И. Кулик (псев. «генерал Купер», советник председателя обороны Мадридского фронта), Р.Я. Малиновский («полковник Малино» — советник командующего Маневренной армией Арагонского (Восточного) фронта), А.Д. Цюрупа (сотрудник аппарата военного атташе), Чусов ( «Мурилло» — советник при начальнике Генштаба Каталонской армии (отозван в январе 1937 г.), полковник В.А. Фролов (старший советник армии под командованием полковника Косадо, с марта 1938 г. — 5-й армии Восточного фронта), П.С. Курбаткин (советник Восточной армии) ».
Многие офицеры, воевавшие в рядах республиканской армии, стали впоследствии видными советскими военачальниками, 59 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. Немало участников войны в Испании по возвращении на родину попали под репрессии (Я.К. Берзин, Г.М. Штерн, Я.В. Смушкевич, К.А. Мерецков, В.Е. Горев, Б.М. Симонов, П.В. Рычагов, Е.С. Птухин и др.»
Таким образом, факты говорят о том, что добровольцев-комсомольцев из СССР, участников Гражданской войны в Испании было всего то не более четырех тысяч человек, кто они были эти наши добровольцы в Испании? Люди, действительно реально разделявшие идеи интернационализма или просто военные, добросовестно исполнявшие свой служебный долг? 

Главным тогда со стороны СССР это было оказание помощи в виде  поставок боевой техники и вооружений,  которую наша страна оказывала  республиканскому правительству практически всю войну,  так например, известно что:  

«С октября 1936 г. по январь 1939 г. из СССР было поставлено: 648 самолетов, 347 танков, 60 бронеавтомобилей, 1186 артиллерийских орудия, 20486 пулеметов, 497813 винтовок.

Для сравнения отметим, что Италия и Германия поставили Испании в общей сложности 1650 самолетов, 1150 танков и бронемашин, 2630 артиллерийских орудий, 8759 станковых пулеметов, 1426 минометов, более 250 тыс. винтовок, 16720 авиабомб, 1000 тонн взрывчатки.

Были свои добровольцы и на стороне мятежников, в войсках Франко, наиболее значительными из них являлся так называемый итальянский добровольческий корпус, из советских данных было известно, что его численность составляла примерно 150 тыс. солдат, в том числе несколько дивизий, имевших опыт войны против Эфиопии, однако по другим сведениям максимальная численность итальянского добровольческого корпуса в 1937 году была менее 50 тысяч (включая вспомогательные и тыловые части). За все время войны через корпус прошло порядка 70-80 тысяч итальянцев. Из них погибло по боевым и небоевым причинам около 4 тысяч солдат и офицеров.        

                                                               Итальянский Добровольческий корпус

Следующим союзником Франко кто направил ему существенную помощь была Германия, помимо того, что Гитлер, направил Франко значительное количество самолётов, танков, артиллерии и других материальных средств в Испании непосредственно воевал так называемый легион «Кондор», его численность составляла около 5 тысяч военнослужащих и гражданского (авиаинженеры, техники, медики) персонала одновременно. Известно, что вместе с другими военными советниками и гражданским персоналом численность немцев в Испании никогда не превышала 10 тысяч одновременно. Всего через Испанскую войну их прошло свыше 26 тысяч солдат и офицеров из которых 315 чел. погибло по разным причинам, из которых непосредственно на поле боя 173 человека. Самое главное, что делали в Испании германские вооруженные силы, это испытывали свою новую боевую технику, тактику ее применения в бою, вопросы отработки взаимодействия различных родов войск на поле боя, в частности танков и авиации и многие другие вопросы, связанные с ведением современных боевых действий.                                                                            парад легиона “ Кондор “

Первое боевое крещение для интернационалистов стало участие в битве за Мадрид в ноябре 1936 – феврале 1937 гг. то есть в самый активный и ожесточённый период этого сражения, самое интересное, это то, что наступающая группировка войск Франко насчитывала всего 10 тыс. солдат, оборону против нее держали свыше 40 тыс. республиканских войск, у которых сказывалось отсутствие боевого опыта и подготовленных военных кадров, в связи с чем, кадровая армия мятежников, уступая противнику по количеству личного состава, воевала умением и только ценой огромных усилий и человеческих потерь, республиканцам удалось отстоять Мадрид.  

                                                                                       Франкисты

Были и настоящие черные дни в истории интербригад, так в июле 1937г. в битве при Брунете, в которой участвовали почти все интернациональные части, в ходе ожесточенных боев, добровольцы понесли большие потери и оказались деморализованными, многие бойцы самовольно покинули свои позиции, обстановка складывалась так, что интернациональные бригады могли просто перестать существовать. Республиканское командование, спасая положение, начало наводить порядок жесткой рукой, так в качестве необходимой меры, для дезертиров был организован специальный концентрационный лагерь, через который с августа по октябрь 1937г. прошло свыше 4-х тысяч человек. С помощью интенсивной политической и воспитательной работы, а в некоторых случаях даже и при помощи расстрелов, порядок был восстановлен, приведенные в порядок бойцы возвращены в свои части на фронт, в дальнейшем подобных случаев в интербригадах больше не наблюдалось.

Интернациональные бригады принимали участие почти во всех основных сражениях гражданской войны в Испании и если в первое время интернационалисты были плохо обучены и поэтому в бою несли большие потери, то в дальнейшем довольно быстро учились и компенсировали свои недостатки. Другой причиной высоких потерь было то, что их охотней бросали в бой. Во-первых, иностранцев меньше жалели, чем соотечественников. Во-вторых, франкисты предпочитали не брать интернационалистов в плен. В-третьих, бойцы интербригад часто проявляли большую стойкость, основанной на сознательности: они сражались за идею, и война не была для них домашней, они не имели личных привязанностей по другую сторону баррикад. Сами интернационалисты часто с неудовольствием замечали, что испанцы, за свободу которых они сражались, часто не выказывали особого энтузиазма идти в бой.

К концу 1938 года в рядах республиканской армии всего продолжало сражаться около 5 тыс. бойцов-интернационалистов, однако скоро из-за сложившейся военно-политической обстановкой и они были вынуждены покинуть территорию Испании.

В 1996 году, в связи с проводимой испанским правительством политикой примирения общества, в Испании был принят закон о возможности бывшим бойцам интербригад стать испанскими гражданами в случае отказа от своего текущего гражданства. Большинство отказалось. В 2009 году был принята поправка, о том, что ветеранам можно сохранять двойное гражданство и Испании, и своей родной страны, следовательно  Испания признала их как своих Героев, значит не зря они сражались и погибали так далеко от своего родного дома.

Советские лётчики в Испании

Помимо укрепления своих границ, наше государство продолжало отстаивать принципы интернационализма и поддержки национально-освободительного движения в мире. Во второй половине 1930-х гг. СССР неоднократно оказывал военную помощь дружественным странам перед лицом военной агрессии со стороны Германии и Японии, подписавших в ноябре 1936 г. «Антикоминтерновский пакт» (в 1937 г. к нему присоединилась фашистская Италия).

Первым объектом нападения военно-политического блока стала республиканская Испания, где в феврале 1936 г. на парламентских выборах победил Народный фронт, взявший курс на демократические реформы в стране.

                                               Хуан Негрин                                                                              Хосе Диас Рамос

 

При открытой поддержке Германии, Италии и Португалии оппозиционные силы (в первую очередь консервативно настроенный генералитет испанской армии во главе с генералами Ф. Франко и Э. Мола) активно выступили против республиканского правительства, начав в Испании гражданскую войну.

  

                                  Франко Баамонде Франсиско                                                       Эмилио Мола Видаль

Для организации военной помощи франкистам (националистам) был налажен «воздушный мост», по которому шла переброска войск, вооружения и военной техники.

В создавшейся обстановке СССР снял с себя ранее принятые обязательства о невмешательстве в испанские дела. В Испанию стала поступать советская военная техника (по линии ВВС — самолеты и комплектующее оборудование), а также был командирован летно-технический состав.

Первые советские пилоты прибыли на испанскую землю в середине сентября 1936 года. В первую группу бомбардировщиков СБ-2М-100 (командир — полковник А.Е. Златоцветов) входили: 30 самолетов, 15 летчиков, 15 штурманов, 10 стрелков-радистов, 5 мотористов, 15 авиатехников, 1 оружейный мастер, 1 техник по вооружению, 1 укладчик парашютов и 31 рабочий-сборщик с завода №22. Ожидалось также прибытие еще 15 экипажей из состава ВВС Белорусского и Киевского военных округов.

Модификация

  СБ

Размах крыла, м

  20.33

Длина, м

  12.57

Высота, м

  3.48

Площадь крыла, м2

  56.00

Масса, кг

 

  пустого самолета

  4768

  нормальная взлетная

  7880

Тип двигателя

  2 ПД М-103

Мощность, л.с.

  2 х 960

Максимальная скорость , км/ч

  450

Крейсерская скорость , км/ч

  375

Практическая дальность, км

  2300

Максимальная скороподъемность, м/мин

  570

Практический потолок, м

  7800

Экипаж, чел

  3

Вооружение:

  шесть 7.62-мм пулемета ШКАС
  600 кг бомб

Первая группа истребителей И-15 (40 машин) прибыла в Испанию 28 октября 1936 года. Вскоре ее усилили истребители И-16 тип 5 (31 самолет). 

                                                                                            И-15 в бою

Модификация

  И-15

Размах верхнего крыла, м

  9.75

Размах нижнего крыла, м

  7.50

Длина, м

  6.10

Высота, м

  2.20

Площадь крыла, м2

  21.9

Масса, кг

 

  пустого

  1012

  взлетная

  1415

Тип двигателя

  1 ПД М-22

Мощность, л.с.

  1 х 480

Максимальная скорость , км/ч

 

  на высоте

  350

  у земли

  285

Практическая дальность, км

  500

Максимальная скороподъемность, м/мин

  454

Практический потолок, м

  7250

Экипаж, чел

  1

Вооружение:

  два 7.62-мм пулемета ПВ-1

Советским летчикам-истребителям в первое время настоятельно не рекомендовалось пересекать линию фронта (в начале 1937 г. действие запрета было снято).

Командир группы истребителей Пётр Иванович Пумпур

В конце октября — начале ноября 1936 г. бомбардировочная авиация республиканцев (с участием советских пилотов) атаковала вражеские аэродромы. 3 ноября группа истребителей И-15 (11 самолетов, командир — П. Пумпур) была задействована в интересах ПВО испанской столицы г. Мадрид, — которая с начала октября неоднократно подвергалась воздушным налетам авиации франкистов и их союзников.

В период 4-12 ноября нашим летчикам в воздушных боях удалось сбить 8 вражеских самолетов, потеряв 5 своих (2 — в авиакатастрофе). 

На стороне франкистов в боевых действиях участвовали немецкие летчики из вновь сформированного «Легиона Кондор» и итальянские военные пилоты.

Несмотря на все попытки, войскам генерала Франко не удалось овладеть Мадридом. При этом авиация националистов продолжала бомбить жилые кварталы испанской столицы. Активные действия истребительной авиации республиканцев вынудили противника с 26 ноября перейти к ночным бомбардировкам города.

Малочисленная зенитная артиллерия республиканцев в основном решала задачи по прикрытию наиболее важных военных объектов, включая аэродромы, промышленные предприятия, выпускающие вооружение и военную технику, крупные транспортные узлы и т.д. В помощь испанским зенитчикам из СССР прибыла группа специалистов ПВО, оказавшая существенную помощь в организации обороны от воздушного нападения и борьбы с неприятельской авиацией.

Генерал-майор Михаил Поликарпович Ботин (послевоенное фото)

Во второй половине декабря 1936 г. зенитная батарея, прикрывавшая военный аэродром (г. Альбасета) и приведенная в сжатые сроки в боевую готовность советскими военспецами (руководитель — лейтенант М.П. Ботин), успешно отразила воздушный налет противника. Позднее, с организацией поставок техники из СССР началось формирование зенитных батарей для ПВО важнейших центров и объектов Испанской республики (в первую очередь, г. Мадрид) и группировки войск Центрального фронта. До марта 1937 г. в Испанию было доставлено 243 орудия (в т. ч. часть зенитных). Первая партия зенитной техники поступила в конце января того же года. В Альбасете был сформирован центр по подготовке кадров для зенитной артиллерии республиканской армии.

Общее его руководство было возложено на полковника Я.А. Тыкина (старшего советника по ПВО республиканской Испании) и на его помощника по ЗА — Ю.Г. Богдашевского. Пять вновь сформированных зенитных батарей позднее убыли в распоряжение командующего Центрального фронта, шестая (отдельная, командир — М.В. Антоненко) — в г. Мадрид. Для организации ПВО испанской столицы была создана специальная зенитная артиллерийская группа (начальник — лейтенант М.П. Ботин). В ее состав входили: немецкая (командир — И.В. Желтяков), французская (командир — Е.П. Елкин), чехословацкая (командир И.А. Семенов), а также 2 испанские (руководители: И.Д. Макаров и К.Н. Букликов) батареи.

Зенитная артиллерия Центрального фронта была объединена в руках старшего советника по ПВО фронта полковника Н.Н. Нагорного (будущего начальника штаба Войск ПВО территории страны).

Юридический статус советских специалистов-зенитчиков по согласованию с высшим военным руководством республиканской Испании устанавливался на первом этапе продолжительностью до шести месяцев — в качестве командиров подразделений, а затем в качестве советников при командирах, назначаемых из числа офицеров-зенитчиков республиканской армии.

Личный состав зенитных батарей был интернациональным, включая даже русских эмигрантов, добровольно воевавших на стороне республиканской Испании. К февралю 1937 г. было завершено обучение и слаживание боевых расчетов; зенитные батареи убыли к местам своих дислокаций.

В сражении на р. Хараме (6-28 февраля 1937 г.) зенитная артиллерия республиканских войск продемонстрировала свои боевые возможности. 17 февраля при попытке воздушного налета на резерв республиканских войск неприятельская авиация подверглась интенсивному обстрелу с земли, два «юнкерса» были сбиты. Через день огнем зенитной батареи республиканцев (Южный фронт) на высоте 2000 метров уничтожен гидросамолет противника.

И-15 на аэродроме Ла-Сенера

12 февраля произошел крупный воздушный бой, в котором одновременно участвовало с обеих сторон от 37 до 54 самолетов. По советским данным противник потерял 7 своих истребителей. Последующие дни ознаменовались ожесточенным противоборством в воздухе. 18 февраля в воздушных боях над Мадридом потери составили 7 неприятельских боевых машин.

Всего за период сражения франкистская авиация лишилась более 30 своих самолетов (республиканская — до 6 аппаратов). Воздушные победы одержали советские летчики: П. Путивко, П. Хара, П. Шевцов, П. Акуленко, А. Тарасов, Д. Лесников, Н. Виноградов, К. Дубков, Н. Никитин, И. Лакеев, П. Кузнецов, А. Минаев и др.

В ходе Гвадалахарского сражения (8-23 марта 1937 г.) из-за значительного количества «нелетных» дней боевая работа авиации носила лишь эпизодический характер. К началу боевых действий соотношение воздушных сил противоборствующих сторон составляло 80 самолетов республиканцев (Центральный фронт) против 62 франкистов (в основном итальянской конструкции). Республиканская авиация в ходе сражения преимущественно работала по наземным войскам противника. Для дневных ударов привлекались ночные штурмовики ССС (Р-5ССС), а с 18 марта -прибывшие на Центральный фронт Р-Зеты (P-Z). В течение 12 марта на гвадалахарском направлении было совершено 142 самолето-вылета, в ходе которых было сброшено 492 бомбы и выпущено 200 тыс. пуль. 

                                                                                          P-Z “ Natacha “

                                                                                             ТТД “ P-Z “

Назначение

Многоцелевой

Экипаж, чел.

2

Первый полёт

июль 1935

Начало эксплуатации

1935

Производитель

ГАЗ № 1

Размеры

Длина

9,7 м

Размах крыла

15,5/11,6 м

Площадь крыла

42,52 м²

Масса

Пустого

2007 кг

Взлётная

3150 кг

Макс. взлётная

 

Силовая установка

Двигатель

ПД М-34Н

Мощность

750/850 л.с.

Характеристики

Макс. скорость

316 км/ч (v- 3,5)

Боевой радиус

— км

Дальность полёта

1000 км

Практический потолок

8700 м

Скороподъёмность

 

Вооружение

Пулемётное вооружение

1х7,62 мм ШКАС и 1ПВ-1
+4 ШКАС в штурмовом варианте

Кол-во точек подвески

Подфюзеляжные 2хДЕР-6
Крыльевые 8хДер-31

Подвесное вооружение

400 кг бомб (500 кг в перегрузку)

16 марта состоялся крупный воздушный бой, в котором участвовали 17 И-15 и 41 самолет противника. Потери франкистов и их союзников составили 3 «Фиата» и 1 Ju-86. С нашей стороны — один И-15 (лейтенант Г. Реутов). Второй крупный воздушный бой состоялся 20 марта. Противник потерял 1 бомбардировщик и 3 истребителя против одного И-15 республиканской авиации.

В ходе сражения авиации Центрального фронта удалось завоевать оперативное господство в воздухе.

В апреле 1937 г. сильные бои разгорелись под Мадридом и Теруэлем (провинция Арагона).

На Мадридском участке Центрального фронта республиканские войска в первой половине месяца предприняли попытку овладеть пригородом испанской столицы — парком Каса-де-Кампо, который франкисты превратили в хорошо укрепленный район (10-11 тыс. человек, 150 пулеметов, около 40 орудий). Республиканской авиации были поставлены задачи по бомбардировке неприятельских позиций и поддержке наступавших войск.

В первый день наступления (9 апреля) было выполнено 56 боевых вылетов, в ходе которых на вражеский укрепрайон сброшено 368 бомб. В последующие дни налеты продолжились, обеспечив воздушную часть проводимой операции.

16 апреля началась Теруэльская операция на Северном фронте. В ходе нее республиканские ВВС совершили более 650 самолето-вылетов с бомбардировочными целями.

В конце апреля произошла замена военных советников в руководстве республиканских ВВС. Должность командующего истребительной авиагруппы Центрального фронта, вместо комбрига П.И. Пумпура (убывшего в СССР), занял полковник Н. Федосеев (погиб в авиакатастрофе 16 мая 1937 г.). На Северный фронт (в качестве советника командующего ВВС) прибыл полковник Ф.К. Арженухин, будущий начальник штаба ВВС РККА (1939-1940 гг.).

В сражении под Брунете (6-25 июля 1937 г.) республиканцы задействовали 133 самолетов. 1-ю истребительную эскадрилью И-15 возглавлял И.Т. Еременко, командирами эскадрилий И-16 были: А. Минаев (позднее — В. Веревка, Б. Смирнов), Г. Плещенко и И. Лакеев.

Модификация

  И-16 тип 5

Размах крыла, м

  9.00

Длина, м

  5.99

Высота, м

  3.25

Площадь крыла, м2

  14.54

Масса, кг

 

  пустого

  1119

  взлетная

  1508

Тип двигателя

  1 ПД М-25А

Мощность, л.с.

  1 х 730

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  390

  на высоте

  445

Практическая дальность, км

  540

Cкороподъемность, м/мин

  850

Практический потолок, м

  9100

Экипаж

  1

Вооружение:

  два 7.62-мм пулемета ШКАС

Скоростные бомбрадировщики на аэродроме в Испании

Скоростные бомбрадировщики “ СБ “ на аэродроме в Испании

Руководство отряда отдельной скоростной бомбардировочной советской эскадрильи осуществлял полковник А.С. Сенаторов.

Противник располагал значительными воздушными силами — 318 самолетов (преимущественно новых конструкций), что позволило ему вскоре захватить господство в воздухе на операционном направлении.

В ходе Брунетской операции республиканские ВВС выполнили 2993 боевых вылета. Потери противника составили 42 самолета.

С целью сохранения Северного фронта командование республиканских войск в августе — сентябре 1937 г. провело Сарагосскую (Арагонскую) наступательную операцию.

Группировка республиканских ВВС насчитывала 123 самолета (23 СБ, 40 Р-Зет, 10 Р-5ССС и 50 истребителей).

26 августа эскадрилья старшего лейтенанта А.К. Серова в районе Вильямайора перехватила неприятельскую авиагруппу, сбив 3 вражеских самолета. Через день состоялся крупный воздушный бой, в котором с обеих сторон участвовало 48 самолетов. Потери противника составили 4 «Фиата». 

                                                                                                  Fiat CR.32.

Модификация

CR.32

CR.32bis

Двигатель

 A.30RA 

 A.30RAbis 

Мощность, л.с.:

взлётная 
номинальная


600

800 
-

Габариты, м:

размах верхнего крыла 
размах нижнего крыла 
длина 
высота

9,5 
6,26 
7,45 
2,72

9,5 
6,26 
7,45 
2,72

Площадь крыла, м2

22,1

22,1

Масса, кг:

пустого 
взлётная нормальная

1325 
1865

1400 
1970

Скорость максимальная, км/ч

375

349

Дальность полёта максимальная, км

780

780

Практический потолок, м

8250

8000

Экипаж, чел.

1

1

Вооружение:

2х7,69

2х12,7 
2х7,69

 

Следующий крупный воздушный бой произошел 1 сентября. По отечественным данным, было сбито 11 «Фиатов» и 4 «Хейнкеля». Потери республиканцев -3 истребителя И-15. 

                                                                                           Heinkel He51

 Технические характеристики Не 51 В-1

·                                 Экипаж: 1 человек

·                                 Максимальная взлетная масса: 1895 кг

·                                 Размеры: длина х высота х размах крыла: 8,40 х 3,20 х 11,00 м

·                                 Силовая установка:

·                                 количество двигателей х мощность: 1 х 750 л. с.

·                                 Максимальная скорость полета на уровне моря: 330 км/ч

·                                 Скороподъемность:. 10,8—12 м/с

·                                 Практический потолок: 7700 м

·                                 Дальность полета: 750 км

·                                 Вооружение: 2 х 7,92-мм пулемета MG-17

·                                 Максимальная бомбовая нагрузка: 60 кг.

До окончания операции (6 сентября) действия авиации носили преимущественно бомбардировочный характер.

В ночь на 25 октября 1937 г. в небе над Барселоной советским летчиком капитаном Е.Н. Степановым был совершен один из первых в мировой практике ночных воздушных таранов. Звено истребителей И-15 (капитан Е.Н. Степанов и лейтенант И.А. Финн) в районе города атаковало 3 итальянских бомбардировщика «Савойя-Маркетти» S.M.81. Увидев, что, несмотря на попадания, неприятельские самолеты продолжают приближаться к границам города, Степанов направил свой истребитель на ближайший из них. После удара в хвостовое оперение бомбардировщик резко пошел вниз и разбился со всем экипажем (6 чел.) в пригороде Барселоны. 

За этот подвиг отважный советский летчик был награжден орденом Красного Знамени. Звания Героя Советского Союза он удостоился в период вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол (Монгольская Народная Республика) в августе 1938 года.

Большая часть республиканских ВВС была задействована в сражении за Теруэль (15 декабря 1937 г. — 22 февраля 1938 г.). Однако первоначальный успех не получил закрепления, и республиканское командование было вынуждено 22 февраля оставить этот стратегически важный пункт в провинции Арагон.

Советские летчики-добровольцы продолжали участвовать в боевых действиях вплоть до середины октября 1938 года. С их последующим убытием на родину в Испании продолжали оставаться военные советники.

По данным испанского историка Р. Миральеса, в годы гражданской войны в Испании на стороне республиканцев сражались 772 советских летчика, из них 99 погибли. 

По данным российской стороны, наши потери составили 93 человека летно-технического состава и авиационных советников. 35 советских летчиков-добровольцев и военных советников ВВС, принимавших участие в боевых действиях во время Гражданской войны в Испании, были удостоены звания Героя Советского Союза: комбриги П.И. Пумпур, Я.В. Смушкевич; полковник Б.А. Туржанский; майор Э.Г. Шахт; капитаны И.Т. Еременко, С.Ф. Тархов; старшие лейтенанты В.М. Бочаров, С.И. Грицевец, А.И. Гусев, С.П. Денисов, И.И. Душкин, И.И. Евсевьев, К.И. Колесников, И.И. Копец, П.Т. Коробков, А.С. Осипенко, Г.М. Прокофьев, И.И. Проскуров, П.В. Рычагов, А.С. Сенаторов, А.К. Серов, П.Ф. Шевцов, В.И. Шевченко; лейтенанты Н.Ф. Баланов, Н.С. Герасимов, К.И. Ковтун, И.А. Лакеев, А.Г. Романов, И.А. Хованский, С.А. Черных, Н.И. Шмельков; младший командир П.П. Десницкий; В.С. Горанов, П.А. Джибелли, В.С. Хользунов.
 
 
В общей сложности Советский Союз передал республиканской Испании 648 самолетов различных типов (И-15, И-16, Р-5 и др.), включая около 70 бомбардировщиков СБ.

Опыт применения авиации и противовоздушной обороны в Испании был позднее тщательно изучен командованием РККА. 10 марта 1937 г. наркомом обороны СССР К.Е. Ворошиловым утвержден «План использования в боевой подготовке ВВС РККА выводов из боевой работы авиации в Испании».

Этот документ предполагал оперативное внесение существенных изменений в тактику воздушного боя, стрельбу и наблюдение за воздухом, технику пилотирования, штурманскую и бомбардировочную подготовку, базирование авиации на земле и в ряд других важных вопросов. 

К началу 1938 г. организационно-методические указания наркома обороны и его заместителя по ВВС были внесены в качестве дополнений в «Наставление по оперативному применению ВВС РККА», а также в существующие приказы. Соответствующие программы и инструкции издавались и рассылались по войсковым частям. Создавалась специальная тренировочная аппаратура, пересматривались методы подготовки летчиков. В этих же целях проводились опытные учения в авиационных частях, специальные сборы в округах, флотах. Позднее новые положения теории применения авиации нашли отражение в проекте Полевого устава РККА (ПУ-39), вышедших в 1940 г. боевых уставах бомбардировочной и истребительной авиации (БУБА-40, БУИ-40) и других нормативных документах.

Эффективные действия истребительной авиации и зенитной артиллерии республиканцев в сочетании с невысоким качеством бомбометания мятежников приводили к тому, что важнейшие административно-политические центры, такие как Мадрид, а также имеющие стратегическое значение транспортные узлы, продолжали эффективно функционировать на всем протяжении войны, несмотря на систематические массированные авиаудары. К тому же война показала большую «живучесть» и относительную легкость восстановления многих производственных и транспортных объектов. В связи с этим в рядах командного состава РККА установилось мнение о нецелесообразности использования бомбардировочной авиации для решения глубоких самостоятельных задач. Отмечалось, что бомбардировщики могут эффективно действовать только при условии их поддержки истребителями. Следовательно, радиус действия последних вынуждал бомбардировочную авиацию решать лишь фронтовые задачи. К тому же, отмечая возросшую силу современной наземной обороны, советское военное руководство посчитало необходимым сосредоточивать всю авиацию над полем боя для непосредственной поддержки пехотных войск, иметь авиацию в качестве «маневренного мощного артиллерийского резерва», как это было в Испании.

Исходя из этого крупные авиационные соединения — авиационные армии особого назначения (АОН), едва сформированные в конце 1936 г. в составе тяжелой бомбардировочной авиации, предназначенной для решения самостоятельных оперативно-стратегических задач, в 1938 г. были разукрупнены. Вместо них были созданы полки по родам авиации, сведенные затем в авиационные бригады. В целом произошло «распыление» ВВС по армиям и военным округам, что существенно затрудняло их массированное применение.

В Испании был приобретен заметный опыт и в вопросах организации противовоздушной обороны. Вопреки господствовавшему мнению, выявилось, что даже одна отдельно расположенная зенитная батарея среднего калибра способна решать не только огневые, но и тактические задачи. Последнее нашло отражение в боевых действиях на Хараме (февраль — март 1937 г.) и на Гвадалахарском участке (март 1937 г.). В годы Великой Отечественной войны зенитно-артиллерийские батареи (взводы) использовались самостоятельно и довольно успешно прикрывали пункты управления, переправы, различные объекты и т. п. В то же время мелкокалиберная зенитная артиллерия требовала массированного применения, так как ее дробление не приводило к поражению хорошо защищенных современных по тому времени самолетов.

Стало очевидно, что для достижения наибольшей результативности в борьбе с авиацией противника необходимо сочетать зенитный огонь всех калибров, за счет чего достигалось поражение самолетов на максимально широком диапазоне высот.

Значительно возросла роль ПВО в операциях наземных войск, что подтвердило разгром итальянского экспедиционного корпуса под Гвадалахарой (1937 г.). Авиация республиканцев в значительной мере повлияла на исход сражения. Исходя из этого в целях защиты пехоты от воздушных налетов штурмовой авиации командным составом РККА рекомендовалось придавать отдельные батареи ПВО пехотным соединениям.

Пумпур, Денисов, Баланов, Ляпидевский

Группа лётчиков, слева-направо: П.И. Пумпур, С.П. Денисов, Н.Ф. Баланов, А.В. Ляпидевский

лётчики-интернационалисты

В Испании впервые были опробованы методы взаимодействия истребителей с системой ПВО при обороне населенных пунктов ночью. Борьба ПВО и истребителей с авиацией противника на ночных учениях начала практиковаться в РККА с летних учений 1938 года. В дальнейшем приобретенный опыт был успешно реализован при обороне Москвы в 1941-1942 годах.

В целом война в Испании показала, что зенитная артиллерия представляла собой серьезную угрозу для авиации.

    Советские танкисты в Гражданской войне в Испании.   «Полк Кондратьева»

Гражданская война в Испании не могла оставить безучастными советских людей. С первых дней начала боевых действий республиканских войск против поднявших мятеж войск праворадикального генерала Франсиско Франко Советский Союз однозначно поддержал республиканское правительство Испании. По понятным причинам официально ввести части и соединения РККА на испанскую территорию Советский Союз не мог, однако помочь испанскому народу справиться с фашистским мятежом отправились тысячи советских добровольцев. Это были прежде всего военные специалисты в тех областях военного дела, которые стали наиболее востребованными республиканской армией. 

                                                                    Воины-интернационалисты

Советские интернационалисты, отправлявшиеся в Испанию помогать республиканскому правительству, делились на две основные категории — военных советников и военных специалистов. Военные специалисты, как правило, представляли собой красных командиров, призванных помочь республиканскому командованию в организации управления войсками. Разведывательное управление Наркомата обороны СССР организовало переброску советских военных советников в Испанию, оформляя их как дипломатических работников, либо снабжая «документами прикрытия».

На протяжении трех лет Гражданской войны в Испании советскими военными советниками руководили следующие красные командиры: в 1936-1937 — Ян Карлович Берзин (1889-1938), занимавший до отправки в Испанию должность заместителя командующего войсками Особой Краснознамённой Дальневосточной армии; в 1937-1938 гг. — Григорий Михайлович Штерн (1900-1941), прежде командовавший 7-й Самарской кавалерийской дивизией; в 1938-1939 гг. — Кузьма Максимович Качанов (1901-1941), бывший военным советником Народно-освободительной армии Китая, а до этого — заместителем начальника штаба Ленинградского военного округа.

                                                                                                                                              Ян Карлович Берзин  

  

                           Григорий Михайлович Штерн                                                    Кузьма Михайлович Качанов

                                                                     советские военспецы в Испании

Общая численность советских военных советников в Испании достигала 600 человек. Были среди них не только командиры высокого и среднего ранга, но и военные инженеры, которые руководили организацией производства вооружения на испанских военных заводах. Советские военные советники помогали испанскому командованию в Генеральном штабе, штабах фронтов, дивизий и полков, а также в военно-морских силах. Но кроме военных советников значительное количество добровольцев — как действующих военнослужащих РККА, так и гражданских людей, решивших вспомнить годы армейской службы и направиться на помощь испанским республиканцам, воевали в составе испанской армии в качестве военных специалистов. 

По данным историков, за все три года боевых действий в Испании побывало 1811 советских военных специалистов. Среди них были представители разных военных специальностей, однако численность военных специалистов в каждой отдельной области зависела, прежде всего, от потребностей испанской стороны в приглашении конкретных «профи». Так, наибольший спрос существовал на летчиков и танкистов. Среди посланных в Испанию военных специалистов числились: 772 летчика и других авиационных специалистов, 351 танкист, 222 общевойсковых специалиста, 204 переводчика, 156 связистов, 150 профессионалов в других областях военного дела, 77 моряков. К сожалению, многие из них погибли на чужой земле, стремясь спасти ее от установления режима Франко (не будем здесь вдаваться в оценочные суждения относительно пользы или вреда франкистского переворота для Испании в целом — речь идет о судьбах и жизнях советских граждан, наших земляков, отдававших свои жизни за тысячи километров от родной земли). 59 советских военных советников и специалистов получили за совершенные на испанской земле подвиги высокое звание Героя Советского Союза. 
Помимо авиационных специалистов, наибольшую нужду испанская республиканская армия испытывала в танкистах. Танковые подразделения в старой испанской армии были слабыми, квалифицированных командиров, механиков-водителей не хватало, что и обусловило значительный спрос на военнослужащих, имевших подготовку по данному профилю. 

                                                                    Прибытие танковых отрядов

Советские танкисты оказались в Испании практически сразу же после начала активных боевых действий. В октябре 1936 года на Пиренеи прибыло восемьдесят советских танкистов — добровольцев, которыми командовал Семен Моисеевич Кривошеин (1899-1978). 

                                                                                                                                           С.М. Кривошеин

Этот уникальный человек, выходец из семьи воронежского ремесленника — еврея, с 1918 года воевал на фронтах Гражданской, затем участвовал в советско-польской войне. Причем служба Семена Кривошеина проходила в кавалерии. Точнее, он был переведен в кавалерию после годичной службы красноармейцев 107-го стрелкового полка. С мая по ноябрь Кривошеин служил в 12-м кавалерийском полку РККА, после вступления в партию был переведен в 34-й кавалерийской полк 6-й кавалерийской дивизии военкомом эскадрона. В 1920 г. занимал должность военкома полка в 31-м, 33-м и 34-м кавалерийских полках РККА. После Гражданской Кривошеин служил на различных должностях в кавалерии Красной Армии: был начальником разведки 2-й кавалерийской бригады, офицером для поручений при комбриге, командиром взвода и эскадрона. 
После окончания Военной академии им. М.В. Фрунзе получил назначение начальником штаба 7-го механизированного полка, который входил в состав 7-й кавалерийской дивизии Ленинградского военного округа. Как и многие другие кавалеристы, Кривошеин переквалифицировался в командира механизированных частей. В мае 1934 г. он был назначен командиром 6-го механизированного полка в составе 6-й казачьей дивизии РККА. Именно Кривошеин, вызвавшийся отправиться в Испанию в качестве добровольца, был назначен командиром первого танкового отряда, во главе которого участвовал в обороне Мадрида. 

Советские танкисты под командованием Кривошеина были направлены в Испанию, прежде всего, для подготовки испанских танковых экипажей в открытом специально с этой целью учебном центре. Однако им было суждено вступить в бой с франкистами, обороняя Мадрид, поскольку изменившаяся обстановка на фронте не оставила времени для подготовки испанских экипажей. В конце ноября 1936 года в Испанию прибыла следующая группа советских танкистов, которой командовал Дмитрий Григорьевич Павлов (1897-1941) — также кавалерист, ветеран Гражданской войны и борьбы с басмачеством в Средней Азии, накануне отправки в Испанию командовавший механизированной бригадой. Поскольку ко времени прибытия Павлова была сформирована первая танковая бригада испанской республиканской армии, испанское военное командование назначило Дмитрия Григорьевича ее командиром.

                                                                                                                                           Д.Г. Павлов

Бригада воевала на танках Т-26. 

                                                                                                       Т-26

                                                                                                   ТТД  Т-26

Наименование показателей

Характеристика, величина

Назначение

Непосредственная поддержка пехоты

Тип

Легкий с пушечно-пулеметным вооружением

Год выпуска

1933

Боевая масса, т

9.4

Экипаж, чел.

3

Макс. скорость,км/ч

30

Вооружение

45-мм танковая пушка и 7,62-мм танковый пулемет ДТ, установленные в башне

Боекомплект

136 артиллерийских выстрелов (в командирском танке-96) и 2898 патронов

Бронирование

Противопульное: лоб, борт, корма и башня - 13 мм; крыша - 10 мм; днище - 6 мм

Тип гусеницы

Мелкозвенчатая
цевочного зацепления

Число траков

108

Ширина трака, мм

260

Шаг трака, мм

90

Число опорных катков

2х8

Число поддерживающих катков

2х4

Тип механизма натяжения гусеницы

Кривошипный

Длина опорной поверхности, мм

2765

Колея, мм

2180

Клиренс. мм

380

Запас хода по топливу по шоссе, км

120

Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град
угол крена, град
ширина рва, м
высота эскарпа, м
глубина брода, м
толщина сваливаемого дерева, м

40
40
2.0
0.75
0.8
0.3

Количество машин, изготовленных
серийно (с 1931 по 1940 г.)

Около 11 тыс

Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота

4620
2440
2330

                                «Кондратьевцы» на БТ-5           

Наконец, летом 1937 года в Испанию прибыла следующая группа советских танкистов, которой командовал Степан Иванович Кондратьев (1895-1940).

                                                                                                                                                 С.И. Кондратьев

Как и командиры первых танковых отрядов, это был опытный танкист. Ему довелось участвовать еще в Первой мировой, дослужиться до старшего унтер-офицера и командира взвода в 134-м пехотном полку. Естественно, побывал Кондратьев и на фронтах Гражданской войны. Накануне отправки в Испанию он носил воинское звание «майор» и командовал учебным танковым батальоном в 13-й механизированной бригаде. В отличие от предыдущих групп танкистов, «кондратьевцам» предстояло воевать уже не на Т-26, а на танках БТ-5. Собственно говоря, именно в боях испанской Гражданской войны и состоялось «боевое крещение» БТ-5. Испанский корабль «Кабо Сан-Аугустин», везший испанским республиканцам 50 танков БТ-5, вышел из Севастопольского порта 24 июля 1937 года.   

                                                    “ Кабо Сан Аугустин “ ( был переименован в “ Днепр “ )

Спустя неделю, 1 августа 1937 года, танки выгрузились в Картахене. Большая же часть танкистов, помимо пяти человек, сопровождавших танки, направлялась в Испанию отдельным транспортом — из Ленинграда. Отряд Степана Кондратьева состоял, преимущественно, из солдат, сержантов и офицеров 13-й механизированной бригады, вызвавшихся добровольно поехать в Испанию, на помощь республиканскому правительству. Всего же СССР передал республиканской армии 347 танков Т-26 и БТ-5. В составе отряда насчитывалось 78 человек, в том числе 20 командиров танков, 50 механиков-водителей, 6 радистов, 1 артиллерийский мастер и 1 электрик.  

                                                                                                      БТ-5

ТТД БТ-5 ( образца 1933 года)

Экипаж:

3 человека

Масса:

11.5 тонны

Вооружение:

1 45-мм пушка образца 1932 года, 115 выстрелов; 1 -2 7,62-мм пулемета ДТ, 2709 патронов

Броня (корпус)

Лоб, борта и корма:

13 мм

Крыша:

10 мм

Днище:

6-10 мм

Броня (башня)

Лоб, борта, корма:

13 мм

Крыша:

10 мм

Двигатель:

12-цилиндровый 4-тактный карбюраторный М-5

Мощность:

350 л.с. при 2300 об./мин.

Запас топлива:

400 л

Удельная мощность:

30,4 л.с/т

Длина:

5760 мм

Ширина:

2150 мм

Высота:

2250 мм

Дорожный просвет:

350 мм

Максимальная скорость:

на гусеницах 52 км/ч, на колесах 72 км/ч

Запас хода:

на гусеницах 200 км, на колесах 300 км

Склон:

37 градусов

Ров:

2000 мм

Стена:

550 мм

Брод:

900 мм

Удельное давление на грунт:

0,65 кг/см 2

Советские танкисты прибыли в Арчен, где размещался учебный центр республиканской армии, специализировавшийся на подготовке танкистов. Здесь был сформирован 1-й отдельный интернациональный танковый полк республиканской армии. Экипажи полка были укомплектованы подготовленными в Арчене испанцами, но поскольку собственных кадров у республиканцев все же не хватало, советские танкисты заняли большинство должностей командиров танков и механиков-водителей. 

                                                                      Владимир Кручинин

Одним из механиков-водителей 1-го отдельного интернационального танкового полка был Владимир Федорович Кручинин. Он навсегда остался на испанской земле, положив свою жизнь в борьбе против набирающего силу фашизма. Владимиру Кручинину на момент прибытия в Испанию было 25 лет. Он родился в 1912 году в Ростове-на-Дону, в семье железнодорожного рабочего. В те годы ростовские железнодорожники жили, в основном, в т.н. Ленгородке. После революции так называлось бывшее Затемерницкое поселение (от реки Темерник, на которой оно располагалось) — легендарная колыбель ростовского рабочего движения, чье имя неразрывно связано со знаменитой Ростовской Стачкой 1902 года, баррикадными боями 1905 года. Расположенный на крутом холме, Ленгородок даже в наши дни сохранил особый внешний колорит. Здесь кое-где можно встретить остатки вымощенных булыжником мостовых, подавляющее большинство домов построено в конце XIX — первой трети ХХ вв. Крупнейшим предприятием Ленгородка остается Ростовский электровозоремонтный завод, носивший имя В.И. Ленина. Когда-то это были Главные железнодорожные мастерские. 

                         

                                                                                      В.Ф. Кручинин

После окончания школы — восьмилетки и фабрично-заводского училища, на Ростовский паровозоремонтный завод (так тогда назывался РЭРЗ) и поступил работать юный Володя Кручинин. Как и многие комсомольцы, по путевке он отправился строить Магнитогорский металлургический комбинат, затем — завод «Динамо» в Москву. В 1934 году 22-летний Кручинин был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. Здесь он прошел подготовку танкиста и стал нести службу в 13-й механизированной бригаде на должности механика-водителя танка Т-26. За два года службы Кручинин стал одним из наиболее квалифицированных механиков-водителей, что и повлияло на выбор в пользу его кандидатуры при отборе добровольцев, желающих отправиться в Испанию. 
Служить Кручинину, носившему звание старшины, довелось в экипаже Сергея Лапутина. Сергей Яковлевич Лапутин (1911-1985) был лишь на год старше Владимира Кручинина. В РККА он был призван, соответственно, в 1933 году, а в 1936 году сумел экстерном окончить Орловскую бронетанковую школу РККА. Ко времени отправки в Испанию Лапутин носил звание лейтенанта и поэтому был не просто командиром танка, а командиром танкового взвода в 1-м отдельном интернациональном танковом полку.                         

                                                                                                                                                             С.Я. Лапутин

Экипажу Лапутина пришлось участвовать в одной из самых тяжелых битв испанской Гражданской войны — сражении у Фуэнтес-де-Эбро. Оно произошло в рамках кампании по наступлению на Сарагосу, в которой принял участие 1-й отдельный интернациональный танковый полк, переброшенный на Арагонский фронт. В начале октября 1937 года части 21-го корпуса республиканской армии под командованием полковника Сехисмундо Касадо выдвинулись на очередной штурм Сарагосы. Полковник Касадо предполагал, что эту задачу будет легко решить, учитывая такой фактор как наличие недавно прибывших из Советского Союза скоростных танков БТ-5. Поэтому командир корпуса не стал бросать на Сарагосу значительное количество пехотных частей и не произвел серьезную разведку перед началом операции. Франкисты, открывшие шлюзы на оросительных каналах, воспрепятствовали, тем самым, быстрому передвижению танков БТ-5. В результате танки оказались впереди, а пехота и артиллерия корпуса существенно отстали. 

За двое суток танкисты преодолели 630 километров, оказавшись к утру 13 октября 1937 года в 10 км. к юго-востоку от городка Фуэнтес-де-Эбро, что в 30 км. к юго-востоку от Сарагосы. В 13.00 13 октября начался штурм Фуэнтес-де-Эбро, в котором, помимо танкистов, участвовали пехотинцы из 24-го испанского пехотного батальона 15-й интернациональной бригады (командир — капитан Агила). Этот бой стал первым примером участия советских танкистов — добровольцев в испанской Гражданской войне. К сожалению, в нем погибло 37 танкистов, противнику удалось уничтожить 16 танков. Основной причиной серьезных потерь стала несогласованность действий танкистов и приданной им в качестве танкового десанта пехоты из 24-го батальона капитана Агилы. Франкисты подбили и танк Сергея Лапутина. Машина застряла во вражеском окопе. Экипаж танка героически держал оборону от вражеских солдат в течение суток, после чего сумел выйти из-под огня и добраться до позиций своего подразделения. Владимир Кручинин получил в этом бою ранение, но изъявил желание продолжить службу на испанской земле и вскоре вновь встал в строй 1-го отдельного интернационального танкового полка. Попытка наступления на Сарагосу окончилась для республиканской армии трагически. Помимо того, что было уничтожено 16 танков, погибло около 1000 республиканских солдат и офицеров. Всего же в боях под Сарагосой республиканцы потеряли тридцать тысяч человек, что в полтора раза превосходило потери националистов. 

Второй серьезной битвой с участием советских танкистов из 1-го отдельного интернационального танкового полка стало сражение под Теруэлем. Оно длилось два месяца — с декабря 1937 по февраль 1938 гг. Республиканское командование поставило перед подразделениями задачу по взятию города — крепости Теруэль, невзирая на объективно сложные для ее выполнения условия — низкую температуру воздуха и высокий снежный покров. На штурм крепости был направлен 1-й отдельный интернациональный танковый полк, к этому времени включавший лишь две танковые роты, а также две танковые роты на Т-26 и бронеавтомобильный батальон. Количество танков БТ-5 и Т-26 достигало 42 штук, бронеавтомобилей — 30 штук. Быстроходные танки БТ-5 оказались на узких улочках Теруэля, где не могли развернуться и использовать свой серьезный маневровый потенциал. Засевшие в домах франкисты поджигали танки, тогда как экипажи не могли маневрировать. В результате полк потерял 15 танков. Тем не менее, город был занят частями республиканской армии. Однако, вскоре франкисты приступили к операции по его освобождению. Оборонительная операция в Теруэле носила несколько иной характер. В течение суток в последний день 1937 года танкисты оказались единственной силой, оборонявшей Теруэль от превосходящих сил националистов, поскольку 40-я пехотная дивизия республиканской армии отступила. 

Советские танкисты в Гражданской войне в Испании. «Полк Кондратьева»

12 февраля 1938 года франкисты перешли к решающему штурму Теруэля, стремясь отвоевать крепость у республиканцев. На Теруэль было брошено 11 дивизий, включающих и 40 танков. 

                                                                                      “ Pz 1 “                         

Кроме того, бомбардировки позиций республиканцев начала франкистская авиация. Утром 20 февраля начались особенно сильные бои. Республиканцы стали отступать, лишь советские танкисты держались до последнего. В этом бою погиб 26-летний танкист Владимир Кручинин. 

Бои под Теруэлем нанесли серьезнейший удар по 1-му отдельному интернациональному танковому полку. Личный состав полка сократился на две три военнослужащих, из 42 танков в составе осталось лишь 15 машин. Что касается советских добровольцев, то из 85 человек, начавших службу в полку, в строю осталось лишь 22 добровольца. Командование приняло решение отвести полк на тыловые позиции. Выведенный в тыл полк был переформирован в бронетанковую бригаду с чисто испанскими экипажами. Советские танкисты, оставшиеся в живых, вернулись домой.                  

                       Судьбы танкистов — «испанцев»

14 марта 1938 года погибший в битве при Теруэле Владимир Кручинин был посмертно награжден высшей наградой советской страны — Золотой Звездой Героя Советского Союза. Прошло 76 лет, однако советского танкиста — добровольца до сих пор помнят на его родине. В Ростове-на-Дону, на том самом Ленгородке, есть улица имени Кручинина. Имя танкиста носит средняя школа № 38, а на Ростовском электровозоремонтном заводе, где довелось работать Кручинину в юные годы, установлена памятная мемориальная доска.

Судьбы других героев статьи — знаменитых танкистов, участвовавших в Гражданской войне в Испании, сложились по-разному. Командовавший первым танковым отрядом, направленным в Испанию, полковник Семен Кривошеин вернулся на родину живым. Он был назначен командиром 8-й механизированной бригады (с октября 1937 г. — 8-я танковая бригада). В советско-финскую войну он командовал 29-й танковой бригадой, участвовавшей во взятии Выборга. Кривошеин прошел всю Великую Отечественную войну. В июле 1941 г. он командовал корпусом, сражавшимся на территории Белоруссии. В октябре 1941 г. возглавил Управление боевой подготовки Главного автобронетанкового управления РККА. С февраля 1943 г. командовал 3-м механизированным корпусом, участвовавшим в Курской битве (с 23 октября 1943 г. — 8-й гвардейский механизированный корпус). В феврале 1944 г. Кривошеин был назначен командиром 1-го механизированного корпуса, освобождавшего Белоруссию, Западную Украину, участвовавшего в Висло-Одерской и Берлинской операциях. 29 мая 1945 г. генерал-лейтенанту Семену Кривошеину было присвоено звание Героя Советского Союза. Службу в Советской Армии он продолжал еще 8 лет — командовал 1-м механизированным корпусом в составе ГСВГ (преобразованным в 1-ю механизированную дивизию). В 1946-1949 гг. заведовал кафедрой тактики бронетанковых и механизированных войск Военной академии имени М.В. Фрунзе. В марте 1950 — январе 1952 гг. командовал бронетанковыми и механизированными войсками Одесского военного округа. В мае 1953 г. генерал-лейтенант Семен Моисеевич Кривошеин вышел в запас. Умер в 1978 году. 

Дмитрию Григорьевичу Павлову, командовавшему вторым танковым отрядом, повезло меньше. После возвращения из Испании он был назначен начальником Автобронетанкового управления РККА, затем в июне 1940 г. — командующим Западным особым военным округом. Получил звание генерал-полковника танковых войск. Казалось, его карьера складывалась очень удачно. Менее чем через год после присвоения звания генерал-полковника — в феврале 1941 года — Павлов получил звание генерала армии. Однако карьера командующего округом была нарушена нападением гитлеровской Германии на Советский Союз. Павлов был назначен командующим войсками Западного фронта. Однако, вскоре он был арестован, обвинен в преступной халатности, повлекшей разгром советских войск и 22 июля 1941 года расстрелян. 

Степан Кондратьев, под командованием которого героически сражался 1-й отдельный интернациональный танковый полк, после возвращения из Испании был награжден медалью «За отвагу» и орденом «Красного Знамени». Как и Кривошеин, он участвовал в советско-финской войне, где командовал 34-й легкотанковой бригадой. Во главе бригады Кондратьев попал в окружение. Находясь в окружении, части 34-й легкотанковой бригады и 18-й стрелковой дивизии оказались без продовольствия. В ночь на 28 февраля остаткам бригады и дивизии все же удалось вырваться из окружения. Однако командиры получили извещение о том, какие последствия повлекло нахождение в окружении для 44-й стрелковой дивизии, бросившей технику под Суомуссалми. Командир дивизии, ее комиссар и начальник штаба были расстреляны за это перед строем бойцов. Очевидно, желая избежать этой участи и спастись от возможной позорной смерти, командир 34-й легкотанковой бригады Кондратьев, его комиссар Гапонюк, начальник штаба Смирнов и комиссар 18-й стрелковой дивизии Израецкий застрелились в штабной землянке. 

Сергей Яковлевич Лапутин, у которого служил механиком-водителем героически погибший Кручинин, остался жив. 14 марта 1938 года, в тот же день, что и Кручинину посмертно, Лапутину присвоили звание Героя Советского Союза. В 1941 г. он окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск, в годы Великой Отечественной войны командовал танковым батальоном, затем — танковым полком. Оказавшись в окружении, Лапутин ушел в партизаны и стал командиром отряда, затем в апреле 1942 — феврале 1943 гг. занимал должность начальника штаба партизанских отрядов Северного боевого участка брянских партизан. После войны продолжал службу в Советской Армии, окончил Военную академию Генштаба и служил в центральном аппарате Министерства обороны СССР. Вышел в запас в 1960 г. в звании полковника. Сергей Яковлевич Лапутин скончался 1 апреля 1985 г.  

                                                                       испанские интернационалисты в Москве 

Ильья Полонский