СУ-35С

  

                                               СУ-35БМ

                                                      СУ-35С и ПАК ФА Т-50

 

                             Су-35 / Су-35С - FLANKER-E

Автор: DIMMI

Многоцелевой истребитель. Разработан ОКБ им.П.О.Сухого как развитие Су-27 FLANKER. Общее руководство созданием самолета осуществлял генеральный конструктор ОКБ М.П.Симонов, руководителем темы Су-27М являлся главный конструктор (и руководитель темы Су-27) А.И.Кнышев, а затем - Николай Федорович Никитин, в дальнейшем - главный конструктор. В 1996 г., после перехода Н.Ф.Никитина на работу в АВПК "Сухой", главным конструктором и руководителем темы Су-27М и его модификаций назначен Владимир Сергеевич Конохов. 

Разработка многоцелевой модификации Т-10М / Су-27М начата в начале 1980-х годов. Помимо оптимизации для ведения высокоманевренного воздушного боя самолет так же получил возможность поражения наземных целей управляемым ракетным оружием. Формально самолет относится к поколению 4++ реактивной истребительной авиации, но по мнению некоторых экспертов может считаться самолетом 5-го поколения. Самолет Су-35 второго поколения в начале 2000-х годов некоторое время носил наименование Су-35БМ ("Большая Модернизация"), которое позже перестало использоваться. Наименование "Т-10БМ", вероятней всего не является официальным.



Су-35С борт №07 красный в Раменском, июль 2013 г. (фото - Сергей Лысенко, http://russianplanes.net/id115658).

Предистория проекта. В 1982 г. прекращена разработка РЛС со щелевой антенной решеткой и электронным сканированием луча в вертикальной плоскости "Меч", которая создавалась в противовес РЛС AN/APG-63 самолета F-15. На серийные Су-27 устанавливалась РЛС Н001 с антенной Кассегрейна, которая не имела явных преимуществ перед РЛС  AN/APG-63. В то же время с 1983 г. на серийные истребители F-15C устанавливался улучшенный вариант AN/APG-63 с программируемым процессором сигналов и более совершенным процессором радиолокационных данных и были начаты работы по новой РЛС AN/APG-70 с еще более высокими характеристиками для "двухцелевого" истребителя F-15E (с 1987 г. станции APG-70 устанавливались на F-15C). В противовес этим РЛС модифицированный Су-27М предстояло оснастить новой РЛС с увеличенной дальностью действия, лучшей помехозащищенностью и дополнительными режимами работы "воздух-поверхность". Разработка РЛС с использованием опыта, полученного при создании РЛС "Меч", поручена НИИП им.Тихомирова. Предполагалось использование последних достижений цифровой вычислительной техники.

Кроме того, в 1984 г. в США начались испытания новой управляемой ракеты "воздух-воздух" средней дальности AMRAAM (Advanced Medium Range Air-to-Air Missile) с инерциально-корректируемой системой управления и активной радиолокационной ГСН. В 1989 г. ракета под названием AIM-120A поступила на вооружение истребителей F-15C/E, F-16C, F-18C и F-14D. После анализа в  ГосНИИАС МАП СССР возможностей американских истребителей с ракетами AIM-120 в сравнении с самолетами Су-27 и МиГ-29 с ракетами Р-27 стала ясна необходимость создания отечественной ракеты с АРГС. Отсутствие такой ракеты приводило к тому, что самолеты Су-27 и МиГ-29 значительно уступали в дальнем ракетном бою американским истребителям F-15 и F-16, вооруженным ракетами AIM-120A. На основании этого принято решение о создании ракеты "воздух-воздух" средней дальности нового поколения с АРГС и ИСУ - ракеты Р-77 РВВ-АЕ. Новая ракета должна была войти в состав вооружения модифицированных истребителей 4-го поколения Су-27М и МиГ-29М, а затем и других самолетов, в т.ч. и перспективных истребителей 5-го поколения.

Проектирование. Таким образом к 1984 г. определились требования к модифицированному истребителю Су-27М - обеспечение превосходства над последними вариантами американских самолетов F-15 и F-16 и придания ему качеств многофункциональности. В основе решения этих задач было оснащение самолета новой радиолокационной системой управления РЛСУ-27, перспективными ракетами "воздух-воздух" средней дальности с АРГС и вооружением для эффективного поражения наземных целей. так же планировалось оснастить истребитель бортовым радиоэлектронным комплексом обороны (на Су-27 имелись лишь элементы такого комплекса) и модернизированным навигационным оборудованием. Модернизации так же предполагалось подвергнуть средства отображения информации - большую часть прицельной и пилотажно-навигационной информации планировалось выводить на широкоформатные многофункциональные индикаторы на электронно-лучевых трубках и усовершенствованный коллиматорный индикатор на лобовом стекле.

29 декабря 1983 г. принято решение ВПК СМ СССР о создании самолета Су-27М. В соответствии с этим решением ОКБ им. П.О.Сухого приступило к разработке эскизного проекта истребителя. Работы велись в бригаде истребителей отдела проектов ОКБ, возглавляемой М.А.Погосяном. Общее руководство программой осуществлял Генеральный конструктор М.П.Симонов. На самолете решено было реализовать ряд конструктивных усовершенствований, проходивших в середине 1980-х годов отработку на летающих лабораториях на базе Су-27 и Су-27УБ. В первую очередь, это касалось применения переднего горизонтального оперения (ПГО), испытанного на Т-10-24, модифицированной системы дистанционного управления и системы дозаправки топливом в полете, опробованной на Т-10У-2. Так же на Су-27М предполагалось применить модификацию двигателей АЛ-31Ф с увеличенной до 13000 кг тягой, а для дальнейшего увеличения дальности полета обеспечить использование ПТБ емкостью по 2000 л.

В 1985 г. подготовлен эскизный проект Су-27М. В состав БРЭО вошла радиолокационная система управления РЛСУ-27, оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс, комплекс радиоэлектронного противодействия, комплекс средств связи, аппаратура приборного наведения, система дистанционного управления, ответчик госопознавания, системы контроля, регистрации, сигнализации и т.п. Во всех комплексах предусматривалось широкое применение цифровых вычислителей. 

Испытания. Сборка первого прототипа Т-10М-1 начата на опытном производстве ОКБ им. П.О.Сухого (завод №51, ММЗ "Кулон") в 1987 г. Прототип строился на базе серийного Су-27 производства КнААПО серийный №16-40 выпуска 1986 г. Первый полет Т-10М-1 бортовой №701 совершил в ЛИИ им.Громова в Раменском 28 июня 1988 г. Самолет поднял в воздух ведущий летчик-испытатель ОКБ Олег Григорьевич Цой. 


Первый прототип Су-27М - Т-10М-1 борт №701 в Музее ВВС в Монино, начало 1990-х годов (фото - Christian Waser,http://www.airwar.ru).


Первый прототип Су-27М - Т-10М-1 борт №701 в Музее ВВС в Монино, 09 мая 1996 г. (фото - Валерий Савельев,http://russianplanes.net).


Прототип Т-10М-1 борт №701, Музев ВВС в Монино, не позже 2004 г. (http://www.aviation.ru).

18 января 1989 г., к испытаниям присоединилась вторая опытная машина (Т-10М-2, борт №702). Второй самолет также был переоборудован из серийного Су-27. На заводе в Комсомольске-на-Амуре началась подготовка к выпуску установочной партии модифицированных истребителей. первый Т-10М производства КнААПО поднялся в воздух 1 апреля 1992 г. (Т-10М-3). Позже на опытном производстве переоборудован и Т-10М-6 на котором была установлена новая ЭДСУ. Т-10М сборки опытного производства имели одноколесную переднюю стойку шасси - аналогично Су-27.

Всего в 1989-1994 г.г. выпущено 12 прототипов. 29 мая 1992 г. утвержден технических облик Су-35 / Су-27М в экспортном исполнении для демонстраций на международных выставках и авиасалонах. В 1995 г. начато серийное производство Су-35 на ОАО КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре), выпущено 3 самолета. В связи с отсутствием спроса как в России так и за рубежом 1 августа 1997 г. программа создания Т-10М / Су-35 закрыта в пользу Су-37 с двигателями с управляемым вектором тяги. Позже программа Су-37 так же была закрыта. Наработки по программе Т-10М использованы при проектировании самолетов Су-30МКК и Су-30МКИ.


Первый прототип оригинальной сборки КнААПО - Т-10М-3 / Су-35 борт №703 (фото - Paul Nann и Jukka Huppunen,http://www.airwar.ru).


Первый прототип оригинальной сборки КнААПО - Т-10М-3 / Су-35 борт №703 на авиашоу МАКС-1995, Раменское, август 1995 г. (фото - Максим Брянский, http://www.foxbat.ru/).

Второе поколение Су-35. В 2005 г. принято решение о возобновлении разработки Су-35. В серии самолет будет носить название Су-35С. Производство установочной серии начато на КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре) в 2006 г. Сборка первого прототипа второго поколения Су-35 - Т-10БМ борт №901 завершена летом 2007 г. и самолет приступил к наземным испытаниям. Первый полет состоялся в ЛИИ им.Громова на аэродроме Раменское 19 февраля 2008 г., пилот - Сергей Богдан. В начале июля 2008 г. на КнААПО уже велась сборка второго и третьего прототипов Су-35. Первый прототип Су-35 борт №901 совершил первый публичный демонстрационный полет в Раменском 07.07.2008 г. В июле 2008 г. объявлено так же о начале серийного производства Су-35 в 2011 г.  - якобы до 2020 г. планируется произвести для разных заказчиков 160 самолетов этой марки (заявление С.Короткова, "Сухой"). Второй летный прототип Су-35 поднялся в воздух на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре 2 октября 2008 г. В феврале 2009 г. заявлено, что вскоре к испытаниям присоединится третий предсерийный самолет. По состоянию на 23 марта 2009 г. самолеты Су-35БМ совершили в общей сложности 100 полетов. Третий летный прототип Су-35БМ уже был оборудован РЛС в отличие от первых прототипов и другим БРЭО, но 26 апреля 2009 г. Су-35БМ борт №904 потерпел аварию при скоростной пробежке на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре из-за отказа системы управления двигателем. 


Су-35БМ борт №901 (16 или 19.02.2008 г.) и борт №902 (01.04.2009 г.) (http://www.knaapo.ru).

Государственные испытания и серийное производство. В ходе авиасалона МАКС-2009 (открытие 18.08.2009 г.) подписан контракт о поставках для ВВС России 48 самолетов Су-35С в период с 2012 по 2015 г.г. Аналогичный контракт предположительно будет подписан на 2015-2020 г.г. В середине ноября 2009 г. на КнААПО начато выполнение контракта на поставку Су-35С для ВВС России. 

В июле 2010 г. заявлено о завершении предварительных испытаний Су-35БМ. Программу государственных испытаний самолета планировалось начать в  сентябре-октябре 2010 г. В перспективе в госиспытаниях предполается участие 6 самолетов. Первый серийный Су-35С производства КнААПО совершил первый полет 03.05.2011 г. на аэродроме Дземги (г.Комсомольск-на-Амуре) - это первый самолет проекта, полностью укомплектованный БРЭО.

15 августа 2011 г. первые два предсерийных самолета Су-35БМ (борт №№901 и 902) и первый серийный Су-35С начали программу государственных совместных испытаний в 929-м Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ) ВВС. На Су-35БМ (901 и 902) выполнены предварительные летные испытания, в ходе которых были полностью подтверждены основные установленные летно-технические характеристики комплекса бортового оборудования и характеристики сверхманевренности, проверены характеристики устойчивости и управляемости, характеристики силовой установки, работа навигационной системы. В марте 2012 г. для участия в государственных совместных испытаниях передан Су-35С №4. 

По умолчанию данные Су-35 первого поколения (1988 г.).

Конструкция самолета аналогична Су-27 с некоторыми отличиями. Аэродинамическая схема нормальная с передним горизонтальным оперением и двумя килями. Горизонтальное оперение и ПГО цельноповоротные. Прочность и ресурс конструкции выше, чем у базового Су-27. Самолет первого поколения оснащен вертикальными килями, отличными по форме и высоте от классических для Су-27 (кроме части прототипов, построенных на базе серийных Су-27). Контейнер тормозного парашюта клавишного типа. В свзяи с установкой РЛС новых типов изменены обводы носового радиопрозрачного конуса и центральной хвостовой балки. Тормозной аэродинамический щиток площадью 2.6 кв.м расположен сверху на фюзеляже за кабиной пилота. Угол отклонения щитка - 54 град, выпуск осуществляется при приборных скоростях до 1000 км/ч.

В процессе постройки конструкция самолета изменена с целью увеличения объемов топливных баков (для увеличения дальности полета самолета). Интегральные топливные баки размещены в т.ч. в килях самолета.  
Масса топлива в килях - 300 кг
Масса топлива дополнительно размещанного в крыле - 500 кг

Шасси трехопорное с управляемой передней стойкой, усилено по сравнению с базовым Су-27. На передней опоре шасси со стойкой полурычажного типа вместо одного колеса размерами 680x260 мм была установлено два нетормозных колеса размерами 620x180 мм.

Воздухозаборники сверхзвуковые с механизацией. Подвижные панели регулируемого клина и жалюзи подпитки расположены на нижней поверхности. Регулируемый трехступенчатый клин воздухозаборника состоит из связанных между собой передней и задней подвижных панелей. Передняя панель представляет собой вторую и третью ступени клина торможения воздухозаборника, задняя подвижная панель образует собой подвижную верхнюю стенку загорлового диффузора воздушного канала. Защитная сетка в убранном положении находится на нижней поверхности канала воздухозаборника. Выпуск сетки осуществляется против потока, ось вращения расположена за горлом в диффузорной части канала. Жалюзи подпитки расположены с внешней стороны нижней поверхности воздухозаборника в зоне размещения защитной сетки. Жалюзи выполнены "плавающими", т.е. открывающимися и закрывающимися под действием перепада давления. Они могут открываться как при убранной сетке, так и при выпущенной. Оптимальное торможение сверхзвукового потока в диффузоре воздухозаборника обеспечивается установкой его регулируемых элементов в расчетное положение автоматической системой регулирования воздухозаборника типа АРВ-40А. На боковой поверхности воздухозаборников установлены антенны станции предупреждения об облучении.


Су-35 / Т-10М-9 борт №709 в полете (фото - Paul Dopson, http://www.airwar.ru).

Су-35C / Т-10БМ - конструкция самолета полностью перепроектирована с использованием программного комплекса проектирования. Существенно повышен ресурс планера, изменен раскрой деталей фюзеляжа и планера, изменена форма килей (по форме ближе к форме килей Су-27), ПГО и тормозной щиток за кабиной пилога отсутствуют. Функции воздушного тормоза выполняют рули направления - при синхронном отклонении наружу.
Срок эксплуатации - до 30 лет
Ресурс планера - 6000 часов (И.Демин, ОКБ "Сухого", лента.ру)
Межремонтный ресурс - 1500 часов (Фомин)


Самолет Су-35С ГОЗ-2012 борт№09 красный на авиабазе Шагол / Челябинск во время перегона с КнААПО, 8 февраля 2013 г. (фото - ilius, http://forum.keypublishing.com).

Двигатели:
1) Т-10М - 2 х АЛ-31ФМ тягой по 12800 кг на форсаже. 

2) Су-35 / Т-10БМ / Су-35С - 2 х ТРДДФ с УВТ  АЛ-41Ф1С / изделие 117С разработки НПО "Сатурн" с плазменной системой зажигания и электронно-механической системой управления. После освоения выпуска двигателя АЛ-41Ф1 / изделие 117 планируется их устанавливать на самолет. летные испытания двигателей начаты на самолете Т-10М-10 в марте 2004 г. первые два двигателя для первого летного прототипа поставлены на КнААПО в начале 2007 г. Испытания двигателей завершены 07.02.2008 г. В дальнейшем на Су-35С планируется устанавливать двигатели "изделие 117". Производство двигателей АЛ-41Ф1С планируется на паритетных началах "50 на 50" НПО "Сатурн" и Уфимским моторостроитльным ПО (г.Уфа).
Тяга двигателя:
- максимал без форсажа - по 8800 кг
- полный форсаж - по 14000 кг
- максимал форсаж / особый режим - по 14500 кг
Диаметр вентилятора - 932 мм
Масса двигателя - 1520 кг
Углы отклонения вектора тяги - +-20 град. в плоскости
Скорость отклонения векторя тяги - 60 град/с
Ресурс - около 4000 часов
Ресурс до 1-го капитального ремонта - 1500 часов (Фомин)
Межремонтный ресурс - 1000 часов (Фомин)


Двигатель АЛ-41Ф1С / изделие 117С (http://www.knaapo.ru).

На самолете Су-35БМ применяется вспомогательная газотурбинная двигательно-генераторная установка ВГТД ТА14-130-35 мощностью 105 кВт. ВГТД обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолета, а так же электроснабжение переменным током с напряжением 115 / 200 вольт мощностью до 30 кВА.


Вспомогательная силовая установка ТА14-130-35 (http://www.knaapo.ru).

ТТХ самолета:
Экипаж - 1 чел

  Су-35 / Т-10М Су-35Б / Т-10БМ / Су-35С
Длина 22.18 м 21.95 м
Размах крыла 14.7 м 14.75 м
Высота 6.35 / 6.43 м 5.92 м
Площадь крыла 62.04 кв.м 62.2 кв.м
Угол стреловидности крыла по передней кромке 42 град. 42 град.
Нагрузка на крыло при нормальной массе 414 кг/кв.м 410 кг/кв.м
Нагрузка на крыло при максимальной массе 548 кг/кв.м 611 кг/кв.м
Тяговооруженность при нормальной массе 0,97 1,14
Тяговооруженность при максимальной массе 0,74 0,76
Масса взлетная максимальная 34000 кг 34500 кг
Масса взлетная нормальная 25700 кг 25300 кг (2 х Р-77, 2 х Р-73)
Масса пустого 18400 кг 19000 кг
Масса топлива с ПТБ   14300 кг
Масса топлива без ПТБ 10250 кг 11500 кг
Масса полезной нагрузки 8000 кг 8000 кг
Скорость максимальная на высоте 2500 км/ч / 2.35М 2500 км/ч / 2.35М
2.25 М (высота 11000 м)
2400 км/ч (в ходе первого этапа ГСИ в 2011 г.)
Скорость максимальная у земли 1400 км/ч / 1.17 М 1400 км/ч / 1.17 М (высота 200 м, подтверждено в ходе первого этапа ГСИ в 2011 г.)
Скорость максимальная без форсажа   более 1300 км/ч (более 1.1 М)
на первом прототипе Т-10БМ - 1.1 М
Скорость крейсерская 800-950 км/ч / 0.75-0.9 М  
Дальность полета максимальная с 1 дозаправкой 6300 км  
Дальность полета максимальная с ПТБ   4500 км (на высоте, 2 х ПТБ-2000)
Дальность полета максимальная без ПТБ 3400 км 3600 км (на высоте, скорость крейсерская)
Дальность полета у земли (скорость - 0.7М)   1580 км
Боевой радиус действия 1600 км  
Потолок практический 18000 м 18000 / 19000 м
18000 м (в ходе первого этапа ГСИ в 2011 г.)
Скороподъемность более 280 м/с более 280 м/с
Время разгона на высоте 1000 м при остатке топлива 50% от нормальной заправки   от 600 км/ч до 1100 км/ч - 13.8 с
от 1100 км/ч до 1300 км/ч - 8 с
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9G  
Площадь ЭПР (оценочная)   0.5-2 кв.м
Разбег   400-450 м (нормальная взлетная масса, полный форсаж)
Пробег   650-700 м (с тормозным парашютом и нормальной посадочной массой)

Вооружение: подвесное вооружение на всех типах самолетов размещается на 12 точках подвески - 4 точки подвески вооружения под фюзляжем и 8 точек подвески под крылом.

  Су-35 / Т-10М Су-35БМ / Т-10БМ Су-35С
Артиллерийское встроенное 1 х 30 мм пушка ГШ-30-1, боезапас - 150 снар. Пушка установлена в правом крыльевом наплыве. 1 х 30 мм пушка ГШ-30-1, боезапас - 150 снар. Пушка установлена в правом крыльевом наплыве. 1 х 30 мм пушка ГШ-30-1, боезапас - 150 снар. Пушка установлена в правом крыльевом наплыве.
Ракеты "воздух-воздух" (варианты) 10 х Р-77 РВВ-АЕ
8  х ракет типа Р-27РЭ / Р-27ТЭ
6 х Р-73, Р-73М
8 х ракет типа Р-27 или Р-77 + 4 ракеты Р-73
На 12 точках подвески возможно применение ракет типов КС-172, Р-27Э, Р-77, Р-73, РВВ-СД, РВВ-МД.

5 х КС-172
8 х Р-27ЭР1
4 х Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1
12 х Р-77 РВВ-АЕ
6 х Р-73

На 12 точках подвески возможно применение ракет типов Р-27Э, Р-77, Р-73, РВВ-СД, РВВ-МД.

8 х Р-27ЭР1
4 х Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1
12 х Р-77 РВВ-АЕ
6 х Р-73

Варианты:
- 9 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД;
- 5 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД + 2 х ударные ракеты класса Х-31.

Ракеты "воздух-поверхность" на 6 точках подвески возможно применение УР С-25ЛД, Х-29Л, Х-59М, Х-31А, Х-31П; НУР типов С-8 (до 6 блоков), С-13 (до 6 блоков) и С-25 (до 6 шт); 

для применения ракет Х-29Л, С-25ЛД и Х-59М самолет должен оснащаться контейнером системы управления оружием

На 6 точках подвески возможна подвеска боеприпасов Х-31, "Оникс" / BrahMos (1-3 шт), КР "Клаб" / "Калибр-А" (до 3 шт), Х-25, Х-29, Х-38, Х-58УШКЭ, Х-59МК (до 5 шт), С-25ЛД; неуправляемых ракет типов С-8 (в блоках), С-10 (в блоках) и С-25;  На 6 точках подвески возможна подвеска боеприпасов Х-31, Х-25, Х-29, Х-38, Х-58УШКЭ, Х-59МК (до 5 шт), С-25ЛД; неуправляемых ракет типов С-8 (в блоках), С-10 (в блоках) и С-25;
Бомбы бомбы: 
16 х ФАБ-500М54 (по 4 шт на многозамковом держателе)
12 х ФАБ-500М62 / БетАБ-500Ш / ЗБ-500Ш
8 х КАБ-500Кр
36 х ФАБ-250М54
24 х ФАБ-250М62
48 х ФАБ-100-120 (по 6 шт на многозамковом держателе)
8 х КМГУ
8 х КАБ-500Кр
8 х КАБ-500С-Э
3 х КАБ-1500Кр
3 х КАБ-1500Л

бомбы различных калибров

4-5 х КАБ-500Кр
4-5 х КАБ-500С-Э
2-3 х КАБ-1500Кр
2-3 х КАБ-1500Л

бомбы различных калибров


Варианты подвески вооружения под Су-35 / Т-10М (http://www.airwar.ru).


Су-35 / Т-10М-9 борт №709 с одним из вариантов боевой нагрузки "воздух-воздух"(http://www.airwar.ru).


Су-35 борт №901 с ракетами типа Р-77 и ракетами типа Р-73. Аэродром ЛИИ ВВС в Раменском, май 2012 г. (фото - Сергей Лысенко, http://russianplanes.net).


Су-35С борт №01 черный с корректируемыми авиабомбами КАБ-1500Л в Раменском,  февраль 2013 г. (фото - Вячеслав Бабаевский, http://russianplanes.net).


Су-35С борт №04 красный с ракетами Х-31 в Раменском, февраль 2013 г. (фото - Вячеслав Бабаевский, http://russianplanes.net).


Варианты подвески вооружения под Су-35С / Т-10БМ (http://www.knaapo.ru).

Оборудование:
- Су-35 первого поколения:
Радиолокационная система управления РЛСУ-27 включет в себя РЛС переднего обзора Н011 со щелевой антенной, разработанную НИИП им.Тихомирова (главный конструктор - Т.О.Бекирбаев) и РЛС заднего обзора Н012 разработки НИИР "Рассвет". РЛС Н011 имеет, по сравнению с серийной РЛС Н001, увеличенные дальность обнаружения воздушных целей и зону обзора воздушного пространства по азимуту и углу места, обеспечивает сопровождение и обстрел большего количества целей одновременно, а также работает в режиме картографирования местности.В РЛС использован многорежимный широкополосный передатчик большой мощности на лампе бегущей волны с высоким КПД, малошумящий входной усилитель СВЧ-мощности и высокоэффективная защита от повышенного уровня проникающей мощности. В РЛС осуществляется цифровая обработка радиолокационного сигнала на основе перепрограммируемого сигнального процессора, применена высокопроизводительная цифровая вычислительная система. РЛС заднего обзора планировалось разместить в центральной хвостовой балке фюзеляжа. Возможности РЛСУ-27:
- нанесение упреждающего удара по любому воздушному противнику, в т.ч. малозаметному;
- атака наземных (морских) целей без захода в зону ПВО;
- применение оружия по воздушным и наземным (морским) целям по радиолокационной информации в одном вылете;
- обеспечение полета на малых высотах с обходом и облетом препятствий;
- участие в групповых действиях по воздушным и наземным целям;
- автоматизация всех этапов полета и боевого применения;
- осуществление автоматического контроля за состоянием систем с выявлением неисправностей в сжатые сроки;
- обнаружение типовых воздушных и наземных целей на дальности до 200 км, а крупных воздушных цели с большой ЭПР - на удалении до 400 км (подтверждено в ходе первого этапа ГСИ в 2011 г.);
- одновременное сопровождение воздушных целей в задней полусфере самолета;
- работа в условиях преднамеренных помех.

Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс включает в себя:
- пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10М - включает в себя цифровой вычислитель, систему воздушных сигналов СВС-2Ц-У, радиовысотомер РВ-21, систему предотвращения критических режимов (СПКР), радиотехнические системы дальней и ближней навигации А-723 и А-312, аппаратуру определения взаимных координат самолетов группы (ОВК) А-315, доплеровский измеритель скорости и угла сноса ШО-13А, автоматический радиокомпас АРК-22, информационный комплекс вертикали и курса ИК-ВК-80, систему автоматического управления САУ-10М и другое оборудование.
- оптико-локационную станцию (ОЛС) ОЛС-27К - расположена перед кабиной пилота со смещением вправо.
- нашлемную систему целеуказания "Щель-ЗУМ"
- систему управления оружием
- измеритель угловых скоростей и линейных ускорений (ИУСЛУ)
- цифровую вычислительную систему. 

Бортовой комплекс обороны включает в себя:
- станция радиотехнической разведки;
- теплопеленгатор пуска ракет;
- автомат постановки пассивных помех АПП-50
- станция активных радиоэлектронных помех "Сорбция" (в двух контейнерах на законцовках крыла);
- устройство управления на базе БЦВМ. 

Предусматривалось применение системы взаимно-групповой защиты с более мощной станцией помех в подвесных контейнерах. 

Типовой комплекс средств связи ТКС-2-27, также с цифровым вычислителем, включает КВ-радиостанцию Р-864Л, две УКВ-радиостанции Р-800Л и аппаратуру телекодовой связи, засекречивания переговоров и т.п.

Информационно-управляющее поле кабины летчика включает три высококонтрастных многофункциональных монохромных телевизионных ЭЛТ-индикатора с кнопочным обрамлением и усовершенствованный индикатор на фоне лобового стекла. Количество традиционных электромеханических приборов сокращено, им отведены только дублирующие функции. 


Кабина Су-35 / Т-10М (http://www.airwar.ru).

На самолете применена цифровая система дистанционного управления в продольном, поперечном и путевом каналах (цифровая ЭДСУ).

Установлена система дозаправки топливом с выпускаемой штангой в предкабинном отсеке слева (как на Су-27K), обеспечено применение двух ПТБ-2000 емкостью по 2000 л.

Катапультное кресло К-36ДМ 2-й серии установлено с увеличенным до 30 град. углом наклона спинки - для снижения нагрузки на пилота при перегрузках и при катапультировании. Некоторое поднятие кресла вверх и смещение датчика ОЛС вправо от оси симметрии самолета улучшили обзор из кабины.

На самолетах Т-10М-11 и Т-10М-12 в 1995 г.  начаты испытания модернизированной РЛС Н011М с ФАР разработки НИИП им. Тихомирова (главный конструктор Т.О.Бекирбаев) и новой кабины на цветных LCD-экранах. Кроме замены щелевой антенной решетки на ФАР, произведена установка более производительного процессора, заменены вычислительные средства. Комплекс мероприятий должен был обеспечить:
- увеличение дальности действия РЛС
- увеличение зон одновременного сопровождения и атаки многих целей;
- увеличение количества одновременно сопровождаемых и атакуемых целей;
- повышение боевой эффективности самолета за счет временного совмещения режимов и боевых задач "воздух-воздух" и "воздух-поверхность";
- применение перспективного вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".

- Су-35БМ / Су-35С второго поколения - новое БРЭО, новая современная ИУ, радиолокационная система управления  (РЛСУ) с многофункциональной РЛС с пассивной ФАР Н035 "Ирбис" / "Ирбис-Э". В линейных элементах фюзеляжа и носках крыла планируется разместить дополнительные антенны РЛС L-диапахона. Самолет оснащен оптико-электронной локационной станцией для обнаружения целей. Набор приборов в кабине пилота включает в себя 2 цветных LCD-дисплея и индикатор на лобовом стекле. 


Кабина Су-35 второго поколения (http://www.knaapo.ru).


Кабина Су-35 второго поколения (фото - Владимир Щербаков, http://www.airwar.ru).

РЛСУ "Ирбис" с РЛС с ФАР Н035 "Ирбис" разработана Научно-исследовательским институтом приборостроения имени В. В. Тихомирова как дальнейшее развитие РЛСУ "Барс" (самолеты Су-30МКИ и Су-30МКМ), Разработка РЛСУ начата в 2004 г., испытания опытного образца начаты в 2006 г. Управление лучом электронное с механическим доворотом полотна антенны двухстепенным электрогидроприводом для увеличения угла отклонения луча. Серийное производство начато в 2008 г. ФАР размещена на двухстепенном электрогидроприводе (с управлением по азимуту и крену). РЛС оснащенна вычислительной системой с БЦВМ "Соло-35". Антенное устройство сканирует при электронном управлении лучом по азимуту и углу места в секторах не менее 60 гадусов. Кроме того, двухстепенной электрогидропривод механически доворачивает антенну по азимуту на угол до 60 градусов и по крену на угол 120 градусов. Благодаря этому максимальный угол отклонения луча по азимуту при электронном управлении и механическом довороте антенны увеличивается до 120 градусов. При работе по земле РЛСУ обеспечивает обнаружение, селекцию и сопровождение целей в нескольких режимах картографирования с различной степенью разрешения на дальности до 400 км при сохранении контроля над воздушным пространством.
Диапазон частот - X (8-12 GHz)
Диаметр ФАР - 900 мм
Углы обзора - ±120 град.
Время переключения луча - 400 мкс
Средняя мощность - 5 кВт
Пиковая мощность - 20 кВт
Количество приемо-передающих модулей - 1772 шт
Количество обнаруживаемых и сопровождаемых целей - 30 воздушных и 4 наземных 
Количество одновременно целеуказуемых целей - 8 воздушных и 2 наземных
Дальность обнаружения:
- цели с ЭПР 3 кв.м на встречных курсах - 350-400 км (в зоне обзора 10 х 10 градусов)
- цели с ЭПР 3 кв.м на встречных курсах - 200 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов = 300 кв.град.)
- цели с ЭПР 3 кв.м на встречных курсах на фоне земли - 170 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов = 300 кв.град.)
- цели с ЭПР 3 кв.м на догонных курсах - 80 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов = 300 кв.град.)
- цели с ЭПР 3 кв.м на догонных курсах на фоне земли - 50 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов = 300 кв.град.)
- цели с ЭПР 1 кв.м - до 300 км
- цели с ЭПР 0,5 кв.м - до 240 км
- цели с ЭПР 0,1 кв.м - до 165 км
- цели с ЭПР 0,01 кв.м - до 90 км


Антенна РЛС с ФАР Н035 "Ирбис" на выставке МАКС-2009, 21.08.2009 г. (фото - Allocer, http://ru.wikipedia.org).


Отображение радиолокационной обстановки на многофункциональном дисплее в кабине Су-35С. Вверху слева - режим "воздух-воздух", справа - режим работы по наземным целям. Внизу - режим работы по наземным целям (http://www.knaapo.ru).

ОЛС-35 - оптико-локационная станция, установлена в носовой части самолета перед кабиной пилота справа. Обеспечивает обнаружение целей в оптическом (ТВ-канал) и инфракрасном (тепловизор)  диапазанох, а так же включает в себя лазерный дальномер-целеуказатель. ОЛС-35 отличается по элементной базе и программным алгоритмам от ОЛС самолетов Су-27 и Су-30.
Зона обзора и автоматического сопровождения - 90 град по азимуту и от -15 до +60 град по углу места
Дальность обнаружения бесфорсажной воздушной цели (передняя / задняя полусферы) q<15°:
- 50 / 90 км
- 80 км (в ходе первого этапа ГСИ в 2011 г.)
Дальность измерения до наземной цели - 30 км
Дальность измерения до воздушной цели - 20 км
Точность измерения дальности - 5 м
Количество одновременно сопровождаемых в ИК-диапазоне воздушных целей - 4


ОЛС самолета Су-35БМ (http://www.knaapo.ru).

Комплекс средств радиоэлектронного противодействия:
- аппаратура радиотехнической разведки - диапазон рабочих частот - 1,2...40 ГГц
- аппаратура постановки активных помех - диапазон рабочих частот - 4...18 ГГц
- контейнеры активных помех групповой защиты - диапазон рабочих частот - 1...4 ГГц

Самолет может получать целеуказание от воздушных, наземных или корабельных командных пунктов. может действовать в составе группы самолетов.

Система управления самолетом - электродистанционная - комплексная СУ КСУ-35 разработки МНПК "Авионика". Самолет оборудован системой дозаправки топливом со скоростью перекачки топлива до 1100 л/мин.


Су-35С серийный №01-06. Аэродром КнААПО Дземги, г.Комсомольск-на-Амуре, публикация 06.12.2012 г. (http://www.knaapo.ru).

Модификации
- Т-10М / Су-27М - опытный прототип Су-35, в основе серийные экземпляры Су-27. первый полет 28 июля 1988 г. Всего выпущено 7 самолетов.


Первый предсерийный Су-27М / Т-10М-3 борт №703, самолет сборки КнААПО (http://www.rusarmy.com).


Первый предсерийный Су-27М / Т-10М-3 борт №703, самолет сборки КнААПО (http://www.knaapo.ru).

- Су-35 / Т-10М-8 - предсерийный Су-35, выпущено 5 самолетов в 1992-1995 г.г.


Предсерийные Су-35 - Т-10М-9 борт №709 и Т-10М-10 борт №710 (фото - Алексей Михеев, http://www.airwar.ru).

- Су-35 - серийные самолеты, всего выпущено 3 самолета в 1995 г. 


Серийный Су-35 первого поколения, серийный №12-04, борт №88. Фото сделано до июля 2003 г. (фото - Дмитрий Авдеев,http://airwar.ru).


Серийный Су-35 борт №3 бывший №86 из состава пилотажной группы "Русские витязи" (http://parfaits.livejournal.com).

- Су-37 / Т-10М-11 - опытный самолет Су-37 - истребитель с двигателями с управляемым вектором тяги, переоборудованный Т-10М-11. Первый полет как Су-37 совершил 2 апреля 1996 г.


Т-10М-11 / Су-37 борт №711 (http://www.avia-su.ru).

- Су-35УБ / Т-10УБМ - учебно-боевой самолет Су-35, первый полет 7 августа 2000 г. Самолет создан на базе Су-30МКК и отличается от него другими двигателями, ПГО, более продвинутой РЛС. От самолета Су-30МКИ саолет отличается двигателями и килями увеличенной площади (аналогичными Су-35). На самолет предполагалась установка РЛС Н011М с возможностью работы по наземным целям. 12 точек подвески вооружения, система дозаправки топливом в полете. В 2001 г. самолет принял участие в оценочных демонстрационных полетах проводившихся с летчиками ВВС Южной Кореи (завершены 1 ноября 2001 г.).


Су-35УБ / Т-10УБМ борт №801 синий, авиасалон МАКС-2001, август 2001 г., Раменское (http://www.aviation.ru).

- Су-35 / Су-35БМ / Т-10БМ - прототипы Су-35 второго поколения. У самолета отсутствует ПГО, усилен планер, изменены форма килей - она стала больше похожа на классическую форму Су-27, на самолете установлен новый "борт". Использован новый тип двигателя - АЛ-41Ф1С / "изделие 117С", обеспечивающий полет на сверхзвуке без форсажа. Двигатели оснащены управляемым вектором тяги. Первый полет совершен 19 февраля 2008 г.


Проекции Су-35БМ (http://www.knaapo.ru).

- Су-35С - серийные самолеты второго поколения Су-35. Производство серии начато в 2010 г. на КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре). По 2015 г. планируется произвести 48 самолетов. Первый предсерийный Су-35С совершил первый полет в Раменском 07.07.2008 г.

Стоимость самолета:
- 2009 г. для ВВС России - более 40 млн USD (лента.ру)

Статус: СССР / Россия
- 1996 г. - в ВВС переданы первые 3 серийных Су-35, бортовые №№86, 87 и 88.

- 2001 г. 24 апреля - на выставке вооружений и военной техники LAD-2001 в Бразилии представлены самолеты Су-35 и Су-35УБ.

- 2002 г. 5 ноября - самолеты Су-35 и Су-35УБ принимают участие в выставке Airshow China 2002 в Чжухае (Китай).

- 2003 г. июль - из ВВС в пилотажную группу "Русские витязи" переданы три серийных Су-35, бортовые №№ изменена на 3, 4 и 5. Так же в группу переданы 2 предсерийных прототипа - Т-10М-3 (присвоен борт №1) и Т-10М-12 (присвоен борт №2).

- 2006 г. 29 ноября - РИА "Новости" сообщает, что испытания Су-35 второго поколения начнутся  в 2007 г.

- 2008 г. 19 февраля - первый полет первого Су-35 второго поколения борт №901.

- 2009 г. 26 апреля - третий летный прототип Су-35БМ борт №904 потерпел аварию при скоростной пробежке на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре из-за отказа системы управления двигателем. Пилот - Евгений Фролов - катапультировался.


Сгоревший самолет Су-35БМ борт №904 после аварии 26 апреля 2009 г. (http://paralay.iboards.ru/).


Самолет Су-35БМ борт №904 в цеху КнААПО после аварии 26 апреля 2009 г. Фото или 2010 г. или начало 2011 г. (http://paralay.com).

- 2009 г. август - подписание контракта между Министерством обороны России и КнААПО / компанией "Сухой" на поставку в ВВС до 2015 г. 48 Су-35С.

- 2009 г. 24 августа - на посадке после завершения показательных выступлений на авиасалоне МАКС-2009 в критической ситуации оказался самолет Су-35 борт №901 пилотировавшийся С.Богданом. Пилот вышел из сложной ситуации с честью и успешно посадил самолет.


Происшествие при посадке Су-35 Сергея Богдана 24 августа 2009 г. на авиасалоне МАКС-2009. Копирайт фотографий сверху вниз: первое фото - http://www.nr2.ru, второе - Сергей Карпухин, Reuters, третье - Алекс Зак, http://russianplanes.net).


Первый серийный Су-35 второго поколения - Су-35С борт №01 синий. Аэродром КнААПО Дземги, г.Комсомольск-на-Амуре, 23 мая 2011 г. (фото - Вадим, http://russianplanes.net).

- 2011 г. 15 августа - первые два предсерийных самолета Су-35БМ (борт №№901 и 902) и первый серийный Су-35С начали программу государственных совместных испытаний в 929-м Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ) ВВС. На Су-35БМ (901 и 902) выполнены предварительные летные испытания, в ходе которых были полностью подтверждены основные установленные летно-технические характеристики комплекса бортового оборудования и характеристики сверхманевренности, проверены характеристики устойчивости и управляемости, характеристики силовой установки, работа навигационной системы. Достигнутая максимальная скорость у земли составляет 1400 км/ч, на высоте - 2400 км/ч., потолок - 18 тыс. м. Дальность обнаружения целей в режиме "воздух-воздух" - свыше 400 км. Это существенно превышает аналогичный показатель стоящих на вооружении самолетов. Бортовая ОЛС позволяет обнаруживать и сопровождать несколько целей на дальности свыше 80 км. Комплекс готов к прохождению испытаний на боевое применение.


Су-35 борт №901 в программе авиасалона МАКС-2011, Раменское, 19 августа 2011 г. (фото - Владимир Язынин,http://russianplanes.net).


Опытовый истребитель Т-10М-10 борт №710. Аэродром Раменское ЛИИ ВВС, осень 2011 г. (автор фото - Юрий Степанов,http://russianplanes.net).

- 2011 г. 02 декабря - первый полет совершил второй серийный Су-35С.


Первый полет второго серийного Су-35С. Аэродром КнААПО Дземги, 02.12.2011 г. (автор фото - Владимир Ивахненко,http://www.knaapo.ru).


Второй серийный Су-35 второго поколения - Су-35С борт №02 красный. Аэродром КнААПО Дземги, г.Комсомольск-на-Амуре, январь 2012 г. (фото - Вадим, http://russianplanes.net).

- 2012 г. 17 января - согласно официального пресс-релиза ОАО "Компания "Сухой" первый полет совершил третий серийный Су-35С. 


Первый полет третьего серийного Су-35С. Аэродром КнААПО Дземги, 17.01.2012 г. (автор фото - Владимир Ивахненко,http://www.knaapo.ru).


Третий серийный Су-35 второго поколения - Су-35С борт №03 красный. Аэродром Белая, г.Уссолье-Сибирское, февраль 2012 г. (фото - Вадим, http://russianplanes.net).

- 2012 г. март - для участия в государственных совместных испытаниях передан Су-35С №4. 


Су-35С борт №01 синий. Вероятно, испытания комплекса вооружения, аэродром ЛИИ ВВС в Раменском, март 2012 г. (фото - bender, http://russianplanes.net).


  Су-35БМ борт №901 синий. Аэродром ЛИИ ВВС в Раменском, март 2012 г. (фото - Юрий Степанов, http://russianplanes.net).


Су-35С борт №04 красный в Раменском, апрель 2012 г. (фото - bender, http://russianplanes.net/id73783). 


Су-35С борт №01 синий с 4 ракетами типа Р-73 и одной бомбой класса ФАб-100 под фюзеляжем. Аэродром ЛИИ ВВС в Раменском, май 2012 г. (фото - Сергей Лысенко, http://russianplanes.net).


Первый серийный Су-35 второго поколения - Су-35С борт №01 черный. Испытания, Раменское, первая половина июля 2012 г. (фото - Сергей Лысенко, http://russianplanes.net/id81122).


Су-35 / Т-10М-10 - участник программы испытаний в интересах Т-50 / ПАК ФА. Раменское, 19.07.2012 г. (фото - Алексей Демин,http://russianplanes.net).

- 2012 г. 6 декабря - на сайте КнААПО опубликован фоторепортаж с самолетами Су-35С борт №06 красный и, видимо, самолетом серийный №01-06 - т.е. с пятым и шестым серийными Су-35С. Судя по репортажу, по состоянию на дату публикации, самолеты уже совершили первый полет на аэродроме Дземги. Согласно сообщению источника, в декабре 2012 г. самолеты будут переданы ВВС и поступят в 4-й Центр БПиПЛС ВВС им.Чкалова в Липецке. Так же до конца 2012 г. ожидается готовность еще трех Су-35С .


Су-35С борт №06 красный серийный №01-05 и, вероятно, Су-35С серийный №01-06. Аэродром КнААПО Дземги, г.Комсомольск-на-Амуре, публикация 06.12.2012 г. (http://www.knaapo.ru).


Су-35С борт №06 красный серийный №01-05. Аэродром КнААПО Дземги, г.Комсомольск-на-Амуре, публикация 06.12.2012 г. (http://www.knaapo.ru).

- 2012 г. 28 декабря - компания "Сухой" с КнААПО передала ВВС России 6 Су-35С постройки 2012 г. В начале года были переданы 2 самолета построенных в рамках ГОЗ-2011. Планировалось сдать ВВС в 2012 г. 8 новых самолетов, следовательно еще 2 Су-35С ждут передачи ВВС на КнААПО либо не построены (источник).

- 2013 г. 10 января - СМИ сообщают о том, что в рамках ГОЗ-2013 планируется поставить ВВС 12 Су-35С. Таким образом по контракту на поставку 48 Су-35С до конца 2015 г. в ВВС будет поставлен 21 самолет (источник). 

- 2013 г.  15-20 января - на КнААПО в Комсомольске-на-Амуре персонал Государственного летно-испытательного центра им. В.П. Чкалова (ГЛИЦ) в Ахтубинске ведет приемку 6 самолетов Су-35С перед перегоном в Ахтубинск. а базе ГЛИЦ будут проведены наземные и летные испытания по проверке функционирования информационно-управляющей системы, комплекса связи, навигации, радиолокационной системы истребителей, а также систем вооружения на полигоне центра. Позднее специалисты ГЛИЦ выработают методики по их боевому применению. Затем испытанные машины будут переданы в Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны России (г. Липецк). Источник.


Самолеты Су-35С борт№09 красный и борт №12 красный на авиабазе Шагол / Челябинск во время перегона с КнААПО, 8 февраля 2013 г. (фото - ilius, http://forum.keypublishing.com).

- 2013 г. 13 февраля - впервые опубликованы фото двух самолетов Су-35С, которые прибыли на аэродром ЛИИ в Раменское. Самолеты прибыли, видимо, до 13 февраля. Бортовые №№06 и 08 красные. Самолеты выпуска 2012 г. перелетели в Раменское из Ахтубинска для участия в программе Госиспытаний (источник).


Су-35С борт №06 красный в Раменском, 13.02.2013 г. (фото - Вячеслав Бабаевский, http://russianplanes.net).


Су-35С борт №08 красный в Раменском, 13.02.2013 г. (фото - Вячеслав Бабаевский, http://russianplanes.net).


Су-35С борт №07 красный серийный №01-06 выпуска 2012 г. Авиабаза Кубинка, 04.06.2013 г. (фото - Виталий Юртаев,http://russianplanes.net/id110557).

- 2013 г. 17-23 июня - Су-35С борт №07 красный принял участие в авиасалоне в Ле-Бурже, Франция. Демонстрационный полет выполнял летчик-испытатель Герой Российской Федерации Сергей Богдан.


Демонстрационный полет Су-35С борт №07 красный на авиашоу в Ле-Бурже, 17-23 июня 2013 г. (фото - Марина Лысцева,http://fotografersha.livejournal.com).

- 2013 г. 10 июля - заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил СМИ, что в ближайшие три года МиГ-35 и Су-35 начнут массово поступать в ВВС страны, а пока "есть проблемы с завершением государственных испытаний указанных моделей" (источник). 

- 2013 г. 12 августа - в СМИ появилась информация от главкома ВВС генерал-лейтенанта Виктора Бондарева о том, что в 2013 г. в строевой состав ВВС поступит по эскадрилье самолетов Су-30 и Су-35. Ранее пресс-служба Восточного военного округа сообщила, что в этом году в округ должны поступить больше 20 Су-30 и Су-35. 17.08.2013 г. появилось уточнение - 12 самолетов Су-35С в октябре-ноябре 2013 г. поступят на авиабазу Дземги (г.Комсомольск-на-Амуре).


Су-35С борт №07 красный, Раменское, не позже 25 августа 2013 г. (фото - Владимир Петров, http://russianplanes.net/id117273).

- 2013 г. 05 октября - опубликован фотоматериал о сборке Су-35С на КнААПО на основании которго предварительно сделаны следующие выводы - самолеты с заводскими номерами 01413 и 01514 находятся в цехе окончательной сборки и сделано предположение, что самолеты с номерами 10, 11 и 12 уже находятся на ЛИС завода, а всего в сборке и в стадии подготовки к испытаниям на данный момент 6-8 Су-35С. 


Су-35С с номером 01413 в цехе окончательной сборки КнААПО, г.Комсомольск-на-Амуре, публикация 05.10.2013 г. (фото - Елена Петешова, http://www.rg.ru/).


Су-35С с номером 01514 в цехе окончательной сборки КнААПО, г.Комсомольск-на-Амуре, публикация 05.10.2013 г. (фото - Елена Петешова, http://www.rg.ru/).


Два Су-35С в цехе агрегатной сборки КнААПО, г.Комсомольск-на-Амуре, публикация 05.10.2013 г. (фото - Елена Петешова,http://www.rg.ru/).


Су-35С с номером 01413 в цехе окончательной сборки КнААПО, г.Комсомольск-на-Амуре, публикация 05.10.2013 г. (фото - Елена Петешова, http://www.rg.ru/).

Хронология производства Су-35 (без самолетов для статиспытаний):

Год План Факт Примечания
при СССР
(до 1992 г.)
  2 прототипы
1992-1999 г.г.   12 В т.ч. 3 серийных Су-35
2000-2008 г.г.   3  
2009 г.   1 26.04.2009 г. разбился на пробежке
2010 г. 1 0  
2011 г. 2 1 Первый серийный Су-35С и первый и единственный самолет ГОЗ-2010
2012 г. 7 8 Переданы  2 самолета ГОЗ-2011, 6 Су-35С постройки 2012 г. (28.12.2012 г.), передача одного самолета перенесена на 2013 г. 
2013 г. 12 12 Планируется поставить 12 Су-35С в рамках ГОЗ-2013. 1 самолет ГОЗ-2012 передан в январе-феврале 2013 г. 25.12.2013 г. заявлено, что план по поставке 12 самолетов в 2013 г. выполнен (источник). Реально 12 Су-35С ГОЗ-2013 переданы 12.02.2014 г. 23 ИАП, аэродром Дземги (г.Комсомольск-на-Амуре, источник).
2014 г. 12
46*
  Прогноз - 12 Су-35С. Согласно источнику М.Погосян заявил на авиасалоне в Сингапуре, что в 2014 г. будет произведено 46 Су-35С, а в 2015 г. - 51 самолет.
2015 г. 14
51*
  Прогноз - 14 Су-35С (итого 48 по контракту)

Реестр Су-35 (по состоянию на 12.10.2013 г.): 

№пп Наименование Сер.№ Борт № Первый полет Примечание
00 Т-10М-0 10-01? - - Построен "с нуля", самолет для статических испытаний.
01 Т-10М-1 / Су-27М 16-02 701 28.07.1988 г. Построен опытным производством ОКБ Сухого на базе серийного Су-27 (Т-10-34, серийный №16-02, выпуска 1986 г.), форма килей Су-27 сохранена, шасси с одноколесной передней опорой. Во второй половине 1990-х годов передан в Музей ВВС в Монино. 
02 Т-10М-2 / Су-27М 20-10 702 18.01.1989 г. Построен опытным производством ОКБ Сухого на базе серийного Су-27 (Т-10-38, серийный №20-10, выпуска 1987 г.), опытный экземпляр. Форма килей Су-27 сохранена, шасси с одноколесной передней опорой.
03 Т-10М-3 / Су-35 10-02 или 11-01? 703 / 1 01.04.1992 г. Первый предсерийный образец производства "с нуля" КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре). В 1992 г. под названием Су-35 принимал участие в авиасалоне в Фарнборо с контейнером системы тепловизионного обзора и лазерного целеуказания TIALD британской фирмы "Ферранти". В 1993 г. представлен на первом авиасалоне МАКС. В июле 2003 г. передан пилотажной группе "Русские витязи", присвоен борт №1. 
04 Т-10М-4 / Су-27М 12-01 (?) 704 1992 г.? Построен "с нуля" КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре), самолет для статических испытаний.
05 Т-10М-5 / Су-27М 21-05 705 1992 г.? Создан на КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре) на базе серийного Су-27 (серийный №21-05).
06 Т-10М-6 / Су-27М 24-01 706 1992 г. Создан на базе серийного Су-27 (Т-10-40, серийный №24-01, выпуск 1988 г.), опытный экземпляр производства КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре) - по данным Ильина - построен опытным производством ОКБ Сухого. Форма килей Су-27 сохранена, шасси с одноколесной передней опорой. В феврале 1992 г. в Мачулищах участвовал  в показе министрам обороны стран СНГ. С 1992 г. самолет участвовал в испытаниях РЛС Н011 и новой ЭДСУ.
07 Т-10М-7 / Су-27М 29-20 707 1992 г.? Создан на КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре) на базе серийного Су-27 (серийный №29-20). 
08 Т-10М-9 / Су-35 11-01? 709 1993 г.? Создан на КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре). Предсерийный экземпляр, идентичен Т-10М-8
09 Т-10М-10 / Су-35 11-02?
79871011002
710 1993 г.? Создан на КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре). Предсерийный экземпляр, идентичен Т-10М-8. Самолет участвовал в испытаниях двигателя "изделие 177С" для Су-35 второго поколения и для самолета Т-50 / ПАК ФА с марта 2004 г. В июле 2012 г. участвует в программе испытаний (Раменское).
10 Т-10М-8 / Су-35 11-03? 708 1993-1994 г.г.? Предсерийный экземпляр производства КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре) - эталон для серийных самолетов. Самолет вышел на испытания после самолетов Т-10М-9 и Т-10М-10.
- ноябрь 2012 г. - замечен на летном поле ЛИИ в Раменском.
11 Т-10М-11 / Су-35 / Су-37 11-04? 711 1994 г. Создан на КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре). Предсерийный экземпляр, идентичен Т-10М-8. Самолет подготовлен для участия в тендере ВВС ОАЭ. Позже использован для испытаний двигателей с управляемым вектором тяги и получил наименование Су-37 - первый полет с такими двигателями 2 апреля 1996 г. (пилот - Евгений Фролов). Принимал участие в авиасалонах в Фарнборо в 1996 г., в Ле Бурже в 1997 г., в авиасалоне МАКС-1997, в различных авиашоу. В 2001 г. на самолет установлены обычные двигатели АЛ-31Ф, изменена система управления и кабинная индикация. 19 декабря 2002 г. в 80 км от аэродрома Раменское самолет разбился из-за отказа ЭДСУ (пилот - Юрий Ващук - катапультировался).
12 Т-10М-12 / Су-35 11-05? 712 / 2 1994-1995 г.г.? Создан на КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре). Предсерийный экземпляр, идентичен Т-10М-8. На самолете предполалалось испытать модернизированную РЛС и новую кабину пилота на цветных LCD-экранах. В июле 2003 г. переда пилотажной группе "Русские витязи", присвоен борт №2.
13 Су-35 12-02 86 / 3 1995 г. Серийный, в 1996 г. передан в ГЛИЦ в Ахтубинске. В июле 2003 г. передан пилотажной группе "Русские витязи", присвоен борт №3.
14 Су-35 12-03 87 / 4 1995 г. Серийный, в 1996 г. передан в ГЛИЦ в Ахтубинске. В июле 2003 г. передан пилотажной группе "Русские витязи", присвоен борт №4.
15 Су-35 12-04 88 / 5 1995 г. Серийный, в 1996 г. передан в ГЛИЦ в Ахтубинске. В июле 2003 г. передан пилотажной группе "Русские витязи", присвоен борт №5.
16 Т-10УБМ / Су-35УБ   801 2000 г. Создан на базе серийного двухместного Су-30МКК, создание и производство - КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре). Первый полет в 2000 г. на самолете совершил летчик-испытатель Юрий Вощук. Самолет использован при съемках фильма "Зеркальные войны. Отражение первое". По состоянию на 2009 г. самолет находился на КнААПО.
           
17 Су-35 / Т-10БМ   901 19.02.2008 г. Первый летный прототип. Самолет построен на КнААПО летом 2007 г. Первый полет - ЛИИ им.Громова (пилот - летчик-испытатель С.Л.Богдан), аэродром Раменское. Форма вертикальных килей близка к форме килей Су-27, отсутствует ПГО. На самолете установлен массо-гааритный макет РЛС. 15.08.2011 г. самолет передан в программу ГСИ. Март 2012 г. - Раменское.
18 Су-35 / Т-10БМ   902 02.10.2008 г. Второй летный прототип. Первый полет - аэродром Дземги, г.Комсомольск-на-Амуре (пилот - летчик-испытатель С.Л.Богдан). Форма вертикальных килей близка к форме килей Су-27. На самолете установлен прототип РЛС "Ирбис", долгое время РЛС была нерабочей. 15.08.2011 г. самолет передан в программу ГСИ.
19 Су-35 / Т-10БМ   903 - Самолет для статических испытаний. В СМИ сообщали, что к концу марта 2009 г. статические испытания в основном завершены. В СибНИИА находится другой самолет, г.Новосибирск (Су-30, осень 2011 г.).
20 Су-35 / Т-10БМ -03 904 - Несостоявшися третий летный прототип Су-35БМ. 26 апреля 2009 г. самолет потерпел аварию при скоростной пробежке на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре из-за отказа системы управления двигателем. Пилот - Евгений Фролов - катапультировался. На самолете установлена РЛС.
21 Су-35С 01-01 01 черный план - октябрь-декабрь 2010 г.

03.05.2011 г.

Первый серийный Су-35С. Производство КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре). Первый полет состоялся на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре, пилот - Сергей Богдан. В ходе испытаний отмечено, что на самолет не установлена пушка. Первый самолет проекта с комплектным БРЭО. 
- 27-28.05.2011 г. самолет перелетел в Ахтубинск.
- 15.08.2011 г. самолет передан в программу ГСИ. 
- 2012 г. - Раменское, испытания.
- февраль 2013 г. - испытания в Раменском в т.ч. с КАБ-1500Л.
22 Су-35С 01-02 02 красный 02.12.2011 г. Второй серийный Су-35С. Производство КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре). Первый полет состоялся на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре, пилот - Сергей Богдан.
23 Су-35С 01-03 03  17.01.2012 г. Третий серийный Су-35С. Производство КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре). Самолет ГОЗ-2011. Первый полет состоялся на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре (пилот - летчик-испытатель Тарас Арцебарский).
24 Су-35С 01-04 04 красный 19.02.2012 г. Четвертый серийный Су-35С. Первый полет - летчик-испытатель Т.А.Арцебарский. 
Самолет ГОЗ-2011
- март 2012 г. - самолет передан в программу ГСИ. 
- апрель 2012 г. - Раменское
- февраль 2013 г. - Раменское, испытания с ракетами Х-31.
25 Су-35С 01-05 05
красный
октябрь 2012 г. Пятый серийный Су-35С. №1 ГОЗ-2012. Производство КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре). Первый полет состоялся на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре не позже 06.12.2012 г. (публикация фоторепортажа).  
- 06.12.2012 г. самолет в окраске ВВС России с бортовым номером. 
- 28.12.2012 г. передан ВВС в числе 6 Су-35С постройки 2012 г.
26 Су-35С 01-06 06 красный октябрь 2012 г. Шестой серийный Су-35С. №2 ГОЗ-2012. Производство КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре). Первый полет состоялся на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре не позже 06.12.2012 г. К 06.12.2012 г. самолет в окраске ВВС России с бортовым номером. 
- 28.12.2012 г. передан ВВС в числе 6 Су-35С постройки 2012 г.
- 27.01.2013 г. - Шагол, промежуточная посадка.
- 13.02.2013 г. замечен в Раменском, куда перелетел из Ахтубинска.
27 Су-35С 01-06 07 красный октябрь 2012 г. Седьмой серийный Су-35С. №3 ГОЗ-2012. Производство КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре). Первый полет состоялся на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре не позже 06.12.2012 г.  
- 28.12.2012 г. передан ВВС в числе 6 Су-35С постройки 2012 г.
- 27.01.2013 г. - Шагол, промежуточная посадка.
28 Су-35С 01-07 08 красный до декабря 2012 г. Наш прогноз (февраль 2012 г.) - 6 серийных Су-35С в 2012 г. Самолет №03 относится к плану 2011 г. №4 ГОЗ-2012.
- 28.12.2012 г. переданы ВВС в числе 6 Су-35С постройки 2012 г.
- 27.01.2013 г. - Шагол, промежуточная посадка.
- 13.02.2013 г. замечен в Раменском, куда перелетел из Ахтубинска.
29
30
31
Су-35С 01-08
01-09
01-11
09 красный
11 красный
12 красный
не позже  декабря 2012 г. №5-7 ГОЗ-2012.
- 28.12.2012 г. переданы ВВС в числе 6 Су-35С постройки 2012 г. + 2 переданы в 2013 г. (предположительно)
- 08.02.2013 г. - авиабаза Шагол замечены Су-35С борт №№09, 11 и 12.
32 Су-35С 01-10 10 красный не позже  января 2013 г. ?
33
34
35
36
Су-35С 014-12
014-13
015-14
015-15
  2013 г. Предположительно в сборке и на ЛИС КнААПО по состоянию на начало октября 2013 г.  Самолет №12 видимо на ЛИС, №13 и №14 в окончательной сборке, №15 - в агрегатной сборке (источник).


Боковые проекции некоторых экземпляров самолетов Су-27М, Су-35 и Су-35 второго поколения. Коллаж собран с использованием материалов с сайтов http://www.airwar.ru и http://crimso.msk.ru.

Экспорт:

Бразилия:
- 2002 г. - Су-35 принимал участие в первом раунде тендера на поставку для ВВС Бразилии 24 истребителей.
- 2004 г. - Су-35 выбыл из тендера. Тендер не состоялся.
- 2008 г. - ВВС Бразилии объявнен новый тендер F-X2 на поставку 36 истребителей с организацией лицензионного производства. Су-35 принял участие в тендере, но выбыл проиграв F/A-18, Rafale и JAS-39 Gripen.

Венесуэла:
- 2006 г. июнь - в СМИ обсуждается возможность поставок Су-35 в Венесуэлу.

Китай:
- 2008 г. - в ходе авиакосмического салона Airshow China впервые проявлен интерес к поставкам Су-35 в Китай.

- 2012 г. 6 марта - в СМИ появилась информация о том, что Россия готова поставить в Китай Су-35 в количестве 48 шт на сумму 4 млрд USD при условии, что Китай откажется от копирования российских самолетов. Позже было сообщено о том, что стороны не достигли соглашения.

- 2012 г. 20 ноября - СМИ сообщают о заключении сделки на поставку Китаю 24 самолетов Су-35 на сумму более 1.5 млрд USD. Поставки самолетов вероятно начнутся после 2015 г., а контракт будет подписан в течение 2013-2014 г.г. Представители "Рособоронэкспорта" и компании "Сухой" комментировать эту информацию отказались.

- 2013 г. 25 марта - СМИ со ссылкой на центральное телевидение Китая (CCTV)  сообщают, что во время визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию было подписано рамочное соглашение на поставку 24 самолетов Су-35 (источник).

- 2013 г. 17 июня - СМИ со ссылкой на заместителя гендиректора Рособоронэкспорта Александр Михеева сообщают, что Россия и Китай ведут технические переговоры по поставке в Китай самолетов Су-35. Заключение соглашения ожидается до конца 2013 г.

КНДР:
- 2015 г. 09 января - СМИ сообщают о том, что КНДР обращалась вноябре 2014 г. к России с просьбой поставить Су-35.

Ливия:
- 2008 г. 16 апреля - СМИ сообщают, что в Триполи подписан контракт на поставку  12 Су-35С. На самом деле был подписан договор о военно=техническом сотрудничестве.
- 2009 г. октябрь - обсуждается подписание контракта на поставку 12-15 Су-35С.
- 2010 г. 29 января - контракт на поставку вооружений на 1 млрд USD подписан. Возможно, что в контракт вошли поставки 12 Су-35С. В некоторых СМИ упоминается цифра 15.
- 2011 г. 27 февраля - "Интерфакс" сообщает о том, что контракт на поставку Су-35С на сумму 800 млн. USD полностью согласован и готов к подписанию.

Южная Корея:
- 2001 г. 1 ноября - завершена программа оценочных демонстрационных полетов, проводившихся летчиками ВВС Южной Кореи на Су-35УБ в Жуковском.
- 2002 г. 27 марта - объявлено об отказе от закупок Су-35 наравне с европейским Typhoon. Всего планировалось закупить 40 самолетов.